Научная статья на тему 'Б. К. Зайцев "жизнь Тургенева" - к вопросу о религиозности в жизни и творчестве И. С. Тургенева'

Б. К. Зайцев "жизнь Тургенева" - к вопросу о религиозности в жизни и творчестве И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
432
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.К. ЗАЙЦЕВ / И.С. ТУРГЕНЕВ / ВЕРА / РЕЛИГИЯ / ТЕМА ПРИРОДЫ / ВЛИЯНИЕ ОКРУЖЕНИЯ / B.K. ZAITSEV / I.S. TURGENEV / FAITH / RELIGION / NATURE THEME / ENVIRONMENTAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дудина Е. Ф.

В наследии Б.К. Зайцева значительный пласт произведений посвящен великому русскому писателю И. С. Тургеневу. В данной статье анализируется романизированная биография Б.К. Зайцева «Жизнь Тургенева» с позиции поиска автором религиозной составляющей в жизни и творчестве писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

B.K. ZAITSEV "LIFE OF TURGENEV" - TO THE QUESTION OF RELIGIOUSNESS IN LIFE AND CREATIVITY I.S. TURGENEV

In the legacy of B.K. Zaitsev significant layer of works devoted to the great Russian writer I.S. Turgenev. This article analyzes the romanized biography of B.K. Zaitsev “Life of Turgenev” from the position of the author’s search for the religious component in the life and work of the writer.

Текст научной работы на тему «Б. К. Зайцев "жизнь Тургенева" - к вопросу о религиозности в жизни и творчестве И. С. Тургенева»

УДК 821.161.1 ЗАЙЦЕВ Б. К. ДУДИНА Е.Ф.

кандидат филологических наук, начальник отдела организации научных мероприятий и академического развития, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: L.Dudina-n@yandex.ru

UDC 821.161.1 ЗАЙЦЕВ Б.К.

DUDINA E.F

Candidate of Philology, Head of scientific effort and academic development Department of Orel State University E-mail: L.Dudina-n@yandex.ru

Б.К. ЗАЙЦЕВ «ЖИЗНЬ ТУРГЕНЕВА» - К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОСТИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И.С. ТУРГЕНЕВА

B.K. ZAITSEV "LIFE OF TURGENEV" - TO THE QUESTION OF RELIGIOUSNESS IN LIFE AND CREATIVITY I.S. TURGENEV

В наследии Б.К. Зайцева значительный пласт произведений посвящен великому русскому писателю И. С. Тургеневу. В данной статье анализируется романизированная биография Б.К. Зайцева «Жизнь Тургенева» с позиции поиска автором религиозной составляющей в жизни и творчестве писателя.

Ключевые слова: Б.К. Зайцев, И.С. Тургенев, вера,религия, тема природы, влияние окружения.

In the legacy of B.K. Zaitsev significant layer of works devoted to the great Russian writer I.S. Turgenev. This article analyzes the romanized biography of B.K. Zaitsev "Life of Turgenev" from the position of the author's search for the religious component in the life and work of the writer.

Keywords: B.K. Zaitsev, I.S. Turgenev, faith, religion, nature theme, environmental influence.

«Он прошел через жизнь как спокойный, величественный корабль, несколько старомодный, неторопливый, оставляя за кормой серебряную струю. Этот след его в литературе нашей верный, долгий - струя не растекается» [4, с. 404] (Б.К. Зайцев) 2018 год юбилейный не только для Орловской области, но и для всей России - 200 лет со дня рождения великого русского писателя И.С. Тургенева. Б.К. Зайцев - автор «Преподобного Сергия Радонежского», «Афона» и «Валаама», «Алексея Божьего человека», очерков о святых Серафиме Саровском, Иоанне Кронштадтском, Патриархе Тихоне, и других произведений, написанных в эмиграции, всю жизнь был поклонником И.С. Тургенева, посвятил ему более 20 очерков, статей, заметок, написал романизированную биографию «Жизнь Тургенева» (1929-1931 гг.).

К анализу художественных биографий Б.К. Зайцева обращались: Н.Н. Жукова, Н.И. Завгородняя, О. А. Кашпур, И.А. Минаева, А.В. Яркова, Ф. Степун. В частности, в работе И.А. Минаевой предметом изучения стал вопрос о роли автора и героя в художественной организации текста, а также средства выражения авторской позиции и создания образа главного персонажа [5].

