Научная статья на тему 'Безопасность дорожного движения -важнейшая часть социально-экономического развития страны'

Безопасность дорожного движения -важнейшая часть социально-экономического развития страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3064
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / АВАРИИ / ТРАВМА / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / УЩЕРБ / SAFETY / TRAFFIC ACCIDENTS / CRASH / INJURY / TRANSPORT SERVICES / VEHICLE / DAMAGE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хегай Юрий Александрович

В статье рассматривается безопасность дорожного движения как особо значимая социально-экономическая проблема РФ, на решение которой направлены положения федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.». Доказывается, что реализация программы позволит улучшить организацию дорожного движения, инфраструктуру автомобильных дорог, дисциплину участников дорожного движения и др., а также снизить социально-экономический и демографический ущерб в результате ДТП и их последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROAD TRAFFIC SAFETY AS AN IMPORTANT PART OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

The article considers the traffic safety as an important socio-economic problem in Russia, the resolution of which is the focus of the federal program “Improvement of the traffic safety in 2013-2020”. The author proves that the implementation of the program will improve the traffic management, the motor road infrastructure, the discipline of the road traffic participants, etc., as well as will reduce the socio-economic and demographic damage of the road accidents and their consequences.

Текст научной работы на тему «Безопасность дорожного движения -важнейшая часть социально-экономического развития страны»

УДК 351.811

Хегай Юрий Александрович

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов

Сибирского федерального университета

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Khegay Yury Aleksandrovich

PhD in Technical Sciences, Assistant Professor, Department for Economics and Management of the Energetic and Transport Complexes Enterprises, Siberian Federal University

ROAD TRAFFIC SAFETY AS AN IMPORTANT PART OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Аннотация:

В статье рассматривается безопасность дорожного движения как особо значимая социально-экономическая проблема РФ, на решение которой направлены положения федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.». Доказывается, что реализация программы позволит улучшить организацию дорожного движения, инфраструктуру автомобильных дорог, дисциплину участников дорожного движения и др., а также снизить социально-экономический и демографический ущерб в результате ДТП и их последствий.

Ключевые слова:

безопасность, дорожно-транспортные происшествия, аварии, травма, автотранспортные услуги, автомобильный транспорт, ущерб.

Summary:

The article considers the traffic safety as an important socio-economic problem in Russia, the resolution of which is the focus of the federal program “Improvement of the traffic safety in 2013-2020”. The author proves that the implementation of the program will improve the traffic management, the motor road infrastructure, the discipline of the road traffic participants, etc., as well as will reduce the socio-economic and demographic damage of the road accidents and their consequences.

Keywords:

safety, traffic accidents, crash, injury, transport services, vehicle, damage.

Важнейший отраслью народного хозяйства является автомобильный транспорт. В условиях современной жизни общества перспективное развитие экономики страны не может рассматриваться без хорошо отлаженной транспортной системы. Четкость и надежность транспорта во многом влияет на трудовой ритм предприятий разных сфер деятельности. Автомобильный транспорт, как и другие виды транспорта, направлен на обеспечение рационального производства и обращения продукции сельского хозяйства и промышленности, на удовлетворение потребности населения страны в перевозках.

Процесс автомобилизации населения в течение последних лет остается на достаточно высоком уровне и в ближайшем будущем его снижение не прогнозируется. В результате происходит снижение качества дорожного движения, растет число заторов на дорогах, увеличивается расход топлива, ухудшается экологическое состояние окружающей среды, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Анализ динамики аварийности в зарубежных странах говорит о том, что увеличение числа транспортных средств в стране неизбежно приводит к увеличению количества ДТП и числа пострадавших в них [1].

Транспортная безопасность на автомобильном транспорте является особо значимой социально-экономической проблемой Российской Федерации. В настоящее время уровень безопасности на автомобильных дорогах, а также качество транспортных услуг, которые предоставляются населению, находятся в неудовлетворительном состоянии, что не способствует успешному развитию экономики страны.

Дорожно-транспортные происшествия на автотранспорте причиняют колоссальный ущерб, как моральный, так и материальный, отдельным гражданам нашей страны и обществу в целом. Аварийность на дорогах способствует исключению трудоспособного населения из производственной сферы, погибают и становятся инвалидами дети. Травматизм от ДТП имеет существенные последствия для страны, поскольку нарастающая демографическая проблема представляет прямую угрозу безопасности и жизнедеятельности не только населения, но и всего государства. В настоящее время из-за ДТП погибает больше людей и происходит больше материальных потерь, чем во время эпидемий.

