БЕЛАРУСЬ
В СИСТЕМЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Мурат ЛАУМУЛИН
доктор политических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан (Алматы, Казахстан)
АННОТАЦИЯ
Республика Беларусь находится на западной периферии геополитической Евразии (постсоветского пространства) и достаточно удалена от региона Центральной Азии, тем не менее проблемы безопасности Центрально-Азиатского региона и в целом Внутренней Евразии далеко не безразличны белорусскому экспертному сообществу. Беларусь сохраняет важное военно-стратегическое значение для России, но только в категориях прежнего противостояния в Европе.
Беларусь наиболее последовательна и активна в процессе военной интеграции в рамках ОДКБ. Между Вооруженными силами РФ и РБ существует так называемый коалиционный подход. Белорусские гражданские и военные эксперты гипотетически рассматривают на техническом уровне возможность участия подразделений РБ в составе КСОР ОДКБ в случае дестабилизации ситуации в Центральной Азии после вывода коалиционных сил НАТО из Афганистана.
V
Введение
Республика Беларусь (РБ) находится на западной периферии геополитической Евразии (постсоветского пространства) и достаточно удалена от региона Центральной Азии (ЦА). Однако проблемы безопасности Центрально-Азиатского региона и Внутренней Евразии в целом далеко не безразличны ни экспертному сообществу, ни военным и гражданским специалистам этой страны. Беларусь участвует во всех интеграционных объединениях на постсоветском пространстве, прежде всего в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Тем самым Республика автоматически превращается в сторону любого конфликта в ЦА или на Кавказе с участием других членов ОДКБ1.
1 См.: ГодинЮ. Внешняя политика Республики Беларусь (1991—2014 гг.) // Россия и новые государства Евразии (ИМЭМО), 2014, № 3. С. 23—35.
Кроме того, участие совместно с РФ в Союзном государстве (СГ) накладывает на Минск дополнительную ответственность за обеспечение коллективной безопасности2. В настоящее время Беларусь обеспокоена наращиванием сил НАТО вокруг своей территории в связи с кризисом в Украине и нарастающей конфронтацией между Москвой и Западом3.
Украинский кризис оказывает дестабилизирующее влияние не только на безопасность европейской части СНГ, но и на все евразийское пространство. События в Украине подтверждают зафиксированный в Декларации Астанинского саммита ОБСЕ 2010 года принцип неделимости евразийской и евро-атлантической безопасности.
Военно-стратегическое сотрудничество Беларуси и России
Беларусь по инерции противостояния в Европе все еще сохраняет важное военно-стратегическое значение для РФ. Она наиболее последовательно и активно участвует в военной интеграции в рамках ОДКБ. Вооруженные силы РФ и РБ придерживаются так называемого коалиционного подхода, что позволяет экономить на военных расходах и оптимизировать систему управления.
Для военно-стратегических интересов России большое значение имеют РЛС «Волга» (аренда ее продлится до 2020 г.), обеспечивающая слежение за передвижениями в Северной Атлантике, а также в Северной и Центральной Европе, и узел связи «Антей», через который осуществляется связь с российскими подводными ракетоносцами в Атлантическом океане. За все это Россия выплачивает Минску от 14 до 20 млн долл. в год. В целом ежегодная совокупная помощь белорусской армии со стороны России: поставки вооружений, обучение офицерского состава и содержание систем ПВО С-300 — достигает 360 млн долл.4
Практически вся поставляемая в Беларусь военная техника — российского производства. За последние 15 лет в российских военных учебных заведениях прошли обучение более 1 тыс. выходцев из РБ.
Несмотря то что экономический и политический контекст отношений Беларуси и РФ оставляет желать лучшего, их сотрудничество в военной сфере продолжает развиваться: между странами заключено свыше 30 договоров. Еще одним фактором значимости РБ для России выступает ее соседство с военной инфраструктурой НАТО.
Между РФ и Беларусью поддерживается также научное и практическое сотрудничество в области радиационной, химической и биологической защиты, а также топогеодезического обеспечения ВС.
Специалисты отмечают, что в прежние времена было немало сделано для обеспечения внешней безопасности СГ: создавались объединенные военные системы связи, радиоэлектронной борьбы, тылового и технического обеспечения. В Беларуси, как уже упоминалось,
2 См.: Бондаренко В. Россия — Беларусь: уроки строительства Союзного государства // Вестник аналитики (Москва), 2011, № 2. С. 85—93; Михайленко А. Союз России и Белоруссии: приоритеты и перспективы // Мировая экономика и международные отношения (Москва, ИМЭМО), 2010, № 11. C. 104—110.
3 См.: Астахова С.В. Белоруссия: новые реалии международной политики // Россия и новые государства Евразии, 2014, № 4. С. 84—92.
4 Цит. по: Астахова С. Военно-техническое сотрудничество России и Белоруссии // Россия и новые государства Евразии, 2013, № 3. С. 61—69 (см. также: Годин Ю. Ф. Белоруссия — это «Брестская крепость» современной России. М.: ИТРК, 2008. 184 с.; ЦедилинаЕ. Российско-белорусские отношения и интересы безопасности РФ // Россия и новые государства Евразии, 2009, № 3. С. 18—35).
действуют российские радиолокационная станция и узел дальней радиосвязи; боеготовность войск проверяется на совместных штабных и полевых учениях. Важным элементом военного потенциала СГ является постоянно совершенствующаяся Единая региональная система ПВО. Для обороны единого воздушного пространства в 2013 году РФ поставила Беларуси первые батареи усовершенствованных зенитных комплексов «Бук».
Тема активизации военного сотрудничества в рамках СГ в очередной раз привлекла к себе всеобщее внимание после состоявшегося в апреле 2013 года официального визита российского министра обороны С. Шойгу в Минск. Во время визита состоялись переговоры главы российского военного ведомства с президентом А. Лукашенко и министром обороны РБ Ю. Жадобиным: обсуждалось взаимодействие двух стран в военной сфере с целью повышения эффективности совместной системы обороны. В частности, речь шла о единой группировке сил, существующей в рамках ОДКБ.
