Научная статья на тему 'Азербайджан: без друзей и без врагов'

Азербайджан: без друзей и без врагов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
294
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маркедонов Сергей

«Россия в глобальной политике», М., 2007 г., № 4, июль-август.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Азербайджан: без друзей и без врагов»

Когда я уезжал из Ингушетии, сотрудник пресс-службы попросил меня: «Ты уж напиши потеплее о нашей республике!». Вот, пишу. В Ингушетии строятся аж две больницы. Найдено месторождение мегреля - важнейшего сырья для производства цемента. Скоро построят цементный завод, который будет снабжать сочинскую Олимпиаду бетоном. Да и вообще живут тут гостеприимные люди. Но на этой коммунальной кухне уже стоит и греется казан с ваххабизмом. Если добавить туда валютной зелени, поперчить тротилом и посолить слезами родственников убитых, то как бы не пришлось расхлебывать эту кашу всей России.

«Известия», М., 7 сентября 2007 г.

Сергей Маркедонов,

кандидат исторических наук

АЗЕРБАЙДЖАН: БЕЗ ДРУЗЕЙ И БЕЗ ВРАГОВ

Рассматривать ту или иную страну в рамках противопоставления «прозападный - пророссийский» стало уже традиционным для отечественного экспертного сообщества. Однако к Азербайджану такую бинарную оппозицию применить невозможно. Между Москвой и Баку существуют серьезные расхождения во взглядах на «большую игру» в Южном Кавказе, и то же время Азербайджан демонстрирует приверженность укреплению добрососедских отношений. Ему необходимо фактическое (а не формально-правовое) присутствие на Северном Кавказе сильной российской государственной власти. Москва также заинтересована в тесных связях с Азербайджаном и в его стабильном развитии. Значимость Баку подтвердило предложение российского президента Владимира Путина американскому коллеге Джорджу Бушу совместно использовать для решения проблемы ПРО Габалинскую радиолокационную станцию, арендуемую Россией у Азербайджана. Международное внимание к этой стране также растет благодаря ее углеводородным ресурсам и общему повышению значения Каспийского региона в качестве альтернативного источника энергоносителей для европейского рынка. Находясь в точке пересечения интересов различных держав, Азербайджан вынужден вести выверенную и гибкую внешнюю политику.

В отличие от Армении, вышедшей из состава СССР на основе союзного законодательства, Азербайджан не создавал государ-

ственность с нуля, а возрождал ее. Первая Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) была провозглашена 28 мая 1918 г. В начале 1920 г. на Парижской мирной конференции ее де-факто признал Верховный совет союзных держав. Однако в Лигу Наций АДР не попала, поскольку, как объяснялось в меморандуме Генерального секретаря Лиги Наций, «территория Азербайджана являлась частью Российской империи, ввиду чего возникает вопрос, достаточно ли объявления... о независимости и признания Союзными Державами... для того, чтобы считать Азербайджан де-юре полностью самоуправляемым государством». Оказалось - недостаточно: уже в апреле 1920 г. в республике начали устанавливать советскую власть. Как бы то ни было, в декларации Верховного Совета Азербайджана, принятой на его внеочередной сессии 30 августа 1991 г., сказано о восстановлении государственной независимости. Новая республика провозглашала свою политико-правовую преемственность в отношении «старой». «Восстановленная» азербайджанская государственность существует уже на протяжении 16 лет, демонстрируя свою жизнеспособность и эффективность. В первом квартале 2007 г. рост национальной экономики составил 40%.

Азербайджан - мусульманская страна. В октябре 1991 г. в республике была учреждена Азербайджанская исламская партия прогресса. Затем появилась Азербайджанская исламская партия (АИП), провозгласившая своими основными целями достижение «социальной и экономической независимости Азербайджана путем установления в стране исламских законов». В стране действуют такие экстремистские организации, как «Джейшулла» («Армия Аллаха») и «Хизбулла» («Партия Аллаха»). В то же время Азербайджанская Республика - это светское государство, декларирующее приверженность демократическим идеалам и жесткое неприятие исламского фундаментализма. В 1995 г. АИП было отказано в перерегистрации. В мае 1996 г. ее лидеры были арестованы, а в 1997 г. - осуждены за сотрудничество с иранскими спецслужбами.

