УДК 792.8
БЕРЛИНСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА НАЧО ДУАТО: 2014-2018 Козлова К. А.1
1 Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия.
В статье дается обзор художественного руководства Начо Дуато Государственным балетом Берлина с 2014 по 2018 годы. На основе рецензий и статей немецкой прессы, программок, а также видеофрагментов спектаклей, фотографий и изображений сценографии и костюмов, дан анализ четырех балетов («Статичное время», «Кастраты», «Ржавчина», «Земля»), связанных общей остросоциальной тематикой. Выявлены проблемы и причины неприятия немецкими художественными критиками постановок и художественного руководства Начо Дуато.
Ключевые слова: балет, танец, испанский хореограф, Начо Дуато, Государственный балет Берлина, «Статичное время», «Кастраты», «Ржавчина», «Земля».
BERLIN PERIOD OF CREATIVITY OF NACHO DUATO: 2014-2018 Kozlova K. A.1
1 Vaganova Ballet Academy, Rossi St., 2, Saint-Petersburg, 191023, Russian Federation.
The article gives an overview of the artistic direction of the Staatsballett Berlin by Nacho Duato for the period of the 2014-2018 years. On the basis of reviews and articles of the German press, programs, as well as video fragments of performances, photographs and images of scenography and costumes, was given an analysis of four ballets ("Static Time", "Castrati", "Herrumbre", "Erde") related to a common social theme. Were identified problems and reasons for the rejection of productions and artistic direction of Nacho Duato by German dance critics.
Keywords: ballet, dance, Spanish choreographer, Nacho Duato, Staatsballett Berlin, "Static Time", "Castrati", "Herrumbre", "Erde".
За последние годы творчество испанского хореографа Начо Дуато стало все чаще попадать в поле зрения русской балетной критики. Этому способствовало решение Дуато в 2011 году возглавить балетную труппу Михайловского театра. Несмотря на то, что трудовой договор
Начо Дуато с Михайловским театром был подписан на пять лет с правом продления, через три года работы в Петербурге испанский хореограф решает переехать в Берлин, чтобы возглавить там Государственный балет Берлина (Staatsballett Berlin): «Мне уже два раза предлагали работать в Берлине: в 1992 году, когда я возглавил Национальный театр танца в Испании, затем в 2010 году, и теперь. На третий раз я просто не смог им отказать», [1] — вспоминал Дуато.
С августа 2014 года Начо Дуато занял пост художественного руководителя Государственного балета Берлина, сменив на этом посту Владимира Малахова, более десяти лет возглавлявшего труппу.
В течение первого берлинского сезона 2014/2015 годов Начо Дуато осуществил перенос своих прошлых балетов «Спящая красавица», «Многогранность. Формы тишины и пустоты», «Белая тьма» и поставил один новый — «Статичное время». Во втором сезоне 2015/2016 годов хореограф перенес в Берлин работы «Ржавчина» и «Кастраты». Все свои балеты Дуато выпускал совместно с Иржи Килианом, Охадом Нахарином. В третьем сезоне 2016/2017 годов Дуато показал премьеру нового балета «Земля». В сезоне 2017/2018 годов был поставлен балет Виктора Уллате «Дон Кихот» в хореографической обработке Начо Дуато, и также произошел перенос петербургской версии балета «Ромео и Джульетта».
Поскольку понимание творчества хореографа невозможно без анализа его постановок, в рамках данной статьи обратимся к нескольким балетам Начо Дуато, осуществленным в берлинский период: «Статичное время», «Кастраты», «Ржавчина», «Земля». Выбор только четырех балетов объясняется, во первых, их общей тематической направленностью, связанной с раскрытием сложных внутриличностных и остросоциальных вопросов, а, во вторых, тем, что перечисленные балеты до сих пор не увидели отечественной сцены.
