ФОРМИРОВАНИЕ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
THE FORMATION OF SAFE BEHAVIOUR OF PERSONALITY AS A SOCIAL-PEDAGOGIC PROBLEM
С.В. Терницкая S.V. Ternitskaya
Безопасность, безопасность жизнедеятельности, поведение, личность, личность безопасного типа поведения, социализация, социально-педагогические условия.
В статье рассматривается актуальная проблема педагогики - формирование личности безопасного типа поведения. Анализируя ситуацию, автор обнаружил наличие противоречия между осознанием важности решения задачи безопасности человека, средствами образования и неразработанностью теоретических основ эффективного практического решения этих задач на основе целостного понимания развивающейся личности в условиях современного социума. Автор проводит терминологический анализ в педагогике основной категории «безопасность». Впервые дается анализ основных социально-педагогических условий формирования личности безопасного типа поведения.
Safety, life safety, behavior, personality, personality with a safe type of behavior, socialization, social and pedagogic conditions.
The article considers a topical issue of pedagogics that is the formation of the personality with a safe type of behaviour. Analyzing the situation, the author found some contradictions between the awareness of how important it is to solve a problem of human safety, educational means and crudity of the theoretical framework of an effective practical solution of these problems on the grounds of a holistic comprehension of a developing personality in terms of a modern society. The author carries out a terminological analysis of the main category of «safety» in pedagogics. The article is the first to analyze the main social and pedagogic conditions of the formation of the personality with a safe type of behavior.
Развитие событий в мире ставит перед человечеством проблему выживания не просто в фигуральном, но и в буквальном контексте. В условиях всеобщего политического антагонизма, мультикутуризма, кризисных экономических явлений, социальной нестабильности, тотальной неуверенности в будущем, экологических опасностей и других факторов вопрос о формировании личности безопасного типа поведения является жизненно необходимым. В современном обществе формирование такой личности осуществляется под влиянием многих факторов. Социальная, духовная, культурная, психологическая и биологическая составляющие развивающегося человека лежат в основе решения проблемы образования, связанной с формированием безопасной личности. При этом важно учитывать субъективный опыт, цели, интересы и
ценностный аппарат подрастающего поколения.
Формирование личности безопасного типа поведения является настоятельным требованием времени. Только создав соответствующие условия, можно сформировать такую личность, которой по силе решать экономические, политические, социальные и другие важнейшие государственные задачи. В основе формирования личности безопасного типа поведения должна быть система, во главе которой стоят общечеловеческие ценности, доброта, сострадание, терпение, трудолюбие, долг и ответственность.
Анализируя создавшуюся ситуацию, можно констатировать наличие противоречия между осознанием важности решения задачи безопасности человека средствами образования и неразработанностью теоретических основ эффективного практического решения этих задач
на основе целостного понимания развивающемся личности в условиях современного социума. Безопасность личности как педагогическая и социокультурная проблема становится главнейшим аспектом развития страны.
Результативное решение поставленной проблемы предполагает построение такого педагогического процесса, который бы соответствовал не только биологической, культурной и духовной природе формирующейся личности, но и его социальной обусловленности с опорой на субъективный опыт, с учетом его интересов и ценностей.
Самой категории «безопасность» в педагогике не уделяется должного внимания. Достаточно сказать, что в современных педагогических словарях и энциклопедиях практически отсутствует единый подход к раскрытию этого интегрального понятия. Также следует отметить, что недооцениваются и возможности социально-педагогического знания для решения задач формирования безопасной личности, тогда как известно, что гуманитарное образование обладает большим потенциалом в личностном и духовно-нравственном становлении человека.
В таком случае необходим терминологический анализ. В педагогике интересен подход А.В. Непомнящего [Непомнящий, 1992], где в основу была положена взаимосвязь безопасности с достижением искомой цели. Им было предложено инвариантное определение безопасности как состояние любой системы (гуманитарной или технической), при котором не снижается вероятность достижения этой системой цели своего существования. Особенностью понятия безопасности личности на данный момент можно выделить то, что оно рассматривается параллельно всем сферам деятельности и жизни личности. Исследуя эту проблематику, также следует принимать к вниманию не отдельные элементы безопасности (экологическая, правовая, экономическая социальная и т.д.), а их единство. Такой подход позволяет полностью реализовывать на практике понятие безопасности личности.
С точки зрения психолого-педагогических позиций исследователь Н.А. Лызь раскрыла по-
нятие безопасной личности как субъекта, строящего свою жизнь в контексте единства с собственным «сущностным началом», обществом и природой, реализующего свой потенциал, идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающего готовностью к обеспечению безопасности и способного поддерживать свою системную устойчивость [Лызь, 2006].