Постсоветский Азербайджан сумел доказать, что не является слабой и зависимой геополитической субстанцией; он играет ключевую роль на Южном Кавказе и Ближнем Востоке. Это, пожалуй, единственный в СНГ пример государства с успешно диверсифицированной внешней политикой. Действуя по принципу «у нас нет друзей, нет врагов, а есть одни лишь интересы», Баку сумел заставить великих мира сего искать дружбы у малого государства. Не-

смотря на разнообразные трудности, Азербайджан неизменно подбирал ключи к важным международным игрокам. В отличие от Тбилиси он научился быть «своим» одновременно в различных столицах крупных мировых держав.

В период первой республики азербайджанская элита играла роль сначала младшего брата Турции, а затем и «нефтяной вышки» Великобритании. «Второй Азербайджан» действует намного тоньше, стараясь «не складывать яйца в одну корзину». С одной стороны, он участвует в прозападном ГУАМ (межгосударственная организация, созданная Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией. с другой - говорит о стратегической заинтересованности в партнерстве с Российской Федерацией. Даже в ходе своего визита в Вашингтон в апреле 2006 г. президент Азербайджана Ильхам Алиев не постеснялся подчеркнуть свою приверженность сотрудничеству с Россией, выступая на заседании влиятельного американского Совета по внешней политике. Кстати, именно в отношении Баку российские дипломаты используют термин «стратегический партнер» (Армению они называют «стратегическим союзником»).

Благодаря хорошим отношениям с Америкой (которой в 1990-х были свойственны проармянские настроения) Азербайджан, несмотря на авторитаризм его руководства, не попал в черный список «недемократических» государств. Взаимная доброжелательность облегчила Баку решение крайне сложных и деликатных задач, связанных с передачей власти в стране от отца к сыну. США симпатизируют антиалиевской оппозиции, но не переоценивают степень ее влияния. В ноябре 2005 г. - накануне очередных выборов в Милли меджлис (парламент) Азербайджана - влиятельный американский сенатор Ричард Лугар констатировал: «В Азербайджане не ожидается никаких "оранжевых" революций». Схожие мысли высказали и другие американские деятели, включая Джорджа Сороса. Как отметил президент Фонда Джеймстауна Глен Хо-вард, специалист по Кавказу и Центральной Азии, наличие у Азербайджана существенных запасов нефти «заставляет Вашингтон игнорировать некоторые моменты внутриполитической жизни этой страны».

Европейский союз - партнер для Азербайджана гораздо более неудобный. Представители европейских структур давали в целом критическую оценку политическому процессу, отмечая многочисленные факты нарушения законодательства и злоупотребления властью чиновниками всех уровней. И все же Азербайджан, как и

считающиеся более демократичными Грузия и Армения, был включен в программу Европейской политики соседства. А лидеры республики подчеркивали необходимость теснейшей интеграции с ЕС по всем направлениям. В 1999 г. министр обороны Сафар Аби-ев заявил, что республика «осознает себя составляющим элементом новой Европы». Значительно больших успехов Азербайджан добился в экономическом сотрудничестве со странами Европы. Сторонниками активного вовлечения Баку являются наиболее последовательные союзники США, прежде всего Польша. Как отметил в апреле 2007 г. директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабанов, «сегодня Польша выстраивает новую концепцию своей нефтегазовой безопасности. В качестве основных партнеров она хотела бы видеть Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину. Если точнее, Варшаве нужна каспийская нефть, которая через Грузию и Украину должна быть транспортирована в Польшу».

