ARTICLE
№ 4. 2023
udc Дилара Шомаева1
792.8
1 Казахская национальная академия хореографии (Астана, Казахстан)
Балеты Иржи Килиана в Казахстане
Аннотация
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи и заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Предметом настоящей статьи является исследование постановок балетов одного из крупнейших хореографов ХХ века Иржи Килиана на казахстанской сцене. В течение театральных сезонов 2022-2023 гг. спектакли из серии «Черное и белое» пополнили репертуар сразу двух балетных коллективов: «Падшие ангелы» театра «Астана Балет», «Шесть танцев» и «Маленькая смерть» театра «Астана Опера». Определение ключевых моментов постановочного процесса и анализ особенностей хореографического почерка балетмейстера, представленного для освоения отечественными исполнителями, являются целью данной работы.
Методологической основой стали работы Иржи Килиана из цикла «Черное и белое», для изучения которых использовались некоторые методы формального анализа. В числе других методов: описательно-аналитический, интервью, а также метод включенного наблюдения (присутствие на репетиции).
Премьерам чешского хореографа предшествовал процесс знакомства трупп с другими выдающимися образцами балетного искусства ХХ века. Это способствовало успешному овладеванию артистами пластического стиля Иржи Килиана, суть которого заключается в синтезе классической балетной школы с системой контракции современного танца. Его творчество характеризуется тесной связью танца с выразительными средствами музыки, а также экспрессивным выражением чувств и эмоций через движение. Все это прослеживается в трех балетах, успешно перенесенных в столичные театры ассистентами хореографа Ширли Эссебум и Стефаном Жеромски.
Результат проведенной ими работы над балетами Иржи Килиана в Казахстане оценивается как положительный, что доказывается зрительским и профессиональным интересом к премьерным выступлениям коллективов. В приобретении спектаклей отмечается роль их влияния на деятельность молодых хореографов и артистов балета.
Ключевые слова: балеты Иржи Килиана, хореография ХХ века, хореографическое искусство Казахстана, театр «Астана Балет», театр «Астана Опера».
Для цитирования: Шомаева, Д. Е. Балеты Иржи Килиана в Казахстане // Saryn. - 2023. - Т. 11. - № 4. - С. 78-89. - DOI: 10.59850/SARYN.4.11.2023.31.
Статья поступила в редакцию: 10.10.2023
Одобрена после рецензирования: 23.10.2023
Принята
к публикации: 27.10.2023
0 2023 The Author(s). Published by Kurmangazy Kazakh National Conservatory. This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives License (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/), which permits non-commercial re-use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited, and is not altered, transformed, or built upon in any way.
Балетное искусство Казахстана, безусловно, переживает один из интенсивных периодов в своей истории, которые случаются в переломные моменты перехода на новую ступень. Обычно этот процесс обусловлен взятием новых вершин, к числу которых относится пополнение репертуара отечественных профессиональных трупп значимыми и определяющими произведениями. В одном случае эти работы способствуют укреплению национальной традиции в академическом театре, в другом - стилистически расширяют репертуарный диапазон. Часто художественное руководство обращается к существующим произведениям, которые получили признание в мире и тем самым напрямую способствуют интеграции в мировое балетное сообщество казахстанской хореографической школы. Как раз к этой категории приобретений можно отнести балеты выдающегося хореографа ХХ века Иржи Килиана, премьеры которых прошли в столичных театрах в сезоны 2022-2023 гг.
Настоящая статья посвящена осмыслению данного процесса, а также выявлению его особенностей в контексте творчества хореографа и его трактовки отечественными исполнителями. Замысел автора работы осуществляется впервые и поэтому представляется актуальным. В качестве методов применялись описательно-аналитический, некоторые методы формального анализа, интервью, а также метод наблюдения. Методологической базой анализа хореографии стали работы И. Килиана разных лет, объединенные общим названием «Черное и белое».
Театры «Астана Балет» и «Астана Опера»1 обрели три балета чешского хореографа из серии «Черное и белое» практически одновременно. «Шесть танцев» были представлены коллективом «Астана Опера» 25-26 марта 2022 года, «Падшие ангелы» - театром «Астана Балет» практически сразу - 1 и 2 апреля. И заключительным аккордом, через год, 13 и 14 мая 2023 года прошла последняя премьера балета «Маленькая смерть» в театре «Астана Опера», чему предшествовало некоторое ожидание в догадках, какой труппе удастся заполучить последний шедевр.
