I. N. Kozennikova
The problem of intercultural competence formation among jurists
The problem of intercultural competence and the problem of its nature is presented. The structure of cross-cultural competence is of much importance, it reflects its nature. This structure of cross-cultural competence includes personal features, culture of interaction, a linguistic competence, a socio-cultural competence, a discourse competence, a strategic competence, a social competence. The cross-cultural competence influence is deeply reflected on behavior and activity, that means moral development.
Key words: cross-cultural competence, its nature, a structure, a linguistic competence, a grammar competence, a socio-cultural competence, a discourse, a strategic competence, influence, moral development.
УДК: 371.398:159.923.2 О. Т. Рабинович
АВТОРСКОЕ ТВОРЧЕСТВО - ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Статья раскрывает актуальную особенность авторского творчества как определяющей ценности социально-профессионального развития личности учителя в последипломный период. Авторское творчество как индивидуальный стиль самовыражения способствует развитию антропоориентированных, мотивационно-когнитивных, аффективно-рефлексивных и конативно-стимулирующих качеств и свойств личности учителя, необходимых ему в непрерывном формировании креативного мышления субъектов образовательного пространства. В статье обосновывается креативность как высший уровень интеллектуальной активности критического мышления учителя, направленной на его авторское самовыражение в социально-профессиональной деятельности в последипломный период.
Представлена практико-ориентированная модель педагогического сопровождения авторского творчества учителя в открытой муниципальной системе последипломного образования. Авторское творчество учителя является продуктом формирования рефлексивно осознанного мышления учителя в процессе социально-профессиональной самореализации.
Ключевые слова: креативность, рефлексивно осознанное мышление, авторское творчество, определяющая ценность, социально-профессиональное развитие личности учителя, практикоориентированная модель, педагогическое сопровождение, муниципальная система последипломного образования.
Экономические изменения в жизни общества обусловили появление новых социально значимых ориентиров в профессиональной деятельности учителя. На рынке образовательных услуг в российском обществе наиболее востребованы не просто высококвалифицированные специалисты системы образования, а техникотехнологически компетентные, гуманистически ориентированные творческие личности, которые «способны сами добывать знания и на их основе порождать новые» [1, с. 32]. Эти требования предъявляются современному учителю. Именно такого уровня Учителя способны влиять на гражданское самосознание ученика, развивать его творческий потенциал в сотворчестве и сотрудничестве,
РАБИНОВИЧ Ольга Тихоновна - к. филос. н., доцент Муромского института (филиала Владимирского государственного университета)
проявляя свои индивидуально обусловленные компетенции и педагогический стиль социального поведения в творческой социально-профессиональной самореализации, взращивая собственные профессионально ценностные качества и свойства, необходимые в условиях модернизации системы образования.
В процессе различных видов практик в системе вузовского образования происходит творческое приобщение будущего учителя к самопознанию своих возможностей и потенциалов, осуществляется первичная выработка антропоориентированных качеств и свойств личности, формируются практикоориентированные компетенции, познаётся субъектный смысл авторского самовыражения. Но наиболее результативным этапом в социальнопрофессиональном развитии Муромского института Владимирского госуниверситета личности учителя является последипломный период, поскольку именно в нём
учитель находится в творческом взаимодействии с учеником, при этом раскрывается его личностный, социальный и профессиональный замысел и авторский почерк непрерывного сотрудничества и сотворчества. Поэтому в системе непрерывного педагогического образования как никогда ранее востребована социально значимая технология социально-профессионального развития личности учителя в непосредственном процессе самореализации [2, 3, 4]. А социально-профессиональная деятельность учителя рассматривается как авторская парадигма самосовершенствования личности в творчестве, как креативная технология врабатывания ценностей и проявление их в процессе самовыражения личностных, антропоори-ентированных и интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих качество образованности как себя самого, так и субъекта - ученика.
