Научная статья на тему 'Базель IV: перспективы трансформации банковского надзора'

Базель IV: перспективы трансформации банковского надзора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1501
243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / БАНКИ / БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агрба А. Н.

Международные стандарты эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору, являются ответной реакцией международного регулятора на финансово-экономические кризисы. В статье рассматриваются вопросы реформирования регулирования достаточности капитала и ликвидности на международном уровне (Базель IV), целью которого служит укрепление позиций кредитных организаций и улучшение способностей банковского сектора противостоять финансовоэкономическим стрессам. Автором выделены причины недостатков выполнения Базельских принципов в России, возникающих из-за имеющихся пробелов в надзоре, что снижает эффективность деятельности коммерческих банков в России. Выявление недостатков и причин их появления позволилоавторусформулироватьперспективыразвитияБазеля IV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базель IV: перспективы трансформации банковского надзора»

Базель IV:

перспективы трансформации банковского надзора

Агрба Александр Нодариевич

аспирант, Департамент мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительсте Российской Федерации, [email protected]

Международные стандарты эффективного банковского надзора, разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору, являются ответной реакцией международного регулятора на финансово-экономические кризисы. В статье рассматриваются вопросы реформирования регулирования достаточности капитала и ликвидности на международном уровне (Базель IV), целью которого служит укрепление позиций кредитных организаций и улучшение способностей банковского сектора противостоять финансово-экономическим стрессам. Автором выделены причины недостатков выполнения Базельских принципов в России, возникающих из-за имеющихся пробелов в надзоре, что снижает эффективность деятельности коммерческих банков в России. Выявление недостатков и причин их появления позволило автору сформулировать перспективы развития Базеля IV. Ключевые слова: финансы, банки, банковская деятельность, банковский надзор

Развитие банковского регулирования в РФ в значительной степени обусловлено нововведениями Базельскогого комитета. Если в настоящие время российский банковский сектор приводит процедуры управления рисками и капиталом в соответствие с требованиями Базеля II/III, европейские банки уже оценивают потенциальное влияние от Базеля IV.

Сегодня в Российской Федерации имеется около 10 субъектов, которые регулируют деятельность коммерческих банков. Такое количество контрольных и надзорных органов приводит к увеличению издержек банковского регулирования и надзора. Так, например, наблюдаются противоречия между Банком России и Федеральной налоговой службой РФ по вопросам формирования резервов по ссудам и уплаты налога на прибыль. Основным субъектом надзора над деятельностью банков в России является Центральный банк РФ (далее ЦБ РФ). Принимая во внимание относительную свободу в выборе Центральным банком РФ инструментов и механизмов воздействия на коммерческие банки с целью достижения финансовой устойчивости, при проведении надзора он обязан учитывать влияние на банковскую деятельность рекомендаций Базельского комитета, содержащих принципы банковского контроля и надзора1.

Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов является комитетом органов банковского надзора, созданным центральными банками отдельных стран в 1975 г. В его состав входят представители Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. Комитет собирается на заседания в Банке международных расчетов в Базеле (Швейцария), там же находится его постоянно

1 В апреле 1997 г. Базельский комитет опубликовал «Основные принципы эффективности банковского надзора» в качестве официальных рекомендаций, содержащих перечень из 25 базовых принципов, поделенных на семь групп, которые должны соблюдаться повсеместно, чтобы система надзора была эффективной. Принципы с 6-го по 18-й образуют группу «Пруденциальное регулирование и требования». Рождественская Т.Э. Теоретико-правовые основы банковского надзора в Российской Федерации. Дис. докт. юрид. наук. -М., 2012. С. 182-209.

X X О го А С.

X

го m

о

ю 5

М О

да

о

см

ш

О!

