Научная статья на тему 'Автопром в условиях финансового кризиса'

Автопром в условиях финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ АВТОПРОМ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / ЦЕНЫ НА АВТОМОБИЛИ / ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бильданов Р. А.

В статье дается характеристика существующей ситуации на российском автомобильном рынке с учетом влияния мирового финансового кризиса. На основе анализа статистических данных, а также экономических показателей рассматриваются возможные перспективы дальнейшего развития российского автопрома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автопром в условиях финансового кризиса»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

АВТОПРОМ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Р.А. БИЛЬДАНОВ

Аннотация. в статье дается характеристика существующей ситуации на российском автомобильном рынке с учетом влияния мирового финансового кризиса. На основе анализа статистических данных, а также экономических показателей рассматриваются возможные перспективы дальнейшего развития российского автопрома.

Ключевые слова: российский автопром, автомобильный рынок, цены на автомобили, продажи легковых автомобилей.

По итогам 2008 г. Россия заняла пятое место в мире по продажам легковых автомобилей.

Это стало возможным во многом благодаря результатам, достигнутым за первые три квартала прошлого года. Впрочем, в целом, по предварительным подсчетам, темпы роста мирового автомобильного рынка существенно снизились. В странах с развивающейся экономикой (Россия, Бразилия и Китай) произошло замедление роста, а в ряде развитых стран было отмечено значительное сокращение объемов продаж. Автомобильный рынок в 2009 г. будет также непростым для российской автомобильной промышленности. Ожидается сокращение объема рынка на 25—30%, при этом наибольший спад придется на сегмент легких грузовиков. Мировой рынок также будет ожидать уменьшение общего объема продаж.

В этом году наблюдается существенное снижение продаж автомобилей в кредит вследствие высоких процентных ставок. Наиболее значительное падение российского рынка произойдет во втором квартале 2009 г. после того, как автодилеры реализуют весь модельный ряд 2008 г. Снижение цен на основные сырьевые товары станет причиной того, что автомобилисты будут реже использовать автотранспорт, а потенциальные покупатели отложат приобретение нового автомобиля. Девальвация рубля, а также государственная поддержка отечественных автопроизводителей снизит конкурентоспособность импорта, в результате чего отечественные автопроизводители вернут себе долю рынка, утраченную в предыдущие годы. В то же время ускорятся процессы консолидации и появится рекордное количество банкротств, особенно в сегменте розничной торговли, поскольку небольшие компании не смогут рефинансировать свои обязательства из-за ужесточения условий кредитования.

Впрочем, сегодняшняя ситуация на российском авторынке коренным образом отличается от кризиса 1998 г. Отечественный автопром уже в начале 1999 г. (прежде всего «АвтоВАЗ») увеличил производство и продажи (чему способствовала резкая девальвация национальной валюты), а импорт новых иномарок, напротив, существенно снизился. Если на протяжении всего 2009 г. сохранятся тенденции резкого колебания курса рубля, которые мы наблюдали в декабре 2008 — январе 2009 г., то последствия ослабления рубля будут иметь более мягкий характер.

«АвтоВАЗ» при содействии государственных бан-

ков сможет обеспечить объем производства и продаж. Продажи же иномарок неизбежно сократятся, прежде всего из-за введения новых таможенных пошлин и удорожания импорта. В связи с этим период с 2009 по 2010 г. станет для российского автомобильного рынка чрезвычайно важным этапом, который будет характеризоваться созданием новых конкурентных условий в отрасли.

Понятно, что развитие российского авторынка тесно связано с тем, как будет развиваться экономика страны и мировая экономика в целом. Аналитики представили два сценария развития ситуации — оптимистичный и пессимистичный. Согласно первому сценарию в 2009 г. объемы продаж новых автомобилей в России сократятся приблизительно на 25% ввиду существенного снижения импорта и уменьшения запланированных объемов производства иномарок на территории РФ. Предполагается, что в 2010 г. национальная экономика начнет постепенно выходить из кризиса. Рост цен на сырье и увеличение объемов промышленной сборки иномарок на территории РФ будут являться основными факторами, стимулирующими рост на авторынке. По прогнозам Emst&Young, в 2010 г. продажи новых автомобилей вырастут на 10,5%, а в последующие годы будут существенно увеличиваться.

