положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» // Собрание законодательства РФ. 01.05.1995, № 18, ст. 168.
49. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26, ст. 3177.
Об авторах
Кара С.В. - старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Кара И.С. - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
УДК 331.45
СИСТЕМА СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
С.Н. Кудряшова
Трудовое законодательство включает совокупность норм, имеющих целью обеспечить условия труда, безопасные для жизни и здоровья работников, гарантируя при этом право работника на работу в здоровых и безопасных условиях. Развитие охраны труда в России как важнейшего института трудового права позволит создать базу для всего комплекса мер, направленных на защиту условий труда работников. В настоящей работе рассматриваются и систематизируются субъективные права работников в области охраны труда, урегулированные нормами, имеющими целью обеспечить условия труда, безопасные для жизни и здоровья работников. Ключевые слова: охрана труда, субъективные права работников, безопасность и гигиена труда, система прав работников.
Российское трудовое законодательство включает совокупность норм, имеющих целью обеспечить условия труда, безопасные для жизни и здоровья работников. Таким путем конкретизируется положение Конституции РФ [1] о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).
Трудовой кодекс РФ в ст.2 в одном из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений закрепляет право каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 21 ТК РФ к основным правам работника относится право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте. Гл. 36 ТК РФ регламентирует обеспечение прав работников на охрану труда, при этом ст. 219 ТК РФ закрепляет право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
Указанные права работников обеспечиваются соответствующими гарантиями, установленными трудовым законодательством. Гарантии права работников на работу в здоровых и безопасных условиях носят императивный характер [2].
Основными видами гарантий являются: сохранение за работником места работы (должности) и среднего заработка, предоставление работнику другой работы, оплата простоя работника в соответствии с ТК РФ, запрет для работодателя на привлечение работника к дисциплинарной ответственности, в случае его отказа от выполнения работ.
Между тем, субъективные права работников в области охраны труда можно систематизировать [3] следующим образом:
1. Социально-экономические;
2. Охрана жизни и здоровья;
3. Информационно-образовательные;
1. К социально-экономическим правам можно отнести: право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; гарантии и компенсации, установленные в соответствии с законодательством о труде, если работник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Регулирование социально-экономических отношений при реализации прав работников на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и установление дополнительных гарантий и компенсаций регулируется рядом специальных законов и подзаконных актов на федеральном, региональном уровне, а также по отраслям народного хозяйства. Вопросы улучшения условий и охраны труда работников и установление дополнительных гарантий и компенсаций могут содержаться в условиях коллективных договоров, соглашениях должностных инструкциях и других локальных нормативных актах организации, содержащих требования охраны труда.
Так, Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» [4] регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [5] устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника.
28.12.2013 был принят Федеральный Закон «О специальной оценке условий труда» N 426-ФЗ [6], в соответствии с положениями которого, результаты специальной оценки условий труда имеют непосредственное отношение к отношениям социально - правовым, в том числе реализации прав отдельных категорий работников на досрочное назначение трудовых
пенсий по старости. Реализация изложенного в программе пенсионной реформы подхода легла в основу принятого Федерального Закона «О специальной оценке условий труда» 28 декабря 2013г.[7] Указанным законом устанавливается замена аттестации рабочих мест по условиям труда на специальную оценку условий труда, а также устанавливаются правовые и организационные основы проведения специальной оценки условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда, определяется правовое положение, права и обязанности участников специальной оценки условий труда. То есть указанный закон заменяет нормы об аттестации рабочих мест и устанавливает прямую зависимость уплаты дополнительных взносов в системе досрочного пенсионного обеспечения от результатов специальной оценки условий труда.[8]
Вместе с тем, правовое регулирование охраны труда посредством метода государственного регулирования осуществляется как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации обязаны совместно с федеральными органами государственной власти обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, законность, правопорядок и общественную безопасность [9]. Таким образом, трудовые права работников в области охраны труда, в том числе на установление дополнительных гарантий и компенсаций, установленные федеральным законодательством, нашли свое закрепление и на региональном уровне.
Например, в субъекте РФ Брянской области, приняты ряд нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения в области охраны труда, такие как:
- Закон Брянской области от 15.12.1997 N 34-3 (ред. от 07.05.2010) «Об охране труда в Брянской области»[10];
- Постановление Администрации Брянской области от 30.12.2011 N 1269 (ред. от 16.09.2013) «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения и государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области» (2012 - 2015 годы)»[11] одной из задач которой, является регулирование социально-трудовых отношений и государственное управление охраной труда, совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.
В некоторых отраслях промышленности, вопросы, связанные с отношениями по установлению гарантий и компенсаций работникам устанавливаются отраслевыми соглашениями.