При изучении основных факторов подготовки учителей к обучению школьников основам безопасности жизнедеятельности П. Гвоздий безопасное поведение понимает как своеобразную активность, которая не несет в себе опасности, защищает человека от опасности; не оказывает вреда ни самой личности, ни природе [Гвоздий, 2007]. Готовность к безопасности жизнедеятельности исследователи А.Н. Муравьева, З.К. Бакшеева понимают как умение действовать в специфических обстоятельствах и условиях, нестандартных ситуациях, а также способность быстро реагировать, принимать решения, продумывать действия, проявлять дисциплинированность и другие нравственные качества во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми [Муравьева, Бакшеева, 2011].
Более сложный конструкт «личность безопасного типа поведения» исследователь В.А. Шестаков предлагает рассматривать через мировоззренческие, образовательные, технологические и экологические аспекты [Шестаков, 2010]. Развивая это направление исследования, Г.В. Коган предложил также включить психолого-педагогический аспект как системообразующий компонент процесса формирования качеств личности безопасного типа поведения [Коган, 2014].
Формирование безопасной личности происходит на уровне осмысления человеком себя и мира, поэтому особую роль в этом процессе играют содержательная сторона - знания, способствующие изменению представлений о человеке, мире и себе в мире, процессуальная - методы и средства личностно-развивающего взаимодействия, обращенные к субъективному опыту, личностным смыслам и ценностям.
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
Опираясь на эти подходы, следует обратить внимание, что безопасное поведение предусматривает присутствие пяти основных компонентов: знание опасностей, окружающих человека, физических, химических и биологических качеств этих опасностей, умение распознавать их природу; противодействие влиянию опасностей; преодоление опасностей; создание условий безопасности; сформированность определенного набора личностных качеств: сознательная дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, организованность в работе, инициативность.
С точки зрения социально-педагогического подхода такая личность должна быть ориентирована на добро и способна к продуктивной деятельности по защите окружающих людей и природы от внешних угроз, по сбережению своего духовного и физического здоровья от этих угроз на фоне высокоразвитых духовных качеств, навыков, умений, собственного жизненного опыта.
В самом широком понимании безопасность жизнедеятельности человека можно понимать как защищенность его жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз и обусловливается следующими факторами: состоянием окружающей среды, государственными системами поддержки безопасности человека, социумом, индивидуальной защищенностью личности.
Таким образом, хотя тема безопасности в научной литературе представлена, но совокупность социальных и педагогических аспектов развития личности безопасного типа поведения практически не рассматривалась. Социально-педагогический подход к формированию такой личности обеспечит раскрытие особенностей этого процесса в период социализации.
Социальный аспект личности безопасного типа поведения позволяет отразить следующие условия ее формирования: осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности человека; понимание собственных возможностей в обеспечении безопасности природы и общества, а также личной безопасности; распознавание опасностей; овладение технологией рационального и гу-
манистического взаимодействия с другими людьми, природой и техникой; приобретение способностей, отработка навыков создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования; желание и умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.
В значительной мере степень овладения качествами, свойственными личности безопасного типа поведения, зависит от врожденных качеств, но, безусловно, свою роль играют и условия существования личности в социуме, наряду с воспитанием и образованием. Важными при этом являются мотивы поведения личности. Среди них необходимо выделить мотив, побуждающий личность к жизни в традициях взаимопомощи. К основным чертам такой личности можно отнести грамотность во всех сферах обеспечения безопасного поведения; предвидение опасностей, влияющих на человека и окружающий мир; наличие правовых и физических навыков защиты природы, людей, самого себя от угроз, исходящих как от самого себя, так и от внешних источников.
Целью формирования личности, практикующей безопасные стандарты поведения, в первую очередь является развитие стойких морально-волевых качеств. Значит, важнейшим социально-педагогическим фактором формирования безопасного поведения личности является семейное воспитание. Среди основных функций семьи следует отметить создание безопасных условий для роста и развития ребенка; передачу опыта безопасного поведения в быту, производстве и социальной среде, семейные ценности и традиции; выработку полезных, безопасных навыков и умений, направленных на самообслуживание и помощь близким; воспитание чувства собственного достоинства; осознание ценности человеческой жизни и собственного «я».
Следующим социально-педагогическим фактором, влияющим на процесс формирования личности, практикующей безопасные стандарты поведения, являются средства массовой информации как неотъемлемая часть культуры современного общества. Именно телевидение, пресса, Интернет осуществляют сильней-
шее влияние, на основе которого человек формирует определенный взгляд на способ и стиль жизни, модели поведения. По сути, неисчерпаемые возможности СМИ оказывают как негативное, так и позитивное влияние на сознание людей, формирование у них моральных качеств, общественной активности, образцов поведения и т.д. Среди позитивных факторов следует отметить доступ к полезной информации, содействие общению, рекламу здорового способа жизни и культуры безопасности. При этом пропаганда стандартов поведения телегероев, несовместимых с ценностными ориентирами общества и связанными с демонстрацией культа силы, жестокости и т.д. оказывает негативное влияние на поведение человека. Агрессивность, неуважение к человеческой жизни, убежденность в возможности решения проблем только силой формируются, усиливаются или провоцируются у подростков также вследствие насаждения негативной информации социально-политического характера и сообщениями об убийствах, насилиях, авариях, стихийных бедствиях.
