УДК 02
Н. С. Колпакова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ НА ОСНОВЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО УЧЕБНОГО КУРСА И ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Обусловлена необходимость формирования информационной компетентности у будущих педагогов-музыкантов, позволяющей им осуществлять информационное самообеспечение в процессе профессиональной деятельности, на основе факультативного учебного курса. Установлено взаимодействие и сотрудничество в системе «преподаватель - библиотечно-информационный специалист - студент».
Ключевые слова: формирование информационной компетентности музыканта, факультативный учебный курс, вузовская библиотека, сотрудничество «преподаватель - библиотечно-информационный специалист - студент», особенности информационных потребностей
Широкое использование новых информационных технологий во всех сферах современной жизни, в том числе и в отрасли культуры и искусства, требует новых подходов к обучению педагогов-музыкантов. Современные требования к их подготовке активно обсуждаются в печати [9-12]. Специфика деятельности педагога-музыканта обусловлена, с одной стороны, особенностями музыкальной культуры и искусства, а с другой -педагогической направленностью их труда [1].
Очевидно, что еще в процессе обучения будущий педагог-музыкант должен не только овладеть всеми гранями профессии, но и научиться свободно ориентироваться в информационной среде.
Информационная компетентность является основой для осуществления комплекса различных видов профессиональной деятельности, свойственных современному педагогу-музыканту: музыкально-исполнительской, педагогической, организационно-управленческой, музыкально-просветительской. Она гарантирует ему профессиональную устойчивость и востребованность на рынке образовательных услуг, открывает новые возможности для постоянной актуализации своих профессиональных знаний, умений и навыков [14].
Необходимость формирования информационной компетентности будущего педагога доказана в работах многих современных исследователей [4; 5; 8]. Однако, как удалось установить на практике, для ее формирования требуется реализация комплекса информационно-образователь-
ных задач, основанных на совместных усилиях библиотеки, педагогов и руководства вуза.
Для диагностики уровня информационной компетентности студентов и педагогов музыкального профиля было проведено социологическое исследование. В нем приняли участие 416 педагогов и студентов различных образовательных учреждений города Хабаровска: ФГБОУ ВПО «Хабаровский государственный институт искусств и культуры», КГОУ СПО «Хабаровский педагогический колледж», КГОУ СПО «Хабаровский краевой колледж искусств» и музыкальных школ. В категорию выборки вошли 200 студентов вуза и колледжей, будущая деятельность которых может иметь музыкально-педагогическую направленность, и 216 преподавателей названных учреждений и музыкальных школ города. Результаты исследования свидетельствуют о недостаточном уровне информационной компетентности педагогов-музыкантов (как нынешних, так и будущих). Несмотря на то, что более 80 % опрошенных отметили потребность в профессиональной информации, только 37,5 % из них обращаются к ресурсам Интернета и 15 % отслеживают новые информационные источники. Установлено, что многие педагоги-музыканты не могут свободно пользоваться информационными технологиями, ориентироваться в интернет-среде, работать с педагогическими и музыкальными порталами и сайтами, электронными библиотеками, аудио- и видеоматериалами. Тем не менее ими признается, что успешность профессиональной деятельности пе-
24
дагога-музыканта в современных условиях требует от них определенных навыков: аналитико-синтетического преобразования информации, составления электронной презентации доклада (выступления), использования различных традиционных и электронных средств.
В образовательных учреждениях сферы культуры и искусств формирование информационно-коммуникационных знаний, умений и навыков осуществляется на основе дисциплин, входящих в информационно-коммуникационный цикл учебного плана. Для их освоения студенту необходимы знания информатики в объеме курса общеобразовательной школы и элементарные умения обращения с компьютерной техникой. В этот блок учебных планов для различных направлений подготовки включены две базовые дисциплины «Информационные технологии» и «Современные информационные технологии».
Однако эти дисциплины, хоть и входят в базовую часть учебных планов, соответствующих ФГОС ВПО бакалавриата, не обеспечивают формирования всех необходимых компетенций, чаще изучаются без учета специфики будущей деятельности и осуществляются на потоке для
студентов нескольких направлений. Проблема информационной компетентности педагога-музыканта остается весьма актуальной для наших образовательных учреждений.
Трудно не согласиться с Н. И. Гендиной, утверждающей, что информационную культуру (компетентность) личности необходимо формировать на основе целенаправленного, специально организованного процесса, осуществляемого при активном участии библиотеки образовательного учреждения и в контексте профессиональной подготовки [6; 7].