О Ш

т х

<

т о х

X

действующий секретариат. Несмотря на то, что Россия, как и некоторые другие страны, не им-

плементирует положения Базельского комитета

1

в национальное право в должной мере , принципы, выработанные Комитетом в их правовой форме, содержатся в требованиях и ограничениях, которые устанавливает Банк России к коммерческим банкам. Эти требования и ограничения касаются лицензирования банковской деятельности, определения максимальных границ рисков ликвидности, платежеспособности, валютных, кредитных, процентных, рыночных рисков, качества управления, нейтрализации рисков и т.д.

Регулирование банковских операций осуществляется с помощью банковского надзора, который является разновидностью государственного регулирования кредитных учреждений и осуществляется надзорными органами путём применения специфических процедур, методов и инструментов. Они разработаны с соблюдением выработанных мировой и отечественной практикой принципов для целей поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Необходимость контроля и регулирования банковской деятельности обусловлена особой экономической и социальной природой кредитных организаций, их значением для развития экономики страны. Банковский надзор - система, используемая правительством с целью обеспечения стабильного функционирования финансовой системы, ее надежности.

Необходимость осуществления надзора за банковской деятельностью определяется следующими положениями:

1) особое положение коммерческого банка, которое связано с тем, что банк является посредником денежных отношений. Капитала банка формируется на основе акций, паев, а на банковских счетах размещаются денежные средства клиентов банка, поэтому коммерческие банки считают объектами, оперирующими «двойными общественными» деньгами;

2) роль коммерческих банков, как субъектов хозяйственных отношений в обществе. Банки активно влияют на конъюнктуру экономического сектора, осуществляя на объем, структуру денежной массы, находящейся в обращении.

Анализ адекватности банковского регулирования в России, выявление соответствия банковского надзора принципам эффективного регулирования и критериям оценки, разработанным Базельским комитетом, осуществляется по двум основным направлениям:

1 Петрова Г. В. Влияние документов «Базель-3» Базельского комитета по банковскому надзору несовершенствование норм российского права в сфере банковской деятельности // Банковское право. 2011. № 2. С.25-29.

1) выявление формального соответствия между Базельскими принципами и российской нормативно-правовой базой;

2) содержательное выполнение Базельских принципов применительно к российской действительности.

Сложившаяся сегодня в России нормативно-правовая база позволяет признать регулирование и надзор над банковской деятельностью как удовлетворяющие Базельским принципам и подходам в оценке эффективности банков. Содержательное выполнение Базельских принципов в России носит неполный характер, наблюдаются существенные недостатки, вызванные концентрированностью регулирования банковской деятельности на банках без учёта конкуренции со стороны различных «околобанковских» организаций - лизинговых, факторинговых, финансовых компаний, выполнения интернет -операций, что способствует появлению возможности осуществления бесконтрольных банковских операций. Также имеются недостатки в ожидании непрерывности деятельности банков, связанные с недостаточным планированием их работы, низкими требованиями к собственникам и акционерам кредитных организаций, искажениями в финансовой отчетности банков.

В сферах планирования и реализации кредитной политики в российской банковской отрасли наблюдаются трудности в оценке информации. В практической деятельности банков нередко собственные капиталы формируются ненадлежащими активами, уводится прибыль, отсутствуют значимые стимулы в наращивании собственных капиталов. Данные недостатки, возникающие, в том числе, из-за имеющихся пробелов в надзоре, снижают эффективность деятельности коммерческих банков в России. Выделим некоторые причины их появления:

1) асимметричность финансовой отчетности организаций, проводящих финансовые операции. Это определяет решения в управлении кредитными рисками, искажает показатели стабильности и надежности банковской деятельности;

2) отсутствие потребности у предприятий во внешнем раскрытии своей отчетности, в связи с чем банки выстраивают свою деятельность в условиях неопределенности информации в банковской сфере;

3) наблюдающиеся трудности в определении конечных собственников кредитных организаций, возникшие из-за неравномерности распределения национального богатства и доходов;

4) мелкие российские банки при разработке и использовании риск - ориентированных методик для оценки кредитоспособности заёмщиков пренебрегают комплексным подходом.

