Научная статья на тему 'Базовые концепции формирования интеграционных процессов'

Базовые концепции формирования интеграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханиев Р. Р.

Рассмотрим процесс интеграции с помощью различных подходов: с точки зрения экономической теории, менеджмента, стратегического менеджмента, корпоративного управления, законодательных источников. В экономической теории нет единства мнений по трактовке данного термина. Приведем некоторые из них. По мнению Е.М. Коростышевской, экономическая интеграция это особая сложная форма обобществления труда и производства, качественно новая объединяющая структура с общей целевой функцией, возникающая на современном этапе производительных сил, которые в условиях новой информационной волны НТР характеризуются все более активным применением науки [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовые концепции формирования интеграционных процессов»

обходимости корректировать приоритетные направления в экономическом развитии региона, выявлять точки роста и декларировать эти приоритеты для различных секторов экономики.

8. Оценка социально-экономического потенциала территории, определение стратегических инициатив, проектов и программ, имеющих доминантное значение для устойчивого развития региона.

Формируемая таким образом инвестиционная стратегия региона должна позволяет реализовать принципы адаптационного (приспособление к рыночным реалиям, глобализации в экономике и др.) и инновационного аспектов, а ее основой призвана стать система структурных приоритетов, включая общеэкономические и инновационные. Иными словами, развитие инвестиционной сферы региона может быть обеспечено направленностью воздействий органов управления на разных уровнях иерархии экономики на активизацию её инвестиционного и инновационного потенциала посредством применения новых современных принципов и механизмов управления в сопряжении с созданием экономических предпосылок активи- ^ зации деятельности конкретных субъектов-носителей потенциала посредством налоговых, ^ финансовых, бюджетных и иных льгот, активизации инвестиционных процессов в контексте [] формирования благоприятного инвестиционного климата территории, использования адек- ® ватных современному состоянию инновационного комплекса конкретного региона и мезо-экономическим реалиям технологий и форм инвестирования инновационной деятельности в ^ рамках единого информационного пространства территории. И

ЛИТЕРАТУРА ^

1. Летаева Т.В. Регулирование территориального инновационного развития (на примере о закрытых административно-территориальных образований). Автореф. на соиск. уч. ст.

онной деятельность в регионе: теория и практика. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006.

Ь

к.э.н. - Екатеринбург, 2005 г. 2. Лунева Я.Е. Модернизационные императивы развития механизма управления инноваци- □

Ш

3. Самостроенко Г.М. Потенциал стратегии развития региона // Инновации. 2003. № 9. О

о

I—

ф

I—

s

- о

ХАНИЕВ Р.Р. ®

БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ >

о

ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

- I

ф

со

I—

Рассмотрим процесс интеграции с помощью различных подходов: с точки зрения экономической теории, менеджмента, стратегического менеджмента, корпоративного управления, ^

законодательных источников. о

0

1_

0

1_

о о

структура с общей целевой функцией, возникающая на современном этапе производитель- о

о о о.

В экономической теории нет единства мнений по трактовке данного термина. Приведем некоторые из них. По мнению Е.М. Коростышевской, экономическая интеграция - это особая сложная форма обобществления труда и производства, качественно новая объединяющая

ных сил, которые в условиях новой информационной волны НТР характеризуются все более активным применением науки [3].

Мы также можем согласиться с ее мнением о том, что интеграция как экономическое яв- |

ление зародилась в середине XIX в., а как сформировавшийся процесс существует лишь со о

второй половины ХХ в. Обобществление же - процесс всеобщий, характерный для всех спосо- т

бов производства, всех цивилизаций. В современных условиях обобществление не сводится §

только к интеграции, хотя она, безусловно, имеет всевозрастающее значение. ^

Г.Р. Марголит считает, что «один из элементов обобществления - процесс концентрации, 1

реализуемый не путем внутреннего развития (накопления), а путем соединения уже сущес- о

I

твующего производства и капитала (централизации), во многом близок понятию «экономи- о ческая интеграция» [4]. 0)

Термин «интеграция» означает «состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию». Можно выделить основные аспекты интеграции: 1) аспект динамики, характеризующий процесс, действие; 2) аспект статики, характеризующий результат этого процесса.

