^ Образование в сфере культуры
АЛЕТНАЯ ОСАНКА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
В. В. Догудовский
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются проблемы становления балетной осанки как основы формирования пластической культуры учащихся хореографических училищ. Особое внимание уделяется начальному этапу становления балетной осанки у учащихся первого балетного класса, возраст которых составляет 9—10 лет.
Ключевые слова: балетная осанка, пластическая культура, экзерсис классического танца, хореографическое образование.
This article discusses the problems of formation of the Ballet posture as a basis for the formation of the plastic culture of choreographic schools. Special attention is paid to the initial phase of formation of the Ballet posture students first ballet class, aged 9—10 years.
Key words: ballet posture, plastic culture, classical dance, choreographic exercise education.
На каждом конкретном этапе хореографического образования учащихся необходимо выделять элементы, имеющие наибольшее значение и четко определять стоящую перед педагогами задачу по воспитанию профессиональных качеств исполнителей. В контексте нашего исследования речь идет о формировании пластической культуры танцовщика как совокупности особых выразительных средств, отличных от танца и пантомимы. Пластика характеризуется свободным движением, использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика. Как художественный метод в балете пластику нередко использовали М.М. Фокин, Л.В. Якобсон и др., на пластике было основано искусство А. Дункан. Поэтому мы считаем, что ПЛАСТИКА в хореографическом искусстве — это кантилена, пронизывающая невидимой нитью такие понятия, как музыкальность, свобода движения в клас-
сических канонах, точность позиций рук, ног, тела, свободное выражение эмоций и чувств, которые создают тот образ, который придуман балетмейстером и воплощен артистом балета на сцене.
Для создания полноценного сценического образа в балетном искусстве необходима «пластическая культура» исполнителя, предполагающая готовность актерского аппарата к работе над сценическим образом — это, прежде всего, тренированность психических и психофизических качеств, обеспечивающих пластичность телесного аппарата, то есть его послушность, податливость, приспособляемость к выполнению любой пластической задачи, продиктованной внутренней или внешней художественной необходимостью. Подчеркивая театральную природу пластической культуры, К.С. Станиславским был предложен термин «жизнь человеческого тела роли» — для определения внешней стороны поведения
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 183-186 183
И
г
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^
актёра в образе, которая формируется с помощью пластических и речевых средств.
Одним из выразительных средств пластической культуры танцовщика является балетная осанка. Данный термин используется в хореографическом творчестве по аналогии с термином, применяемым в анатомии и спорте, где осанка определяется как «одно из положений тела», или как «правильная осанка, зависящая от гармонического развития мышц всего тела». К. Блазис, в работе «Искусство танца» еще в 1830 году неоднократно отмечал, что «... красивая походка и красивая осанка — качества весьма полезные, так как они составляют первое достоинство хорошего танцовщика» (1, с. 137).
Вместе с тем балетная осанка, как и вообще осанка человека, — понятие комплексное. В основе понятия «балетная осанка» лежит представление о нормальной (правильной) или физиологической осанке человека. Это понятие, существующее в анатомии, предполагает гармоническое строение человеческого тела: симметричность его частей; в правильной осанке вертикальная ось тела (или линия тяжести тела) оканчивается впереди голеностопных суставов на середине площади опоры.
В отличие от обычной осанки человека балетная осанка формируется в особом режиме: в выворотном положении ног. Таким образом, балетная осанка определяет пластичность и художественную выразительность движения и поз, способствующих созданию сценического хореографического образа.
В формировании балетной осанки участвует весь организм танцовщика, и балетная осанка выступает не только как идеальное телосложение, с точки зрения эстетики, но и как необходимое условие освоения всего комплекса сложных движений. Еще в Древней Греции скульпторы и художники стремились в своих творениях отразить красоту человеческого тела в полной гармонии его пропорций и физической силы, раскрывая в сложных ракурсах и поворотах выразительные оттенки движений и осанки человеческой фигуры.
