ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ PRIVATE LAW (CIVIL)
5.1.3
УДК 347.126 ГРНТИ 10.27.01 Е01Ч: РКУ^Ш
Библейские заветы и их значение для гражданского права
©Васильева Евгения Николаевна
Коллегия адвокатов «Гриднев, Харитонов и Партнеры», г.Москва, Россия [email protected]
Аннотация: На ранних этапах развития человеческой цивилизации религия играла значительную роль в формировании законов, по которым жили люди, в связи с чем она оказала значительное влияние на современное гражданское право. Цель данного исследования состоит в определении значения библейских заветов для гражданского общества. Автор анализирует сущность религиозных норм и обычаев и определяет то, как религиозные нормы повлияли на становление современного гражданского права. Автор приходит к выводу, что право и религия представляют собой две разные системы норм, которые играют важную роль в регулировании общественных отношений. В то время как право основывается на законах и имеет юридические механизмы контроля, религиозные нормы основаны на вере и имеют духовные последствия, в то время как религия освящает ценности, установки и кодексы поведения, которые являются непоколебимыми и безусловными и способна узаконить социально значимые ценности и придать им авторитет, необходимый для соблюдения заявленных принципов и законов.
Ключевые слова: правотворчество, гражданское право, закон, Христианство, Библия.
Для цитирования: Васильева E.H. Библейские заветы и их значение для гражданского права // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. №8. С. 136-139. EDN: PKYJNW
Biblical Covenants and TheirSignificance for Civil Law
©Vasilyeva Evgeniya Nikolaevna
Lawyers'BarAssociation "Gridnev, KharitonovandPartners", Moscow, Russia [email protected]
Abstract: In the early stages of the development of human civilization, religion played a significant role in shaping the laws by which people lived, and therefore it had a significant impact on modern civil law. The purpose of this study is to determine the significance of the Biblical covenants for civil society. The author analyzes the essence of religious norms and customs and determines how religious norms influenced the formation of modern civil law. The author comes to the conclusion that law and religion are two different systems of norms that play an important role in regulating public relations. While law is based on laws and has legal control mechanisms, religious norms are based on faith and have spiritual consequences, while religion sanctifies values, attitudes and codes of conduct that are unshakable and unconditional and are able to legitimize socially significant values and give them the authority necessary to comply with the stated principles and laws.
Keywords: lawmaking, civil law, law, Christianity, Bible.
f For citation: Vasilyeva E.N. Biblical Covenants and Their Significance for Civil Law// Gaps in Russian Legislation.
2023. Vol. 16. №8. Pp. 136-139. (in Russ.). EDN: PKYJNW
136 Gaps in Russian Legislation
Vol.16 №8 2023
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Васильева Е.Н.
БИБЛЕЙСКИЕ ЗАВЕТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
ВВЕДЕНИЕ
Библейские заветы предлагают нам не только набор заповедей, но и принципы, которые имеют значение для нашего общества. Эти ценности идеализируются и символизируются в религиозных текстах, и они оказывают значительное влияние на все аспекты нашей жизни.
Одним из главных аспектов религиозных ценностей является их способность регулировать поведение людей. Религиозные нормы - это правила, которые определяют, как следует вести себя в соответствии с религиозными установками. Они отличаются от общественных норм тем, что являются более строгими и имеют обязательный характер.
Религиозные нормы и ценности требуют соблюдения определенных правил и ограничений и оказывают влияние на все сферы жизни человека и общества. Т.В. Сергеева утверждает, что социальные нормы не определяют, как человек относится к Богу. Это включает как рациональные, так и иррациональные аспекты человеческого отношения к религии [Сергеева, 1997,16].
То есть никакой социальный регулятор не может заставить человека принять религиозные убеждения против его воли, а значит религия в данном случае определяется как сугубо личная норма [Сергеева, 1997: 16]. При этом, человеческая преданность религии, будучи безусловной, является тем аспектом мышления, который подчиняет все остальное: интересы, амбиции, стремления. Важно, что зачастую люди не могут представить себя без религиозного самоопределения, и ставят его превыше всего.
В Евангелии от Матфея сказано, что подобает возлюбить Господа Бога «всем сердцем... и всею душою... и всем разумением твоим. Это служит основанием для человеческой борьбы за религиозный идеал, при этом человек вовсе не воспринимает себя как жертву или раба этой идеологии, напротив, воспринимает ее как неотделимую часть самого себя [Сергеева, 1997: 223].
