УДК 75.03 +929 ГРНТИ 18.31.31
«БЕЛЫЕ ДОРОГИ» ВЛАДИМИРА ЧУПИЛКО
Л.М. Олещенко
Омский музей Кондратия Белова
Россия , 644010 г. Омск ул. Валиханова 10;[email protected]
Автор анализирует творчество художника Владимира Чупилко, истоки которого он видит в национальной культуре с её непреходящими ценностями: исторической памятью, верой, любовью к Отечеству и народу, к искусству.
Ключевые слова: национальная культура, искусство, ценности, вера, историческая память, биография художника, Владимир Чупилко.
VLADIMIR CHUPILKO'S "WHITE ROADS"
L.M. Oleschenko Belov Omsk Museum
Russia, 644010, Omsk, ul.Valihanova 10; [email protected]
The article analyzes the creativity of the artist Vladimir Chupilko. The author sees the origins of his art in the national culture with its enduring values: historical memory, faith, love for the Fatherland and people, for art.
Keywords: ethnic culture, art, values, faith, historical memory, an artist's biography, Vladimir Chupilko.
Есть художники, чьё творчество постоянно питается жизнью, её материальными и духовными проявлениями. В свою очередь, их произведения становятся «духовной пищей», по определению культуролога В. Библера, «миром впервые» для многих, кто не утратил способности воспринимать окружающее глазами тех, кому они доверяют, откликаются на их желание вступить в незримый диалог, открывая для себя неизведанное... [1].
Знакомясь с работами Владимира Чупилко, утверждаешься в том, что настоящее искусство не имеет временных и географических рамок. Его истоки всегда в том времени и пространстве, в котором он родился, в той культуре, которую впитал, благодаря своим родителям, образованию, окружающим людям, природе, да и многому другому, что формирует личность, её уникальность в восприятии мира.
Владимир Анатольевич родился в 1960 г. в селе Крещенка Новосибирской области. В 1971 г. поступил в художественную школу г. Калачинска, куда переехали его родители. В 1982 г. окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института. С 1994 г. участвует в выставках. Живёт в поселке Кормиловка Омской области.
© Олещенко Л.М., 2019_
Его творчество тематически разнообразно: это жанровые работы, пейзажи, натюрморты, декоративные композиции. Однако есть мотив, который превалирует в художественных исканиях. Это дороги. Многие дороги, пройденные и изображённые художником, ведут к храму. К земной и небесной Церквям. Эти дороги светлые, «белые». Другие - просто олицетворяют те, по которым идёт человек с детства и до последних дней своих. Дорога всегда ведёт к какой-либо цели. Она не в никуда. На ней бывают остановки. Дорога, путь символизируют движение, жизнь. Те дороги, по которым перестают идти люди, зарастают бурьяном, исчезают с лица земли, умирают.
2221-7711 Национальные приоритеты России. 2019. № 1 (32)
Владимир Чупилко - странник, много путешествует. Его дороги пролегают не только по Сибири, северным городам, но и тем российским областям - Нижегородской, Ярославской, Владимирской, - где, как он говорит, «более ощутим дух православный». Оттуда истоки его работ: «Владимир. Золотые ворота» (2017), «Старый мост. Снегопад в Парском» (2017) и других.
Кстати, В. Чупилко пишет замечательные эссе. В них он размышляет о жизни, раскрывает глубинные корни своих замыслов. Их интересно читать так же, как и рассматривать картины. Одно из них созвучно выставке «Белые дороги», прошедшей в музее К. Белова:
«Выйди из дома, когда выпадет снег. Когда земной низ на два-три тона станет светлее небесного верха, и изображение на сетчатке глаз перевернётся в своё изначальное положение. Тогда над головой увидишь серую землю, а под ногами небо с нежными облаками, из которых в далёком детстве строились воздушные замки. Как распущенные праздничные банты с жидких косичек первоклассницы, расстелятся перед тобой белые ленты дорог. Захрустят кружевные снежные кристаллы. Отпадёт от подошв суетливая житейская грязь. Просочится через глаза и разольётся в душе первозданная чистота. И отложит душа на какое-то время свою пропылённую земную робу, и примерив незапятнанные брачные одежды, увидит себя на свадебном пиру в небесном чертоге. Легко и радостно будет шагать ей по белым дорогам, пролегающим то ли по полю, то ли по небу, то ли по детству, то ли по жизни. Выйди из дома, когда выпадет снег».
Художник также умеет создать сказочный мир, в котором реальность, история, мифология, искусство сливаются в единое целое, удивляя и поражая своей видимой простотой и одновременно глубиной, многозначностью содержания. Такова, например, его картина «В Обдорском саду» (2016). Она мало что расскажет зрителю, неискушённому в исторических и мифологических экскурсах. И где этот Обдорский сад? И что за волшебные птицы сидят на ветви яблони? На самом деле Обдорск (что в переводе с языка коми означает место при Оби) был основан как казачья крепость в XVI веке. Сейчас на этом месте г. Салехард с привлекательным для туристов современным историко-культурным комплек-
сом «Обдорский острог» [21. А сказочные райские птицы - стражи славянского Рая - порождение воображения художника и художественное переосмысление мифологии.
По народному преданию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу, и преображаются плоды: яблоки становятся целительными... [31.
