DOI: 10.12731/2218-7405-2013-3-2 УДК 336.717.061
БАНКОВСКИЙ РОЗНИЧНЫЙ БИЗНЕС: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СПЕЦИФИКА
Фаизова Г.Р.
Роль и значение розничного банковского бизнеса для банковского сектора продолжает расти. В статье рассмотрено текущее состояние розничного банковского бизнеса, и выявлены специфичные черты данного направления в условиях растущего спроса на банковские продукты и услуги со стороны населения и интереса со стороны кредитных организаций.
Цель: Исследование текущего состояния розничного банковского бизнеса и выявление специфики данного направления.
Метод и методология проведения работы: В процессе анализа и исследования поставленного вопроса использовались методы экономико-статистического анализа, методы сравнения и обобщения.
Результаты: Делается вывод о том, что интерес к банковскому розничному бизнесу продолжает расти. Выявлена роль и значение стандартизированных процессов обслуживания и предоставления стандартизованных продуктов и услуг как одного из основных направлений развития сегмента розничного бизнеса.
Ключевые слова: кредитные организации; розничный банковский бизнес; специфика; стандартизация.
RETAIL BANKING BUSINESS: CURRENT STATE ANDSPECIFIC FEATURES
Faizova G.R.
The role and importance of the retail banking business in the banking sector continueto grow. The current state of the retail banking business is considered and specific features of this area in the face of growing demand for banking products and services by the public and interest from lending institutions are identified by the article.
Purpose:Research of current state of retail banking business and detection specific features of this area.
Methodology:In the process of analysis and researchof the question the methods of economical and statistical analysis, methods of comparison and generalizationwereused.
Results: The conclusion is that interest in the retail banking business continues to grow.There were revealed the role and the importance of standardized service processes and standardized products and services delivering as one of the main line of development in the segment of retail business.
Keywords: credit institutions; retail banking;specific features;standardization.
С 2000 года в банковском секторе наблюдается достаточно уверенный рост банковских активов (см. Рисунок 1). По данным Банка России с 1 января 2000 года по 1 января 2013 года активы банковского сектора увеличились с 1,6 трлн руб. до 49,5 трлн руб., а за последние пять лет активы увеличились вдвое. При этом темпы прироста активов банковского сектора выше темпов прироста ВВП. С 2000 года удельный вес совокупных активов банковского сектора в экономике (отношение суммарных активов банковского сектора к ВВП) увеличился с 32% до 79,4%. На 1 февраля 2013 года активы банковского
сектора составили 48,4 трлн. руб., произошло снижение с начала текущего года на 2%.
Следует отметить, что на протяжении рассматриваемого периода с 2005 года по 2012 год темп прироста активов банковского сектора в год превышал темп прироста ВВП (см. Рисунок 2). Наибольший прирост активов банковского сектора был в 2006, 2007 годах (44%), наименьший в 2009 году (5%).
60 000 50 000 40 000 30 000 20 000 10 000
о*4гчт^1люг^оос^о*4гчт 0000000000*4*4*4*4
оооооооооооооо гчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгч
*4*4*4*4*4*4*4*4*4*4*4*4*4*4 ОООООООООООООО *4*4*4*4*4*4*4*4*4*4*4*4*4*4 ОООООООООООООО
50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0 -10,0
ИШ.ш
.
юг-^оос^о*4гчт
0000*4*4*4*4
оооооооо гчгчгчгчгчгчгчгч
*4*4*4*4*4*4*4*4 ОООООООО
*4*4*4*4*4*4*4*4 ОООООООО
I ВВП ШАктивы банковского сетора
Рисунок.1. Совокупные активы (пассивы) банковского сектора, млрд. руб.
Рисунок 2.Темпы прироста активов банковского сектора и ВВП (% за год)
За 2012 год активы банковского сектора выросли на 19%. По данным рейтингового агентства Эксперт РА даже без активной государственной поддержки банковский сектор в ближайшие 2-3 года сохранит темпы прироста активов на уровне 15-20%, а отношение активов к ВВП достигнет 90% к 2014 году[1]. На 1 января 2013 года по данным Банка России данный показатель составил 79,4%. Следует отметить, что растут в целом банковские портфели, в частности достаточно сильно растет розничное кредитование, особенно сегмент необеспеченной розницы.
Интерес к розничному сектору банковского бизнеса продолжает расти как со стороны банков, с целью расширения своей деятельности и наращивания розничных портфелей, так и со стороны населения. Частные лица достаточно быстро смогли восстановить свою платежеспособность после кризиса, в
отличие от корпоративных клиентов, что также оказало существенное влияние на изменение отношения российских банков к розничному сегменту[2, с. 93].