Э. Фромм подтверждает эту мысль и считает, что для достижения провозглашаемой христианством вселенской любви у людей, несомненно, должны быть принципы и нормы [Гараджа, Руткевич, 1996: 369]. Действительно, любая религия (будьто религии эпохи палеолита или современная конфессия) формируют общественно поведение человека и общественные отношения, регулируя их путем установления определенных норм, которые запрещено нарушать, зачастую, под стразом божественного наказания [Сергеева, 1997:16-17].
По мнению В.К. Бабаева, религиозные нормы и социальные нормы имеют одинаковый базис [Баьаев, 1999: 288]: и социальные и религиозные нормы представляют собой правила поведения, которые способствуют реализации определенных ценностей и запретов, например, христианство осуждает и напрямую запрещает убийство, прелюбодеяние, кражу, лжесвидетельство, требует почитания старших и любви к ближнему. При этом важно сказать, что Церковь, как институциональное проявление религии в общество стремится укрепить и распространить духовное влияние на человека. Церковь является тем общественным институтом, которые следит за исполнением духовных наставлений и правил, которые фиксируется в священных текстах. С точки зрения религии, такое право и функцию Церковь имеет, так как это установлено в Священном Писании: «завещаю (сие) не аз, но Господь» [Заозерский, 1988: 56].
ЗНАЧЕНИЕ БИБЛЕЙСКИХ ЗАВЕТОВ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В современном обществе гражданское право регулирует имущественные и неимущественные отношения различных субъектов правоотношений. Одним из основополагающих принципов гражданского права, регулирующим данные отношения, является принцип справедливости.
Вместе с тем справедливость является универсальным цивилизационным принципом, который можно обнаружить во всех религиозных системах мира, в том числе в монотеистических религиях.
Религиозные убеждения и практики оказывают значительное влияние на жизнь людей, формируя их ценности, мировоззрение и поведение. В целом, религия предстает как конкретный регулятор социального поведения. Она оказывает влияние на множество сфер жизни, включая семью, образование, политику и искусство. Религиозная вера помогает людям находить смысл и цель в своей жизни, а также формировать свою индивидуальность и идентичность. С этой точки зрения религию можно рассматривать как конкретный регулятор социального поведения.
Социальные нормы раскрываются в законах и требуют исполнения со стороны государства, но следует более подробно раскрыть, как религиозные нормы определяют ответственность за нарушение установленных правил, ведь нет определенного института, который бы в действительности был аналогичен светскому праву. Само религиозное убеждение человека зачастую и является источником наказания, причем Новый Завет в христианстве во многом модифицирует те требования, которые человек обязан к себе предъявлять.
Ветхий Завет требует довольно суровых наказаний за провинность, например «истребления с земли», «уничтожения памяти о делающих зло». При этом ответственность за проступок не ограничивается преступником, но распространяется и на его семью, то есть ответственность носит не персональный, но общественный характер. Вместе с этим следование букве закона поощряется и милость Бога распространяется также и на потомство праведника. При этом, в Ветхом Завете очень важное место занимают правовые нормы, касающиеся социальной жизни людей, семейных и имущественных отношений. Можно говорить о том, что Ветхий Завет является, во многом, прообразом гражданского кодекса.
Новый Завет характеризуется иным подходом, прямое прижизненное наказание заменяется обещанием «вечного и сурового» наказания, которое грядет после Второго Пришествия и Божьего суда. Именно поэтому Новый Завет говорит о принципе личной ответственности перед Богом.
А.Б. Венгерова считает, что эсхатологическая мысль (мысль о спасении и наказании на Божьем суде) является важным социальным регулятором, который играет роль во всех аспектах человеческой жизни [Венге-ров, 1998: 354].
Появление церковного стало возможным благодаря институализации христианства и синтеза религии с государственной властью. Эти процессы проявились в том, что духовенство получило возможность наказывать нарушителей религиозных норм. Причем наказание зависело от серьезности проступка.
/55М 2072-3164 (рпМ) Том16.№8 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 137
¡ББЫ 2310-7049 (опПпе)
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ PRIVATE LAW (CIVIL)
5.1.3
Например, в церковном праве существует понятие епитимии, которое предписывает верующим исполнить «благочестивые действия» в качестве искупления своих грехов. Такие действия могут включать продолжительную молитву, строгий пост, совершение паломничества или оказание милостыни, в зависимости от указаний духовника. Однако система наказаний в церковном праве не ограничивается только епитимией. В некоторых случаях, особенно при совершении тяжких преступлений или нарушении основных догматов веры, могут применяться более строгие меры наказания. Это может включать временное или постоянное лишение возможности совершать религиозные обряды, исключение из общины верующих или даже экс-коммуникацию - полное исключение из церкви.
СУЩНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ НОРМ И ОБЫЧАЕВ
Как видно, Ветхий и Новый Заветы не обладают одинаковой «законодательной» силой, так как Ветхий Завет во многих вопросах рассматривается как утративший законную силу и является лишь детоводителем ко Христу и прообразом будущих благ. Иными словами, Новый Завет «отменяет первое, чтобы постановить второе». Однако следует помнить, что Христос неоднократно подчеркивал, что пришел не нарушить закон, но исполнить его» [Остроумов, 1893:146].
Следует еще раз подчеркнуть, что ветхозаветные заповеди, по большей части утратили свою роль. Тем не менее в Новом Завете десять заповедей, сохраняют свое непререкаемое значение. В целом, по словам
H. Суворова: «предписания ветхозаветного законодательства сохраняют свою силу в Христовой Церкви настолько, насколько она сообщила им эту силу, руководствуясь принципом, выраженным в заключении... Апостольского Собора» [Суворов, 1898: 162].
Говоря о Новом Завете, следует помнить, что именно он имеет большее значение для христианина. В частности, для человека непререкаемую силу имеют Заповеди Блаженства, очерченные Христом в нагорной
ЛИТЕРАТУРА
I. Бабаев В.К. Теория права и государства. Москва, 1999.
2. Бондаренко, Ю.В. Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества: дисс. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2001. 180 с.
3. Вележев, С.И. Нормативность и казуальность права: Теоретико-методологический и сравнительно-правовой анализ: дисс. ... д-ра юрид. наук. Санкт-Петербург, 2005. 339 с.
4. ВенгеровА.Б. Теория государства и права. Москва, 1998.
5. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии, Москва, 1996.
6. Горностаева, Л.Г. Мировые религии: морально-правовой дискурс. Москва, 2013. 150 с.
7. Заозерский Н. Право православной греко-восточной русской церкви как предмет специальной юридической науки. Москва, 1888.
8. Нерсесянц B.C. Философия права. Москва, 1998.
9. Остроумов М. Очерк православного церковного права. Харьков. 1893. Т.1. 4.1.
проповеди, так как это основные правила устройства Церкви и руководство к функционированию самого общества и конкретногочеловека.
Религиозные нормы, основанные на положениях Ветхого и Нового завета, могут иметь более строгие требования и запреты, которые не всегда совпадают с гражданскими законами. Тем не менее, в некоторых случаях религиозные и гражданско-правовые нормы могут совпадать или дополнять друг друга. Например, многие религии проповедуют уважение к жизни, честность, справедливость и сострадание, что также является основой гражданского права. В таких случаях религия может усиливать и поддерживать соблюдение гражданских законов и норм, способствуя формированию законопослушного поведения.
B.C. Нерсесянц писал, что системная целостность и совокупность всех видов социальных норм (включая светские и религиозные) - это необходимый базис для полноценной регуляции общественных отношений. Синтез различных подходов к регуляции обеспечивает нормальную жизнедеятельность общества [Нерсесянц, 1998: 77].
Право и религия взаимодействуют и влияют на поведение людей, формируя основу для норм и ценностей в обществе, что выражено и в самом библейском тексте: «что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
ВЫВОД
Таким образом, право и религия представляют собой две разные системы норм, которые играют важную роль в регулировании общественных отношений. Вто время как право основывается на законах и имеет юридические механизмы контроля, религиозные нормы основаны на вере и имеютдуховные последствия.
Религия освящает ценности, установки и кодексы поведения, которые являются непоколебимыми и безусловными. Религия способна узаконить социально значимые ценности и придать им авторитет, необходимый для соблюдения заявленных принципов и законов.
REFERENCES
1. Babaev V.K. Theory of law and the state. Moscow, 1999.
2. Bondarenko, Yu.V. Law and Orthodox religion as value-normative systems of Russian society: diss. ... cand. jurid. sciences'. St. Petersburg, 2001. 180 p.