Специальная хореографическая подготовка и состоит в том, чтобы сначала развить и овладеть, а затем — совершенствовать двигательные навыки, чтобы самые сложные движения рисунка танца исполнялись пластично, рационально и красиво. Таким образом, балетная осанка служит своеобразным эталоном, воплощением идеала красоты и гармонии пластических движений. «Художественный образ — это танцевально-пластическое воплощение жизненного содержания: настроения чувства состояния действия, проникнутые мыслью и находящие свое проявление в особой системе выразительных движений человека» (2, с. 8).
Язык тела как явление культуры имеет во многом аналогичную естественному языку лексическую структуру, что позволяет ему выполнять в культурных процессах, в том числе в искусстве, двуединую функцию, как и естественному языку: служить средством общения и орудием мышления. В пластических искусствах, в отличие от естественного языка, он приобретает свою специфику, а именно: передавать идейное содержание художественного образа в культурно-художественных коммуникациях.
В 1908 году Л.Р. Нелидова в книге «Искусство движений и балетная гимнастика» указывает на огромное воспитательное и эстетическое значение классических упражнений. Она отмечает, что благодаря упражнениям классического экзерсиса осанка человека приобретает форму, пластичность и выразительность в танце.
Формирование балетной осанки зависит от ряда взаимодополняющих факторов: пропорциональности тела, выворотности ног, координации движений и устойчивости тела. Причем степень устойчивости тела находится в непосредственной зависимости от телосложения (пропорции тела), наличия выворотности ног и владения координацией и движений. Пропорциональное телосложение облегчает танцовщику совершенствовать координацию движений и через нее добиться необходимой устойчивости тела (апломба). Тренирует устойчивость тела и выворотность ног, которая
Н
Г
J
создает усложненный режим для выработки балетной осанки. Сформированная балетная осанки позволяет овладеть многообразной и сложной техникой классического танца, пластикой и художественной выразительностью своего тела создавать различные сценические образы.
Привлечение и использование данных в области анатомии физиологии и психологии о возрастных особенностях формирующегося организма позволяют нам сделать вывод о степени управляемости формирования балетной осанки, о том, что младший школьный возраст является оптимальным периодом развития двигательных функций и начальным этапом формирования пластической культуры.
С педагогических позиций представляет большой интерес управляемость процесса развития балетной осанки, то есть возможность воздействия на основные факторы, влияющие на формирование осанки путем различных тренировочных упражнений и движений с целью их совершенствования.
Исходя из представления о том, что балетная осанка является важным звеном в педагогическом процессе, а также на основании программы по классическому танцу для первого класса нами на базе Красногорского хореографического училища был выделен следующий ряд задач.
1. Развитие двигательных функций, в том числе профессиональных данных (выворотности ног, подъеме ног, гибкости корпуса, шага, прыжка и др.) вспомогательными упражнениями на полу классическим экзерсисом и элементами сценического танца.
2. Исправление недостатков в осанке, таких как сутулость (кифоз), асимметрия лопаток (незначительный сколиоз), прогиб в поясничном отделе позвоночника, (лордоз) и других отклонений, коррегирующи-ми упражнениями на полу в положении, разгружающем позвоночник (сидя, лежа на спине и животе, стоя на коленях) и в маршевых упражнениях, а также движениями классического экзерсиса. Эти упражнения подбирались нами из руководств по лечебной гимнастике системы йогов пар-
^ Образование в сфере культуры
терного станка Б. Князева и комбинировались с упражнениями, направленными одновременно на развитие двигательных функций учащихся.
3. Овладение первоначальными навыками координации и движений во вспомогательных упражнениях подготовительной части урока, а также в движениях экзерсиса у станка и на середине зала и в заключительной части урока — обучение учащихся музыкально-ритмической координации
4. Выработка динамического стереотипа правильной позы тела, то есть постановка корпуса (торса туловища), ног, рук и головы, обеспечивающих апломб в подготовительных упражнениях и в экзерсисе у станка и на середине зала, а также при исполнении танцевально-сценических движений.