Следует отметить, что, будучи глубоко верующим человеком, Б.К. Зайцев искал веру и в других. Очень верно замечание Ф. Степуна, который обращаясь к романизированным биографиям Б. К. Зайцева, определил, что они написаны «Не извне, а изнутри. С интуитивным проникновением в жизненные судьбы любимых им авторов и с повышенным вниманием к религиозным темам их творчества» [6, с. 9].

Сам И. С. Тургенев не считал себя верующим, он был «преисполненным земной жизнью» светским человеком. Поэтому важно понять, как Б.К. Зайцев отвечает на вопрос о религиозности И.С. Тургенева, откуда, по мнению Б.К. Зайцева, возникли великолепные христианские образы в творчестве писателя.

Читая «Жизнь Тургенева», перед нами возникает живой, неповторимый образ И.С. Тургенева, мы видим обстановку, которая окружала его, места, которые он посещал, людей, с которыми был знаком. Б. К. Зайцев описывает и оценивает те или иные поступки своего кумира - все это помогает нам раскрыть внутренний мир И. С. Тургенева с его сомнениями, раздумьями - все то, что нашло отражение в его творчестве. Автор пропускает через себя жизнь писателя, потому и возникает в романизированной биографии тема религиозности, без которой в конце 20-х годов ХХ века Б.К. Зайцев уже не существовал.

Не случайно произведение начинается с описания природы, того источника, который на протяжении многих лет питал творчество «престолонаследника русской литературы», как называл Б.К. Зайцев И.С. Тургенева.

«Орловская губерния не весьма живописна: поля, ровные, то взбегающие изволоками, то пересеченные оврагами: лесочки, ленты берез по большакам, уходящие в орловскую даль, ведущие Бог весть куда. (...) Поля к июлю залиты ржами поспевающими. По ржам ветер идет ровно, без конца без начала, и они кланяются, расступаются тоже без конца-начала. Васильки, жаворонки. благодать.

Это предчерноземье. Место встречи северно-средней Руси с южною. Москвы со степью. К западу заходя в Калужскую, к северу в Московскую, области Тулы и Орла

© дудина Е. Ф. © Dudina E.F

являются как бы Тосканою русской. Богатство земли, тучность и многообразие языка давали людей искусства. (...) Тургеневы, Толстые, Достоевские порождены этими щедрыми краями» [3, с. 21].

Именно здесь Зайцев задает нам вектор, определяющий источник бесценного таланта И.С.Тургенева. Орловщина - Тоскана русская.

Следует отметить, что тема природы, обилие пейзажных мотивов широко представлена и в произведениях И.С. Тургенева, и в произведениях самого Б.К. Зайцева -это общеизвестный факт.

Приведем только несколько примеров. Герои произведений писателей часто предстают перед нами на лоне природы. Портретная характеристика героев многих произведений и И. С. Тургенева, и Б. К. Зайцева часто дается при помощи эпитетов и сравнений, связанных с природой и животным миром. Например, в рассказе «Хорь и Калиныч» из «Записок охотника» И.С. Тургенева лицо Калиныча «кротко и ясно, как вечернее небо», а Лисичка (жена главного героя в рассказе Б.К. Зайцева «Миф») сравнивается с приветливым жеребенком. Солнце в творчестве обоих авторов - это всесильное божество, которое излучает жизнь, пронизывает всё.

Красота природы, её тайны - это то первозданное, что связывает человека с Богом. Для Б.К. Зайцева природа, животный мир - божественное начало, всё создано Богом, оно неприкасаемо. И, если человек любит природу, понимает её, то в душе у него уже есть Бог. Возможно, именно такой Бог был и у И. С. Тургенева.

На протяжении всей романизированной биографии «Жизнь Тургенева» Б.К. Зайцев обращается к теме природы, пейзажным мотивам (даже в Виардо он отмечает природное начало: «море, лес, пустыня, то, что сберегла она в себе первозданное. Странствия юности, океаны, леса Мексики, плоскогорья Испании навсегда оставили на ней отпечаток» [3, с. 54]), подчеркивает связь И.С. Тургенева с природой.

