Банковская система
банки с государственным участием: современные задачи управления
с. А. ПОТЕМКИН, доктор экономических наук, начальник управления управленческого учета
и отчетности E-mail:potemkin@rshb. ru Россельхозбанк, г. Москва
Н. Г. НОВИКОВА, доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе E-mail: novikovaNG@yandex. ru
И. В. КИРЕЕВА, соискатель кафедры корпоративного управления
и электронного бизнеса E-mail: ikireeva@rshb. ru Российский государственный университет
туризма и сервиса
экономику, и законы рынка значительно корректируются системным воздействием государств на экономические и социальные процессы. В целях поддержки и развития сбалансированной структуры национальных экономик государствами применяется метод программно-селективной поддержки важнейших секторов экономики, для чего создаются специальные институты и механизмы.
Инвестиционные процессы, проходящие под полным или частичным контролем государства, обычно связывают с банками развития — инвестиционными банками, в капитале которых участвует государство. При этом, как правило, функционирование институтов развития осуществляется за счет средств государственного бюджета, однако возможно также привлечение к инвестиционным проектам временно свободных средств частного капитала и населения.
Несмотря на особое место банков развития, не следует забывать, что инвестиционный путь развития экономики является только одним из
В статье рассмотрены особенности функционирования и сформулированы принципы эффективной деятельности банков с государственным участием. Показана связь контроллинга, финансового мониторинга и финансовой аналитики и их роль в управлении банком. Сформулирован путь реализации инновационного подхода к развитию банковских технологий. На основании анализа сложившейся ситуации судовлетворением потребностей клиентов предложена концепция разработки банковского сервиса.
Ключевые слова: банк с государственным участием, эффективность, финансовый мониторинг, контроллинг, финансовая аналитика, инновации, банковские услуги, банковский сервис.
Современные мировые хозяйственные процессы ставят национальные банковские системы в новые социально-экономические условия. Речь идет не только о новых путях развития и структурного преобразования экономики, но и об участии в решении сложных социальных задач. Политика оказывает все более значительное влияние на
направлений внутренней политики государства. Между тем «любой вопрос управления не может быть решен без решения связанных с ним финансовых проблем» [1, с. 7]. Экономическое и социальное регулирование государства идет как по линии административно-правового аппарата, так и через управление финансовой и банковской системами страны, которые взаимодействуют между собой. Исходя из сложности функционирования и значимости для общества банковская система относится к системам, требующим особых методов контроля и управления. Внутри национальной банковской системы государство создает механизмы, которые позволяют ему с помощью финансовых потоков влиять на производственные и социальные процессы в стране, а также поддерживать ее экономическую безопасность. Такими механизмами являются банки с государственным участием.
Понятие «банк с государственным участием» включает в себя банки, на политику и стратегию которых на основании законодательно зафиксированных механизмов оказывает влияние государство. Понятие «банк с государственным участием» является более широким по сравнению с понятием «банк развития». Если банки развития создаются как механизмы осуществления инвестиций, то перед банками с государственным участием кроме задач реализации инвестиционной политики государства могут стоять и другие задачи инфраструктурных и финансовых преобразований. Банки с государственным участием представляют собой особую форму финансового предпринимательства, тесно связанную с системой государственного управления, различными формами капитала и финансово-банковскими системами. Уровень капитализации и степень участия национальных банков с государственным участием в жизни страны обусловлены текущей экономической и политической ситуацией в стране и мире, уровнем развития рыночных механизмов, идеологическими установками и целевыми программами.
Банки с государственным участием, как правило, имеют сложный конгломерат задач и предоставляемых банковских услуг. Особенность банков с государственным участием заключается в том, что они должны соответствовать требованиям пруденциального надзора, сохранять и увеличивать свою стоимость, повышать капитализацию и при этом достигать целей, определенных органами государственного управления. Банки с государственным участием должны выступать не в качестве источника государственных ресурсов для заведомо
убыточных проектов, а в роли катализатора процессов финансирования. Решение всех этих задач возможно при условии непрерывного повышения эффективности механизмов управления.
