11.4. БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ НЕГАТИВНЫЕ АНАЛОГИ В ФОРМЕ ДИСФУНКЦИЙ
Афонин С. Е., соискатель, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»
г. Москва
Матненко Н. Н., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»
г. Москва
Палий В. Ф., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»
г. Москва
apm-msiu@yandex. ru
Аннотация: в статье сформулированы основополагающие функции управления организациями всех видов и уровней, задействованными в экономической сфере, и охарактеризованы наиболее важные дисфункции в
отношении каждой функции в отдельности.
Ключевые слова: функция, дисфункция, управление, экономика.
BASE FUNCTIONS OF MANAGEMENT AND THEIR NEGATIVE ANALOGS IN THE FORM OF DYSFUNCTIONS
Afonin S. E., Post-graduate of FSBEA HPE «MSIU»
Matnenko N. N., Candidate of Economics, Assistant of Professor. Department of Economy and Production management, FSBEA HPE «MSIU»
Palii V. F., Doctor of Economics, Professor, FSBEA HPE «MSIU»
apm-msiu@yandex. ru
Annotation: in article basic functions of management by the organizations of all kinds and the levels, involved in economic sphere are formulated, and the most important dysfunctions concerning each function separately are characterized.
Keywords: function, dysfunction, management, economy.
Различные авторы далеко не однозначно трактуют функции управления, что связано с принадлежностью к различным школам управления. Причем во многих публикациях функции управления рассматриваются по существу их содержания, но сами по себе функции не получают каких-либо наименований. Соответственно отсутствуют их краткие определения. Обычно в публикациях по управлению выделяются одни функции и остаются в тени другие. Большую роль играет и уровень управления, характер объекта управленческих воздействий - одно дело управление народным хозяйством страны, другое - крупной корпорацией, третье - отдельно взятым предприятием. Тем не менее, управлению экономическими системами всех уровней объективно присущи базовые функции, которым соответствуют определенные негативные аналоги в форме дисфункций.
В связи с вышеизложенным, можно выделить следующие базовые функции управления совместно с их негативными аналогами в форме дисфункций.
Мировоззренчески-ценностная функция, связанная с тем, что всякое управление, включая и управление экономикой и задействованными в ней организациями
базируются так или иначе на том или ином мировоззрении и обусловленной им иерархии ценностей и ценностных предпочтений.
Формирование мировоззренчески-ценностной
функции управления, безусловно, выходит за чисто экономические рамки. Однако, это не означает, что данная функция не должна быть предметом как экономической науки, так и хозяйственной практики. Ведь экономическая наука изучает экономические отношения людей в процессе их экономической деятельности, а эти отношения, как и мотивация и алгоритмы охватываемой ими деятельности, определяются, прежде всего, мировоззренчески-ценностных установками людей.
Применительно к отдельно взятой организации осуществление мировоззренчески-ценностной
функции управления имеет принципиально важное значение, позволяя, с одной стороны, сформировать на фундаменте разделяемого управляющими и управляемыми принципа справедливости, а с другой -объединить усилия коллектива на осуществлении деятельности, определяемой философией данной организации.
Универсальная формула основ формирования мировоззренческой функции управления, в ее интерпретации применительно к управлению экономическими системами всех уровней, позволяет выделить, определить и классифицировать элементы, в связи с которыми возникает дисфункциональный сбой в осуществлении данной функции.
Дисфункции по способам реализации мировоззренчески-ценностной функции:
а) закрытость интуитивного восприятия;
б) искажение интуитивного восприятия;
в) доминирование стихии в принятии мировоззренчески-ценностных установок;
г) деформация самопроизвольности в выработке и принятии этих установок, порождаемая как негативной мотивацией самопроизвольных действий, так и оторванным от реальности волюнтаризмом;
д) внешние воздействия на формирование
мировоззренчески-ценностных установок,
характеризуемые либо как стихийно негативные, либо как в борьбе с противником.