Следующий социально-педагогический фактор формирования безопасного поведения лежит в области учебной и воспитательной деятельности образовательных учреждений. Процесс формирования безопасного типа поведения у студентов происходит в определенных социальных условиях жизни, в деятельности, в общении с друзьями, преподавателями, будущими коллегами во время производственной практики. Профессиональный и жизненный опыт безопасного поведения продолжает развиваться не только за счет психологических ресурсов, которые поступают из внешней среды, но и вследствие взаимодействия в социальной среде и через профессиональное обучение. В современном социально-педагогическом аспекте поведение человека - это социально-обусловленная деятельность с соответствующими природными предпосылками. Процесс формирования безопасного типа поведения у личности основывается на интеграции внутренних и внешних условий. Под внешними условиями понимаются опосредованные отношения личности студента с соци-
умом, природой, культурой в процессе приобретения знаний и вхождения в профессию. Внутренние условия - это жизненные цели, самоидентификация, ценностные и смысложизненные ориентации, отношения, выражающиеся в потребностях, чувствах, предвидении и сознании.
Содержание, структура, технология образования в сфере безопасности жизнедеятельности сформирована на основе положений о том, что человек является главным объектом защиты от факторов риска, а основным методологическим принципом безопасности определен системно-структурный подход на основе системного анализа. Это значит, что жизнедеятельность рассматривается как комплекс взаимосвязей в системе «человек - окружающая среда», субъектом которой может быть как отдельный человек, так и любая социальная группа. Соответственно, учебные программы содействуют формированию безопасного типа поведения, личности с гуманистическими ценностными ори-ентациями. Воспитание такой личности способствует ее активному участию в обеспечении собственной долгосрочной и полноценной жизни в естественной, техногенной и социальной среде. К педагогическим условиям формирования безопасной личности в образовательном процессе вуза также можно отнести использование элементов личностно-смыслового диалога, проявление педагогом собственной личностной позиции, целей, ценностей; приобщение к опыту собственной личностной организации.
В современном социально-педагогическом аспекте поведение человека - это социально обусловленная деятельность с природной и социальной зависимостью. В таком случае безопасное поведение можно рассматривать как своеобразную активность, не несущую в себе опасности, защищающую от опасностей, не оказывающую вреда самой личности и окружающей среде. Человек, являясь членом общества, не всегда ощущает собственную защищенность. Зачастую оно само порождает опасности техногенного, социального, экологического характера. Но именно в таких условиях следует формировать безопасное поведение, высокий уровень
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
о я
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
и
1 к
а
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
которого определяется тем, что личность может творчески использовать современные методы и способы безопасности для обеспечения защиты 2. личности в повседневной и профессиональной деятельности, действовать в условиях, угрожающих жизни и здоровью, а также своей деятельностью не создавать опасности лично для себя, других людей и окружающей среды.
Результаты, полученные в ходе исследования, убеждают, что безопасное поведение лич- 3. ности формируется под влиянием многих факторов и на протяжении длительного времени. Среди них можно выделить группу социально- 4. педагогических. Следует отметить, что эти факторы несут на себе и позитивную, и негативную составляющую, а это значит, что они могут содействовать как формированию безопасного типа поведения, так и проявлениям опасных 5. тенденций в поведении.
Библиографический список 6.
1. Гвоздий С.П. Подготовка будущих учителей естественного цикла к обучению школьни-
ков основам безопасного поведения: авто-реф. дис. ... канд. педаг. наук. Одесса, 2007. Коган Г.В. Психолого-педагогические аспекты формирования личности безопасного типа в вузе // Актуальные проблемы психологии в образовании: матер. межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участ., Мурманск, 1-3 апр. 2013 г. / отв. ред. И.А. Синке-вич. Мурманск, 2014. Т. 2. С. 93-98. Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: дис. ... д-ра. педаг. наук. Ставрополь, 2006. Муравьева А.Н., Бакшеева З.К. Результаты исследования проблемы безопасности жизнедеятельности школьников в образовательном пространстве школы // Вестник КГПУ. 2011. № 2. С. 94-99. Непомнящий А.В. Гуманитарное образование в высшей технической школе // Психологическое направление. 1992. 150 с. Шестаков В.А. Некоторые аспекты формирования личности безопасного типа // Научный вестник УАГС. 2010. № 2 (11). С. 8-13.