Воробьев Виталий Викторович Vorobyev Vitaliy Viktorovich
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородская академия МВД России (603144, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), senior lecturer in civil law and litigation
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoe shosse, Nizhny Novgorod, 603144)
E-mail: [email protected]
Безопасность граждан в процессе выполнения трудовых обязанностей — элемент общего правопорядка
The safety of citizens in the process of performing work duties — an element of general law and order
В статье исследуются положения российского законодательства, обязывающие работодателя обеспечить безопасные условия для труда работников и обучить для этого своих работников.
In the article the provisions of Russian law, requiring the employer to provide a safe environment for employees and to train its employees for this.
Ключевые слова: безопасность, чение работников.
охрана труда, обу-
Keywords: safety, labor protection, work training.
Безопасность граждан в наше сложное время — одна из проблем, которая волнует практически каждого. Немаловажными являются и проблема обеспечения безопасности граждан в сфере труда, и вопросы обеспечения безопасности отношений, складывающихся на производстве. Безопасность граждан на производстве зависит от многих факторов, таких как условия работы, отвечающие требованиям норм охраны труда, санитарии и гигиены. Далеко не последнее место в обеспечении безопасности граждан на производстве играет правопорядок, который должен сопутствовать любой совместной деятельности людей, создаваться и обеспечиваться работодателем как совокупность мероприятий по обеспечению дисциплины труда и соблюдению норм трудового законодательства.
В Трудовом кодексе РФ вопросу обеспечения безопасности посвящен ряд разделов и глав. К данной категории можно отнести раздел X «Охрана труда», определяющий требования норм охраны труда (глава 34 ТК РФ), вопросы организации охраны труда на предприятии (глава 35 ТК РФ), порядок расследования несчастных случаев на производстве и другие (глава 36 ТК РФ). Вопросам правопорядка в организации посвящен раздел VII «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», определяющий общие положения о правилах внутреннего трудового распорядка (глава 29 ТК РФ) и порядок применения дисциплинарных взысканий (глава 30 ТК РФ). Также проведению мероприятий по обеспечению соблюдения норм трудового законодательства посвящена глава 57 «Государствен-
ный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» [1] определяется порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда на предприятиях и в организациях на территории Российской Федерации.
Статья 4 данного постановления предписывает, что проекты актов, содержащих требования охраны труда, направляются организациями и учреждениями в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти — в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).
Следует отметить, что действующие и разрабатываемые на предприятиях правила и нормы, не должны противоречить положениям трудового законодательства, а также положениям стандартов по безопасности труда и санитарных норм и правил, действующих в настоящее время. Основным принципом правового регулирования охраны труда является признание и обеспечение приоритета жизни
и здоровья работников по отношению к результатам производства.
Естественно, что для правильного исполнения норм по охране труда необходима организация обучения в этой сфере. Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 утвердило Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций [2].
Установленный вышеназванным постановлением порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций разработан для обеспечения профилактических мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Установленные правила определяют общие положения обязательного обучения и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей организации.
Отметим также положение трудового законодательства, которое определяет, что на предприятиях, где нет специалистов в области охраны труда, ответственность за соблюдение установленных норм и правил несет работодатель (например, индивидуальный предприниматель).
Обобщая нормы правового регулирования в сфере охраны труда, отметим, что вся система правовых, экономических, социальных, медицинских и иных мероприятий, проводимых в организации, направлена на создание безопасных условий для работы. А безопасными считаются условия работы, при которых воздействие вредных факторов (которые могут вызвать болезнь) и опасных факторов (которые могут привести к травме) исключено или не превышает допустимых пределов. С целью проверки соответствия указанным нормам все рабочие места, где предполагается наличие опасных и вредных факторов, подлежат обязательной аттестации.