«Статичное время»1 — долгожданный первый оригинальный балет Начо Дуато для Государственного балета Берлина. Дуэт мужчин, который проходит через весь балет, выражает через пластику палитру чувств: любовь, смятение, злость, смерть. Один одет в белое трико, другой, его alter ego, — в черное. Взаимодействие главных исполнителей происходит на фоне группы танцовщиков, состоящей из двух троек, облаченных в синие и фиолетовые костюмы.
1 Премьера состоялась 14 мая 2015 года.
Немецкий критик Сандра Лузина описала постановку Дуато так: «Балет начинается с мужского дуэта, имеющего гомосексуальный намек. В любом случае отношения между этими двумя людьми остаются туманными. Движения грубые. Танцовщики, держась за руки то притягиваются, то отталкиваются друг от друга. <...> Один висит на другом, как гиря на цепи. Часто нажимают пальцами на виски — жест, означающий головную боль. Они будто эмоционально подавлены, их пластика направлена к земле. <...> На протяжении всего балета, танцовщики извиваются в хаотичном порядке, подобно отряду марионеток. В финальной сцене вся группа, ерзая, лежала на сцене» [2].
Другой критик Катя Вагхи писала: «Пластика танцовщиков создавала образ крайне взволнованных мужчин, которые будто чувствовали, что у них осталось мало времени, и они пытаются успеть что-то очень быстро сказать (протанцевать) друг другу. Резкая, даже нервная пластика исполнялась преимущественно par terre (на полу), акцентируя тем самым момент безысходности» [3]. Затем Дуато замедлял пластические моменты до такой степени, что чувство боли усиливалось до бесконечности [4].
Балет поставлен на отдельные фрагменты из произведений В. А. Моцарта (Квинтет для кларнета и струнных, A-Dur, KV581), С. Рахманинова (Соната для виолончели и фортепиано, g-moll, op. 19) и Ф. Шуберта (Струнный квартет No. 10, Es-Dur, D 87). Педро Альканде и Серхио Кабальеро создали музыкальное вступление и интермедии.
Сценограф балета Джафар Чалаби построил массивный вращающийся корпус. Цельная черная стена, которая медленно прорезает пространство сцены, поднимается и наклоняется на 90°. Внутри расположены две отражающие конструкции, крутящиеся по отдельности вокруг друг друга.
После премьеры немецкие критики были неумолимы: «К сожалению, работа не оправдала ожидания, хотя они и были не высоки. Еще до инаугурации испанского хореографа в 2014 году говорили, что Дуато остановился в своем профессиональном развитии, достиг зенита своего творчества. <...> "Статичное время" позиционирует себя интеллектуальным и "глубоким" балетом, однако в нем можно увидеть только псевдоэкзистенциальность. <...> Начо Дуато показал нелепый, полусырой абсурдный маньеризм» [5]. «Главный хореограф не убедителен, его хореография испытывает недостаток в изобретательности. <...> Он не способен возвести Государственный
балет Берлина на новые высоты. Балет в Берлине остается трагедией» [2].
Обрушивая на Дуато бурный поток негодования, большинство рецензентов попросту не захотело понять смысл его нового творения. Лишь один критик Леа Шалмон-Фаэдо (La Chalmont-Faedo) предположила, что директор Государственного балета переживает глубокий личный кризис [6]. И это действительно так. В центре балета «Статичное время» — рассуждения хореографа на тему смерти, вечности, воспоминаний и прощания с любимыми. В данном случае это — не абстрактные понятия. Это — балет-посвящение, балет-эпитафия своему коллеге и лучшему другу Тони Фабру, ушедшему в 2013 году. Спустя полгода после премьеры, скончалась его мать, а через несколько месяцев и его отец. Будучи чутким творцом, он предчувствовал надвигающиеся темные трагические времена. К сожалению, из-за обостренной ситуации в Берлине, этот балет так и остался не понятым.