Наблюдение осуществлялось на базе первого балетного класса мальчиков Красногорского хореографического училища. Данное государственное образовательное учреждение зарекомендовало себя как одно из ведущих хореографических училищ Москвы. В числе выпускников — лауреаты международных и всероссийских конкурсов артистов балета. В репрезентативную группу вошли пять мальчиков, возраст которых составляет 9—10 лет. По характеристике специальных данных, у каждого из них есть определенные недостатки, в частности — есть явления кифоза и др.
В процессе учебных занятий нами был введен специальный комплекс упражнений, направленный на коррекцию физических недостатков и дополняющий программные задачи обучения. Фактически, вспомогательными упражнениями подготовительной части урока в виде различных шагов, бега, упражнений на полу мышцы тела, связки и суставы учащихся подготавливались к более сложным движениям экзерсиса. Затем приступали к формированию балетной осанки у учащихся, воспитывая у них динамически правильный стереотип правильной позы при исполнении вспомогательных упражнений и исправляя нарушения в осанке некоторых учащихся.
Таким образом, на первом году обучения классическому танцу нами были выяв-
И
Г
ISSN 1997-0803 . Вестник МГУКИ . 2012 . 3 (47) май-июнь ^
лены основные переходные моменты и характерные этапы в выработке у учащихся динамического стереотипа (рефлекса) правильной позы тела в статике и динамике.
Выделение этапов определялось трудностью постановки тела (корпуса ног рук головы), которая находится в прямой зависимости: от площади опоры тела; от ложности координации движений; от изменения положения общего центра тяжести.
В процессе обучения и формирования балетной осанки у учащихся особое значение придавалось анатомо-психофизиологическим особенностям их возрастной группы и строго индивидуальному подходу исходя из их физического развития.
Как показало наше наблюдение, комплексный подход к формированию балет-
ной осанки и введение корригирующих методик способствовали закреплению навыков правильного исполнения движений классического танца первого года обучения, что послужит фундаментом для дальнейшего совершенствования пластической культуры учащихся.
Формирование балетной осанки — процесс, длительный и продолжающийся в течение всех лет обучения хореографии, но ее основы закладываются на начальном этапе. Поэтому использование подобранного и проверенного при повторных экспериментах комплекса вспомогательных корригирующих упражнений позволяет утверждать возможность улучшения профессиональных данных учащихся и формировать пластическую культуру благодаря совершенствованию балетной осанки.
Примечания
1. Блазис, К. Искусство танца / Карло Блазис // Классики хореографии. — М.: Искусство, 1937.
2. Ванслов, В. В. Статьи о балете / В.В. Ванслов. — М.: Музыка, 1960.
3. Ваганова, А. Основы классического танца / А. Ваганова. — Л.: Искусство, 1934. — С.24—26.
4. Васильева, Т. И. Балетная осанка / Т.И. Васильева. — М., 1993.
ТИЛЕВОЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВОКАЛЬНО-ДЖАЗОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ
Т. А. Будницкая
Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова
В статье рассматривается стилевой подход в профессиональной вокально-джазовой подготовке студентов-музыкантов. Формулируются ключевые понятия, определяются цель, задачи и содержание, анализируются основные принципы и методы реализации стилевого подхода в классе эстрадно-джазового пения в системе профессионального музыкального образования. Ключевые слова: стилевой подход, профессиональная подготовка студентов-музыкантов, джазовый вокал, джазовое исполнительство.
The article considers the stylistic approach to professional vocal-jazz-musicians prepare students. Formulated key concepts, defined goal, objectives and content, analyzes the basic principles and methods of implementing the approach in the classroom style pop-jazz singing in professional music education. Key words: style approach, training of students musician, jazz vocal, jazz performance.
186 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (47) май-июнь 2012 186-190
И
г