ЭТАПЫ ИЗМЕНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
В РОССИИ (1989-2006)
Ю.Ю. Синелина
Методические споры, касающиеся измерения уровня и степени религиозности населения, ведутся в российской социологии с конца 1970-х гг. Однако до сих пор социологические центры и службы не имеют единого мнения относительного того, какие вопросы должны быть заданы для правильного отнесения респондента к той или иной мировоззренческой группе, сколько должно быть этих групп, какие из них обязательны. В результате при опросах, проведенных разными социологическими центрами, одни и те же люди могут оказаться в разных мировоззренческих группах.
В одних методиках присутствует группа «атеисты» наряду с группой «неверующие», в других выделяется группа «индифферентные» или «безразличные», которая, на наш взгляд, в значительной степени дублирует группу «неверующие». Группа «неверующие» присутствует практически во всех современных методиках и, как правило, заменяет группу «атеисты». В некоторых методиках (ИСПИ РАН) отдельно выделяется группа «верящие не в Бога, а в другие сверхъестественные силы», которой не было в советских методиках, поскольку не делалось различия между верой в Бога и верой в сверхъестественное (с нашей точки зрения, это неправильно). В других методиках выделяется группа «считаю себя верующим, но ни к какой конфессии, Церкви, вероисповеданию себя не отношу», в которую попадают респонденты — приверженцы неинституциализированной плюралистической религиозности, которая все больше распространяется в современном мире. Вопрос состоит в том, насколько могут пересекаться эти мировоззренческие группы, отличаются ли по своим мировоззренческим позициям респонденты из этих групп. Нам представляется, что это интересная проблема, которая требует дальнейшего изучения.
Существует еще одна дискутируемая проблема отнесения или неотнесения «колеблющихся» к «религиозному» населению. Следует отметить, что во Всероссийском исследовании религиозности населения 2004 г. из группы «православные»
исключены группы «неверующих», «верящих не в Бога, а в другие сверхъестественные силы», а также «затруднившихся ответить» на вопрос о вере в Бога, поскольку православным верующим может считаться тот, кто называет себя православным и верит в Бога. Мы придерживаемся именно этой позиции, «колеблющиеся» также были оставлены в группе «православные», поскольку «колеблющиеся» не отвечают отрицательно на вопрос о вере в Бога. Кроме того, значительная доля «колеблющихся» верит в бессмертие души, посещает храмы, молится и хотя редко, но причащается. К тому же относить «колеблющихся» к «верующим» было принято еще в советских методиках определения религиозности населения. Именно для изучения проблемы отнесения или не отнесения группы «колеблющиеся» к числу православных во Всероссийском исследовании 2006 г. вопрос о вероисповедной принадлежности был сформулирован таким образом, чтобы респондент мог определить свою конфессиональную принадлежность только в том случае, если он определяет себя «верующим»: «Верите ли вы в Бога, и если да, то к какому вероисповеданию себя относите?» (аналогично вопрос ставился в исследованиях ФОМ по методике В.Ф. Чесноковой). Ставился двойной вопрос, хотя, как известно, социологи не очень любят двойные вопросы и считают их в некоторой степени методологически ущербными. Доля группы «православные», включающая «верующих» и «колеблющихся», в 2004 г. практически совпадала с долей группы «православные», сформированной на основе двойного вопроса в 2006 г. Данные по группам «неверующих» и «верящие не в Бога, а в другие сверхъестественные силы» в 2004 и 2006 гг. также оказались практически одинаковы по доле от числа опрошенных. По нашему мнению, этот эксперимент показывает, что в случае возникновения ситуации выбора между верой и неверием подавляющее большинство группы «колеблющихся» предпочтет отнести себя к верующим определенной конфессии, в данном случае к православию. Этот
вывод подтверждается и некоторыми другими исследованиями. Например, Т.Д. Гуренкова в своих исследованиях в Сургуте (по методике Р.А. Ло-паткина) разделила группу «колеблющихся» на две части: «колеблющиеся между верой в Бога и неверием, но ближе к вере» составили 30% опрошенных, а «колеблющиеся между верой в Бога и неверием, но ближе к неверию» — 4,9%^
Нам представляется наиболее адекватной для исследования религиозности населения, а именно православной его части, которая составляет значительное большинство респондентов, назвавших себя «верующими», методика В.Ф. Чесноковой, которая еще в начале 1990-х гг. обратила внимание на многомерное явление воцерковленности человека. Под воцерковлением понимается процесс, приобщения людей, вновь обращающихся к вере, и людей, обращающихся к церковной культуре и религиозным системам ценностей. Воцерков-ленность — это «жизнь» человека в Церкви, что подразумевает знание ее уставов, обрядов, обычаев — повседневного бытия, ощущения себя в этой сфере своим2. Это добровольное признание человеком влияния Церкви через усвоение установленного в ней образа жизни и образа мыслей. Методика В.Ф. Чесноковой позволяет направить научный анализ на изучение поведения, а через поведение — на образ жизни. А образ жизни — явление все-таки более наблюдаемое, чем феномены сознания и ценностные установки. И самое главное — методика фиксирует регулярность связанного с этими установками поведения3.
Религиозное мировоззрение многих россиян находится в стадии становления. Люди, декларирующие «православие», действительно являются православными, но находятся на разных стадиях воцерковления. Именно исследование феномена «воцерковленности» позволяет правильно понять и оценить процессы изменения религиозного самосознания населения России.