Премьеры можно охарактеризовать как ожидаемые и в то же время долгожданные. Хотя исследователи не спешат называть И. Килиана новатором, а скорее искусным мастером, который способствовал эволюции этого искусства [Bremser, р. 133], с чем мы сегодня соглашаемся. Но спектакли, созданные в период с 1986 по 1991 год, на протяжении уже более 30 лет являются желанными во многих, даже самых избирательных танцевальных коллективах. Хореография Иржи Килиана имеет ряд определяющих характеристик, которые создают его уникальный и современный стиль. Присущим лишь ему образом он использует
элементы и движения, в том числе
От редакции: в публикации статьи даны благодаря своему знакомству
сокращенные общепринятые названия театров. По уставу их названия следующие:
со многими формами искусства.
Некоммерческое акционерное общество По словам Анны Киссельгоф,
«Государственный театр оперы и балета "Астана Опера"» и Товарищество с ограниченной ответственностью «Театр "Астана Балет"». И. Килиана лежит в «высокофизическом
направленность фирменного стиля
слиянии балетной техники и идиоматической свободы современного танца» [Kisselgoff]. С другой стороны, И. Килиан - безусловный гуманист, ищущий ответы в среде человека, в человеческом мире. Его творчество пронизано глубокой проникновенной музыкальностью. Данное гармоничное единение проходит через серию «Черное и белое» в каждой из ее шести частей: Sarabande («Сарабанда»), No More Play («Больше никакой игры»), Petite Mort («Маленькая смерть»), Falling Angels («Падающие ангелы»), Sweet Dreams («Сладкие сны») и Six Dances («Шесть танцев»). Помимо этого, «черно-белые» балеты основаны на сексуальности. Так или иначе мужчинами и женщинами разыгрываются сцены на тему чувственности, телесности и отношений между двумя полами (в «Сарабанде» - мужественности, «Падших ангелах» - женственности, а название «Маленькая смерть» означает красивое обозначение наивысшей точки любви).
Вдохновение И. Килиана из множества источников приводит к тому, что его танцы уникальным образом используют динамику, пространство и время. За резкими ударными движениями следуют плавные изящные линии, которые вскоре трансформируются в серию подергиваний, толчков, акцентированных выбросов рук или ног. При нескольких повторениях по принципу контраста в движении создается особая динамика, неоднородный ритм, усиливающий или высвобождающий напряжение, свойственное его хореографии. Применение театральных эффектов служит для подчеркивания эффекта его танца. Свет в «Падших ангелах» и «Больше никакой игры» геометричностью поддерживает ритмичность акцентов, создает светотени, которые служат для исполнителей как кулисы, а также нагнетают общую интенсивность хореографии. Костюмы в «Сарабанде» и «Маленькой смерти» в соответствии с темой сексуальности обнажают тело танцовщика, как и использование шпаги в качестве реквизита.
Однако гениальность И. Килиана как хореографа и интеллектуала воплощена в понимании культурного контекста времени, в котором он творил свои балеты. Чувствуя происходящие перемены в социально-общественном устройстве жизни, он наделяет своих танцовщиков равными возможностями в независимости от внутритеатральной иерархии. Девушки в его сочинениях сильны, мужчины же в платьях, как это можно заметить в «Падших ангелах» и «Шести танцах». Небольшая группа становится самой стабильной формой. Время от времени некоторые артисты словно выпадают из общего ансамбля, почти сразу вливаясь обратно. Соло и дуэты распадаются, однако общий хор - никогда (проявление его уважения ко всем артистам доказывает факт, что он создал NDT III для танцовщиков, которые по возрасту должны закончить исполнительскую карьеру, но, имея огромный опыт, могли продолжать работу в новой труппе для сочинения хореографии).