Очевидно, что первый аспект предшествует и определяет второй. Соответственно, экономическая интеграция раскладывается на два элемента: динамика, т.е. реализация процессов образования хозяйственных объединений, и статика, т.е. функционирование этих объединений. Однако в данной работе не анализируются и даже не рассматриваются такие понятия, как кооперация, специализация, концентрация, комбинирование.

Более глубокое изучение интеграции представлено в работе Е.Ф. Герштейна: «Интеграция в экономике проявляется в развитии взаимодействий между ее элементами при производстве, распределении, обмене и потреблении, появлении новых форм взаимодействий, возрастании целостных свойств систем». В работе также проанализированы такие катего-^ рии, как обобществление, кооперация, концентрация, специализация. Сущность интеграции, _л по его мнению, проявляется через:

□ 1. Установление связей между ранее разрозненными предприятиями - элементами ® системы.

2. Углубление, усиление, придание систематического характера существующим связям. ^ 3. Увеличение количества связей и установление новых.

4. Появление новых интегративных (целостных) свойств в системе, согласование связей ^ между предприятиями, изменение структуры системы [2].

;> Установлению связей между ранее разрозненными элементами экономической системы как начальному этапу интеграции как раз и соответствует кооперация. Можно назвать эту кооперацию первичной, так как многие установленные связи будут несистематическими: непостоянными, складываться под воздействием случайных факторов.

□ Развитие связей через их углубление, усиление, приобретение систематического харак-^ тера реализуется в двух направлениях. Во-первых, как углубление кооперированных связей; О во-вторых, как повышение уровня концентрации производства. Углубление кооперации тес-0 но связано с повышением уровня специализации, развитием ее одно-, двухстадийных форм. ш При этом кооперационные связи все в большей степени касаются продуктов отдельных ста-

0 дий процесса - в машиностроении, например, заготовок, других изделий общемашинострои-ф тельного применения.

§ Установление новых связей между элементами системы осуществляется в основном как > следствие диверсификации производства. Заметим, что развитие современного промыш-5 ленного, в частности, машиностроительного, производства свидетельствует о глобализации

1 стратегии диверсификации, понимаемой не только как простое расширение номенклатуры т выпускаемой продукции, но и как создание новых интегрированных производственно-хо-££ зяйственных комплексов. Исходя из опыта корпораций США, М.В. Степанов указывает, что ^ диверсификация в 80-х годах направлена на сопряженность, взаимодействие отдельных зве-о ньев системы в рамках единой целевой функции организации, интегрированности всех об-

2 ластейдеятельности.

2 Новые связи устанавливаются также и по линии диверсификации всей хозяйственной де-^ ятельности компаний - производимой продукции, стадий ее жизненного цикла (НИОКР, сбыт, о сервисное обслуживание), финансовых операций, маркетинга и др. Это связано, главным обо разом, с тремя аспектами: попытками обеспечить лидерство в сфере НТП; в продвижении ^ продукции на рынок; со стремлением облегчить доступ к заемным средствам, разнообразить | пути реинвестирования прибылей.

о Четвертая форма интеграции - появление новых (целостных) свойств в системе, согласи сование различных связей между предприятиями, когда изменение структуры системы про-

§ является как совокупный результат кооперации, концентрации, диверсификации. В отличие о от дифференциации, формы интеграции производства не столь однозначно соответствуют

выделенным общим видам интеграционных процессов. о Дифференциация предполагает обособленность, расчлененность, отличие; более или менее о выпукло, особо, отлично друг от друга выступают ее формы и в промышленности (отраслевая 00 дифференциация, специализация, деконцентрация, диверсификация). Выделение отдельных

звеньев интеграции, означающей повышение связности, взаимозависимости, напротив, затруднено, ибо они, связывая обособленные элементы, сами взаимодействуют, переплетаются. Таким образом, кооперация, концентрация, диверсификация, по отдельности соответствуя выделенным общим формам интеграции, характеризуют каждую из этих форм и в совокупности. Взаимоотношения в таких интегрированных комплексах, помимо связей по производству продукции, охватывают большое число взаимосвязей в области НИОКР, маркетинга, финансов и пр.