Перед нами предстают прекраснейшие пейзажи России, Италии. Германии, Франции. Автор акцентирует наше внимание на том, что И. С. Тургенев с детства знал и любил природу. Мы неоднократно видим великолепные картины природы во время описания Б. К. Зайцевым тургеневской охоты. Тем острее воспринимается нами авторский комментарий, связанный с практически фанатичным отношением И. С. Тургенева к охоте: «Почему занимались стрельбой милых, любовью влекомых птиц непротивленец Толстой и отдавший любви жизнь Тургенев - этого понять нельзя. Написавший Касьяна с Красивой Мечи, знавший наизусть пение всех дроздов и малиновой, трубу бекаса, воркование горлинки, мягко и грустно любивший тварь земную - находил же Тургенев удовольствие, на пороге собственной смерти убивать изящнейших птиц (в незабываемой красоте вечера)» [3, с. 159], - пишет Б.К. Зайцев. На протяжении всего повествования автор неоднократно вводит комментарии, касающиеся внутренних духовных и душевных исканий писателя. Быть может, именно этот комментарий раскрывает нам суть противоречивости характера И. С. Тургенева. С одной стороны стремление к прекрасному, стремление к семье, с другой - жизнь «на краешке чужого гнезда», общение с глубоко верующими людьми и отсутствие веры в нем самом, всю жизнь писал

о России и только на русском, с другой долгая жизнь за границей. Человек «преисполненный светской жизни», любящий жизнь и упорно думающий о смерти, «одинокий, с разгромленным сердцем», охарактеризовал его Б. К. Зайцев.

Описывая становление И.С. Тургенева как личности, как писателя. Б. К. Зайцев представляет нам обилие знаменитых российских и зарубежных имен тургеневской эпохи. Как он сам позднее отмечал, в «Жизни Тургенева» смог прикоснуться к «литературе русского золотого века» [2, с. 597].

Представляя нам людей, окружавших писателя, Б.К. Зайцев вновь обращается к теме религиозности. Это и упоминание бесед с Белинским о назначении человека, о Боге. Это и описание взаимоотношений с искренне верующими женщинами: Татьяной Бакуниной, Ольгой Александровной Тургеневой, Елизаветой Георгиевной Ламберт.

Практически 2 года длились отношения молодого Тургенева с Татьяной Бакуниной. Описывая эти отношения Б.К. Зайцев особо подчеркивает религиозность всего молодого семейства Бакуниных: «всегда сердце и ум направлены на Бога, или на добро. Любовь. Человечество (...). Прекраснодушие - искреннее, иногда глубокое, иногда с несколько напыщенным оттенком» [3, с. 47]. Б.К. Зайцев пишет о том, что Татьяна была влюблена в Тургенева по-настоящему. В доказательство последнего вводит в повествование отрывок из переписки Татьяны с Тургеневым: «Христос был моей первой любовью. Как часто. Стоя на коленях у Его Креста, я плакала и молилась Ему. Вы, мой друг, вы будете моей последней, вечно искренней, вечно святой любовью» [3, с. 49]. Уже тогда Татьяна чувствовала в еще молодом Тургеневе «великого художника» [3, с. 49].

Другой образ, характеризуемый Б.К. Зайцевым, как «девушка тихая, кроткая, хорошая музыкантша, плоть от плоти чинной и благообразной старой Руси, нечто от Лизы Калитиной, Тани из «Дыма»» [3, с. 92] - это Ольга Александровна Тургенева. С ней практически был готов к браку, но ничего так и не состоялось.

Графиня Ламберт появляется в жизни уже зрелого Тургенева, известного писателя, пережившего счастье и разочарование в любви. Она появляется в самое трудное, по словам Б.К. Зайцева, время - конец 50-х годов, когда произошел разрыв с Виардо.

Описывая отношения И. С. Тургенева и графини, Б.К. Зайцев особенно подчеркивает глубокую, искреннюю веру Елизаветы Георгиевны. Сохранившаяся переписка И. С. Тургенева и Е. Г. Ламберт раскрывает нам внутренний мир писателя, его душевные искания, сомнения, тоску. Именно к этой переписке обращается Б.К. Зайцев в «Жизни Тургенева». В романизированной биографии отмечается душевная близость обоих. Графине Тургенев открывал все свои тайны и разочарования, душевные муки.