Большое число аварий на автомобильных дорогах влияет на социально-экономическое развитие государств - экономические потери внутри страны составляют от 1 до 3 % от ВНП. Вследствие недостаточного уровня транспортного состояния российских дорог потери транспортного и человеческого ресурсов значительно превышают аналогичные показатели зарубежных стран. Вопреки принимаемым мерам по улучшению организации дорожного движения аварийность продолжает стремительно возрастать. В результате ДТП население несет не только физические, моральные потери, но и огромный материальный урон. В результате недостаточного развития автодорожной сети общая сумма финансовых потерь составляет миллиарды рублей. В Российской Федерации размер экономического и социального ущерба от ДТП за период с 2004 по 2011 гг. составил более 8 трлн руб., что можно сравнить с доходами консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2012 г.

Обеспечение автотранспортной безопасности - это важнейшее условие формирования личной безопасности граждан, улучшения демографических, социальных и экономических показателей, роста уровня жизни населения, повышения темпов развития регионов. Каждый год в России в ДТП погибают или травмируются более 275 тыс. чел. Демографические потери в автомобильных авариях за период с 2004 по 2011 гг. составили более 570 тыс. чел. По показателям аварийности Россия находится на одном из последних мест среди развитых стран Европы. Более 50 % погибших в ДТП в 2012 г. являлись лицами трудоспособного возраста.

К основным видам ДТП относят столкновение, опрокидывание, а также наезд на пешехода, транспортное средство или препятствие. Более 40 % всех пострадавших в ДТП являлись пешеходами, 45 % - пассажирами автотранспортных средств.

На территории городов и населенных пунктов происходит большая часть всех ДТП (около 70 %), при этом в городской черте гибнет и травмируется более половины всех пострадавших.

Значительная часть происшествий происходит по вине участников дорожного движения. Особое распространение приобретает осознанное невыполнение Правил дорожного движения, в таких ДТП получает увечья или гибнет большая часть пострадавших.

Каждое 13-е дорожно-транспортное происшествие совершается водителями в состоянии алкогольного опьянения, что зачастую заканчивается летальным исходом. Большая часть автомобильных аварий совершается лицами, не имеющими водительских прав или соответствующей категории. Увеличение неравномерности скоростных режимов движения в транспортном потоке приводит к росту ДТП, которые связаны с маневрированием, обгоном, выездом на полосу встречного движения, резким торможением, наездом на различные опасные препятствия, пешеходов.

Сравнительно новым видом нарушения правил дорожного движения является использование водителями мобильных телефонов за рулем автомобиля. Одновременное управление транспортным средством и использование мобильного телефона приводит к ослаблению концентрации внимания на самом вождении, в результате чего подвергаются опасности все участники дорожного движения.

Неудовлетворительное состояние дорожной сети в 2012 г. стало основной причиной каждого пятого ДТП, каждой четвертой гибели и каждого пятого травмирования в результате ДТП.

Анализ травм, полученных при ДТП, говорит о том, что количество дорожно-транспортных происшествий, приведших к травмам особой степени тяжести, с каждым годом увеличивается. Высокий уровень смертности в результате ДТП наблюдается в связи с несвоевременным оказанием медицинской помощи пострадавшим и ее неэффективной организацией. Гибель участников дорожного движения наблюдается в 12 раз чаще, чем в результате других несчастных случаев. Более 60 % участников ДТП погибли до госпитализации.

Чаще всего аварийные ситуации возникают именно из-за человеческого фактора [2]. Около 70 % дорожно-транспортных происшествий происходит под влиянием человеческого фактора, 3 % аварий происходит с участием водителей-профессионалов, более 20 % аварий связаны с неудовлетворительным качеством дорожной сети и 5 % - с неудовлетворительным техническим состоянием автотранспортных средств. Большое число ДТП происходит в связи с недостаточной квалификацией перевозчиков, незнанием трудового и транспортного законодательства, а также требований к организации работы автотранспортного предприятия и охраны труда.

Помимо всего прочего, на снижение уровня автотранспортной безопасности оказывает влияние несоответствие установленной административной ответственности за нарушение и тяжести его последствий. Также скорость внесения изменений в нормативную базу не соответствует скорости изменения ситуации в транспортной сфере. Помимо этого, рост числа хозяйствующих субъектов в сфере оказания автотранспортных услуг и увеличение количества транспортных средств тоже способствуют снижению безопасности.