Характеристики деятельности ВЭБа, Сбербанка и Россельхозбанка показывают, что функционирующие в российской банковской системе банки с государственным участием создаются для решения структурных задач и имеют определенную специфику работы.
Правовой статус и деятельность государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» регулируются Федеральным законом от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития». Внешэкономбанк (ВЭБ) действует как агент правительства, осуществляет поддержку финансовой системы РФ, а также работает как классический банк развития, т. е. занимается инвестиционной деятельностью и поддержкой приоритетных отраслей экономики. Функционируя в качестве агента правительства, ВЭБ управляет государственным внешним и внутренним валютным долгом, государственными финансовыми активами, средствами пенсионных накоплений населения, а также занимается предоставлением государственных гарантий. В рамках поддержки финансовой системы ВЭБ предоставляет субординированные кредиты, оказывает депозитарные услуги, осуществляет рефинансирование обязательств российских компаний и банков перед иностранными финансовыми институтами и работает в качестве механизма хеджирования валютных рисков по инвестиционным проектам. Стратегия развития госкорпорации предусматривает увеличение кредитного портфеля и объемов участия ВЭБ в капитале компаний, задействованных в его проектах, за счет увеличения объемов портфеля среднесрочных и долгосрочных заимствований. Для этого ВЭБ планирует осуществлять заимствования как на внешнем, так и внутреннем рынках, в том числе за счет размещения собственных долговых инструментов и организации выпуска бондов компаний, учреждаемых банком с целью привлечения ресурсов.
Основным акционером ОАО «Акционерный коммерческий сберегательный банк Российской Федерации» (Сбербанк) является Банк России, и это дает Сбербанку статус банка с государственным участием. При этом деятельность Сбербанка регулируется Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», и это означает, что Сбербанк подчиняется надзор-
ным требованиям на общих основаниях с прочими коммерческими банками. Традиционно ассоциирующийся с финансовым обслуживанием населения страны, Сбербанк работает также с финансовыми организациями, корпоративными клиентами и малым бизнесом, предоставляя широкую номенклатуру банковских продуктов и услуг. Сбербанк осуществляет операции на международных рынках, в том числе принимает участие в синдицированных кредитах для осуществления крупных инвестиционных проектов российской экономики. Сбербанк является крупнейшим банком страны и по итогам первого полугодия 2009 г. занимает 38-е место в мире по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) [2], при этом иностранные инвестиции составляют в капитале Сбербанка около 24 %, и для реализации своих проектов банк активно привлекает ресурсы с мировых финансовых рынков. Сбербанк располагает самой разветвленной в стране филиальной сетью, двумя зарубежными дочерними банками — в Республике Казахстан и Украине и намерен расширять свое присутствие как внутри страны, так и за пределами России. Сбербанк предполагает развиваться по следующим направлениям: расширение международной деятельности, повышение надежности для клиентов, повышение доходности для акционеров, приобретение статуса опоры финансовой системы страны, участие в экономическом и социальном развитии каждого региона России.
Единственным акционером ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» является Правительство РФ в лице Федерального фонда имущества, т. е. Россельхозбанк является банком со 100 %-ным государственным участием. Деятельность банка регулируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», что также делает его подотчетным банковскому надзору. Создание Рос-сельхозбанка связано с идеей поддержки аграрного сектора России, и основные объемы его кредитного портфеля приходятся на предприятия аграрно-про-мышленного комплекса. Банк активно участвует в реализации государственной программы развития сельского хозяйства. Кроме обслуживания сельхозпроизводителей и предприятий смежных отраслей Россельхозбанк кредитует крестьянско-фермерские хозяйства и занимается комплексным банковским обслуживанием жителей сельской местности. Филиальная сеть банка занимает второе место в стране, и Россельхозбанк намерен расширять спектр проводимых им операций. Для увеличения масштабов деятельности, наряду с государственными дотациями
на увеличение уставного капитала, Россельхозбанк мобилизует финансовые ресурсы с внутренних и внешних рынков капитала, привлекая вклады населения и выпуская долговые обязательства.
