ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Никитина Т.В., Никитин М.А., Гальпер М.А.
РОЛЬ КОМПАНИЙ СЕГМЕНТА ФИНТЕХ И ИХ МЕСТО НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию нового понятия «финансовые технологии», появлению на рынке финансовых услуг новых участников, рассмотрению их функций и определению роли на финансовом рынке. Помимо этого, оцениваются последствия этого явления для банковского бизнеса в связи с появлением новых конкурентов и анализируются возможные изменения в банковских стратегиях, связанные с появлением финтех-компаний.
Ключевые слова. Финансовые технологии, банки, банковская стратегия, финтех-стартапы, инновации в банковском бизнесе.
Nikitina T.V., Nikitin M.A., Galper M.A.
THE ROLE OF FINTECH SEGMENT COMPANIES AND ITS PLACE ON THE FINANCIAL MARKET OF RUSSIA
Abstract. The article investigates the new term «financial technology», the appearance on the market of new financial services participants. It continues with a review of their functions and role definition. In addition, authors analyze threat to the banking business in connection with the emergence of competitors, and describe possible changes in bank strategies related to these changes.
Keywords. Financial Technologies, the banks, the banking strategy, fintech startups, innovations in banking business.
Введение
Российский банковский сектор развивается в соответствии с мировыми тенденциями развития банковского бизнеса, об этом говорит открытость экономики, сотрудничество и тесные связи нашего бизнеса с западными партнерами, использование единых мировых стандартов для банковского бизнеса в нашей стране. Тем не менее, у России присутствуют свои специфические черты, обуславливающие индивидуальную характеристику степени проникновения инноваций в экономику и адаптацию банковской системы к мировым трендам [1].
В настоящий момент весь мир говорит об информационной революции, затронувшей все области жизни людей; финансовый сектор - не исключение. Результатом проникновения инноваций на фи-
ГРНТИ 06.73.65
© Никитина Т.В., Никитин М.А., Гальпер М.А., 2017
Татьяна Викторовна Никитина - доктор экономических наук, профессор кафедры банков и финансовых рынков, директор Международного центра исследований актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Максим Алексеевич Никитин - аспирант кафедры страхования и управления рисками Санкт-Петербургского государственного университета.
Мария Андреевна Гальпер - аспирант кафедры банков и финансовых рынков, научный сотрудник Международного центра исследований актуальных проблем финансовых рынков Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с авторами (Гальпер М.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 570-29-42. E-mail: galper.m@unecon.ru.
нансовые рынки стали компании сегмента «финтех», сокращение от понятия «финансовые технологии». Термин «финтех» (финансовые технологии) - обозначает проекты современных цифровых технологий в финансовой сфере. По разным оценкам, в мире уже около 10 тыс. финтех-стартапов, и их количество постоянно растет. С 2010 по 2015 гг. объем венчурных инвестиций в финтех вырос в 10 раз, почти до $20 млрд в год. Стартапы перерастают в крупнейшие компании, стоимость которых оценивается в десятки миллиардов долларов. Рассмотрим подробнее типы этих компаний с целью определения их места в современной финансовой системе [8].
Типы компаний сегмента финтех, выделенные авторами в соответствии с их функциями
Треть всех инвестиций в финтех-компании приходится на сферу платежей. Крупнейшие национальные и международные компании в области финансовых технологий специализируются на создании электронных кошельков, осуществлении денежных переводов и платежей.
Развитию финтех-услуг в сфере платежей способствует увеличение доли рынка электронной коммерции. Например, в России объем рынка онлайн-ретейла превысил 598 млрд руб. в 2015 году и по прогнозам вырастет на 17% по итогам 2016 г. [3, с. 9] По мнению экспертов компании «Яндекс.День-ги», факторами для роста выступают проникновение проводного интернета в малых городах, рост доли смартфонов, а также увеличение числа банковских карт. Рынок электронной коммерции растет, в том числе за счет его качественного развития: потребители приобретают позитивный опыт при пользовании услугами интернет-магазинов, а они, в свою очередь, предлагают более качественное и быстрое обслуживание для своих клиентов. Для обеспечения своей деятельности все больше интернет-магазинов выбирают платежные финтех-системы. Вследствие этого, клиенты интернет-магазинов становятся клиентами финтех-компаний этой области.
Приведем примеры наиболее известных финтех-компаний в сфере платежей. Во-первых, это компания PayPal, владельцем которой является интернет-аукцион Ebay, далее - Klarna, лучшая в Европе платежная система подобного типа, компания Alipay, чей владелец - интернет-магазин Alibaba. В настоящий момент в Германии активно развивается компания Sqware - конкурент PayPal, владельцем которой является основатель Твиттера - Дж. Дорси. В России известные компании подобного типа - электронные кошельки Киви, Гугл, Яндекс деньги.
