Э.Б. Ершова
БЕЛОРУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В РОССИЙСКОМ РЕВОЛЮЦОННОМ
ПРОЦЕССЕ НАЧАЛА ХХ В.
BYELORUSSIAN INTELLIGENTSIA IN RUSSIAN REVOLUTIONARY PROCESS AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Аннотация. В статье показаны аспекты возникновения, формирования белорусской интеллигенции в ее многонациональном составе, стремлении участвовать в политических процессах движений Российской империи, создании своих национально-освободительных партий. Автор также отметила значение и роль белорусской интеллигенции в революционных процессах начала ХХ века: влияние на нее Первой русской революции, восприятие революций 1917 г. и ее стремление к национальной самоидентичности.
Abstract. The article shows the aspects of occurrence and forming of Byelorussian intelligentsia in its multiethnic structure, aspiration for taking part in political processes of Russian Empire, establishment of national liberation movements. Author also notes the role of Byelorussian intelligentsia in revolutionary processes at the beginning of the XX century: influence of the First Russian revolution on it, views on the revolutions of 1917, and its desire for national self-identification.
Ключевые слова. Белоруссия, интеллигенция, политические движения, партии, революции.
Keywords. Byelorussia, intelligentsia, intellectuals, political movements, political parties, revolutions.
В общественно-политической жизни Российской империи конец XIX - начало ХХ в. стало временем образования политических нелегальшх обществ и партий, участники которых перед этим прошли через создание множества различных общественных движений: от народничества до партий Бунда, социал-демократии, эсеров и др. За короткое время - с конца XIX в. и до 1917 г. - в России возникло более
ста партий. Интересы всех групп, составлявших российское общество конца XIX -начала ХХ вв. приводили к тому, что каждая социально-национальная и конфессиональная группа стремилась к созданию своего политического кредо и своей политической партии или движения.
В этом процессе большую роль играла интеллигенция, которая формировалась в объединения по разным признакам, интересам, идеям, и, в частности, профессиональному, как, например, научная и техническая интеллигенция, чиновники, художники разных направлений, литераторы, музыканты. Безусловно, это были лишь интеллектуальные сообщества, больше интересовавшиеся спецификой своей профессии или своего искусства. Но некоторые из них принимали участие в политических движениях, а позднее и в партиях.
Национальная интеллигенция, помимо черт общероссийского характера (обучение в одних и тех же учебных заведениях, рамках общей конфессии, общих интересов в борьбе против царской власти и эксплуататоров), обладала и особыми чертами, такими, как стремление сохранить свою национальную культуру, свои традиции и т.д. вплоть до национальной самостоятельности как государства.
К такой национальной интеллигенции России необходимо отнести новую волну белорусской интеллигенции, первым историческим рубежом формирования которой стали 70-80-е гг. XIX в. Именно в эти годы в среду белорусской интеллигенции, мелкой шляхты начали проникать идеи русского народничества. Такие идеи национального плана получили свое обоснование в брошюрах М. Дагоманова, изданных в Женеве на белорусском языке. Прозвучали они и в произведениях родоначальника новейшей белорусской литературы Ф. Богушевича.
История интеллигенции Белоруссии имела свои особенности, связанные с национально-освободительным движением и борьбой за развитие национальной культуры, за последовательное проведение демократической национальной политики. Большую часть белорусской интеллигенции составляли офицеры и военные чиновники Западного фронта, учителя, железнодорожники и почтово-телеграфные служащие, юристы, библиотечные работники, чиновники различных ведомств. Меньше всего было деятелей литературы и искусства. В ряде работ дореволюционного периода утверждалось, что интеллигентов-белорусов вообще не было. Так, В.П. Семёнов писал: «...О местной белорусской интеллигенции, подобной, например, малорусской, речи быть не может, так как её не существовало» [1, с.136].
