Научная статья на тему 'Библиотечное дело Омской губернии в период НЭПа (1921-1929 гг. )'

Библиотечное дело Омской губернии в период НЭПа (1921-1929 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНАЯ ИСТОРИЯ ОМСКОЙ ГУБЕРНИИ / НЭП / LIBRARY SCIENCE IN OMSK GOVERNORATE / NEW ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Огурцова Н. В., Фрайганг Е. Г.

Описывается состояние библиотечного дела Омской губернии в период новой экономической политики, тяжелое материальное положение библиотек, пересмотр форм обслуживания читателей в связи с переходом на местное финансирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Library science in Omsk Governorate during New Economic Policy (1921-1929)

The author of the article describes the condition of the of the library science in Omsk Governorate (guberniya) during New Economic Policy, difficult circumstances of libraries, reconsideration of forms of service of a reader connected with transition to the system of local financing.

Текст научной работы на тему «Библиотечное дело Омской губернии в период НЭПа (1921-1929 гг. )»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 3. С. 50-55.

УДК 021

Н.В. Огурцова, Е.Г. Фрайганг

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО ОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД НЭПА (1921-1929 ГГ.)

Описывается состояние библиотечного дела Омской губернии в период новой экономической политики, тяжелое материальное положение библиотек, пересмотр форм обслуживания читателей в связи с переходом на местное финансирование.

Ключевые слова: библиотечная история Омской губернии, НЭП.

Обращение к периоду НЭПа обусловлено потребностью реконструировать процессы функционирования библиотечного дела сибирской провинции в условиях социально-экономических и идеологических изменений. Есть определенное сходство исторической ситуации с современной в связи с переходом библиотек на местное финансирование.

В условиях разрухи, царившей в стране, вынужденно сокращалось государственное финансирование сферы культуры. Согласно решению ВЦИК и Совнаркома «О местных денежных средствах» (дек. 1921 г.) содержание библиотечной сети страны перекладывалось на местные органы власти [35, с. 24]. В мае 1922 г. Центральной библиотечной комиссией совместно с Главполитпросветом было разработано циркулярное письмо «Положение библиотечного дела в связи с новой экономической политикой», которое предлагало некоторые компенсаторные механизмы финансирования библиотечной системы страны в условиях строго ограниченной бюджетной системы [11, с. 23]. Пресловутый остаточный принцип порождал перманентные кризисы и спады в развитии библиотечного дела, ухудшал качество комплектования фондов библиотек, «вымывал» квалифицированных специалистов. В Омской губернии библиотечное дело развивалось по тому же сценарию, что и в европейской части страны, но в более драматичной форме из-за особой скудности местных бюджетов.

Фактографическую источниковую базу исследования составили периодические издания, выходившие на территории Омска и Омской губернии в 1921-1929 гг., описанные и систематизированные Т.В. Бернгардт и А.Н. Бородавкиной [2], а также дополнительно выявленные региональные периодические издания и архивные материалы.

В первой половине 1921 г. в Омской губернии функционировало 340 библиотек и 68 изб-читален, что представляло собой вполне удовлетворительно организованную библиотечную сеть. В сентябре 1921 г. Губполитпросвет приступил к решению вопроса о переводе учреждений культуры на местное финансирование [32, с. 6]. На местный

© Н.В. Огурцова, Е.Г. Фрайганг, 2009

бюджет было переведено до 90 % библиотек, а штат Губнаробраза был сокращен на 67 % [18, с. 136]. К концу 1922 г. количество библиотек в Омской губернии сократилось до 73 % [8]. Первые два года НЭПа - это время тяжелых испытаний для библиотечной сети Омского региона.

В октябре 1921 г., предваряя Сибирский съезд, в Омске состоялось совещание библиотечных работников Омской губернии. Участниками совещания было отмечено тяжелое материальное положение библиотечных работников особенно в сельской местности. Официальный хлебный паек равнялся 8 фунтам (1 фунт равен 0,41 кг.), а заработная плата составляла 20-25 тыс. рублей. Выплата заработной платы задерживалась до 9 месяцев, что служило поводом для массового оттока библиотечных работников. Особенно страдали от текучести кадров библиотеки Омска. Лучшие работники, под тем или иным предлогом, уходили из библиотек в поисках более «хлебных» мест, либо большую часть времени тратили, подрабатывая «на стороне» [4, с. 4].

Библиотеки, как правило, не имели собственных зданий, но если они имелись, местные власти искали любые предлоги к их изъятию. Так, например, библиотеку Тары за два месяца переселяли 6 раз [5, с. 3]. Согласно акту обследования районных библиотек Омска инспектором ГУ-БОНО в 1926 г. было установлено, что удовлетворительные помещения имели только три библиотеки. Многим библиотекам был необходим срочный капитальный ремонт, на который по смете отпускалось всего 500 руб. [31, с. 229]. Библиотечные учреждения не получали письменных принадлежностей, материалов для реставрации книг, средств на покупку библиотечного оборудования [4, с. 4].

В результате реформирования городской сети библиотек началось их слияние, которое проводилось в течение 1922 г. Библиотека им. В.Г. Белинского объединилась с библиотекой им. Ф.М. Достоевского, а в итоге, прекратила свое существование. В городскую библиотеку им. А.С. Пушкина влились библиотека периодических изданий, педагогическая и детская библиотеки [39, с. 3]. Небольшие самостоятельные библиотеки были ликвидированы и заменены передвижными формами обслуживания. Таким образом, сеть Омских биб-

лиотек сократилась вдвое, из 21 библиотеки осталось 9 [3, с. 2]. Тяжелое материальное положение библиотек Омского региона заставило искать дополнительные способы их поддержки.

Во-первых, предписывалось создать так называемую твердую сеть библиотечных учреждений с гарантированным финансированием за счет Губполитпросвета. В Омской губернии в 1923 г. в «твердую сеть» было включено 11 сельских библиотек, среди которых: Ново-Омская, Исиль-кульская, Александровская, Борисовская, Полтавская, Таврическая, Екатерино-славская, Ачаирская, Боженовская, Бело-стокская и Павлоградская [10]. Их совокупный фонд в 1923 г. составлял 24 371 экз. на 1 482 читателя. В Омске на средства Губполитпросвета содержалась фактически только Центральная губернская библиотека им. А.С. Пушкина [25, с. 3], с самым большим по величине фондом в 300 тыс. единиц хранения [9].

Во-вторых, поддержка библиотек осуществлялась за счет субсидий профсоюзов и завкомов, процентных отчислений от доходов кооперации, прикрепления к бюджетным организациям. В 1922 г. библиотеку им. Ф.М. Достоевского Губполит-просвет передал Губпрофсовету, но уже в 1924 г. она была ликвидирована, ее книжный фонд был распределен между другими библиотеками [31, с. 299]. Библиотека им. Н.А. Некрасова была передана объединенным заводам, а еще две городские библиотеки - фабрично-заводским предприятиям [25, с. 3]. Библиотечные учреждения, прикрепленные к организациям, содержались более или менее удовлетворительно. Рабочие принимали активное участие в их оборудовании и ремонте [22, с. 3; 31, с. 236].

Третьим источником финансовой поддержки библиотек было так называемое самообложение в виде «добровольных» взносов читателей на нужды политикопросветительных учреждений. Применение метода самообложения более успешно осуществлялось в городе, в то время как бедность в крестьянской среде чаще всего обрекали эту инициативу на неудачу. Вместе с тем имелся и положительный опыт. В селе Брезицком Одесского района для финансовой поддержки избы-

читальни крестьяне на общественных началах засевали поле, а на вырученные от

реализации урожая деньги содержали избу-читальню [14, с. 46].

Дополнительное финансирование приносила организация «кружков содействия библиотеке», в которые должны были входить все читатели. Кружки брали на себя обязанность финансовой поддержки библиотек путем самообложения, добровольных сборов, членских взносов, субботников, но получаемые от подобных финансовых инициатив доходы были незначительными [29, с. 2]. Мероприятия по добровольной финансовой поддержке библиотек не давали желаемых результатов и вместо привлечения дополнительных читателей, отмечался отток уже имевшихся.

Комплектование библиотечных фондов осуществлялось очень плохо и часто носило случайный характер. Особенно бедственное положение наблюдалось в сельской местности. Новые книги в деревенские библиотеки попадали редко, в лучшем случае выписывалось насколько газет, а чаще всего избы-читальни вообще не обеспечивались литературой [20, с. 36]. Для улучшения состояния комплектования Омский Губполитпросвет составлял небольшие подборки книг и давал возможность избам-читальням, сельсоветам, народным домам приобретать их в кредит [24, с. 59]. В целях материальной поддержки библиотеки им. А. С. Пушкина в июле 1922 г. при ней был открыт книжный магазин [10].

