декабрь 2015 г.
Выпуск 39(55)
на Ближнем Востоке отнюдь не в стадии завершения. Она будет идти десятилетиями и закончится созданием новых государств и изменением границ существующих. Мы убеждаем Асада дать курдам автономию, а Тегеран убеждает его в обратном.
Отношение Беларуси к украинскому кризису необходимо рассматривать, прежде всего, с учетом геополитических особенностей этого государства. Расположенная на рубеже европейского интеграционного пространства и объединенных вокруг России стран - членов СНГ и ЕАЭС Республика Беларусь (РБ) стремится поддерживать хорошие отношения и с Западом, и с Востоком. При этом, как известно, РБ прочно закреплена в орбите российского геополитического пространства, поскольку уже более 15 лет связана с Россией договорными союзническими отношениями.
После распада СССР и расширения Евросоюза за счет бывших социалистических стран Беларусь стала самостоятельным восточноевропейским государством, играющим активную роль в международных отношениях. В этих условиях РБ пытается отстаивать свои позиции в качестве суверенной страны с новой, развивающейся государственностью. Находясь на стыке международных противоречий, белорусское государство вынуждено постоянно балансировать в проведении своей внешней политики. При этом определяющим фактором в принятии тех или иных решений, заключении соглашений и установлении связей служит, как правило, соблюдение собственных государственных интересов.
Эти особенные черты белорусского государства ярко проявились в период политического и социально-экономического кризиса, начавшегося в соседней Украине осенью 2013 г. Белорусский
Пока неизвестно, кто в войне в Сирии станет Сципионом Африканским, а кто Ганнибалом. Но уже не подлежит сомнению, что хотя ИГИЛ еще не пережила своего Ватерлоо, пружина, которая приводила в движение армию исламистов ИГИЛ, уже лопнула.
президент А. Лукашенко продемонстрировал в очередной раз свою многовекторную внешнюю политику, балансируя между разными сторонами конфликта. Он был в числе тех, кто первым отказал В. Януковичу в легитимности, признал новые власти Украины де-юре и заявил о недопустимости ее федерализации; принял личное участие в инаугурации П. Порошенко и высказался против признания вхождения Крыма в Россию. Поддержка официальным Минском новой киевской власти была, в известной степени, неожиданной для России. Такое поведение белорусского лидера было воспринято российской политической элитой как предательство интересов Союзного государства РФ и РБ.
Однако по мере развития украинского кризиса позиция белорусского президента претерпевала определенные изменения. Возможно, проецируя государственный переворот в Киеве на белорусскую почву, А. Лукашенко стал проявлять с какого-то момента опасения в связи с возможным развитием ситуации в Минске по украинскому сценарию. В феврале 2014 г. он уже называл В. Януковича законным президентом, а события в Киеве трактовал как «массовые беспорядки», проводя параллель с протестными акциями на минской Площади независимости 19 декабря 2010 г. (после президентских выборов). Выступая 23 февраля на совещании с представителями силовых ведомств РБ, Лукашенко заявил: «Для нас "майдан" не то, что неприем-
БЕЛАРУСЬ И УКРАИНСКИЙ КРИЗИС (2013-2015 гг.)
Лариса Шаншиева,
старший научный сотрудник ИНИОН РАН
Выпуск 39(55)
декабрь 2015 г.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
лем - "майдана" в Белоруссии не будет. Это наша с вами, людей в погонах, священная обязанность и задача - сохранить мир и стабильность на нашей земле».
В условиях последующего обострения противоречий внутри Украины и возрастания угрозы региональной безопасности официальные власти Беларуси попытались использовать свое особое геополитическое положение и выступили с идеей посреднической роли между конфликтующими сторонами. Возможная посредническая миссия Беларуси привлекла внимание европейских политиков к этой стране и к ее лидеру, который заявил, что он готов к урегулированию споров между Россией и Украиной. Таким образом, была реализована идея создания в Минске переговорной площадки, принятая всеми сторонами конфликта, после чего началась активная работа в рамках четырехсторонней контактной группы «Россия - ОБСЕ - Украина - ЛНР и ДНР».
Первым реальным успехом этих переговоров стало подписание 5 сентября 2014 г. Минского протокола из 12 пунктов о прекращении огня между противоборствующими силами на востоке Украины. В официальном заявлении по этому поводу президент РБ отметил: «Конфликт в близком для нас славянском государстве был в последнее время самым волнующим и обсуждаемым в международной повестке дня. Ибо под угрозу были поставлены вопросы обеспечения не только региональной, но и международной безопасности: ...Мы горды тем, что начало этому мирному процессу было положено в Минске, на белорусской земле. Мы и впредь будем делать все возможное во имя мира в братской стране. Наши народы вдоволь настрадались в войнах прошлого века, и не хотелось бы, чтобы подобные страдания повторились и в веке нынешнем».