На качественное изменение в спросе населения на банковские услуги, выражающееся в его росте, непосредственное влияние оказывает сохраняющийся на протяжении последних лет рост денежных доходов населения. Так на 1 января 2013 года денежные доходы населения составили 39 005,3 млрд. руб. (см. Рисунок 3, Рисунок 4).
45 000 40 000 35 000 30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000
ю о о
(Ч гЧ
о
гЧ
о
г-^ 00 ООО ООО гч гч гч
о
гЧ
о
о
гЧ
о
о
гЧ
о
о гч
о
гЧ
о
о гч
о
гЧ
о
о гч
о гч
о о
гЧ гЧ
о о
30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0 -5,0
-10,0 ^ ^ ^
о*'
С?*"'
□ ВВП ■ Денежные доходы населения
Рисунок 3. Денежные доходы населения за период 2005-2012 год, млрд. руб.
Рисунок 4. Динамика темпа прироста ВВП и денежных доходов населения с 2007-2013 год, в % за год
Уровень денежных доходов населения является своего рода индикатором развития рынка розничных банковских услуг, являющийся ориентиром в сегменте банковского бизнеса.
Розничный банковский бизнес является одним из важнейших направлений в функционировании доминирующего числа кредитных организаций, который может выступать в качестве существенного по значимости источника привлечения ресурсов, а также перспективным вариантом размещения средств банками с целью получения высокого финансового результата. В настоящее время розничный бизнес является одним из основных факторов роста банковского сектора и ключевым сегментом деятельности большинства банков. Доля розничного направления в банковском секторе будет расти по мере возрастания достатка российских граждан и
возникновения на этой основе у них большей потребности в кредитных, расчетных, инвестиционных и прочих финансовых услугах[3,с. 17].
Объемы розничных услуг в банковском секторе России за последние четырнадцать лет представлены в Таблице 1.
За рассматриваемый период доля розничного кредитования в общем объеме предоставленных кредитов выросла почти в 5 раз и составила на начало текущего года 27,9%. Доля вкладов физических лиц также существенно возросла, и на 1 января 2013 года составила 59,7%.
Таблица 1
Объемы розничных услуг в банковском секторе России за период с 1999 по
2012 год
Отчетная дата Кредиты, предостав-ленныенефинан-совыморганиза-циям и физическим лицам, млрд. руб. в том числе предоставленные физическим лицам, млрд. руб. Удельный вес розничногокредито-вания, в % Средства, привлеченные от организаций и вклады физических лиц, млрд. руб. в том числе вклады физических лиц, млрд. руб. Удельный вес вкладов физических лиц, в %
01.01.2000 497 28 5,6 419 300 71,7
01.01.2001 841 45 5,3 665 453 68,1
01.01.2002 1286 95 7,3 942 690 73,2
01.01.2003 1796 142 7,9 1306 1030 78,8
01.01.2004 2685 300 11,2 1827 1514 82,9
01.01.2005 3807 538 14,1 2541 1977 77,8
01.01.2006 5541 1056 19,1 3691 2755 74,6
01.01.2007 8181 1883 23,0 5956 3810 64,0
01.01.2008 12503 2971 23,8 8679 5159 59,4
01.01.2009 16861 4017 23,8 10852 5907 54,4
01.01.2010 16453 3574 21,7 12952 7485 57,8
01.01.2011 18148 4085 22,5 15854 9818 61,9
01.01.2012 23947 5546 23,2 20239 11871 58,7
01.01.2013 27709 7737 27,9 23871 14251 59,7
Источник: составлено автором по данным годовых отчетов Банка России «Бюллетеня банковской статистики» / URL:http://www.cbr.ru
Агентство РБК.Рейтинг опубликовало рейтинг лучших розничных банков по итогам 2011 года (см. Таблица 2)[4]. Приведем данные по первым 10 банкам из данного рейтинга, это наиболее активные кредитные организации, чей бизнес, в том числе, направлен на розничного потребителя, предлагая ему
наиболее полный спектр банковских услуг. Полный список содержит 65 кредитных организаций, против 55 годом ранее.
РБК. Рейтинг поясняет, что в итоговый рейтинг не вошли, с одной стороны: моно-банки, чей бизнес четко определен каким-то одним направлением - например, автокредиты, с другой, - банки, которые не захотели, по разным причинам, раскрывать данные по тому или иному разделу, а также те, кто временно или навсегда прекратил развивать одно из указанных в анкете направлений (автокредитование, ипотека и т.д.).
