БАНК КАК УЧАСТНИК И ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВ
Аннотация. Соперничество и сотрудничество банков и высокотехнологичных стартапов в настоящее время стало тенденцией. Актуальны вопросы разработки банковских продуктов и услуг, механизм создания и технологии продвижения их на рынке в условиях возросшей конкуренции со стороны небанковских кредитных организаций и финтех-компаний. Перспективно ли такое партнерство и что выиграют банки, допустив финтех на свою территорию? Различные мнения экспертов финансового рынка, а также возможные перспективы развития банков в условиях внедрения цифровых финансовых технологий рассмотрены в данной статье.
Ключевые слова. Банки, финансовые технологии, цифровые финансы, финтех-стартапы, инновации в банковском бизнесе.
Vaganova G.V.
BANK AS A PARTICIPANT AND USER OF DIGITAL FINANCE
Abstract. Today banks competition and collaborating with fintech companies is becoming a norm. Topical issues of development of banking products and services, the mechanism of creation and technology promotion them on the market in the face of increasing competition from non-Bank credit institutions and FINTECH companies. Prospectively whether such a partnership and what will benefit banks, allowing FINTECH on its territory? The different opinions of experts of the financial market and possible prospects of development banks in the implementation of digital financial technologies discussed in this article.
Keywords. Banks, financial technology, digital, Finance, FINTECH-startups, innovations in the banking business.
В настоящее время в развитии банковской системы Российской Федерации наблюдается высокий уровень насыщенности рынка финансовыми продуктами и услугами с применением цифровых технологий и, как следствие, интенсивной конкуренцией между кредитными организациями (банками) и технологическими компаниями (с условным названием - финтех). Каковы конкурентные преимущества у упомянутых выше участников финансового рынка? Являются ли они соперниками или партнерами -попытаемся разобраться в рамках данной статьи.
Согласно исследованию 2016 World Retail Banking Report, проведенному компанией Capgemini и Европейской ассоциацией финансового менеджмента (EFMA) [1], 63,1% потребителей финансовых услуг в мире используют небанковские финансовые сервисы, и они постепенно начинают теснить традиционные банковские услуги. Разработкой и продвижением этих сервисов занимаются финтех-компании. Как следует из названия, они делают бизнес на предоставлении финансовых продуктов с помощью новых технологий. Особенно популярны услуги финтех-компаний, среди так называемого «Поколения Y», молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет. Молодежь (так называемое поколение Y и Z), как активные пользователи планшетов и смартфонов, ценит возможность осуществить мгновенный перевод или взять взаймы онлайн, открыть инвестиционный счет или по-
ГРНТИ 06.73.00 © Ваганова Г.В., 2018
Галина Валентиновна Ваганова - эксперт-практик в области технологических розничных банковских продуктов. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Е-mail: vagga70@mail.ru. Статья поступила в редакцию 21.08.2017.
ложить средства на депозит, купить страховку или обменять валюту, не посещая банковский офис и вообще не выходя из дома.
Именно на представителей этого поколения следует ориентироваться банкам и финсервисам при планировании своей деятельности, уверены авторы исследования. Авторы исследования обнаружили заметное снижение удовлетворенности качеством банковских услуг среди молодого поколения - банки просто не успевают за теми требованиями, которые к ним предъявляют молодые люди, привыкшие к скорости и удобству мобильных приложений. Для традиционных банков с их консервативным подходом к своему бизнесу такая ситуация выглядит очень опасной. Ведь как только на рынке появляется финансовый сервис, способный предложить более высокотехнологичный продукт, значительная часть молодежи тут же от них уходит. Низкая лояльность клиентов является сегодня главной проблемой для традиционных банков.
Сегодня в условиях глобального информационного общества компаниям, работающим на рынках потребительских товаров и услуг, сложно добиться успеха без использования новых технологий для продвижения своих предложений потребителям. Учитывая, что при усилении конкуренции многие компании, в том числе и банки, стремятся донести информацию о себе и своих товарах потребителям, а потребительское восприятие, как следует из модели потребительского поведения, селективно, востребовано осмысление направлений использования новых технологий в различных видах деятельности, в том числе и в рекламной [2, с. 12].