Четвертая форма проявления интеграции признается не раскрытой. Таким образом, делая вывод по вышеперечисленным категориям, необходимо определить, что экономическая интеграция - это особая сложная форма обобществления труда и производства, качественно новая объединяющая структура с общей целевой функцией.

Следующий подход разрабатывался теоретиками менеджмента. Особое место управления в рыночной экономике обусловлено его ролью - именно оно должно обеспечить связанность экономических (и всех других) процессов на предприятии. Анализ опыта развитых стран показывает, что переход от узкой специализации к интеграции проявляется в содержании ^ управленческой деятельности. Усложнение технологической составляющей производства, ^ структуры целей порождает разнообразие «стыков» при решении задач управления. Каждый [] стык - потенциальный источник управленческих ситуаций, требующих интеграции всех эле- ® ментов системы. Для того чтобы использовать преимущества специализации деятельности в организации (разделение труда), нужна эффективная интеграция организации. ^

Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсис- И тем) организации для достижения ее целей и задач. В экономике в последнее время развива- ^ ется экономическая интеграция как регулируемый процесс проведения согласованной меж- ;> государственной экономической политики, базирующейся на разделении труда, развитии о производственного и научно-технического сотрудничества, кооперации, взаимовыгодных торгово-экономических и валютно-финансовых связях и направленной на формирование современной высокоэффективной структуры национальных хозяйств. □

Термин «интеграция» к управлению предприятием применялся редко и подменялся по- ^ нятием «системный подход», в котором система рассматривается как целостное образование О [6, 8]. Применение системного подхода в организациях, к сожалению, чаще всего относилось 0 к статике, к построению структуры и функций организации. Использование концепции сис- Ей тем как бы предполагало, что достаточно единожды определить границы, элементы и связи § системы, чтобы они постоянно присутствовали в процессе функционирования предприятия. ^ Однако реальная практика показала, что просто констатации наличия системы, единства ор- § ганизации мало, нужны подходы, механизмы реального объединения всех элементов пред- > приятия в единую систему. п

0

1 I

ф

Постепенно к менеджерам пришло понимание того, что одного системного подхода для эффективного, сильного менеджмента недостаточно, и необходимо внедрять и интеграционные процессы. Одними из первых (применительно к расширению функций руководства) за о необходимость применения в управлении фирмами интеграционных подходов высказались о американские специалисты М.Х. Мескон, А. Альберт, Ф. Хедоури, швейцарец Х. Грютер.

В данном подходе выделяется внешняя экономическая интеграция на уровне государств £5 и интеграция внутренняя - внутри предприятия. £5 В стратегическом менеджменте процесс интеграции изучается в рамках проблемы дивер- ^ сификации. Известный теоретик в области стратегического менеджмента И. Ансофф говорит § о проблеме диверсификации следующим образом: «До 1950-х годов такого понятия, как стра- о тегическая прерывность, равно как и потребности в его предсказании, вообще не существо- совало. В результате проблема непрерывности то возникала, то пропадала. Крупные изменения | во внешней среде вынуждали компании, как правило, со значительным опозданием обращать о внимание на необходимость изменения стратегии. После того как переориентация компании ® завершалась, в центре внимания менеджмента вновь оказывались оперативные вопросы использования потенциала новой стратегической позиции, и так до тех пор, пока в среде вновь о не происходили значительные изменения» [1]. ^ А. Чандлер показал, что необходимость в стратегических изменениях чаще всего осозна- ^ ется после значительного падения объема продаж или уровня доходов, при обострении кон- § куренции, продолжительной неспособности достичь целевой прибыли. К сожалению, итог ^

