аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:
1) Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
3) местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем АУ, не может быть меньше аналогичного задания для бюджетного учреждения.
Таким образом, изменятся акценты в финансировании. Финансироваться будет не столько деятельность учреждения, сколько выполнение им государственного и муниципального задания (однако с учетом расходов на содержание необходимого для этого имущества). Произойдет переход от финансирования учреждения по смете к финансированию оказания образовательных услуг в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, что даст возможность учесть качество предоставляемых учреждением услуг при финансировании, обеспечит более эффективные бюджетные затраты за счет конкуренции между отдельными учреждениями. Ответственность автономного образовательного учреждения по своим обязательствам.
Таким образом, новые модели финансирования образовательных учреждений привносят много спорных вопросов в отношении целесообразности такого перехода. Существуют противоречия: выгодным ли окажется такой переход, сможет ли образовательное учреждение обеспечить финансирование своей деятельности, не утратит ли степени самостоятельности в силу определенного законом состава и числа лиц наблюдательного совета и др. Такой момент вполне оправдан самой новизной подобных моделей. Только реальная практика принесет ответы на эти вопросы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
2. Беляков, С. А. Финансирование системы образования в России / С. А. Беляков. - М.: МАКС-Пресс, 2006. -304 с.
3. Государство и образование: опыт стран Запада, сборник обзоров. - М.: ИНИОН РАН, 1992. - 142 с.
4. Клячко, Т. Л. Модели финансирования высших учебных заведений // Вопросы образования. - 2006. - № 2. - С. 66-86.
5. Низиенко, Е. А. Казённые, бюджетные, автономные: о новом способе финансирования учебных заведений // Известия - Наука. - 2010. 1 июня. - С. 3-4.
УДК 658 ББК 65.24
П. В. Леманова
БАРЬЕРЫ РЫНКА ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье рассматривается демографический аспект и его влияние на состояние рынка труда. Приводятся данные, характеризующие демографическую ситуацию в России, начиная с 1941 года и по настоящее время. Рассматриваются конкретные действия по регулированию современной демографической ситуации.
Ключевые слова: рынок труда, политика, регулирование демографической ситуации, продолжительность жизни.
P. V. Lemanova
LABOUR MARKET BARRIERS IN MODERN RUSSIA: DEMOGRAPHIC ASPECT
Abstract. In this article is considered the influence of demographic aspect on a labor market condition. The data characterizing a demographic situation in Russia, since 1941 and to the present are provided. Specific actions on regulation of a modern demographic situation are also considered.
Keywords: labor market, policy, regulation of a demographic situation, life expectancy.
Целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения представляет собой демографическую политику, которая является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно составной частью политики народонаселения. Социально-экономическая политика направлена на регулирование системы внутренних условий, процессов, которые влияют на жизнедеятельность общества.
Политика народонаселения - одно из важнейших направлений социально-экономической политики любого государства. Ее цель - управление развитием народонаселения как процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Основными из них являются:
- воздействие на воспроизводство населения, которое называют демографической политикой;
- воздействие на процесс социализации подрастающих поколений, включая подготовку к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательную и специальную подготовку, профессиональную ориентацию, а также нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.;
- регулирование условий труда;
- регулирование миграций и территориальной структуры населения; позитивное воздействие на условия жизни всех слоев населения: жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания и др.
Цели демографической политики, как правило, сводятся к формированию в долгосрочной перспективе режима воспроизводства населения. Демографическая политика государства объединяет экономические меры, административно-правовые, воспитательные и пропагандистские меры. Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций.
Особенность демографической политики заключается в опосредованном воздействии на динамику демографических процессов через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей и др.
Сложность современной демографической политики состоит в необходимости учета и согласования интересов разных уровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных, локальных, региональных и общегосударственных экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных, ближайших, среднесрочных и долгосрочных. А ее эффективность определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм, поэтому основными направлениями демографической политики российского государства являются:
- создание благоприятных условий для родителей;
- снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения;
- регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны;
- государственная помощь семьям с детьми и т.п.
Эти направления должны быть адекватно согласованы с такими важными сферами социальной политики, как трудовая занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.
Демографическую ситуацию в нашей стране в 1941-1945 годах определяли огромные безвозвратные потери как в Вооруженных силах, так и среди гражданского населения. Столкнувшись с такими масштабными потерями населения, правительство страны еще до окончания войны, в июле 1944 года, приняло специальную программу, направленную на преодоление последствий войны. Эта программа была направлена на поощрение многодетных семей, поддержку семей с оптимальным числом детей: материнский труд поощрялся как материально, так и морально; учреждалось почетное звание и одноименный орден «Мать-героиня»; многодетные матери поощрялись материально и получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока необходимого трудового стажа (до 15 лет).
В России был определен и «налоговый кнут» для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это правило распространялось после завершения учебы, с началом трудовой деятельности.
Созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов XX века.
В результате принятых мер в 1946-1949 годах население СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов XX века уровень рождаемости был умеренно высоким и составлял в пределах 25-26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле,
то есть оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше наблюдавшегося в 1913 году, благодаря уменьшению детской смертности, которая снижалась, достигнув в 1960 году минимальной величины - 7,1 промилле. В первой половине 60-х годов XX века этот показатель стабилизировался на данном уровне, а затем стал постепенно возрастать.
Другим феноменом этого периода оказался высокий и устойчивый уровень естественного прироста населения в нашей стране. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населения был равен 17,5-17,6 промилле, что значительно выше, чем накануне Второй мировой войны, когда он составлял 13,2 промилле.
Этот исторический опыт показывает, что для преодоления нынешнего демографического кризиса («третьей демографической катастрофы») в России, потери которого сопоставимы с потерями в Первой мировой войне и Гражданской войне, необходимо проведение активной политики в области народонаселения.
На параметры ожидаемой продолжительности жизни, замечает В. И. Жуков, помимо генетических качеств и свойств влияют социальные факторы: здоровье нации, структура и качество питания, интеллектуальная и физическая культура, образ жизни, социальная экология, безопасность среды обитания, политическая стабильность, морально-психологическая устойчивость личности и др. [1].
Продолжительность активной жизни человека зависит от многих причин. Как мы уже отмечали выше, для каждого человека важна его значимость в социуме, умение и необходимость «вписаться» в него. Все эти факторы достигаются продуманной социальной политикой.
За последние 20 лет в России не менее трех раз население было унижено обесцениванием личных сбережений на рублевых счетах в банках (1991-1992 гг., 1994, 1998 гг.). За этот период произошло:
- резкое снижение бюджетного финансирования;
- медицинские услуги в значительной мере стали платными;
- обозначилась коммерциализация высшего образования.
Российские демографы выделяют следующие факторы депопуляции населения в нашей стране. Ими являются:
- второй демографический период (все развитые страны имеют низкую рождаемость, двигаясь от многодетной семьи к среднедетной, а затем и к малодетной);
- потери в Великой Отечественной войне и демографическая яма после этого периода, повторяющаяся каждые 25 лет;
- социально-экономический кризис и недостатки избранной модели социально-экономической трансформации общества и перехода к рыночной экономике.
Последнее обстоятельство привело российское государство к снижению уровня и качества жизни большинства семей, неуверенности в завтрашнем дне всех слоев общества и социальной дезадаптации значительной части семей, росту преступности, насилия, асоциального поведения.
Значительная часть российских семей не может обеспечить социально приемлемый уровень благосостояния на трудовой основе: ежемесячная государственная помощь способна возместить только 5-7 % необходимых затрат на несовершеннолетних россиян, живущих в семьях с доходом ниже черты бедности. Такая обстановка пагубно влияет на демографическую ситуацию в стране.
Так, А. Вишневский считает, что, начиная с 1964 года, рождаемость в России не обеспечивает воспроизводство населения. Коэффициент воспроизводства населения ниже единицы наблюдается только в Венгрии, Латвии, Эстонии, Румынии и Японии. Постепенное снижение рождаемости, по сути, произошло во всех промышленно развитых странах. В 90-е годы XX века уровень воспроизводства населения повсеместно опустился ниже уровня, так называемого простого замещения поколений.
Экспертный анализ проблемы по приведенным статистическим данным показывает, что социальная политика бывшего СССР с середины 1960-х годов не привела к увеличению ожидаемой продолжительности жизни, а, наоборот, обозначила устойчивую тенденцию по ее снижению, которая проявила себя и в новейшей истории России (таблица 1 (Демографический ежегодник России: сб. ст. Госкомстата России. М., 2001. С. 397-398)).
Таблица 1
Ожидаемая продолжительность жизни в России
Год Год
мужчины женщины мужчины женщины
1896 30,9 33 2000 59,1 72,2
1910 - - 2001 58,92 72,17
1926 39,3 44,8 2002 58,68 71,9
Окончание таблицы 1
1938 40,4 46,7 2003 58,55 71,84
1958 61,9 69,2 2004 58,89 72,3
1970 63,0 73,4 2005 58,87 72,39
1980 61,4 73,0 2006 60,37 73,23
1987 64,9 74,3 2007 61,39 73,9
1990 63,8 74,4 2008 61,83 74,16
1991 63,5 74,3 2009 62,77 74,67
1992 62,0 73,8
Приведенные данные позволяют увидеть, что, начиная с 1992 года, продолжительность жизни сокращается. Особенно тревожен факт сокращения продолжительности жизни за период экономического кризиса с 1992 по 1998 годы. В этот период произошло сокращение жизни детей в возрасте до 16 лет на 3,3 млн. человек, а женщин детородного возраста на 1,1 млн. человек.
Исключать того, что события 90-х годов XX века приблизили начало депуляции в России конечно нельзя. Здесь сказались особенности российской истории. По статистике большинство смертей всегда приходится на пожилых людей, которые старше 60-ти лет и особенно старше 70-ти лет. На начало 90-х годов таких людей в России было немного, потому что они принадлежали к поколениям, которые понесли безвозвратные небывало огромные потери в период второй мировой войны. Затем пожилых людей 60-летнего, а потом и 70-летнего возраста стали достигать поколения, родившиеся в конце 20-х годов XX века, которые не принимали участия в войне и потому к моменту выхода на пенсию оказались более многочисленными. Их уход стал одной из причин всплеска смертности в 1990-х - 2000-х годах.
В этой связи, очевидно, что демографическая политика должна быть направлена в первую очередь на увеличение ожидаемой продолжительности жизни и понимания глубины этой проблемы не только властными структурами, но и предпринимателями.
Очевидно, что устаревание экономически активного населения неизбежно приводит к избытку на предприятиях неквалифицированных рабочих, не приспособленных к новым функциям производства. В связи с подобной ситуацией немалое количество этих работников в возрасте старше 50-ти лет могут быть уволены, не доработав до пенсии. Это означает, что число безработных значительно возрастет. При этом в российской действительности длительная безработица и дефицит квалифицированной рабочей силы неизменно сохранится.
В связи с такой перспективой, в сфере занятости и на рынке труда важнейшими ограничениями становится негативное действие демографического фактора, что определенным образом влияет на экономику России. Ее региональные и отраслевые рынки неизбежно столкнутся с дефицитом одного из основных факторов производства - нехваткой квалифицированных рабочих кадров, поэтому, сбережение нации является основной национальной идеей, которая требует напряжения сил, интеллектуальных усилий всех членов общества.
Анализ факторов, оказывающих позитивное влияние на формирование и использование трудовых ресурсов, показывает, что это должен быть единый комплекс мер, все части которого тесно взаимообусловлены, взаимосвязаны и взаимозависимы.
Первый шаг на пути к разработке и проведению активной демографической политики сделан в сентябре 2001 года. Так, Правительством Российской Федерации была одобрена «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года». В «Концепции» дан анализ современной демографической ситуации в России, сформулированы цели и задачи демографического развития, положения, определены приоритеты, касающиеся информационного обеспечения и механизмов реализации «Концепции» [2].
Такое внимание к демографической ситуации было вполне оправдано, поскольку, согласно официальной статистике, с 1992 года по 1999 год ежегодная рождаемость в стране сократилась на 1,3 млн. человек, а число смертей возросло на 500 тыс. В период с 1989 по 2002 год население России уменьшилось с 147 млн. до 145 млн. человек [3]. Следует отметить, что сокращение численности населения сдерживалось некоторым образом за счет миграции в Россию из бывших советских республик. Так, по данным центра изучения миграции, в 1994 году прирост населения за счет миграции составил, примерно, 1 млн. человек в год, но к началу 2000 года он снизился до 100 тыс. человек в год.
