Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. По мере ускорения общественного развития, ускоряется и интенсивность адаптационных процессов в обществе в целом. Это приводит к тому, что процессы социальной адаптации даже в эволюционно развивающемся обществе становятся практически непрерывными и умение адаптироваться к изменениям приобретает жизненно важное значение для молодого поколения.
Не вызывает сомнений то, что ни одна страна в мире не может нормально развиваться без четкой и глубоко продуманной программы воспитания и подготовки молодого поколения к социальной жизни. В этом заинтересовано, прежде всего, само общество, так как здоровье, нравственные установки, ценности и социальные ориентиры молодых людей во многом определяют будущее общества. Социальное здоровье молодежи необходимо рассматривать как одну из составляющих национальной безопасности страны, ведь будущее России - это молодежь, здоровая духовно, нравственно и физически.
Список литературы:
1. Байкова Л. А. Исследование социального здоровья детей и учащейся молодежи: теоретико-методологические основы // www.rspu.ryazan.ru.
2. Нефедовская Л.В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / Л.В. Нефедовская; под ред. В.Ю. Альбицкого. - М.: Литтерра, 2007. - 192 с.
3. Социология молодежи: учебник / под ред. В.Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2007. - 335 с.
4. Тесленко А.Н. Молодежная экспансия» в контексте социального здоровья общества // Социальная политика и социология. - 2006. - № 3. -С. 155-163.
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ: ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЦЕРКОВЛЕННОСТИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ
© Шибанова H.A.*
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
В статье приводятся результаты социологического опроса православной молодежи Красноярского края, позволяющие установить корреляцию между уровнем воцерковленности респондентов и их представлениями о семье.
* Ассистент кафедры Религиоведения.
Современные социологические исследования показывают, что сегодня, как и прежде, большинство людей (от 83 до 95 %) считают семью одной из главных жизненных ценностей [1, 4]. При этом социологи и демографы уже давно отмечают, что институт семьи в современном обществе находится в состоянии кризиса. Получается, что люди по-прежнему помещают семью среди важнейших жизненных ценностей и целей, стремятся к ее созданию, но зачастую оказываются не способны ее сохранить - об этом свидетельствует статистика разводов.
В условиях возрождения традиционных конфессий в России становятся актуальными вопросы: Является ли воцерковленная семья более прочной, чем семья неверующих? Действительно ли построение семьи на фундаменте религиозных ценностей является возможным выходом из тупиковой социально-демографической ситуации?
Для ответа на эти вопросы необходимы конкретно-социологические исследования верующих семей. Не меньшее значение имеет анализ семейных представлений верующей молодежи, еще не состоящей в браке: это важно для понимания перспектив развития института семьи.
Наше исследование проводилось в июле 2009 г. среди православной молодежи городов и поселков Красноярского края, всего была собрана 581 анкета. Вопросы анкет были поделены на два блока: первый блок дает возможность установить примерный уровень воцерковленности респондентов (частично использовалась методика В.Ф. Чесноковой [5, 6]), второй - базовые представления опрошенных о семье.
На вопрос «Когда вы были крещены?» 60 % опрошенных ответили «в раннем детстве (до 7 лет)», 19 % были крещены в школьном возрасте, в более старшем возрасте крестились немногие (8 % - в 18-25 лет, 3 % - в возрасте старше 25 лет). При этом 10 % православных по самоидентификации оказались некрещеными.
На вопрос «Кто из ваших старших родственников является верующим?» респонденты отвечают так: «родители» - 36 %, «бабушки и дедушки» - 44 %, «только 1 ближайший родственник» - 14 %, «все мои ближайшие родственники - глубоко верующие люди» - 9 %, «никто» - 17 %.
На вопрос «Когда вы сознательно пришли к православию?» были получены следующие ответы: «с детства воспитан(а) в православной вере» -16 %, «в школьном возрасте (7-17 лет)» - 16 %, «в 18-25 лет» - 10 %, «в возрасте старше 25 лет» - 8 %, «совсем недавно» - 3 %, «затрудняюсь ответить» - 47 %.
В сравнении с общей выборкой для активных верующих (учащихся епархиальной школы при Покровском соборе г. Красноярска, членов православного молодежного клуба им. св. равноап. Кирилла и Мефодия, участников детско-юношеского духовного хора «София» и др.) характерен несколько более поздний средний возраст принятия крещения и полное отсутствие «некрещеных православных» - т.е. православных исключи-
тельно по культурной самоидентификации. Интересно, что доля респондентов, с детства воспитанных в православии, по сравнению с общей выборкой здесь выросла очень незначительно - с 16 % до 18 %. Это говорит о том, что современные «церковные» люди выросли в тех же характерных условиях поверхностной религиозности, что и большинство наших современников, а их воцерковление произошло уже в сознательном возрасте.