К освоению его языка в одних из лучших, без преувеличения, сочинений автора артисты казахстанских театров были готовы. В «Астана Балет» к этому моменту уже добились права исполнять неоклассика Джорджа Баланчина: «Серенаду», «Концерт Барокко» и «Каприччио для фортепиано с оркестром». Три года
в репертуаре шел революционный балет Уильяма Форсайта In the Middle, Somewhat Elevated, автор которого относится к одной звездной когорте учеников Джона Кранко, в которую входит и Иржи Килиан. Помимо названных, в театре ставили далеко не последние имена современного искусства, а именно: Раймондо Ребек, Николо Фонте и приглашенный постоянный балетмейстер Рикардо Амаранте. Р. Ребек сотрудничал и с национальным театром «Астана Опера», после чего классический репертуар главного театра страны редко, но все же постоянно пополнялся современной хореографией Ксении Зверевой и Патрика Де Бана. Нельзя не сказать и о масштабных полотнах ХХ века: «Соборе Парижской Богоматери» Ролана Пети и «Манон» Кеннета Макмиллана. Таким образом, и тут и там можно было слышать о назревшем вопросе сотрудничества с чешским хореографом.
Началось оно в театре «Астана Опера» со спектакля, особенного во всей серии, -«Шесть танцев» В. А. Моцарта. В нем проявляется комедийный талант хореографа. Артисты в напудренных париках, пышных юбках и муляжах платьев в гротесковых выходах соревнуются в исполнении абсурдных, стремительных, порой грубых движений, сдобренных утрированной мимикой и игрой с нелепыми аксессуарами. Немецкие танцы В. А. Моцарта, пышные, несколько причудливые и остроумные, воплощаются в хореографии так же легко, как их писал зальцбургский гений. Так что пластические идиомы И. Килиана на тему его музыки понятны любому зрителю. Думается, что самому Моцарту очень понравились бы его шесть танцев в танцевальной версии. Этот театрализованный спектакль тем не менее выражает творческое кредо хореографа - главенство танца - и требует от танцовщиков безупречной музыкальности, скорости движения и силовой выносливости. Но главную задачу - «сломать внутренний запрет быть смешным на сцене», по словам ведущего солиста театра Олжаса Тарланова, обозначила постановщик и ассистент И. Килиана Ширли Эссебум [Шомаева - Тарланов]. До нее полный состав исполнителей был подобран другим ассистентом хореографа Стефаном Жеромски, который уже в это время работал с труппой «Астана Балет» над следующей постановкой. Помимо О. Тарланова, 25 марта на сцену вышли по килиановской традиции и признанные мастера, и молодые артисты: Аделина Тулепова, Сейка Тоносаки, Данияр Жуматаев, Мадина Кужамжарова, Серик Накыспеков, Нурай Нурсафина, Бахтияр Адамжан, Евгений Рыбкин и Бостан Кожабеков. В зрительном зале царило настоящее возбуждение от значимости происходящего, присутствовали деятели искусств, педагоги, профессора и искушенные знатоки. Каждый выход артистов встречался аплодисментами и смехом, в результате чего знакомство с первым творением Иржи Килиана благополучно состоялось (см. рис. 1).
В театре «Астана Балет» процесс работы начался с просмотра труппы Стефаном Жеромски, после чего для осуществления были рассмотрены несколько постановок, среди которых «Песни странствующего подмастерья» на музыку Г. Малера и «Симфония ре мажор» Й. Гайдна. Но окончательный выбор пал на балет Falling Angels (в афише театра «Падшие ангелы»), хореографически плотный и технически
замысловатый. Его музыкальное сопровождение (барабанная композиция Стивена Райха Drumming) полноценно и самодостаточно, однако И. Килиан находит способ внедрить в него хореографию. Как и в барабанной партитуре, используется один и тот же ритмический паттерн, но с вариациями его развития. В танце наблюдается сосредоточенное контролируемое соблюдение порядка движений, обыгрываемых в ансамбле и соло. Иначе нельзя, сбиться с ритма и вновь подхватить непрекращающееся движение очень сложно. Однако в ограниченном пространстве обыгрывания одного ритма и, соответственно, одной идеи рождается бесконечная вариативность и бесконечная свобода. Она позволяет артистам окрасить хореографию - эта возможность является главным заложенным смыслом балета.
В спектакле заняты восемь девушек. И, безусловно, он является одой феминизму, исследованием лабиринтов женской души. По словам Татьяны Тен, одной из исполнительниц, «это не балет о балете, как обычно бывает в современной хореографии, это балет в первую очередь о женщине, ее сущности и внутренних переживаниях» [Шомаева - Тен]. Все восемь партий отличаются небольшим соло, которое становится своеобразным портретом, отражающим характерную индивидуальность и порой самые простые человеческие черты: кто-то любит веселиться, кто-то кокетлив, кто-то рассеян. Но все образы объединены общей любовью к профессии, к танцу; они рожают детей, ссорятся, плачут и смеются, а потом вновь возвращаются на сцену, вливаясь в общую филигранную комбинацию па.
