23 (359) - 2009
Финансовый мониторинг
банковские противодействия легализации доходов, полученных преступным путем
А. А. КАЗИМАГОМЕДОВ, доктор экономических наук, профессор Дагестанский государственный университет
З. Ш. НАГИЕВ, преподаватель
В последние годы одной из наиболее актуальных и обсуждаемых тем является оптимизация и осуществление системы финансового мониторинга в российской банковской системе. Противодействием для многих недобросовестных клиентов стали законодательно-нормативные акты, в том числе Федеральный закон от 07.08.2001 № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», положение ЦБ РФ «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. указания Банка России от 14.09.2006 № 1721-У). Вступив в силу, эти акты внесли множество изменений и добавили трудностей в и без того неспокойную жизнь банковского сектора экономики. В соответствии с данными законодательно-нормативными актами в российских банках разработано положение «Знай своего клиента», согласно которому сотрудники внутреннего контроля банка осуществляют оценку договоров и сделок. Положение предусматривает 4 главных принципа:
— заключение договора о расчетно-кассовом обслуживании клиента;
— идентификация клиента;
— контроль счетов повышенного риска клиента;
— риск-менеджмент.
В частности, банкам и их филиалам следует систематически идентифицировать клиентов, определять, какие сведения должны документально
фиксироваться и храниться, обеспечить доступ к ним компетентных органов. Контроль счетов повышенного риска предлагает два метода, которые позволяют осуществить такой контроль: использование централизованной базы данных или децентрализованной базы данных с возможностью обмена информацией между банком и его филиалами. Расчетно-кассовое обслуживание клиента позволяет предотвратить использование транснациональных операций клиентов для преступных целей.
кроме того, следует отметить и дугой документ «Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе (Вольфсбергские принципы)» от 30 октября 2000 г. Вольфсбергские принципы содержат приоритетные направления политики банковской деятельности по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем. В основе политики любого банка должно применяться правило, согласно которому банк может установить отношения только с теми клиентами, в отношении источников доходов или финансирования которых может быть подтверждено их законное получение. Вольфс-бергские принципы основываются на следующих правилах внутрибанковского контроля:
— банк проверяет личность клиента и работает с клиентом в том случае, если проверка проведена полностью;
— банк собирает и систематизирует следующую информацию: цель и причина открытия счета и предполагаемые операции по нему;
— банк «описывает» источники получения доходов и способы перевода денег;
— банк открывает номерные или кодированные счета клиенту в том случае, если банк установил личность клиента;
— банк проявляет повышенное внимание к клиентам, являющимся резидентами и получающим средства из стран, о которых из достоверных источников известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов в борьбе с отмыванием «грязных денег» или являются странами с повышенным риском преступности и коррупции;
— банк разрабатывает документ о выявлении необычной или подозрительной деятельности клиента, который содержит конкретные примеры;
— банк заблокирует счет клиента в том случае, если средства, находящиеся на нем, не соответствуют требованиям законодательно-нормативных актов, а операции по счету можно совершать только с согласия контролирующего органа;
— банк применяет специальную программу контроля за совершением сделки.
сделки с движимым имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма превышает 600 тыс. руб. или эквивалентна сумме в иностранной валюте 600 тыс. руб. и выше, к материальным ценностям в соответствии с законом относятся купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий и лома из них, ценные бумаги. также подлежат моноторингу сделки с недвижимым имуществом, если сумма превышает 3 000 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб. и выше.
Центральный банк рФ и его территориальные учреждения (тУ) осуществляют контроль за исполнением коммерческими банками и их филиалами требований названных законадательно-нормативных актов. При этом особое внимание уделяется обеспечению контроля за своевременным предоставлением банками необходимой информации в контролирующие органы. В целях контроля Центральный банк рФ и его тУ проверяют банки и их филиалы, получают отчетность для определения соответствия деятельности банков положениям законодательных и нормативных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. А также проверяют: наличие в банках и их филиалах правил внутреннего контроля и программ осуществления контроля; наличие отвечающего квалификационным требованиям Банка россии должностного лица, ответственного за соблюдение правил внут-
реннего контроля; соблюдение требований об идентификации клиентов банка и его филиалов, о систематическом обновлении информации о клиентах, по документальному фиксированию сведений о сделках и направлению информации о них уполномоченному органу; соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных законодательными и нормативными актами о противодействии легализации (отмывонию) доходов, полученных преступным путем; о запрете открытия счетов анонимных вкладчиков и частных лиц без их личного присутствия.