Далее обратимся к данным, характеризующим индивидуальный уровень воцерковленности респондентов. Согласно данным общей выборки, молодежь края в основном приходит в храм «несколько раз в год» - 34 % и «реже, чем раз в год» - 28 %. Никогда не были в церкви 11 %, раз в год приходят туда 16 %, раз в месяц и чаще - 11 %.
Частота исповеди и причастия - ключевой критерий воцерковленности [3] - в среднем такова: «никогда» - 67 %, «реже, чем раз в год» - 16 %, «раз в год» - 7 %, «несколько раз в год» - 7 %, «раз в месяц и чаще» - 3 %. Это говорит о том, что реально участвуют в церковной жизни (по наименее строгим критериям) не более 17 % опрошенных.
На вопрос «Соблюдаете ли вы посты?» респонденты отвечают так: «не соблюдаю никаких постов» - 75 %, «иногда пощусь, но нерегулярно» - 17 %, «только Великий пост» - 4 %, «все многодневные посты» - 1 %, «все многодневные посты, а также среду и пятницу» - 3 %.
Следующий вопрос «Читаете ли вы религиозную литературу?» подразумевает возможность выбрать несколько вариантов ответа. Здесь снова доминирует отрицательный ответ: «нет, не читаю» - 55 %. Иногда, от случая к случаю обращаются к религиозной литературе 37 %, 2 % регулярно читают только Евангелие, 4 % - Евангелие, Жития святых, святоотеческую литературу (вероучительные книги, характерные для православной традиции). Регулярно обращаются к Молитвослову 3 % опрошенных, православные газеты и журналы читают 1 %, религиозную литературу других вероисповеданий - также 1 %.
В вопросе о молитве («Какие православные молитвы вы знаете наизусть?») ответы распределяются таким образом: «Отче наш» - 44 %, «Богородице Дево, радуйся» - 7 %, Символ веры - 3 %, Иисусова молитва - 2 %, все эти и некоторые другие - 5 %, «наизусть не знаю, обычно молюсь своими словами» - 44 %, не молюсь - 5 %.
В последнем вопросе этого блока человеку предлагается отметить, что из перечисленного есть у него дома. Ответ «Иконы» отмечают 75 %, «свечи или лампады» - 29 %, «святая вода, освященная верба, ладан, просфоры и т.д.» - 42 %; все перечисленное есть, по всем правилам устроен домашний иконостас у 6 % опрошенных, ничего нет - у 8 %.
Из полученных данных можно сделать вывод, что около 3-6 % опрошенных можно назвать глубоко воцерковленными людьми. Еще порядка 10-15 % - это люди, соответствующие минимальным критериям воцерков-
ленности (причащающиеся не реже раза в год и по остальным переменным отмечающие средние показатели).
Статистика по уровню воцерковленности православной аудитории значительно отличается от данных общей выборки, что вполне закономерно и не нуждается в дополнительных комментариях: по совокупности ответов около 40-45 % опрошенных этой группы глубоко воцерковлены, еще столько же - активно воцерковляются.
Далее предлагаются ответы респондентов на вопросы «семейного» блока анкеты.
Представления о том, где искать ответ в сложных семейных ситуациях, в целом таковы. Молодежь склонна доверять советам друзей (родителей, родственников) - 66 %, решает проблемы самостоятельно (16 %) или обращается к психологической (педагогической) литературе (16 %). В Евангелии собираются искать ответ 4 %, в другой православной литературе - 3 %, советоваться со священником - 12 %. Среди активных верующих несколько уменьшается число прибегающих к совету близких (42 %) и светской литературе (11 %), но в несколько раз возрастает число советующихся со священником (69 %) и обращающихся к Евангелию (31 %) и православной литературе (15 %).
Один из наиболее показательных критериев в семейном блоке вопросов -главенство в семье. Согласно христианским представлениям, главой, нравственным авторитетом в семье однозначно является мужчина. Жена является помощницей мужчины, от нее в большей мере зависит уют в доме, психологическая атмосфера в семье. А в современном обществе преобладают т.н. эгалитарные (равноправные) семьи. Согласно социологическим опросам, к этому типу принадлежат 60-80 % от общего числа семей [4]. Эти цифры подтверждаются и нашим исследованием: 67 % респондентов высказываются за равноправие в семье, 31 % - за главенство мужчины, 2 % - другой вариант. По-другому выстраивается эта пропорция среди воцерковленных молодых людей: 60 % - за главенство мужчины, 34 % - за равенство, 6 % - за другой вариант. То есть здесь основные позиции меняются местами, однако разница не так велика, как в ответах второго блока, касающихся воцерковленности. Это позволяет сделать вывод, что в вопросе семейной иерархии православное по самоидентификации большинство и воцерковленное меньшинство гораздо ближе друг к другу, чем по критерию реального участия в церковной жизни.
