Проблемы экономики и менеджмента
К. В. Вертейко
аспирант, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» БАНК РОССИИ: МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается значимость обзоров финансовой стабильности, публикуемых центральными банками (FSR). Показано, что FSR в Российской Федерации имеет недостатки, требующие устранения.
Ключевые слова: Банк России, финансовая стабильность страны, мониторинг финансовой стабильности.
K.V. Verteyko, Far Eastern Federal University
BANK OF RUSSIA: MONITORING OF FINANCIAL STABILITY
Abstract. This article discusses the importance of financial stability review, published by central banks (FSR). It is shown that the FSR in the Russian Federation have the disadvantages of requiring removal.
Keywords: Bank of Russia, the country's financial stability, monitoring of financial stability.
Наиболее распространённое название обзоров финансовой стабильности, как регулярных отчётов центральных банков о ситуации в финансовой сфере, - Financial Stability Review (FSR). Именно так назван обзор финансовой стабильности Банка России за 2011 год.
В настоящее время указанные обзоры доводят до сведения общественности почти 60 центральных банков. Это каждый третий из органов денежно-кредитного регулирования, функционирующих в мире. Первые обзоры стали публиковаться во второй половине 90-х годов центральными банками Англии, Швеции, Исландии и Норвегии. В настоящее время рост числа центральных банков, публикующих FSR, приостановился при наличии банков тех стран, экономический потенциал которых может вырасти и они станут публиковать такие обзоры (Азия, Южная Америка). Банк России стоит в числе первых центральных банков, которые стали публиковать FSR (2001 г., 2003 г. - электронная версия на сайте www.cbr.ru).
Обзоры центральных банков, анализирующие ситуацию в денежной, финансовой и кредитной сферах страны, основаны на мониторинге значительного числа различных индикаторов. К ним можно отнести:
1. Показатели, имеющие макроэкономический характер, дающие информацию о развитии экономики в целом или её важнейших компонентах. Это - ВВП, инфляция, платёжный баланс и ряд других.
2. Индикаторы, характеризующие финансовую стабильность учреждений финансовой системы (рентабельность активов кредитных организаций, размер просроченной задолженности по ссудам, динамика курса доллара и т. п.).
3. Рыночные индикаторы, показатели которых отражают цены на акции, облигации и иные финансовые активы. Они могут быть получены также в результате регулярных опросов акторов рынка, что дополняет официальные балансовые и показатели, содержащиеся в финансовой отчётности, что способствует формированию транспарентного рынка.
Так, Банк России в результате опроса коммерческих банков (87 организаций) по вопросам рефинансирования выявил регулярность, основные факторы, препятствующие более активному использованию инструментов рефинансирования и ряд других моментов. Опрос позволил сгруппировать основные замечания участников денежного рынка. К ним
№ 4 (8) - 2012
69
Проблемы экономики и менеджмента
относятся правила расчётов и особенности бухгалтерского учёта по инструментам рефинансирования. При этом существенных недостатков в технологии работы с инструментами рефинансирования не было выявлено. Понятно, что банки пожелали снизить ставки и увеличить лимиты операций по инструментам рефинансирования Банка России.
Анализируя обзор Банка России о финансовой стабильности за 2011 год, можно отметить три важных обстоятельства:
- Обзор по сравнению с ведущими центральными банками Европы публикуется с некоторым опозданием.
- Обзор публикуется один раз в год, тогда как многие ведущие центральные банки мира доводят до сведения общественности такие обзоры два раза в год. Отметим, что обзор финансового рынка публикуется два раза в год, но его нельзя считать полным аналогом главы 2 FSR «Финансовый рынок.
- FSR ЦБ РФ имеет значительный уклон в сторону макроэкономического уровня. Поэтому мы отмечаем практически почти полное отсутствие регионального разреза финансового анализа по РФ.
Структурно обзор за 2011 год состоит из 4 глав (разделов). Если сравнить обзор 2009 года с обзором за 2011 год, то есть изменения. По первым трём разделам они носят (по названию) редакционный характер. Четвёртые же главы FSR Банка России различаются принципиально. В 2009 году это «Динамика показателей российских рейтингов», в 2011 году - «Меры Банка России по обеспечению финансовой устойчивости». Анализ показателей российских рейтингов вынесен в приложение.