Таблица 2
Лучшие розничные банки по итогам 2011 года [4]
№ Банк Итоговы й балл Количество пластиковых карт в обращении на 1 января 2012 года (шт.) Общее количество собственных банкоматов по России на 1 января 2012 года (шт.) Объем выданны х автокреди тов в 2011 году (млн. руб.) Объем выданных ипотечных кредитов в 2011 году (млн. руб.) Объем выданных беззалоговы х кредитов в 2011 году (млн. руб.)
1 Сбербанк 325 68 625 692 34 486 59 197.87 345 722.42 825 371.53
2 ВТБ 24 319 9 081 690 5 757 49 411.77 80 393.31 198 488.36
3 Росбанк 311 3 137 446 2 945 38 732.64 13 083.88 54 912.08
4-5 Райффайзенб анк 297 1 373 076 1 875 18 971.52 9 611.59 34 750.53
4-5 Уралсиб 297 3 112 451 3 022 11 411.71 9 617.91 14 366.45
6 Юникредит Банк 281 624 471 936 36 372.39 7 974.32 19 000.14
7 Ханты- Мансийский Банк 276 773 430 729 2 617.20 9 026.93 20 602.17
8 Альфа-Банк 269 10 037 054 2 479 461.73 2 279.07 123 406.78
9 Кредит Европа Банк 265 1 247 213 550 24 527.49 1 301.35 39 193.61
10 АК Барс 261 768 024 885 2 613.16 4 775.20 10 913.44
РБК. Рейтинг поясняет, что в итоговый рейтинг не вошли, с одной стороны: моно-банки, чей бизнес четко определен каким-то одним направлением - например, автокредиты, с другой, - банки, которые не захотели, по разным причинам, раскрывать данные по тому или иному разделу, а также те, кто временно или навсегда прекратил развивать одно из указанных в анкете направлений (автокредитование, ипотека и т.д.).
Очевидно, что банки, обозначенные как розничные, помимо розничных операций осуществляют и другие банковские операции, в том числе и обслуживание юридических лиц.
РБК.Рейтинг также регулярно публикует список крупнейших банков по размеру чистых активов. Учитывая, что Таблица 2 составлена по итогам 2011 года, поэтому для дальнейшего анализа будем использовать рейтинг крупнейших банков по итогам 2011 года, несмотря на наличие данных за I полугодие 2012 года. Первые позиции в рейтинге крупнейших банков по размеру чистых активов занимают: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Банк Москвы, ВТБ 24, Альфа-Банк, Юникредит Банк, Росбанк, Райффайзенбанк.
Мы видим, что крупнейшие отечественные банки занимают первые места в рейтинге лучших розничных банков.
Большинство кредитных организаций по-прежнему уделяют значительное внимание розничному сегменту бизнеса. В докризисный период эффективность и значимость данного направления деятельности вообще не обсуждались. Все универсальные банки были представлены на розничным рынке, все стремились занять лидирующие позиции, увеличивая долю розницы в общем бизнесе. Однако в условиях кризиса многие банки пересмотрели свои розничные стратегии, но никто не отказался от этого бизнеса. Надо сказать, что в настоящее время многие области банковского бизнеса испытывают определенные сложности, но перспектива розницы и ее роль очевидны[3, с. 17].
Так, например, одной из существующих проблем в активных операциях розничного банкинга является- установление цены на кредитный продукт. Формально в качествеплаты за кредит выступает процентная ставка, однако банки, желая максимизироватьсвой доход и при этом стремясь избежать увеличения процентной ставки (посколькуэто может оттолкнуть клиентов), взимают с заемщиков ряд дополнительных платежей: это может быть комиссия за выдачу кредита наличными, комиссия за зачисление денег, ежемесячный
платеж за обслуживание счета и т. д. В результате реальнаяпроцентная ставка может в разы превышать заявленную[5, с. 87].
Другой, крайне серьезной проблемой для всего банковского сектора, и столь очевидно присущей розничному кредитованию на отечественном рынке банковских услуг, нерешаемой уже многие годы является проблема невозвратов. К настоящему времени сложилась довольно непростая ситуация с возвратом просроченных долгов, и, надо признаться, что это обстоятельство тревожит не только финансовые власти, кредитные институты, но и их регуляторов [3, с.18]. Поскольку взыскание задолженности не является для банка профильным видом деятельности и требует наличия специфических ресурсов и компетенций, соответствующие операции зачастую передают специализированным фирмам - коллекторам [6, с. 204]. Но и здесь возникает множество проблем, как в процессе взаимодействия банков и коллекторов, коллекторов и клиентов банка, так и в самом процессе возврата проблемной задолженности.