По нашему мнению, одной дисциплины явно не достаточно для формирования всех необходимых информационных навыков. Нужно включить в вариативную часть учебного плана факультативный курс «Основы информационной культуры и компетентности педагога-музыканта». Курс рассчитан на 72 часа, включая 30 часов лекционных (40 % объема времени) и 42 часа практических занятий. Его содержание охватывает широкий круг вопросов, имеющих практико-ориентирован-ный характер. Рекомендуется изучать на втором курсе в 3 и 4 семестрах и заканчивать итоговым контролем на основе зачета.
Содержание информационно-коммуникационного цикла направлений подготовки педагогов-музыкантов в вузах искусств и культуры
Направление подготовки Профиль подготовки Название дисциплины Курс Семестр Объем часов
050100 Педагогическое образование Музыкальное образование Информационные технологии 2 3 72
073400 Академическое пение
Вокальное искус-
ство
073100 Музыкально -инструментальное искусство Фортепиано; оркестровые струнные инструменты; оркестровые духовые и ударные инструменты; баян, аккордеон и струнные щипко- Современные информационные технологии 3-4 6-7 108
073500 вые инструменты
Дирижирование Дирижирование академическим хором; дирижирование оркестром народных инструментов
071600 Инструменты эстрадного оркестра; Современные информационные технологии
Музыкальное искусство эстрады эстрадно-джазовое пение 3-4 6-7 144
25
Интегрированная сущность информационной культуры и компетентности позволит в процессе обучения сформировать у студента необходимый набор общекультурных компетенций (ОК): умение собирать и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-1); способность ориентироваться в специальной литературе - как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях (видах искусства) (ОК-2); умение работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4); способность анализировать явления и произведения литературы и искусства (ОК-5); понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; знать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации; иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; работать с традиционными носителями информации (ОК-6); способность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-11).
Основными задачами курса являются: изучение сущности понятия «информационная культура» как основы информационного поведения и информационной компетентности педагога-музыканта; формирование представлений об основных информационных ресурсах сферы музыкального искусства (как бумажных, так и электронных); определение типов информационно-поисковых задач педагога-музыканта и способов их решения; изучение особенностей информационных технологий, применяемых в профессиональной деятельности педагога-музыканта, наиболее востребованных в музыкальной практике (практическое владение интернет-технологиями, цифровой звукозаписи, простейшим звукозаписывающим и звуковоспроизводящим оборудованием, специальными программами, предназначенными
для нотной верстки, обработки и записи звука, МГО1-редакторами).
Специфика преподавания курса основана на индивидуально-личностном подходе к каждому студенту, позволяет наиболее продуктивно реализовывать информационное взаимодействие в процессе учебной, исполнительской, научно-исследовательской, художественно-творческой деятельности. Обязательным условием при этом является самостоятельная работа студента, предусматривающая выполнение всего комплекса практических заданий [3].
В результате освоения программы у студентов будет сформирована информационная компетентность, понимаемая нами как сложное ценностно-смысловое, динамическое образование личности, интегрирующее теоретико-методологические знания, практический опыт и мотивационно-ценностные ориентиры на художественно-познавательную деятельность педагога-музыканта, обеспечивающую успешную реализацию его художественно-творческого потенциала и педагогических возможностей.
Безусловно важную роль в процессе формирования информационной компетентности педагогов-музыкантов должна сыграть библиотека вуза, ее специализированный музыкально-нотный отдел. Это структурное подразделение представляет некий новый тип библиотечного обслуживания, где для удовлетворения информационных потребностей музыкантов используются традиционные (печатные) издания и новые электронные, мультимедийные ресурсы. В ее работе выделяется несколько направлений: презентация новых изданий; развитие информационных ресурсов (фондов библиотеки) для удовлетворения потребностей в информации; проведение социологических опросов; консалтинговая и образовательная деятельность по формированию информационной компетентности пользователей в области музыкальной культуры и искусства.
В этом же направлении происходят изменения и в позиции библиотекаря, который сегодня больше занимается педагогическим сопровождением информационной деятельности обучающихся, чем обслуживанием информа-
26
ционных потребностей, возникающих в процессе обучения [2]. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов-музыкантов и библиотекарей на основе определения общего проблемного поля, эффективного использования образовательных ресурсов и возможностей музыкальной библиотеки. Очевидно, что в новых условиях именно библиотека должна стать тем социальным институтом учебного заведения, который может взять на себя функции координационного центра, обеспечить развитие информационной
компетентности педагога-музыканта. Успешно достигнуть поставленной цели можно лишь при условии, что библиотекарь вместе с педагогом будут решать комплекс задач: изучать информационные потребности и запросы музыкантов; полноценно обеспечивать информационные потребности образовательного процесса; формировать информационные навыки.
Библиотека как социальный институт должна активнее определять свои новые функции в интенсивно формирующемся информационном обществе.