В ближайшее время Россия намерена избавиться от импортной элементной базы при производстве новых видов стратегических вооружений, в том числе ядерных, и переориентироваться, в частности, на использование возможностей белорусской оборонной промышленности. Предполагается, что участвовать в проекте будет самое крупное предприятие Беларуси ОАО «Интеграл», производящее микроэлектронику; в настоящее время на российском рынке на его долю приходится 15—20% от общего объема электронных компонентов двойного и специального назначения.
В сентябре 2013 года состоялся заключительный этап совместных военных учений «За-пад-2013», которые впервые прошли одновременно на территории России и Беларуси.
К 2015 году Россия планировала разместить на аэродроме в белорусском городе Лида (где уже базируется белорусская штурмовая авиация и учебный центр) авиаполк с истребителями; практически вся необходимая инфраструктура здесь уже имеется. На первых порах на этом аэродроме должны были базироваться современные многофункциональные истребители Су-27СМ3. При этом не исключена вероятность усиления авиационной группировки другими типами военных самолетов. Однако затем российская сторона обозначила нежелание создавать совместную базу.
В ноябре 2013 года ситуация вокруг авиабазы изменилась: появились планы перенести место ее дислокации из Лиды в Барановичи. А. Лукашенко в ходе своего посещения авиабазы в Барановичах озвучил ряд адресованных Москве заявлений (касавшихся, в частности, вывода самолетов Су-27 из состава ВВС). Ранее белорусский лидер упоминал о перспективах получения новых российских боевых самолетов.
Высказывания А. Лукашенко по поводу возможности модернизации вооружений (включая авиационные) собственными силами были призваны продемонстрировать Кремлю настрой Беларуси на самостоятельное осуществление военной политики.
Торг вокруг будущего военного объекта все еще продолжается. В силу слишком близкого нахождения базы в Лиде к внешней границе четыре российских СУ-27Б были временно размещены в Барановичах.
Беларусь и раньше шла на подобные уступки, рассчитывая при этом на экономическую поддержку России и возможность геополитического маневрирования между ней и ЕС. С точки зрения наблюдателей, по мере сокращения боевых возможностей белорусской авиации охрана воздушных границ страны все в большей степени будет становиться делом российских ВВС.
Российские эксперты считают, что создание авиабазы РФ на территории Беларуси является ответом на действия НАТО. Речь идет о военной базе в литовском городе Шяуляй, где в постоянной боевой готовности находятся четыре натовских истребителя-бомбардировщика F-16, способные нести к цели американские атомные бомбы свободного падения В61. Для России эти бомбы (считающиеся тактическим ядерным оружием) являются стратегическим
оружием, так как от Шяуляя до Москвы 15 минут лета. В этой связи эксперты минского Центра по проблемам европейской интеграции отмечают, что создание российской авиабазы в Беларуси отражает высокую степень тревоги Москвы относительно военной угрозы со стороны НАТО.
Вопрос создания в РБ российской авиационной базы имеет и внутриполитический контекст. Так, местная политическая оппозиция заявляет о якобы готовящейся российской оккупации; ее представители считают, что действия белорусской власти нарушают Конституцию страны. В свою очередь, президент А. Лукашенко называет опасения своих политических оппонентов относительно возможной потери РБ суверенитета вследствие развития военного сотрудничества с Россией абсолютно беспочвенными.
Официальный Минск подчеркивает, что основой совместной группировки Вооруженных сил двух стран является белорусская армия; кроме того, он подвергает критике военную активность в регионе Североатлантического альянса и позицию Польши по проблеме развертывания ПРО США.
Несмотря на традиционно высокие оценки боеспособности белорусских ВС, российские и некоторые местные специалисты отмечают нарастание проблем, связанных с военно-технической деградацией, отрицательным влиянием демографического фактора на призыв в армию и т.д. Трудности в поддержании прежнего уровня подготовки белорусской армии обусловлены в первую очередь финансово-экономическими и бюджетными проблемами страны.
Недостаток финансирования негативно сказывается и на развертывании сил специального назначения, которые после реформирования должны были составить основу ВС Беларуси. Массовый отток контрактников из элитных подразделений и спецназа не может не вызывать тревогу России за будущее белорусских ВС, боеспособность ВС СГ и эффективное участие Беларуси в ОДКБ5.
Развитие военно-промышленного комплекса в Республике Беларусь
Беларусь получила в наследство от СССР около 120 предприятий ВПК (в том числе и ремонтных), причем среди них почти не было заводов конечной сборки. Собственно оружие в БССР практически не производилось, выпускалась лишь автомобильная техника, а также разнообразное оборудование: системы связи, навигации и управления, оптические приборы и т.п.
В настоящее время деятельность ВПК координируется Государственным военно-промышленным комитетом РБ. В 1992 году он обеспечивал до 20% от общего объема поставок материалов и комплектующих для ВПК России. В 2000-х годах доля военных поставок из Беларуси снизилась до 8%.
Руководство РБ сохранило интеграционные связи и с главными производителями российских ракетных комплексов «Тополь», «Ярс» и «Искандер» (шасси для них изготавливаются на Минском заводе колесных тягачей), являющимися потребителями продукции белорусского ВПК. В российских боевых самолетах и танках установлены белорусские прицельные системы и навигационные комплексы. Беларусь стала углублять специализацию с целью раз-
5 См.: Жвитиашвили А.Ш. Россия и Белоруссия: некоторые аспекты сравнения // Россия и современный мир, 2011, № 2. С. 110—121; Астахова С.В. Отношения России и Белоруссии в новых политических реалиях // Россия и новые государства Евразии, 2014, № 3. С. 72—79.
вития систем связи, навигации, разведки, наблюдения и управления, без которых невозможно построить современную сетецентрическую армию6.
В 2012 году в белорусском ВПК началось производство более чем 35 образцов современной инновационной продукции; выполнено более 20 опытно-конструкторских работ, которые ведутся по пяти направлениям: боевые системы сил специальных операций и сухопутных войск, геоинформационные системы, оснащение войск беспилотными авиационными комплексами, системы комплексного противодействия высокоточному оружию и системы огневого поражения.
Среди последних разработок конструкторов — радиорелейная станция «Цитрус» (одна такая станция способна заменить 10 РЛК). Как отмечают специалисты, белорусские автоматизированные системы управления «Бор», «Поляна РБ», «Неман», «Спрут», «Простор», «Риф-Р» и «Проток» не имеют аналогов в мире.