Всего В.Ф. Чеснокова предлагает пять показателей воцерковленного образа жизни, измеряющихся
по пятибалльной шкале: посещение храма; исповедь и причащение; чтение Евангелия; молитва; соблюдение постов. На основании этих показателей она формирует группы по уровню и степени воцерков-ленности. В методике выделены основные «опорные точки», показательные для православного образа жизни, и утверждается, что если мы имеем эти явно выраженные элементы в образе жизни человека, можно говорить, что процесс его воцерков-ления начался и совершается во времени. Методика позволяет выделить несколько ключевых переменных, соответствующих православному образу жизни, и измерить интенсивность каждой из них посредством шкалы, которая дает представление о том, насколько глубоко вошел данный элемент в жизнь человека, насколько прочно он им усвоен. Находится ли данный элемент на пути к превращению в привычку, в автоматизм, или человек еще только овладевает им, или же вообще в его образе жизни данный элемент отсутствует. Например, посещение храма: раз в месяц и чаще (самая сильная позиция); несколько раз в год; один-два раза в год; реже чем раз в год; никогда не был (самая слабая позиция). Молитва: читаю утреннее и вечернее правило (самая сильная позиция); молюсь церковными молитвами почти каждый день; молюсь преимущественно церковными молитвами; молюсь чаще своими молитвами; не молюсь вообще (самая слабая позиция). Типологическая группа по уровню воцерковленности формируется по самой сильной позиции в поведении респондента. К этим пяти показателям добавляется еще несколько вопросов, позволяющих глубже оценить ситуацию4.
Методикой В.Ф. Чесноковой пользовался ФОМ в 1992 и 2000 гг. На основании этой же методики провел исследование религиозности населения сектор социологии религии ИСПИ РАН в 2004 и 2006 гг. Таким образом, мы можем проследить, как на протяжении 15-ти лет менялось религиозное поведение россиян.
Из процесса роста религиозности населения России в последние десятилетия, как нам пред-
1 См.: Гуренкова Т.Д. Проблемы формирования толерантности в сфере этноконфессиональных отношений северного города: социологический анализ: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. М., 2008.
2 См.: Чеснокова В.Ф. Воцерковленность. М., 2000; Фурман Д.Е. Старые церкви, новые верующие. СПб.; М., 2000.
3 Модифицированная методика В.Ф. Чесноковой использована автором для сравнительного анализа религиозного поведения православных и мусульман, т.е. эта методика может использоваться и для анализа религиозного поведения представителей других вероисповеданий. См.: Синелина Ю.Ю. Изменение религиозности населения России (православные и
мусульмане). М., 2006; Она же. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций/ Ю.Ю. Синелина // СОЦИС: Социологические исследования. 2009. № 4. С. 89-95
ставляется, можно выделить три временных этапа. Первый этап: с 1989 г. до середины 90-х (тут данные социологических исследований несколько расходятся — можно назвать 1993 или 1995 гг.). Отсчет с 1989 г. предпочтителен, ибо именно с этого года появились относительно достоверные данные о реальном числе верующих и неверующих. Этот этап иногда называют «религиозным бумом». По данным многочисленных социологических опросов можно судить о практически двукратном увеличении числа верующих в период с 1989 г. до середины 90-х гг.: с 20-30% верующих в 1988-1989 гг. до 50-60% к 1995 г. Этот процесс сопровождался снижением числа неверующих (атеистов) с 50% до 30%. Численность верующих значительно увеличилась в основном за счет респондентов, называющих себя «православными»: с 20% в конце 80-х до 40-50% в 1993-1995 гг. (табл. 1, 2, 3). Трудно точно определить год, завершивший первый этап, поскольку одни социологические опросы фиксируют долю православных верующих на уровне около 45% уже в 1992 г., другие называют 1993-1995 гг., но именно по достижении этого уровня (45-50%) темпы роста численности «православных» снизились. Некоторые социологические опросы показывают, что численность респондентов, называющих себя «православными», особенно резко выросла с 1991 по 1992 г. Возможно, это связано с разрушением Советского Союза, когда окончательно рухнула советская идеология, объединявшая людей. В этот период потребовалось нечто способное дать людям новую идентификацию, они должны были себя как-то определить. Поскольку они перестали быть «советскими», то снова стали «русскими», а «русские» — значит, «православные».
По численности последователей за православием в России идет ислам. Доля респондентов, определяющих себя как «мусульмане», на протяжении последних 15-ти лет оставалось по данным опросов в пределах 5-10%.
Остальные конфессии в сумме набирают 2-3%, и число их приверженцев также изменялось мало. В эти 2-3% входят протестанты, католики, буддисты, иудеи. Поскольку самые большие количественные изменения касаются той части респондентов,
которая называет себя «православными», именно процессы в этой части общества определяют особенности изменения религиозной ситуации в стране за последние 20 лет, в том числе и выделение трех временных этапов. Вместе с тем следует отметить, что некоторые исследователи фиксируют рост числа протестантов и последователей некоторых сект («Свидетели Иеговы»), но на уровне Всероссийского исследования эти процессы не отслеживаются.
Таким образом, для первого этапа характерно быстрое увеличение доли православных среди опрошенных и снижение числа респондентов, называющих себя неверующими.