И все же она была во всем ее многообразии профессиональной деятельности, хотя и малочисленная. Особенностью интеллигенции, проживавшей на территории Белоруссии, был ее многонациональный состав: белорусы, русские, евреи, украинцы, поляки, литовцы. Учитывая ее малочисленность и одновременно значимость для крестьянской Белоруссии, интеллигенция была элитой не из-за ее материального обеспечения, а с точки зрения роли формирования национального самосознания. По политическим воззрениям всю белорусскую интеллигенцию первых десятилетий ХХ в. можно отнести к революционным демократам. Выразителями революционного демократизма были М. Богданович, А. Тётка, Я. Купала, Я. Колас. В общественной мысли Белоруссии революционный демократизм возник в начале XX века в результате теоретического, эстетического и нравственного осмысления действительности, осмысления положения белорусского народа в условиях царизма.
При множестве общих черт национальной интеллигенции императорской России, основой формирования белорусской интеллигенции было само географическое положение Белоруссии между Польшей и Россией. Обе страны стремились в разные исторические периоды то ополячить белорусов, то русифицировать, в зависимости от того, в чьих границах находилась территория, где жили белорусы. Целью таких действий было стремление узаконить свое право на эти земли. По этой причине белорусам приходилось копировать самосознание тех народов, к кому они были присоединены - русских или поляков. Это накладывало свой отпечаток на все историко-общественно-политические процессы в жизни белорусского общества, а затем и формировавшейся белорусской нации.
Белорусы к тому же фактически никогда не имели своей государственности, хотя современные белорусские историки считают, что вхождение белорусских земель до последней трети XVIII века, т.е. до разделов Речи Посполитой, в состав Великого княжества Литовского можно считать наличием их государства. Однако это исторически не доказано, и является лишь желанием хотя бы в этом факте противостоять современной России.
Но именно в рамках Российской империи, получив название Северо-Западного края (в 1842 г.), началось формирование белорусской нации, и со второй половины XIX в. белорусская интеллигенция стала обосновывать свой путь исторического развития на основе происходивших сдвигов в социально-экономических и политических сферах жизни всей России в связи с реформами Александра II.
Каким бы ни было (слабым или сильным) развитие капитализма в Белоруссии, но оно способствовало формированию интеллигенции, так как складывался рынок умственного труда, росла потребность в квалифицированных специалистах, а, следовательно, заставляло царское правительство создавать условия для подготовки кадров.
Начало создания первой общественно-политической организации историки относят к 90-м годам XIX столетия, основой которой стали первые кружки учащейся молодежи г. Минска. Главной их целью было изучение территории Белоруссии и обычаев и традиций белорусов, запись их народных преданий, издание современных тому времени белорусских произведений, разработка вопроса белорусской национальной государственности. Многие из выпускников этих средних учебных заведений поступали в столичные университеты и поставили своей целью поднятие белорусской культуры, развитие белорусского языка, сохранение народных традиций.
Такие кружки были созданы в Вильно, Гродно, Минске.
В Петербурге в 1902 г. были созданы студентами-белорусами первые культурно-национальные кружки «Беларускай народнай асветы». Их участники и составили основу первой белорусской политической партии - Белорусской Революционной Громады (БРГ). Определенное влияние на возникновение этой партии оказал 1-й съезд РСДРП, прошедший в Минске в 1898 г.
Большинство белорусских историков считает, что БРГ была реорганизована в конце 1903 г. на ее I съезде в Белорусскую социалистическую Громаду (БСГ) [2, с.37], [3]. Создателями и первыми руководителями этой партии были И.И. Луцкевич (позднее известный писатель Янка Купала), его брат А.И. Луцкевич (А. Новина), В.Ю. Ластовский, А. Пашкевич (писатель под псевдонимом Тетка) и другие.
По своим политическим воззрениям это были представители либерально-буржуазного и мелко-демократического течений. В программных документах БСГ определялась социалистическая ориентация, что в большей степени соответствовало программе русских социал-демократов. Отличием же от программы РСДРП было то, что в ней не подчеркивалась принципиальная разница между пролетариатом, крестьянством и другими слоями трудящегося народа. В этом было сходство с программой эсеров, объединявших всех в одну социально-экономическую категорию -трудовой народ.