Рамки статьи не позволяют нам подробно проанализировать все новации FSR-2011 Банка России. Поэтому мы остановимся лишь на одной наиболее важной из них -это п. 4.3 «Непрерывный мониторинг рисков и проведение стресс-тестирования денежного рынка». Напомним, что в 2008 г. биржевой рынок РЕПО был эпицентром кризисных явлений. Поэтому ЦБ РФ, начиная с 2011 г., приступил к мониторингу рисков денежного рынка и, прежде всего, рисков указанного рынка РЕПО. Кроме того, Банк России как дополнение к мониторингу продекларировал необходимость рабочих встреч с представителями крупнейших участников рынка.
Банк России отмечает, что системные риски денежного рынка за последние два года снизились, поскольку повысилось качество финансовых инструментов, получила дальнейшее развитие финансовая инфраструктура, снизилась вероятность неисполнения сделок, улучшилось кредитное качество обеспечения, принимаемое в сделках РЕПО, в портфелях участников рынка увеличился удельный вес ценных бумаг, входящих в ломбардный список ЦБ РФ. Однако Банк России не скрывает, что есть факторы, которые предполагают необходимость более эффективного мониторинга состояния рынка и распределения рисков, выявления плохо работающих элементов механизма перераспределения ликвидности и оценки масштабов необходимой финансовой поддержки в случае потенциально возможного кризисного «шока» [1].
К указанным факторам относятся:
1. Высокая рыночная активность небанковских финансовых организаций. Действительно, они потенциально менее устойчивы, ибо подпадают под менее строгое регулирование.
2. Слишком высокая концентрация участников биржевого рынка РЕПО, поскольку около половины этого рынка приходится на 10 крупнейших участников.
70
№ 4 (8) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
3. Имеет место рост клиентских сделок в общем обороте рынка РЕПО, а в случае неисполнения обязательств клиентами и финансовые компании, и кредитные организации (банки) могут также приобрести статус неплатёжеспособных.
Отметим также нерациональную структуру ценных бумаг, использованных кредитными организациями в операциях прямого РЕПО с Банком России. Так, в октябре 2011 года облигации РФ составляли почти 70 процентов всех операций, а облигации ипотечных агентств и ипотечные облигации - лишь 0,4 процента [2].
Устранение указанных недостатков позволит поднять на более высокий уровень качество мониторинга финансовой стабильности, проводимого Банком России.
Список литературы:
1. Обзор финансовой стабильности. 2011. Банк России [сайт]. URL:
http://www.cbr.ru/today/publication_reports/F-ST_2011 (дата обращения: 26.03.2012).
2. Состояние внутреннего финансового рынка в октябре 2011 года. Банк России [сайт]. URL: http://www.cbr.m/search/print.asp?File=/analytics/fm_r/fm_m/1110_fm_m.htm (дата обращения: 11.03.2012).
List of references:
1. Financial Stability Review. , 2011. The Bank of Russia [website]. URL:
http://www.cbr.ru/today/publication_reports/F-ST_2011 (date accessed: 03/26/2012).
2. The state of the domestic financial market in October 2011. The Bank of Russia [website]. URL: http://www.cbr.ru/search/print.asp?File=/analytics/fin_r/fin_m/1110_fin_m.htm (date accessed: 03/11/2012).
Е.В. Галансков
заместитель начальника, Главное контрольное управление
Губернатора Хабаровского края
С.Н. Солдаткин
канд. экон. наук, доцент,
ФГБОУВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации бюджетного процесса, применения программно-целевого принципа планирования и исполнения бюджета субъекта РФ. Рассматриваются аспекты развития инструментария государственного финансового контроля региональных целевых программ. Обосновывается необходимость проведения предварительного внешнего бюджетного контроля программ контрольно-счётными органами субъектов РФ.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, бюджетирование, ориентированное на результат, бюджетный процесс, бюджетный контроль, программно-целевое планирование, региональные целевые программы, контрольно-счётный орган субъекта РФ.
E.V. Galanskov, Deputy Chief of Main Control Айш^^аЬоп of the Khabarovsk Region’s Governor
S.N. Soldatkin, Khabarovsk State Academy of Economics and Law
№ 4 (8) - 2012
71