4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл,
2001. - 365 с.
5. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с. УДК 331.101.1
Н.А. Лызь
БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА С ПОЗИЦИИ СИСТЕМНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ*
Сложность, комплексность проблемы безопасности обусловливается, с одной стороны, разнообразием смысловых содержаний понятия «безопасность», с другой - интегрально-стью феномена человека, отражающейся в многообразии ракурсов его рассмотрения. В процессе анализа проблемы безопасности человека как объекта научной рефлексии были сделаны следующие выводы [1].
1. Выбор конкретных аспектов безопасности человека, ракурс их рассмотрения и трактовка безопасности, в первую очередь, зависят от системы, в которую включается человек, и которая является источником опасностей.
2. Понимание безопасности производно от представлений о человеке. Критерии безопасности трактуются исходя из тех структур, с которыми исследователи его идентифицируют. В подавляющем большинстве представлений о безопасности в качестве ее критерия подразумевается целостность физической структуры человека (отсутствие травм, увечий), соответствующее нормам функционирование организма, стабильность. Вторая группа критериев безопасности объединяет характеристики, относящиеся к природно-психическому уровню человека, и включает: адекватность отражения и отношения к миру (С.К. Рощин), защищенность психики (Г.В. Грачев), адаптивность функционирования (Т.С. Кабаченко), защищенность сознания от изменения его состояния против воли человека (Т.И. Колесникова). Третья группа высказываний о безопасности объединена на основе обращения к личностному уровню человека. Здесь состояние безопасности характеризуется: удовлетворенностью настоящим, уверенностью в будущем (С.К. Рощин), не снижением вероятности достижения жизненных целей (А.В. Непомнящий), защищенностью интересов, позиций, идеалов, ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь (Т.М. Краснянская). И еще один параметр представлений о безопасности - возможность развития человека. Он встречается в определениях безопасности Т. С. Кабаченко, С.Ю. Решетиной, Т.Я. Смолян, А.Н. Сухова, Е.А. Ходаковского и др. ученых и, как правило, сочетается с другими, изложенными выше.
Поскольку безопасность в качестве необходимого условия предполагает нормальное функционирование человека во всех системах, в которые он включен, при ее рассмотрении целесообразно воспользоваться проблемно-ориентированной моделью человека -моделью его системной устойчивости. Под системной устойчивостью понимается способность человека сохранять целостность и удерживать направленность развития в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий. Внутренние основы системной устойчивости позволяют субъекту сохранять равновесие с окружающей средой, собственную идентичность, выполнять свои функции в разных «планах» бытия, обеспечивать достиже-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Развитие безопасной личности в технизированной образовательной среде», проект № 08-06-00011а.
ние жизненных целей. Анализ проблемно-ориентированных моделей человека и его здоровья [1] позволил выделить три уровня внутренних основ его устойчивости (табл. 1).
Безопасность человека может рассматриваться как с точки зрения состояния его жизнедеятельности, так и с точки зрения его качеств, позволяющих преодолевать опасности, быть устойчивым к негативным воздействиям и способствующих минимизации производимых опасностей для себя, общества и природы. Во втором случае безопасность соотносится не с внешними, а с внутренними условиями (психологическими структурами человека), что позволяет ввести понятие безопасной личности.
Таблица1
Система Уровень устойчивости Характеристика уровня устойчивости
Организм-среда Природно-соматический, природно-психический Целостность организма, устойчивость гомеостаза, адаптивность к природным условиям; адекватность психического отражения и реакций внешним воздействиям
Личность-социум Личностно-психологический Целостность личности, наличие жизненных ценностей и их осуществление
Человек-мир Духовно-нравственный Соответствие развития человека высшему предназначению, нравственным ценностям
Модель безопасной личности представлена совокупностью четырех взаимосвязанных подструктур (см. рис. 1), которые условно разделяются на инвариантное - относящееся к конкретной деятельности.
Субъект жизни и развития
<и
<и . Ч
Л И
<и
Системна 3. Личностно-психологический уровень я устойчивость 4. Духовно-нравственный уровень
1. Интенцио-нальный аспект <— Готовность к обеспе 2. Когнитивно-инструментальный аспект чению безопасности
Л &
а
ю
о «
и «
«
12 <и
ю £
Субъект безопасности Рис. 1. Модель безопасной личности
К первому блоку относятся подструктуры системной устойчивости, отражающие базовые личностные образования, позволяющие человеку осуществлять смысловую регуляцию жизнедеятельности на основе образа мира и ценностей, ко второму - подструктуры готовности к обеспечению безопасности, взаимосвязанные единством предмета деятельности. В такой готовности как личностном образовании выделяются два аспекта:
- когнитивно-инструментальный аспект - знания об опасностях, умение их распознавать, владение способами действий по обеспечению безопасности, достаточный для осуществления этой деятельности уровень развития интеллектуальных, волевых и других качеств;
- интенциональный аспект - субъективная значимость безопасности, интенция на ее обеспечение, наличие соответствующих мотивов деятельности.
Другое разделение подструктур безопасной личности - по принципу «выхода» на деятельность и принадлежности сознанию. Первая группа включает интенциональную и лич-ностно-психологическую подструктуры - смысловую регуляцию отдельной деятельности и всей жизнедеятельности в целом, вторая - когнитивно-инструментальную и духовно-нравственную подструктуры - представления о конкретных объектах и способах деятельности по самообеспечению безопасности, а также ценности как составляющие образа мира. Первая группа объединяет динамические характеристики безопасной личности, вторая - содержательные. Очевидно, что такое разделение весьма условно, поскольку в процессе жизнедеятельности любые интенции наполняются смысловым содержанием, а те или иные отношения, смыслы, ценности реализуются за счет сформированной системы регуляции деятельности.