Многие социологи считали, что в 1995-1996 гг. уровень религиозности достиг максимума, и отмечали некоторые симптомы к его возможному снижению (Д.Е. Фурман, М.П. Мчедлов). В действительности эти прогнозы не оправдались . Начиная примерно с этого времени уровень религиозности стал повышаться менее высокими темпами по сравнению с предшествующим периодом (по данным некоторых социологических служб на некоторое время он даже приостановился, достигнув 50%), но все же не снизился (табл. 1, 2, 3). В связи с этим представляется возможность с середины 1990-х гг. выделить второй этап в развитии конфессиональной ситуации в России, который длился примерно до 2004 г. Как и на первом этапе, эти явления определяются в основном процессами, идущими в православной Церкви, поскольку доля респондентов, относящих себя к исламу, остается практически неизменной, а суммарный процент респондентов, называющих другие вероисповедания, не выходит за рамки 2-3%. По данным социологических исследований ФОМ и сектора социологии религии ИСПИ РАН доля респондентов, относящих себя к православным, увеличилась к 2004 г. с 45-50% в 1995-1996 гг. до 65-70%.
Д.Е. Фурман выделят примерно такие же этапы в изменении числа «верующих» в России: 1991-1993 — резкий рост, продолживший процесс, начавшийся в 1989 г.; «стабилизация» в 1993-1996; новый рост 1996-1999 гг.6.
Итак, второй этап характеризуется снижением темпов роста уровня религиозности по сравнению с первым этапом.
5 См.: Фурман Д.Е. Старые церкви, новые верующие. С. 16, 19.
6 Там же. С. 19.
Таблица 1
Динамика роста удельного веса православно верующих в населении в 1989-2002 гг.
( % от числа опрошенных)7*
Вопрос: Верите ли вы в Бога, и если да, то к какому вероисповеданию себя относите?
——^^^^ Годы Признали себя ———^^ 1989 1990 1991 1992 1997 2000 2002
Неверующими 53 45 40 28 35 31 31
Православными 20 25 34 47 54 56 57,6
Верующими других конфессий 9 13 10 10 7 8 7,4
Затруднились с ответом 18 17 16 15 3 5 3,9
Таблица 2
Приобщенность к вере, 1989-1998 гг.
(% от числа опрошенных)8*
Годы Показатели 1989 1991 1993 1994 1996 1997 1998 2000
Неверующие 64 61 40 39 43 37 33 37
Православные 30 32 50 56 44 48 52 50
Таблица 3
Самоидентификация населения по отношению к религии в 1993-1999 гг.
(% от числа опрошенных)9*
Годы Июнь Май Май Январь Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь
Варианты 1993 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Неверующие 34 32 33 30 24 31 27 27
Православие 46 46 48 51 55 50 49 50
Ислам 7 7 7 7 7 6 9 7
Другие конфессии 2 2 1 1 1 2 2 1
Верят в существование сверхъестест- 11 13 11 11 13 13 13 14
венных сил, но не принадлежат ни к
одной из конфессий
Второй этап в развитии религиозности в России также характеризуется относительной стабилизацией числа неверующих респондентов. Как уже говорилось выше, на первом этапе численность «неверующих» резко сократилась, но затем стабилизировалась.
В октябре 2004 г. сектором социологии религии ИСПИ РАН проведено Всероссийское исследова-
ние религиозности населения10*. Были получены следующие результаты (табл. 4, 5).
К православию относит себя наибольшая доля респондентов. Исследование подтвердило присущий современной религиозной ситуации в России феномен: это, когда доля респондентов, называющих себя православными, превышает долю респондентов, определивших себя как верующих. Иначе говоря,
7* По данным исследования ВЦИОМ и Фонда «Общественное мнение», см.: Чеснокова В.Ф. Тесным путем. С. 8.
8* См.: Дубин Б.В. Религиозная вера в России 90-х годов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. М., 1999. № 1 (39). С. 31-39.
9* Там же.
10* Исследование проходило в 14-и субъектах РФ (в городах Москве, Петербурге; в республиках Татарстане и Башкортостане; в Краснодарском крае, в областях Архангельской, Екатеринбургской, Иркутской, Ростовской, Самарской, Тамбовской, Томской, Хабаровской, Ярославской). Опрошено 1794 респондентов, проживающих в городах и сельской местности. Опрос проводился по квотно-пропорциональной выборке, составленной на основании последней переписи населения. Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ грант № 04-03-00364а (руководители исследования: д-р социол. наук В.В. Локосов, канд. социол. наук Ю.Ю. Синелина).
Таблица 4
Распределение ответа на вопрос «Верите ли вы в Бога?»
(взрослое население, октябрь 2004, % от числа опрошенных)
Верю 59
Колеблюсь между верой и неверием 17
Не верю 16
Верю не в Бога, а в другие сверхъестественные силы 4
Затрудняюсь ответить 4
Таблица 5
Распределение ответа на вопрос «К какому вероисповеданию вы себя относите?»
(взрослое население, октябрь 2004, % от числа опрошенных)
некоторая доля опрошенных соотносит себя скорее с православной культурой, чем с православной верой, определяя, таким образом, свою культурную самоидентификацию. Так, православными себя назвали 76% опрошенных при том, что верующими — 59% (табл. 4, 5). К православным причислила себя и некоторая часть «колеблющихся» и даже «неверующих». Как отмечалось выше, мы исключили из числа православных респондентов, назвавших себя неверующими, «верящих не в Бога, а в существование других сверхъестественных сил», а также затруднившиеся ответить на вопрос о вере в Бога. Таким образом, православные по данной методике — это те, которые верят в Бога, и колеблющиеся между верой и неверием. Они составили 66% всех опрошенных.
Вслед за православными по численности значатся мусульмане — 7% (6%, если исключить «неверующих» и «верящих не в Бога, а в другие сверхъ-
естественные силы»). Приверженцы остальных конфессий: старообрядцы, католики, протестанты, иудеи в сумме набрали 1,2%; «другое» — 3%.