В трудовом договоре с работниками, занятыми на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, должны быть указаны средства, компенсирующие воздействие вредных условий на их организм: нормы выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, право на бесплатное лечебно-профилактическое питание в связи с особо вредными условиями труда и иные компенсации и льготы, которые работодатель предоставляет работнику в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2008 г. N 168 «О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»[12].
Также права работников, согласно трудовому законодательству, должны содержаться и в условиях коллективных договоров. В соответствии со ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре, являющемся важным правовым актом регулирования трудовых отношений, могут отражаться взаимные обязательства работников и работодателя по улучшению условий и охраны труда работников, а также по обеспечению экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве.
Таким образом, социально-экономические отношения при реализации прав работников на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и установление дополнительных гарантий и компенсаций, представляют собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан.
2. К правам работников, связанных с охраной жизни и здоровья, относятся: отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда; обеспечение средствами индивидуальной (СИЗ) и коллективной защиты (СКЗ), личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования).
Право работника отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью вследствие нарушения требований охраны труда, прямо предусмотрено законодательством (ст. 219, 379 ТК РФ). В этом случае работник может отказаться от выполнения работы до устранения опасности. Работодатель же обязан предоставить работнику на этот период другую работу. Если предоставить другую работу невозможно, работнику оплачивается время простоя, при этом отказ работника от продолжения работы при возникновении опасности для его жизни и здоровья является правомерным действием и не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности. На основании ст.380 ТК РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав. Однако, некоторые категории работников, например профессиональные спасатели, должны выполнять свои обязанности независимо от наличия опасности. Они не могут воспользоваться предоставленным ст. 219 ТК РФ правом в связи с обусловленностью специфики профессии.
Разные работники в различной степени рискуют получить то или иное заболевание из-за неудовлетворительных условий труда на своем рабочем месте. Профессиональное заболевание может возникнуть на любом производстве, организации, учреждении, и прежде всего, это зависит от вида трудовой деятельности, особенностей того или иного предприятия, а также от уровня подготовленности и защищенности рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда.
На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах в особых температурных условиях или связанных с загрязнением работникам бесплатно выдаются по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ). Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ средства индивидуальной и коллективной защиты - это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и(или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. Законодательная база обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты содержится в Трудовом
кодексе Российской Федерации, нормы которой согласуются с положениями Конвенции МОТ Ш48[13].
Выдача средств индивидуальной защиты производится в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны соответствовать характеру и условиям работы этих работников и обеспечивать безопасность их труда. Данные о выдаче работникам и о сдаче средств индивидуальной защиты должны вноситься в личную карточку учета выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой утверждена в качестве Приложения к Межотраслевым правилам с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 27.01.2010 N 28н.
Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» определены в постановлениях Минтруда РФ от 16 декабря 1997 г N 63[14], от 29 декабря1997 г N 68 [15], Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н [16] и других. Правила при выборе и заказе СИЗ установлены ГОСТ 12.4.011-89 [17].
Техническим регламентом устанавливаются минимально необходимые требования, которые должны обеспечивать механическую, термическую, биологическую, химическую, электрическую и радиационную безопасность при обращении средств индивидуальной защиты и определяться в зависимости от класса средств индивидуальной защиты. При этом, технический регламент - документ, принимаемый международным договором Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливающим обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)[18].
В последнее время специалисты Роструда[19] провели свыше 115 тыс. проверок по вопросам соблюдения требований трудового законодательства по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты. В ходе этих проверок выявлено более 31 тыс. нарушений. Среди них наиболее распространенные нарушения - приобретение организациями не-сертифицированных СИЗ. В ряде случаев отсутствовали личные карточки учета выдачи и сдачи СИЗ; расчеты потребности в СИЗ; не соблюдались условия хранения, стирки, химчистки, ремонта, дезинфекции СИЗ; не проводился инструктаж по правилам пользования СИЗ; отсутствовали сертификаты на СИЗ и т. д.
Федеральным Законом «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013г. (ст. 3) предусмотрено, что специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В части права граждан на охрану здоровья и безопасные условия труда Российской Федерации Федеральный закрепляет закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [20]. В указанном законе в качестве специальных норм законодателем выделены особенности регулирования прав на охрану здоровья для отдельных категорий граждан. К ним законодатель отнес работников, занятых на отдельных видах работ с неблагоприятными для здоровья факторами (ст. 24).
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н[21] утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные, предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования). Данная категория медицинских осмотров менее прочих урегулирована законодательством, поскольку это обусловлено самой сутью внеочередных медицинских осмотров, т.е. их периодичность не урегулирована соответствующими нормативными правовыми актами. Такие осмотры могут проводиться по инициативе как работников (по их жалобам на ухудшение самочувствия), так и работодателей при наличии подозрения на ухудшение состояния здоровья работника.
