УДК 378.1 Т.П. Сорокина, Б.П. Сорокин, О.П. Квашнина
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ИНСТИТУТЕ ЭНЕРГЕТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ АПК КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
В Институте энергетики и управления энергетическими ресурсами КрасГАУ проанализированы итоги балльно-рейтинговой системы контроля знания за три года. Приведены диаграммы рейтинга по различным дисциплинам и отмечены положительные и отрицательные стороны этой системы.
Ключевые слова: знания, контроль, рейтинговая система, оценка.
T.P. Sorokina, B.P. Sorokin, O.P. Kvashnina
MARK-RATING SYSTEM FOR KNOWLEDGE CONTROL IN KRASNOYARSK INSTITUTE OF ENERGY AND ENERGETIC RESOURSES IN THE AIC MANAGEMENT OF KRASNOYARSK STATE AGRARIAN UNIVERSITY
The results of mark-rating system for 3 years knowledge control in Energetic Institute of Krasnoyarsk State Agrarian University are analysed in the article. Rating diagrams on various subjects are given. Advantages and disadvantages of this system are emphasized.
Key words: knowledge, control, rating system, mark.
Необходимость интеграции в европейскую систему высшего образования обусловливает интерес к разработке и внедрению инновационных методик контроля знаний студентов. В последние годы вузы России уделяют значительное внимание так называемой балльно-рейтинговой системе (БРС) контроля знаний.
Традиционные методики обучения и оценки знаний студентов имеют ряд недостатков:
1. Не обеспечивают достаточной мотивации аудиторной и, в особенности, самостоятельной работы студентов.
2. Недостаточно эффективны методы контроля усвоения знаний, сводящиеся практически к двум сессионным периодам в учебном году, что провоцирует «авральный» режим подготовки и моральнофизическую перегрузку студентов.
3. Реально нет возможности мониторинга состояния дел отдельных студентов на протяжении семестра.
4. Усреднение результатов успеваемости всех студентов: и студента, сдавшего все текущие контрольные мероприятия досрочно, и студента, сдавшего их в последнюю (зачетную) неделю. Формально они оба одинаково успевают.
Рейтинговая система контроля и оценки знаний позволяет скомпенсировать указанные недостатки.
В настоящее время в образовательном пространстве идет процесс освоения новых подходов к оценке качества образования студентов, и современная внутривузовская оценочная система призвана обеспечить:
1 - применение инновационных технологий обучения;
2 - индивидуализацию учебного процесса с учетом результатов контроля;
3 - предоставление руководству вуза объективной информации об уровне и качестве полученных знаний;
4 - предоставление студенту возможности самоконтроля текущей учебной деятельности.
Рейтинговая форма контроля имеет ряд преимуществ. Дополнительно к сессиям осуществляется текущий контроль знаний, который становится встроенным элементом обучения. Процедура контроля результатов отдельных этапов семестра обеспечивает большую надежность и объективность оценки полноты освоения дисциплины студентом в целом. Студент в большей степени мотивирован к самостоятельной работе, то есть повышается значимость самостоятельной и индивидуальной работы. Вносится элемент состязательности в процесс обучения. Более равномерно распределяются учебные нагрузки, как на студента, так и на преподавателя, процесс обучения в идеале должен проходить более ритмично и планомерно.
В современном образовательном процессе самостоятельной работе студентов придается все большее значение. Действительно, именно способность к самостоятельному образованию, в том числе в послевузовский период на протяжении всей профессиональной деятельности, является важнейшим условием профессиональной подготовки специалистов, и здесь роль преподавателя в обеспечении организационнометодических условий и формировании у студентов соответствующих мотиваций и навыков возрастает оче-
видным образом. Отметим здесь, что далеко не все преподаватели готовы к таким изменениям, и на кафедрах необходимо детальное изучение результатов использования БРС и обмен опытом.
Традиционная оценка эффективности учебного процесса в зачетно-экзаменационной сессии в конце семестра отлажена многолетним опытом применения. Однако в ряде случаев контроль непрерывного процесса обучения два раза в год не позволяет провести какие-либо индивидуальные или системные коррекции. Поэтому необходимость объективного и селективного мониторинга процесса и результата обучения очевидна.
В данной работе представлен опыт применения рейтинговой системы в качестве средства диагностики учебного процесса и достигнутого образовательного результата. Балльно-рейтинговая система в КрасГАУ существует уже третий год. Рассмотрим некоторые итоги внедрения этой системы в Институте энергетики.
Использование рейтингов требует очень тщательного планирования учебной работы на весь семестр и генерального планирования на весь период изучения дисциплины. Например, применительно к техническим дисциплинам рейтинговому ранжированию подлежат: периодические контрольные работы, выполняемые во время аудиторных занятий, домашние задания, выполнение расчетных и курсовых работ, самостоятельное написание рефератов, своевременность выполнение заданий, участие в СНО, олимпиадах, научных конференциях, тестирование по темам и разделам. По усмотрению преподавателя можно устанавливать бонусы для студентов в виде посещения занятий, наличие конспектов лекций, своевременность и качество выполнения лабораторных работ. Все результаты необходимо оценивать в баллах. Поэтому конкретные схемы планов-рейтингов БРС по каждой учебной дисциплине необходимо разрабатывать преподавателями кафедр в начале каждого семестра и доводить их до сведения студентов.