Беларусь стала лидером и по производству беспилотной летательной техники. В апреле 2014 года ЗАО «Белтехэкспорт» представило на IV Международной выставке и конференции ВМС DIMDEX-2014 в Катаре новые разработки белорусского ВПК, среди которых был тактический беспилотный авиационный комплекс ближнего действия «Беркут-1», предназначенный для оптико-электронной разведки местности в дневное и ночное время. Дальность его применения составляет до 15 км; при этом взлет осуществляется «с руки», а полеты выполняются в автоматическом режиме. Статический потолок полета «Беркута-1» с полезной нагрузкой — до 1 000 м, крейсерская скорость — 50—80 км/ч, время полета — до 90 мин.
Кроме того, на выставке была представлена еще одна белорусская разработка — «Шершень D». Это единственный в своем роде переносной противотанковый ракетный комплекс (ПТРК).
В Беларуси созданы также уникальные средства радиоэлектронной борьбы. Кроме того, белорусским ремонтным предприятиям удалось создать новые и модернизировать некоторые образцы старой советской техники (особенно средств ПВО), которые успешно продвигаются на рынки развивающихся стран. Одновременно эти предприятия обеспечивают потребности в ремонте техники как Вооруженных сил самой РБ, так и ряда зарубежных стран. В целом, как считают эксперты, белорусский ВПК оказался гораздо более успешным и жизнеспособным, чем, например, украинский.
Военно-политическое сотрудничество России и Беларуси осуществляется как в рамках Договора о создании Союзного государства, так и в формате ОДКБ (на основе пяти базовых документов); обе страны входят в объединенную систему ПВО стран СНГ. На территории Беларуси расположен целый ряд объектов российской военно-технической инфраструктуры, имеющих существенное значение для поддержания стратегической безопасности в Европе (в том числе система предупреждения о ракетном нападении в Барановичах и пункт управления подводными лодками в Вилейке — уже упоминавшийся узел связи «Антей»). Бюджет СГ предусматривает выделение значительных средств на финансирование подготовки белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях РФ (с 1998 г.).
В настоящее время активно работает Белорусско-Российская межправительственная комиссия по военно-техническому сотрудничеству (ВТС). Регулярно проводятся переговоры руководителей предприятий и организаций ОПК двух стран по выработке предложений по различным вопросам сотрудничества, одним из важнейших направлений которого является разработка и реализация союзных программ в области обороны и безопасности.
Совместными усилиями разрабатывается и выпускается наукоемкая техника: изделия СВЧ, оптико-электронные средства и оборудование для создания материалов с использовани-
6 См.: Портреты предприятий белорусского ВПК // Аналитический проект Ве1ап^есигйуВ^, 2013, Минск [www.bsblog.info].
ем нанотехнологий. Успешно действуют такие программы, как «Композит», «Траектория», «Космос-НТ» и «Нанотехнологии-СГ».
В Беларуси сохранилось более 50 предприятий оборонного сектора. Они продолжают развивать производственную и научно-техническую кооперацию с более чем 400 предприятиями РФ (включая поставку электронных компонентов, комплектующих и др.).
Активный вклад в реализацию двухсторонних проектов белорусская сторона вносит посредством участия в межгосударственных финансово-промышленных группах (МФПГ) и совместных предприятиях. Основную часть продукции белорусской оборонной промышленности составляют образцы, созданные на базе новейших информационных и телекоммуникационных технологий.
В 2006 году началась реализация белорусской Государственной программы вооружения на 2006—2015 годы; это самый масштабный военно-технический проект за всю историю суверенной Беларуси.
Основным достижением белорусского ВПК считаются автоматизированные системы управления войсками и оружием. По мнению военных специалистов, создание единой автоматизированной системы управления ВВС и войсками ПВО значительно повысило боевой потенциал белорусской армии и региональной группировки войск (сил) РБ и РФ.
Совместные проекты ВПК не мешают военно-техническому сотрудничеству России и Беларуси с третьими странами. Продвигая продукцию военного назначения на зарубежные рынки, обе стороны заинтересованы в отказе от конкуренции, способной нанести ущерб какой-либо из них.
В сфере технологий двойного назначения белорусский ВПК, помимо рынков СНГ, сотрудничает с китайскими предприятиями; выпускаются многоосные колесные шасси и тягачи для специального, в том числе военного оборудования, включая вооружения различного назначения. Первое китайско-белорусское совместное сборочное предприятие было организовано в 1998 году в г. Сяогань провинции Хубэй. В дальнейшем китайская сторона перешла на копирование продукции МЗКТ и «выдавила» белорусских поставщиков.
Пристальный интерес Китая вызывают также достаточно высокие технико-эксплуатационные характеристики и боевые качества белорусской системы ПВО; по данным российских источников, в 2000—2002 годах между КНР и РБ было заключено несколько соглашений в этой области. Не остались без внимания китайских военных и белорусские разработки в области радиолокации, в частности новая мобильная радиолокационная станция метрового диапазона «Восток», смонтированная на вездеходном шасси «МЗКТ»7.
Кроме того, Пекин придает большое значение белорусским исследованиям по созданию высокоточного оружия, одним из образцов которого является модернизированный комплект «Модуль-А», предназначенный для улучшения тактико-технических характеристик обычных авиационных бомб.
Существует также ряд обстоятельств, позволяющих говорить о растущем сотрудничестве Беларуси и Китая в области разработки и производства средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), предназначенных как для собственных нужд, так и для продажи третьим странам.
По мнению наблюдателей, весьма реальными выглядят перспективы взаимодействия Беларуси и Китая в разработке и производстве зенитно-ракетных комплексов среднего радиуса действия, аналогичных С-300.
Традиционным направлением военно-технического сотрудничества двух упомянутых стран является капитальный ремонт (а в последнее время и модернизация) самолетов типа Су-27 и вертолетов Ми-8, состоящих на вооружении армии КНР. Одним из новых направле-
7 См.: Военно-техническое сотрудничество Беларуси и Китая // Аналитический проект BelarusSecurityBlog,
2013.