учебы на своих ошибках оказывается весьма печальным - когда компания осознает стоящие перед нею проблемы, она уже слишком слаба, чтобы справиться с ними. Проблема эта сложна еще и потому, что ее симптомы, как правило, не очевидны. Для того чтобы понять, что проблема носит стратегический характер, необходимо провести глубокий анализ ситуации и одновременно найти решения оперативных (сокращение потерь) и административных (реорганизация) задач.

В XX в. многие компании не могли позволить себе «роскошь», отношения к стратегическим проблемам как к единовременным, не могли ограничиться только укреплением своих стратегических позиций и возвращением к оперативным и административным вопросам. Постоянные изменения в технологиях, динамичность структуры глобальных рынков и насыщение спросов в основных отраслях - все это привело к резкому сокращению периода цикла стратегия - операции - стратегия.

Многие компании обнаружили, что представить традиционному рынку сбыта новую тех-^ нологию гораздо труднее, чем уйти с этого рынка в какой-то другой. Именно это и произошло j] с ведущими производителями вакуумных ламп, которые стали в лучшем случае слабыми кон-u курентами в производстве усилителей и начали искать возможности для перехода в другие j области бизнеса.

Еще одним стимулом для изменения бизнес-портфеля стало существовавшее в некото-^ рых фирмах желание расширить деятельность за пределы исторического бизнеса компании. Z Путь к новым горизонтам принял две различные формы. Одной из них стала интернациона-Lf) лизация, другой - диверсификация.

;> Б. Карлоф отмечает, что идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была модной в конце 1960-х - начале 1970-х годов, затем на смену ей пришли взгляды о необходимости концентрации усилий на основных сферах бизнеса. Причиной тому послужили процессы глоба-^ лизации производства и другие явления, связанные с эффектом экономии на масштабе произ-□ водства. В последнее время диверсификации снова стали придавать первостепенное значение. ^ Вызвано это существованием фирм, «которые располагают большими объемами капиталов, полу-О чаемых в основных сферах бизнеса, а поскольку возможности дальнейшей экспансии в них весь-D ма ограничены, диверсификация представляется наиболее подходящим путем для инвестиции ш капиталов и уменьшения степени риска». Но теперь говорят о необходимости рационального

0 характера диверсификации, предполагая, что в первую очередь для предприятия важно выявить ф направления, которые будут способствовать преодолению его слабых сторон.

s Итак, диверсификация (от лат. Diversificatio - изменение, разнообразие) - это распро-> странение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента про-

5 изводимых изделий, видов предоставляемых услуг, географической сферы деятельности и

1 т.д.). В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий m в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости ££ от основной их деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в ^ сложные многоотраслевые комплексы, или конгломераты.

о Разделяют связанную и несвязанную (конгломератную) диверсификацию, которую иног-

2 да называют латеральной (лат. lateralis - боковой). В свою очередь, связанная диверсифика-2 ция может быть вертикальной или горизонтальной. Основным критерием определения типа g диверсификации является принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются о предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии объедине-о ние происходит без производственной общности предприятий [5].

^ Что касается английских теоретиков стратегического менеджмента, то они рассматрива-| ют процесс интеграции через внутренний и внешний механизмы роста. Кроме того, они выде-о ляют процессы слияния, поглощения, присоединения (Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон

6 и др.). Внутренний рост - самый простой механизм роста компании. Большинство компаний 's используют внутренний рост как основной метод роста, и популярность его очевидна. Главен ной характеристикой внутреннего роста является реинвестирование доходов предыдущих ^ лет в существующий бизнес. В связи с увеличением производственных мощностей (скажем, о за счет расширения своих территорий или увеличения числа машин) компания вынуждена о нанимать больше работников, чтобы справиться с возросшим спросом. Действуя таким обра-00 зом, компания увеличивает товарооборот и балансовую стоимость своего бизнеса.