№41^023_сЗагуп
Первый состав исполнителей вновь объединил опытных и молодых солистов и ярких недавних выпускников: Татьяну Тен, Айжан Мукатову, Каламкас Орынбасарову, Наталию Фернандес Менес, Камиллу Рахманберлиеву, Айгерим Келемеденову, Диану Батырову и Дарью Пономаренко. Перенос спектакля осуществил Стефан Жеромски, хотя он, конечно, никогда его сам не исполнял. Первые трудности в виде сложного счета и быстрого темпа были преодолены, хотя до сих пор каждое выступление - риск для каждой балерины. Волнение усиливает тот факт, что исполнение происходит под живое звучание барабанов. Важные коррекции перед премьерой внесла упомянутая Ширли Эссебум. Уделив большое внимание акцентам, она дала много образных сравнений определенным движениям, чтобы они обрели естество. При всей сложности труппа имела солидный фундамент владения современной техникой и достойно справилась с поставленными постановщиком задачами (см. рис. 2).
Рис. 2. К. Рахманберлиева и Н. Фернандес Менес в спектакле «Падшие ангелы». Хореограф И. Килиан. 2022. Астана, Казахстан. Автор фото: А. Нурекин
Прогресс танцевальной техники, а именно растяжка ног и их натяжение с принципами контракции тела школы Марты Грэм превратили тело танцовщика, особенно танцовщицы, в инструмент для экспрессивного выражения, что с успехом практиковал И. Килиан. Как и другие хореографы, начиная с 70-х годов, он использовал возможности натренированного тела на грани невозможного. Но его цель в этой тенденции не заключается в создании чего-то виртуозно абстрактного в чистом виде, это желание идет от эмоционального импульса и воплощается таким образом вовне. Возможно, в этом заключается при всей сложности его хореографии одновременно и ее доступность. Не зря хореография И. Килиана для большинства танцовщиков является столь желанной
и любимой. Его самый известный шедевр «Маленькая смерть», к большой радости для всех, также вошел в репертуар театра «Астана Опера» (см. рис. 3).
Рис. 3. А. Заклинская и Г. Нурмухамет в спектакле «Маленькая смерть». Хореограф И. Килиан. 2022. Астана, Казахстан. Автор фото: М. Мукатаев
Это балет о самом главном, по мнению хореографа, в чем мы всегда можем быть уверены, - жизни и смерти. Однако, исправляясь, добавляет еще одно слово: «И любви» [КПуап]. Жизнь и смерть, белое и черное, слитые воедино, как мужчина и женщина сливаются в высший момент любви. Великая гуманистическая мысль, вечная музыка фортепианных концертов В. А. Моцарта и чистая форма танца практически обнаженных тел. Такое откровение требует от исполнителей пластической чуткости, по-классически безупречной филигранности. Поэтому выбор состава исполнителей определялся наличием красивых линий рук и ног, гармоничного телосложения. Шесть мужчин и шесть женщин объединяются в дуэты, существуют в метаморфозах поз и переходов, создают ощущение абсолютного проникновения танца в музыку. Казахстанские танцовщики, в числе которых Евгений Рыбкин, Камила Орманова, Галымжан Нурмухамет, Анастасия Заклинская, Мадина Унербаева, Серик Накыспеков, Данияр Жуматаев, Айгерим Бекетаева, Еркежан Жунусова, Жанибек Ахмедиев Руслан Канагат и София Адильханова, испытывали огромное волнение в желании довести каждый жест и шаг до совершенства, что помешало им на 30 минут полностью погрузиться в атмосферу хрупкости момента и неминуемости гибели в последнем прекрасном
_оЗагуп
вздохе в унисон с партнером. Спектаклю нужно время, чтобы оформиться и открыться своим исполнителям. Риск отдаться стихии танца несет с собой не только возможность ошибиться, но порой открывает удивительные откровения прочтения, когда одним движением можно рассказать целую историю.