В апреле 2006 г. было проведено повторное Всероссийское исследование религиозности, которое
11
показало следующие результаты .
Данные Всероссийского исследования 2006 г. по конфессиональной принадлежности (табл. 6) и доле неверующих практически совпадают с данными Всероссийского исследования, проведенного в 2004 г. Доля православных и мусульман, а также неверующих и верящих в сверхъестественные силы осталась практически на прежнем уровне. С нашей точки зрения, можно говорить о том, что процесс изменения религиозного мировоззрения россиян стабилизировался. Иными словами, появились признаки наступления третьего этапа в процессе изменения религиозности населения.
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Верите ли вы в Бога, и если да, то к какому вероисповеданию себя относите?»
(взрослое население, апрель 2006 г., % от числа опрошенных)12*
В Бога не верю 16
Православие 65
Старообрядчество 0,4
Католицизм 0,3
Протестантизм 0,3
Ислам 7,0
Иудаизм 0,1
Буддизм 0,2
Язычество 0,1
Верю не в Бога, а в другие сверхъестественные силы 5,0
Другое 1,0
Затрудняюсь ответить 4,0
Анализ религиозного поведения респондентов, характерного для третьего этапа, показал:
по данным исследования 2006 г. по всему массиву — ходят в храм раз в месяц и чаще — 9% опрошенных (по данным 2004 г. — 8%), несколько раз в год — 26% (2004 г. — 22%), никогда не были в храме — 20% (2004 г. — 21%);
Православие 76,1
Старообрядчество 0,5
Католицизм 0,4
Протестантизм 0,1
Ислам 7,0
Иудаизм 0,1
Другое 3,2
Затрудняюсь ответить 12,7
11 В апреле 2006 г. отдел социологии политики и общественного мнения ИСПИ РАН провел всероссийское исследование религиозности населения. Исследование проходило в 14-и субъектах РФ (в городах Москве, Петербурге; в республиках
Татарстане и Башкортостане; в Краснодарском крае, Хабаровском крае, в областях Архангельской, Воронежской, Екатеринбургской, Иркутской, Ростовской, Самарской, Томской, Ярославской), опрошено 1848 респондентов, проживающих в городах и сельской местности. Опрос проводился по квотно-пропорциональной выборке, составленной на основании последней переписи населения. Исследование проводилось по методике В.Ф. Чесноковой. Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ грант № 04-03-00364а (руководители исследования: д-р социол. наук В.В. Локосов, канд. социол. наук Ю.Ю. Синелина).
причащаются раз в месяц и чаще — 2% (2004 г. — 2%), несколько раз в год — 5% (2004 г. — 3%), раз в год обязательно — 6% (2004 г. — 6%), никогда не исповедовались и не причащались — 60% (2004 г. — 62%);
регулярно читают Евангелие и другие положенные тексты — 3,5% (2004 г. — 3%), регулярно читают только Евангелие — 6% (2004 г. — 5%), никогда не читали Евангелия — 43% (2004 г. — 46%);
читают утреннее и вечернее правило — 3,5% (2004 г. — 3%), молятся церковными молитвами — 20% (2004 г. — 17%), не молятся вообще — 32% (2004 г. — 35,5%);
соблюдают все посты, держат среду и пятницу — 2,5% (2004 г. — 2%), соблюдают все большие посты — 3% (2004 г. — 4%), не соблюдают постов 71% (2004 г. — 72%);
в бессмертие души верят 48% опрошенных, не верят 30%, затруднились ответить 21%. В 2004 г. в бессмертие души верили 40% всех опрошенных, не верили 33%, затруднились ответить 26,4%.
Более подробное рассмотрение данных по группе православных 2006 г. и их социально-демографи-ческх характеристик показало следующее: в группе
«православные» 40% мужчин и 60% женщин (в 2004 г. — 38% и 62% соответственно), что не очень сильно отличается от среднего распределения по массиву — 46,5% мужчин, 53,5% женщин. Можно сделать вывод, что за последние 15-20 лет половая структура православных существенно приблизилась к «нормальному» распределению, близкому к среднему по массиву (в 1992 г. мужчины составляли 29% православных респондентов). Возрастная структура православных соответствует среднему распределению по массиву. Городское население составляет 76% опрошенных православных, сельское — 24% (табл. 7).
Уровень образования у православных практически совпадает со средними данными по массиву. Таким образом, социально-демографические характеристики группы «православные» в основном совпадают со средними данными по массиву, за исключением гендерных групп, где доля женщин несколько превышает долю мужчин.
Религиозное поведение православных. В бессмертие души верят 55% православных, не верят — 21%, затруднились ответить — 23%.
Таблица 7
Структура типологических групп по социально-демографическим характеристикам
(% от числа опрошенных в группах)13*
Показатели Православные
Все В ПВ Н НВц «0» Неверующие Все опрошенные
Мужчины 40 29 29 44 56 71 70 46
Женщины 60 71 71 56 44 29 30 54
По возрасту
18-24 15 10 13 18 17 26 11 15
25-29 9 6,5 9 6,5 11,5 9,5 9 9
30-39 17 16 13,5 20 21 21 18 18
40-49 22 18 25,5 23 17 26 25 22
50-59 13 15 13 13 14 5 19 14
Старше 60 24 35 27 20 20 12 18 23
По образованию
Неполное среднее 10 12 10 9,5 9 2 12 10
Среднее 22 18 18 25,5 26 38 26 23
Ср. специальное 36 33 37 39,5 35 36 31 34
Высшее, незаконченное высшее 32 36 35 25,5 30 24 31 33
По месту жительства
Город 76 81 77 67 79 69 72 75
Село 24 19 23 33 21 31 28 25
(Условные обозначения: В — группа «воцерковленные», ПВ — «полувоцерковленные, Н — «начинающие», НВц — «невоцерков-ленные», «0» — «нулевая»).