ш

Внутренний рост типичен для ранних стадий корпоративного развития, когда компании развивают рынки и новые товары. Однако крупные компании могут использовать внутренний рост наряду с внешним для усиления своей позиции на рынке. Примером внутреннего роста может быть открытие новой торговой точки в супермаркете. Доходы предыдущих лет направляются на развитие, и компания выигрывает как от увеличения доли рынка, так и от повышения торгового оборота. Преимуществом внутреннего развития является более низкая степень риска, чем при внешнем развитии. В связи с тем, что увеличение производственных мощностей находится под контролем менеджеров, устраняются риски, связанные с ведением дел с другими компаниями. Максимально используются знания и опыт внутри компании.

В то же время внутренний рост является более медленным механизмом по сравнению с внешним. Развитие новой компании происходит быстрее посредством внешнего роста, чем при использовании внутренних механизмов, когда рост компании происходит постепенно.

Внешние механизмы роста - слияние и поглощение. При добровольном слиянии акционеры компании объединяются на добровольной основе и делят ресурсы образованной укрупненной компании, становясь акционерами новой организации. Поглощение - это ^ «неравный брак», когда одна компания приобретает другую. При такой сделке акционеры [] поглощаемой компании не являются владельцами укрупненной организации. Акции ма- ® лой компании скупаются более крупной компанией. Присоединение - это еще один способ приобретения одной компанией другой с той лишь разницей, что приобретающая компа- ^ ния выступает в роли захватчика. В этом случае используется термин «принудительное И поглощение». Поглощающая фирма становится юридическим лицом, а поглощаемая ликвидируется, передав первой все имущество, обязательства, долги. Независимо от того, какой тип укрупнения компании выбран, в результате появляется более крупная и финансово о более мощная компания. Для описания этого механизма роста используется более общий термин «интеграция», «объединение» [7].

Корпоративное управление определяет интеграцию как последующий этап развития □ диверсификации, концентрации, специализации и кооперации производств. Процессы ди- ^ версификации, а также потребность в финансовых ресурсах, информационной, правовой, О транспортной и другой инфраструктуре привели к значительной интеграции производств. 0 В частности, интеграция агропромышленного производства подразумевает более тесное со- Ей трудничество и кооперацию предприятий АПК, углубление взаимодействия, развитие связей § между предприятиями вплоть до объединения экономических субъектов. Экономическая ин- ^ теграция - это основа создания и функционирования корпораций. Она может иметь место на § уровне регионов, отраслей, межотраслевых объединений, в национальных масштабах и за их > пределами. Интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-техноло- 2 гических связей, в совместном использовании ресурсов, в объединении капиталов. ^

Наибольший интерес для корпоративного управления представляет управление крупной $ интегрированной структурой. В основе специфики менеджмента крупной интегрированной о структуры лежит следующее обстоятельство. С одной стороны, ее образование и функциони- о рование является продуктами систем управления образующих объединение организаций, а с другой - она сама является источником управленческого воздействия на эти составляющие, £5 то есть обладает собственной системой управления. £5

По нашему мнению, интеграция в экономике выражается взаимодействием между ее ^ структурными элементами при снабжении материальными ресурсами, производстве матери- § альных благ их распределении и сервисным обслуживанием потребителей. Функциональ- о ность данной структуры требует интеграции всех элементов системы.

Т.о. интеграция - это углубление, усиление взаимодействия, взаимосвязей и сотрудничества субъектов хозяйствования или управления с целью более полного использования каждым субъектом своих эксклюзивных конкурентных преимуществ во благо всех субъектов, получения синергетического эффекта.

о.

о

ЛИТЕРАТУРА |

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 2000. С. 183. ^

2. Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика раз- § вития: Дис... д.э.н. 08.00.05. - Минск, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.