Вышеуказанные недостатки в использовании внешней информации частично компенсируются

грамотными действиями сотрудников банков. Но расходы на обучение высококвалифицированных кадров являются непосильными для небольших банков, а эффект в краткосрочной перспективе практически не ощущается [5].

Отставание регулирования банковской деятельности от реальных условий работы банков становится условием многочисленных нарушений со стороны кредитных организаций. Для уменьшения рисков и приведения банковского регулирования в соответствие с международными нормами в настоящее время Банком России продолжается работа по внедрению в российскую банковскую практику положений Компонента 2 «Надзорный процесс» Базеля II и положений Базеля III. Правила Базеля III увеличили объем капитала, который должны иметь банки, и установили коэффициент основного капитала уровня 1 в 6%. Срок технической реализации Базеля III в России - 2019 год, но кризисные события на банковском рынке показали, что более строгие правила могут быть применены к более поздним рамкам, названным «Базель IV».

Необходимая правовая база для внедрения нормативов Базельского надзора была создана принятием Федерального закона № 146-ФЗ1, предусматривающего наделение ЦБ РФ правом определять для кредитных организаций стандарты управления рисками и капиталом и предъявлять им требования по разработке и внедрению внутренних процедур оценки достаточности капитала. Также Банк России внедряет показатели финансового рычага в практику регулирования в соответствии с Базелем III.

Банковская сфера экономики традиционно наиболее зарегулированная: кредитные организации несут ответственность за сохранность средств множества вкладчиков, крушение любого банка - шок для связанных с ним предприятий, а кроме того, именно банки выступают ключевыми игроками в такой сфере, как борьба с отмыванием преступных доходов. Количество документов, издающихся Центральным банком, нарастает с каждым годом. Если в 2010 г. ЦБ РФ издал 450 нормативных документов, то в 2017-м - уже 1315. За девять месяцев 2018 года ЦБ издал уже более 900 документов. В 2015 г. регулятором было издано одно указание по отчетности, а за первых три квартала 2018 года - уже шесть. Поправок к действующим указаниям в 2017 году было 42, а в 2018 году - уже 56 [11].

Причин увеличения выпуска регулирующих и надзорных документов несколько . Во - первых, ЦБ РФ очищает рынок, усиливая давление на мелкие кредитные организации. Во-вторых, ре-

гулятор пытается выполнять полицейскую функцию, все пристальнее следя за отмыванием средств.

Важное значение для развития банковской отрасли имеет заимствование зарубежных регулирующих норм. Кризис конца первого десятилетия 21-го века вызвал к жизни масштабные изменения в требованиях к деятельности коммерческих банков со стороны Европейского Центрального банка, большая часть идей которого появляется в недрах Базельского комитета по банковскому надзору. Иногда Банк России в основном без учета специфики банковского сектора РФ копирует теорию и практику Европейского союза. Так, например, Банком России проводится мониторинг уровня и характеристик финансового рычага, который применяется в России в соответствии с Базелем III с 1 января 2018 года. В целях реализации новых подходов к регулированию ликвидности банковского сектора в соответствии с Базелем III Банком России издано Положение о порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности, устанавливающее

методику расчета показателя краткосрочной

2

ликвидности .

Консультативные документы «Повышение устойчивости банковского сектора» (Базель III) и «Международные рамки для измерения риска ликвидности, стандарты и мониторинг» (Базель IV) являются частью текущей работы Базельского комитета по реагированию на наблюдающийся в настоящее время финансовый кризис. Положения данных документов обеспечивают основу для реформы банковского регулирования и надзора, которая поможет избежать кризисов в будущем [3]. Однако в процессе реализации положений Базеля III были выявлены некоторые серьезные проблемы:

1) Базель III не решил фундаментальной проблемы регулирования - стремления банков минимизировать риски для достижения утанов-ленных регулятором показателей путём перемещения капиталов за пределы регулирования, например, в страховой сектор;

2) увеличение масштабов деятельности в теневом банковском секторе;

3) установление регулятором низкого значения коэффициента кредитного плеча как основного инструмента управления капиталом и максимальных требований к кредитному портфелю, что заставляет банки держать больше капитала, чем «максимум»;

4) недостатки, выявленные в общей структуре суммарных активов банков, взвешенных по уровню кредитного риска (RWA), которые обу-

X X

о го А с.