Именно она, по словам Б. К. Зайцева, явилась для И.С. Тургенева «утешительницей», «изящным другом» [3, с. 110]. Ей он доверял тайные свои чувства к той Единственной. В своих долгих беседах решали они «вопрос о жизни «без счастья» - вечный и безнадежный вопрос!» [3, с. 110]. Описывая их отношения, Б.К. Зайцев подчеркивает, что верующему человеку легче жить и переносить горести жизни. Отмечает, что Тургеневу было

сложнее, чем графине: «у графини, по крайней мере, была вера (не единственный ли вблизи него верующий человек со сложною внутренней жизнью?)» [3, с. 110], - пишет Б. К. Зайцев.

Не признавая веру в себе, по словам Б. К. Зайцева, И.С. Тургенев чрезвычайно ценил её в других: «К неземному приникнуть, как графиня, он вообще не мог. Не был верующим и скорбел об этом, именно теперь, видя, с каким достоинством переносит свои беды графиня (имеется ввиду смерть сына - Е.Д.) (...). К христианскому её смирению,

- пишет Б.К. Зайцев, - относился почти благоговейно. Но себя христианином не считал. Или, вернее, не называл» [3, с. 116]. Но при этом подчеркивает, что «христианскими же качествами души и высокими тяготениями обладал» [3, с. 116]. «Имеющий веру имеет все, и ничего потерять не может; а кто ее не имеет, тот ничего не имеет», - цитирует автор фрагмент переписки И.С. Тургенева к гр. Ламберт, -«Ничего не хотеть и не ждать для себя и глубоко сочувствовать другому - это и есть настоящая святость» [3, с. 116]. Не видя последнего в себе, он чрезвычайно ценил его в графине, - подчеркивает Б. К. Зайцев.

Именно в момент описания отношений И.С. Тургенева и гр. Ламберт возникает в произведении тема монашества, глубоко раскрытая ранее Зайцевым в произведениях «Преподобный Сергии Радонежский» (1925) и «Афон» (1928). Тургенев монашество не признавал. «Как человек глубоко светский, представлял себе монашество могилой, (не знал, что в духовной жизни есть именно радость). Но успокоение, так самому ему нужное, все-таки чувствовал» [3, с. 112-113], - комментирует Б.К. Зайцев.

Графиня, по словам Зайцева, была для И.С. Тургенева «утешительницей», другая страна стала «врачевательницей».

Возникает в «Жизни Тургенева» любимая тема Б.К. Зайцева - Италия. Италия для самого автора была всегда второй родиной. Так и для И. С. Тургенева, по замечанию Б.К. Зайцева, она становится «духовной врачева-тельницей», тем толчком, который мог бы что-то изменить, очистить, помочь. Автор романизированной биографии так прямо и пишет: «Риму надлежало перевести Тургенева с одного пути на другой. Нелегко это давалось. Рим пустил в ход все свои прельщения. (...) величие Ватикана, задумчивость базилик (. ), таинственная прахообразность земли

- все говорило об одном, в одном растворяло сердце (...) Вечность входила в него, меняла, лечила. (...) Но темные

мысли - о судьбе, смерти, бренности именно с этого времени крепче в нем гнездятся. И все-таки Рим врачевал.

Это видно в самом его творчестве, - пишет Б.К. Зайцев,

- очень важно, и очень хорошо, что он в Риме задумал (и частию написал) «Дворянское гнездо». В этих страданиях создал тишайший и христианнейший образ Лизы. Той зимой ему приоткрылся просвет, могший дать утешение: путь к религии. Для себя он, к несчастью, его не принял. Но с любимою героинею по нем шел, значит как-то, в чужой жизни, художнически, но изжил» [3, с. 103]. И несмотря на то, что «Величайшей глубины России - её религии

- почти не чувствовал Вернее, разумом не признавал, - пишет Б.К. Зайцев, - некий «Вестник Европы» заслонял ему ее (а сердце, по временам, давало удивительные образы Святой Руси)» [3, с. 106]

Возможно, одной из причин не религиозности И. С. Тургенева является обстановка, в которой воспитывался писатель. Б.К. Зайцев в «Жизни Тургенева» поднимает тему отцов и детей: отношения И. С. Тургенева с родителями и его отношения с дочерью. Там, и там снова возникает тема веры. Мы видим неоднозначное восприятие религии Варварой Петровной и неверующий, но очень суеверный Сергей Николаевич. Всё это отложило отпечаток на жизни И.С. Тургенева. Б.К. Зайцев подчеркивает, что «поэзия быта православного, существовавшая тогда в некоторых семьях, Тургенева, к сожалению не коснулась. Доброты, светлого уюта в отчем доме он не встретил - как-то с первых шагов оказался одиноким» [3, с. 27].