ний деятельности предприятий ВПК Беларуси, способных заинтересовать НОАК, является модернизация реактивных систем залпового огня «Смерч». В этом же контексте следует упомянуть о белорусских разработках в области производства средств радиотехнической защиты авиационной техники. Речь идет, в частности, о комплексе «Сателлит» — бортовой аппаратуре индивидуальной радиотехнической защиты летательного аппарата от высокоточного радиоуправляемого оружия с активными РГСН классов «земля — воздух» и «воздух — воздух».
По мнению многих аналитиков, наблюдающаяся в последние годы бурная интенсификация отношений между Республикой Беларусь и КНР на различных уровнях во многом объясняется прагматичным намерением китайцев воспользоваться наряду с разработками учреждений и предприятий собственного ВПК и результатами оригинальных академических прикладных исследований белорусских ученых. Так, в г. Чанчунь (столице северо-восточной провинции Цзилинь) была создана государственная база научно-технического сотрудничества КНР с РБ, РФ, Украиной и другими странами СНГ. Она ориентирована на контакты в области оптической электроники, материаловедения, биотехнологий и других отраслей науки.
Несколько ранее было подписано соглашение о сотрудничестве между Белорусским государственным университетом и Харбинским политехническим институтом (ХПТИ). Для ведения совместных исследований и разработки новых технологий (лазерных, нанотехнологий и др.) стороны учредили Центр научно-технического сотрудничества. При этом особую значимость Китай придает белорусским научным наработкам по освоению космоса и созданию передовых технологий двойного и военного назначения.
В Пекине прекрасно отдают себе отчет в том, что многие вполне конкурентоспособные на мировом рынке образцы военной техники и продукции двойного назначения, которые производятся и разрабатываются в Беларуси, либо уникальны, либо как минимум не имеют аналогов в государствах СНГ. С точки зрения специалистов НОАК, к таковым относятся автоматизированные системы управления войсками и оружием, аэрокосмическая оптоэлектронная аппаратура и фотограмметрические комплексы, системы управления огнем бронетанковой техники, а также программные комплексы для управления радиолокационными, лазерно-оп-тическими и информационными системами ПВО.
До недавнего времени ВПК Беларуси тесно сотрудничал с рядом предприятий украинской оборонной промышленности (результатом этого сотрудничества является создание систем «Шершень», «Сармат» и «Скиф»). Белорусская сторона производит системы наведения, а украинская — сами ракеты; каждый из партнеров имеет право ими торговать. Речь идет не только о ПТУРСах, но и о зенитных управляемых ракетах и даже о бомбах, которые при добавлении специального модуля превращаются из неуправляемых свободно падающих в управляемые.
Однако в связи с последними событиями в Украине ситуация стала изменяться. Во время своего посещения ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» в Барановичах в начале апреля 2014 года А. Лукашенко озвучил два варианта, которые позволят, по его мнению, воспользоваться украинским кризисом: приглашать на работу в РБ украинских специалистов высокого уровня и заимствовать из Украины готовые технологии.
В конце сентября 2014 года делегация ВПК Беларуси посетила военные предприятия в Киеве, Львове, Днепропетровске и Чернигове; ее интересовали прежде всего заводы и организации (КБ, НИИ), связанные с производством ракет или их компонентов (головки самонаведения, ракетные двигатели, системы управления и т.п.). Украинские источники не сомневаются, что белорусы будут переманивать местных специалистов и даже попытаются купить технологию производства ракет (отметим, что Россия крайне неохотно идет на организацию подобных производств на территории РБ).
Особого внимания заслуживают итоги 7-й Международной выставки вооружений и военной техники, прошедшей в июле 2014 года в Минске. Так, только организациями, входящими в систему Госкомвоенпрома РБ, было подписано 55 контрактов на общую сумму более 350 млн долл. (в целом в ходе выставки было заключено договоров на сумму около 700 млн долл.).
Одним из наиболее значимых экспонатов стал белорусский ЗРК «Алебарда», на который еще до окончания выставки поступило 15 заказов. Общая емкость рынка оценивается экспертами в 200 и более комплексов (при этом модернизированный комплекс практически полностью производится в РБ).
В последнее время на фоне расширения контактов с развивающимися странами руководство Беларуси все чаще предлагает своим потенциальным партнерам, каковыми оно считает Вьетнам, Лаос, Индонезию, Бангладеш, Индию, ЮАР и некоторые арабские государства, совместные проекты.
Сегодня в развитии белорусского ВПК можно выделить несколько тенденций.
1. Модернизация техники, которая должна обеспечивать подразделениям ВС защищенность, высокую мобильность и управляемость, а также возможность вести разведку и наносить точные огневые удары на большие расстояния.
2. Намечающийся процесс создания полного замкнутого цикла производства перспективных образцов вооружения (от средств подвижности до средств поражения). Уже созданы опытные образцы боевой бронированной машины и автомобиля высокой проходимости и завершена разработка беспилотного авиационного комплекса с дальностью действия 100 и более километров. Кроме того, совместно с зарубежными партнерами создан новый противотанковый ракетный комплекс.
3. Планирование создания совместно с ведущими мировыми станко-инструменталь-ными компаниями сборочных производств по изготовлению оборудования и современной станковой аппаратуры. Это позволит выпускать на белорусский рынок импортозамещающую продукцию, а в дальнейшем — локализовать национальные производства.
Беларусь и безопасность Центральной Азии в контексте ОДКБ
Официальный Минск обычно проявляет слабый интерес к проблемам безопасности ЦА и угрозам, исходящим из Афганистана. Последний раз позиция Беларуси по данному вопросу была озвучена президентом А. Лукашенко на саммите ОДКБ осенью 2013 года. Тогда белорусский лидер заявил, что считает жизненно важным для безопасности стран ОДКБ оказать помощь Таджикистану в укреплении границы с Афганистаном после вывода сил западной коалиции.
До последнего времени помощь со стороны Беларуси в рамках ОДКБ ограничивалась поставками обмундирования для пограничных войск Таджикистана, за что в феврале 2014 года Минск был удостоен официальной благодарности Генерального секретаря ОДКБ Н. Бор-дюжи.
Белорусские гражданские и военные эксперты гипотетически рассматривают техническую возможность участия подразделений РБ в составе КСОР ОДКБ в устранении возможных
угроз в случае дестабилизации ситуации в ЦА (это можно назвать конфликтом низкой интенсивности) после вывода из Афганистана коалиционных сил НАТО. По мнению аналитиков, наиболее вероятными «кандидатами» на дестабилизацию являются Кыргызстан и Таджики-стан8.
