Научная статья на тему 'Балльная система привлечения трудовых иммигрантов как механизм накопления человеческого капитала в регионе (на примере Свердловской области)'

Балльная система привлечения трудовых иммигрантов как механизм накопления человеческого капитала в регионе (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / РЫНОК ТРУДА / РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неклюдова Н. П.

В статье проанализированы системы отбора квалифицированных специалистов из числа потенциальных мигрантов в странах классической иммиграции. Сделан вывод о том, что с учетом грядущих демографических изменений и ситуации, сложившейся на региональном рынке труда, внедрение балльной системы для привлечения трудовых иммигрантов повысит эффективность использования иностранной рабочей силы на территории Свердловской области и будет способствовать росту экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Балльная система привлечения трудовых иммигрантов как механизм накопления человеческого капитала в регионе (на примере Свердловской области)»

БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ИММИГРАНТОВ КАК МЕХАНИЗМ НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНЕ (на примере Свердловской области)

Н. П. НЕКЛЮДОВА,

аспирант кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: nnp81@mail. ru

Гуманитарный университет, г. Екатеринбург

В статье проанализированы системы отбора квалифицированных специалистов из числа потенциальных мигрантов в странах классической иммиграции. Сделан вывод о том, что с учетом грядущих демографических изменений и ситуации, сложившейся на региональном рынке труда, внедрение балльной системы для привлечения трудовых иммигрантов повысит эффективность использования иностранной рабочей силы на территории Свердловской области и будет способствовать росту экономики региона.

Ключевые слова: трудовая миграция, рынок труда, регулирование миграции.

В ближайшем будущем миграционная ситуация в регионах России будет складываться под воздействием различных факторов, основной вектор действия которых будет направлен на переход экономики на инновационный путь развития в условиях сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. Демографическая ситуация в Свердловской области характеризуется процессами депопуляции и старением населения (табл. 1).

Из анализа табл. 1 видно, что до 2005 г. процесс депопуляции не затрагивал трудоспособные возрастные контингента. Напротив, на фоне нисходящей тенденции общей динамики населения численность его трудоспособной части росла, причем весьма заметно. Столь благоприятно складывалось в последние годы соотношение входящих в трудоспособный возраст и выходящих за его пределы

поколений. В 2006 г. этот рост закончился. Затем начинается стремительная естественная убыль трудоспособного населения. До 2030 г. естественная убыль трудоспособного населения достигнет более 300 тыс. чел. Именно столь резкое сжатие трудоре-сурсного потенциала обусловливает необходимость существенного увеличения иммиграции для его восполнения, поскольку невозможно за короткое время обеспечить адекватный рост производительности труда. Население в трудоспособном возрасте составляет 2/3 миграционного потока.

Миграционные тенденции последнего десятилетия характеризуются в Свердловской области некоторым увеличением миграционного прироста (см. рисунок). В 2009 г. в Свердловской области продолжилась положительная динамика миграционного сальдо, начавшаяся в 2003 г.

В прогнозном периоде величина миграционного прироста будет увеличиваться за счет опережающего роста числа прибывших мигрантов над числом выбывших. Однако, несмотря на положительную динамику показателей миграционного движения, миграционный прирост населения области ниже его естественной убыли и лишь частично компенсирует тенденции старения и депопуляции, отмечаемые в Свердловской области. Сложившаяся ситуация сохранится и в долгосрочной перспективе.

С точки зрения перехода на инновационный путь развития более целесообразным и реальным представляется путь, при котором миграция будет

Таблица 1

Возрастная структура населения Свердловской области на период до 2030 г.

Численность постоянного населения, тыс. чел. Возрастная структура населения, %

В том числе по возрастным группам В том числе по возрастным группам

Год Всего Моложе трудоспособного Трудоспособный возраст Старше трудоспособного Всего Моложе трудоспособного Трудоспособный возраст Старше трудоспособного

возраста возраста возраста возраста

2005 4 428,2 711,4 686,2 2 811,4 2 766,3 905,4 942,1 1 100 100 16 63 20

2009 4 394,6 4 791,1 2 549,0 063,8 100 16 63 21

2015 403,9 831,8 2 453,8 1 122,0 100 18 58 24

2020 4 407,6 804,9 2 445,1 1 144,5 100 19 56 25

2025 4 394,5 741,4 2 451,9 1 172,6 100 18 56 26

2030 4 365,9 17 56 27

Источник: составлено автором по данным Росстата и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области.

20000

15000

10000

5000

-5000

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Миграционный прирост населения Свердловской области в период с 1995 по 2009 г., чел.