Несколько позже А. Лукашенко поставил вопрос и о возможном сотрудничестве в формате Евросоюз - Белоруссия - Евразийский союз. По его словам, такое «трехстороннее сотрудничество» уже начато. Таким образом, Беларусь определила свое место не только в украинском кризисе, но и в диалоге между двумя организациями, в одной из которых она состоит де-юре. Президент РБ убежден, что в настоящее время Белоруссия -это единственный мост в налаживании отношений между Европой и Евразией. При этом он не раз заявлял, что в такой международной ситуации, когда Белоруссия не сможет занимать взвешенную позицию, она «встанет спина к спине»
вместе с Россией. Просто потому, что союзники должны держаться друг друга. Безусловно, нужно помнить о том, что официальные Минск и Москва тесно связаны рамками военной интеграции: существует единая региональная система ПВО, в которую входят и белорусские, и российские подразделения, есть единое командование. Создана объединенная группировка сухопутных войск Беларуси и России. Хотя российские войска на территории Белоруссии не имеют статуса иностранных, «белорусский балкон» стратегически выгоден России в военном отношении.
Вполне понятно, что после украинского «майдана» в политических кругах разных стран стали высказываться предположения о возможном «белорусском майдане». Но надо отдать должное белорусскому президенту: в отличие от В. Яну-ковича он контролирует страну и не чурается жестких решений. К тому же, как считают эксперты, в Белоруссии нет движущей силы «майдана» - критического количества антироссийски настроенных местных националистов. Да и про-тестные движения, даже накануне президентских выборов осенью 2015 г., не приобрели того масштаба, который бы привел к кризису власти. Конечно, есть часть недовольных, однако для реального национализма нужно найти антироссийских героев. Сделать это белорусам непросто. Обращение к давней истории Великого княжества Литовского не даст результата. Видимо, не подходит, по примеру Украины, и путь поиска героев среди коллаборационистов периода последней войны, в которой погиб каждый третий житель советской Белоруссии. И любой политик, который начнет искать и героизировать пособников фашистов, будет встречен неодобрительно.
Практически во всех своих публичных выступлениях в 2014 и 2015 гг. А. Лукашенко стремился продемонстрировать активную роль белорусской стороны в разрешении украинского кризиса. В интервью медиахолдингу Блумберг (31 марта 2015 г.) он сформулировал несколько значимых тезисов. В частности, выразил озабоченность тем, что к процессу минских договоренностей не были подключены США. По его мнению, без американцев на Украине невозможна никакая стабильность. «Соединенные Штаты Америки играют решающую роль в этом процессе и с точки зрения внутриполитических процессов в самой Украине».
Не обошел он вниманием и вовлеченность России в этот конфликт. «Где-то по своей воле,
декабрь 2015 г.
Выпуск 39(55)
где-то не по своей воле. Это информационное противостояние, это экономическое, финансовое, да и военное столкновение - понятно, что роль России здесь неоценима». По мнению А. Лукашенко, от желания Вашингтона и Москвы зависит установление мира на Востоке Украины, и если такая воля будет проявлена, вопрос будет решен однозначно.
Белорусский президент уверен, что еще есть шанс увидеть Украину в довоенных границах, но для этого надо выполнить Минские соглаше-ния-2. По его мнению, лидеры новопровозгла-шенных республик видят свое будущее в составе Украины, равно как и население этих территорий. Поэтому в случае закрепления в Конституции Украины принципа децентрализации, признания нового статуса вышеназванных народных республик удастся прекратить войну.
Безусловно, украинский кризис оказал серьезное влияние не только на внешнеполитические решения официального Минска, но и на белорусское общество в целом. Десятки граждан отправились воевать добровольцами в зону конфликта. Причем одни белорусы оказались на стороне народного ополчения ДНР и ЛНР, другие - в составе карательных батальонов. Определенную роль сыграли и средства массовой информации, которые по ходу развития событий меняли свое отношение к конфликту на востоке Украины и давали разную трактовку происходящего.
Об отношении населения к украинскому кризису свидетельствуют данные социологических исследований, проводившихся разными службами на территории Беларуси на протяжении 2014-2015 гг. В целом результаты исследований показали, что отношение белорусов к конфликту в Украине и роли А. Лукашенко в его урегулировании практически не менялось. Большинство опрошенных выразило поддержку своему президенту. На основе полученных результатов социологи пришли к следующему выводу: сейчас, как никогда, А. Лукашенко выступает в глазах белорусов защитником их интересов. Видя те страшные последствия, к которым привела война на Украине, белорусы все больше надежд возлагают на то, что их президент сможет удержать существующий статус-кво, как в сфере безопасности, так и в экономике.