Эксперты также считают, что Беларусь не в состоянии направить для участия в миссии более 1/3 сил, выделенных ею в состав КСОР. Остальные подразделения будут находиться на территории страны в качестве резерва для ротации личного состава национального контингента.
Кроме того, Беларусь не сможет израсходовать на подготовку и финансирование национального контингента свыше 1% средств консолидированного бюджета (центральный бюджет и местные бюджеты), что составляет около 230 млн долл.
Численность белорусского военного контингента, действующего в рамках КСОР ОДКБ, зависит от характера и масштаба потенциальных угроз. В его состав могут входить следующие части: военная, жандармская, контртеррористическая, силы связи с местными властями и силы поддержки.
Белорусский военный контингент может быть представлен одним мобильным батальоном (численностью порядка 550 чел.), усиленным БТР с пушечным вооружением. Причем организационно-штатная структура подразделения может меняться в зависимости от рельефа местности и степени опасности угроз. Жандармскую часть контингента составят 2—3 патрульные роты из состава Внутренних войск МВД численностью до 400 человек, специально экипированные для подавления беспорядков, а также досмотра транспорта и людей.
Контртеррористическая компонента может быть представлена подразделением численностью до 30 бойцов, сформированным из сотрудников подразделений «Альфа», «Алмаз» и СОБР на ротационной основе. Группа связи с местными властями состоит из белорусских офицеров при штаб-квартирах союзных сил, МВД, ВС и сил госбезопасности принимающего государства.
Группа поддержки состоит из вертолетного отряда численностью до 300 человек и медицинского подразделения.
По подсчетам экспертов, всего потребуется до 1 600 бойцов подразделений МВД, КГБ и Минобороны РБ; исходя из необходимости ротации, при которой в стране проведения миссии находится не более 1/3 готовых к выделению сил, данная численность является максимально возможной.
Специалисты отмечают, что техническое оснащение подразделений внутренних войск МВД, антитеррористических подразделений и медицинской службы РБ представляется достаточным. Проблема состоит лишь в отсутствии защищенной транспортной техники, которая может быть выделена в распоряжение указанных формирований. Белорусские аналитики проявляют большой интерес к боевому опыту эстонских военных в Афганистане, выявившему, в частности, непригодность старой советской бронетехники для ведения минно-засадной войны.
В силу ограниченных финансовых и технических возможностей снабжение и переброску предполагаемого национального контингента Беларуси планируется осуществлять исключительно сухопутным маршрутом; транспортная авиация будет задействована только в экстренных ситуациях.
Очевидно, что участие в миссии потребует от РБ значительных усилий по технической подготовке, так как имеющиеся в распоряжении ВС республики бронетехника и автотехника непригодны к применению в современных вооруженных конфликтах.
8 Цит. по: Оценка готовности Беларуси к участию в коалиционных операциях // Аналитический проект Ве1ап^есигйуВ^, декабрь 2013.
Как считают аналитики, существуют три пути решения этой проблемы: модернизация, закупка новой техники и закупка излишков техники у иностранных государств. Конкретных данных о необходимых для этого суммах в настоящее время нет; ориентировочно речь идет о нескольких десятках миллионов долларов.
Проблема Афганистана рассматривается в Минске и с точки зрения противодействия наркоугрозе. По мнению белорусских экспертов, афганское наркопроизводство представляет собой уникальный феномен. Он заключается не столько в объемах выращиваемых и перерабатываемых в этой стране наркотиков, сколько в непредсказуемости геополитических последствий их распространения. Так, Россия ежегодно потребляет 75—80 т афганского героина (по некоторым данным, вследствие этого каждый год здесь погибают более 30 тыс. чел.).
Белорусские эксперты считают, что «афганское наркопроизводство, являющееся беспрецедентным по своим масштабам и сосредоточенности в одной географической точке планеты, можно воспринимать в качестве инструмента подрыва международной безопасности. Данную ситуацию следует считать уникальным планетарно-историческим феноменом и квалифицировать в соответствии с Уставом ООН как угрозу международному миру и безопасности».
Это внутреннее афганское явление по своим непосредственным последствиям затрагивает не только регион, но и многие страны мира. Напрямую связанное с ведущимся на территории Афганистана вооруженным конфликтом (приобретшим международный характер) и военно-политической дестабилизацией региона Центральной Азии (ЦА), оно играет существенную роль в финансовой поддержке экстремистских преступных и террористических групп. Расцвет наркопроизводства во многом обусловлен небывалым уровнем коррупции в Афганистане и других странах, расположенных вдоль маршрутов трафика, фактически исключающим возможность реализации в государствах региона идеалов демократии. В связи с этим белорусские специалисты считают, что можно говорить о праве РФ и других государств — членов ОДКБ на самооборону против наркоагрессии, осуществляемой на их территорию афганскими неправительственными группировками9. По их мнению, в решении проблемы Афганистана помимо ОДКБ должен быть задействован политический и экономический потенциал ШОС.
Вместе с тем эксперты отмечают, что после событий в Украине геополитическая ситуация в Евразии в целом и в Восточной Европе в частности, а также вся система безопасности могут радикально поменяться и ОДКБ окажется перед лицом новых сложных задач. При этом местные специалисты не видят перспектив расширения этой организации; военно-политическое экспертное сообщество РБ отдает предпочтение оборонному сотрудничеству с Россией в рамках СГ.
В свое время на встрече с председателем Совета Федерации России и главами регионов РФ А. Лукашенко заявил, что в скором будущем ОДКБ станет военной составляющей евразийского объединения; однако белорусские эксперты в этом сильно сомневаются. По их мнению, основная проблема состоит в том, что Москва принимает все решения самостоятельно, не учитывая позиции своих союзников; об этом свидетельствует опыт функционирования СГ и ОДКБ в кризисных ситуациях.
Крымско-украинский кризис выявил серьезный дефицит доверия между Москвой, Минском и Астаной. Не стоит забывать, что Беларусь и Россия являются членами СГ, имеют общую региональную группировку войск (как и Казахстан) и входят в ОДКБ. Однако в случае крымского кризиса решение о присоединении Крыма к РФ (а значит, к СГ и ТС) принималось
9 См.: Царик Ю. Афганское наркопроизводство как угроза международному миру и безопасности. Минск: ЦСВИ, 2014. 88 с.