Баку продемонстрировал умение балансировать не только на американо-российских качелях. В 1991 г. постсоветский Азербайджан, как и АДР, избрал своим стратегическим партнером Турцию. Однако нынешние азербайджано-турецкие отношения больше не являются вассально-ленными, какими они были в 1991-1920 гг. В ходе армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха (1991-1994) Анкара оказала содействие Баку, в 1993 г. она перекрыла армяно-турецкую границу. Однако полномасштабной турецкой военной интервенции в Армении, как в 1918-1920 годах, не произошло. В начале 2000-х именно Турция стала лоббистом Азербайджана в НАТО, поддерживала Баку в его спорах с Тегераном по Каспию. При этом Азербайджан сумел переломить негативные тенденции в двусторонних отношениях с Ираном - традиционным конкурентом Турции на Кавказе и Ближнем Востоке. Движение обеих стран навстречу друг другу началось в 20042006 гг., когда Тегеран, обеспокоенный возможностью превращения Азербайджана в форпост для военной операции против Ирана, стал проводить более взвешенную политику по отношению к Баку. Со своей стороны Азербайджан понимал: случись на Ближнем Востоке война, она способна перекинуться на Кавказ, что чревато экологической катастрофой в Каспийском регионе. Поэтому он стал гораздо терпимее к южному соседу. В 2004 г. в городе Тебри-зе, расположенном на заселенном преимущественно азербайджанцами севере Ирана, было открыто генконсульство Азербайджана. В

рамках политики «разрядки напряженности» прошли визиты президентов Ильхама Алиева в Иран (2005) и Махмуда Ахмадинежада в Азербайджан (2006).

Потепление в отношениях с Тегераном не мешает Баку «дружить» с Израилем, в том числе на почве общих ценностей. Осенью 2006 г. руководитель отдела пропаганды, информации и аналитики Госкомитета по работе с азербайджанцами, проживающими за рубежом, Джаваншир Велиев заявил, что в музеях холоко-ста по всему миру будут установлены стенды, посвященные «геноциду азербайджанцев» в Ходжалы в феврале 1992 г. (в ходе военной операции армянских формирований в этом населенном пункте на территории Нагорного Карабаха погибло большое число мирных жителей. - Авт.). По словам Велиева, «это отвечает интересам не только азербайджанских, но и еврейских организаций, о чем они неоднократно заявляли». Кроме того, Баку умело использует непростые отношения между армянским и еврейским лобби в США и Европе.

Азербайджан, расположенный в Каспийском регионе и являющийся связующим звеном между Южным Кавказом и Центральной Азией, занимает важное место в российской внешней политике. По словам американского политолога Збигнева Бжезинско-го, «Азербайджан можно назвать жизненно важной пробкой, контролирующей доступ к бутылке с богатствами Каспийского моря и Центральной Азии. Независимый тюркоязычный Азербайджан, по которому проходят нефтепроводы и далее тянутся на территорию этнически родственной и оказывающей ему политическую помощь Турции, помешал бы России осуществить монополию на доступ к региону и таким образом лишил бы ее главного политического рычага влияния на политику государств Центральной Азии». При этом в условиях, когда Россия вовлечена в борьбу с международным исламским терроризмом, ее отношения с политически стабильным светским государством-соседом, занимающим непримиримую позицию по отношению к религиозным экстремистам, чрезвычайно важны.

Для российской внутренней политики азербайджанский фактор имеет далеко не меньшее значение. По данным официальной статистики, миграционный прирост азербайджанского меньшинства в России составил с 1989 по 1999 г. 62,8 тыс. человек. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 г., в 55 субъектах РФ проживают 621,5 тыс. азербайджанцев, что делает данный этнос тринадцатым по численности. Наши правоохранительные органы и

посольство Азербайджана в Москве полагают, что эти цифры занижены. Гейдар Алиев, выступая на учредительном собрании Всероссийского конгресса азербайджанцев (2000), оценил численность своих соотечественников в России приблизительно в 1 млн. человек. По подсчетам директора Института экономики РАН Р. Гринберга, только денежные переводы в Азербайджан достигают ежегодно 1,8-2,4 млрд. долл.