Так как на сегодняшний момент рынок автотранспортных услуг характеризуется большой раздробленностью на мелкие субъекты, многие перевозчики не имеют производственной базы,

достаточной для осуществления безопасности автотранспортных перевозок, и не располагают квалифицированными специалистами в этой области.

Материалы дел об административных правонарушениях показывают, что перевозчики, осуществляя свою деятельность, систематически допускают нарушения требований и норм действующего законодательства. Зачастую автотранспортные предприятия нарушают требования по обеспечению профессиональной подготовки водительского состава и их допуска к управлению транспортом. Многие водители не имеют необходимой квалификации и стажа работы. На предприятиях не осуществляется стажировка водителей, формально проводятся предрейсо-вые, послерейсовые медицинские осмотры водителей. Нарушаются режимы труда и отдыха, что приводит к переутомлению и снижению реакции в осложненных дорожных условиях. Однако проведение регулярных инспекторских проверок соблюдения требований транспортного законодательства значительно сокращает количество таких нарушений [3].

Нередко наблюдается ситуация, когда муниципальное образование имеет только одного или двух специалистов по безопасности дорожного движения, которые осуществляют свою деятельность путем заключения договоров со всеми хозяйствующими субъектами данного муниципального образования. В таком случае специалист лишь формально выполняет свои функции по осуществлению автотранспортной безопасности.

В настоящее время для системы обеспечения безопасности на автомобильном транспорте характерна недостаточная комплексность. Действия федеральных органов исполнительной власти по этому вопросу плохо скоординированы. Все это способствует разобщенности в плане осуществления действий по достижению высокого уровня безопасности на автотранспорте.

Данная ситуация ухудшается тем, что воздействие на негативные процессы, происходящие в сфере обеспечения транспортной безопасности, осуществляется недостаточно эффективно. Меры воздействия, которые осуществляются субъектами РФ для обеспечения безопасности дорожного движения, характеризуются нецеленаправленностью, отсутствием единой задачи, благодаря чему они не способны оказать существенное влияние на имеющиеся негативные тенденции в области автотранспортной безопасности.

В нашей стране отсутствует система организационных, планировочных и инженерных мер, которые способствовали бы улучшению организации движения автотранспорта и пешеходов в населенных пунктах. Те мероприятия, которые проводятся в настоящее время, имеют эпизодический характер. Полномочия в области проведения мероприятий по осуществлению безопасности дорожного движения недостаточно определены и разграничены между федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Помимо этого, существующая система организации прибытия и оказания медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП является неудовлетворительной.

Также формирование устойчивого мнения у участников дорожного движения в плане соблюдения законов осуществляется государственными органами и обществом в целом недостаточно эффективно. Данное обстоятельство усугубляется в связи с недостаточной административной ответственностью за совершенные правонарушения участниками дорожного движения, низким уровнем осознания существующих последствий ДТП, незнанием всех возможных причин возникновения ДТП, низкой степенью вовлеченности населения в мероприятия, способствующие предотвращению ДТП.

Всё вышеизложенное показывает, что положение дел на внутренних перевозках как грузов, так и пассажиров автомобильным транспортом находится в неудовлетворительном состоянии. Сложившееся положение дел требует принятия незамедлительных мер по регулированию автотранспортной отрасли со стороны государства.

В качестве законодательного регулирования транспортной системы необходимо вводить механизм жесткого контроля над соблюдением законодательства, выполнением водителями установленных требований при управлении транспортом и технической эксплуатации транспортных средств.

Безопасность дорожного движения необходимо рассматривать как комплексную проблему, успешное решение которой в значительной части зависит от согласованности действий федеральных, территориальных органов исполнительной власти, органов безопасности дорожного движения, предприятий транспортно-дорожного комплекса, медицинских и образовательных учреждений, общественных образований.

На данный момент уровень такого взаимодействия не позволяет радикально изменить положение с аварийностью в целом по стране. В сфере автомобильного транспорта государственное регулирование не соответствует условиям рыночных отношений, что привело к возникновению той ситуации, наблюдать которую мы можем на российских автомобильных дорогах [4].

Принудительное соблюдение существующих ограничений скоростного режима принесет незамедлительные выгоды для дорожной безопасности. Важным компонентом управления скоростью является соответствующее дорожное полотно, инфраструктура, необходимая для безопасного движения транспортных средств.

Передовой опыт зарубежных стран, таких как Германия, Швеция, показывает, что применение принудительных мер с использованием выборочной проверки дыхания водителей на алкоголь, оказывается наиболее эффективным для снижения дорожно-транспортных происшествий.