При установлении профессионального заболевания в ст. 219 ТК РФ определено право каждого работника на личное участие или участие через своих представителей в его расследовании. При этом, на основании ст.227 ТК РФ, расследованию и учету подлежат и несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя , при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя.
В соответствии с п. 2 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967 [22], расследованию и учету подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 Постановления от 10.03.2011 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [23] отмечает, что при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного здоровью в результате возникновения у застрахованного профессионального заболевания, необходимо иметь в виду, что в силу Положения заключительный диагноз - профессиональное заболевание имеют право устанавливать впервые только специализированные лечебно-профилактические учреждения, клиники или отделы профессиональных заболеваний медицинских научных учреждений или их подразделения.
Несмотря на, казалось бы, четкое регулирование, число споров, касающихся вопросов охраны труда, безопасности труда работника, прав и обязанностей сторон трудового правоотношения по охране труда, не уменьшается. Одна из причин - высокие затраты, которые далеко не всегда можно окупить. При этом стоит учесть тот факт, что не каждый работодатель в состоянии нести такие издержки. [24] Хотя работодатели обязаны выделять на мероприятия по улучшению условий и охраны труда не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), реальное положение вещей требует гораздо больших затрат, поэтому позволить себе полноценные мероприятия по охране труда могут в основном крупные предприятия.[24]
Таким образом, несмотря на существование многих важных законодательных актов направленных на сохранение
жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, жизнь и здоровье работников подвергаются опасности, возникающей нередко в связи с пренебрежением требованиям охраны труда. При этом в погоне за прибылью работодатели, экономя на средствах индивидуальной и коллективной защиты, экономят на здоровье и жизни работников.
3. Информационно-образовательные права включают в себя: получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда; на запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обращение в органы государственной власти Российской Федерации и субъектов, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда.
Эффективность и успех любого процесса, связанного с определением приоритетов, принятием решений и мер в целях преодоления какой-либо проблемы политического, социального, технического или даже личного характера всегда будет зависеть в основном от возможности иметь доступ к достоверным данным, касающимся предмета решения или рассматриваемого процесса, способности обрабатывать эти данные, правильно интерпретировать результаты и представлять их в соответствующие механизмы принятия решений или определения приоритетов. По существу, качество любого решения или меры зависит только от тех данных, на которых они основаны.[26]
Согласно ст. 57 ТК РФ, одним из основных условий трудового договора является указание на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также характеристик условий труда на рабочем месте.
Право работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов стоит на ряду с обязанностью работодателя о предоставлении указанной информации при заключении трудового договора, а также при выполнении работником трудовой функции.
Федеральный закон N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в ст.5 п.3 закрепляет право работника обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, экспертам за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Указанным законом ст.5 п.1, также определено право работника, присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
В юридической литературе обращают внимание на то, что права человека не реализуются автоматически даже при благоприятных условиях, поэтому необходимы усилия и даже борьба человека за свои права и свободы, которые должны органично включаться в систему мер, составляющих единый механизм защиты прав человека[27].
Так, согласно ст. 26 ч.1 Федеральный закон N 426-ФЗ, при возникновении разногласий или несогласия с результатами проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, работник может обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в федеральный орган исполнительной власти уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и его территориальные органы, то есть в Федеральную инспекцию труда, состоящую из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда). А на основании ч.2 указанной статьи работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Право работника на обучение в области охраны труда устанавливается ст.ст. 219, 225 ТК РФ, при этом порядок обучения по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работниками организаций регламентируется Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»[28] и Приложением к нему, которое так и называется «Порядок обучения по охране труда проверки знаний требований охраны труда работников организаций».
Этот нормативный акт разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников[29].
Обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда, в соответствии с п. 1.5указанного Постановления и ч.1 ст.225 ТК РФ, подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель, работодатели - индивидуальные предприниматели, а также все организации вне зависимости от форм собственности, в том числе определена категория работников, которые могут не проходить обучение по охране труда в течение года с момента поступления на работу - это лица, работающие непрерывно в сфере охраны труда не менее 5 лет. К этой категории согласно п. 1.6 относятся:
- работники, имеющие квалификацию инженера (специалиста) по безопасности технологических процессов и производств или по охране труда;
- работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, государственного надзора и контроля;
- педагогические работники образовательных учреждений, осуществляющие преподавание дисциплины «Охрана труда».
В настоящее время в соответствии со ст. 423 ТК продолжает действовать ГОСТ 12.0.004-90«ССБТ. Организация обучения безопасности труда» [30].
В коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах могут быть определены иные случаи и виды информации, которые работодатель обязан предоставить работникам или их представителям.[31]
Таким образом, можно сказать что, процесс обучения безопасности труда представляет собой организованный и систематически осуществляемый процесс получения знаний, умений и приемов в области охраны труда направленный на минимизацию воздействия неблагоприятных факторов и правильное применение получаемых знаний на практике тем самым информационно-образовательное право работников обеспечивается и гарантируется государством.
Labor legislation includes a set of rules intended to ensure that working conditions are safe for life and health of workers, while ensuring the right of an employee to work in safe and healthy conditions. The development of occupational safety in Russia as the most important institution of labor law will create a base for the whole complex of measures aimed at protecting the working conditions of employees. In this paper we are considered and systematized subjective rights of workers in the field of labor, regulated standards, to ensure that working conditions are safe for life and health of workers. Keywords: labor protection, the subjective rights of workers, health and safety, the system of workers' rights.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
2. Трудовое право России: учебник для бакалавров/ под общей редакцией Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. - 5-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 673с. - Серия: Бакалавр. Углубленный курс. С.463
3. Система (от греческого systema - целое, составленное из частей) множество элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. //Советский энциклопедический словарь./ Главный редактор А. М. Прохоров - 4-е издание - М. © Издательство «Советская энциклопедия» 1600с. С. - 1215.
4. СЗ РФ, 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.(в редакции от 25.11.2013г.)
5. СЗ РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3803 (ред. от 28.12.2013)
6. Официальный интернет-портал правовой информации URL:http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2013, "Российская газета", N 295, 30.12.2013
7. СЗ РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6991
8. Шевченко О.А. Пути реализации в России программ о достойной охране труда //Материалы IX международной научно-практической конференции. М.2013 . С.526 -529.
9. МАРТЬЯНОВА Г.В., ЗУЕВ Б.Р. Роль Конституционных (уставных) судов в системе разделения властей субъектов Российской Федерации // Вестник Брянского государственного университета. № 2(2) (2012): История. Литературоведение. Право. Языкознание. 2012. Брянск, РИО ФГБОУ ВПО « Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского», 2012.
10. "Брянские известия", N 4, 10.01.1998.
11. Постановление Администрации Брянской области от 30.12.2011 N 1269 Информационный бюллетень "Официальная Брянщи-на", N 2, 13.02.2012.
12. СЗ РФ, 17.03.2008, N 11 (1 ч.), ст. 1036
13. Конвенция N 148 МОТ «О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах», Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV.- М., 1991. С. 222 - 227.
14. «Бюллетень Минтруда РФ», N 8, 1998
15. «Бюллетень Минтруда РФ», N 8, 1998
16. РГ, N 181, 25.09.2009
17. ГОСТ 12.4.011-89 (СТ СЭВ 1086-88). Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 27.10.1989 N 3222)
18. Семенихин В.В. Охрана труда. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. 482 с.
19. Официальный Сайт Ростуда URL: http://www.rostrud.ru/documents/25/xPages/item.6171.html
20. СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724.
21. РГ, N 243, 28.10.2011 (опубликован без приложений N 1 - 2 к Приказу). По информации, опубликованной в РГ, N 243, 28.10.2011, приложения N 1 - 2 к Приказу публикуются на официальном сайте Минздравсоцразвития России по адресу: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/37,"Российская газета", N 73, 04.04.2012 (приложение N 1, 2). Изменения, внесенные Приказом Минздрава России от 15.05.2013 N 296н, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 12.07.2013).
22. СЗ РФ, 25.12.2000, N 52 (Часть II), ст. 5149
23. «Бюллетень Верховного Суда РФ», N 5, май, 2011
24. Каратаева Л. Право работника на безопасный труд: законодательство и реальность // Административное право. 2013. N 1. С. 27 - 33
25. Доклад МОТ, представленный Саммиту лидеров Группы двадцати, Питтсбург, 24 и 25 сентября 2009 года. URL: www.ilo.org
26. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994. С. 6 - 9.
27. РГ, N 35, 22.02.2003
28. Семенихин В.В. Охрана труда. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. 482 с. С.22
29. Издательство стандартов. Москва. 2001
30. Бондаренко Э.Н. Об информационных отношениях в сфере трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2012, №1, с.6-10.; Лушников А., Лушникова М. Информация и персональные данные в сфере трудовых отношений // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. N 6. С. 19 - 24.
Об авторе
Кудряшова С.Н. - магистр права, старший преподаватель кафедры земельного, трудового, экологического права юридического факультета Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, юрист ООО «Брянская Газовая Компания», [email protected]