Работы православной тематики занимают особое место в творчестве художника. Они лаконичны по цвету: белый, синий, чёрный, с вкраплениями золотистой охры, красного, зелёного. Эти цвета символизируют ценности Православия: белый - невинность, святость, чистоту, сияние Божественной славы; синий -стремление к Богу, целомудрие, является атрибутом Богородицы; зелёный - гармонию Божественного бытия; красный - кровь Христа, пролитую ради человечества, а значит, любовь к людям. Кажется, волшебная музыка слышится, когда видишь работу «Нежность Рождества» (2018), созданную художником накануне рождественских праздников.
Через всё творчество художника проходит тема детства. С любовью написаны картины «Звездочёт» (2007), «Снежок» (2016). Впрочем, это можно сказать обо всех работах художника. Он не созерцает окружающий мир, как сторонний наблюдатель, а создаёт его образ, одухотворяя энергией души, откликающейся на волнующие проблемы бытия человека в мире. В работах «детской тематики» художник возвращает каждого в то время, когда, казалось, мир был больше и добрее. И он об этом времени пишет:
«Куда-то за синие леса за высокие горы ушло это счастливое время, когда не надо было беспокоиться о хлебе насущном, но зато было так много других неотложных и непонятных взрослым забот. Строительство воздушных замков в облаках и беседа с божьей коровкой у самых корней травы, неосознанное ощущение красоты и бесконечности окружающего мира, а также своего неразрывного с ним единства каким-то образом питало нашу душу. И накормленная душа, ещё чистая и открытая, соединяя в себе земное с небесным, наполняла нас искренними радостями ощущения жизни, делала нас счастливыми. Чем дальше от нас уходит детство, тем ближе и теплее оно для нас».
Старый мост. Снегопад в Парском. 2017. Холст, масло
Владимир. Золотые ворота. 2017. Холст на ПВХ, темпера
В Обдорском саду. 2016. Холст, темпера
То дождь, то снег. 2016. Холст на пвх, масло
Звездочёт. 2007. Х.м.
Нежность Рождества. 2018. Холст, акрил
Одуванчики. 2008. Холст, акрил На Млечном пути. Звёздочка. 2014.
Холст, акрил.
Любовью наполнена работа «Одуванчики» (2016). В ней столько тепла, нежности, к тем своим родным, которые окончили земной путь. Они исполнили своё предназначение: родили и воспитали детей, заботились о внуках, работали, жили честно и праведно и не-разлучённые уходят туда, куда летят вместе с ними пушистые одуванчики, дав где-нибудь новые всходы, вовлекаясь в природный круговорот.
Глядя на картину «Иван-чай», вспоминаешь деревню, жаркое лето, вкусный, заваренный из листьев чай, освежающий дождь.
Художник не любит городскую суету. Ему ближе тишина, спокойствие и размерен-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. М., 1999. С. 288.
2. Обдорск - Древо. [Электронный ресурс]. URL: https://drevoinfo.ru/articles/23044.html (дата обращения 27. 01. 2019).
3. Яблочный Спас. АРТ-РЕЛИЗ. РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://артрелиз.рф/tag/яблоч-ный-спас/ (дата обращения 26.01.2019).
Олещенко Людмила Михайловна - кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник Омского музея Кондратия Белова; e-mail: [email protected]
ность деревенской жизни. Там поля расцвечены цветами, воздух наполнен их ароматами. Там ночью небо полно звёзд, мерцание которых завораживает, заставляет забыть всё суетное и преходящее. Картина «На Млечном пути. Звёздочка» - маленький сюжет из деревенского быта: вот вышел мужичок ночью нагрести сена телёнку, который стоит неподалеку. И, запрокинув голову, загляделся на яркую звезду в ночном небе. А на лбу телёнка белое пятнышко, которое в народе также зовут «звёздочкой»...
Картины В. Чупилко останавливают и надолго запоминаются. Он, конечно же, талантлив и искреннен в своём творчестве. А это самое высокое качество искусства.
REFERENCES
1. Bibler V.S. Ot naukoucheniya k logike kul'tury. M., 1999. S. 288.
2. Obdorsk - Drevo. [Elektronny resursl. URL: <https://drevoinfo.ru/articles/23044.html> (data obrascheniya 27. 01. 2019).
3. Yablochnyy Spas. ART-RELIZ. RF. [Elektronny resursl. URL: <http://artreliz.rl/tag/yablochnyy-spas/ (data obrascheniya 26.01.2019).
Oleschenko Lyudmila Mikhailovna - Cand. Sc. {History}, Associate Professor, Researcher at Belov Omsk Museum; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.01.2019 г.
—^ Научные конференции
LXXII Международная научно-практическая конференция гуманитарных и общественных наук «Культура, наука и искусство: вопросы продуктивного взаимодействия в XXI веке»
Россия, Казань, 25 мая 2019 г.
Конференция ориентирована на учёных, аспирантов, преподавателей, магистрантов, студентов и иных заинтересованных лиц. Форма участия - заочная. Основные направления: антропология, археология, география, искусство, история, краеведение, культурология, литературоведение, политология, психология и педагогика, риторика, социология, филология и лингвистика, философия, этнография.
Участники мероприятия получают по итогам конференции:
- диплом участника (печатный/электронный вариант) - посредством Почты России/электронной почты (по выбору автора);
- электронный сборник научных трудов (файл в формате pdf) - по электронной почте. Материалы принимаются до 24 мая 2019 года (включительно) по адресу: