На этой основе субъект хозяйствования сможет выбрать для себя такой комплекс мероприятий риск-менеджмента, который позволит не только уменьшить математическое ожидание потерь, но и, по крайней мере, не снизить текущую доходность предприятия (ордината точки 1 на рис. 2).
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Хизрич, Р. Риск и неопределенность: сущность, методы измерения, пути снижения / Р. Хизрич, М. Питерс. - М.: Прогресс, 1999. - 657 с.
2. Бернстайн, П. Против богов: укрощение риска / П. Бернстайн. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. - 404 с.
3. Хохлов, Н. В. Управление риском / Н. В. Хохлов. -М.: Юнити-Дана, 1999. - 239 с.
Поступила 10.04.2006
УДК 347.736
БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
Асп. МАТВЕЕВА С. Н.
Белорусский национальный технический университет
Анализ мирового опыта рыночных отношений показал, что они вызвали к жизни институт банкротства, смысл которого заключается в том, что он должен служить механизмом, обеспечивающим наиболее эффективный режим управления ресурсами на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Слово «банкрот» заимствовано из немецкого языка, куда пришло из итальянского и представляет собой объединение слов «Ьапко» (банк, конторка, стол менялы) и «гойо» (разбитый) [1]. Этимологический анализ позволяет предположить, что банкротство есть некое состояние банка (конторки, стола менялы), характеризующееся его повреждением, разрушенностью.
Сегодня банкротство - это не просто явление, т. е. «проявление чего-нибудь, событие, случай» [2], а институт, «определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т. п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей» [3].
Термин «банкротство» в последнее время весьма популярен. Однако в экономической литературе редко уточняется смысл, которым он наделен первоначально. Авторы пытаются
объяснить значение банкротства, используя «горизонтальный подход», т. е. в зависимости от причины возникновения кризиса. С этой точки зрения выделяют банкротство бизнеса, банкротство собственника и банкротство производства [4].
Разноаспектность категории банкротства может проявиться с помощью «вертикального подхода»: категория имеет сложную двухуровневую структуру (рис. 1).
Первый, макроэкономический, уровень связан со структурной перестройкой экономики в целом. Динамизм экономических процессов как часть нормального функционирования рыночной экономики свидетельствует о периодическом повторении ситуации банкротства той или иной организации: банкротство устраняет нежизнеспособные элементы рынка, уступая место эффективно действующим субъектам. В этой плоскости банкротство рассматривается как процесс оздоровления экономики посредством перераспределения прав собственности между хозяйствующими субъектами. Финансовые трудности в целом и банкротство служат своего рода индикаторами «слабости», неэффективности предыдущего распределения прав собственности, сигнализируя о неспособности конкретного собственника оптимально выполнять свою функцию в экономической системе.
Банкротство
Объективный процесс рыночной экономики, заключающийся в ее санации посредством перетока капитала из наименее эффективных отраслей экономики в более перспективные
Банкротство
предприятия
МАКРОУРОВЕНЬ
Финансовый
аспект
Ч.
Юридический
аспект
Л
>
У
Рис. 1. Сущность понятия банкротства
МИКРОУРОВЕНЬ
Процесс устранения такого собственника и замены его теми, кто может справиться с делом лучше, составляет «элемент закономерной эволюции рыночной экономики» [5].
Второй уровень, микроуровень, включает два толкования банкротства: финансовый и юридический, где банкротство выступает в разных формах и основывается на различных критериях. Юридический аспект банкротства лежит в основе законодательной и правоприменительной практики, связанной с проблемами несостоятельности. В этом случае критерием банкротства является признанная судом экономическая несостоятельность: отказ должника от уплаты долга вследствие отсутствия средств. С точки зрения финансового менеджмента, банкротство - это заключительный этап развития кризисной ситуации, сопровождающийся разбалансировкой финансовых потоков предприятия, полной потерей ликвидности и финансовой устойчивости. Основанием для того, чтобы считать предприятие банкротом, является фактическое состояние имущества.
Процесс развития кризисной ситуации на промышленном предприятии сопровождается постепенной потерей его платежеспособности или повышением степени неплатежеспособности. Последнее является комплексной характеристикой финансового состояния должника в момент развития кризиса. Если предприятие способно восстановить платежеспособность за счет собственных резервов, или неплатежеспособность носит временный характер, то должник переходит в новое качество - становится банкротом (в финансовом аспекте), или несостоятельным. Если же механизм финансового оздоровления, осуществляемый в рамках конкурсного производства, не оказал реальной помощи, то должник признается банкротом по решению хозяйственного суда (юридический аспект), что влечет его ликвидацию.
Важность юридического аспекта заключается в том, что с даты принятия заявления о признании должника-предприятия несостоятельным включается в действие весь экономико-
правовой реабилитационный механизм, направленный на финансовое оздоровление кризисного субъекта хозяйствования. С этого момента банкротство начинает выступать не только в роли качественной характеристики финансового состояния предприятия, а в большей степени как форма инновации, способной повысить стоимость организации [6]. Формы проявления банкротства представлены на рис. 2.
Банкротство
(финансовый
аспект)
Банкротство
(юридический
аспект)
Качественная характеристика фактического состояния предприятия
Инструмент финансового оздоровления
Качественная характеристика предприятия в судебном порядке
Рис. 2. Формы проявления категории банкротства
Из рис. 2 видно, что, во-первых, должна соблюдаться определенная последовательность «работы» категории банкротства для конкретного предприятия: финансовый аспект - юридический аспект. Иная очередность может означать, что хозяйствующий субъект на данном этапе не находится на стадии фактической несостоятельности (другими словами, это преднамеренное (ложное) банкротство). Такая ситуация нежелательна, потому что способна отрицательно отразиться на состоянии предприятия. Во-вторых, очевидно, что стадия, на которой банкротство выступает особым приемом антикризисного управления (стабилизационного), и является наиболее важной для действительно несостоятельного предприятия.
Институт банкротства в Беларуси состоялся. Рыночная экономика как самоочищающаяся система стала применять в отношении «больных» субъектов отношений институт банкротства как «лекарство».
По данным Департамента по санации и банкротству Министерства экономики, по состоянию:
• на 1.10.2003 60 % государственных предприятий неплатежеспособны, 3549 из 5019 -
находятся в информационной базе Министерства статистики, 2877 - устойчиво неплатежеспособны, 303 - потенциальные банкроты;
• на 1.10.2005 из около 5 тыс. предприятий государственной формы собственности 2390 неплатежеспособны, потенциальные банкроты - 7 %.
Данные о количестве рассмотренных дел хозяйственными судами республики с 1999 по 2005 г. представлены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика рассмотрения дел о банкротстве хозяйственными судами
Показатель 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Рассмотрено дел о банкротстве 166 149 265 1165 758 621 1360
Количество лиц, получивших лицензии 22 36 26 47 15 8 10
В настоящее время 117 лиц получили лицензии на осуществление полномочий управляющего в производстве по делу о банкротстве.
На современном этапе развития Республики Беларусь система экономической несостоятельности (банкротства) включает в себя следующие составные элементы [7]:
1) законодательную базу об экономической несостоятельности (вторая версия Закона о банкротстве - Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 г. (далее - Закон), Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12 ноября 2003 г. № 508 и др. (далее - Указ));
2) специализированную судебную систему (совокупность хозяйственных судов);
3) институт специалистов, обеспечивающих реализацию законодательства о банкротстве, -антикризисные и временные управляющие, а также их помощники, советники, консультанты и другие специалисты;
4) орган государственного управления по делам о банкротстве, обеспечивающий осуществление регулирующих и надзорных функций при реализации процедур банкротства. В Беларуси эти функции с 2002 г. возложены на Департамент по санации и банкротству Мини-
стерства экономики (ранее - Комитет по санации и банкротству при Министерстве гос-имущества);
5) государственные органы, представляющие в делах о банкротстве интересы государства как кредитора по обязательным платежам (налоговые органы, местные исполнительные и распорядительные органы власти);
6) методику диагностирования экономической несостоятельности - Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности от 14 мая 2004 г.
В Законе определены следующие понятия: неплатежеспособность - неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей; экономическая несостоятельность (банкротство) - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная Хозяйственным судом в соответствии с Законом или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями Закона [8].
Закон устанавливает основания для признания Хозяйственным судом должника банкротом или объявления должником о своем банкротстве, регулирует порядок и условия проведения производства по делу о банкротстве, осуществления мер по предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника, в целях проведения его санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождение его от долгов.
В Законе акцент сделан на процедуре санации, предусматривающей меры по оздоровлению должника, т. е. восстановлению его платежеспособности. В соответствии с Законом в процедуре банкротства повышается роль Суда и Закона, а также приводятся в действие дополнительные механизмы, которые призваны ограничить злоупотребления в этой исключительно сложной и тонкой сфере.
Основанием для подачи заявления должника о своем банкротстве является его неплатежеспособность, если она имеет устойчивый характер (ст. 7 Закона).
При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица Закон предусматривает следующие процедуры: защитный период, конкурсное производство, санацию, ликвидационное производство и мировое соглашение.
К числу процедур реабилитации должника, направленных на сохранение кризисного предприятия, относятся: 1) досудебная финансовая помощь, которая может быть оказана должнику учредителями или кредиторами должника, а также за счет средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов и других заинтересованных лиц; 2) защитный период; 3) мировое соглашение.
К числу ликвидационных, направленных на продажу имущества кризисного предприятия, процедур банкротства относятся: 1) конкурсное производство с санацией должника; 2) конкурсное производство с ликвидацией должника.
Основная задача управляющего - по возможности сохранить предприятие, провести его санацию. В этом заинтересованы и кредиторы, ведь вероятность возращения долгов действующим предприятием гораздо выше, чем предприятием, ликвидируемым и распродающим свое имущество.
Несмотря на то, что, по мнению многих специалистов, Закон о банкротстве 2000 г. считается тщательно проработанным, все же в его применении были некоторые проблемы и вопросы. В середине ноября 2003 г. дискуссии по поводу совершенствования действующего законодательства (процедурная недоработка порядка принятия заявлений на процедуру; проблемы у банков при обслуживании клиентов, в отношении которых инициирована одна из процедур банкротства; необходимость привлечения органов госуправления к реализации процедур реструктуризации на ранней стадии финансового кризиса; недоукомплектованность антикризисными управляющими и др.) получили свое разрешение: Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».
Основные изменения касаются оснований для возбуждения дела о банкротстве. В соответствии с Указом хозяйственные суды, принимая иски кредиторов к предприятиям, будут информировать об этом исполкомы, министерства в зависимости от подчиненности должника. Это послужит началом досудебной санации, реструктуризации, приватизации и прочих мер финансового оздоровления, а также предполагает персональную ответственность за результаты мер финансового оздоровления как конкретного министра, так и председателя исполкома.
Анализ новых оснований для возбуждения дел о несостоятельности предприятий в хозяйственных судах свидетельствует о том, что от общего принципа неоплатности для всех лиц, имеющих право на подачу заявления по Закону, в соответствии с Указом осуществляется переход к принципу непополнения текущих платежей для кредиторов, подающих заявления о банкротстве. Если раньше для установления состояния неплатежеспособности должника требовалось осуществить анализ хоздеятельно-сти, то в соответствии с п. 1.11 Указа установлено, что одним из оснований для подачи заявления кредитора является наличие задолженности в размере 100 базовых величин, иногда -в размере 2500 базовых величин.
Несмотря на это, необходимо учесть, что новый Закон, заложивший правовую основу банкротства, и Указ не только обеспечивают цивилизованную ликвидацию неплатежеспособных должников, но и предоставляют возможность сохранить жизнеспособность субъектов предпринимательской деятельности.
В Ы В О Д Ы
1. Рассмотрение категории банкротства в структурном аспекте (макро- и микроуровень, а также «работы» данного понятия для конкретного предприятия) позволяет уделить большое внимание, в первую очередь, финансовой составляющей, которая характеризует степень его платежеспособности, а при ее окончательной потере входит в действие юридический аспект, основанный на применении Закона о банкротстве и Указа № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».
2. В последнее время наблюдается рост числа дел о банкротстве, о чем свидетельствуют данные о работе хозяйственных судов республики. Основными причинами такого состояния дел являются:
• отсутствие четко организованной системы профилактики финансового кризиса;
• низкий уровень профессионализма и недостаточный опыт работы антикризисных управляющих;
• правовой нигилизм и медлительность;
• активность работы налоговых органов;
• понимание ситуации самими хозяйственниками.
3. Поэтому, по мнению автора, на предприятиях необходимо уделять большое внимание финансовому аспекту диагностики банкротства [9]. Это должно выразиться в организации системы раннего диагностирования наступления кризисных ситуаций, их профилактики с целью разработки оперативных мер по их своевременной нейтрализации уже в краткосрочном периоде, так как каждое дело о банкротстве приобретает большое не только экономикоправовое, но и социальное значение.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Этимологический словарь русского языка / Авт.-сост. Н. М. Шанский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. - Т. 1.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - 8-е изд., стер. - М.: Сов. энцикл., 1970.
3. Черных, П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка / П. Я. Черных. - М.: Рус. яз., 1994. - Т. 1.
4. Проблемы управления: финансовый кризис и банкротство / Н. Г. Кукукина [и др.] // Проблемы управления в системе рыночных отношений: материалы МСНТ. -Иваново: ИГЭУ, 1997.
5. Розанова, Н. М. Банкротство как атрибут рыночной экономики / Н. М. Розанова // Вестник Московского государственного ун-та. Сер. 6. Экономика. - 1998. - № 3.
6. Валдайцев, С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: уч. пос. для вузов / С. В. Вал-дайцев. - М.: Юнити-Дана, 2001.
7. Матвеева, С. Н. Правовые аспекты банкротства в разных странах / С. Н. Матвеева // НИРС-2003: материалы VIII республ. науч.-техн. конф. студ. и асп. (г. Минск, 9-10 дек. 2003 г.): тез. докл.: в 7 ч. - Минск: БНТУ, 2003. - Ч. 1.
8. Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». - Минск: Амалфея, 2001.
9. Бабук, И. М. К вопросу о диагностике финансового состояния предприятия / И. М. Бабук, С. Н. Матвеева // Машиностроение: республ. сб. науч. тр. / под ред. Б. М. Хруста-лева. - Минск: БНТУ, 2005. - Вып. 21: в 2 т. - Т. 2.
Поступила 15.11.2005