Очевидно, что разнообразие задач банков с государственным участием требует усовершенствования подходов к их управлению.
Смещение фокуса с объемов деятельности банковских институтов на ее результативность является в настоящее время устойчивой тенденцией, вызванной возрастающей конкуренцией на фоне сложной ситуации в мировой экономике. Руководители кредитных организаций уделяют все больше внимания повышению эффективности управления и поиску внутренних резервов. Ключевым фактором экономического успеха банка в настоящее время становится не только наличие необходимых финансовых ресурсов, но и умение поддерживать высокий уровень корпоративного управления и транспарентности деятельности. Современный этап можно назвать этапом реформирования: возникают новые и трансформируются старые подходы к управлению банками, идет работа по внедрению новых технологий, отвечающих современным требованиям. Результатом эволюции подходов к управлению банковской деятельностью стало изменение требований к определению стратегии развития, квалификации сотрудников и обеспечению эффективности деятельности банка и его финансовой устойчивости.
По мнению авторов, эффективное функционирование банка с государственным участием основано на следующих принципах:
— целенаправленность;
— адекватность;
— комплексность;
— гибкость;
— рациональность;
— транспарентность.
Целенаправленность. Принцип целевой направленности предполагает применение в банке с государственным участием подходов программно-целевого управления и планирования деятельности.
Адекватность. Банк с государственным участием — это механизм, созданный государством для решения определенных задач. Однако пути и методы решения этих задач находятся в сфере компетентности самого банка. Принцип адекватности предполагает наличие в банке компактной структуры аппарата управления и развитых банковских технологий, соответствующих поставленным банку задачам.
Комплексность. Создание банка с государственным участием связано с определением требований, которым он должен соответствовать. Однако изменения в экономической ситуации ведут к постоянной трансформации как требований со стороны государственных структур, так и требований внешней среды функционирования банка. Реализация принципа комплексности заключается в том, что при формировании стратегии развития банка с государственным участием необходимо руководствоваться не только директивными указаниями вышестоящих органов управления, но и учитывать факторы, определяемые процессом эволюции банка, характеризующиеся множественностью взаимосвязанных векторов развития, находящихся в постоянной динамике.
Гибкость. В качестве надежного, государственного института банк с государственным участием имеет доступ к различным источникам капитала, которые он преобразует в целевые финансовые потоки. Использование частного и иностранного капитала накладывает на банк с государственным участием обязательства поддерживать высокий уровень деловой активности, чего невозможно достичь без гибкости банковских стратегий и технологий.
Рациональность. Организация деятельности банков с государственным участием должна осуществляться с учетом целевого функционирования и достижения внутренней экономической эффективности. Принцип рациональности предполагает разумное и обоснованное распределение ресурсов для решения целевых и бизнес-задач, поставленных перед банком.
Транспарентность. Принцип транспарентности реализуется через процессы управления знанием, имеющие в своей основе научные и исследовательские разработки. Результатом реализации принципа транспарентности является целостная система управленческой отчетности банка и возможность обеспечения любого требуемого уровня раскрытия информации.
Деловая культура российского банковского сообщества еще только выходит на тот уровень, когда банки регулярно и по собственной инициативе публикуют свои аналитические материалы. Между тем развитие страны во многом зависит от того, насколько государственное управление владеет знанием о состоянии управляемой системы. Подобно тому, как государственная власть осуществляется, в частности, и через финансы, процесс мониторинга состояния общества может
также иметь финансовую основу. Банк России регулярно получает значительный объем данных в виде обязательной отчетности банков. Если учесть, что кредитные организации аккумулируют информацию об экономических процессах жизни общества, а их собственная деятельность является вторичным индикатором состояния рынков и клиентов банков, становится очевидно, что Банк России имеет все необходимые каналы для осуществления «слежения рублем» [1, с. 9] и систематического анализа финансового состояния и операций экономических субъектов государства, а уровень транспарентности, которую способен обеспечить каждый банк, влияет не только на его собственную деятельность, но и на общее состояние финансовой и банковской системы страны.