Контроль усвоения каждой дисциплины в рамках БРС включает в себя текущую, промежуточные и итоговую аттестации. Семестр делится на три этапа: два модуля и итоговый этап. Этим закладывается и модульность изучения дисциплин. По окончании первых двух этапов проводятся промежуточные аттестации, а по окончании семестра - итоговая. Виды отчетности и критерии оценок на каждом этапе и по каждому виду занятий должны быть едины по всем дисциплинам в одном - максимально возможный балл по любой из них за семестр равен 100 баллам. Промежуточная аттестация по семинарским и лабораторным занятиям осуществляется по итогам текущей успеваемости в строго определенные сроки. У преподавателей появилась возможность обоснованно назначать уровни допуска к экзамену, нормированные в баллах.
Семестр заканчивается итоговым экзаменом или зачетом, на котором студент может набрать количество баллов, достаточное для получения положительной оценки. Оценка «удовлетворительно» выставляется тогда, когда он набрал интегрально (работа в семестре и экзамен) не менее 60 баллов. Для подведения итогового результата за семестр рекомендована следующая шкала: 60-72 (баллов) - удовлетворительно; 73-86 (баллов) - хорошо; 87-100 (баллов) - отлично.
Определение общего рейтинга студента с учетом результатов работы по всем дисциплинам требует унифицированного алгоритма расчета для различных дисциплин и учета содержательного вклада отдельной дисциплины в интегральный образовательный результат.
Общий рейтинг студента Р по всем дисциплинам учебного плана определялся в 100-балльной шкале с учетом трудоемкости дисциплины и формы отчетности в конце семестра:
где і - количество зачетных единиц за дисциплину (1 зачетная единица равна 36 академическим часам общей трудоемкости);
Хі - количество баллов, заработанное студентом в семестре с учетом промежуточных аттестаций;
&маке _ максимальный рейтинг по всем дисциплинам данного семестра.
На рисунке 1 приведена общая гистограмма рейтинга на трех курсах по интервалам баллов, которые соответствуют пятибалльной оценке (интервал 0-59 соответствует неудовлетворительной оценке, 60-72 -удовлетворительной, 73-86 - хорошей, 87-100 отличной).
(
\
У
\
У
120
100
Ф 80
X 5
X
О
60
40
20
0-59
60-72
73-86
87-100
Балл
0
Рис.1. Общая гистограмма рейтинга на трех курсах по интервалам баллов
Большое количество студентов, имеющих низкие баллы, фиксируют результаты сессии на третьем курсе, что подтверждается гистограммой, приведенной на рисунке 2.
Рис. 2. Гистограмма общего рейтинга студентов на 3-м курсе
Плохие результаты успеваемости студентов 3-го курса (рис. 2) могут быть связаны и с тем, что БРС была введена впервые только на этом курсе. Адаптации к этой системе у студентов на ранних курсах не было.
Введение системы подсчета баллов позволяет обоснованно оценить успешность учебной работы не только студента, но и преподавателя. Рейтинги студентов по отдельным дисциплинам в сопоставлении друг с другом и с интегральным рейтингом позволяют сравнивать работу преподавателей как в рамках одной дисциплины, так и в различных предметных областях. Когда распределение по баллам по схожим дисциплинам резко отличается друг от друга, то следует делать вывод об уровне конкретного преподавателя и его
отношении к своим профессиональным обязанностям. Здесь следует иметь в виду, как резкое занижение, так и завышение оценок относительно определенного среднего уровня.
Например, распределение студентов по баллам для дисциплины «Электрические машины» (рис. 3) существенно отличается от распределения для курса «Эксплуатации электрического оборудования», которые достаточно близки между собой по сложности восприятия. На рисунке 3 количество положительных оценок - 34 %, на рисунке 4 - 83 %. Это вызывает вопросы по преподаванию и оцениванию знаний.
Отлично Хорошо 2%
20%
Удовл.
12%
Неуд.
66%
Рис. 3. Диаграмма рейтинга по дисциплине «Электрические машины»
Рис. 4. Диаграмма рейтинга по дисциплине ««Эксплуатация электрооборудования»
Введение балльно-рейтинговой системы делает более объективной оценку успеваемости студентов в целом. БРС позволяет оценить совокупные академические успехи студента и дать более глубокий анализ результатов обучения. Особенно это заметно для дисциплин, изучение которых завершается безликим «зачтено», но на которые приходится до 40% объема всей учебной нагрузки. В случае, если на экзамен запланирована большая часть баллов, то рейтинговая система будет мало чем отличаться от сложившейся системы оценивания по пятибалльной шкале. Выставление подавляющего количества баллов за экзамен не убеждает студента в необходимости и важности текущей работы. Поэтому за экзамены целесообразно выставлять сравнительно небольшое количество баллов - до 40% от общего количества баллов за семестр.