В настоящее время в психолого-педагогической науке представляются исследования ученых, связывающих повышение эффективности педагогической деятельности со степенью сформированности такого профессионально важного свойства личности учителя, как креативность [5; 6; 7; 8; 9; 10]. Термин «креативность» рассматривается как характеристика продукта, как процесс, как способность, как черта личности, как специфическая потребность, как проявление гуманистической субъективности индивида в социально-профессиональной деятельности. При этом следует уточнить понимание креативности как некоторого свойства или характеристики личности, определяющей индивидуальную творческую направленность, личностное «Акме». Креативность встает в один ряд со способностями или чертами характера и часто именно в этих терминах интерпретируется. Индивидуальные показатели креативности учителя соотносятся со специфическими характеристиками, свойствами и качествами его профессиональной деятельности, дифференцированно влияют на различные показатели эффективности педагогической деятельности. Причем чем выше уровень креативности учителя, тем выше процессуальные показатели эффективности достижения им успеха в социально-профессиональной деятельности, показатели уровня владения средствами организации педагогической деятельности, показатели уровня самоанализа, рефлексии и самокоррекции [11, 12, 13].
Следуя такому пониманию креативности, мы считаем, с позиции современных требований к личностным качествам, что именно индивидуальная творческая направленность социально-профессиональной деятельности учителя занимает ведущее положение в списке профессионально ценностных качеств и свойств личности. Именно она способствует воспитанию творческой индивидуальности учителя, её авторскому самовыражению как феномену и определяющей ценности социальнопрофессионального развития личности. Исходя из этих выводов, можно сформулировать понятие «феномен авторского творчества» — это многомерное психолого-
педагогическое образование, включающее в свою структуру взаимополагающие и взаимодополняющие базовые качества, свойства и характеристики личности, «определяющие развитие авторской позиции» учителя в условиях организованной муниципальной системы последипломного образования [1; 2; 3; 13]. Что и подтверждается результатами длительного педагогического эксперимента, проводимого в Оймяконском и Южно-Якутском регионах Республики Саха (Якутия), в Поокском регионе и в округе Муром Владимирской области, направленного на выявление и обоснование теоретико-методологических оснований социально-профессионального развития личности учителя. А также установлено: определяющей ценностью социально-профессионального развития личности является не коллективное, а авторское творчество субъекта образовательного пространства. Оно достаточно успешно достигается в муниципальной системе последипломного образования — в процессе непрерывного формирования креативного мышления учителя, в системе социально-профессионального развития его способностей, выработки антропоориентированных, социально значимых, профессионально ценностных качеств, свойств и компетенций личности учителя.
Реализация системы развития креативного мышления осуществляется специалистами муниципального центра послевузовского образования совместно с научнометодическими кадрами образовательных учреждений Южно-Якутского региона. В экспериментальной работе участвовали более 440 учителей, студентов и аспирантов, руководителей дошкольных, общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений. В авторский поиск включились практически 2/3 педагогических работников муниципалитета, более 30 коллективов муниципальных образований: дошкольные образовательные учреждения, образовательные учреждения, Не-рюнгринский гуманитарный колледж и Южно-Якутский образовательный центр, специальные учреждения для детей с сохраненным и несохраненным интеллектом. Творческими коллективами разработаны адаптивные учебные программы для обучения и воспитания личности, авторские пособия, монографии, выпущены сборники научных статей и научно-практические пособия. За период с 2000 г. по авторским разработкам защитили кандидатские диссертации Т. Гладий, Е. Алексеева, С. Блинков, Т. Корсакова, Л. Зинурова, В. Самохина, З. Максимова и др.
Анализируемый опыт педагогического сопровождения процесса развития личности учителя в последипломный период даёт основание понимать креативность как высший уровень интеллектуальной активности критического мышления учителя, способствующего его авторскому самовыражению в социально-профессиональной деятельности. А дефиниция «креативность» принимается как «совокупность мыслительных и личностных способностей (качеств)», определяющих ценностную
основу профессиональных компетенций, влияющих на становление и проявление авторского творчества в непрерывной социально-профессиональной деятельности [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
Креативность критического мышления учителя представляет собой продуктивно-созидательное явление и индивидуально проявляемое новообразование, развиваемое в психологической структуре личности в процессе выбора мотивационно-когнитивных установок, определения и освоения аффективно-рефлексивных механизмов преобразования и самоизменения в системе конативно-стимулирующей активизации личности в социально-профессиональной самореализации в последипломный период.
Исходным положением при теоретикометодологическом обосновании авторского твор-
чества как определяющей ценности социальнопрофессионального развития личности учителя, как аксиолого-акмеологической составляющей педагогической технологии последипломного образования, в разработке практикоориентированной модели педагогического сопровождения процессов развития личности явилось утверждение психологов: каждый психически нормальный человек обладает определенным творческим потенциалом, творческими способностями, которые надо развивать, и как можно раньше. А творческий потенциал учителя требует особого внимания в процессах развития, социальной поддержки, педагогического сопровождения и практикоориентированного соуправления в условиях муниципальной системы последипломного образования.
Основная цель креативной системы последипломного образования заключается в развитии способности учителя в процессе педагогического сопровождения специалистов и методистов образовательных учреждений и муниципальных центров последипломного образования
— «разбудить» в самом себе творческую активность и развить заложенный природой творческий потенциал и критическое мышление; обеспечить самому себе практикоориентированные условия для выбора, определения и реализации мотивационно-когнитивных целей и траекторий самообразования и самовоспитания, для формирования аффективно-рефлексивной готовности к творческому самовыражению и активизации конативно-стимулирующих качеств и свойств личности, необходимых учителю в социально-профессиональном самовыражении; поддерживать уверенность в творческих силах; актуализировать способность генерировать и реализовывать новые нестандартные идеи, имеющие общечеловеческую ценность и «в то же время не наносящие вреда природе»; воспитывать потребность в творческом образе жизни, в развитии чувства социальной ответственности за результаты собственной социально-профессиональной деятельности [2, 3, 4, 8, 9].
Реализуя на практике обозначенную цель, важно соблюдать педагогическое требование в обеспечении прин-
ципов креативности образовательного процесса: непрерывности, преемственности и включённости учителя в активную самообразовательную среду, определяющую мотивационно-когнитивные смыслы и установки учителя на выработку умений самостоятельно управлять собственным творческим процессом и процессом творчества своих учеников. Организованный на принципе креативности образовательный процесс предоставляет возможность субъекту системы последипломного образования на каждом образовательном уровне (дошкольное учреждение, школа, начальное и среднее профессиональное образование, профессиональное высшее образование, последипломное) усвоить ценности авторского творчества и способы самовыражения в совместно запланированной деятельности, познать современную методологию творчества, научиться целенаправленно использовать законы антропоориентированных и других систем во благо человека и человечности. А это способствует формированию креативного, критического мышления индивида. Оно позволяет «не только развить исходный творческий потенциал» личности субъекта, но и углубить, совершенствовать потребность учителя в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, взрастить у учителя объективную самооценку посредством развития профессиональных компетенций, мотивационнокогнитивных, аффективно-рефлексивных и конативно-стимулирующих качеств и свойств самовыражения [1,
6, 7, 9, 11, 12, 13]. А это создает предпосылки для реализации личностных качеств учителя в процессе самопознания, в учебно-методической, научно-практической деятельности, а в конечном итоге — в профессионально направленном авторском творчестве.
Обосновывая сущность авторского творчества как определяющую ценность социально-профессионального развития личности учителя, как социально значимую составляющую креативную технологию муниципальной системы последипломного образования, выявляем его базовые ценности.
Личность учителя рассматривается как особое новообразование и качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения с учеником; она рассматривается как высшая ценность, ради которой и осуществляется развитие общества, а личность учителя является высшей ценностью и ведущим субъектом социализации ребёнка в открытой системе воздействия и взаимодействия. В условиях общественной практики по обеспечению социально-профессиональной деятельности учителя педагог обновляющейся школы усваивает и интерпретирует не только накопленный опыт отечественной и зарубежной, классической и современной педагогики, но и преобразовывает полученные теории в процессе самостоятельной деятельности в соответствии с собственными ориентирами, целями, потребностями. Тем самым он развивает гуманистическую направленность личностной субъектности (профессио-
нальной активности в деятельности) [10]. На наш взгляд, для проявления социально значимых качеств личности учителя особенно важно индивидуальное социальнопрофессиональное развитие в авторском творчестве как постижение гуманистической субъектности, как освоение социокультурной ценности педагогического мастерства в различных формах организуемой деятельности в последипломный период. Следовательно, ценностными основаниями социально-профессионального развития личности учителя являются педагогический труд и достижение профессионального мастерства; самоактуализация личности и социокультурный быт жизнедеятельности учителя; познание, самопознание и интеллектуальное самовыражение и саморазвитие; межличностная коммуникация и приобщение к различным источникам информации; самообогащение посредством учения, исследования процессов и явлений [1, 2, 9, 11, 12, 13].
Креативными основами, ценностями и компонентами авторского творчества являются:
— профессионально ценностные качества (антро-поцентрированные, социально значимые, социальнопрофессиональные, духовно-нравственные);
— социально одобряемые свойства (проявление внутренней свободы, социальной зоркости и гражданской ответственности за результаты педагогической деятельности; активность в творческом поиске смысла жизни; справедливость и порядочность, и др.);
— психолого-педагогические характеристики (мотивационно-когнитивный стиль самоопределения; аффективно-рефлексивный тип самовыражения; конативно-стимулирующий характер самореализации; готовность к ценностно-рефлексивному сотворчеству, сотрудничеству, содействию и взаимодействию) [6; 11].
Выявленные нами основы, ценности и компоненты авторского творчества представляют собой совокупность социально значимых и профессионально ценностных составляющих социально-профессионального развития личности учителя. Они дополняют друг друга и представляют собой интегративность аксиолого-акмеологических знаний о собственной внутренней психологической структуре личности и способствуют определению и «высвобождению внутренних ресурсов слушателей, переосмыслению профессионального опыта, движению к профессиональному «авторству», в творческой самореализации [10;11].
Именно учитель, имеющий высокий уровень творческой продуктивности (креативности), умеющий найти свой собственный, индивидуально-творческий стиль в решении педагогических задач, способен сегодня достигнуть высоких результатов в сфере профессиональной педагогической деятельности.
Эти выводы подтверждают данные проведенного нами исследования среди 1125 учащихся 9-11-х классов Оймяконского и Южно-Якутского регионов Республики Саха (Якутия) и округа Муром Владимирской области.
В исследовании определялись те качества, свойства и характеристики, которые присущи наиболее авторитетным и лучшим, по мнению школьников, учителям, достигшим наиболее высоких результатов в социальнопрофессиональной деятельности, которых называют в обществе мастерами педагогического труда. Школьники высоко ценят в учителе такие социально значимые и профессионально ценностные качества, как умение творчески и интересно провести урок (75%); умение понятно и доступно для всех объяснить новый материал (82%); способность заинтересовать своим предметом (65%); вовлечение учащихся в совместную деятельность по разрешению проблемы (52%) .
Наряду с профессиональными и личностными особенностями учащиеся высоко ценят в учителях качества, которые во все времена считались критериями высокообразованного, высококультурного, интеллигентного человека: честность, порядочность, справедливость, доброта, отзывчивость, тактичность, толерантность и др. В педагогическом труде, в проявлении профессионализма и педагогического мастерства создаются ценности субъект-субъектного взаимодействия, а в общении осуществляется их применение; в учении и игре усваиваются накопленные ценности как социальный опыт межличностного взаимодействия. Каждая форма организованной деятельности содержит в себе культурноисторический, общественный опыт, функции и механизмы динамики ценностей, взаимно обогащающегося культурного процесса. Следовательно, профессиональные знания и личностные качества учитель осваивает и преобразовывает в процессе самосовершенствования в течение всей социально-профессиональной деятельности. Поэтому критериями результатов усвоения жизненного и социального опыта учителем могут быть следующие теоретико-методологические положения - своего рода ценности практической деятельности:
- освоение разнообразных способов достижения положительных результатов в реализации конкретных видов деятельности в субъект-субъектном взаимодействии;
- овладение содержанием материала, предъявляемого к освоению в социально-профессиональной деятельности в условиях межличностной коммуникации;
- развитие творческих потенциалов личности учителя в построении разнообразных процессов личностноориентированной деятельности (вариативные подходы к реализации конкретных видов деятельности;
- освоение и эффективное использование здоровьесберегающих механизмов в достижении успехов субъектов в личностно-центрированном сотворчестве и сотрудничестве в различных видах деятельности в обществе [1,
2, 8, 9].
Практическая деятельность составляет основу жизни общества, жизни каждого его субъекта. В процессе трудовой деятельности человек производит жизненные блага и развивает себя. Это и определяет социальность
общественного производства и человека. Блага производит и природа, но социальное производство человека как субъекта практики связано с производством особых благ - ценностей. Именно в человеческой деятельности вырабатываются качества (индивидуальные, субъектные), в которых нуждается «собственное социальное бытие субъекта»[2, 5, 11]. Именно такое личностное качество субъект приобретает благодаря самостоятельной социально-профессиональной деятельности.
Социально-профессиональное развитие личности учителя предполагает организованное включение его в экспериментальную, исследовательскую и инновационную деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и самовоспитания в условиях сотворчества над совместно разрабатываемой проблемой и развитием инновационной среды в системе организованного последипломного образования. Система подготовки учителя к обеспечению авторского творчества в период организованного последипломного образования требует качественного педагогического сопровождения.
Раскрывая сущность авторского творчества как определяющей ценности социально-профессионального развития личности учителя, уточняем идеи креативности, требования и принципы муниципальной системы последипломного образования учителя как управляющего субъекта подготовкой и социально-профессиональным развитием личности специалиста социальной сферы «Человек».
Практика убеждает, что на формирование уровня готовности субъекта к творческой деятельности влияет сложная и многообразная система психологических предпосылок, адаптированных к каждой возрастной категории и образовательному уровню участников последипломного образования. Поэтому все виды и формы организации творческой деятельности в муниципальной системе последипломного образования направлены на формирование положительной мотивации и удовлетворенности результатом творческой деятельности учителя в ориентационной среде самоопределения, самоактуализации и самовыражения. Социально значимой ориентационной средой в развитии личности учителя является открытая креативная система авторского творчества — муниципальный центр последипломного образования и образовательное учреждение — названной нами открытой муниципальной системой последипломного образования учителя [2, 3, 4, 6, 7, 11, 13].
Основные педагогические идеи, требования и принципы креативной педагогической системы обеспечения авторского творчества учителя систематизированы в практикоориентированную модель педагогического сопровождения социально-профессионального развития личности учителя, которая представлена в форме следующих модулей — компонентов:
Гуманизация, демократизация и гуманитаризация по-
следипломного образования учителя предполагает:
— обеспечение свободы мысли, поведенческого выбора и социально-профессиональной уверенности в собственных силах;
— развитие широкого кругозора в мотивационнокогнитивных установках и целях достижения профессионализма в авторском творчестве, эрудиции и повышении информационно-когнитивной культуры, аффективнорефлексивного самоопределения личности учителя;
— изменение стиля руководства самообразовательным процессом учителя (с авторитарного на демократический — сопровождающе-соуправленческий);
— включение учителя в разработку проблем в ориентационной среде творческих площадок, различных научно-практических лабораторий, проблемных и творческих групп муниципального центра последипломного образования;
— широкое культивирование наглядного обучения: использование знако-символьных средств и методов проблемно-алгоритмического, комплексного (свёрнутого) представления учебной и художественно-графической информации (укрупнённые алгоритмы, блок-схемы алгоритмов проблемных ситуаций и др.);
— использование методов развития креативного и критического мышления, развивающего и проблемного обучения (проблемный, частично-поисковый, поисковый и научно-исследовательский, эвристический методы и разнообразные формы деловых и сюжетных игр).
