Научная статья на тему 'БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ'

БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arts Academy
Область наук
Ключевые слова
спортивные бальные танцы / хореография / жестовый язык / нарушение слуха. / sports ballroom dancing / choreography / sign language / hearing impairment.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Житковец Екатерина Евгеньевна, Моисеев Евгений Сергеевич

В статье рассматривается специфика работы с людьми, имеющих нарушение слуха. Обучение бальной хореографии танцоров с нарушением слуха, обосновывает возможность их социализации через занятия хореографией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALLROOM DANCING AS A MEANS OF FORMING SOCIAL TIES OF THE DEAF AND HARD OF HEARING

The article discusses the specifics of working with people with hearing impairment. Problems of teaching ballroom choreography to dancers with hearing impairment, the possibility of their socialization through choreography classes is substantiated.

Текст научной работы на тему «БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ»

МРНТИ 18.49.45 УДК 793.38

DOI:10.56032/2523-4684.2022.3.3.36

Житковец Екатерина Евгеньевна1 Моисеев Евгений Сергеевич2, 1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)

БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ

Аннотация

В статье рассматривается специфика работы с людьми, имеющих нарушение слуха. Обучение бальной хореографии танцоров с нарушением слуха, обосновывает возможность их социализации через занятия хореографией.

Ключевые слова: спортивные бальные танцы, хореография, жестовый язык, нарушение слуха.

Житковец Екатерина Евгеньевна1, Моисеев Евгений Сергеевич2 1 Казак улттык, хореография академиясы (Астана, Казакстан)

БАЛ БИЛЕР1 САНЫРАУ ЖЭНЕ НАШАР ЕСТИТ1НДЕРД1Н ЭЛЕУМЕТТ1К БАЙЛАНЫСТАРЫН КАЛЫПТАСТЫРУ К¥РАЛЫ РЕТ1НДЕ

Аннотация

Макалада есту каблет бYзылFан адамдармен жумыс жасаудын ерекшелiгi карастырылады. Есту кабiлетi бYзылFан биш'1лерд'1 бал хореографиясын окыту мэселелерi, олардын хореографиялык сабактар аркылы элеуметтену мYмкiндiгi непзделген.

ТYЙ¡нд¡ сездер: спорттык бал билерi, хореография, ымдау тлi, есту кабiлетiнiн бYзылуы.

Zhitkovets Ekaterina Evgenievna1, Moiseev Evgeny Sergeevich2

Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)

BALLROOM DANCING AS A MEANS OF FORMING SOCIAL TIES OF THE DEAF AND HARD OF HEARING

Annotation

The article discusses the specifics of working with people with hearing impairment. Problems of teaching ballroom choreography to dancers with hearing impairment, the possibility of their socialization through choreography classes is substantiated.

Key words: sports ballroom dancing, choreography, sign language, hearing impairment.

Введение. Культура глухих — совокупность представлений, стратегий поведения, традиций, искусств, истории, ценностей в культурах, где значительная часть людей имеют нарушения слуха и используют жестовые языки. Следует отметить, что не все глухие владеют языком жестов, владение которым обычно является главным условием для вхождения в культуру глухих.

Культура глухих формируется в обществах глухих и школах глухих. Человек может войти в общество глухих на любом этапе жизни, с раннего детства или в после школьный период. На сегодняшний день практически в каждом городе нашей страны есть школа, дающая образование людям с ограниченными возможностями.

Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития эстетического воспитания. Музыка - это опора танца. Музыку и хореографию в воспитании детей с нарушением слуха, лучше использовать с раннего детства. Музыкально-хореографическая работа открывает новые пути для более полноценного развития глухих детей, у них развивается эмоциональная составляющая, а также артистизм, музыкальность; очень важно развивать двигательный аппарат и мышечную, слуховую, зрительную память.

Разучивание лексического материала основывается на темпо-ритме музыки с соблюдением всех музыкальных особенностей (пауза, затихание, усиление, смена темпо-ритма и т.д.). При ознакомлении с лексическим материалом, а также на

стадии разучивания и отработки хореографической композиции не следует пренебрегать строгим соблюдением музыкального ряда. В работе с детьми с нарушениями слуха весь лексический материал должен даваться строго на счет [2].