В октябре 2015 года в Берлине был представлен балет «Кастраты»2, мировая премьера которого состоялась в 2002 году в Мадриде в Национальном театре танца Испании. Тема балета восходит к периоду в истории музыки, когда исполнители сопрано были на пике своей популярности, а женщинам запрещали петь в церкви. Юноши вокалисты в раннем возрасте подвергались кастрации, для приобретения высокого женоподобного голоса. Таким образом, работа Дуато повествует о страхе и тоске юноши быть посвященными в это братство. В то же время, хореограф задается фундаментальным вопросом: чем готовы пожертвовать люди ради искусства и совершенства? Таким образом, вечные вопросы художественной идентичности, власти, а также слабости и уязвимости, являются центром балета «Кастраты».
Дуато поставил балет на музыку А. Вивальди, сочиненную им специально для голоса кастрата (Nisi Dominus, RV 608; Stabat Mater, RV 621; Salve Regina, RV 616; Concerto «La notte», RV 439); и добавил разделы сочинения «Palladio» современного композитора Карла Дженкинса: «Музыка преумножила состояние ужаса от ритуала, предающего мужественности женский голос» [7].
В постановке участвуют девять мужчин, восемь из которых исполняют роль певцов кастратов, одетых в черное трико с плащом до пола, и один молодой юноша, в телесном трико. «Жертвы совершенства исполняют дуэтные и ансамблевые танцы на острие ножа» [8].
2 Берлинская премьера балета «Кастраты» состоялась 22 октября 2015 года.
В конце балета группа кастратов орошает свои руки кровью (красной краской) юноши, избранного для жертвоприношения искусству. «В тусклом свете сцены, ярко освещено тело молодого певца в телесном трико с нарисованными на нем кровоподтеками» [7]. Критических заметок об этом балете в немецкой прессе было немного. Но все, кто писал о нем, были единодушны: «"Кастраты" произвели сильное впечатление, — пишет критик Елена Филипп. — Балет насыщен мощными, боевыми прыжками. <...> Поразила убийственная скорость хореографического темпа. Музыкальная точность Дуато, подобная часовому механизму, способствовала созданию сильного, стремительного и органичного беспрерывного потока движений» [7].
В феврале 2016 года прошла берлинская премьера балета «Ржавчина», созданного Начо Дуато в 2004 году для Национального театра танца Испании. Террор и насилие старо, как и само человечество. Ужасы репрессий и глубинные человеческие страдания, к сожалению, являются частью жизни. Балет Дуато «Ржавчина» посвящен именно этой теме.
Начо Дуато в 2004 году жил всего в 500 метрах от железнодорожной станции, которая стала целью исламистского террора3. Он услышал громкий взрыв и почувствовал вибрацию. «Я думал об ЭТА4, к которой мы привыкли. Только тогда, когда я услышал по радио, что это может быть нападение Аль-Каиды, мои пальцы начали дрожать, и мне стало по-настоящему страшно», — вспоминал хореограф [9].
В то время он уже работал над постановкой о пытках. К этому хореографа сподвигло посещение в Барселоне временной выставки фотографий о пытках инквизиции в эпоху генерала Франко. Фотографии из американский тюрьмы «Гуантанамо», еще больше взволновали и без того обеспокоенного, хореографа. После взрывов в Мадриде, его работа приняла новый оборот.
3 Теракты в Мадриде 11 марта (11/03) 2004 года были проведены за три дня до парламентских выборов в Испании и стали крупнейшими террористическими акциями в истории страны. В результате взрывов четырех пригородных электропоездов погиб 191 и было ранено 2050 человек. Дата проведения терактов была выбрана со смыслом: взрывы произошли через 911 дней после терактов в США 11 сентября (11/ 09) 2001 года.
4 ЭТА (ЕизкасЛ Та Askatasuna — «Страна басков и свобода баск» — баск.) — баскская леворадикальная, националистическая организация сепаратистов, выступающая за независимость Страны басков — региона, расположенного на севере Испании и юго-западе Франции. Существовала с 1959 по 2018 годы.