Конечно, те продукты и услуги, которые предоставляют современные финтех-сервисы, пока еще не способны полностью заменить клиентам традиционный банк. Но в глазах клиентов они выглядят более выигрышно по сравнению с их более консервативными коллегами. Но, не все так безнадежно для банков, у них остается их главное преимущество - более высокий уровень доверия по сравнению с финансовыми сервисами, которые выглядят в глазах клиентов не очень основательными и надежными. Жесткие нормы регулирования, гарантии возврата средств оставляют для банков большой задел для конкуренции с более технологичными финансовыми компаниями.
Банки могли бы работать и вместе с финтех-сервисами, используя свои естественные преимущества. Это касается, прежде всего, технологий в области трейдинга и финансового консалтинга, где доверие к банкам наиболее высоко. Здесь преимущества банков (высокая надежность) и финтех-компаний (мобильность и гибкость услуг) органично дополняют друг друга, что могло бы привести к повышению доверия и лояльности со стороны клиентов. По данным PricewaterhouseCoopers, 95% опрошенных банков опасаются потери части бизнеса в связи с натиском финансово-технологических компаний. В качестве основной угрозы со стороны финтех-компаний две трети опрошенных финансовых организаций назвали давление на маржу прибыли. Впрочем, по мнению экспертов, российским компаниям пока бояться нечего [3].
Так, финансовые организации считают, что 23% их бизнеса может оказаться в зоне риска в связи с продолжающимся развитием сегмента финансовых технологий. А финтех-компании, со своей стороны, рассчитывают, что смогут получить 33% традиционного финансового бизнеса. Как считает руководитель практики PwC в области предоставления услуг компаниям сегмента финансовых технологий в странах Европы, Ближнего Востока и Африки С. Дейвис, финансовые технологии изменяют сектор финансовых услуг извне. «В течение следующих трех-пяти лет совокупный объем инвестиций в сегмент финансовых технологий в мире может значительно превысить 150 миллиардов долларов США, а финансовые организации и технологические компании будут бороться друг с другом за шанс «попасть в игру» (цитируется по материалам интернет-сайта www.banki.ru).
«Финансовые технологии меняют парадигму традиционных посреднических услуг, делая их ненужными. Хотя в прошлом организации финансового сектора выступали в роли посредников в рамках финансовой системы, предоставляя неоценимые услуги клиентам, финансово-технологические компании с их новыми бизнес-моделями, основанными на применении новых технологий, успешно присваивают себе эти функции. С учетом того, насколько быстро развиваются технологии, традиционный бизнес не может позволить себе игнорировать финансовые технологии» [там же], - комментирует ситуацию руководитель международной практики PwC в области предоставления услуг финансово-технологическим компаниям сектора финансовых услуг М. Кашьяп. Он отмечает, что четверть (25%) организаций сегодня совсем не взаимодействуют с
компаниями сегмента финансовых технологий. «Принимая во внимание все более ускоряющиеся темпы перемен, ни одна организация сектора финансовых услуг не может просто почивать на лаврах», - полагает М. Кашьяп.