В период первой русской революции среди интеллигенции Белоруссии образовалось революционно-демократическое крыло, идейными руководителями которого стали выдающиеся белорусские поэты-демократы Я. Купала и Я. Колас, М. Богданович, Д. Жилунович, А. Пашкевич и др. Революционно-демократическое мировоззрение белорусской интеллигенции в этот период основывалось на несовместимости интересов трудового народа и «панства» и социальной системы угнетения. Творческая интеллигенция утверждала, что только труд является основной и важнейшей формой подлинного человеческого бытия. Это по сути своей было отражением наивно уравнительного крестьянского социализма.
События 9 января 1905 г. в Петербурге, революционные выступления по всей России революционизировали и белорусскую интеллигенцию. Она участвовала в революционных событиях в городах Гомеле, Минске, Могилеве и др. В ходе революции 1905-1907 гг. количество печатных органов увеличилось: «Минское эхо», «Полесье», «Наш край» (Брест), «Наше утро» (Гродно), «Бобруйские отклики» и др. Все они отражали революционные настроения масс и происходившие события в разных уголках не только всей России, но и Белоруссии.
После Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г. революционность белорусской интеллигенции пошла на спад, приближаясь к демократической оппозиции самых различных партий и движений, поставивших себе задачу разработки программ национально-культурной деятельности.
Положительным результатом революционных событий было сохранение своих печатных органов.
Выразителем идей БСГ в 1905 г. стала газета «Наша доля», вышедшая 1 сентября в Вильно 10-тысячным тиражом на белорусском языке, латыни и русском (кириллице). Однако просуществовала всего в общем плане 3 месяца. За статьи «Што буцдзе» и заметку «Даход расшскага цара» номер был конфискован.
Большую роль в пропаганде идей революционных демократов о национальном возрождении сыграла газета «Наша Ива», начало выхода которой относится к 1907 году. Основу ее редакции составили бывшие члены ЦК БСГ, уже тогда широко известные деятели белорусской культуры: братья Луцкевичи, Тетка (Пашкевич), В.Ю. Ластовский, В.Л. Ивановский и др.
Деятельность такого печатного органа неоднозначно оценивалась в различные годы. В период советской власти ее считали выразителем мелкобуржуазных взглядов белорусской интеллигенции. В «Нашей Иве» публиковались революционно-демократические произведения Я. Купалы, перевод Я. Коласа стихотворения неизвестного автора «Работнику» с подзаголовком «Из немецкой крестьянской газеты»,
«Вейте ветры на просторе» и др. [4].
До 1913 г. она издавалась на двух шрифтах - кириллицей для православных и латиницей для католиков. Ее деятельность продолжалась 10 лет, в течение которых редакция смогла удержаться на достойном уровне, не скатываясь до «зоологического» национализма и шовинизма.
Наряду с революционными демократами в Белоруссии немалое влияние имели и деятели левого движения, поддерживавшие в годы Первой мировой войны лозунг большевиков о поражении царского правительства. Они рассчитывали на то, что эта партия будет придерживаться своей программы по национальному вопросу, предоставив в случае взятия власти всем народам царской России право на самоопределение, вплоть до государственного отделения. Социальной основой этого движения была интеллигенция: инженеры, юристы, журналисты, чиновники, военные, но особенно группа писателей.
В Минске была создана организация «Белларуская хатка», объединившая поэтов и писателей, публицистов, художников. Ядром этой группы были М. Богданович, А. Астрамович (А. Зязюля), З. Бядуля, В. Голобух, Ф. Шантырь и др.
Интересным явлением в белорусском движении левого направления было то, что интеллигенция в Белоруссии росла не за счет шляхты, которая в это время не увеличивалась, а в связи с усилением и ростом народной интеллигенции, т.е. выходцев из народных низов. Соответственно в нем уменьшалась и доля буржуазной интеллигенции.