Личность - субъект развития:
— осуществление комплексной диагностики запросов слушателей курсов повышения квалификации с применением современных психологических методик диагностики и психокоррекции;
— изучение субъектов инициативных, проблемных, творческих, учебных и научных групп с помощью социометрических методик на предмет совместимости интересов и творческих планов самореализации;
— целенаправленное формирование устойчивой мотивационно-когнитивной ориентации учителя на саморазвивающую деятельность, на информационнометодическое врабатывание психологических установок на авторское творчество;
— развитие интеллектуальной когнитивно-стимулирующей активности личности субъекта на основе «диктатуры» совести, опирающееся на основные положения теории развития творческой личности;
— становление антропоцентрированных, социально значимых и профессиональных ценностей, формирование личностных творческих качеств: способность к распознаванию проблемы, диалектичность и критичность мышления, готовность к оправданному риску, способность к выдвижению гипотез и т. д;
— развитие эмоционально-волевой сферы личности учителя в процессе поисково-экспериментальной деятельности.
Социально-профессиональное сотрудничество учителя с методистами муниципалитета:
— потребностно-когнитивная включённость учителя в систему усвоения основ креативной педагогики посредством:
а) информационно-методического просвещения специалистов, обеспечивающих процесс креативного мышления учителя в авторском творчестве и самореализации;
б) освоения учителем ступеней профессионального роста в условиях сознательного управления его творческим процессом, направленного на формирование креативного мышления в системе педагогического сопровождения и соуправления социально-профессиональным развитием личности;
— использования организационно-дидактических форм инициативных, творческих и проблемных групп, научно-практических лабораторий, информационнометодических дней специалистов, медиауслуг муниципального центра последипломного образования учителя в качестве многофункциональных, дидактических средств развития личности, направленных на повышение интеллектуальной активности индивида и эффективности средств воспитания, формирования и развития антропоцентрированных, мотивационно-когнитивных, аффективно-рефлексивных и креативно-стимулирующих свойств и качеств личности учителя.
Условия развития творческого мышления в системе авторского самовыражения:
— использование системного, личностно-центрированного, проблемноориентированного и деятельностно-практического подходов в непрерывном развитии креативного мышления личности учителя, формирование его творческого самоопределения в социально-профессиональной самореализации;
— соблюдение целостности учебного, научнометодического сопровождения креативного образовательного процесса, его преемственности с образовательным учебным заведением предыдущего звена (школа, колледж, лицей) и отделами муниципального центра последипломного образования;
— введение в учебно-методический и научнопрактический процесс учителя непрерывной системы самообразования и дистанционной консультационнокурсовой подготовки как средств вовлечения учителя в авторское творчество и самовыражение, решение учебновоспитательных проблем образовательных учреждений;
— обеспечение деятельностно-практического подхода к включению учителя в активную творческую поисковую деятельность практически на всех видах занятий;
— использование этапности в преодолении ступеней акмеологического роста профессионализма, формирования понятийной образно-практической структуры творческого мышления;
— создание непрерывной творческой обучающей
среды в условиях образовательного учреждения и служб муниципального центра последипломного образования, обеспечивающей непрерывность развития креативного мышления учителя посредством авторских отчётов и презентации опыта, достигнутого в процессе самообразования и социально-профессиональной деятельности;
— использование системного, проблемного и личностно-ориентированного подходов как методов развития системного мышления, самостоятельности, способности учителя генерировать нестандартные идеи и принимать оригинальные решения.
Методологические характеристики авторского творчества — содержание структуры креативного мышления учителя.