1. Абдуллаева, С. В. Компетентностный подход как необходимое условие эффективной работы преподавателя музыкально-теоретических дисциплин / С. В. Абдуллаева // Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика и перспективы: материалы обл. науч.-практ. конф., 8-9 нояб. 2007 г. - Омск: РИЦ, 2007. - Ч. 2. - С. 15-18.
2. Алферов, А. А. Музыкальное образование - библиотеки: новые грани взаимодействия на пороге информационного общества [Электронный ресурс] / А. А. Алферов // Библиотечное дело - 2000: проблемы формирования открытого информационного общества. Ч. 1. - С. 118-120. - Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2000/3s/3s_p1.htm (дата обращения 24.03.13).
3. Артюшкин, О. В. Самостоятельная работа обучающегося в процессе формирования информационной культуры личности / О. В. Артюшкин // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Сер. 2. Педагогика. Психология. - 2005. - № 3. - С. 65-70.
4. Брызгалова, Н. В. К вопросу об информационной компетентности будущего педагога [Электронный ресурс] / Н. В. Брызгалова. - Режим доступа: http://www.el-udm.blogspot.com/ (дата обращения 16.11.13).
5. Введенский, В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. - Москва, 2003. - № 4. - С. 21-31.
6. Гендина, Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности / Н. И. Гендина // Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе территорий: сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН; отв. ред.: Е. Б. Артемьева. - Новосибирск, 2001. - С. 44-51.
7. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Н. Гендина, Н. Колкова, И. Скипор, Г. Стародубова. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - Москва: Шк. б-ка, 2003. - 296 с. - (Приложение к журналу «Школьная библиотека»).
8. Ефименко, И. П. Компетентностный подход как необходимое условие подготовки будущих специалистов в системе непрерывного образования / И. П. Ефименко // Компетентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика и перспективы: материалы обл. науч.-практ. конф., 8-9 нояб. 2007 г. Ч. 2. - Омск: РИЦ, 2007. - С. 3-8.
9. Казурова, А. С. Проблемы государственного образовательного стандарта высшего профессионального музыкального образования: опыт и перспективы [Электронный ресурс] / А. С. Казурова. - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-12005.html (дата обращения 25.02.13).
10. Кудрина, Е. Л. Культура, основанная на знаниях: стратегия подготовки кадров нового типа в вузах культуры и искусств [Электронный ресурс] / Е. Н. Кудрина. - Режим доступа: http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2009/disk/115.pdf (дата обращения 14.08.10).
11. Кулагина, О. В. Самостоятельная работа студентов-музыкантов ссузов культуры и искусства на мотива-ционной основе в условиях компетентностно-ориентированного образования / О. В. Кулагина // Компе-тентностный подход в системе непрерывного художественного образования: теория, практика и перспективы: материалы обл. науч.-практ. конф., 8-9 нояб. 2007 г. Ч. 2. - Омск: РИЦ, 2007. - С. 18-21.
27
12. Ложакова, Е. А. Модель формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей [Электронный ресурс] / Е. А. Ложакова. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/vestnik/ 2011/2011_4/8.pdf (дата обращения 07.06.12).
13. Привалова, Н. С. Информационная компетентность как элемент моделирования деятельности современного педагога: итоги опроса / Н. С. Привалова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки: ежеквартальный журнал по вопросам теории и практики библиотековедения, библиографо-ведения и книговедения. - 2012. - Апр. - июнь. - Вып. 2 (55). - С. 119-123.
14. Привалова, Н. С. Оценка информационной компетентности педагога-музыканта учреждения профессионального образования в условиях удаленного региона / Н. С. Привалова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 2. - С. 171-175.
Сдано 13.05.2014 N. S. Kolpakova
FUTURE TEACHERS-MUSICIANS INFORMATION COMPETENCE FORMATION ON THE BASIS OF THE ELECTIVE COURSE AND A RISING ROLE OF THE INSTITUTE LIBRARY
Abstract. The article says about the necessity of future teachers-musicians information competence formation that allows to keep professional activity supplied with information on the basis of the elective course. It shows interaction and cooperation in the system of "teacher-librarian-student".
Keywords: Future teachers-musicians information competence formation, an elective course, the Institute library, "teacher-librarian-student" cooperation, characteristics of information needs
References
1. Abdulaeva, S. V Competence approach as the necessity of musical-theoretical subjects teacher's effective work / S. V. Abdulaeva // Kompetentnostnij podkhod v sisteme neprerivnogo khudozhestvennogo obrazovanija: teorija, prac-tika i perspectivi [Competence approach in the framework of continuous art education: theory, practice and prospects]: works of scientific and practical conference, Nov., 8-9, 2007. P. 2. - Omsk: RITS, 2007. - P. 15-18.