Музыкальную основу балета Дуато доверил своему давнему партнеру, композитору Педро Альканде, который создал ее вместе с композитором электронной музыки Серхио Кабальеро. Музыка дополнена работой Дэвида Дарлинг под названием «Dark Wood», в которой сольные звуки виолончели переведены в электронный вид, создавая тревожную атмосферу. Дуато вспоминал, что после прочтения многочисленных воспоминаний жертв пыток, в его голове отчетливо отложились звуки, подобные изображениям в памяти. Дуато будто наяву слышал крики, побои, дыхание, шаги, шорохи тюрьмы. Но в балете, не использовались реальные записи этих звуков, музыкальные инструменты только имитировали их [9].
Сценография балета представляет собой соединение острых металлических декорационных конструкций, освещенных бледным светом. «Гигантский подвижный металлический забор на основном черном заднике (сценограф — Джафар Чалаби) выглядит угрожающе и может восприниматься в качестве тюрьмы, забора или клетки, вызывая ассоциации с концентрационными лагерями нацистов и пограничных ограждений на маршрутах беженцев в настоящее время» [10].
Балет «Ржавчина» — призыв к уважению человеческого достоинства. Хореограф считает, что «пытки не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах» [11].
Дуато создал душераздирающие хореографические образы. На сцене правит красота и автономия танца, которая привела к крайним противоположностям. «Сочетание яркости красок и движения с их одновременной холодностью и прямотой, превратили этот вечер в исследование по вопросу пыток» [12]. Хореографу удается передать кинематографически острые ощущения жестокости и страха. «Балет Дуато словно крик против унижения человека» [10]. «Если вы не ухаживаете за железом, оно ржавеет. Такая вещь может случиться с человеческой душой. Мы должны стремиться к человечности, в противном случае станем животными. Если душу невозможно излечить, то она ржавеет» [9], — говорил Дуато.
«Страх рисует в пространстве пластические фигуры, стилизующие сдавленный крик, издаваемый во время пыток. Изображения глубочайшего унижения и истязания он рисует через погружение в темноту, выделяя некоторые акценты только намеками» [11]. Тем не менее, его хореография не только о пытках, но и о том, как
люди могут быть настолько значительно подавлены, что они теряют свое достоинство.
«Снова и снова показаны танцевальные сцены, в которых создается устрашающий художественный образ пыток, с лежащими на земле телами, марширующими охранниками, мучающих до слез пленников» [10]. Однако на сцене нет натуралистичных иллюстраций пыток. Человек способен испытывать эмоции непосредственно от танца и движения, в котором не обязательно устанавливать конкретное содержание. «Я не стремлюсь передать реальность, но я изобретаю свои собственные изображения в сознании зрителя. Мне нравится доходить до болевого порога, но не далее», [9] — говорит хореограф. Дуато сравнивает свое творение, в некотором роде, с картинами Гойи «Бедствия войны» или Пикассо «Герника»: «Эти картины настолько красивы и эстетичны, что вы просто должны смотреть, несмотря на то, что они передают ужасы войны» [9].
Дуато показывает страдания заключенных через их воспоминания и сны. «Мы видим боль, но еще и надежду, любовь, трогательные прощальные сцены, а также родных, которые ждут своих пленных. В конце возникает огненный коридор из красных свечей» [8].
Однажды во время беседы с прессой Дуато достал свой телефон и показал изображение инструмента пыток, своего рода стальную клетку; то, что он видел на выставке. «Я заметил, что орудия пыток на самом деле очень красивые объекты. Это относится к амбивалентности образов, транслируемых в масс-медиа. Потому что каждый день в СМИ мы видим самые красивые рекламные фотографии рядом с изображениями страшной войны. И это притупляет сознание человека. <...> Да, балет повествует о пытках, но на это приятно смотреть. <...> Едва ли любитель танцев пойдет в театр, чтобы увидеть то, как люди подвергаются пыткам. Я создаю хореографию, чтобы заставить зрителей думать, [13] — говорил Дуато, добавляя, — классический фокус Государственного балета Берлина сохраняется. Однако я думаю, что танцовщики должны быть больше, чем принцами и принцессами. Они должны иметь дело и с социально значимыми темами. Где, если не здесь на сцене в Берлине, в таком многонациональном мегаполисе, можно попытаться решить большие проблемы?!» [13].