Постановка трех балетов Иржи Килиана из серии «Черное и белое» стала своеобразным итогом в становлении казахстанского хореографического искусства и доказательством конкурентоспособности ее исполнительской школы. Явление стало результатом проделанной работы столичных коллективов «Астана Балет» и «Астана Опера» по введению в репертуар значимых произведений ХХ века. К сожалению, яркая килиановская хореография и прямолинейная чувственность уходят из работ хореографов, творящих сегодня. Отрадно, что курс для хореографической мысли отечественных сочинителей и исполнителей проложен через творчество автора, чьи профессиональные принципы столь же фундаментальны, как и человеческие. Присутствие работ И. Килиана в репертуаре казахстанских театров, безусловно, закрепило переход на новую ступень развития балетного театра в Казахстане.
Список источников
Bremser, M. Fifty Contemporary Choreographers. - London: Routledge, 1999. - 223 p.
Kisselgoff, A. Jiri Kylian Turns Creative Corner with a Tale of Simplicity and Purity // The New York Times. - 1999. - Oct. 19, 1994. - Section C. - P. 13.
Kylian J. Life, Love and Death (Interview with choreographer Jiri Kilyan) // Istvan Simon. - 28.05.2015. - [digital source] URL: https://youtu.be/6cLpMIcRve4 [access date: 10.06.2023].
Шомаева, Д. Е. Интервью с Олжасом Тарлановым. Астана, 24.10.2023. Личный архив автора.
Шомаева, Д. Е. Интервью с Татьяной Тен. Астана, 22.10.2023. Личный архив автора.
References
Bremser, M. Fifty Contemporary Choreographers. - London: Routledge, 1999. - 223 p.
Kisselgoff, A. Jiri Kylian Turns Creative Corner with a Tale of Simplicity and Purity // The New York Times. - 1999. - Oct. 19, 1994. - Section C. - P. 13.
Kylian J. Life, Love and Death (Interview with choreographer Jiri Kilyan) // Istvan Simon. - 28.05.2015. - [digital source] URL: https://youtu.be/6cLpMIcRve4 [access date: 10.06.2023].
Shomayeva, D. Ye. Intervyu s Olzhasom Tarlanovym [orig. Russian: Interview with Olzhas Tarlanov]. - Astana, 24.10.2023. Personal archive of the author.
Shomayeva, D. Ye. Intervyu s Tatyanoy Ten [orig. Russian: Interview with Tatiana Ten]. - Astana, 22.10.2023. Personal archive of the author.
Ацдатпа
Автор колжазбаныц соцры нускасын окып куптады жэне мудделер кактырысыныц жок екендiгiн мэллмдейдг
Дилара Шомаева
Казак, улттьщ хореография академиясы (Астана, Казахстан)
Иржи Килианньщ К,азак,станда^1 балеттерi
Бул макаланыц такырыбы ХХ расырдыц ец !р! хореографтарыныц б!р! Иржи Килианныц казакстандык сахнадаFы балет койылымдарын зерттеу болып табылады. 2022-2023 жылдардаFы театр маусымдарында «Ак пен кара» сериясындаFы спектакльдер б1рден ею балет ужымыныц репертуарын толыктырды: «Астана Балет» театрыныц «Куларан перштелер», «Астана Опера» театрыныц «Алты би» жэне «Юшкентай ел1м» койылымдары. Крйылым барысыныц нег1зг1 сэттерш аныктау жэне отандык орындаушылардыц игеру1 уш1н усынылран балетмейстердщ хореографиялык колжазбасыныц ерекшелктерш талдау осы жумыстыц максаты болып табылады.
Эдктемелк непз ретшде Иржи Килианныц «Ак пен кара» циклшдеп жумыстары алынды, ал оларды зерттеу ушш формалды талдау эд1стер1 колданылды. Баска эдктердщ катарына сипаттама-талдау, сухбат, сондай-ак косылып бакылау эд1с1 (репетицияда болу) юредК
Чех хореографыныц премьераларыныц алдында труппаларды ХХ расырдыц езге де бетке устар балет туындыларымен таныстыру удер1с1 болды. Соныц аркасында, эрлстер Иржи Килианныц пластикалык стилш сэтт мецгердК Оныц мэн классикалык балет мектебш заманауи бидщ контракциялык жуйеамен синтездеу болып табылады. ОFан коса, Килианныц шыFармашылыFы би мен музыканыц мэнерл1 куралдарыныц етене байланысымен, сез1м мен эмоцияны кимыл аркылы экспрессивт б1лд1румен сипатталады. Осыныц бэр1 хореограф кемекш1лер1 Ширли Эссебум мен Стефан Жеромскидщ астаналык театрларFа сэтт кешлрген уш балеттен айкын кершедК
Олардыц Казакстанда Иржи Килианныц балеттер1мен 1стеген жумысыныц нэтижес жаFымды деген баFа алады жэне оFан дэлел - ужымдардыц премьералык енер керсетуше деген керермен мен кэаби мамандардыц кызырушылыры. Спектакльдерд1 алуда олардыц жас хореографтар мен балет эрлстерше типзетш эсершщ рел1 байкалады.