Наиболее эффективной мерой для повышения уровня безопасности в области использования ремней безопасности являются ужесточенные законодательные меры и полицейское правоприменение штрафов и иных взысканий с водителей, нарушивших данные требования.

Главной задачей обеспечения безопасности является организация единой совокупной системы управления безопасностью на автомобильных дорогах в условиях рыночного хозяйствования с созданием эффективного механизма регулирования транспортной деятельности под надзором федеральных исполнительных органов и органов местного самоуправления, различных общественных объединений. Кроме этого, для дальнейшего эффективного развития автомобильного транспорта страны требуется разработать четкие оценочные критерии качества автомобильных дорог. Необходимо доработать механизм контроля со стороны государственных органов за исполнением законов и правовых актов, требований и стандартов по обеспечению безопасности, качественного процесса грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, деятельностью по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Базовыми данными при принятии управленческих решений являются статистические сведения, которые формируются специалистами безопасности дорожного движения и применяются для анализа ДТП, выявления проблемных точек и негативных тенденций, оценки эффективности мер, которые направлены на сокращение количества, тяжести ДТП.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма, разработка новых подходов в популяризации правил дорожного движения, обсуждение вопросов усиления взаимодействия между ведомствами в управлении безопасностью дорожного движения, определение первоочередных мер, которые направлены на улучшение ситуации на дорогах, должны стоять на контроле у уполномоченных на то людей, которые способны незамедлительно реагировать на сложившуюся ситуацию на автомобильных дорогах.

Обеспечение безопасности на автомобильных дорогах является важнейшей частью социально-экономического развития России, что отражено в некоторых стратегических и программных документах.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ на 2013 г. обозначил осуществление программ по повышению безопасности дорожного движения одной из важнейших задач по развитию нашей страны.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. содержит следующие цели государственной демографической политики: понижение темпов естественной убыли населения, формирование условий для увеличения численности населения, улучшение качества жизни, увеличение продолжительности жизни. В сфере транспортного развития цели данной Концепции заключаются в повышении комплексной безопасности транспортной системы и ее устойчивости.

В Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. в качестве одной из приоритетных задач отмечено уменьшение показателя смертности населения, в частности снижение демографических потерь в связи с ДТП. Одним из способов достижения поставленных целей в области демографической политики является реализация федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.» [5]. Данная Программа нацелена на решение на тактическом уровне одной из важнейших задач указанной Концепции - повышение безопасности дорожного движения.

Также разработана федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» на период с 2010 по 2020 гг., которая включает в себя подпрограмму «Автомобильные дороги». Данная подпрограмма предусматривает увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения. В рамках реализации подпрограммы ожидается повышение пропускной способности автомобильных дорог, их строительство и реконструкция.

Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г. содержит в себе цели по увеличению уровня безопасности системы транспорта, уменьшению тяжести последствий ДТП, снижению числа пострадавших и погибших в ДТП. В задачи данной Стратегии входит стратегическое решение существующих проблем безопасности всей транспортной системы РФ.

При осуществлении указанных программных мероприятий было достигнуто снижение смертности населения в ДТП на 19 % за период с 2004 по 2011 гг. Помимо этого произошло снижение величины таких показателей, как тяжесть последствий от ДТП, а также транспортный и социальный риски [6].

Таким образом, к приоритетным задачам социального и экономического развития России в среднесрочной и долгосрочной перспективе относятся задачи по сохранению жизни и здоровья участников дорожного движения. Их достижение планируется путем улучшения организации дорожного движения, инфраструктуры автомобильных дорог, дисциплины среди участников дорожного движения, качества оказания медицинской помощи пострадавшим и т. д. Вследствие этого планируется снижение социально-экономического и демографического ущерба в результате ДТП и их последствий, что будет способствовать уменьшению темпов убыли населения нашей страны и формированию условий для его роста.

Ссылки:

1. Абрамов В.А. Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте: учебное пособие / под ред. И.А. Венгерова // Правовой сайт КонсультантПлюс. 2013 [Электронный ресурс]. 11Р1_: Мр^Лттм/сопзиКа^.ги (дата обращения: 17.06.2014).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 г. № 864, г. Москва «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Официальный интернет-портал правовой информации. 2013 [Электронный ресурс] иР1_: 1"|Пр://\м№м/ргауо.доу.ги (дата обращения: 17.06.2014).

3. Иашвили М.В., Петров С.В. Безопасность на дороге и в общественном транспорте : учебное пособие. Новосибирск, 2011. 123 с.

4. Пугачев И.Н., Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация и безопасность дорожного движения : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2009. 272 с.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 г. № 864 ...

6. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.