не полностью, а лишь частично компенсировать естественную убыль населения, но при этом будет ориентирована на строго избирательный подход к качественным параметрам мигрантов. В данном случае речь идет о постоянной внешней миграции (т. е. переселении на постоянное место жительства в регионы РФ иностранных граждан). Только постоянная внешняя миграция позволит компенсировать естественную убыль населения в масштабах страны.

Что же касается внутренней миграции, то, во-первых, она не решает вопроса компенсации убыли населения (так как при росте численности населения в одном регионе, естественно, будет наблюдаться сокращение в другом). Во-вторых, как отмечает ряд ученых (Ж. Зайончковская, Н. Мкртчян, В Мукомель) главными барьерами

1 Подробнее см. доклады участников сессии «Миграционные вызовы и миграционная политика», прошедшей 06.04.2010 в рамках Апрельской научной конференции ГУ-ВШЭ. URL: http://www. opec. ru/1242378.html.

64 -

во внутренней миграции остаются дисбаланс между реальной заработной платой и ценой жилья (аренда или приобретение), бедность большей части потенциальных мигрантов, сохранение институциональных барьеров мобильности (необходимость регистрации). Что касается предлагаемых мер содействия ищущим работу при переезде в другую местность (например, организация общероссийского банка вакансий «Труд в России», антикризисные меры на рынке труда), то они, по мнению Н. Мкртчяна, не могут служить серьезным стимулом к переезду, так как не предполагают действенных мер к решению проблемы жилья. В нынешних условиях привлечь работника в другой регион и удержать его там может заработная плата, в среднем в четыре раза превосходящая имеющуюся. А намерения привлекать внутренних мигрантов к работе в отдаленных регионах (на востоке страны) могут реализоваться, если заработная плата там будет выше настоящей в семь раз2.

Трудовая миграция во многих странах мира служит источником накопления человеческого потенциала. Руководство некоторых из них разработало такие механизмы, которые позволяют привлекать мигрантов туда и такого качества, какое необходимо экономике страны.

Сегодня основным инструментом регулирования в управлении трудовой миграцией в РФ является квотный механизм. Но, как показывает практика, эта система имеет ряд недостатков, в числе которых уравнивание образованных с опы-

2 Из доклада Н. Мкртчяна на Апрельской научной конференции ГУ-ВШЭ. URL: http://www. opec. ru/1242378.html.

0

том работы иммигрантов и неквалифицированных мигрантов. То есть для всех иностранных работников сохраняется сложная процедура получения документов, дающих право на работу и проживание в РФ, а также сроки, на которые представляются эти документы, одинаковы.

При этом существуют и другие известные инструменты регулирования трудовой миграции, хорошо зарекомендовавшие себя в странах, где трудовая миграция имеет более длительную историю и которые могут быть взяты на вооружение российскими политиками.

Сегодня в условиях сокращения и старения населения в целях сохранения и приращения человеческого капитала российская миграционная политика должна быть нацелена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов на постоянное место жительства. Автор предлагает обратить внимание на такой инструмент регулирования миграционных потоков, как балльная система.

Балльная система — это, прежде всего, механизм аккумуляции человеческого капитала. Суть системы в определении перечня параметров (образование, профессия, опыт работы и т. д.), характеризующих мигрантов. По каждому параметру начисляется балл. Корректируя параметры и начисление баллов, в зависимости от потребностей экономики региона можно задать антропоток планируемого объема и качества. Очевидно, что отбирая мигрантов по образовательным или квалификационным критериям, выигрывает и рынок труда, и экономика страны в целом как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В чистом виде балльная система сегодня применяется в Канаде (с 1967 г.), в Австралии (с 1989 г.), Новой Зеландии (с 1991 г.) и Великобритании (с 2001 г.). Однако и другие страны используют элементы балльной системы в своей миграционной политике. Например, в Чехии с 2003 г. работает программа, основанная на балльном механизме по привлечению квалифицированных работников. По этой программе привлекаются молодые специалисты из определенных стран, главным образом из стран восточной Европы и СНГ.

Следует отметить, что во всех перечисленных странах мигранты, попадающие в страну вследствие получения проходного балла, составляют лишь определенную часть всех иммигрантов. То есть балльная система — это всего лишь один из возможных способов наряду с другими программами легально попасть и трудиться в стране.

Сегодня процедура получения документов, дающих трудовым мигрантам3 право на проживание в РФ, выглядит следующим образом. С момента прибытия иностранные граждане имеют право находиться на территории страны 90 суток. После этого они должны либо покинуть страну, либо получить разрешение на временное проживание (срок действия разрешения на временное проживание 3 года), затем, в течение срока действия этого разрешения, иностранному работнику может быть выдан вид на жительство (срок действия вида на жительство 5 лет). Каждый раз мигрант должен предоставлять ряд документов и платить пошлину.

Суть использования балльного механизма состоит в том, что иностранные работники, которые хотят жить и работать в РФ и которые удовлетворяют определенным требованиям, могли бы получить вид на жительство, минуя промежуточные ступени.

В условиях российской действительности балльную систему можно применять не только для привлечения работников на квалифицированную работу, но также и для того, чтобы из всего миграционного потока отобрать людей с наилучшими качественными характеристиками и дать им возможность остаться в стране на более длительный срок, с целью перехода из категории временных в категорию постоянных мигрантов.

В настоящее время в РФ приезжают мигранты с высшим образованием и опытом работы, но вынужденно занимаются неквалифицированным трудом. Например, в 2006 г. в Свердловской области высшее образование имели 19 % трудоспособных мигрантов4. А условия и сроки их пребывания ничем не отличались от условий и сроков пребывания необразованных мигрантов. Получив же возможность без проволочек остаться в стране на более продолжительное время, они могли бы поменять свою работу на более квалифицированную. Кроме того, образованные люди обладают более широкими способностями к адаптации. В частности, в случае необходимости им нетрудно пройти переподготовку и найти новую работу. Но даже в том случае, если такие иностранные работники продолжат заниматься неквалифицированным трудом, очевидно, что общество и государство в целом выиграют по сравнению с ситуацией, когда ту же работу выполнял бы необразованный мигрант.

3 Речь идет о мигрантах, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

4 Данные УФМС по Свердловской области. После 2006 г. учет по уровню образования мигрантов не ведется.

Таблица 2

Проект региональной программы «Привлечение в Свердловскую область квалифицированной рабочей силы»

Стадия Действия Примечание

1 Создание отдела (рабочей группы) по развитию иммиграционного канала по привлечению иммигрантов с целью увеличения человеческого капитала в регионе на основе балльной системы В Свердловской области такой отдел может быть создан на базе областного государственного учреждения «Свердловский областной миграционный центр» («СОМЦ») *

2 Разработка критериев, по которым будет оцениваться иммигрант, и разработка системы начисления баллов На этом же этапе составляется список наиболее востребованных профессий, которые могут быть заняты иммигрантами** (список ежегодно или чаще пересматривается)

3 Всем желающим иммигрантам (в том числе и нелегальным***), имеющим намерение проживать и работать в Свердловской области не менее 5 лет, предлагается получить вид на жительство при условии набора определенного количества баллов Максимальное и минимальное количество баллов на данном этапе не может быть сообщено. Но критерии, по которым оценят мигрантов, должны быть четкими и понятными с самого начала

4 Заявки (анкеты) собираются и обрабатываются отделом в течение двух месяцев На этом этапе делается вывод о количестве и качественном составе претендентов

5 Устанавливается максимальное и минимальное количество баллов, и определяются иммигранты, которым будет предоставлен вид на жительство С этого момента можно для потенциальных заявителей озвучить минимальное количество баллов для того, чтобы избежать лишней работы с заявками тех мигрантов, которые не удовлетворяют заданным критериям

6 Мигрантам, удовлетворяющим заданным критериям, выдать вид на жительство. Мигранты, не удовлетворяющие заданным критериям, пребывают и работают в стране по действующему законодательству Мигранты, не набравшие проходной балл, могут снова подать заявку через некоторое время (получив образование или приобретя дополнительный опыт работы)

7 Запустить программу в электронном виде, чтобы иммигрант мог для начала сам себя оценить (не выезжая из своей страны)

8 Обеспечить доступность информации об условиях участия в программе

* Центр создан в 2004 г. Правительством Свердловской области.

** Например, в 2009 г. в Свердловской области из профессий, требующих высшего образования, наиболее востребованы были врачи (551 вакансия) и инженеры (144 вакансии).

*** Эта мера поможет легализоваться определенной доле мигрантов (в том числе оставшимся без квоты) без штрафных санкций.

Более того, дети образованных мигрантов также проявляют большее желание и способности к обучению. В 2006 г. по оценке PISA (программа оценки учащихся в странах ОЭСР) в Австралии, Канаде и Новой Зеландии, т. е. именно в тех странах, где применяется балльная система, учащиеся-иммигранты (во втором поколении) справлялись с каждым заданием так же хорошо, как и учащиеся — уроженцы страны. В ряде других стран, в основном в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Нидерландах и Швеции, они явно выполняли их менее успешно. В Дании только около 1 % иммигрантов во втором поколении были ведущими отличниками по сравнению с 7 % уроженцев страны [7, с. 67—68].

Балльная система, наряду с перечисленными достоинствами, может также повысить благоприят-

ное отношение общественности к иммигрантам (что является результатом ясности целей миграционной политики, направленных на увеличение объема человеческого капитала в стране). Механизм отбора прозрачен и слабо зависит от бюрократии. Гибкость системы (так как критерии отбора можно менять в зависимости от национальных и региональных интересов страны, а также в зависимости от изменения профессионально-квалификационной структуры рынка труда) позволяет использовать ее в разных вариациях на всей территории страны.

Автор предлагает свое видение по использованию механизма балльной системы в регулировании трудовой иммиграции и накоплению человеческого капитала на территории региона (на примере Свердловской области) (табл. 2).

Таблица 3

Примерная система начисления баллов для отбора квалифицированных специалистов*

Критерий Максимум баллов

Критерий 1. Образование

Ученая степень, высшее образование 25

Диплом о профессиональном образовании 20

Учеба в России (в течение трех лет) 15

Критерий 2. Опыт работы

10 лет по специальности 15

5 лет по специальности 10

3 года 5

Критерий 3. Спрос на специальность

Специальность пользуется особым спросом**, и заявитель имеет приглашения на работу в России 10

Специальность пользуется особым спросом, но заявитель не имеет приглашение на работу в России 5

Критерий 4. Знание русского языка

Отличное знание языка (оценивается умение говорить, понимать, читать, писать) 6

Хорошее знание языка 4

Удовлетворительное знание языка 2

Неудовлетворительное знание языка 0

Критерий 5. Возраст

21—39 20

40—45 15

Критерий 6. Способность к адаптации в России

Образование супруга или супруги 3—5

Минимум один год работы в России 5

Минимум 2 года обучения в высших учебных заведениях России 3—5

Наличие родственников в России 5

Критерий 7. Дополнительные баллы

Инвестиции капитала в экономику Свердловской области 5

* За основу были взяты системы начисления баллов в Австралии и Канаде и система очков в Чешской Республике. ** Входит в список наиболее востребованных профессий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешной интеграции в общество важен целый ряд факторов. Эти факторы находят свое отражение в критериях процедуры отбора. Анализ критериев, по которым оцениваются кандидаты на переселение в программах постоянной миграции в зарубежных странах, показал, что в основном кандидаты оцениваются по следующим параметрам: возраст, трудовой контракт, предыдущий трудовой стаж, образование, опыт жизни в стране предполагаемой иммиграции, знание языков, также учитываться семья кандидата.

Основываясь на критериях отбора и системах начисления баллов в Австралии и Канаде, а также системе очков в Чешской Республике, автором была разработана примерная система начисления баллов для отбора квалифицированных специалистов на территории Свердловской области (табл. 3).

В настоящее время УФМС России не ведет учет иностранцев, работающих на территории Свердловской области, по квалификационным группам. То есть, нельзя точно сказать, сколько высококвалифи-

цированных и низкоквалифицированных работников находятся в области. По экспертным оценкам, высококвалифицированные специалисты5 из числа иностранных граждан, получивших разрешение на работу на территории Свердловской области, составляют не более 1 %. Специалисты, имеющие специальность по среднему техническому или профессиональному образованию либо получившие навыки профессии по опыту работы, составляют 1/3 от всех иностранных работников. В то же время спрос на иностранных работников высокой квалификации и среднего уровня квалификации растет. В 2009 г. он составил 7 и 51 % соответственно от общего спроса на иностранных работников.

Таким образом, привлечение иностранных работников на основе балльной системы будет способствовать не только накоплению человеческого потенциала в Свердловской области, но и повысит эффективность использования иностранной

5 Специалисты, имеющие высшее образование, и специалисты редких профессий.

рабочей силы с учетом ситуации, сложившейся на региональном рынке труда.

Список литературы

1. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в редакции от 30.06.2003). URL: http://dic. edu. ru/documets/laws/fz/115-fz/.

2. Официальный сайт Департамента государственной службы занятости населения Свердловской области. URL: http://www. szn-ural. ru.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks. ru.

4. Официальный сайт Департамента иммиграции и гражданства Австралии. URL: http://www. immi. gov. au.

5. Официальный сайт отдела гражданства и иммиграции Канады. URL: http://www. cic. gc. ca.

6. Труд и занятость в Свердловской области. 2008: стат. сб. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. Екатеринбург, 2009.

7. Brian Keeley. The human face of globalization. Paris: OECD, 2009. URL: http://oberon. sourceoecd. org/vl=2953940/cl=37/nw=1/rpsv/ij/ oecdthemes/99980045/v2009n5/s1/p1l.

8. Papademetriou D. Selecting Economic Stream Immigrants through Points Systems // Migration Policy Institute. May 2007. URL: http:// www. migrationinformation. org/Feature/display. cfm?ID=602.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.