Деформация в связи с колебаниями между положительным и негативным полюсами в осуществлении мировоззренчески-ценностной функции:
а) удаление об полюса благоденствия индивида и общества в связи с чем уменьшается синергетическое усиление процесса прогрессивного развития;
б) приближение к полюсу бедствования индивида и общества, в связи с чем синергетически усиливается деградационный тренд развития;
Дисфункции в связи с отходом от базирования деятельности на фундаменте нравственности:
а) игнорирование, замутнение или искажение осознания глубинных основ бытия;
б) отсутствие внутреннего преображения и невосприимчивость сознания индивида к голосу совести;
в) вырождение религиозных импульсов в фанатизм, в том числе манипулируемый корыстными мотивами, включая и политические;
г) отрыв науки от духовно-нравственных начал;
д) нарушение баланса между интравертностью и экстравертностью в науке, с нарастающим доминированием экстравертности.
Афонин С.Е., Матненко Н.Н., Палий В.Ф.
БАЗОВЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ НЕГАТИВНЫЕ АНАЛОГИ В ФОРМЕ ДИСФУНКЦИЙ
Дисфункции в связи со способами реализации мировоззренчески-ценностной функции:
а) просчеты и нестыковки в способах реализации функции;
б) ослабление вплоть до затухания генерирования мировоззренчески-ценностных установок;
в) деформации в генерировании этих установок;
г) некомпетентный или злонамеренный выбор из состава имеющихся мировоззренчески-ценностных установок;
д) неадекватная адаптация к конкретным условиям данных установок.
Дисфункции в связи с ненадлежащим видом мировоззренчески-ценностной функции:
а) отсутствие или недостаточность системности мировоззренчески-ценностных установок;
б) фрагментарность этих установок;
в) смешение ущербной системности и фрагментраности общей совокупности данных установок, при явном преобладании фрагментарности.
Дисфункции в связи с альтернативными подходами к противоречиям мировоззренчески-ценностной
функции:
а) отрицание источника развития, присутствующего в противоречиях;
б) отсутствие или явная слабость гармонизации имеющихся противоречий;
в) игнорирование необходимости объединения
противоречит мировоззренчески-ценностных
установок в единую систему при отсутствии балансирования внутренних и внешних противоречий;
г) неуправляемое разрастание противоречий с обострением их антагонизма;
д) управляемое извне разрастание противоречий с обострением их антагонизма в качестве инструмента воздействия на противника (или конкурента).
Дисфункции в связи с мировоззренчески-ценностной функцией в целом:
а) недостаточность, замедленность, слабость
положительных процессов формирования
мировоззренчески-ценностных установок;
б) нарастание негативных процессов формирования данных установок.
Противодействие дисфункции мировоззренчески-ценностной функции управления необходимо осуществлять по двум направлениям одновременно:
Направление 1 - максимизация положительных процессов формирования мировоззренчески-ценностных установок
Направление 2 - минимизация негативных
процессов формирования этих установок.
На основе мировоззренчески-ценностной функции управления задействуется функция целеполагания.
Очевидно, что как субъект, так и объект управления должны служить определенным целям, которые необходимо должным образом сформировать. Такое формирование базируется на тех или иных мировоззренчески-ценностных установках, которые предварительно должны быть сформированы, что относится к рассмотренной выше мировоззренчески-ценностной функции.
Наиболее характерные проявления дисфункции целеполагания следующие.
1. Разрыв слова и дела в целеполагании, когда провозглашаются, в том числе и, сопровождаясь
соответствующим правовым оформлением, одни цели, а на деле преследуются совсем другие.
2. Подмена целей - выражается в замене одних целей экономической системы того или иного вида и уровня, выражающих ее миссию на другие, которым соответствует совсем другая миссия.
3. Нереальность целей, которые ставятся в развитии экономической системы.
4. Нарушение приоритетности в целеполагании. Такая дисфункциональность способна значительно затормозить прогрессивное развитие экономической системы любого уровня и даже повернуть его вспять.
5. Отсутствие необходимой последовательности в постановке и достижении целей экономической системы того или иного вида и уровня крайне негативно сказывается на функционировании и развитии системы.