В ноябре 2005 г. эта страна остановила волну «цветных» революций в СНГ. О том, что парламентские выборы (ноябрь 2005 г.) состоялись, исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло заявил еще до того, как соответствующее заявление озвучил азербайджанский Центризбирком. В течение всего последующего за этими событиями года Москва не раз заявляла об отношениях с Баку как о внешнеполитическом приоритете. Вместе с тем независимая Азербайджанская Республика никогда еще не достигала того высокого уровня сотрудничества с РФ, прежде всего в военной и политической сферах, на который вышли Россия и Армения. В отличие от Армении, Азербайджан не состоит в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Азербайджан - член ГУАМ, организации, которую иногда называют анти-СНГ и считают противовесом российскому влиянию в ближнем зарубежье. И если еще вчера первые скрипки в «обновленном ГУАМ» играли Грузия и Украина, то сегодня возрастает (прежде всего качественно) роль Азербайджана. Последний саммит ГУАМ (18-19 июня 2007 г.) прошел в Баку. Именно там азербайджанское руководство впервые получило со стороны Украины публичную поддержку своих действий по «собиранию земель». Президент Украины Виктор Ющенко охарактеризовал политику Армении в Карабахе как «оккупационную» и выразил готовность отправить украинские «голубые каски» в зону армяно-азербайджанского конфликта. (Прежде он говорил о необходимости размещения украинских миротворцев в Южной Осетии и Абхазии.) На бакинском саммите состоялось также два диалога в формате ГУАМ - Япония и ГУАМ - Польша.

В Москве ревниво следят за развитием американо-азербайджанских отношений. Накануне визита И. Алиева в США (апрель 2006 г.) Азербайджан был назван «исламским союзником» Вашингтона. Ранее этого титула удостаивалась Турция. Между тем именно Баку является той точкой Южного Кавказа, в которой позиции Москвы и Вашингтона в наибольшей степени совпадают. И

США, и РФ заинтересованы в стабильном, модернизирующемся светском Азербайджане. Для Белого дома, равно как и для Кремля, вопросы демократизации внутриполитической жизни Азербайджана значат куда меньше, чем предсказуемость режима. Явное недовольство Кремля вызывают «особые отношения» (энергетическое партнерство, совместные транспортные проекты) между Азербайджаном и Грузией, придерживающейся стратегического курса на евро-атлантическую интеграцию и избавление от российского «имперского наследия». Именно «грузинский сюжет» стал главной причиной охлаждения отношений между Москвой и Баку в конце 2006 - начале 2007 г. Правда, грузинский сценарий не повторился, наметившиеся разногласия не повернули двусторонние отношения вспять. В отличие от Михаила Саакашвили Ильхам Алиев не сделал антироссийский ресурс своим главным внешне- и внутриполитическим оружием. Более того, в марте 2007 г. глава Азербайджана совершил неофициальный визит в Москву и на встрече с Владимиром Путиным всячески подчеркивал, что дорожит добрососедскими связями с Российской Федерацией. Критика России за политизацию ею проблемы цены на «голубое топливо» велась официальным Баку не более месяца. Впрочем, Азербайджан, который в значительно меньшей степени, чем Грузия, зависит от российских энергоресурсов, может позволить себе более гибкую политику в отношении Москвы.

Между Москвой и Баку есть расхождения по вопросу о российско-армянском стратегическом союзничестве, которым во многом обусловлены и неучастие Азербайджана в ОДКБ, и членство в ГУАМ. Военное присутствие РФ в Армении (особенно после вывода российских частей из Грузии и их передислокации в соседнюю республику) лидеры Азербайджана рассматривают как повод для возможной эскалации армяно-азербайджанского противостояния. Борьба с «рукой Москвы» - выгодный политический «бренд» оппонентов И. Алиева.

Мощная азербайджанская диаспора в России - еще один важный фактор развития отношений. В свою очередь Азербайджан - территория проживания дагестанских народов (лезгины, аварцы, цахуры), оказывающих заметное влияние на этнополитические процессы на российском Северном Кавказе. Главный потенциал развития российско-азербайджанских отношений заключается в том, что Баку и Москва учатся исправлять ошибки начала 1990-х. Для России такой ошибкой был крен в сторону Армении и отказ от