Кремлем единолично; последовавшие за этим консультации в рамках союзных структур и ОДКБ носили чисто формальный характер.
Белорусские эксперты констатируют, что государства ОДКБ дистанцировались от российско-украинской войны; Москве не удалось обеспечить военно-техническую блокаду Киева со стороны постсоветских стран.
Беларусь и кризис на Украине
В течение 2013—2014 годов позиция Минска в отношении событий в Украине, переживавшей в тот период трансформацию политического режима, претерпела значительные изменения. Начавшаяся в конце 2013 года акция оппозиции по всей Украине, позже получившая название «Евромайдан», комментировалась в белорусских СМИ и обсуждалась общественностью страны лишь в контексте возможности участия Киева в процессе евразийской интеграции. По мере обострения ситуации на Майдане внимание Минска к украинским событиям стало более пристальным; свержение В. Януковича и полная смена парадигмы развития Украины стало для А. Лукашенко настоящим политическим потрясением.
С начала марта 2014 года А. Лукашенко регулярно возвращался к украинской проблематике; смысл его заявлений сводился к трем основным моментам:
1) власти Беларуси не допустят повторения «майдана» в своей стране;
2) основной причиной украинских событий стали «огромного масштаба коррупция и экономический развал» в соседней стране;
3) в случае усиления военной активности государств — членов НАТО в прилегающих к Беларуси регионах Минск позаботится об адекватном ответе.
Таким образом, ситуация в Украине с самого начала использовалась белорусскими властями в качестве негативного примера и пропагандистской «страшилки» для манипуляций и запугивания собственного населения.
В этот период сформировались и внешнеполитические интересы Минска, которые состояли в следующем:
— скорейшая стабилизация ситуации в Украине;
— сопротивление (в случае необходимости) российскому давлению, принуждающему к ухудшению отношений с новым режимом в Украине;
— использование событий в Украине и ухудшения отношений между Западом и РФ в свою пользу.
Главной проблемой для белорусского руководства стало определение своего дальнейшего политического поведения. С одной стороны, оно не могло решить, насколько далеко можно зайти в поддержке Москвы на фоне стремительного усиления ее конфронтации с Западом. С другой стороны, руководство РБ опасалось, что эта поддержка может негативно отразиться на национальных интересах, международном положении и безопасности страны.
В целом позиция А. Лукашенко по украинскому кризису не всегда носила последовательный характер. Минск поддержал Москву во время голосования в ООН по вопросу аннексии Крыма Россией. Это не помешало президенту РБ принять участие в инаугурации П. Порошен-
ко, состоявшейся 7 июня в Киеве, где А. Лукашенко всячески давал понять, что его симпатии на стороне Украины.
Другой важный момент состоял в том, что президент РБ пытался извлечь максимум политических дивидендов из конфликта в Украине, позиционируя себя в качестве миротворца и посредника между ней и Россией. С конца июля А. Лукашенко не раз предлагал использовать Минск в качестве удобной переговорной площадки для трехсторонних консультаций так называемой контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины.
В конце августа 2014 года в Минске прошел саммит стран ТС, Украины и высоких представителей ЕС. В его рамках состоялась личная встреча К. Эштон с А. Лукашенко, сумевшим проявить большой дипломатический талант; тем самым ЕС косвенно продемонстрировал смягчение своей позиции в отношении белорусского режима. Официальный Минск использовал свое участие в проведении этого саммита для получения дипломатических выгод и повышения международной репутации РБ.
Минск также сделал все возможное, чтобы извлечь экономические и политические выгоды из введения взаимных санкций между ЕС и Россией. Формально поддержав Москву, А. Лукашенко дал понять, что Минск не станет присоединяться к санкциям, но постарается покрыть дефицит на российском рынке своей продукцией. В дальнейшем Москва неоднократно обвиняла белорусских партнеров в попытках реэкспорта запрещенной продукции из стран ЕС на российский рынок.
В связи с событиями в Украине белорусские власти приняли дополнительные меры по усилению внутренней безопасности, которые в течение всего года неоднократно усиливались (например, в мае в связи с проведением чемпионата мира по хоккею). В августе президент РБ подписал указ, предусматривающий механизм введения чрезвычайного положения, позже была принята и с февраля 2015 года вошла в силу новая редакция закона о военном положении.
Украинский рынок по многим параметрам остается ключевым для белорусского экспорта, львиную долю которого составляют нефтепродукты и калийные удобрения (выручка от их продажи — 6—7 млрд долл. в год). С 19 августа 2014 года Украина и Беларусь прекратили применение всех ограничительных мер, касающихся взаимной торговли и лицензирования поставок (т.е. фактически вернулись к взаимному режиму свободной торговли). В 2014 году товарооборот между двумя странами несколько снизился, но произошло это в основном за счет девальвации гривны.
В области международной безопасности Минск предпринял меры по укреплению пограничной охраны (особенно на белорусско-украинской границе) и разместил на своей базе в Барановичах новую авиационную группировку РФ. В целом, А. Лукашенко и В. Путин согласились на необходимость принятия совместных адекватных мер в ответ на происходящее усиление группировки НАТО.
В августе КГБ РБ официально опроверг информацию о вступлении белорусских граждан в ряды народного ополчения на востоке Украины. Согласно официальной информации властей РБ (на начало августа), в Беларусь прибыло около 26 тыс. граждан Украины. Из них примерно 1,5 тыс. подали заявки на получение статуса беженца и почти 1,5 тыс. чел. получили разрешение на постоянное жительство. Более 3 тыс. украинских граждан намерено получить разрешение на временное проживание.
В настоящее время на внешнюю и внутреннюю политику Беларуси продолжают оказывать влияние конфликт в Украине и связанные с ним события на международной арене. Президент Беларуси считает, что регионы Украины должны получить большую самостоятельность, и это следует закрепить в конституции страны. В начале сентября А. Лукашенко подписал указ, упрощающий решение вопросов, связанных с пребыванием граждан Украины в РБ (получение госпособий и образования, обеспечение трудоустройства и др.).