2. Alferov, A. A. Musical education - libraries: new sides of cooperation in information society [Electronic resource] / A. A. Alferov // Bibliotechnoe delo - 2000: problemy formirovanija otkritogo informatsionnogo ob-schestva [Librarianship-2000: problems of open information society formation]. P. 1. - P. 118-120. - URL: http://libconfs.narod.ru/2000/3s/3s_p1.htm (date of access 24.03.13).
3. Artushkin, O. V. Self-education in the process of forming person's information culture / O. V. Artuchkin // Vest-nik Khakasskogo Gosudarstvennogo Universiteta imeni N. F. Kaftanova [Herald of Hakassija State University after N. F. Kaftanov]. Ser. 2. Pedagogics. Psychology. - 2005. - № 3. - P. 65-70.
4. Brizgalova, N. V. To the question of future teacher's information competence [Electronic resource] / N. V Brizgalova - URL: http://www.el-udm.blogspot.com/ (date of access 16.11.13).
5. Vvedenskij, V. N. Teacher's competence as the main condition of his professional activity / V. N. Vvedenskij // Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. - Moscow, 2003. - № 4. - P. 21-31.
6. Gendina, N. I. Library educational function and forming person's information culture / N. I. Gendina // Biblio-techno-informatsionnie resursi v nauchno-obrazovatel'nom komplekse teorij [Biblio-information resources in scientific and educational theories]: coll. sc. works. / GPNTB SO RAN; editor-in-chief E. B. Artem'eva. - Novosibirsk, 2001. - P. 44-51.
7. Gendina, N. I. Formirovanie informatsionnoi kul'turi lichnosti v bibliotekah i obrazovatel'nih uchrezhdenijah [Forming person's informational culture in libraries and educational establishments]: manual / N. Gendina, N. Kolkova, I. Skipor, G. Starodubova. - 2nd Ed., rev. and sup. - Moscow: Shkol'naia biblioteca, 2003. - 296 p. -(Supplement to Shkol'naia biblioteca journal).
8. Efimenko, I. P. Competence approach as the necessity of future specialists' preparation in the framework of continuous art education / I. P. Efimenko // Kompetentnostnij podkhod v sisteme neprepivnogo khudozhestvennogo obrazovania: teorija, practika i perspectivi [Competence approach in the framework of continuous art education: theory, practice and prospects]: works of scientific and practical conference, Nov., 8-9, 2007. P. 2 - Omsk: RITS, 2007. - P. 3-8.
28
9. Kazurova, A. S. Problems of higher professional musical education state standard: experience and prospects [Electronic resource] / A. S. Kazurova. - URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-12005.html (date of access 25.02.13).
10. Kudrina, E. L. Culture based on knowledge: strategy for new type specialists preparation in universities of arts and culture [Electronic resource] / E. L. Kudrina. - URL: http://gpntb.ru/win/inter-events/crimea2009/disk/115.pdf (date of access 14.08.10).
11. Kulagina, O. V. Students-musicians' self-education in colleges of culture and arts on motivation basis in the framework of competence oriented education / O. V. Kulagina // Kompetentnostnij podkhod v sisteme ne-prepivnogo khudozhestvennogo obrazovania: teorija, practika i perspectivi [Competence approach in the framework of continuous art education: theory, practice and prospects]: works of scientific and practical conference, Nov., 8-9, 2007. P. 2. - Omsk: RITS, 2007. - P. 18-21.
12. Lozhakova, E. A. Musical students' information competence forming model [Electronic resource] / E. A. Loz-hakova. - URL: http://www.ido.rudn.ru/vestnik/ 2011/2011_4/8.pdf (date of access 07.06.12).
13. Privalova, N. S. Information competence as an element of contemporary teacher activity modeling: questioning results / N. S. Privalova // Vestnik Dal'nevostochnoi gosudarstvennoi nauchnoi biblioteki [Herald of the Far-eastern state scientific library]: monthly journal on theory and practice of librarianship and bibliography. - 2012. - Apr.-June. - Rel. 2 (55). -P. 119-123.
14. Privalova, N. S. Information competence evaluation of teacher-musician in educational establishment in conditions of remote region / N. S. Privalova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Vestnik of Moscow state university of culture and arts]. - 2012. - № 2. - P. 171-175.
Received 13.05.2014
Уважаемые читатели и авторы!
Электронная версия «Вестника ЧГАКИ» представлена в открытом доступе в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.ru
Импакт-фактор «Вестника Челябинской государственной академии культуры и искусств» выше показателей
научных журналов ведущих вузов культуры и искусств России*
* Диаграмма сформирована по данным НЭБ eLIBRARY.ru на 01.09.2014
0,098
29