X

го m

о

1 "Налоговый кодекс Российской Федерации" (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция от 29.12.2014) /http://www.consultant.rU/popular/nalog1/#info

2 Положение Банка России от 28.12.2012 № 395-П «О методике определения величины и оценке собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)»

ю 5

М О

да

о

CS

ю

Ol

О Ш

m х

<

m о х

X

словили внесение изменении в рамки, например, показатели концентрации капитала, правила применения квадратичного отклонения от диверсифицированного контрольного портфеля и др.

Решению указанных проблем способствует внедрение Базеля IV. Изменения международных банковских стандартов были согласованы в 2016-2017 годах. Базель IV завершает изменения стандартов банковской деятельности, предусмотренные Базелем III. Базель IV вносит изменения, которые ограничивают сокращение капитала:

1)установление нижнего предела потребности в капитале на уровне не менее 72,5% от требования в рамках стандартизированного подхода;

2) одновременное снижение стандартизированных весов риска по ипотечным кредитам с низким уровнем риска;

3) соблюдение банками более высоких максимальных коэффициентов кредитного плеча;

4) установление более высокого коэффициента кредитного плеча для системно важных банков (50% от соотношения капитала с поправкой на риск );

5) формирование буфера консервации капитала на уровне не менее 2,5 % от активов, взвешенных с учетом риска;

6) детальное раскрытие резервов и другой финансовой статистики.

Реализация Базеля IV потребует от банков привлечения дополнительных капиталов, при этом высок риск, что действительность будет значительно отличаться от желаемого результата [4]. Соблюдение требований Базеля IV ограничит возможности банков по наращиванию кредитования, а это может вызвать сжатие совокупного спроса, в первую очередь потребительского, что отрицательно повлияет на экономическую ситуацию. Скорее всего, будет наблюдаться уход с рынка мелких банков и диспропорции в конкурентной среде, а также сокращение объемов кредитования и рост процентных ставок.

Особо пристальному надзору подвергаются системно значимые банки, которые выполняют функцию финансовых посредников на фондовом рынке, сосредотачивая значительны запасы средств частных лиц и организаций. Неисполнение такими банковскими структурами принятых на себя обязательств неизбежно вызывает ухудшение положения контрагентов. В качестве системно значимых банков рассматриваются банки, характеризующиеся следующими признаками: наличием значительного числа контрагентов на межбанковском рынке; существенная до-

ля позиций на межбанковском рынке в балансе банка; в число основных контрагентов входят другие банковские организации. Системно значимые банки представляют собой крупнейшие банковские организации, от устойчивости финансового состояния которых напрямую зависит состояние банковской системы в целом и, соответственно, стабильность национальной экономики.Банковские организации выступают необходимым средством развития всякой экономики, однако в периоды кризисных явлений банки наиболее уязвимы, чем иные коммерческие организации. Они утрачивают возможность осуществлять свои функции, тормозят преодоление кризиса. В таких условиях государство должно обеспечить поддержку наиболее надежных и эффективных участников банковской системы. Так, в частности, Банк России для преодоления кризисных явлений отечественной экономики сформировал перечень банковских организаций, содействие которых способно обеспечить преодоление кризисных явлений российской экономики.