Библиотечное обслуживание читателей в период НЭПа рождало новые формы: кружки, коллективные чтения газет, беседы о прочитанных книгах, лекции на общественно-политические темы. Для такой работы был оборудован «библиотечный» вагон, курсировавший по Омской железной дороге [26, с. 4]. Нововведением в кружковой работе стала организация групповых чтений на дому. Комплектование групп осуществлялось партийными, комсомольскими, профсоюзными организациями, а также библиотечными кружками по самообразованию. Группы должны были состоять из 2-5 человек, желательно одного уровня образования. Библиотеки снабжали их литературой, давали рекомендации секретарям групп по организации работы, составляли примерные планы чтения для лиц с разным уровнем подготовки [27, с. 62]. Особое внимание

уделялось наглядным формам политического и антирелигиозного просвещения -выставкам, плакатам, стенгазетам.

Эффективными формами продвижения книги в народ, именно в годы НЭПа, стали передвижные библиотеки и книго-ношество, получившие широкое распространение в Омске. Книгоноши разносили книги по заводам, фабрикам, селам и деревням [31, с. 300]. В 1927 г. в библиотеках им. А. С. Пушкина и Н.А. Некрасова работали три книгоноши, обслуживавшие 15 крупных предприятий. Один книгоноша выдавал за квартал более 4 тыс. книг и обслуживал около 2 тыс. читателей. В период НЭПа у рабочих появился интерес к производственной литературе, но лидирующее место занимала беллетристика [19, с. 216].

Образцовый пример массовой работы с читателями показывала Центральная губернская библиотека им. А. С. Пушкина. После переезда в новое здание (бывший дом Шаниной) в апреле 1922 г. были открыты специализированный читальный зал для детей и общий читальный зал [30, с. 2]. Отделы библиотеки размещались в разных помещениях. Отдел искусств временно находился в помещении Художественно-промышленного института, а отдел медицины - в медицинском институте. Библиотека располагала достаточно большим фондом литературы на иностранных языках: немецком, французском, английском, еврейском, польском, татарском, латинском, греческом, шведском, латышском [7, с. 3].

Заслуги этой библиотеки были высоко оценены первым библиотечным съездом Сибири, проходившим в г. Новониколаев-ске. Съезд признал ее работу «в высшей степени ценной и заслуживающей не только внимания, но и подражания. Библиотека работала сообразно с условиями материальной обстановки, очень интенсивно, старательно проводя линию про-светработы и воспитания масс, намеченную пролетарской республикой». Активная деятельность библиотеки также была отмечена наркомом просвещения А. В. Луначарским, побывавшим в Омске в мае

1923 г. [37, с 235, 236].

Настоящей проблемой в этот период была сохранность книжных фондов. Из многих сельских библиотек, брошенных библиотекарями, книги были расхищены.

Было много читателей, не возвративших книги [34, с. 64]. Библиотекари порою прибегали к помощи местной печати. Со страниц газеты «Рабочий путь» звучали просьбы вернуть «народное достояние». Иногда списки злостных задолжников передавали в народный суд [16, с. 3].

Серьезные недостатки проявились в подготовке библиотечных кадров. Системная работа была заменена краткосрочными курсами, семинарами и практикумами. В Омском регионе переподготовка и обучение новых кадров, преимущественно из рабоче-крестьянской молодежи, осуществлялось Центральной губернской библиотекой им. А. С. Пушкина в виде практикума, который начал свою работу в 1924 г. В 1925 г. в библиотеке был организован кабинет самообразования, главной функцией которого была подготовка и повышение квалификации городских и сельских библиотечных работников. Фонд кабинета насчитывал более 3 тыс. единиц хранения [38, с. 77]. Обучение проводилось на курсах для библиотекарей и избачей [23, с. 8]. В ноябре

1922 г. при Омской совпартшколе была организована библиотечная секция, которая также занималась подготовкой избачей. Руководителем секции была тов. Бе-недиктовская. Она читала лекции по истории книги, библиотечной истории, знакомила слушателей с классификационной системой, с приемами каталогизации. Выпускники библиотечной секции могли самостоятельно работать в деревенских избах-читальнях [36, с. 50-51]. В журнале «Красный библиотекарь» за 1926 г. была приведена примерная программа краткосрочных курсов для деревенских библиотекарей, рассчитанная на двухнедельный и месячный периоды обучения. Большая часть лекционных часов (примерно 50 %) в программе отводилась политическому просвещению слушателей. Обучение имело практическую направленность [15]. Есть основания предполагать, что рекомендации центрального библиотечного профессионального журнала были приняты во внимание при подготовке библиотечных кадров в Омском регионе.