Методологическими характеристиками и критериями оценки эффективности сформированности структуры креативного мышления учителя в авторском творчестве и самореализации являются профессиональные компетенции и способности учителя:
— проявлять социально-профессиональные качества и свойства в осуществлении анализа проблемной ситуации и в определении ценностей технико-технологической системы обучения и воспитания;
— определять социально-ориентированные цели обеспечения положительного решения проблемной ситуации;
— выявлять в содержании цели разрешения проблемной ситуации определяющие задачи, корректно их формулировать и исполнять;
— обосновывать и формулировать противоречия (административные, психолого-педагогические, техникотехнологические и социально-педагогические), поступательно разрешать их, принимая нестандартные решения, проявляя социальную зоркость и гражданскую ответственность;
— генерировать инновационные, ориги-
нальные психолого-педагогические, социальнопрофессиональные и технико-технологические идеи;
— выдвигать социально значимые и профессионально ценностные гипотезы;
— формулировать адекватно-прогностические «идейные конечные результаты» в достижении цели и реализации творческих, определяющих задач;
— вести целенаправленный многовариантный поиск решения творческой задачи или проблемы;
— подвергать рефлексии личностный социальнопрофессиональный вклад в решение проблемы;
— осуществлять объективную оценку творческих решений, выработанных в творческих, инициативных, проблемных группах и научно-практических лабораториях муниципалитета, преодолевать собственную инерцию мышления (т. е. отходить от однажды выбранного взгляда на проблему) осознанно, критически, объективно;
— осуществлять прогноз развития антропоцентри-рованных, мотивационно-когнитивных, аффективно-
рефлексивных и понятийно-стимулирующих качеств и свойств в социально-профессиональной деятельности;
— организовывать целенаправленный поиск необходимой научно-методической информации по разрешаемой проблеме, используя различные средства и цели социально-ориентированной системы последипломного образования муниципального центра и, соответственно, психолого-педагогические технологии, реализуемые в учебно-методическом и научно-практическом процессе, адекватные основным положениям концепции модернизации образования.
Ориентационная социально-профессиональная среда как открытая муниципальная система последипломного образования учителя.
Муниципальный центр последипломного образования педагогических кадров является информационнометодической и социально-ориентационной средой, определяющей ценности социально-профессионального развития и достижений результатов креативного мышления учителя в авторском творчестве и самореализации. Креативная система развития авторского творчества в условиях муниципального центра последипломного образования предусматривает:
— введение в содержание последипломного образования цикла специальных курсов по методологии развития авторского творчества - «Основы авторского творчества в социально-профессиональной деятельности», «Компьютерная грамотность и информационно-методическая осведомлённость учителя» и др.;
— создание интегративных курсов с элементами основ авторского творчества, компьютерной грамотности, информационно-методической осведомлённости, развития творческого мышления учителя, в том числе «Основы социально-профессионального развития мышления учителя в авторском творчестве и самореализации»;
— обращение к единому дидактическому средству
— системе интеллектуальной компьютерной поддержки мышления учителя в процессе непрерывного последипломного образования в постоянной социальнопрофессиональной самореализации;
— применение в процессе поисковой деятельности основных интеллектуальных инструментов и механизмов развития креативного мышления — проблемная ситуация — выявление и постановка творческой задачи
— целенаправленный поиск многовариантных решений
— оценка и выбор оптимального варианта решения по выработанным в научно-практическом поиске критериям;
— использование социально-ориентированного и профессионально направленного принципа «обучая, учимся сами» в процессе образования и контроля за продвижением личности учителя в творческой деятельности и самореализации [1];
— развитие социально-профессионального интереса
учителя за счёт системы профилирующих интегративных курсов, используемых в последипломном образовании: интеграция обеспечивается на основе методологии авторского творчества и критериев оценки посредством органического соединения теоретического обучения элементам методологии авторского творчества.