Актуальная политическая постановка «Ржавчина» обрела, наконец, благодарных зрителей и в Германии, в которых так
нуждался Дуато после длительной дисгармонии отношений внутри Государственного балета и вокруг него.
Балет «Земля» — новая постановка Дуато, представленная в Берлине в апреле 2017 года, в которой главной темой является проблема экологии.
Это балет о том, как человечество изменяет нашу планету, среду обитания, как оно в негативном отношении влияет на нее. Исходной точкой визуальной концепции балета «Земля» был «антропоцен» — неформальный термин, обозначающий геологическую эпоху, которая имеет большое влияние на окружающую среду нашей планеты. Спектакль посвящен теме антропогенного изменения климата, и визуальном представлении некоторых причин этого изменения: повышенного атмосферного газа СО2 (углекислый газ), глобального потепления, сжигания ископаемого топлива, пластикового мусора и вымирания многих видов растений и животных.
Балет имеет четкое деление на три фазы. Первая — «Куб». Сцена представляет собой большой пластиковый куб, разделенный пластиковыми мембранами. Пространство внутри полностью заполнено парами, и указывает на биосферу планеты. Это модель Земли. Эту фазу можно трактовать и как аллюзию на переизбыток производства, и загрязнение целлофановыми пакетами, и удушение планеты густым смогом.
Следующая фаза — «Сеть». Густое облако серого дыма рассеивается, и действие переносится в другое пространство. Синие лазерные лучи по бокам сцены, сплетаясь между собой, составляют 3D-сеть, которая вторгается в зрительный зал, проникая во все пространство театра. «Это пост-мировая стадия. Холодная, бессмысленная геометрия синей матрицы отмечена чувством бесчеловечности и отчуждения человека от планеты» [13].
Третья фаза — «Лес». В третьем пространстве, резко контрастирующем с абстрактным характером двух предыдущих, — «экстенсивный, гиперреалистичный фрагмент леса в натуральную величину, установленный впереди сцены на краю просцениума; словно дыхание, нечто поистине живое, реальное и настоящее, почти касающееся аудитории» [14].
Таким способом Дуато вместе со сценографом Иваной Йонке и компанией «Numen» погружают зрителей в пространство
пластиковых пакетов, в удушающий смог, в черное пространство, «изрезанное» синими лазерными лучами, создавая образ то ли клетки, то ли виртуального пространства, в котором и живут современные люди. Наконец, он возвращает нас к первоосновам жизни на Земле, в своеобразный спасительный Оазис.
Музыкальной основой балета стал коллаж из фрагментов произведений целой группы композиторов: Педро Алькальде, Серхио Кабальеро, Ричи Хотин, Алва Ното и Мика Вайнио.
В центре балета — танцовщица, символ Матери-Земли. Остальная группа из шести человек, может считаться прообразом общества потребления. «Танцовщики движутся по сцене в агонии, как бы умирая от неспособности дышать полной грудью. Танец в высшей степени эмоционален, динамичен и трагичен; в то же время, он овеян спокойствием и смирением перед лицом неизбежности — тотального исчезновения людей с лица земли» [15].
«Можно воображать и мечтать о принцессах и принцах, но наша земля, на которой мы живем, по которой мы ходим - это реальность, и проблемы не выдуманные, это актуально, это то, что мы проживаем прямо сейчас» [16], — говорит Дуато.