Трек свздер: Иржи Килианныц балеттерЬ ХХ расыр хореографиясы, Казакстанныц хореография енер1, «Астана Балет» театры, «Астана Опера» театры.
Дэйексвз ушш: Шомаева, Д. Е. Иржи Килианныц Казакстандары балеттер1 // Saryn. - 2023. - Т. 11. - № 4. - 78-89 б. - DOI: 10.59850/SARYN.4.11.2023.31.
Макала редакцияра TYCтi: 10.10.2023
Рецензиядан кейш макулданран: 23.10.2023
Жариялаура
кабылданды: 27.10.2023
Dilara Shomayeva
Kazakh National Academy of Choreography (Astana, Kazakhstan)
Ballets by Jiri Kylian in Kazakhstan
Abstract
Author has read and approved the final version of the manuscript and declares that there is no conflict of interests.
The subject of this article is the study of ballets staged in Kazakhstan by one
of the greatest choreographers of the 20th century, Jiri Kylian. During the theatrical
seasons of 2022-2023, performances from the Black and White series were added
to the repertoire of two ballet troupes: Fallen Angels by the Astana Ballet theater,
Six Dances, and Little Death by the Astana Opera theater. The aim of this work
is to define the key moments of the staging process and analysis of the choreographer's
traits in style presented to our performers to master.
The methodological basis includes Kylian's works from the Black and White series, that need to be studied through involvement of various formal analytical methods. Among other methods used are descriptive-analytical, interviews, and the method of participant observation (presence at rehearsals).
The premieres of the Czech choreographer were preceded by the process of introducing troupes to other outstanding examples of 20th-century ballet art. Artists successfully mastered the Kylian's plastic style, that involves synthesizing classical ballet school with the contraction system of contemporary dance. His creative work is characterized by a close connection between dance and impressive means of music, as well as the striking expression of feelings and emotions through movement. All of this is evident in three ballets successfully transferred to the capital's theaters by Kylian's assistants, Shirley Esseboom and Stefan Zeromski.
The results of their work on Kylian's ballets in Kazakhstan are evaluated positively, as evidenced by the audience's and professionals' interest in the premier performances. The acquisition of these performances is noted for its influence on the activities of young choreographers and ballet artists.
Keywords: ballets by Jiri Kylian, choreography of the XX century, choreographic art of Kazakhstan, Astana Ballet theater, Astana Opera theater.
Cite: Shomayeva, D. Ye. Ballets of Jiri Kylian in Kazakhstan // Saryn. - 2023. - Vol. 11. - No. 4. - PP. 78-89. - DOI: 10.59850/SARYN.4.11.2023.31.
Received: 10.10.2023
Revised: 23.10.2023
Accepted: 27.10.2023
88
Au.napa WoMaeBa
Автор Дилара Ержановна Шомаева -туралы философия докторы (PhD), Казак улттык, хореография мэлiмeт: академиясыныц енертану жэне арт-менеджмент кафедрасыньщ аFа окытушысы (Астана, Казакстан) ORCID ID: 0000-0002-3911-5126 email: [email protected]
Сведения Дилара Ержановна Шомаева -об авторе: Доктор философии (PhD), старший преподаватель
кафедры искусствоведения и арт-менеджмента Казахской национальной академии хореографии (Астана, Казахстан) ORCID ID: 0000-0002-3911-5126 email: [email protected]
Author's bio:
Dilara Ye. Shomayeva -
PhD, Senior Lecturer, Art Studies and Art Management
Department, Kazakh National Academy of Choreography
(Astana, Kazakhstan)
ORCID ID: 0000-0002-3911-5126
email: [email protected]