Относительно регулярно посещают храм около 46% опрошенных, назвавших себя православными, раз в год — 16%, очень редко, не каждый год — 27%, никогда не были в храме — 8% (табл. 8)
Исповедуются и причащаются раз в месяц и чаще 2,3% опрошенных православных; несколько раз в год — 7,2%, раз в год обязательно — 8%, редко — раз в несколько лет — 23%, никогда не исповедовались
Таблица 8
Структура типологических групп по характеристикам образа жизни
(% от числа опрошенных в группах)14*
Показатели Православные
Все В ПВ Н НВц «0» Неверующие Все опрошенные
Посещение храма
Никогда не был 8 0 1 4 14 88 62 20
Реже, чем раз в год 27 3 6 26 80 - 26 28
Раз в год 16 4 4 67 - - 5 13
Несколько раз в год 34,5 16 89 - - - 2 26
Раз в месяц и чаще 12 76 - - - - 1 9
Затруднились ответить 2 1 0 2 6 12 4 3
Причащение
Никогда 54 21 46 60 75 98 88 60
Реже, чем раз в год 23 16 31 24 20 - 5 18
Раз в год 8 19,5 9 8,5 - - - 6
Несколько раз в год 7 24 9,5 - - - - 5
Раз в месяц и чаще 2 15 - - - - - 2
Затруднились ответить 5 3 5 7 5 2 7 6
Чтение Святого Евангелия
Никогда не читал 35 15 27 39 47 98 74 43
Читал когда-то давно 37 18 41 38 49 - 20 34
Читал недавно 13 18 18 19 - - 4 11
Читаю регулярно Евангелие 7 20 10 - - - 1 6
Регулярно читаю Евангелие и другие положенные тексты 4 26,5 - - - - 0 3
Затруднились ответить 4 2 4 4 4 2 1 3
Молитва
Не молюсь вообще 18 3 9,5 17 32 88 87 32
Молюсь, чаще своими молитвами 47 19 51 51 64 - 10 41
Молюсь преимущественно церковными молитвами 16 22 19 29 - - 1 12
Молюсь церковными молитвами почти каждый день 11 29 18 - - - 1 8
Читаю утреннее и вечернее правило 4 27 - - - - - 3
Затруднились ответить 3 0 3 4 4 12 1 3
Пост
Не соблюдаю постов 66 33 63 70 84 88 97 71
Иногда пощусь, но нерегулярно 20 24 25 19 15 - 2 15
Некоторые посты соблюдаю, другие нет 5,5 8 6,5 9 - - 0 4,5
Стараюсь соблюдать все большие посты 4 13 5 - - - - 3
Все посты, а также среду и пятницу 3 22 - - - - 0 2,5
Затруднились ответить 1 0 1 1 1 12 0 1
и не причащались — 54%. Таким образом, исповедуются и причащаются более или менее регулярно 17,5% православных.
С Евангелием знакомы 61% опрошенных, правда, из них регулярно читают Евангелие около 11%, не читали Евангелия 35% опрошенных православных.
Молятся церковными молитвами 31% опрошенных православных, в том числе читают утреннее и вечернее правило 4% и молятся церковными молитвами почти каждый день 11%; молятся своими молитвами 47%; не молятся вообще 18%.
В какой-то степени соблюдают посты 35% православных, не соблюдают постов 66%.
Таким образом, реальную связь с православной церковью можно обнаружить у 46% всех православных (по посещению храма) и около трети по показателю «молитва» (молятся церковными молитвами). Из пяти показателей воцерковленного образа жизни православные в большей степени отдают предпочтение посещению храма и молитве; все больше православных молятся церковными молитвами. Самыми слабыми показателями остаются исповедь и причастие, а также пост.
Рассмотрим динамику некоторых показателей религиозной жизни православных респондентов за последние 15 лет: посещение храма, исповедь и причастие, молитва, чтение Евангелия, пост (по данным Всероссийских исследований ФОМ 1992, 2000, 2002 и Всероссийских исследований ИСПИ РАН 2004 и 2006 гг.) (табл. 9-13).
Таблица 9
Распределение ответа на вопрос «Как часто вы обычно посещаете храм?»
(% от числа опрошенных православных)15*
Таблица 10
Распределение ответа на вопрос «Как часто вы обычно причащаетесь?»
(% от числа опрошенных православных)16*
Годы 1992 2000 2002 2004 2006
Показатели
Практически никогда не 57 63 64 54,5 54
причащаюсь
Причащаюсь реже одного 26 12 13 25 23
раза в год
Один-два раза в год 10 13 14 9 8
Несколько раз в год, но ре- 3 6 5 5 7
же, чем один раз в месяц
Раз в месяц и чаще 1 1 2 2 2
Затрудняюсь ответить 3 5 3 4 5
Таблица 11
Распределение ответа на вопрос «Какими молитвами вы молитесь?»
(% от числа опрошенных православных)17*
Годы Показатели 1992 2000 2002 2004 2006
Практически не молюсь никогда 52 35 34 22 18
Молюсь своими молитвами 32 34 32 49 47
Молюсь церковными молитвами 12 28 28 23 27
Читаю утреннее и вечернее правило - 1 3 3,5 4
Затрудняюсь ответить 4 2 2 3 3
Таблица 12
Распределение ответа на вопрос «Читаете ли вы Евангелие и другие тексты, положенные для чтения?»