Отношения с дочерью также не сложились, близкого душевного родства не случилось. И в отношении веры здесь также всё было неоднозначно. В подтверждение последнего Б. К. Зайцев цитирует переписку И. С. Тургенева и гр. Ламберт: «Против упреков насчет дочери возражает - и не без горячности: «Я не только «не отнял Бога у нея», но и сам хожу с ней в церковь. И если я не христианин, то это мое личное дело, пожалуй, мое личное несчастье» [3, с. 125].

Мы видим, что на протяжении всего повествования Б.К. Зайцев неоднократно обращается к теме религии в жизни и творчестве И.С. Тургенева, пытается решить сложнейший вопрос о вере и неверии писателя. Веры в Тургеневе он не находит, но, несмотря на это, принимает его таким «каков он был, ни белого, ни черного, а пестрого, живого Тургенева» [3, с. 37-38].

Библиографический список

1. ДудинаЕ.Ф. Творчество Б.К. Зайцева 1901-1921 годов: своеобразие художественного метода // Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01: Орел, 2007, 230 с.

2. Зайцев Б.К. О себе // Собрание сочинений: В 5т. Т. 4. Путешествие Глеба: Автобиографическая тетралогия. М.: Русская книга, 1999. 624 с., 1. портр. С. 587-592.

3. Зайцев Б.К. Собрание сочинений: В 5т. Т.5 Жизнь Тургенева: Романы-биографии. Литературные очерки. М.: Русская книга, 1999. 544 с.

4. Зайцев Б.К. Дневник писателя. «Судьба Тургенева» // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 7 (доп.). Святая Русь: Избранная духовная проза, Книги странствий, Повести и рассказы. Дневник писателя. М.: Русская книга, 2000. С. 403-406.

5. Минаева И. А. Автор и герой в художественных биографиях Б. К. Зайцева: «Жизнь Тургенева», «Жуковский», «Чехов» : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01: Ростов н/Д, 2005, 194 с.

6. Степун Ф. Борису Константиновичу Зайцеву - к его восьмидесятилетию // Зайцев Б.К. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 5 Жизнь Тургенева: Романы-биографии. Литературные очерки. М.: Русская книга, 1999. С. 3-17.

References

1. Dudina E.F. Creativity B.K. Zaitseva, 1901-1921: the originality of the artistic method // Dis. ... Cand. filol. Sciences: 10.01.01: Orel, 2007, 230 p.

2. Zaitsev B.K. About yourself // Collected Works: In 5t. T. 4. Gleb's Journey: Autobiographical tetralogy. Moscow: Russian book, 1999. 624 p., 1. porr. Pp. 587-592.

3. Zaitsev B.K. Collected Works: In 5t. T5. Life of Turgenev: Novels-biographies. Literary essays. Moscow: Russian book, 1999. 544 p.

4. Zaitsev B.K. Diary of a writer. "The fate of Turgenev" // Zaitsev B.K. Collected Works: In 5 tons. T. 7 (extra). Holy Russia: Selected Spiritual Prose, Traveling Books, Stories and Stories. Diary of a writer. - Moscow: Russian book, 2000. Pp. 403 - 406.

5. MinaevaI. A. Author and hero in B. K. Zaitsev's artistic biographies: «The Life of Turgenev», «Zhukovsky», «Chekhov»: Dis. ... Cand. filol. Sciences: 10.01.01: Rostov - on -Don, 2005, 194 p.

6. StepunF. Boris Konstantinovich Zaitsev - on his eightieth birthday // Zaitsev B.K. Collected Works: In 5t. ^5. Life of Turgenev: Novels-biographies. Literary essays. Moscow: Russian book, 1999. Pp. 3-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.