Одной из функций Банка России является выстраивание банковского надзора в соответствии с современными достижениями экономической науки. Параллельно Банк России может служить методическим и исследовательским центром по разработке и совершенствованию комплексной системы государственного финансового мониторинга. Такая система поможет органам государственного управления и Банку России решать проблемы экономической безопасности и эффективности финансовой системы, одновременно обеспечивая соблюдение принципа обратной связи по реализации социальных и прочих программ государства.
Поскольку банки с государственным участием нацелены именно на реализацию подобных программ и вместе с Банком России являются опорами финансовой системы страны, задача построения комплексной системы государственного финансового мониторинга может решаться путем взаимодействия Банка России и банков с государственным участием. Организация подобного взаимодействия на основе научно-исследовательских разработок может способствовать повышению качества всей банковской системы страны, однако для реализации подобной схемы необходимо, чтобы механизмы управления банками с государственным участием в свою очередь опирались на систему финансового мониторинга.
По мнению авторов, система финансового мониторинга является комплексной системой диагностики состояния и динамики объекта наблюдения, обеспечивающей накопление, систематизацию и анализ информации о состоянии объекта наблюдения, об источниках, причинах, факторах наблюдаемых и вероятных изменений
его состояния, а также о сделанных прогнозах. В концептуальном плане финансовый мониторинг в кредитных организациях представляет собой комплексную информационно-аналитическую систему, реализующую кибернетические принципы и позволяющую кредитным организациям эффективно выстраивать свои технологические процессы [4].
Проблема поиска компаниями более эффективных методических, технологических и организационных средств обеспечения учета и анализа своей деятельности привела к рождению концепции контроллинга, которая сегодня применяется в компаниях, работающих в самых разных областях деятельности. Термин «контроллинг» раскрывается неоднозначно: самые узкие трактовки рассматривают контроллинг как углубленную систему управленческого учета, т. е. систему сбора и обработки внутренней финансово-экономической информации, более широкие — как сравнение результатов деятельности с предварительно определенными планами и стандартами, а также принятие требуемых корректирующих действий, и, наконец, самые широкие трактовки термина «контроллинг» определяют его как управленческий сервис, включающий обеспечение менеджмента финансовой и нефинансовой информацией, содействие процессу постановки целей и разработке стратегий, планов и бюджетов. Анализ термина «контроллинг» показывает, что различные его интерпретации соответствуют различным уровням возможностей управления, в том числе и в отношении управления рисками. В зависимости от трактовки контроллинга мы получаем простую фиксацию результатов деятельности, оперативное или стратегическое управление.
Технологии управления, принятые в банке, определяют смысловое наполнение термина «контроллинг», а контроллинг является целевым ориентиром (эталоном) при построении системы финансового мониторинга. Контроллинг определяет степень целостности системы финансового мониторинга. В процессе управления любой банк в том или ином объеме осуществляет мониторинговую деятельность, но лишь комплексный подход, подразумевающий его полную и всеобъемлющую реализацию, обеспечивает принятие оптимальных управленческих решений.
Для того чтобы механизм управления банка с государственным участием мог осуществлять не только оперативное, но и стратегическое управление, его система финансового мониторинга должна быть настроена в соответствии с концепцией, рассматривающей контроллинг как неразрывную ин-
теграцию целеполагания, планирования и мониторинга достижения заявленных целей. В этом случае можно говорить о финансовом мониторинге как о целостной системе. Учитывая сложность стоящих перед банками с государственным участием задач, им необходим механизм управления, основанный на целостной системе планирования, наблюдения, анализа и поддержки управленческой деятельности, следовательно, банки с государственным участием должны стремиться применять контроллинг в максимально широкой его трактовке.