Таким образом, безопасная личность рассматривается в единстве когнитивно-инструментальных подструктур, отражающих аспекты готовности к обеспечению безопасности, а также ценностно-смысловых подструктур, соотносящихся с личностными образованиями, позволяющими человеку осуществлять регуляцию жизнедеятельности на основе таких ценностей, как человек, природа, познание, развитие и созидание, здоровье.
Все вышесказанное позволяет выделить наиболее перспективный подход к обеспечению безопасности - развитие безопасной личности через формирование основ системной устойчивости. Эта задача, на наш взгляд, должна являться стратегической задачей всего общества и основным психолого-педагогическим способом обеспечения безопасности.
На основании модели безопасной личности как цели-идеала можно выделить три группы психолого-педагогических задач, направленных: 1) на формирование готовности к самообеспечению безопасности; 2) поддержку становления системы смысловой регуляции жизнедеятельности, качеств субъекта жизни; 3) воспитание человека, ориентированного на созидание себя и мира в контексте единства с собственным «сущностным началом», человечеством, природой.
Очевидно, что при таком подходе становление личности как опасной или безопасной необходимо рассматривать в контексте общего личностного, социального развития ребенка и влияния всех факторов - не только целенаправленных, но и средовых. Достаточно логично предположить, что именно период детства и среда, в которой происходит трансляция основных норм, ценностей, способов реагирования будет иметь определяющий характер в процессе становления безопасной личности. Но если взаимосвязи в системе «личность - социальная среда» способствуют трансляции типичных, отнюдь не безопасных норм и форм поведения, тогда каковы основания говорить о самой возможности целенаправленного формирования безопасной личности? Этих оснований, как минимум, два. Во-первых, не следует забывать о влиянии личности на среду: воспитание нового поколения должны осуществлять наиболее подготовленные люди. Воспитывая школьников и студентов, мы вправе рассматривать их как будущих родителей, которые создадут соответствующую среду для своих детей. Во-вторых, наряду с влиянием среды в развитии человека большую роль играет его собственная деятельность и самосознание. Так, старший подростковый и юношеский возраст - период осмысления себя, личностного и профессионального самоопределения, поиска жизненных смыслов - является сензитивным периодом для «вырывания себя» из социокультурной предопределенности и «делания себя» в соответствии с собственными взглядами на свое место в мире.
Для саморазвивающихся систем (какой является человек) эффективным управление является лишь тогда, когда оно согласовано, во-первых, с естественным движением системы, во-вторых, с другими управляющими воздействиями.
Таким образом, проблемы целенаправленного развития безопасной личности необходимо рассматривать:
а) в логике онтогенетического развития ребенка, подростка, юноши, в логике естественного становления соответствующих свойств и качеств, с учетом возрастных новообразований развивающегося человека;
б) в контексте системы согласованных психолого-педагогических задач.
Исходя из вышесказанного, обращаясь к развитию безопасной личности в вузе, необходимо, во-первых, опираться на специфику юношеского возраста, во-вторых, рассматривать цели, содержание и технологию этого процесса в контексте личностно-профессионального развития студентов.
Личностно-профессиональное развитие студентов применительно к психолого-педагогической деятельности мы рассматриваем как организацию овладения профессиональной компетентностью, процесс поддержки личностного и профессионального самоопределения, развитие профессионального самосознания, создание условий для активизации и усиления потенциала саморазвития студентов.
На основе анализа работ, посвященных возрастно-психологическим характеристикам студенчества можно сделать вывод о том, что у юношей и девушек в целом сложились механизмы, позволяющие обеспечивать непрерывное личностно-профессиональное развитие. Для студентов характерны достаточно сформированные мировоззрение и самосознание, являющиеся результатом активного поиска себя, установления ведущих смысловых ориентиров своей жизни (иерархии ценностей). Однако это вовсе не означает, что развитие ценностно-смысловой сферы на этом закончено. Самоопределение, переосмысление реальности, себя и своей жизни - постоянный процесс, суть развития человека (С.Л. Рубинштейн). В студенческом возрасте это переосмысление происходит на более высоком, чем ранее уровне - в контексте «со-бытийной общности» со всем человечеством (В.И. Слободчиков).
Соотнося эти выводы с моделью безопасной личности, можно представить психологическое содержание развития безопасной личности в студенческом возрасте как переосмысление себя (переопределение своего места и роли) в системах «человечество» и «природа» с позиции безопасности (сохранения и развития) себя и этих систем. Основным педагогическим содержанием, соответствующим организации процессов понимания себя и мира, а также переосмысления себя в различных системах является актуализация и развитие субъектных качеств студента (субъекта познания, самосознания, жизнедеятельности) в контексте идей безопасности и соответствующего предметно-содержательного ценностно-насыщенного педагогического взаимодействия.
Таким образом, рассмотрение безопасности человека с точки зрения его системной устойчивости делает очевидным необходимость превентивного пути обеспечения безопасности - развития безопасной личности через формирование системной устойчивости. Проектирование процесса развития безопасной личности в вузе должно осуществляться в контексте личностно-профессионального развития студентов. Только в том случае, когда соответствующая педагогическая деятельность будет органична процессу личностного и профессионального становления специалиста, мы можем надеяться на устойчивые результаты на уровне целостной личности и ее мировоззрения, что позволит говорить о повышении системной устойчивости человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза: Монография.
- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 305 с.