Базельские стандарты банковского надзора стали ответной реакцией международного регулятора на глобальные финансово-экономические кризисы. Базельские стандарты банковской деятельности представляют собой систему реформирования регулирования достаточности капитала и ликвидности на международном уровне, которая направлена на укрепление позиций кредитных организаций и улучшение способностей банковского сектора противостоять финансово-экономическим стрессам [4]. Мировая банковская система развивается сегодня в сторону надзорной жесткости. Последние кризисные явления привели к формированию позиции о создании новых модифицированных стандартов - Ваэе1 IV. Нормы Базеля IV в значительной степени ужесточают требования к капиталу посредством пересчета величины активов, взвешенных по риску (RWA). Его фокус направлен на пересчет кредитного риск контрагента, процентного риска банковской книги, моделирования кредитного и операционного риска, изменения коэффициентов чувствительности риска в стандартизированном подходе. Для российских банков особенно актуальными становятся как вопросы, обозначенные выше, так и соотношение регуляторных требований со стандартами IFRS 9. Поэтому вопрос управления регуляторным капиталом является одним из основных факторов успеха банка.

В ответ на кризис финансового рынка, начавшийся в 2007 году, Базельский комитет по банковскому надзору существенно пересмотрел свою существующую систему регулирования, надзора и управления рисками в банковском секторе. Этот пересмотр был внесен в так назы-

ваемые базельские рамки III в декабре 2010 года. По сути, это повышение качества собственных средств банков, а также новые требования к объему необходимого капитала. Кроме того, были введены новые коэффициенты для ограничения кредитного плеча, используемого банками, а также новые коэффициенты ликвидности. С 2012 года Базельский комитет все чаще проводит пересмотр методов расчета активов, взвешенных по риску. Пакет новых стандартов Базельского комитета Базель IV в настоящее время является наиболее полным пакетом изменений в истории банковского надзора. В настоящее время инновации пакета Базель IV постепенно переносятся в обязательное законодательство ЕС. Однако, многие экономисты считают, что банковская индустрия столкнется с серьезными проблемами в реализации этих новых правил. Базель IV предполагает ещё более жесткие требования к размеру капитала банков, усиление надзорного процесса над управлением рисками, повышение требований к раскрытию информации, что должно укрепить стабильность финансовой системы.

Банковские кризисы часто носят системный характер, вызванный взаимосвязанностью финансовых институтов и механизмов, среди которых непосредственно банки, производные контрагенты, прямая связь с потреблением, инвестиционные решения, расходы государства, организаций и домохозяйств. Банковские кризисы обычно связаны с серьезными экономическими потрясениями и рецессиями. Именно по этой причине государство регулирует объем капитала, который банки обязаны удерживать, и требует соблюдения высоких стандартов банковского корпоративного управления, включая управление ликвидностью, практику бухгалтерского учета, аудита и кредитования.

Литература

1. Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». П. 5.6.2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _57038

2. Положение Банка России от 28.12.2012 № 395-П «О методике определения величины и оценке собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")» (ред. от 04.08.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2013 N 27259) // http://www.consultant.ru

3. Гудименко Г.В. Реорганизация как форма предотвращения банкротства кредитных организаций // Тенденции и перспективы развития

банковской системы в современных экономических условиях. Т.1 : материалы международной научно-практической конференции (25 декабря 2018 года). - Брянск: Издательство БГУ им. акад. И.Г. Петровского, 2018. - с. 221-225

4. Зенченко С.В. Развитие системы регулирования ОТ Базель II к Базель IV: готовы ли российские банки? / С.В. Зенченко, Т.А. Жабо-тинская, А.К. Курманалина // Социально-экономические явления и процессы. Т.12, №2, 2017. - с.42-46. То же https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-regulirovaniya-ot-bazel-ii-k-bazel-iv-gotovy-li-rossiyskie-banki

5. Оголихина С.Д. К вопросу о проблеме финансовой устойчивости банковской системы РФ на современном этапе развития /С.Д. Оголихина // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 (69). С. 361-363

6. Петрова Г.В. Влияние документов «Ба-зель-3» Базельского комитета по банковскому надзору на совершенствование норм российского права в сфере банковской деятельности // Банковское право. 2011. № 2. С.25-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шебина Н.Э. Тенденции развития банковской системы в России /Н.Э.Шебина, И.А. Неводо-ва // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2016. С. 147-149

8. «Basel IV - Emerging from the mist». KPMG. Retrieved 18 May 2014.

