Секция психологии и безопасности жизнедеятельности
смысловых значений. Однако уже сейчас стало ясно, что раннее представление о нем как о функции мозга не соответствует современной научной парадигме. Сознание в современном понимании отождествляется с системой управления жизнедеятельностью человека, что определяет первостепенную значимость исследований его феноменов, к которым, в частности, относится и эффект сужения осознанно воспринимаемого пространства состояний того Мира, в котором существует человек. Это явление можно определить как виртуализацию сознания, в процессе которой реальный мир подменяется в сознании человека его весьма упрощенной субъективной моделью - виртуальным (якобы существующим) миром. В восточной философии такой виртуальный мир определялся и определяется в настоящее время как Майя - великая иллюзия, во власть которой неизбежно попадает человек, не стремящийся к постоянному самосовершенствованию.
Сознание часто определяется и как совокупность знаний о себе и Ми.
хранилища, хозяин которого остается неизвестным, оно все же представ, -зации сознания - через сужение каналов осознаваемого восприятия Мира, для чего человеком и применяются испытанные веками средства: алкоголь, курение, отупляющая «музыка», сквернословие, наркотики и т.п. Эти пути и цели виртуализации сознания были подробно исследованы Л. Толстым и проанализированы в его фундаментальном труде «Зачем люди одурмани-».
( , , , -тизации и т.п.) увлечение человека - компьютеризация его жизни, - явилась, как это ни прискорбно осознавать, одним из самых эффективных путей виртуализации его сознания и удаления, тем самым, человека от реалий целостного Мира и, прежде всего, от самого себя. Проведенные нами исследо-, , , во много раз суживается диапазон воспринимаемой извне и изнутри информации, что входит в противоречие с основной задачей образования -расширением сферы осознаваемого восприятия. Кроме того, использование так называемых «новых информационных технологий» также неизбежно приводит к эффекту виртуализации сознания, вследствие чего возникает острая необходимость найти соответствие между прагматическими целями, ради которых эти технологии применяются и средствами достижения этих .
ББК 88.52
А.Н. Горбатюк
АВТОРИТАРНАЯ АГРЕССИЯ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТИ
Одной из основных составляющих деструктивности человека является агрессия. Данная работа посвящена исследованию механизма оборони,
.
Существуют много видов оборонительной агрессии: непреднамеренная агрессия (псевдоагрессия); агрессия самоутверждения; авторитарная агрессия; инструментальная агрессия; игровая агрессия.
В работе рассматривается авторитарная агрессия. Это - склонность выискивать, клеймить, изгонять и наказывать тех, кто нарушает общеприня-.
« », которая содержала тесты, позволяющие измерить те черты личности, на которые опирается любой авторитарный режим. В исследовании используется «шкала Р», которая даёт возможность определить, в какой степени присущи конкретной личности психологические черты, составляющие в со-« ».
- , -мыми чертами или качествами личности влияет на создание типа лидерства или стиля руководства и управления.
В 45 студенческих группах старших курсов ТРТУ (в исследовании участвовали более 900 человек) была проведена работа по выявлению склонности к авторитарной агрессии. Были получены неожиданные результаты. При максимуме 24 по шкале агрессивности у 80% студентов, участвующих в исследовании, этот показатель равен 22. При всём неприятии «авторитар-» .