С августа 2014 года Дуато стал своего рода куклой вуду культурной «сцены» Берлина. В частности, после того, как в первом берлинском сезоне его постановки несколько раз были отменены из-за забастовок танцовщиков, входивших в организацию «ВЕРДИ» («Vereinte Dienstleistungsgewerkschaft) — крупнейший в мире профсоюз, объединяющий свыше 3 млн. работников сферы обслуживания.
Мотивы недовольства танцовщиков Государственного балета лежали на поверхности. Прежде всего, резкое снижение финансирования всех учреждений культуры Берлина (и это общая проблема для всех театров немецкой столицы). Существует и другая, более специфическая причина для забастовки. Определенная группа танцовщиков выступила против художественной политики и «управления человеческими ресурсами» Начо Дуато. Несмотря на трудности, Дуато проявил себя сильным и достойным руководителем. Он публично поддержал своих танцовщиков и профсоюз «ВЕРДИ», за что ему был объявлен выговор от чиновников Берлина.
Дуато пришлось быть стойким: справляться с забастовками своих танцовщиков и с жесткой критикой немецкой прессы. Среди
журналистов особенно критично настроенным в отношении Дуато был Мануэль Брюг, исполнявший обязанности редактора общенациональной ежедневной газеты «Ди Вельт» (Die Welt). Приведем несколько цитат, из его статей, посвященных Начо Дуато: «Ни один из представленных Дуато балетов не имел успеха. В том числе и импортированный из Санкт-Петербурга приторный китч "Спящая красавица"» [17]. «Согласно ежегодному опросу, проведенному престижным журналом «ТАНЕЦ» (Tanz), сезон 2014/2015 года в Государственном балете Берлина объявлен "скандалом года". ...Все выглядит так, как будто Государственный балет Берлина взял курс на глухую провинциальность, и у компании пока нет предпосылок для дальнейшего развития» [18]. «Как долго этот шеф будет править Берлином? Как долго Берлин должен еще это терпеть? Хуже Дуато никого нет» [17].
Необоснованность и предвзятость выводов Мануэля Брюга оказалась заразительной для других немецких критиков. К сожалению, получить должность интенданта Государственного балета Берлина Начо Дуато оказалось проще, чем доказать критикам, что он ее заслуживает. Балетные эксперты неустанно показывали Дуато, что в Берлине он не на своем месте. Но хореограф, несмотря ни на что, продолжал исполнять свои обязанности. «Пресса всегда очень критична, к этому я привык. Меня очень жестко критиковали в Испании за все, что я делал. Но это меня совсем не интересует. Я концентрируюсь на своей работе. Пули пролетают мимо меня, не задевая» [19], — говорил Дуато.
Почти четыре года на посту художественного руководителя Государственного балета Берлина показали неоднозначность оценки хореографических работ Начо Дуато. Тому виной постоянные интриги, а также отсутствие продуктивной коммуникации между берлинской властью и театром. Сам хореограф, не склонный к критике в прессе, высказал свое мнение об особенностях балета и культурной политики в Берлине: «Проблема балетной компании в том, что у нее нет собственной штаб-квартиры. Мы находимся в здании Немецкой оперы (Deustche Oper). Но поскольку у нас нет собственного пространства, компания теряет свою идентичность. Очень трудно создать цельный образ без собственного театра. <...> .выступать и руководить в трех разных театрах, где каждый из них имеет свой репертуар и свою индивидуальность, очень тяжело. Я думаю, что компания немного шизоидна, потому что у нас нет своего места принадлежности. Я бы порекомендовал мэру Берлина, предоставить отдельное здание для Государственного балета Берлина. Но, проблема в том, что
политики, которые посвящают себя культуре, часто не имеют никакого представления о танце. Они всегда идут своим путем и редко приносят пользу хореографу или танцовщику» [20].
Итогом «берлинского периода» Дуато стало назначение нового руководства на пост директора Государственного балета Берлина. В 2019 году управление труппой берут сразу два человека: Саша Вальц и руководитель балетной труппы Королевской оперы в Стокгольме Йоханнес Эман.