Современный розничный банковский бизнес имеет свою специфику, выявление которой позволит построить более полную картину о сущности данного сегмента банковского бизнеса.
Одной из самых заметных и ярковыраженных специфик розничного банкинга является то, что его существенная часть представляется и осуществляется посредством стандартизированных процессов обслуживания и предоставления стандартизованных продуктов и услуг. Данная черта является решающим фактором роста и повышения доходности розничного банкинга в современных условиях. Розничные банковские операции основаны на предложении стандартизированных продуктов. Разработка и внедрение стандартных условий предоставления клиентам банковских услуг является необходимым условием для успешного развития розничного банкинга в силу его массовой направленности. К стандартизированным продуктам можно
отнести продукты потребительского кредитования, экспресс-кредиты, платежные карточки, вклады, расчетные операции и т.д.
Стандартизация процессов обслуживания клиентов, сбыта продуктов оказывает непосредственное влияние на ситуацию в пользу клиентов и банков, позволяя реализовать качественное предложение услуг и оптимизировать внутренние бизнес-процессы банка.
Наличие четко сформированных стандартизованных процессов обслуживания и продуктов позволят в случае необходимости произвести мобильное изменение в соответствие с меняющимися потребностями клиентов.
Специфичной чертой розничного банкинга также является то, что все условия о предоставлении продуктов данного направления, в том числе их стоимость, открыто публикуются на сайтах банков, информационно-аналитических и справочных порталах (в части процентных ставок по вкладам и кредитам). В отличие, например, от формата публикации данных по продуктам и услугам, предлагаемых корпоративным клиентам, которые, как правило, требуют индивидуального согласования.
Важнейшим фактором развития современного розничного банковского бизнеса является динамичное расширение территориального присутствия в регионах России. Развитие сети точек продаж, осуществляющих массовую реализацию розничных продуктов, является необходимым условием успешного развития данного направления. Экспансия в регионы осуществляется посредством открытия представительств и филиалов, либо через покупку других банков.
Как правило, коммерческие банки, позиционирующие себя как розничные, обладают обширной филиальной сетью. Для банков, представленных в Таблице 2 и для крупнейших банков по размеру чистых активов, приведем данные по количеству их подразделений (см. Рисунок 5, Рисунок 6).
800 700 600 500 400 300 200 100
□ Кредитно-кассовые оф|
□ Оперофисы
□ Допофисы
□ Филалы
1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 ы 600
400 200
1-Х ~ ~ ~ _
_ N X X X X
СО ГО ГО , ~ го го го го ЮЮ иН"ШШЮЮ
5 § °
м £
т & „
ГО и <о
|— и ш о
X
^
го
ИКредитно-кассовые офи
□ Оперофисы
ЕЗДопофисы
□ Филалы
Рисунок 5. Сложившаяся структура внутренних подразделений банков-лидеров розничного бизнеса
Рисунок 6. Сложившаяся структура внутренних подразделений крупнейших банков
Рисунок 5 и Рисунок 6 показывают нам, что у банков, признанных лучшими розничными банками количество подразделений больше, что соответствует тому, что экспансия в регионы является необходимым условием для успешного развития розничного банкинга.
Если рассматривать данный аспект в разрезе по регионам, то, несомненно, показатели обеспеченности банковскими услугами г. Москва и Московской области существенно выше, чем у других субъектов РФ. Так, например, по данным Банка России на 1 января 2013 года удельный вес кредитных организаций и филиалов г. Москва и Московской области к кредитным организациям и филиалам России составляет 18%, по Центральному федеральному округу - 20%, по всем остальным федеральным округам данный показатель варьируется от 1% до 6%.
Наряду с расширением продуктовой линейки и упором на разработку и внедрение инновационных продуктов для розничного сегмента банковского бизнеса важное значение имеет современное решение, обеспечивающие автоматизацию всех стадий обслуживания клиента, способствующих повышению качества бизнес-процессов и улучшения клиентского сервиса. Высокий уровень автоматизации, несомненно, оказывает существенное
влияние на качество и скорость обслуживания клиента. Технологические решения способствуют развитию продуктовой линейки банка, повышая привлекательность предлагаемых услуг.
Автоматизация бизнеса также дает возможность дистанционного управления своими финансами самим клиентом, тем самым являясь одним из положительных факторов, оказывающих влияние на клиента при выборе банка. Возможность использования сервиса «Интернет-банк» позволяет клиентам проводить соответствующие операции, не выходя из дома в круглосуточном режиме, и владеть актуальной информацией по банковским продуктам и услугам.