«России прогресс не грозит». Для подтверждения этой мысли приводим ниже мнения менеджеров российских банков, по результатам опроса интернет-ресурса Banki.ru от 21.03.2016:
• по мнению директора департамента информационных технологий Абсолют Банка А. Горелова, конкуренцию банкам в части технологий составляют в первую очередь компании, которые разрабатывают инновационные подходы к созданию финансовых услуг и используют дистанционные каналы обслуживания в области управления взаимоотношениями с клиентами. Он подчеркивает, что, в отличие от технологий, банковский сектор более традиционен, и в полной мере зависим от регулятора. «Финансово-технологические компании имеют некоторые преимущества перед банками за счет минимальной зависимости от регуляторов и отсутствия жесткой территориальной принадлежности», - считает А. Горелов;
• руководитель цифрового бизнеса группы Бинбанка Д. Каштанов считает конкурентными преимуществами финтеха высокую скорость реализации, гибкость процессов, прозрачности решений. Директор департамента стратегии и маркетинга СМП Банка А. Илющенко подчеркивает, что молодые компании из сектора финтех стремятся угрожать банковскому сектору, а не отдельному банку. «Они лучше банка знают клиента в силу того, что без такого знания никакого бизнеса у них не получится, это заставляет их много общаться с пользователями», - убежден он. По мнению экспертов Банки.ру, различие состоит в том, что финтех-стартапы на 100% сфокусированы на создании конкретного сервиса или конкретной услуги, в то время как универсальные банки часто вынуждены идти на компромиссы, сохраняя средний уровень продуктов и редко приближая хотя бы один продукт к идеалу;
• «Молодые технологические компании в первую очередь работают над удобством, а банки -над безопасностью, и пользователи прощают стартапам недоработки, с которыми не готовы мириться в случае банковского продукта», - указывает А. Илющенко. В России действительно сложилась несколько иная ситуация, соглашается директор по корпоративным рейтингам RusRating М. Плешков: «Отечественные финтех-стартапы преимущественно покупаются традиционными финансовыми структурами. Особенно здесь отличается Сбербанк, что только улучшает имидж, да и не только имидж, крупнейшего российского банка». Наблюдательный Совет Сбербанка одобрил трансформацию кредитной организации в «финансовую экосистему» к концу 2018 года. Концепция подразумевает встраивание в платформу банка различных партнеров, которые будут пользоваться открытыми данными (см. http://www.rbc.ru/newspaper/ 2016/11/09/5 821d4c09a79475232ca62d7);
• Г. Греф отметил, что наблюдательный совет Сбербанка одобрил идею превращения банка в экосистему. Окончательное решение будет принято после представления новой стратегии Сбербанка на 2019-2023 годы. По его словам, при создании экосистемы будет использована концепция открытого кода, которая подразумевает встраивание в платформу Сбербанка различных партнеров. Они смогут пользоваться открытыми данными и кодами банка. Глава Сбербанка также отметил, что банк рассматривает партнерство в рамках создания экосистемы с такими компаниями, как Яндекс и Mail.Ru. Яндекс, Mail.ru и Сбербанк объединятся для создания «цифровой экономики». Представители Яндекса, Mail.Ru Group, Сбербанка, «Ростеха» и «Росатома» объединятся в некоммерческую организацию для мониторинга программы «Цифровая экономика». Они займутся оценкой ее эффективности и стратегических направлений.
Как указывает информационное агентство РБК [там же], эксперты по-разному оценивают компоненты будущей платформы. Главный редактор IT-издания TAdviser А. Левашов говорит, что, судя по описанию, Сбербанк хочет создать платформу вроде iOS от Apple или Android от Google, на базе которой будут появляться приложения: «Сбербанк не первый в России игрок из финансовой сферы, кто предпринимает подобные попытки. Например, по такому пути идет холдинг «Открытие», который формирует экосистему сервисов вокруг своего основного банковского бизнеса - для онлайн-банкинга, для аутсорсинга бухгалтерии через интернет».
Противостояние финтех-компаний и банков является надуманным, а капитализация финтех-компаний, взлетающих на волне ожиданий, может оказаться очередным «пузырем», полагает В. Насочевский (см.: www.futurebanking.ru). Положительное отношение к сотрудничеству с финтех-стартапами поддерживают не все. Одним из сторонников оценки негативной стороны финтех-стартапов выступает О. Тиньков - основатель Тинькофф Банка. Он заявляет, что финтех-стартапы -это способ вытягивать деньги из инвесторов-толстосумов, это просто хобби богатых банкиров (см.: https://www.banker.kz/news/nedbank-why-russia-fail-fintech-startups).