С 25 мая по 8 июня 1924 г. в Омске проходила конференция-курсы специалистов уездных центральных библиотек. Обсуждались примеры оформления стенгазет, плакатов, выставок, проведения бе-

сед с читателями, административно-организационные вопросы. По инициативе Омского Уполитпросвета заведующие районными библиотеками ежемесячно собирались на 1-2 дневные методические конференции в Центральной губернской библиотеке им. А.С. Пушкина [28, с. 4]. В 1924 г. силами Губполитпросвета были проведены 23-х дневные курсы избачей: в составе курсантов было 66 человек, в основном молодежь в возрасте 16-23 лет, окончившая сельскую трехлетнюю школу. Среди них по партсоставу было: членов РКП(б) - 8 %, комсомольцев - 62 %, беспартийных - 30 %, по социальному положению: крестьян - 59 %, рабочих 21 %, служащих - 20 % [1, с. 29]. В 1927 г. в Омске работали Сибирские краевые библиотечные курсы, которые вел В.И. Невский - директор Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина [31, с. 303].

Для организации учебного процесса не было квалифицированных преподавательских кадров и учебно-методической литературы, поэтому обучение осуществляли библиотекари-практики.

С 1925 г. отношение к библиотечному делу Омской губернии начинает меняться. Этому способствует принятие ряда нормативно-правовых документов разного уровня. В частности, «Положение о губернских и уездных передвижных библиотеках» (1925 г.) ставило задачи открытия передвижных библиотек с учетом состава населения и его культурно-хозяйственных запросов. Для мест со значительным населением других национальностей в фонды библиотек требовалось включать национальную литературу, что было очень актуально для Омского региона. [33, с. 105-107]. В «Постановлении ЦК РКП(б) о деревенских библиотеках и популярной литературе для снабжения библиотек» (1925 г.) наряду с серьезными организационными задачами решался вопрос об улучшении материального положения сельских библиотекарей [21, с. 3537]. «Постановление ЦК ВКП(б) об обслуживании книгой массового читателя» (1928 г.) ставило задачу усиления издательской деятельности для обеспечения максимальной доступности массовой книги, для превращения ее в инструмент пропаганды социалистических идей [22, с. 40-42].

В 1929 г. в Омске впервые за годы НЭПа были предприняты попытки изучения читательского спроса. Исследование проводилось в течение трех месяцев в семи профсоюзных библиотеках города. Было обследовано 356 читателей. Среди читательских предпочтений на первом месте оказалась беллетристика, на втором - общественно-политическая литература, на третьем - производственно-техническая. Повышенный интерес к производственной литературе отмечался в основном у служащих. Молодежь читала меньше, чем лица среднего возраста. На читателей с начальным образованием приходилось 164 требования, со средним - 808, с высшим - 69. Ситуацию с низкой читательской активностью интеллигенции организаторы исследования объясняли тем, что среди абонентов профсоюзных библиотек было мало лиц с высшим образованием [13, с. 3].

Позитивные перемены в библиотечном деле, по мнению М.Н. Глазкова, оказались в первую очередь возможными благодаря увеличению финансирования и реальной общественно-государственной

поддержки библиотечной сферы [12].

В заключении следует отметить, что период новой экономической политики оказался «шоковым» для библиотечного дела Омского региона, так как в корне изменились привычные устои: предъявлялись новые требования к библиотекарю, были пересмотрены формы работы с читателями, изыскивались дополнительные источники финансирования. Это время было судьбоносным для библиотечного дела страны в целом. Оно определило место и назначение библиотек в строительстве социализма в СССР.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Агитация и пропаганда // Отчет Омского Губернского Комитета РКП(б) за апрель-октябрь

1924 г. К VII Губпартконференции. Омск: тип. Омсоюза. 1924. С. 20-40.

[2] Бернгардт Т.В., Бородавкина А.Н. Омские жур-

налы как источник по истории библиотечного дела Омского Прииртышья (1922-1929 годы) // Книга и мировая культура: материалы II международной науч.-практ. конф. (23-24 апреля 2007 г.). Омск, 2007. С. 5-10.

[3] Библиотечное дело // Рабочий путь. 1921. № 97

(7 окт.). С. 2.

[4] Библиотечное дело // Рабочий путь. 1921. № 113 (26 окт.). С. 4

[5] Библиотечное дело в Омской губернии // Рабо-

чий путь. 1922. № 12 (15 янв.). С. 3.

[6] Библиотечные дела // Рабочий путь. 1922. № 95

(29 апр.). С. 4.