Из радикальных революционных партий в Белоруссии в начале ХХ века были сильны позиции партии социал-революционеров и Польского комитета российской социал-демократической рабочей партии, в которых большую роль играла интеллигенция. По информации помощника начальника Могилевского губернского жандармского управления от 30 сентября 1905 г. в Гомельском, Рогачевском и Быховском уездах активно действовали Гомельская группа партии социал-революционеров, Гомельская организация Польского комитета СДРП, организовывавшие забастовки рабочих и террористические акты, особенно по отношению к полицейским чинам.
Социал-демократическая интеллигенция в большей степени занималась распространением прокламаций, организацией манифестаций, подстрекательством к проведению забастовок сапожников, столяров, слесарей и приказчиков. Они организовывали проверки в мастерских по наличию в них работающих в дни забастовок, и, если находили таковых, то применяли силу, выгоняя людей с работы для участия в забастовках. Социал-демократы вели пропаганду среди солдат и крестьян, призывая к революционным выступлениям.
Таким образом, интеллигенция Белоруссии была инициатором общественно-политических движений и партий, которые постепенно разрастались и превращались в многоуровневое движение различных по своим интересам и взглядам, но единому устремлению - национальной независимости и на этой основе возникло и националистическое движение, получившее наибольшую свободу и право на существование в демократических условиях после Февральской революции 1917 года. Представители этого движения объединялись в различные организации, такие как Центральная войсковая белорусская рада, Белорусская социалистическая громада, Белорусская партия народных социалистов и др. [5, с.21]. Эти организации, как долгие годы утверждалось в белорусской историографии, всю свою деятельность после Октябрьской революции направляли на свержение Советской власти, на борьбу против Советов.
В годы Первой мировой и Гражданской войны территория Белоруссии была ареной ожесточённых кровопролитных боёв, что сказалось на отношении интеллигенции к революции, к советской власти.
Деятели белорусской культуры искренне приняли Февральскую революцию, но как выразители взглядов крестьянских демократов Я. Колас, Я. Купала и другие оказались не подготовленными к пониманию Октября 1917 г. Эта часть интеллигенции в большей степени отражала интересы широких трудящихся масс и их надежду на
национальное возрождение. Трудно приходила творческая интеллигенция, сформировавшаяся до революции, к пониманию и принятию, и трудной оказалась её судьба в дальнейшем. В белорусской интеллигенции наблюдалось то же расслоение, что и в российской.
На революционной волне в первые годы после Октября были написаны многие стихотворения Я. Купалы и Я. Коласа, которые были наполнены заботой о родном крае, о единстве Родины и человека. Идея единства Родины и человека, надежда на лучшее будущее своего народа - вот главный философский смысл творчества великих белорусских писателей в первые послеоктябрьские годы.
Совершенно иным было отношение к Октябрьской революции у таких деятелей белорусской культуры, как Я. Лёсик, В. Ластовский, А. Смолич и др., которую они встретили неприятием. Однако в дальнейшем каждый из них своим путём пришёл к признанию Советской власти. Но это уже другая тема.
Анализ множества материалов и документов позволяет сделать вывод, что белорусская интеллигенция занимала определенное место в общероссийском революционном процессе, руководствуясь своими идеями национальной идентичности.
Литература
1. Полное географическое описание нашего общества / Под ред. В.П. Семёнова. - СПб., 1905. - Т.9.
2. Сташкевич Н.С. Приговор революции // Крушение антисоветского движения в Белоруссии 1917-1925 гг. - Минск, 1989.
3. Б1ч М. Канцэпцыя прауды // Л1таратура 1 мастацтва. - 1989. - 8 сентября.
4. Наша Н1ва. - 1907. - 28 апреля, 21 июня, 3 августа,12 октября.
5. Рагойша В. Вяршыш. - М1нск, 1991.