Несомненно, представленная система развития креативного мышления и её классификация по компонентам-модулям условна, но всё-таки она позволяет более определённо представить специалистам теоретические и научно-практические основы управления и соуправле-ния процессами развития личности в авторском творчестве и самореализации.
Л и т е р а т у р а
1. Нечаев В.Я. Социология образования. М.: Изд-во МГУ, 1992. 200 с.
2. Тимофеева Р.Е. Концепция последипломного образования педагогов Республики Саха (Якутия). Якутск, 1998. 120 с.
3. Тимофеева РЕ. Культура как основа последипломного образования педагогов // Народное образование. 1998. № 4. 160 с.
4. Тимофеева РЕ. Последипломное образование педагогов. Якутск: Изд-во ИПКРО. 1996. 104 с.
5. Вишнякова Н.Ф, Креативная психопедагогика: Монография. Ч. 1. Минск, 1995. 300 с.
6. Губанова М.И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников. Дисс...д.п.н., Кемерово, 2004. 372 с.
7. Грудзинская Е.Ю. Использование возможностей технологии критического мышления в подготовке управленческих кадров // Развитие критического мышления в высшей школе: технология и подходы. ЦГЛ, 2007. 304с.
8 Ермолаева-Томина Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. №4. 74 с.
9. Зиновкина М.М. Инженерное мышление (Теория и инновационные педагогические технологии). М.: МГИУ, 1998. 238 с.
10. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика в психологии. Учебное пособие для вузов. - М.: МГТА, 2001. - 301с.
11. Рабинович О.Т. Социально-профессиональное развитие личности: учебный словарь-справочник (ключевые понятия, термины, актуальная лексика) (учебное пособие) Муром: ИПЦ МИ ВлГУ, 2006.- 275с. Регистрационное свидетельство № 11878 от 13 ноября 2007 г., зарегистрировано в ФГУП НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР», номер государственной регистрации 0320702462 в Федеральном депозитарии электронных изданий.
12. Рабинович О.Т. Аксиолого-педагогические направления социально-профессионального развития личности преподавателя. В.85. // Всероссийские научные Зворыкинские чтения -1. Всероссийская межвузовская научная конференция «Наука и образование в развитии промышленной, социальной и эко-
номической сфер регионов России»: сб.тез. докл. в 3 т. Т. 3. / Муромский Ин-т Владимирского гос.ун-та, 6 февраля 2009г.-Муром: Изд.- полиграфический центр МИ ВлГУ, 2009. 207 с. С.149-150.
13. Рабинович О.Т. К проблеме соуправления развитием рефлексивно осознанного мышления личности. В.85. // Все-
российские научные Зворыкинские чтения - 1. Всероссийская межвузовская научная конференция «Наука и образование в развитии промышленной, социальной и экономической сфер регионов России»: Тез. докл. в 3 т. Т. 3. /Муромский ин-т Владимирского гос.ун-та, 6 февраля 2009 г.- Муром: Изд. полиграфический центр МИ ВлГУ, 2009. 207 с. С.150-151.
O. T. Rabinovich
Author's creativity - determining value of social and professional development of teacher's personality
The article touches the problem of author’s creativity which determines values of social and professional development of the teacher’s personality during post-graduate period. The author’s creativity as an individual style of self-expression promotes the development of human-guided (human-focused), motivational-cognitive, emotive-reflexive both stimulating qualities and properties of the teacher’s personality which are necessary for the teacher for his further formation of educational space subjects. The article provides creativity as a highest level of intellectual activity of critical thinking of the teacher directed to author’s self-expression in social-professional activity in the post-graduate period.
The practically-guided model of pedagogical support of the teacher’s author’s creativity in open municipal system of post-graduate education is submitted. The teacher’s creativity of an author is a result of reflexively thinking of the teacher during social-professional self-realization.
Key words: creativity, reflexive perceived thinking, author’s creativity, basic values, social and professional development of teacher’s personality, practically guided model, pedagogical support, municipal system of post-graduate education.