Поскольку данные компании предлагают гораздо более выгодные условия для клиентов, чем банки, их прибыль в основном складывается из-за эффекта от масштаба. Поэтому, как мы заметили ранее, они развиваются за счет тесной связи с площадками интернет-торговли, чьи хозяева и являются создателями данных компаний. Основная проблема для этих компаний: вопрос распространения своих услуг на как можно большее количество потребителей. Ведь прямо пропорционально широте распространения таких сервисов увеличивается их стоимость.
Второй группой компаний сегмента финтех являются компании, действующие в области кредитования. Половина всех венчурных финтех-инвестиций приходится именно сюда. Толчком для развития таких компаний стал кризис 2008 года. Требования к банкам были повышены, в результате чего существенная часть потенциальных клиентов банков потеряла возможность получить кредитование своих проектов. Альтернативой банкам выступили именно организации сегмента финтех. Они занимаются финансированием высокорискованных проектов, малого и среднего бизнеса, физических лиц. Один из наиболее ярких примеров таких компаний - микрофинансовая организация Wonga в Великобритании, фокусирующаяся на высокодоходных кредитах до зарплаты. Уже в 2012 году она показывала более $100 млн чистой прибыли. Примером из российской практики является компания MoneyMan.
В данной группе компаний мы выделим еще одну подгруппу - P2P кредитование (peer-to-peer lending). Суть его заключается в том, что кредиторами являются не финансовые организации, а такие же пользователи финтех-услуг. Примером успешного сервиса подобного типа служит американский проект LendingClub. Его оборот составляет миллиарды долларов. Сервис P2P получил широкое распространение в Китае - на данный момент там действует около 4000 площадок для осуществления кредитования подобного типа.
Инвестирование является третьей функций компаний сегмента финтех. Перечислим наиболее известные компании в этой области. Прежде всего, это так называемые краудсорсинговые площадки, например, Indiegogo или Kickstarter. Они позволяют людям с интересными идеями быстро и легко привлечь финансирование. Любой человек на планете, независимо от его места жительства, может
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
47
стать инвестором. Вместо того, чтобы тратить время на традиционное проведение презентаций перед инвесторами, можно обратиться в интернет, и это ускорит привлечение средств. Помимо этого, к услугам инвесторов - появившийся на рынке робо-адвайзинг. Возникает возможность формировать портфель с помощью алгоритмов, предлагающих клиенту структуру инвестиций, соответствующую его инвестиционным предпочтениям и профилю риска, снижая, таким образом, ежегодные затраты на обслуживание с принятых в отрасли 1-2% до 0,3-0,5% [4].
Четвертой группой компаний сегмента финтех стали компании, осуществляющие свою деятельность в сфере банкинга. Создаются банки, деятельность которых развернута полностью в интернет-пространстве. Характерной чертой здесь является вопрос соответствия банковскому регулированию. Тем не менее, развитие регулирования и надзора финансового рынка создает благоприятные предпосылки для развития таких сервисов. Так в Великобритании, после изменения банковского законодательства в 2014-2015 годах, уже пять новых банков получили лицензии, а Лондон за это время стал де-факто мировой финтех-столицей. Преимуществом виртуальных банков для клиентов, помимо более выгодных условий, чем в традиционных банках, и доступности, является возможность получить бесплатный доступ к своему кредитному рейтингу и кредитной истории (за что раньше пользователям приходилось платить до $100), а также учет всех финансовых продуктов, используемых клиентом [9].
К следующей группе компаний сегмента финтех мы отнесем компании, занимающиеся виртуальным страхованием. Индустрия страхования, которая оценивается почти в $5 трлн, до сих пор оставалась одной из самых нетехнологичных. В первую очередь это связано с повышенными требованиями, предъявляемыми регуляторами, и инертностью существующих игроков (например, средний возраст крупной страховой компании в США составляет почти 100 лет). До сих пор основные инновации в сфере страхования происходили в сегменте дистрибуции. Что неудивительно, учитывая, что большинство страховых компаний все еще распространяет свои продукты, полагаясь на огромные офлай-новые агентские сети, которые забирают себе до 20% в виде комиссий [8].
В последнее время стало трендом создание цифрового страховщика с нуля. Отличительной чертой компаний финтех-индустрии, связавших свою деятельность с созданием площадок для страхования, является весьма внушительный объем первоначальных вложений, необходимых для запуска проекта. Например, вложения в американский стартап в области страховых компаний нового поколения Bright-Health, официальный запуск которого намечен только на 2017 год, уже превышают $80 млн.