Есть еще один фактор, который в данном контексте непосредственно влияет на настроения белорусов. Он связан с присутствием большого числа украинских беженцев на территории белорусского государства. Об этом неоднократно говорил в сво-
их выступлениях и А. Лукашенко, разделяя отношение к приезжающим украинцам в зависимости от целей их пребывания и поведения. К весне 2015 г. беженцы с Донбасса стали серьезной головной болью для Беларуси. В начале вооруженного конфликта на Украине их принимали более чем радушно, несколько позже официальные лица стали открыто говорить о слишком большой разнице в поведении славянских братьев, возросшей преступности среди украинских мигрантов и заметно усилившейся конкуренции на рынке труда.
Проблема беженцев - лишь одно из проявлений негативного влияния украинского кризиса на белорусское общество. Белорусские политологи выражают серьезную обеспокоенность конфликтом на востоке Украины, последствия которого представляют угрозу для национальной безопасности Беларуси. Во-первых, это возможное разрастание кризиса до уровня полномасштабного военного противостояния России и ее союзников с государствами - членами НАТО. В случае такого развития событий произойдет неизбежное втягивание белорусских Вооруженных сил в конфликт на стороне РФ. При этом нельзя забывать, что российские военные объекты будут находиться на территории РБ до 2020 г., поскольку по условиям двустороннего соглашения от 06.01.1995 г. инфраструктура вместе с земельными участками были переданы России в безвозмездное пользование на 25 лет.
Во-вторых, Украина представляет опасность как источник дестабилизации внутриполитической ситуации в Беларуси. Территория Украины традиционно использовалась различными радикальными политическими силами Беларуси в качестве своеобразной базы для подготовки активистов с целью организации силового сопровождения акций протеста. Подобная деятельность находит поддержку украинских националистических и откровенно экстремистских организаций. Они не только содействуют обучению активистов навыкам силового противостояния, но и приезжают периодически в Беларусь для участия в митингах и демонстрациях. Иначе говоря, это соседнее с Украиной государство становится прифронтовой территорией со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обстановка осложняется недостатками охраны белорусско-украинской границы, протяженность которой - 1084,2 км. Это обусловливает потенциальную возможность для проникновения грузов с наркотиками, оружием и боеприпасами с территории Украины в Беларусь.
Выпуск 39(55)
декабрь 2015 г.
В-третьих, возросла угроза экологической катастрофы. В непосредственной близости от белорусской территории расположены три объекта украинской атомной энергетики: Чернобыльская АЭС, Хмельницкая и Ровенская атомные станции. В условиях вооруженных конфликтов в Украине участились анонимные угрозы подрыва электростанций и атомных станций. Последствия могут быть самыми катастрофичными.
Наконец, речь идет о вызовах социально-экономического характера. В случае эскалации конфликта и ухудшения гуманитарной ситуации на Украине может значительно возрасти неконтролируемый поток украинских беженцев, а также лиц, ищущих работу на территории РБ. Таким образом, Беларусь все больше становится объектом возросших угроз.
Белорусские официальные лица постоянно говорят о вкладе своей страны в дело стабильности и безопасности на европейском континенте. Нельзя не согласиться с тем, что авторитет официального Минска на фоне гражданской войны на Украине действительно вырос. Вполне очевидно, что вся Европа желает того, чтобы минские договоренности по урегулированию конфликта на востоке Украины были реализованы. Хотя понятно и другое -добиться их реализации будет чрезвычайно трудно.
Подводя итог, можно отметить, что кризис 2013-2015 гг. в Украине имел для соседней Республики Беларусь серьезные последствия, но не только негативного характера. Вследствие украинских событий для Белоруссии открылось «окно возможностей» - заявить о себе как самостоятельном акторе европейской политики, к голосу которого прислушиваются и в России, и на Западе.
Определенные успехи были достигнуты и во внутриполитической жизни. Победа А. Лукашенко на президентских выборах стала в значительной степени следствием консолидации белорусского общества, опасающегося роста радикальных настроений, способных привести к «белорусскому майдану». К тому же приостановка санкций со стороны Евросоюза создала, хотя бы на короткий период, благоприятные условия для расширения экономических и культурных связей Беларуси с европейскими странами, для решения общих задач по стабилизации обстановки в регионе. Но успокаиваться официальному Минску рано, в ближайшее время правительству и президенту придется решать сложные вопросы экономических преобразований, с которыми связаны надежды белорусского общества.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Реформа Североатлантического союза ведется по различным направлениям уже более 25 лет. Каждый этап трансформации напрямую связан с теми или иными изменениями, происходящими на международной арене и влияющими на устой-
Дарья Миронова,
аспирантка ИНИОН РАН
чивость системы безопасности в Евро-Атлантике и мире в целом. Исторически процесс трансформации имел следующие вехи развития: распад СССР, теракты 11 сентября 2001 г. в США, начало операции в Афганистане, начало войны в