3. Velezhev, S.I. Normativity and casuality of law: Theoretical, methodological and comparative legal analysis: dissertation of Dr. yurid. sciences'. St. Petersburg, 2005. 339 p.
4. VengerovA.B. Theory of State and law. Moscow, 1998.
5. Garadzha V.I., Rutkevich E.D. Religion and society: Textbook on the Sociology of Religion, Moscow, 1996.
6. Gornostaeva, L.G. World religions: moral and legal discourse. Moscow, 2013. 150 p.
7. Zaozersky N. The law of the Orthodox Greek-Eastern Russian Church as a subject of special legal science. Moscow, 1888.
8. Nersesyants B.C. Philosophy of Law. Moscow, 1998.
9. Ostroumov M. An Essay on Orthodox Church Law. Kharkov. 1893. Vol.1. 4.1.
138 Gaps in Russian Legislation
Vol.16 №8 2023
ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)
Васильева E.H.
БИБЛЕЙСКИЕ ЗАВЕТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
10. Сергеева Т.В. Каноническое право / Методические рекомендации к спецкурсу. СПб., 1997.
11. Суворов Н. Учебник церковного права. Ярославль, 1898.
12. Трегубенко, C.B. Религиозные основания правовой традиции России: Историко- и теоретико-правовой аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2005. 159 с.
10. Sergeeva T.V. Canon Law / Methodological recommendations for the special course. St. Petersburg., 1997.
11. Suvorov N. Textbook of Church law. Yaroslavl, 1898.
12. Tregubenko, 5.K Religious foundations of the legal tradition of Russia: Historical and theoretical legal aspects: diss. ... cand. jurid. sciences'. St. Petersburg, 2005.159 p.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью кандидата юридических наук Васильевой Евгении Николаевны «Библейские заветы и их значениедля гражданского нрава»
Рецензируемая статья посвящена определению значения библейских заветов для гражданского общества, поскольку на ранних этапах развития человеческой цивилизации религия играла значительную роль в формировании законов, по которым жили люди, в связи с чем она оказала значительное влияние на современное гражданское право.
Автором проанализирована сущность религиозных норм и обычаев и определяет то, как религиозные нормы повлияли на становление современного гражданского права.
Отмечается, что право и религия представляют собой две разные системы норм, которые играют важную роль в регулировании общественных отношений. В то время как право основывается на законах и имеет юридические механизмы контроля, религиозные нормы основаны на вере и имеют духовные последствия. В свою очередь, религия освящает ценности, установки и кодексы поведения, которые являются непоколебимыми и безусловными и способна узаконить социально значимые ценности и придать им авторитет, необходимый для соблюдения заявленных принципов и законов.
Представленная на рецензию статья Васильевой E.H., к.ю.н., почетного члена Российской академии художеств, члена Творческого союза художников России, «Библейские заветы и их значение для гражданского права» оригинальна, носит научный характер.
Статья хорошо структурирована, написана четким и понятным языком, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике.
Рецензируемая статья имеет научную значимость, соответствует всем предъявляемым требованиям к такого рода работам, может быть представлена к публикации в журнале, включенном Высшей аттестационной комиссией России в список изданий, рекомендуемых для опубликования основных научных результатов диссертации на соискание ученой кандидата и доктора наук.
Рецензент: Хамидуллина Ф.И., доктор юридических наук, профессор, Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 89,06%
Статья поступила в редакцию 29.11.2023, принята к публикации 20.12.2023 The article was received on 29.11.2023, accepted for publication 20.12.2023
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Васильева Евгения Николаевна, канд. юрид. наук, почетный член Российской академии художеств, член Творческого союза художников России, юрист; Коллегия адвокатов «Гриднев, Харитонов и Партнеры»; г.Москва, Россия. ORCID: 0009-0000-8727-5303; SPIN-код: 54571609, Author ID: 1170847. E-mail: [email protected]
ABOUTTHEAUTHOR
Vasilyeva Evgeniya Nikolaevna, Cand.Sci.(Law), Honorary member of the Russian Academy of Arts, member of the Creative Union of Artists of Russia, Lawyer; Lawyers' Bar Association "Gridnev, Kharitonov and Partners"; Moscow, Russia. ORCID: 0009-0000-87275303; SPIN-code: 5457-1609, Author ID: 1170847. E-mail: [email protected]
ISSN 2072-3164 (print) Том16.№8 2023 Пробелывроссийскомзаконодательстве 139
ISSN 2310-7049 (online)