Наконец, в заключительную группу компаний, рассматриваемую в этой статье, мы отнесем инфраструктурные финтех-компании. Их деятельность сфокусирована на создании комфортных условий для клиентов других финтех-компаний. Таким образом, сфера применения таких компаний - услуги B2B. Решаемые ими вопросы - обеспечение безопасности данных клиентов, бесперебойности работы платежных сервисов, работа с большими данными (bigdate), а также информационное обеспечение клиентов о возможных услугах финтех-индустрии.
Развитие компаний сегмента финтех в России и их влияние на традиционный банковский бизнес
Выше мы рассмотрели наиболее выраженные сферы распространения услуг в области финансовых технологий. Как мы видим, подобные компании имеют очевидные конкурентные преимущества по сравнению с традиционными финансово-кредитными институтами. Быстрота, удобство, клиентоори-ентированность, возможность предоставлять более качественные услуги по более привлекательным ценам - это далеко не все плюсы, которые получают потребители услуг данных компаний в настоящее время. Эмпирические исследования показывают, что показатель лояльности Net Promoter Score (NPS) у инновационных игроков в 2-4 раза выше, чем у традиционных банков [2]. Выбор в пользу таких компаний выгоден как для бизнеса, так и для физических лиц. Таким образом, переходя от стадии стартапа к стадии крупной компании, финтех-компании начинают вытеснять с рынка оффлайн-участников [7]. Исходя из этого, интеграция с финтех-компаниями является жизненно необходимым условием для нынешних участников финансового рынка.
Развитие финансовых технологий ставит под угрозу не деятельность конкретного банка, а всю банковскую отрасль. Данные выводы отвечают мировым тенденциям, которые диктуют наиболее развитые страны и мировые финансовые центры. Тем не менее, на российском рынке присутствуют определенные черты, являющиеся факторами для отклонения от мировых тенденций. Во-первых, платежеспособность граждан в условиях финансово-экономического кризиса является пониженной, а во-
вторых, консервативная политика российского Центробанка сдерживает развитие финтех-компаний. Например, Центробанк запрещает использование таких инноваций как криптовалюта, в то время как регуляторы в развитых странах адаптируют свою политику в соответствиями с изменениями информационной среды. Помимо этого, такие факторы как достаточно низкий уровень жизни населения, особенно в регионах РФ, а также низкий уровень финансовой грамотности населения обуславливают замедленное развитие информационных технологий в России.
По оценкам экспертов, в России 95% всех разработок сконцентрировано именно у банков и других профессиональных участников финансового рынка. Лидером по внедрению финансовых технологий является крупнейший российский банк «Сбербанк». Помимо него, в данном направлении добились значимых результатов такие банки, как Альфа-Банк, «Тинькофф», «Открытие», Промсвязьбанк. Технологии направлены на повышение уровня комфорта клиентов. Среди них - дистанционное обслуживание, что также оказывает положительное влияние на развитие регионального бизнеса [6]. Выводы
Таким образом, для банковского сектора России угрозы со стороны отечественных финтех-компаний пока нет. Но, в то же время, наш рынок является полем для развития западных инновационных финансовых компаний. В условиях открытой экономики россияне адаптируются к использованию новых платежных устройств, связанных с интернет-магазинами, смартфонами. Тем не менее, распространение этих инноваций тоже является длительным процессом, и поэтому, возможно, в настоящий момент не так чувствуются изменения образа жизни в связи с приходом инноваций как в области финансов, так и в реальной экономике. Но рассматривая долгосрочные стратегии развития банков, мы обязаны учесть в них факт этих изменений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никитина Т.В., Репета-Турсунова А.В. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014.
2. Григоренко Е. Как финансовые IT изменят стратегию банка // Ведомости. 2016. № 4141.
3. Зверева Т. Онлайн-магазины набирают обороты // РБК плюс. 2016. № 1.
4. Atzler E., DrostF. If You Can't Beat Them, Join Them Frank // Handelsblatt research. 2016. November 20.
5. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/development/onrfr_2016-18.pdf (дата обращения 09.11.2016).
6. Брыткова А. Прогресс на мыло: финтех задавит банки? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.banki.ru/news/daytheme/?id=8786966 (дата обращения 16.03.2016).
7. Банки стремятся к сотрудничеству с финтех-сегментом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arb.ru/b2b/trends/banki_stremyatsya_k_sotrudnichestvu_s_fintekh_segmentom-10037088 (дата обращения 11.11.2016).
8. Финансовый муравейник: что представляет собой финтех-индустрия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/mneniya/infographics/324467-finansovyi-muraveinik-chto-predstavlyaet-soboi-fintekh-industriya (дата обращения 11.11.2016).
9. Что такое финтех, и почему о нем важно знать всем предпринимателям. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finstorm.ru/articles/2015/12/20/chto-takoe-finteh (дата обращения 12.11.2016).