диверсифицированной политики на Южном Кавказе. Следует особо подчеркнуть, что нормальные российско-азербайджанские контакты не должны означать «забвения» Армении - нашего многовекового геополитического союзника, поддерживающего российское присутствие в Закавказье. Просто следует идти по пути сбалансированной и диверсифицированной политики. Для Азербайджана же серьезной ошибкой стали политические контакты с чеченскими сепаратистами. Цели и лозунги Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН) были во многом созвучны политической идеологии Народного фронта Азербайджана (НФА). Азербайджанские националисты видели в ОКЧН возможного союзника по «антиколониальной борьбе». Прочеченскую позицию занимал второй азербайджанский президент Абульфаз Эльчибей, а министр внутренних дел республики (в 1992 г.), лидер партии «Боз гурд» Искен-дер Гамидов называл себя личным другом лидера чеченских сепаратистов Джохара Дудаева. Небольшой отряд чеченцев сражался в Нагорном Карабахе на азербайджанской стороне. Когда российско-чеченский конфликт перешел в 1994 г. в вооруженную фазу, на стороне чеченских сепаратистов воевал численно небольшой отряд азербайджанцев - в основном приверженцев партии «Боз гурд». (В интервью британской радиостанции Би-би-си Гамидов говорил о 270 добровольцах.) Летом 1999 г. президент самопровозглашенной Чечни Аслан Масхадов назначил своим полпредом в мусульманских странах З. Яндарбиева, его головной офис был открыт в Баку. Между чеченскими сепаратистами и азербайджанским криминалитетом установились контакты в теневом бизнесе.

Азербайджан оказал «неоценимую», по словам главы «внешней разведки» Ичкерии Хож-Ахмеда Нухаева, «помощь в размещении (чеченских) беженцев». После 1994 г. в стране было зарегистрировано 4,7 тыс. чеченцев. (В 1989 г., согласно Всесоюзной переписи населения, там проживало всего 456 чеченцев.) Коренные азербайджанцы в целом сочувствовали Чечне. В январе 1995 г. в Баку был открыт Культурный центр Чеченской Республики Ичкерия. Тогдашний президент Азербайджана Гейдар Алиев, заявляя, что «Чечня - внутреннее дело России», рассматривал «чеченский вопрос» прежде всего как гуманитарную проблему. Ведь к 2000 г. численность беженцев из Чечни достигла 10 тыс. человек. В результате проблема Чечни стала одной из ключевых во взаимоотношениях независимого Азербайджана и России. Однако обстоятельства толкали Баку к ревизии чеченской политики.

Во-первых, азербайджанское руководство всегда рассматривало карабахский конфликт как борьбу с армянским сепаратизмом, а эффективная защита такой точки зрения невозможна на международном уровне в условиях поддержки другого сепаратизма - чеченского.

Во-вторых, эскалация напряженности в российско-азербайджанских отношениях чревата, в частности, введением Москвой жесткого визового режима, что могло бы серьезно ударить по Азербайджану, учитывая многочисленную азербайджанскую диаспору в России и ее социально-экономическую значимость для республики.

В июле 2000 г. деятельность офиса ичкерийского представительства в мусульманских странах была приостановлена. Межэтнические столкновения между выходцами из Чечни и азербайджанцами, произошедшие в 2000-2001 гг., способствовали снижению уровня оказания массовой поддержки «чеченскому делу». В 2001 г. российские и азербайджанские спецслужбы провели совместную операцию по задержанию трех полевых командиров-сепаратистов. Все эти шаги вызвали резкое недовольство чеченской стороны. В марте 2001 г. к президенту Гейдару Алиеву обратилась с открытым письмом группа чеченских беженцев. В мае А. Масхадов объявил, что Азербайджан «перестал быть дружественной для Ичкерии страной». Свою роль сыграли и события 11 сентября 2001 г. В октябре 2002 г. официальный Баку осудил захват заложников в Москве («Норд-Ост»), а в сентябре 2004 г. -теракт в Беслане. В государственных СМИ Азербайджана существенно изменились акценты в освещении пребывания чеченских беженцев на территории республики. Таким образом, налицо серьезные улучшения в российско-азербайджанских отношениях по «чеченскому вопросу».

«Россия в глобальной политике», М., 2007 г., № 4, июль-август.

Михаил Ростовский,

журналист

УЧИ КАЗАХСКИЙ!

Снова и снова изумлять публику продолжает лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. Несколько дней назад Нурсултан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.