(% от числа опрошенных православных)18*
Годы 1992 2000 2002 2004 2006
Показатели
Практически никогда не 21 18 23 9 8
был(а)
Бываю: реже одного раза в год 36 22 15 34,5 27
Один-два раза в год 20 27 29 15 16
Несколько раз в год, но реже 14 21 23 29 34,5
чем один раз в месяц
Раз в месяц и чаще 8 10 8 10 12
Затрудняюсь ответить, не 2 3 1 3 2
помню
Годы Показатели 1992 2000 2002 2004 2006
Никогда не читал 47 44 52 39 35
Читал когда-то давно 23 29 26 38 37
Читал недавно (или перечитывал) 11 19 17 10 13
Регулярно читаю только Евангелие 6 5 0 6,5 7
Регулярно читаю Евангелие и другие тексты - - 2 3 4
Затрудняюсь ответить 14 3 1 4 4
15* См: Чеснокова В.Ф. Тесным путем. М., 2005. С. 260.
16* т,
Т ам же.
17* Там же.
18* Там же.
Таблица 13
Распределение ответа на вопрос «Соблюдаете ли вы церковные посты?»
(% от числа опрошенных православных)19*
Приведенные данные свидетельствуют о том, что улучшилась ситуация с регулярным посещением храма, особенно увеличилось количество опрошенных православных, посещающих его несколько раз в год, но реже, чем раз в месяц. Количество посещающих храм раз в месяц и чаще возросло незначительно. Вместе с тем в 2,5 раза снизилась доля респондентов, никогда не бывавших в храме.
Что касается освоения церковной молитвы, то резко снизилось число немолящихся, а количество молящихся церковными молитвами выросло более чем в два раза. Правда, чтение утреннего и вечернего правила пока остается привычным для немногих православных.
Хуже обстоит дело с регулярно причащающимися и читающими Евангелие и другие тексты Священного Писания. Вряд ли здесь можно отметить большие успехи воцерковления, так как доля никогда не причащавшихся среди православных составляет 54%, скорее речь можно вести о медленном усвоении различных сторон церковного образа жизни. Одни стороны усваиваются легко и требуют меньше времени на привыкание, другие связаны с более трудным преодолением привычек доцерковного образа жизни.
В соответствии с методикой В.Ф. Чесноковой среди православных можно выделить пять групп по уровню воцерковленности: «воцерковленные» (В), «полувоцерковленные» (ПВ), «начинающие» (Н), «невоцерковленные» (НВц), «нулевая группа» (0).
Типологические группы по уровню воцерковленности
Группа «воцерковленные» (В). В эту группу входит 15,5% всех православных. В бессмертие души
верят 79% опрошенных, 76% — ходят в храм раз в месяц и чаще, причащаются раз в месяц и чаще 15%, несколько раз в год — 24%, не реже раза в год — 20%. Таким образом, регулярно причащаются 59% группы «воцерковленные». Хотя нужно отметить, что никогда не причащались 21% воцерковленных. Более или менее регулярно читают Евангелие около 64% группы. Молятся церковными молитвами 78% группы, из них 27% читают утреннее и вечернее правило, а 29% молятся церковными молитвами каждый день. Библия есть у 80% воцерковленных, у 58% есть Молитвослов, у трети, помимо вышеперечисленного, есть Псалтырь, акафисты и каноны.
Таким образом, «воцерковленные» православные — это группа с самыми сильными показателями воцерковленности. По социально-демографическим характеристикам она является одной из самых женских, самой пожилой (около половины группы — респонденты старше 50 лет) и самой образованной среди всех типологических групп. Отметим, что данные исследования 2006 г. представляют группу «воцерковленные» как более сбалансированную по возрастной структуре. В 2004 г. доля молодых возрастов в группе была практически в два раза ниже, чем в среднем по массиву. «Воцерковленные» — городская группа.
Группа «полувоцерковленные» (ПВ). В данную группу входит 36% опрошенных православных, она самая большая по численности из всех типологических групп. В этой группе 57% опрошенных верят в бессмертие души, не верят — 19%, затруднились ответить — 23%. Несколько раз в год храм посещают 89%, причащаются несколько раз в год 9,5% и еще 9% раз в год обязательно, никогда не причащались 46% группы. Более или менее регулярно читают Евангелие 28% группы, никогда не читали — 27%. Молятся церковными молитвами более 37% группы, из них молятся каждый день 18% опрошенных, своими молитвами молится около половины группы. В той или иной мере постятся 37% группы, 6% стараются держать все большие посты. У 70% группы есть Библия, у 43% — Молитвослов, у 11% — Псалтырь, акафисты и каноны.
Группа «полувоцерковленные» — женская, она одна из самых образованных по характеристике входящих в нее лиц. Доля молодых возрастов почти совпадает со средними данными по массиву. Следует заметить, что в исследовании 2004 г. это была самая женская группа (76% женщин).
~———^^^ Годы Показатели 2000 2002 2004 2006
Не соблюдаю посты 86 81 67 66
Иногда пощусь, но не регулярно - - 21 20
Некоторые посты соблюдаю, другие нет 10 10 5 5,5
Стараюсь соблюдать все большие посты 2 2 4 4
Все посты плюс среду и пятницу 1 - 2 3
Исследование 2006 г. показало, что доля мужчин в этой группе возросла до 29%. Треть этой группы составляют пенсионеры, в ней относительно много служащих.