В ответах на вопрос «Как вы относитесь к тому, что большинство современных женщин стремится работать, сделать карьеру?» в обеих группах респондентов доминирует компромиссный вариант «это нормально, если женщине удается совмещать карьеру и заботу о доме и детях». Так ответили 52 % общей выборки и 47 % воцерковленной аудитории. Но соотношение остальных вариантов ответа отличается. В светской аудитории 32 % считает, что успешная карьера «позволяет женщине почувствовать себя полноценной личностью, творчески реализоваться», 12 % - что это
неизбежно по материальным причинам, а 8 % относится к женской карьере отрицательно, считая, что призвание женщины - забота о домашнем очаге и воспитание детей. В православной аудитории однозначно за работающую женщину высказались 22 %, за женщину-домохозяйку - 15 %, а за то, что выход на работу для многих женщин - вынужденная мера - 21 %.
Распространенное мнение, что в православных семьях муж гораздо чаще физически наказывает жену в соответствии с рекомендациями «Домостроя», не подтверждается ответами респондентов на соответствующий вопрос анкеты. «Нет, это исключено» отвечают 94 % воцерковленной группы и 91 % общей выборки. Таким образом, воцерковленные молодые люди даже менее ориентированы на жесткие «патриархальные» порядки, чем молодежь в целом.
Другой сложный аспект семейной тематики, связанный с предбрач-ным поведением - допустимость интимных отношений до брака и гражданский (не зарегистрированный) брак. Эти вопросы напрямую касаются наших респондентов - молодежи, еще не состоящей в браке. В общей выборке отношение к этим явлениям достаточно свободное: 39 % опрошенных считают, что интимные отношения до брака вполне допустимы, 42 % допускают их с оговоркой «зависит от серьезности отношений», 11 % отвечают «нет, но в жизни это трудно соблюсти», 7 % думают, что это однозначно недопустимо. В воцерковленной аудитории против интимных отношений до брака 38 %; против, но указывают на трудность соблюдения этого требования в реальной жизни 29 %; «зависит от серьезности отношений» отвечают 26 %, а 4 % считают это вполне допустимым явлением.
Желаемое количество детей для респондентов основной молодежной группы - чаще всего двое (49 %), далее следуют ответы «сколько Бог даст» -23 %, «один ребенок» - 13 %, «трое детей» - 10 %. У воцерковленных ответы меняются местами: «сколько Бог даст» - 54 %, «двое» - 15 %, на третье место выходит ответ «трое» - 13 %, а одного ребенка хотели бы иметь 7 %.
Проведенный анализ позволил предварительно оценить влияние уровня воцерковленности на семейные стереотипы молодежи. Было отмечено, что с началом воцерковления меняются общие семейные установки молодого человека - происходит переориентация его от эгалитарной модели семьи на традиционную христианскую модель, но только высокая степень воцерковленности реально формирует предбрачное поведение юноши или девушки, особенно в том случае, когда это идет вразрез с общепринятыми среди молодежи нормами отношений.
Список литературы:
1. Башкирова Е.И. Система ценностей как показатель состояния общества на этапе трасформации [Электронный ресурс] / - Электрон. дан. -Режим доступа: www.lib.socio.msu.ru, свободный. - Загл. с экрана.
2. Лебедев С.Д. Религиозность: в поисках «рубикона» [Электронный ресурс] // Социологический журнал. - 2005. - № 3. - Электрон. дан. - Режим доступа: / www.socjournal.ru/article/659, свободный. - Загл. с экрана.
3. Православные ценности отстаивают даже неверующие люди [Электронный ресурс]: интервью с социологом Михаилом Тарусиным. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.blagoslovenie.su/index.php?option= com_ content&task =view&id=75&Itemid=43,свободный - Загл. с экрана.
4. Тырнова H.A. Молодая семья в современной России: Проблемы и тенденции развития [Текст]: Дис.... канд. социол. наук: 22.00.04. - М., 2005. - 148 c.
5. Чеснокова В.Ф. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: / www.krotov.info/history/20/1990/chesnokova_00.html, свободный. - Загл. с экрана.
6. Чеснокова В.Ф. Число православных в России увеличивается [Электронный ресурс] / ФОМ Клуб. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://club.fom.ru/article.php?id=10, свободный. - Загл. с экрана.