В качестве приоритетных направлений «Концепции» определены:
- укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни;
- стимулирование рождаемости и укрепление семьи;
- миграция и расселение.
Правительством Российской Федерации, начиная с 2001 года, принимались и продолжают приниматься кардинальные меры по улучшению демографической ситуации в стране.
Так, по официальным данным, одним из самых ощущаемых достижений по улучшению демографической ситуации в стране является снижение младенческой смертности, которое произошло в период с 2000 по 2005 год.
В 2000 году на 1000 родившихся младенцев приходилось 15,3 умерших, а уже в 2005 году количество умерших на 1000 новорожденных приходилось 11 умерших. Снизилась материнская смертность. Если в 2000 году на 100 тыс. рожавших приходилось 39,7 матерей погибших при родах, то в 2004 году число умерших матерей составило - 23,4.
Несколько повысилась и ожидаемая продолжительность жизни. По состоянию на 2006 год по официальным данным, продолжительность жизни для мужчин составляла 60,4 года и 73,2 года для женщин.
Приведем некоторые факты реальных действий Правительства в области социальной политики, направленной на улучшение демографической ситуации в стране:
- в 2001 году принята «Концепция демографического развития РФ на период до 2015 года»;
- в 2002 году принят закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и создана Федеральная миграционная служба, входящая в структуру МВД;
- в 2006 году подписан указ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» (анонсирован пакет мер по стимулированию рождаемости, включая выплату «материнского капитала», соответствующие законы действуют с 1 января 2007 года);
- в 2007 вступил в силу закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Подготовлен и утвержден Президентом проект «Концепции демографической политики на период до 2025 года», согласно которому население России начнет увеличиваться уже с 2011 года за счет роста рождаемости.
Демографический кризис современности нельзя искать только в неблагоприятной экономической ситуации 1990-х годов. В современной России переход к так называемому суженному воспроизводству населения произошел еще в середине 60-х годов XX века. Тогда власти СССР скрывали этот факт. Публикация соответствующих данных, в открытой печати, была под строгим запретом. Однако изменить существующего положения дел это не могло. Не могло его изменить и не одно поколение россиян, родившихся после 1910 года, не одно из них себя не воспроизводило. Эти обстоятельства делали переход от естественного прироста населения России к его естественной убыли, которая была только лишь вопросом времени. Не публиковавшийся никогда официальный прогноз Центрального статистического управления РСФСР уже в 1980 году предсказал начало депопуляции населения России в 2010 году, что явно прослеживается в наши дни.
Заметим, что демографическим проблемам всегда уделялось особое внимание со стороны высших органов власти. В посланиях Федеральному собранию в 2002 и 2005 годах В.В. Путин отмечал: «Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной... Чтобы люди... стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей, строить здесь свой дом»; ...«Рост численности населения должен сопровождаться осмысленной стратегией иммиграционной политики. Мы заинтересованы в притоке квалифицированных легальных трудовых ресурсов... В конечном итоге каждый легальный иммигрант должен получить возможность стать гражданином России».
Цели «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» - стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту, которые естественным образом приведут к стабильному функционированию рынка труда.
Задачами демографической политики российского государства в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи являются:
- создание предпосылок для повышения рождаемости;
- всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
- создание условий для самореализации молодежи;
- обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка.
Тем не менее, из «Концепции» 2001 года явно следует, что ее авторы связывали рост рождаемости с созданием «благоприятных условий для укрепления семьи», включая «совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей». Предполагалось с помощью материальных стимулов повлиять на решение семьи заводить или не заводить ребенка. Повышение рождаемости действительно произошло (таблица 3 (Демоскоп Weekly. 2012. 18 марта)).
Таблица 3
Общий коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения), 1999-2009 гг.
Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Коф-т 8,73 9,08 9,66 10,21 10,45 10,18 10,38 11,30 12,10 12,00 12,50 12,60
Так, общий коэффициент рождаемости (количество новорожденных на 1000 человек) в 2000 году в России составлял 8,73 (до 10 - очень низкий уровень рождаемости), а в 2011 году коэффициент был равен 12,60 (10-15, которые идентифицируется как низкий уровень рождаемости).
Хотя Правительством принимались и продолжают приниматься меры по материальной поддержке семей (2009-2012 гг., таблица 4), но, заметим, что достигнутый коэффициент материальной поддержки, по-прежнему является недостаточным для естественного воспроизводства населения, поскольку истинное содержание новорожденного в достойных условиях значительно (в разы) превышает данные показатели.
Таблица 4
Материнские пособия в 2009-2012 годах (руб.)1
2009 2010 2011 2012
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности 374 412 438 465
Единовременное пособие при рождении/ усыновлении ребенка 9989 10989 11700 12405
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет 1873 2060 2194 2326
Материнский капитал 312162 343378 365698 387640
Говоря о мерах государственного и общественного воздействия на демографические процессы в России, необходимо исходить из того, что этими процессами нельзя управлять, их можно только тем или иным образом, регулировать. Поэтому на всех уровнях власти необходимо искать способы активного реально позитивного воздействия на демографические процессы в стране. Анализ ситуации демографических процессов в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи показал, что в России в настоящее время определены следующие практические направления:
- формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;
- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей;
- обеспечение условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнению семейных обязанностей работникам, имеющим детей;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
Общая характеристика воспроизводства населения Российской Федерации в настоящее время представлена в таблице 5 (www.gks.ru).
Таблица 5
Показатели естественного движения населения
Тысяч человек
Январь В 2011 г. в % 2010 г.
2012 2011 Прирост, снижение
Родившихся 143,8 133,0 10,8 108,2
Умерших 165,6 170,5 -4,9 97,1
в том числе детей в возрасте до 1 года 1,2 1,0 0,2 121,2
Естественный прирост, убыль -21,8 -37,5 58,1
Браков 55,0 57,9 -2,9 94,9
Разводов 45,9 43,3 2,6 106,1
1 Таблица составлена автором по данным: Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru. Фонд социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fss.ru.
Численность постоянного населения Российской Федерации на 1 января 2012 года составила 143,05 млн. человек, что по сравнению с соответствующим периодом 2011 года составляет незначительный прирост (142,86 млн. человек в 2011 году).
Так, естественный прирост населения в январе 2012 года зафиксирован в 26 субъектах Российской Федерации (в январе 2011 года он зафиксирован только в 15 субъектах). Сокращение численности населения происходило из-за естественного уменьшения населения.
Таким образом, в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты демографической политики государства:
- укрепление здоровья детей и подростков;
- улучшение репродуктивного здоровья населения;
- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста;
- сохранение здоровья пожилых людей.
Сложность современной демографической ситуации в стране состоит в необходимости учета и согласования интересов разных уровней: индивидуальных и семейных; групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных. А ее эффективность определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества, при соблюдении действующих в нем социальных норм.
«Концепцию демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» необходимо будет продуктивно реализовывать В. В. Путину и Правительству Российской Федерации, которая предполагает:
- объединение усилий государства и общества;
- координацию действий органов власти на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном;
- разработку и конкретную реализацию мероприятий, направленных на решение основных задач демографической ситуации в России.
Подводя итоги, выделим такие социально-экономические факторы воздействия на воспроизводство населения, как структурные, культурные, технологические, индивидуальные.
Структурные факторы характеризуются определенным уровнем развития промышленности, сельского хозяйства, торговли, как следствие, уровнем жизни субъектов Российской Федерации, их социальной безопасностью, занятостью и др.
Культурные факторы характеризуются уровнем образования, развитием науки, системы ценностей, которые однозначно должны быть закреплены в общественных традициях, системе религиозных норм, демографических ценностей.
Технологические факторы связаны с радикальными изменениями системы здравоохранения, образования, развития средств транспорта и связи.