Методы исследования. При написании работы автор использовал такие методы научного познания, как наблюдение, сравнение, эксперимент. Основами бальных танцев являются принципы: «делай простые вещи, чтобы сделать сложные», «развивай в медленном темпе, чтобы успеть в быстром», «посмотри и сделай лучше», «от эмоции к логике», «от логики к ощущениям».

Обзор литературы по теме. Для описания принципов работы с глухими людьми, были изучены труды Н.П. Борисова «Влияние жестовой песни на формирование творческой личности неслышащего ребенка» [1], Е.З. Яхнина «Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха» [2], Т.В. Розановой «Психология глухих детей» [3], О.А. Варинова «Особенности описания социального сообщества глухих людей» [4].

Основная часть. Не нужно забывать, что детям с нарушением слуха сложнее овладеть ритмом движений, поэтому необходимо найти правильный подход к проведению занятий. В работе применяется несколько принципов.

Принцип доступности. Этот принцип

предусматривает учет возрастных возможностей ребенка. Постепенное усложнение заданий - это одно из основных условий доступности. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребёнка степени сложности заданий. Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путём физических и психических усилий занимающихся.

С ним связан и принцип постепенного повышения требований. С каждым занятием ребенок знакомится с более сложными движениями, при этом нужно давать время на отдых. Переход от старых упражнений к более сложным и новым, должен быть

последовательным, обусловденным закреплением формирующихся навыков и адаптацией организма.

Принцип наглядности. Педагог должен не просто рассказывать, как выполняется то или иное движение, но и сам выполнять это движение и закреплять его с учениками. Хорошим успехом пользуются видеозаписи выступлений известных танцоров.

Принцип систематичности - это непрерывность и регулярность занятий. На занятиях ребенок должен понимать, что каждое дело он должен делать до конца и добросовестно. Систематические занятия дисциплинируют ребёнка, приучают его к методичной и регулярной работе.

Принцип заинтересованности (мотивации). Со временем у ребенка по разным причинам может угасать заинтересованность к занятиям танцами. Дети включаются в деятельность только при появлении мотивации к участию. Мотив - это побудительная причина, повод к какому-либо действию. Он может носить кратковременный, либо стабильный характер. Задача педагога сформировать у детей, занимающихся в ансамбле, стабильную мотивацию к занятиям бальными танцами. Для этого можно поставить в пример их старших учеников, которые участвуют в областных, республиканских, международных конкурсах. У ребенка должны быть пример и цель, к которй он захочет стремиться. Этот принцип может включать в себя слуховую и зрительную наглядность, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ движений, картинок, фото). Целесообразно выделить в этом принципе несколько важных приёмов, которые используются на танцевальных занятиях с неслышащими детьми:

— считывание с губ;

— использования дактиля;

— жестовая речь и естественная мимика;

— приём глобального чтения, показ табличек.

Цель педагога (тренера) - приобщение глухих

детей к движениям под музыку, для этого детям нужна помощь в обретении чувства уверенности.

39

Следует подбирать материал, в котором проявится желание заниматься хореографией, его «изюминка» и индивидуальность. Необходимо организовать занятия с детьми таким образом, чтобы они проходили без принуждения, излишней дидактики. В процессе обучения все эти средства взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Можно выделить задачи педагога по спортивным бальным танцам, специализирующиегося на работе со слабослышащими:

— развитие физического потенциала и физической подготовки, выносливости и силы;

— развитие хореографических основ (высота и гибкость прыжка, выворотность стопы и шага);

— развитие ритмичности, музыкальности, артистичности, эмоциональной выразительности;

— воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе;

— воспитание музыкального вкуса и любви к искусству.

Вопрос, который является немаловажным на занятиях по бальным танцам - это работа в паре. Педагог должен поставить в пару, а если потребуется, то и заменить вовремя партнера для того, чтобы вызывать интерес к занятиям и освоению новых дуэтов.

Непростая задача - научить двигаться в паре. Здесь необходимо подвести учащихся к изменению мироощущения из «я» в «мы», потому что, двигаясь в тандеме и чувствуя партнера, легко достичь результатов и технических требований педагога. В латиноамериканской программе необходимо чётко соблюдать последовательность подачи информации о движении:

— как делаем шаг (перенос веса);

— позиция стопы (куда ставим ногу);

— движение колен;

— движение бедер;

— движение корпуса;

— движение рук;

— движение головы (движение взгляда)

Результаты исследования. Танец начинается «от пола». У людей с нарушениями слуха очень развита чувствительность, поэтому они хорошо чувствуют музыку через стопы. Главным правилом танца глухих является расположение колонок на паркете, сцене. Через пол проходит вибрация, которую танцоры могут почувствовать и понять ритм мелодии, поэтому организаторы конкурсов и турниров должны учитывать этот пункт и устанавливать басовые колонки по бокам.