В настоящее время многие банки также предоставляют клиентам возможность осуществлять банковские операции с мобильного устройства (см. Таблица 3) [7].
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Используете ли Вы мобильный телефон для управления и контроля за своими финансовыми операциями?», _% респондентов [7]_
2011 год 2012 год
Да, использую 20 32
Нет, не использую 78 67
Затрудняюсь ответить 2 1
По данным Национального агентства финансовых исследований доля населения, использующего свой мобильный телефон для управления и контроля за финансовыми операциями, постепенно растет (32% - в 2012 году против 20% - в 2011 году). И это чаще всего россияне в возрасте от 25 до 34 лет, а также жители двух столиц. Самой распространенной практикой было год назад и остается получение СМС-оповещений об операциях по банковской карте. Помимо этого респонденты переводят деньги со своего мобильного телефона для пополнения баланса другого мобильного (таких пользователей
стало чуть больше, на 5 п.п.), а также оплачивают услуги со счета мобильного телефона (9% в - 2011 году и 12% - в 2012 году)[7].
Развитие каналов дистанционного банковского обслуживания будет способствовать улучшению качества сервиса и расширению перечня услуг интернет-банка.
Таким образом, проведенный анализ текущего состояния банковского розничного бизнеса позволяет сделать следующие выводы:
1. Интерес к данному направлению продолжает расти как со стороны клиентов, так и со стороны кредитных организаций. Банки смогут выстроить эффективную систему розничного бизнеса, в первую очередь, при наличии четко сформированных стандартизованных процессов обслуживания и продуктов, посредством высокого уровня автоматизации и региональной экспансии.
2. В современных условиях технологические решения способствуют развитию продуктовой линейки банка, повышая привлекательность предлагаемых услуг, а информационная открытость предложения является необходимым условием привлечения розничных клиентов.
Список литературы
1. Будущее российского банковского сектора: соединить рост и стабильность // Рейтинговое агентство Эксперт РА. URL: http://www.raexpert.ru/researches/banks/future_bank_sector_2012/ (дата обращения: 01.12.2012).
2. Фаизова Г.Р. Проблемные вопросы государственного регулирования розничного банковского бизнеса // Сервис plus. 2013. №1. С. 92-96.
3. Заернюк В.М., Фаизова Г.Р. Перспективы развития розничных банковских услуг на российском рынке // Финансы и кредит. 2012. №38. С. 1723.
4. Лучшие розничные банки 2011 года // РБК.Рейтинг. URL: http://rating.rbc.ru/article.shtml72012/05/21/33656900 (дата обращения: 01.12.2012).
5. Котляров И.Д. Особенности маркетинга кредитных продуктов // Финансовый журнал. 2012. №2. С. 81-88.
6. Котляров И.Д. Коллекторская деятельность в Российской Федерации: критический анализ // Управление корпоративными финансами. 2012. №4(52). С. 204-210.
7. Немобильные финансыот 19.11.2012 // Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ). URL: http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/single/10616.html (дата обращения 01.03.2013).
References
1. ExpertRA.
http://www.raexpert.ru/researches/banks/future_bank_sector_2012/ (accessed
December 1, 2012).
2. Faizova G.R. Servisplus [Service plus], no. 1 (2013): 92-96.
3. Zaernyuk V.M., Faizova G.R. Finansy i kredit [Finance and credit], no. 38 (2012): 17-23.
4. RBC.Rating. http://rating.rbc.ru/article.shtml72012/05/21/33656900 (accessed December 1, 2012).
5. Kotlyarov I. D. Finansovyy zhurnal [Financial journal], no. 2 (2012): 8188.
6. Kotlyarov I. D. Upravlenie korporativnymi finansami [Management of corporate finances], no. 4 (2012): 204-210.
7. Natsionalnoe agentstvo finansovykh issledovaniy [The National Agency for Financial Studies]. http://nacfin.ru/novosti-i-analitika/press/press/single/10616.html (accessed March 1, 2013).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Фаизова Гузель Рефкадовна, преподаватель, аспирант
Российский государственный университет туризма и сервиса
ул. Главная, 99, поселок Черкизово, Пушкинский район, Московская область,
141221, Россия
DATA ABOUT THE AUTHOR
Faizova Guzel Refkadovna, Teacher, graduate
Russian State University of Tourism and Service
99, Main street, village Cherkizovo, Pushkin District, Moscow Region, 141221, Russia,