Семейные факторы являются наиболее уязвимыми и наиболее значимо влияющими на демографические процессы. Они однозначно определяют место семьи в социально-экономическом развитии. Позитивное влияние на увеличение деторождения, несомненно, оказывают семейные доходы; имущество, наличие жилья, права наследования; система семейных ценностей; соотношение доходов членов семьи и вложений в развитие их человеческого капитала; социально -экономические отношения между полами, поколениями внутри семьи и др.
Индивидуальные факторы характеризуются индивидуальным здоровьем; системой потребностей личности и уровня образования, профессиональной подготовки, индивидуальный доход, их влияние на осознание необходимости воспроизводства населения.
Наряду с позитивными факторами воздействия на улучшение демографических процессов, существуют в стране и неблагоприятные демографические тенденции, которые диктуют необходимость разработки специальных мер по совершенствованию демографической политики на региональном и федеральном уровнях.
Как определено ранее, на фоне продолжающегося демографического спада, значительного уменьшения численности экономически активного населения, ухудшения качества рабочей силы необходимо создание благоприятных условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Особое значение из них придается источникам средств существования, возможностям материального обеспечения семьи и способам самореализации.
Тем не менее, заметим, что в настоящее время добиться того, чтобы естественный прирост населения России снова стал положительным, достаточно трудно, поскольку идет борьба не с кратковременным спадом, а с долгосрочными тенденциями, и в современной России, в ближайшие 10-20 лет их, по нашему мнению, реально невозможно преодолеть. В лучшем случае современной России можно рассчитывать только на замедление естественной убыли населения.
Анализируя процесс воспроизводства населения, следует обратить внимание на социально-экономические факторы и роль демографического фактора в формировании и функционировании рынка труда. Поскольку от демографической структуры населения зависят, так или иначе,
параметры рынка труда, размещение и развитие производительных сил, структура занятости и т.д., то явные изменения в демографическом развитии, в половозрастной части населения вызывают определенные количественные и качественные сдвиги в экономической структуре страны. И как следствие, в структуре национального дохода, что неминуемо отражается на таких параметрах рынка труда, как экономическая нагрузка трудоспособного населения, емкость рынка труда, емкость структуры рынка образовательных услуг и др.
Приведенные факторы являются ярким свидетельством необходимости проведения продуманной, научно-обоснованной, демографической политики, учитывающей менталитет российской общности наций, их традиций и устои.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Жуков, В. И. Россия в глобальном мире: в 3 т. / В. И. Жуков. - М., 2006. - Т. 2. Социология, политика, культура.
2. Официальное Интернет-представительство Президента России [Электронный ресурс]: [веб-сайт]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/appears/2006/05/105546.shtml.
3. Русский архипелаг [Электронный ресурс]: [веб-сайт]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.archipelag.ru.
УДК 338 ББК 65.290
Л. Н. Майорова
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлен анализ перспектив дальнейшего развития менеджмента образования ориентированного на решение проблем инновационного развития и образования человека, на формирование навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационный менеджмент образования, стратегия инновационного развития образования.
L. N. Mayorova
THE PROBLEMS OF INNOVATIVE MANAGEMENT OF EDUCATION
Abstract. The articl deals with the analysis of further management of education development oriented the solving problems of person's innovative development and education, the development of skills and competencies necessary for innovation activities.
Keywords: innovative management of education, innovative development problems.
Реформы, проводимые в последние годы в различных областях российского общества, не обошли стороной научную и образовательную сферы.
В 2005 году были утверждены «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года».
В 2006 году была принята «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», посредством которой была предпринята попытка положить начало динамичному инновационному развитию.
В рамках реализации мероприятий, определенных указанными документами, были заложены основы национальной инновационной системы, определены меры по развитию сектора исследований и разработок, формирования инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций.
За последние годы было значительно увеличено финансирование фундаментальной науки за счет средств государства (в 1,6 раза за период 2006-2008 годов) и прикладных разработок, в том
числе через механизм федеральных целевых программ и государственные фонды финансирования
2
науки .
В рамках реализации принятых программ были созданы основные элементы системы институтов развития в сфере инноваций, включающие:
■ Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
■ венчурные фонды (с государственным участием через ОАО "Российская венчурная компания");
2 По данным Министерства экономического развития [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.