Несмотря на все желания развивать новые технологии в банковском бизнесе, основная задача инновационного менеджмента - это не только поиск и внедрения инноваций, но и расчет финансовой стороны проектов, согласно которой, каждое вложение в развитие инновационного проекта/продукта обязано окупить инвестиции в срок, удовлетворяющих инвесторов. Реальной проблемой является не противостояние, а сотрудничество финтех-компаний с банками. Финтех-компания - это, как правило, стартап, ресурсы которого ограничены. Для нее жизненно важны быстрая проверка бизнес-модели, доработка продукта и расширение масштаба деятельности. Если смотреть на ситуацию с точки зрения финтех-стартапа, то банковская система предстает почти неприступной крепостью с глубоко эшелонированной обороной. Основатели финтех-стартапов изначально нацелены на создание продуктов, которые многое изменят в банковском обслуживании, а может даже «потрясут» сами основы банковской деятельности.
В банках же решения принимаются коллективно, и этот коллективный голос очень и очень консервативен. У большинства участников принятия решения в банке, как правило, нет достаточной мотивации на сотрудничество с финтех-стартапами. Юристы, бухгалтеры, специалисты по финансовому мониторингу далеки от зарабатывания денег, и смотрят на предложения финтех-стартапов скорее как на пустую трату времени и сил, чем как на реальную возможность создания новых, прибыльных продуктов. IT-специалисты довольно часто рассматривают предложения финтех-стартапов как «покушение» на свою «поляну». Банки из первой сотни создают условия для реализации финтех-проектов внутри и тем самым решают проблемы поиска идей и команд для собственного развития. Остальным банкам, если их владельцы и управляющие намерены хотя бы не отстать, надо найти способ стать открытыми для финтех-стартапов.
Сайт сегодня есть у каждого банка, и для начала рекомендуется опубликовать на нем хотя бы email, куда финтех-компании могли бы присылать предложения о сотрудничестве, зная, что они будут прочитаны и рассмотрены. Нужно налаживать заинтересованный диалог банков и финтех-компаний, и тогда результаты не заставят себя ждать. Цифровой банкинг уже плотно вошел в повседневную жизнь потребителей по всему миру и продолжает дальше активно развиваться. Как и любые массовые процессы, развитие онлайн- и мобильного банкинга сопровождает множество мифов и заблуждений, в которые порой верят даже профессиональные банкиры.
Будущее, по мнению автора, за услугами, которые смогут полноценно совместить в себе оба формата обслуживания - онлайн и оффлайн. Полноценная система финансового консультирования подразумевает, что сотрудник банка - это не просто техническое звено, которое можно заменить электронным кассиром. Это уникальный финансовый консультант, который, являясь экспертом, может помочь клиенту спланировать бюджет, сделать выгодные вложения в разные инструменты накопления или создать портфель кредитов, который клиенту «по карману».
Осторожного отношения к финтеху и стартапам придерживается заместитель президента - председателя правления группы ВТБ О. Дергунова: «Технологические манифесты, модернизации, изменения, объединения - это способ сказать: «Клиент, приходи, пожалуйста, к нам». Мы будем пробовать разные методы и выбирать лучшие. Результатом этого станут конкретные технологические решения в руках наших клиентов, которые должны обозначить свое отношение одним понятным способом -принести деньги в наше банковское учреждение. Клиент голосует деньгами, и это единственный способ проверить, насколько успешен банк» (чит. по: www.banki.ru).
Вопрос, за кем будущее, не ограничивается лишь противостоянием банков и финтех-стартапов. Во многих странах именно банки стали источником инноваций и новых технологий, что можно наблюдать на примере Тинькофф Банка, который на сегодняшний день является самым крупным полностью онлайн-банком в России по количеству клиентов (по данным www.tinkoff.ru). В итоге мы можем предположить, что дальнейшее взаимодействие банков как финансовых организаций и финтеха
будет идти по пути взаимопроникновения и сотрудничества, когда, с одной стороны, банки будут выступать пользователями или заказчиками услуг финтеха, а отдельные финтех-компании развиваться и «дорегистрироваться» до финансовой организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Банки проигрывают финтех-компаниям. Консервативные банки не успевают за своими технологичными конкурентами. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://banknxt.com/56623/gen-y-trust-loyalty-anking (дата обращения 30.10.2017).
2. Воробьева И.В., Лукичева Т.А., Пецольдт К. Маркетинговые Интернет-технологии в международной рекламе на современном этапе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 2 (102). С. 12-18.