Решение было принято без переговоров с артистами и руководством балетной труппы. Более того, сначала информация ушла в прессу, и только после этого сам Дуато был лично уведомлен. Вопреки контракту, Начо Дуато завершил свое пребывание в Германии на год раньше оговоренного в контракте срока (до 2019 года). «Невозможно больше поддерживать иллюзию и радость» [21], — говорил в интервью Дуато.
По мнению хореографа, это было политическое решение, объясняемое предстоящими в Берлине выборами, «...но оно имело обратный эффект. Политики объявили, что танцовщики и зрители будут очень счастливы с приходом Саши Вальц, а все оказалось как раз наоборот» [21]. В подтверждении этому, приведем тот факт, что, не смотря на прошлое недопонимание, танцовщики берлинской труппы выступили с протестами против решения правящего бургомистра. Они инициировали петицию в Интернете под названием: «Спасите Государственный балет Берлина!». Артисты, педагоги и руководство посчитали Вальц и Эмана персонами, не соответствующими требованиям, предъявляемым к руководителю театра такого масштаба.
Прошли месяцы. Бури, наконец, утихли. И перед Начо Дуато возникли новые творческие перспективы. От Владимира Кехмана вновь поступило предложение вернуться в Петербург, и возглавить художественное руководство балета Михайловского театра. Таким образом, с января 2019 года начинается новая глава в творческой биографии испанского хореографа Начо Дуато.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Козлова К. А. Интервью с Начо Дуато 27 декабря 2013 г.: неопубликованные авторские материалы.
2. Luzina S. Das Staatsballett Berlin zeigt den dreiteiligen Abend "Duato / Kylian", und Chef-Choreograf Nacho Duato kann leider nicht überzeugen // Der Tagesspiegel. 2015. 15 of May. URL.: http://www.tagesspiegel.de/ kultur/staatsballett-berlin-am-boden/11783374.html (дата обращения: 10.04.2016).
3. Vaghi K. The search for time: The Staatsballett Berlin dances Duato. Kylian. URL https://bachtrack.com/review-duato-kylian-staatsballet-deutsche-oper-berlin-december-2015 (дата обращения: 16.09.2017).
4. Introductions videos of Duato's ballets. URL.: http://www.staatsballett-berlin.de/en/einfuehrungsvideos (дата обращения: 11.05.2016).
5. Philipp E. Intendant Nacho Duato zeigt abgeschmackten Manierismus // Berliner Morgenpost. 2015. 15 of May. URL.:http://www.morgenpost.de/ kultur/article140979178/Intendant-Nacho-Duato-zeigt-abgeschmackten-Manierismus.html (дата обращения: 12. 05.2016).
6. Chalmont-Faedo L. Et si on rebaptisait le Staatsballett // Ce mois-ci Danse Magazine. 2015. 19 of May URL.: http://berlinpoche.de/magazine/ magazine/et-si-on-rebaptisait-le-staatsballett/ (дата обращения: 20.06. 2015).
7. Philipp E. Ein mörderisch hohes Tempo beim Staatsballett // Berliner Morgenpost. 2015. 23 of October. URL.: http://www.morgenpost.de/ kultur/berlin-kultur/article206324065/Ein-moerderisch-hohes-Tempo-beim-Staatsballett.html (дата обращения: 20.06. 2015).
8. Tanz auf Messers Schneide. Meisterchoreo-graphien von Duato, Kylian und Naharin // Berliner Morgenpost. 2015. 17 of September. URL.: http:// www.morgenpost.de/incoming/article205735915/Tanz-auf-Messers-Schneide.html (дата обращения: 20.06. 2015).
9. Helmig M. Bis an die Schmerzgrenze // Berliner Morgenpost. 2016. 21 of January. URL.: http://www.morgenpost.de/incoming/article206948117/ Bis-an-die -Schmerzgrenze.html (дата обращения: 14.02.2016).