Обязательная (один раз в пять лет) аттестация рабочих мест была первоначально введена Постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 года. В настоящее же время вопрос аттестации рабочих мест решается работодателем самостоятельно. В нее входит гигиеническая оценка, установление травмобезопасности рабочего места и соответствие его стандартам по охране труда. С целью контроля уровня безопасности может проводится экспертиза. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
— качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
— правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
— соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
— фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Обучение и проверка знаний руководителей предприятий, учреждений, организаций по охране труда осуществляется по программе, утвержденной Минтруда России. Обучение руководителей и специалистов должно проводиться в специальных учебных центрах. Обучением же работника обязан заниматься работодатель. Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90.
Несоблюдение норм по охране труда или их необеспечение работодателем рано или поздно заканчивается несчастным случаем или травмой. Поэтому можно определить, что от соблюдения правовых норм, то есть от правопорядка на производстве, напрямую зависит безопасность жизни и здоровья граждан. В этом заключается социальная составляющая как дисциплины труда, так и охраны труда на производстве. Следует также вспомнить и положение статьи 7 Конституции РФ, которая определяет, что Россия — социальное государство, в котором охраняются труд и здоровье людей.
Сам правопорядок может быть оценен с разных позиций, и включает в себя не только нормы по охране труда, но также большое значение имеет и дисциплина труда. Дисциплина труда включает в себя соблюдение правового порядка, определяемого законодательством, всеми участниками трудовых отношений. Уровень правопорядка на производстве определяет степень риска получения травмы на производстве, возможность причинения вреда гражданам (включая и моральный вред), причем не обязательно работникам предприятия. Отметим особо, что возможные неблагоприятные последствия и вероятность их наступления в немалой части зависят от самого работника, уровня его правосознания и правовой культуры. Но создать и обеспечить безопасность работы все же должен работодатель, в том числе с использованием средств принуждения дисциплинарного характера.
Все нормативные требования по безопасности труда распространяют свое действие на предприятия всех форм собственности и обязательны к соблюдению их руководителями. Тем не менее без должного контроля со стороны государственных органов надзора установленные нормы зачастую не исполняются или исполняются ненадлежащим образом. Это говорит о том, что в поддержании определенного уровня правопорядка и правовой дисциплины должно участвовать и государство через свои органы надзора и контроля.
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2013, № 24
61
Говоря о безопасности граждан и ее связи с правопорядком в сфере труда, следует вспомнить, что от отдельных действий работника может зависеть безопасность не только самих работников, но также представителей администрации работодателя, а возможно и иных граждан. Так, разглашение работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, может повлечь за собой убытки самого предприятия, может послужить причиной причинения вреда предпринимателю не только в виде финансовых потерь, но и физического вреда от конкурентов и криминальных структур.
В этой связи следовало бы признать целесообразным включение в Трудовой кодекс норм, устанавливающих прямую ответственность работника за разглашение служебной или коммерческой тайны, в том числе с учетом упущенной выгоды (которая в настоящее время исключается нормами о материальной ответственности), при условии выполнения работодателем необходимых охранительных мероприятий в этой сфере. А также следовало бы в законодательстве, регулирующем административную ответственность в области охраны труда, установить обязательность применения штрафных санкций ко всем виновным лицам одновременно: к физическому лицу, нарушившему требования норм законодательства об охране
труда (ответственное лицо — работник); руководителю, не обеспечившему должного контроля за работником (должностное лицо организации); самой организации (юридическому лицу), не обеспечившей должной организации труда и организации контроля в ней. Вот только тогда, когда будет исключена возможность свалить вину на «стрелочника», общими усилиями и сможет быть обеспечен правопорядок в сфере труда.
Примечания
1. Собрание законодательства РФ. 2011. № 2, ст. 342.
2. Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций: Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 // Российская газета. 2003. 22 февраля.
Notes
1. Collection of legislative acts of the RF. 2011. № 2, art. 342.
2. On approval of the training labor protection and examination requirements of the protection of organizations: decision of the Ministry of labor, Ministry of education of the Russian Federation of 13.01.2003 № 1/29 // Rossiyskaya gazeta. 2003. February 22.