6. Противоречивость целей, их несогласованность проецируется на всю деятельность экономической системы, вынуждая ее функционировать и развиваться в направлениях, не сочетаемых между собой, что приводит к крайне неэффективному использованию ресурсов всех видов, задействованных в такой разбалансированной по своим целевым установкам системы.
7. Двойные стандарты в целеполагании макроэкономических систем наносят огромный ущерб развитию многих стран мира.
Информационно-аналитическая функция.
Управление экономической системой любого вида и уровня должно базироваться на необходимом информационно-аналитическом обеспечении,
охватывающем все стороны деятельности субъекта и объекта управления, а также ситуации и динамики внешней среды.
Наиболее характерные дисфункции в связи с выполнением информационно-аналитической функции управления:
- недостаточная компетентность специалистов, осуществляющих информационно-аналитическую деятельность;
- недоработанность, фрагментарность методологии и методики информационно-аналитической деятельности;
- ошибки, допускаемые аналитиками;
- ограниченность доступа к необходимой информации, ее недостаточность или отсутствие;
- слабость информационно-аналитических служб, не способных охватить и качественно переработать весь массив необходимой информации;
- распространяемая конкурентами (противников) дезинформация.
Функция планирования-программирования.
Осуществление функции планирования-
программирования, будучи взаимосвязано со всеми другими функциями, непосредственно базируется на информационно-аналитической функции.
Наиболее характерные дисфункции в связи с выполнением функции планирования-
программирования имеют место в результате ненадлежащего функционирования элементов, взаимодействие которых образует динамичную структуру функции планирования-прогнозирования:
а) отсутствие системности в планировании прогнозировании;
б) практически игнорирование стратегических перспектив развития;
в) недостаточность комплексного подхода к разработке и осуществлению планов и программ;
г) слабая обоснованность разработки планов, программ, проектов;
д) отсутствие сбаласированности между плановопрограммным воздействием на экономику и механизмы ее саморазвития на базе частной инициативы;
е) игнорирование необходимости обеспечения стабильности функционирования и развития экономических систем;
ж) заторможенность инновационного развития систем часто сопровождается бурной псевдоинновационной активностью, когда инновации, с одной стороны, имитируются, а с другой -ограничиваются второстепенными изменениями;
з) планирование и программирование таких инвестиций, которые оправдываются благовидными предлогами, а на деле направлены на ослабление или даже на разрушение экономических систем;
и) нарушение оптимального соотношения между стабильностью и инновационностью в развитии экономической системы.
Функция администрирования. Данная функция
объективно присуща управлению системами всех видов и уровней, в том числе и экономических.
Дисфункции в связи с функцией администрирования в целом возникает в качестве ненадлежащего использования элементов, взаимодействие которых образует алгоритм этой функции. При этом наиболее характерны следующие дисфункции:
а) несогласованность формы административного
регламентирования и его содержания;
б) нерациональность норм и системы
административного регламентирования;
в) отсутствие системы административного регламентирования или ее нерациональность;
г) недостаточно четкий характер, противоречивость, несогласованность норм административного регламентирования;
д) излишняя усложненность административного регламентирования;
е) непомерное расширение границ
административного регламентирования, особенно в связи с его превращением из средств в самоцель;
ж) отсутствие обоснованной приоритетности норм административного регламентирования.
Таким образом, в статье выделены и определены в качестве единого взаимосвязанного целого
основополагающие функции управления
организациями всех видов и уровней, задействованными в экономической сфере, и
охарактеризованы наиболее важные дисфункции в отношении каждой функции в отдельности.
Список литературы:
1. А.С. Малин, В.И. Мухин. Исследование систем управления. - М.: ГУ ВШЭ, 2005.
2. А.И. Кравченко. Социология менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 1999.
Reference list:
1. А.С. Malinin, V.I.Mukhin.Research of control systems.- М: THE ECONOMY HIGHER SCHOOL - THE STATE UNIVERSITY, 2005.
2. A.I.Kravchenko. Management sociology.- М: UNITI 1999.