10. Ballett als Schrei gegen die Erniedrigung von Menschen // Berliner Morgenpost. 2016. 14 of February. URL.: http://www.morgenpost.de/ berlin/article207044081/Ballett-als-Schrei-gegen-die-Erniedrigung-von-Menschen.html (дата обращения: 18.04.2016).
11. Wenn die Seele sich in verwandelt // Berliner Morgenpost. 2016. 21 of January. URL.: http://www.morgenpost.de/incoming/article206948111/ Wenn-die-Seele-sich-in-verwandelt.html (дата обращения: 24.05.2016).
12. Nother M. "Herrumbre" im Schiller Theater macht Angst // Berliner Morgenpost. 2016. 14 of February. URL.: http://www.morgenpost.de/ kultur/berlin-kultur/article207044051/Herrumbre-im-Schiller-Theater-macht-Angst.html (дата обращения: 18.04.2016).
13. Blech V. In "Herrumbre" verarbeitet Nacho Duato seine Terrorangs // Berliner Morgenpost. 2016. 14 of February. URL.: http://www.morgenpost. de/kultur/article207043233/In-Herrumbre-verarbeitet-Nacho-Duato-seine-Terrorangst.html (дата обращения: 18.04.2016).
14. Numen. Scenography. URL: http://www.numen.eu/scenography/erde/ (дата обращения: 26.02.2018).
15. Пнева Ю. Вечер Шехтера и Дуато в Komische Oper Berlin. URL: http://www.vocidellopera.com/single-post/shechter-duatoPcacheKill er=1447718400124&compId=TPASection_ih11lkw3&deviceType=de sktop&locale=ru§ion-url=http%3A%2F%2Fwww.vocidellopera. com%2F%23!blogger%2Fv8lgr%2F&target=_top&viewMode=site&width =980undefined%2Fi-m-a-product-2 (дата обращения: 28.11.2017).
16. Интервью. Начо Дуато: «Во всем мире любят сюжетные балеты». URL: https://novat.nsk.ru/news/interview/nacho-duato-vo-vsem-mire-lyubyat-syuzhetnye-balety/ (дата обращения: 28.11.2017).
17. Brug M. Wie lange tut sich Berlin diesen Chef noch an? // Die Welt. 2015. 9 of September. URL.: http://www.welt.de/kultur/buehne-konzert/ article146203436/Wie-lange-tut-sich-Berlin-diesen-Chef-noch-an.html (дата обращения: 28.04.2016).
18. Brug M. So wird aus Berlin keine Balletthauptstadt // Die Welt. 2014. 4 of October. URL.: http://www.welt.de/kultur/buehne-konzert/ article126803210/So-wird-aus-Berlin-keine-Balletthauptstadt.html (дата обращения: 08.12.2015).
19. Hafner M. Ballett-Chef plant 14 Vorstellungen mit Semionova // BZ Berlin. 2014. 14 of September. URL.: http://www.bz-berlin.de/kultur/ballett-chef-plant-14-vorstellungen-mit-semionova (дата обращения: 06.12.2015).
20. Nacho Duato: Cuando hablen bien de mi es porque algo estoy haciendo mal // Deutsche Welle. 2017. 27 of March. URL.: https://www.dw.com/es/ nacho-duato-cuando-hablen-bien-de-m%C3%AD-es-porque-algo-estoy-haciendo-mal/a-38148941 (дата обращения: 20.01.2019).
21. Nacho Duato critica a sucesores en Ballet Estatal de Berlin // Deutsche Welle. 2018. 18 of June. URL.: https://www.dw.com/es/nacho-duato-
critica-a-sucesores-en-ballet-estatal-de-berl%C3%ADn/a-44277547 (дата обращения: 20.01.2019).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Козлова К. А. — аспирант; [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kozlova K. A. — Postgraduate student; [email protected]