Процесс мониторинга неразрывно связан с анализом информации о состоянии объекта наблюдения. При этом финансовый аналитик, анализирующий некий объект (например, банк), рассматривает специфический набор информации об определенных аспектах деятельности объекта (финансовую аналитику). Задача формирования финансовой аналитики является одной из важнейших задач при построении системы финансового мониторинга, так как именно финансовая аналитика определяет качественный уровень контроллинга и возможности системы финансового мониторинга банка. Дело в том, что формирование финансовой аналитики уже является начальным этапом анализа объекта управления, а цели и задачи, для которой она создается, определяют ее вид и состав, но вместе с этим неизбежно налагают ограничения по ее использованию. Недостаточно просто декларировать, что в банке используется контроллинг, который должен комплексно сопровождать процессы управления, обеспечивать необходимую внутреннюю транспарентность, прогнозировать будущие риски и нести ответственность за достижение целей. Если финансовая аналитика банка носит фрагментарный характер, то и система финансового мониторинга будет фрагментарной и не сможет соответствовать вышеуказанным ориентирам контроллинга. Практическая организация контроллинга в банках серьезно осложнена как раз из-за отсутствия подходов и методов формирования финансовой аналитики, которая должна обеспечивать основу для принятия управленческих решений.
Ядром управленческой технологии являются методы принятия решений, которые подразделяются на интуитивные методы, методы использования мотивированного суждения и научные методы. События, связанные с глобальным финансовым кризисом, подняли много вопросов к деятельности аналитиков и надежности финансовой аналитики. Оставляя в стороне вопросы намеренной необъективности, необходимо отметить, что методы
коэффициентов, наиболее популярные при экспресс-анализе и дистанционном анализе, заставляют аналитиков принимать решения на основании небольшой, заранее определенной группы показателей. При этом критерии включения показателей в финансовую аналитику и сам процесс создания доказательной базы для формирования финансовой аналитики носят субъективный характер. При этом, чем менее полной является доказательная база, тем ближе метод принятия решения к интуитивному (на основе накопленного опыта) и тем дальше от научного (на основе знаний и анализа информации). В связи с изложенным становится понятна очевидная наблюдаемая тенденция в развитии надзора и аудита к смещению внимания от обычной проверки показателей к проверке надежности и адекватности управленческих процессов.
В том или ином виде финансовая аналитика присутствует в контуре управления любой кредитной организации. На наш взгляд, можно говорить о финансовой аналитике как о системе в том случае, если технология ее формирования основана: о на методологии построения доказательной базы;
о на методологии формирования деловой статистики.
Методология построения доказательной базы, на которой основываются рассуждения о состоянии объектов управления кредитной организации, базируется на осуществлении типологии банковской деятельности, выявлении, классификации и типизации банковских операций. Построение доказательной базы включает: о процесс определения причинно-следственных связей возникновения событий, составляющих и характеризующих экономические и финансовые отношения кредитной организации; о процесс формирования системы мотивированных суждений, совокупность которых позволяет дать комплексную характеристику деятельности кредитной организации и ее стратегическому потенциалу. Методология формирования деловой статистики включает в себя выявление факторов, влияющих на изменение параметров состояния банка, принципы формирования требований к системе управленческой отчетности банка, их формализацию и классификацию, а также определяет подходы к созданию управленческой отчетности — форме представления деловой статистики.
Руководство банка с государственным участием, решая проблему повышения эффективности
деятельности, должно стремиться совершенствовать методы управления. Данный процесс связан с развитием финансовой аналитики. Построение в банке системы финансовой аналитики предоставит руководству банка и проверяющим органам возможность оценивать качество управления, результативность банковских процессов и транспарентность осуществляемых операций, при этом субъективные мнения и оценки финансово-хозяйственного состояния банка должны быть заменены на оценки, основанные на аналитических данных, полученных в результате реализации формализованных требований и разнородных деловых интересов в информационно-аналитическом обеспечении банковских процессов.
Развитие банка с государственным участием — это сложный, многовекторный процесс. Чтобы достичь направленного развития (управляемой эволюции), необходимо осуществлять реинжиниринг банковских процессов на принципиально новой, инновационной основе. Реализация данного подхода должна следовать путем повышения уровня наукоемкости банковских технологий. Научно-исследовательские разработки — это задача для экспертных советов банков с государственным участием, результатами деятельности которых должны являться систематическая оценка качества банковских технологий, выбор направлений исследований и определение последовательности внедрения инновационных решений.