Важная задача рейтинговой системы - это формирование у студентов созидательной направленности их учебной деятельности, то есть нужно научить студента добавлять по крупицам и накапливать те позитивные результаты, которые появляются при освоении материала и преодолении барьеров контрольных заданий. Работа, выполненная лучше и качественней, должна оцениваться большим количеством баллов. Формирование адекватных и качественных заданий, в том числе банков тестовых заданий, для того, чтобы
большая часть студентов смогла бы освоить их качественно и в срок в пределах семестра, становится «краеугольным камнем» в методической работе всех преподавателей.
Была проанализирована успеваемость студентов 1-го и 2-го курсов в течение трех семестров: первый, второй и четвертый. Общий рейтинг студентов представлен на рисунке 5.
Контингент
Рис. 5. Общий рейтинг студентов за три сессии
Видно, что студенты 1-го курса закончили первую сессию с низкой успеваемостью. Это очевидно, так как адаптация студентов при переходе от школьного образования к высшему всегда происходит с большими трудностями. Во втором и тем более в четвертом семестре результаты резко меняются в лучшую сторону. Это хорошо видно на диаграммах общего рейтинга (рис. 6-8).
Рис. 6. Диаграмма рейтинга первой сессии студентов 1-го курса (зима 2007)
Рис. 7. Диаграмма рейтинга первой сессии студентов 1-го курса (лето 2007)
ЕВ 0-59 баллов Н 60 - 100 баллов
Рис. 8. Диаграмма рейтинга первой сессии студентов 2-го курса (лето 2008)
Наряду с положительными, имеются и отрицательные стороны БРС, которые выявились при анализе этой системы в течение трех лет. К ним относятся:
1. Значительное увеличение нагрузки на профессорско-преподавательский состав, связанное с дополнительными работами со студентами в рамках системы (проведение контрольных опросов, проверка контрольных заданий и т.д.).
2. Сочетание хорошей работы в течение семестра и слабого ответа на экзамене в среднем может дать положительную итоговую оценку, что ставит под сомнение объективность оценки знаний студента в целом.
3. На начальном этапе отсутствуют конкретные объективные критерии при оценке того или иного задания.
4. Нерационально одинаковое распределение баллов по всем дисциплинам семестра, т.е. все дисциплины, различные по содержанию, объему (в часах аудиторных + самостоятельных занятий) оцениваются по одной 100-балльной шкале. В результате в различных дисциплинах один и тот же вид работы студента оценивается различным количеством баллов, что может запутывать и студента, и преподавателя.
5. Не до конца проработаны вопросы работы с неуспевающими студентами, не работавшими в течение семестра.
Для развития БРС необходимо иметь более полное информационно-методическое обеспечение - основу учебного процесса по любой дисциплине. Поэтому необходимы электронные методические комплексы, которые включают в себя расширенные конспекты лекций, разбитые по разделам, главам и модулям и с указанием литературных источников. Для выполнения контрольных, расчетно-графических работ, рефератов приводятся методики их выполнения с примерами расчетов, справочный материал и варианты заданий студентам. Для самоконтроля студентов приводятся тестовые задания по главам теоретического курса. В комплекс также входят методическое обеспечение цикла лабораторных работ, рабочие программы и вопросы к билетам. Студенты имеют возможность использовать учебный и методический материал в электронном виде и на бумажном носителе в любое удобное для них время (в том числе иметь возможность выполнить самостоятельно лабораторные работы на компьютере).
Необходимо проработать механизмы поощрения наиболее творческой части студентов и поощрения за деятельность в рамках НИРС. Следует предусмотреть периодическое проведение методических семинаров по обсуждению специфики балльно-рейтинговой системы на уровнях кафедр, факультетов, университета; популяризацию самой системы как среди преподавателей, так и среди студентов.
С развитием БРС и включением в нее студентов всех курсов возрастает нагрузка на учебнометодическое управление и деканаты по обработке, анализу и применению информации по БРС. Очевидна необходимость в создании аналитической группы и применения специализированных методов статистического анализа для формирования адекватной картины динамики успеваемости в целом по вузу, подготовки предложений для руководства.
Поэтому имеется объективная необходимость в разработке автоматизированной информационной системы, в которой были бы заложены унифицированные подходы к применению БРС для различных институтов и специальностей КрасГАУ, а также представление результатов и формирование экспертно-аналитических выводов в удобной форме. Для подготовки технического задания на разработку такой системы следует использовать уже имеющиеся наработки и опыт применения БРС, а также обобщить опыт других вузов.
Таким образом, анализируя рейтинг студентов, выстроенный по БРС, можно сделать выводы и о качестве преподавания дисциплин, получения оценки контроля знаний студентов и о путях решения многих проблем в образовательном процессе.
'--------♦-----------