Группа «начинающие» (Н) содержит в своем составе 21% православных — это третья по величине группа. Среди «начинающих» верят в бессмертие души 56%, не верят — 21%, затруднились ответить — 22%. По мировоззренческим характеристикам группа «начинающие» очень близка к группе «полувоцерковленные». Посещают храм примерно раз в год 67% респондентов, исповедуются и причащаются не реже раза в год — 9%, редко, раз в несколько лет — 24%, никогда не причащались 60% опрошенных. Читали или перечитывали Евангелие недавно — 19%, никогда не читали — 39%. Иногда молятся церковными молитвами — 29%, более половины молятся своими молитвами, 17% не молятся вообще. В какой-то мере соблюдают посты 29% группы начинающих, 70% постов не соблюдают. Библию имеют 62% опрошенных «начинающих», Молитвослов — 25%, у 7% есть Псалтырь, акафисты и каноны.
«Начинающие» — это группа с практически нормальным гендерным соотношением респондентов, с незначительным превышением доли возрастной группы 18-24-летних и несколько сниженной долей старших возрастов. В этой группе около 40% опрошенных со средним специальным образованием. Это самая сельская группа (около 33%). Группа Н показывает невысокие показатели воцерковленности, но по мировоззренческим позициям близка к группе ПВ. Кроме того, судя по ряду признаков (вера в бессмертие души, посещение храма, присутствие в группе причащающихся и молящихся, а также наличие религиозной литературы), можно констатировать определенный интерес к религиозной жизни.
Группа «невоцерковленные» (НВ). Социально-демографические характеристики группы. В составе группы 24% православных, она вторая по численности православная типологическая группа. В бессмертие души верят 41,5% респондентов, не верят — 26%. В группе «невоцерковленные» ходят в храм редко, не каждый год — 80%, никогда не были — 14%, редко причащаются — 20%, никогда не причащались — 75% опрошенных. Читали Евангелие когда-то давно — 49%, не читали вообще — 47%, иногда молятся своими молитвами 64%, а 32% не молятся вообще; 15% иногда постятся, а 84% — не постятся вообще. Библия есть у 55% опрошенных,
Молитвослов — у 19%, 5% имеют Псалтырь, акафисты и каноны.
Показатели воцерковленности у этой группы очень низкие, поэтому эта группа православных и называется невоцерковленной. Группа «невоцер-ковленные» — одна из самых сбалансированных по половой структуре — с некоторым преобладанием мужчин, с близким к среднему возрастным распределением, с небольшим повышением доли молодых возрастов и сниженной долей возрастной группы 40-49 лет.
«Нулевая»группа («0») — самая маленькая среди всех типологических групп. В ней насчитывается всего 3,5% православных. Она характеризуется тем, что у людей, верящих в Бога и называющих себя православными, нулевые показатели по индексу воцерковленности, они никогда не ходили в храм, не причащались, не читали Евангелие, не молились и не постились. Поскольку «Нулевая» группа численно мала, то делать какие-то статистически достоверные выводы затруднительно. Это самая мужская группа (71%), самая молодая, одна из самых сельских и наименее образованных групп.
Верят в бессмертие души 29%, не верят — 43%, затруднились ответить — 26%. Это единственная группа из всех типологических православных групп, в которой в бессмертие души не верит большинство респондентов.
Группа «Неверующие». Неверующие составляют 16% опрошенных. В бессмертие души верят 13% группы, не верят — 75%, затруднились ответить — 12%. Посещают храм не реже раза в год около 8% «неверующих», никогда не были в храме — 62% опрошенных. Исповедовались около 5% «неверующих», с Евангелием знакомы около четверти опрошенных, никогда не читали — 74%. Иногда молятся своими молитвами около 10% респондентов, иногда постятся около 3% «неверующих». Библия есть у 33% опрошенных, у 6% есть Молитвослов.
Таким образом, хотя респонденты и идентифицируют себя с «неверующими», но определенная часть группы участвует в культовой деятельности. Это мужская группа со сниженной долей самой молодой и самой пожилой возрастных групп и относительно высокой долей возрастных групп 40-49 и 50-59 лет. Удельный вес респондентов с высшим образованием несколько снижен.
Согласно данным исследования 2006 г. по всему массиву «воцерковленные» составили 10%, «полуво-церковленные» — 24%, «начинающие» — 14%, «не-
воцерковленные» — 16%, «нулевая группа» — 2%. Среди православных воцерковленные составляют 15,5%, полувоцерковленные — 36%, начинающие — 21%, невоцерковленные — 24%, «нулевая» — 3,5%.
Сопоставление данных по группам воцерковлен-ности с данными ФОМ в разные годы и Всероссийского опроса 2004 г. (табл. 14). При этом следует иметь в виду, что после 1992 г. были ужесточены критерии включения в самую «сильную» группу «воцерковленных».