Отмывание «грязных денег» на сегодняшний день стало не только постоянным явлением, методы стали все более изощренными и тонкими. существует немало сложных и простых схем по легализации незаконных доходов через банк. Это также подтверждает и банковская статистика. интересен тот факт, что сегодня даже литература по этому поводу есть.
следует отметить, что именно с момента вступления в силу ранее названных нормативно-законодательных актов, были отозваны лицензии более чем у 80 коммерческих банков. сША в последние годы переживают очередной кризис доверия к российским банкам. как полагают многие американские чиновники и банкиры, российские банки если не способствуют, то, во всяком случае, не препятствуют отмыванию денег, финансирующих терроризм. например, Union Bank of California (UBoC) c начала 2007 г. закрыл счета всем 240 (на тот момент) российским клиентам [1].
Центральный банк рФ и его тУ как органы регулирования, контроля и надзора предпринимают меры по выявлению и пресечению незаконной деятельности коммерческих банков и их клиентов. так, например, в 2006 г. этими органами за нарушения законодательных и нормативных актов о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма отозвали лицензии у 60 коммерческих банков. Общая сумма обналиченных «грязных денег» на сомнительные сделки составила более 800 млрд руб. Это в 2 раза больше, чем в 2004 — 2005 гг. [2]. По заявлению с. М. Игнатьева, размер незаконных операций коммерческих банков по обналичиванию денежных средств составляет примерно от 50 до 80 млрд руб. в месяц, по переводу денежных средств нерезидентам от 3 до 4 млрд долл. в месяц. Общий объем таких сделок составляет более 1,5 трлн руб. в год. По этим незаконным операциям коммерческих банков потери
92
финансы и кредит
консолидированного бюджета России (включая государственные внебюджетные фонды) составляют от 500 до 800 млрд руб. в год [3]. Наиболее крупные денежные средства перечислялись клиентам банков Белоруссии, Киргизии, Молдавии, Прибалтийских стран.
Как известно, на сегодняшний день имеются и случаи нарушения коммерческими банками формы безналичных расчетов. В последние годы при рассмотрении арбитражными судами споров, связанных, например, с применением аккредитивной формы расчетов, суды принимают решения по искам двумя противоположными способами. В первом случае удовлетворяется требование плательщика о взыскании неиспользованной суммы аккредитива с банка-эмитента. Во втором случае арбитражный суд отказывает в иске к банку-эмитенту, мотивируя это тем, что требование плательщика должно быть удовлетворено за счет исполняющего банка. Такие противоположные решения арбитражных судов дают лазейку для «отмывания» денежных средств.
Следовательно, действующие российские законодательные и нормативные акты в банковской деятельности по операциям противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в целом соответствуют международным стандартам и обеспечивают базовые основы для недопущения преступно полученных доходов в банковскую систему страны.
список литературы
1. Проблемы финансового мониторинга в банковской сфере // Банковское право. С. 4 — 6.
2. Аксаков А. Как противостоять легализации преступных доходов? URL:http://russia-today. ra\2007\finanses.kfm-24k.
3. Из выступления председателя ЦБ РФ Игнатьева С. М. на парламентских слушаниях на тему: «Соответствие нормативного регулирования и практики осуществления Банком россии банковского надзора основным положениям федерального законодательства». 2007. 20 февраля. URL: http://www.cdr/ru.
Не успели оформить
подписку на 2009 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 721-85-75
Http://www.fin-izdat.ru E-mail: [email protected]