9. Jump up «South Africa: Basel IV - Emerging From The Mist?» Mondaq. Retrieved 18 May 2014.

10.Introducing «Basel IV»? Basel Proposes Changes to Trading Book Market Risk Capital Requirements. Advantage Reply. Moneybeat. Retrieved 18 May 2014.

11.http://www.kypc.ru/blog/finance/57620.html -сайт финансового блога «Курс.ру»

Basel IV: prospects for the transformation of the banking

supervision Agrba A.N.

Financial University under the Government of the Russian Federation

International standards for effective banking supervision, developed by the Basel Committee on banking supervision, are the response of the international regulator to financial and economic crises. The article deals with the issues of reforming the regulation of capital adequacy and liquidity at the international level (Basel IV), the purpose of which is to strengthen the position of credit institutions and improve the ability of the banking sector to withstand financial and economic stress.

Keywords: Finance, banks, banking, banking supervision

References

1. Instruction of the Central Bank of the Russian Federation dated November 11, 2005 No. 126-I "On the procedure for regulating relations connected with the implementation of measures to prevent the insolvency (bankruptcy) of credit organizations". P. 5.6.2.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57038

X X О го А С.

X

го m

о

ю 5

M О

to

2. The Bank of Russia Regulation No. 395-P, dated December

28, 2012, "On the Method for Determining the Amount and Evaluating Equity (Capital) of Credit Institutions (Basel III)" (ed. 04.08.2016) (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on February 22, 2013 N 27259) // http://www.consu ltant.ru

3. Gudimenko G.V. Reorganization as a form of prevention of

bankruptcy of credit institutions // Trends and prospects for the development of the banking system in modern economic conditions. T.1: materials of the international scientific-practical conference (December 25, 2018). - Bryansk: Publishing House BSU them. Acad. I.G. Petrovsky, 2018. -p. 221-225

4. Zenchenko S.V. Development of the regulatory system OT

Basel II to Basel IV: are Russian banks ready? / S.V. Zenchenko, T.A. Zhabotinskaya, A.K. Kurmanalina / / Socioeconomic phenomena and processes. T.12, №2, 2017. - pp. 42-46. The same https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-regulirovaniya-ot-bazel-ii-k-bazel-iv-gotovy-li-rossiyskie-banki

5. Ogolikhina S.D. On the issue of the financial sustainability of

the banking system of the Russian Federation at the present stage of development /D. Ogolikhina // Modern scientific research and innovation. 2017. No. 1 (69). Pp. 361-363

6. Petrova G.V. The influence of the Basel-3 documents of the

Basel Committee on Banking Supervision on the improvement of the norms of Russian law in the sphere of banking activities // Banking law. 2011. № 2. P.25-29.

7. Shebina N.E. Trends in the development of the banking system in Russia / N.E. Shebina, I.A. Nevodova // Regularities and trends in the formation of the system of financial and credit relations: a collection of articles of the international scientific-practical conference: in 3 parts. 2016. P. 147-149

8. "Basel IV - Emerging from the mist". KPMG. Retrieved May

18, 2014.

9. Jump up "South Africa: Basel IV - Emerging From The Mist?"

Mondaq. Retrieved 18 May 2014.

10. Introducing "Basel IV"? Basel Risk Capital Requirements. Advantage Reply. Moneybeat Retrieved 18 May 2014.

11. http://www.kypc.ru/blog/finance/57620.html - the website of the financial blog "Kurs.Ru"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.