Таблица 14
Сравнение групп, заданных по уровню воцерковленности
(удельный вес в массиве православных в %)20*
Как видно из табл. 14, изменения произошли в наполняемости групп. По данным исследования 2006 г. самой большой группой стали «полувоцерковленные» респонденты (36%). Следует также отметить некоторое увеличение доли «во-церковленных». Это свидетельствует о том, что православные постепенно воцерковляются, однако не стоит переоценивать результаты процесса воцерковления. Если группа «воцерковленные» действительно демонстрирует усвоение нескольких элементов церковной жизни: высока доля посещающих храмы раз в месяц и чаще, причащаются более менее регулярно около 60% респондентов, молятся церковными молитвами более 70%, то с группой «полувоцерковленные» дело обстоит иначе. Группа «полувоцерковленные» сформирована в значительной степени респондентами, которые из элементов церковной жизни выбрали для себя лишь один или два — это, прежде всего, посещение храма несколько раз в год (89%) и церковная молитва (около 40%). Причащающихся более или менее регулярно среди «полувоцерковленных» около 20% и более трети респондентов этой группы причащаются реже раза в год. Это свидетельствует о том, что важнейший элемент религиозного сознания и поведения пока не слишком освоен большинством «полувоцерковленных».
20* Там же. С. 242.
В наиболее воцерковленной группе преобладают пожилые женщины, но все же мужчины составляют треть группы. Если сравнивать результаты исследования 2006 г. с данными всероссийских исследований ФОМ по методике В.Ф. Чесноковой, то можно констатировать, что доля мужчин в группе «воцерковленные» существенно возросла.
Такая же тенденция отмечается в группе «полувоцерковленные».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в церковь начали возвращаться мужчины, которые все более вовлекаются в религиозную жизнь, но значительная их часть в основном пока на словах относит себя к православной традиции. В группе «полувоцерковленные» возрастной состав приближается к среднему по массиву распределению. Это свидетельствует о том, что в религиозную жизнь активно вовлекаются молодые и средние возрастные группы. Также следует отметить, что в «воцер-ковленной» и «полувоцерковленной» группах доля респондентов с высшим образованием — самая высокая среди всех типологических групп, вместе с тем в «воцерковленной» группе выше среднего и доля опрошенных с неполным средним образованием. «Воцерковленные» и «полувоцерковленные» являются городскими группами. Можно предположить, что процесс воцерковления более активно идет в городе, чем в селе.
Группа «невоцерковленные» была в 2004 г. самой большой среди всех типологических групп (33% православных респондентов). Но по данным 2006 г. доля православных респондентов, попавших в эту группу, снизилась до 24%. Можно предположить, что произошел отток респондентов в более сильные группы («полувоцерковленные» и «начинающие»), поскольку их численность возросла. К невоцерковленным православным в целом относятся респонденты из «невоцерковленной», а также из «нулевой» группы, которую в свое время В.Ф. Чеснокова выделила как интересный феномен православных только по культурной самоидентификации. В целом невоцерковленные составляют около трети православных. Численность «нулевой» группы с каждым годом снижается, поскольку становится все труднее идентифицировать себя как православного верующего и ни разу в жизни не посетить храм, не прочитать Евангелие и никогда не молиться.
Годы Группы 1992 2000 2002 2004 2006
Воцерковленные 18,7 11,5 12 13 15,5
Полувоцерковленные 27 26,5 27,2 31 36
Начинающие 20,2 30,5 32,5 19,5 21
Невоцерковленные 26,6 24 16,8 33 24
Нулевая 7,5 7,8 11,5 4 3,5
Ввиду малочисленности группы в последующих исследованиях целесообразно отказаться от выделения этой типологической группы. Невоцер-ковленные в целом — это группа с преобладанием мужчин, с относительно высокой долей молодых возрастов и со сниженной долей старших возрастных групп. Для невоцерковленных респондентов православие — это в большей степени культурная самоидентификация.
Таким образом, анализ исследований религиозности населения, проведенных ФОМ и сектором социологии религии ИСПИ РАН, выявляет следующие тенденции.
1. Православие — одно из базисных оснований самоидентификации (65% россиян, 73% русских). При этом часть неверующих респондентов и «верящих не в Бога, а в другие сверхъестественные силы» также идентифицируют себя как православных. И если говорить о культурной самоидентификации респондентов, то с православной культурой себя идентифицируют более 70% всех опрошенных. Доверяют Церкви как общественному институту 51% всех опрошенных, не доверяют — 24%. Это один из самых высоких показателей доверия среди всех социальных институтов.
2. Анализ динамики религиозности населения России в течение последних 15-20 лет позволяет выделить три этапа в этом процессе: 1989-1995 (по другим данным 1993) — быстрый рост уровня религиозности; 1996-2004 — медленный рост; с 2004 г. — стабилизация уровня религиозности.
3. Рост доли православных стабилизировался на уровне 65%, а доля «неверующих» и «верящих не в Бога, а в сверхъестественные силы» прекратила снижение. Таким образом, можно говорить о стабилизации процесса изменения религиозного мировоззрения россиян.
4. В то же время идет медленный процесс во-церковления респондентов, относящих себя к православным. За последние 15 лет православные чаще стали посещать храмы, молиться церковными молитвами и более регулярно читать Евангелие. Происходит медленное улучшение качественных характеристик православных. Среди православных несколько повысилась доля мужчин, и гендерное распределение приближается к нормальному. Увеличилась доля воцерковленных и полуво-церковленных респондентов. Воцерковленные и полувоцерковленные представлены преимущественно женскими группами, но доля мужчин здесь составляет около 30%. Вопреки установившимся стереотипам это самые образованные группы по массиву в целом и самые городские.
Вместе с тем отмеченные выше тенденции не свидетельствуют о том, что россияне в массовом порядке стали руководствоваться религиозными ценностями в повседневной жизни. Скорее можно отметить, что россияне начали возвращаться в Церковь. Важнейшие показатели воцерковленного образа жизни — исповедь и причастие — остаются низкими. Пока для значительной части россиян во-церковление носит лишь поверхностный характер.
© Синелина Ю.Ю., 2009