[7] В Пушкинской библиотеке // Рабочий путь. 1922. № 140 (24 июня). С. 3.

[8] ГАОО Ф. Р- 318. Оп.1. Д. 596. Л .16.

[9] Там же. Д. 596. Л.18.

[10] Там же. Д. 1279. Л.27.

[11] Глазков М.Н. Провал централизации библиотечного дела в России в 1922-1930 гг. // Библиотековедение. 1994. № 6 (6). С. 22-31.

[12] Его же. Современный взгляд на историю российских библиотек в годы НЭПа [Электронный ресурс] / М.Н. Глазков // Культурология: Науки о культуре - шаг в XXI век. - URL: http:// www.earthburg.ru/earthadm/php/process.php (дата обращения: 6.05.2009)

[13] Две книги в месяц // Рабочий путь. 1929. № 89 (19 апр.). С. 3.

[14] Добровольные общества «Друзей избы-читальни» // Просвещение Сибири. 1926. № 2. С. 45-48.

[15] Доблер Ф. Примерная программа краткосрочных курсов для деревенских библиотекарей (двухнедельных и месячных) // Красный библиотекарь. 1926. № 6. С. 13-28.

[16] За невозвращение книг к суду // Рабочий путь. 1922. № 141 (25 июня). С. 3.

[17] Зуев М.Н. Культура в годы НЭПа // История России с древнейших времен до конца XX в.: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2000. С. 600-608.

[18] Из истории советского Омска (1917 г. - июнь 1941 г.): сб. документов и материалов. Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, Ом. отд-ние, 1975.

[19] Из отчета Омского губернского совета профсоюзов за 1927 г. о массовой работе библиотек 23 сентября 1927 г. // История библиотечного дела в СССР. Материалы и документы, 1920-1929. М., 1979. С. 216.

[20] Искосков П. Организационные задачи политико-просветительной работы в деревне // Дело просвещения. 1924. № 2-3. С. 32-41.

[21] История библиотечного дела в СССР. Материалы и документы, 1920-1929. М., 1979.

[22] Культура, искусство, литература. Библиотеки и новая экономическая политика // Рабочий путь. 1922. 26 янв. С. 3.

[23] Курсы районных библиотекарей // Рабочий путь. 1926. № 134 (15 июня). С. 8.

[24] Лаврентьев А. Каким образом избе-читальне, народному дому, сельсовету, ячейке приобрести библиотеку, плакаты и пр. // Ленинец. 1924. № 6-7. С. 59-67.

[25] Наши государственные и хозяйственные органы в обстановке НЭПа // Рабочий путь. 1922. № 210 (16 сент.). С. 2-3.

[26] Нодельман М. Клубы на колесах // Рабочий путь. 1926. № 202 (5 сент.). С. 4

[27] Его же. Кружки по самообразованию // Ленинец. 1924. № 5. С. 62-64.

[28] Его же. Налаживаем библиотеки в уездах // Рабочий путь. 1924. 18 июня. С. 4.

[29] Омским библиотекам нужна общественная помощь // Рабочий путь. 1924. № 218 (25 сент.). С. 2.

[30] Открытие читального зала // Рабочий путь. 1922. № 89 (22 апр.). С. 2.

[31] Очерки истории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2002. Т. 3. (1917-1930 гг.).

[32] Переход культурно-просветительных учреждений на хозяйственное положение // Рабочий путь. 1921. № 87 (25 сент.). С. 6.

[33] Положение о губернских и уездных передвижных фондах // Красный библиотекарь. 1925. № 12. С. 105-107.

[34] Посадсков А.Л. Библиотечное дело Сибири в условиях перехода к новой экономической политике (1922-1923) // Развитие библиотечного

дела в Сибири и на Дальнем Востоке в советский период. Новосибирск, 1988. С. 55-59.

[35] Рожков Н.И. Развитие сети государственных массовых библиотек и системы руководства их деятельностью // Библиотечное дело в период НЭПа (1921-1929): сб. науч. трудов. М., 1991. С. 3-27. (История библ. дела СССР).

[36] Рябов И. Бибсекция // Мы победим. 1923. № 6. С. 50-51.

[37] Соскин В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы новой экономической политики (1921-

1923 гг.). Новосибирск: Наука, 1971.

[38] Трайнин Я. Омский кабинет библиотековедения // Красный библиотекарь. 1926. № 5. С. 70-77.

[39] Центральная библиотека им. А.С. Пушкина // Рабочий путь. 1922. № 294 (26 дек.). С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.