Еще одним пунктом является синхронность, ее танцоры могут добиться при помощи своего руководителя. Он должен стоять перед своими танцорами за паркетом или сценой с открытыми до локтя руками для лучшей видимости жестов, которые исполняются под ритм композиции. Но это не отменяет факта затанцованности хореографической постановки. Каждое движение должно быть заучено по ритму и музыкальной длительности.

Еще одним пунктом синхронного исполнения является помощь слабослышащих танцоров, которые носят слуховой аппарат. Чаще всего в коллективе их численность составляет не менее 5% от общего количества выступающих, они помогают другим сориентироваться по движениям во время исполнения танца.

Также в такие коллективы допускается 1% слышащих (здоровых исполнителей), что, в целом, упрощает работу. Но чтобы не выделяться по ритму нужно ориентироваться на глухих танцоров.

У танцовщиков с ограниченными особенностями есть возможность участвовать в конкурсах, которые имеют мировой масштаб. Одним из них являются «Дельфийские игры». «Дельфийские игры» — это соревнования (конкурсы, фестивали), а также выставки и презентации в различных областях искусства. Уровень глухих исполнителей позволяет принимать участие в соревнованиях и конкурсах наравне со здоровыми конкурсантами. На этапе подачи заявки на конкурс о глухоте исполнителя знают только организаторы. Во время исполнения танца зрители и судьи не сразу понимают, что перед

ними глухие, пока не увидят тренера, который помогает танцорам.

Заключение. Методы работы, описанные нами ранее, применяются в работе с коллективом и являются актуальными для работы с рассматриваемой категорией исполнителей. К примеру, в городе Петропавловск есть КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха». Несколько лет назад, в 2006 году, в школе-интернате был создан ансамбль бального танца «Sensitive», что в переводе с английского языка означает «Чувственные». Данный коллектив занимает призовые места и привозит Гран-при с Республиканских и Международных соревнований, имеет титул чемпионов не только среди слабослышащих, но и среди слышащих исполнителей. Это первый единственный ансамбль среди неслышащих людей в Казахстане, который занимается спортивно-бальными танцами.

Работа с глухими и слабослышащими имеет для нас большой интерес, в связи с этим мы планируем продолжить исследовательскую работу в этом направлении.

Список использованных источников:

1. Борисова Н.П. Влияние жестовой песни на формирование творческой личности неслышащего ребенка // Интернет ресурс: Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. Режим доступа: https://e-koncept.ru (Дата обращения 25.03.22 время 20:08).

2. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Пособие для студентов дефектологических факультетов. - М., 2003. Интернет ресурс: https://www.twirpx.com/file/280618/ (Дата обращения 12.03. 22 время 19:00).

3. Розанова Т.В. Психология глухих детей. - Москва, 1971. -

250 с.

4. Варинова О.А. Особенности описания социального сообщества глухих людей. - Москва, 2006. - С.10-17.

Reference:

1. Borisova N.P. Vlijanie zhestovoj pesni na formirovanie tvorcheskoj lichnosti neslyshashhego rebenka // Internet resurs: Nauchno-metodicheskij jelektronnyjzhurnal «Koncept». - 2017.

Rezhim dostupa: https://e-koncept.ru (Data obrashhenija 25.03.2022 vremja 20:08). (In Russ.).

2. Jahnina E.Z. Metodika muzykal'no-ritmicheskih zanjatij s det'mi, imejushhimi narushenija sluha: Posobie dlja studentov defektologicheskih fakul'tetov. - M., 2003. Internet resurs: https://www.twirpx.com/file/280618/ (Data obrashhenija 12.03. 22 vremja 19:00). (In Russ.).

3. Rozanova T.V. Psihologija gluhih detej. - Moskva, 1971. - 250 s. (In Russ.).

4. Varinova O.A. Osobennosti opisanija social'nogo soobshhestva gluhih ljudej. - Moskva, 2006. - S.10-17. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.