Украинский кризис оказывает прямое влияние на международное положение Беларуси и ее отношения с такими странами, как ФРГ и США. В первой половине сентября 2014 года Беларусь посетила делегация США во главе с высокопоставленным представителем американского Госдепа. В ходе состоявшихся переговоров обсуждалась позиция Минска по украинскому кризису. Вашингтон весьма прозрачно намекнул, что удовлетворен решением властей Беларуси о непризнании присоединения Крыма к России и их содействием в организации переговоров по урегулированию украинского кризиса. При этом особый акцент был сделан на признание Минском новой власти в Украине. Вашингтон определенным образом выразил готовность изменить формат взаимоотношений с Минском в свете российско-украинского конфликта.
В очередной раз по поводу украинского кризиса А. Лукашенко высказался в конце сентября в ходе визита в Молдову, а также в интервью, которое он дал 1 октября 2014 года. По его оценке, работавшая в Минске контактная группа по Украине проделала колоссальную работу, что привело к остановке боевых действий. Президент РБ выразил мнение, что последствия конфликта будут катастрофичны, а все произошедшее на Майдане — неправильно и неконституционно. По словам А. Лукашенко, Беларусь якобы предлагала мирный план урегулирования конфликта в Украине, но «Запад не согласился с этим планом, что было кому-то выгодно».
21 декабря 2014 года состоялся рабочий визит президента РБ в Украину, где он провел переговоры с П. Порошенко. В ходе визита А. Лукашенко сделал политическое заявление, смысл которого сводился к тому, что Беларусь будет делать все возможное для установления мира в Украине.
В свою очередь, П. Порошенко отметил четкую позицию Беларуси по поводу суверенитета и независимости Украины и поблагодарил за предоставленную возможность проведения в Минске встречи трехсторонней контактной группы, имевшей своим результатом выработку документа, который должен послужить делу мирного урегулирования в его стране.
Эксперты обращают внимание на слова украинского лидера о том, что «минский формат» является безальтернативной моделью деэскалации ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, и связывают их с наметившейся трансформацией позиции Киева. Они назвали также основные причины визита А. Лукашенко в Украину. Первая из них связана с наметившимся в последнее время ухудшением российско-белорусских отношений, особенно в торгово-экономической области. Вторая причина якобы вытекает из некой общей стратегии Москвы, Минска и Астаны в отношениях с Украиной.
Следует отметить, что в ходе переговоров между Минском и Киевом было достигнуто еще одно неожиданное решение о создании в Беларуси совместного с Украиной телеканала, но оно, скорее всего, реализовано не будет.
Большинство экспертов отмечают, что у Минска и Киева много общих интересов. Беларусь заинтересована в сохранении одного из крупнейших рынков сбыта своей продукции, а Украина — в обеспечении максимальной безопасности северной границы и бесперебойных поставок нефтепродуктов, а также нейтрализации попыток России ввести ограничительные торговые меры в рамках евразийского интеграционного образования.
Основные «послания» официального Минска Киеву заключались в скрытом отказе от поддержки навязываемого Россией сценария «федерализации» Украины. В них также содержались гарантии того, что Беларусь не позволит третьим странам использовать свою территорию для военной агрессии против Украины.
При всем этом политика Минска на украинском направлении носила непоследовательный характер. В течение 2014 года А. Лукашенко неоднократно менял свои взгляды на происходящее в Украине. Однако, несмотря на внешнюю противоречивость политики А. Лукашенко на украинском направлении, вытекающую из его стремления сохранить суверенитет РБ и
подспудного опасения имперских амбиций Москвы, она продолжает сохранять пророссий-скую направленность. Это отражает растущую зависимость (в первую очередь экономическую) Беларуси от РФ.
Как бы то ни было, но А. Лукашенко пытается использовать любую возможность для внешнеполитического маневрирования и создания видимости собственной независимости.
Белорусские оценки характера угроз безопасности Центральной Азии
Интересны последние оценки белорусскими экспертами новых угроз ЦА и развития геополитической ситуации в этом регионе; они отражены в докладе Центра стратегических и внешнеполитических исследований10. В нем отмечается, что в ЦА фактически существуют две наднациональные стратегии противодействия дестабилизации: китайская (представленная ШОС и формирующимся Экономическим поясом Шелкового пути) и «российская» (представленная ОДКБ и формирующимся ЕАЭС).
По их мнению, в настоящее время ЦА стоит на пороге значительных изменений, которые во многом связаны с ситуацией в других регионах, прежде всего на Ближнем Востоке. К числу ключевых процессов, определяющих стратегическую среду для ЦА, следует отнести следующие.
1. Вывод американских войск из Афганистана в 2014—2016 годах.
2. Создание ЕАЭС с его возможным последующим расширением.
3. Резкую активизацию региональной дипломатии Китая.
4. Подъем Индии как новой региональной державы.
5. Продолжающееся стратегическое сближение США и Ирана.
6. Смещение зоны приоритетных интересов США в сторону Дальнего Востока и рост их озабоченности усилением в Евразии китайского фактора.
7. Изменения в структуре и деятельности международных экстремистских и террористических организаций, продолжающаяся борьба между ИГИЛ и «Аль-Каидой».
8. Повышение уровня насилия, рост наркопроизводства и политический кризис в Афганистане.
Государствами, способными оказать наибольшее влияние на ситуацию в регионе, являются США, Китай, Индия, Иран, Пакистан и, разумеется, Россия. Одно из главных устремлений Вашингтона состоит в сохранении такого уровня стабильности в регионе, который позволил бы США беспрепятственно и в полном объеме сместить свои геополитические приоритеты с ЦА на АТР и Ближний Восток. Основной акцент стратегии Белого дома в регионе делается на ограничение экспансии Китая; в качестве «противовеса» предполагается использовать государства, вовлеченные в дела ЦА, прежде всего Россию, Иран и Индию. По соображе-
10 См.: Шахматная доска Центральной Азии: расклад в конце 2014 года. В кн.: Сценарии дестабилизации Центральной Азии и стратегии противодействия им. Доклад ЦСВИ (Минск), 4 сентября 2014.
ниям американских исследователей, Россия будет пытаться вытеснить Китай с постсоветского пространства, Иран поможет стабилизировать Афганистан и не допустить усиления роли Пакистана и движения «Талибан», а Индия в своей конкуренции с КНР придаст этой конструкции геополитический и экономический вес.