Инновации должны позволять банкам с государственным участием своевременно реагировать на изменение параметров рынка, изменять перечень банковских услуг и обеспечивать гибкость банковских технологий, необходимую для эффективной деятельности.
Недостаточный уровень обеспечения населения нашей страны банковскими услугами связан с тем, что данное направление требует не только современных программно-технических средств, но и разработки модели и процессов организации клиентского обслуживания.
Несмотря на большую номенклатуру банковских продуктов у различных банков, они не имеют принципиальных отличий друг от друга, при этом многие из них носят сложный для понимания характер, чем вызывают подозрения и недоверие клиентов. Одной из сложнейших проблем при разработке программного обеспечения является тот факт, что рассчитанный на широкий круг потребителей продукт должен быть прост для интуитивного понимания клиентами. Банкам следует присмот-
реться к этому постулату. Принципиальные схемы банковских продуктов изобретены давно и в основном подвергаются модификациям. При этом практически постоянно наблюдается разрыв между потребностями клиентов, с одной стороны, и банковскими предложениями и технологиями, с другой. На взгляд авторов — это связано с практикой разработки банковского предложения как банковского продукта, т. е. с взглядом на него изнутри — с оглядкой на издержки, риски и внутренние процессы банка, большинство из которых клиенту вообще не видны. Восприятие клиента — это взгляд снаружи, и из множества банковских операций, порожденных приходом клиента в банк, лишь малое их количество связано напрямую с самим клиентом или его обслуживанием. В связи с этим столь популярная сегодня концепция управления отношениями с клиентом на практике является всего лишь тактикой продаж, а не стратегическим партнерством, что, очевидно, снижает эффективность применения этой концепции.
Для преодоления разрыва и достижения максимального сближения банковского предложения с запросами клиентов необходимо совершенствовать подходы к клиентскому обслуживанию. В соответствии с декларируемыми подходами кредитные организации (в том числе через Интернет) предлагают к реализации набор банковских продуктов, представляющий собой различный набор условий получения (перевода) денежных средств, и, как правило, имеющий слабое организационно-методическое обеспечение. Вследствие чего использование банковского продукта превращается для клиента в испытание на прочность. Методология клиентского обслуживания должна базироваться на трех основополагающих, взаимосвязанных понятиях: банковское обслуживание, банковские услуги, банковский сервис.
Банковское (клиентское) обслуживание — это действия сотрудников банка в соответствии с регламентом технологий банковских продуктов. Конечной целью банковского обслуживания является оказание банковских услуг.
Банковские услуги — положительные экономические последствия, наступающие у клиента в
результате осуществления банковского обслуживания.
Банковский сервис — это элемент системы (подсистема) управления ресурсами банка, обеспечивающая предоставление клиентам комплексного банковского обслуживания. Основными компонентами системы банковского сервиса являются: электронный бизнес, система доставки банковских услуг, организация точек продаж банковских услуг, нормативно-методическая база банковского обслуживания.
Руководству банков с государственным участием необходимо инициировать работы по созданию концепции клиентского обслуживания. Созданная на ее основе нормативно-методическая база банковского обслуживания позволит планировать и контролировать многие аспекты технологического развития банков с государственным участием, направленного на повышение эффективности банковского сервиса. Наличие у банка с государственным участием сервис-ориентированных технологий — это гарантия стабильности получения положительных результатов его деятельности.
Практика показывает, что проблемы любой организации начинаются с проблем управления. В статье были кратко обозначены ключевые задачи управления банков с государственным участием, требующие внимания в настоящее время. Это контроллинг и финансовая аналитика, инновационный подход к развитию банковских технологий и разработка банковского сервиса. Усовершенствования в банковской области сегодня начинаются не с технических новинок, а с изменения подходов людей, которые там работают, к решению традиционных для банковского дела проблем.
список литературы
1. Горбунова О. Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М.: Профобразование. 2003.
2. Официальный сайт Сбербанка России. URL: http: // ww.sbrf.ru.
3. Потемкин С. А. Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях. М.: КноРус.