По мнению белорусских аналитиков, интересы Китая в ЦА связаны в первую очередь с получением доступа к минеральным ресурсам региона и рынкам сбыта, а также стремлением не допустить дестабилизации СУАР.
Между тем выступивший с инициативой создания Экономического пояса Шелкового пути Пекин занял более наступательную, экспансионистскую позицию, так как этот проект предполагает создание в странах региона инфраструктуры, а значит, и ее защиту. Кроме того, значительная часть китайской элиты рассматривает Экономический пояс как зону свободной торговли между КНР и странами ЦА. После того как Китай потерял интерес к Айнакскому месторождению меди, его главной заботой стала защита нефтепромыслов на севере Афганистана.
Еще одной стратегической целью Китая является сдерживание Индии, недопущение роста ее влияния в регионе и перехват у Дели ресурсных потоков.
Как отмечают белорусские специалисты, основной интерес Индии заключается в обеспечении своей экономики необходимыми ресурсами; ключевая роль в его реализации принадлежит газотранспортным проектам ТАПИ и ИПИ (Иран — Пакистан — Индия).
В свою очередь, Тегеран весьма заинтересован в стабилизации Афганистана, решении проблемы наркотрафика и пресечении роста влияния экстремистских групп, ориентированных на Пакистан и Саудовскую Аравию. Иран стремится также к расширению рынков сбыта своих углеводородов (проект газопровода ИПИ) и ареала экономического сотрудничества. Кроме того, со стратегической точки зрения важным для Ирана проектом является строительство порта Чабахар. Тегеран настроен на активную экспансию в Афганистан и страны постсоветской ЦА (прежде всего в Таджикистан). Еще одним важным пунктом иранской повестки дня является снижение военного присутствия США в Афганистане и регионе в целом.
В крайне сложном положении находится Пакистан. В последнее время традиционные связи пакистанских спецслужб с «Талибаном» и его ответвлениями приводят к все большим издержкам. В сферу жизненных интересов Пакистана входят богатые энергоресурсами страны ЦА. Исламабад стремится не допустить усиления в регионе Индии и Ирана, а в качестве своего главного союзника рассматривает Китай.
Что касается России, то авторы доклада отмечают, что в настоящее время она не имеет четко выраженной стратегии в ЦА: от этого ключевого для безопасности евразийского пространства региона ее внимание и ресурсы значительно отвлек украинский кризис. Совместно с союзниками Россия осуществляет строительство ЕАЭС и рассчитывает на присоединение к этому интеграционному образованию Кыргызстана и, в перспективе, Таджикистана. Имеется также информация о ее заинтересованности в строительстве газопровода ТАПИ и готовности ряда российских компаний участвовать в данном проекте.
Эксперты приходят к заключению, что в настоящее время происходит драматическая борьба за лидерство в международном террористическом интернационале между ИГИЛ и «Аль-Каидой». Западные аналитические центры в целом весьма скептически оценивают текущий потенциал Исламского движения Узбекистана (ИДУ), испытывающего острые проблемы с финансированием и численностью. Более того, этнический состав этого движения уже давно не соответствует его названию, так как узбеки составляют в нем меньшинство. Эпизодическую, но значимую роль могут также сыграть исмаилиты в районе афганского и таджики-станского Бадахшана, придерживающиеся пантюркистских взглядов различные по этническо-
му составу группы на севере Афганистана и более умеренные исламистские организации (например, «Хизб ут-Тахрир»).
Среди основных угроз безопасности ЦА белорусские аналитики особо выделяют исламистскую, которая с появлением на региональной арене новых акторов (таких, как ИГИЛ) способна значительно разрастись.
Сегодня активное противодействие дестабилизации региона осуществляют прежде всего сами страны ЦА. Оно состоит в усилении контроля над политическим полем, давлении (в рамках закона) на исламистские и другие оппозиционные структуры, а также в направлении социальных трансферов наиболее активным или наиболее уязвимым группам населения.
В основе стратегий противодействия стран ЦА лежит национализм. Он, как правило, основывается на двух ключевых ценностях: национальной истории и суверенной государственности. Следует уточнить, что речь идет прежде всего о Казахстане и Узбекистане. По мнению белорусских исследователей, не ОДКБ, а именно эти страны в будущем должны сыграть решающую роль в укреплении безопасности своего региона хотя бы потому, что Россия все больше втягивается в украинский кризис.
Заключение
На современном этапе внешнеполитический курс РБ во многом определяется нижеперечисленными факторами:
— полномасштабное, разностороннее и в то же время «неровное» сотрудничество с РФ;
— участие РБ в процессе евразийской интеграции и подписание ею в мае 2014 года Договора о ЕАЭС;
— осторожное сближение с Западом;
— повышение международного статуса РБ в качестве посредника между сторонами конфликта в Украине и одновременное укрепление военно-политического сотрудничества Минска с Москвой;
— продолжение сотрудничества с традиционными партнерами: КНР, Венесуэлой, некоторыми странами СНГ, в первую очередь с Казахстаном.
Внешняя политика Беларуси ориентирована на поиск новых и расширение прежних экспортных рынков, использование процесса евразийской интеграции для усиления позиций в отношениях с Россией, возвращение к политике балансирования между РФ и ЕС, повышение собственного миротворческого и посреднического статуса, а также укрепление безопасности в рамках СГ на фоне разрастания полномасштабного кризиса в отношениях Москвы и Запада.
Можно с большой долей уверенности утверждать, что в ближайшем будущем белорусскому руководству и лично президенту А. Лукашенко предстоит решить целый комплекс сложных политических и экономических задач, среди которых можно выделить следующие.
1. Сохранение максимально широкого поля для маневра в отношениях с Россией в условиях растущей экономической зависимости и вступления в силу договора о ЕАЭС.
2. Недопущение втягивания Беларуси в конфликт России с Украиной и стоящим за ней Западом.
3. Применение накопленного потенциала для сближения с ЕС и Западом в целом.
4. Использование новых возможностей, открывшихся перед страной после вступления в ЕАЭС.
5. Успешное проведение президентских выборов и сохранение власти А. Лукашенко в условиях нарастания социально-экономических проблем.