Пессимистичный же сценарий аналитиков основывается на том, что снижение темпов роста российской экономики окажет более существенное влияние на состояние российского автопрома в целом и приведет к 30-процентному падению объемов продаж новых автомобилей в России. Неблагоприятные условия кредитования будут сдерживать спрос, тем самым замедляя темпы роста рынка в 2010 г. В соответствии с данным сценарием темпы роста рынка до 2011 г. не будут превышать 10%.

Оба сценария подразумевают, что замедление темпов роста мировой экономики наиболее негативным образом скажется на динамике продаж иномарок. Местным производителям удастся сохранить текущие объемы производства благодаря переориентации спроса в сторону бюджетных моделей. Пока сложно прогнозировать, когда наступит новый период роста российской экономики. Время, необходимое для преодоления текущих негативных тенденций и создания предпосылок для дальнейшего роста экономики, во многом будет зависеть от общей макроэкономической ситуации, уровня цен на сырье, политических тенденций, а также наличия международных источ-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ников финансирования. Ожидается, что в течение 2009 г. российская экономика будет переживать неустойчивый период развития, демонстрируя лишь незначительные темпы роста.

Правительство ищет замену разбежавшимся покупателям автомобилей. В этом году министерства и ведомства дополнительно потратят на покупку машин у российских автопроизводителей 12,5 млрд руб.

Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр В. Путин. Крупнейшими получателями средств станут Минобороны (4 млрд руб.), Мин-здравсоцразвития (3,76 млрд руб.) и МВД (2,43 млрд руб.). Перечень производителей, у которых будут за-

купаться автомобили, будет утвержден Минпромтор-гом, говорится в документе. На 12,5 млрд руб. можно купить 25 667 автомобилей Volga Siber (ГАЗ, здесь и далее цена в базовой комплектации), или 15 822 Toyota Camry (завод в Санкт-Петербурге), или 8300 бортовых «Камазов», или 14 723 Fiat Ducato («Соллерс»).

Минпромторг предлагает внести в список все заводы на территории России. В список могут попасть только производители, полностью локализовавшие производство в России. Из иностранных концернов пройдут те, кто подписал соглашения о локализации производства. То есть за бортом могут оказаться «Ав-тотор» и производители китайских автомобилей.

УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КОРПОРАЦИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЕЕ РЫНОЧНОЙ ПОЗИЦИИ

С.И. ГОРБАНЬ кандидат экономических наук

Аннотация. в статье раскрывается основные положения концепции управления стоимостью имущества корпорации.

Ключевые слова: имущественный комплекс, капитал корпорации, имущество корпорации, управление имуществом, управление стоимостью.

В современных экономических условиях имущественный комплекс корпорации представляет собой основополагающий фактор ведения ее хозяйственной деятельности. При этом понятие имущественного комплекса в экономической литературе практически отсутствует, но широко предствлено понятие «имущество». Имущественный комплекс трактуется как совокупность различных видов имущества организации, предназначенных для ее деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукция, нематериальные активы, в том числе гудвилл (в отечественной практике — деловая репутация), права на товарный знак, фирменное наименование и другие исключительные права.

Таким образом, под имущественным комплексом организации мы понимаем совокупность предметов и объектов имущества, находящихся в собственности организации или в ее распоряжении на основе вещного права и связанных организационным и технологическим циклом для производства какой-либо продукции или выполнения работ (услуг).

И здесь возникает вопрос: как определить стоимость имущественного комплекса корпорации и какие принципы заложены в основе управления им?

Суть концепции управления стоимостью имущественного комплекса корпорации сводится к тому, что с точки зрения акционеров (инвесторов) корпорации управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости корпорации и ее акций,

так как такой рост позволяет акционерам (инвесторам) получать для них самый значимый по сравнению с другими его формами доход от вложений в корпорацию — курсовой денежный доход от перепродажи всех или части принадлежащих им акций либо курсовой неденежный доход, выражающийся в увеличении стоимости (ценности) принадлежащих акционерам чистых активов, а значит, и суммы их собственного капитала. Увеличение стоимости чистых активов соответствует росту стоимости и корпорации, и ее акций.

На Западе стоимостной подход к управлению компанией появился в середине 80-х годов прошлого столетия и получил название концепции «управления стоимостью корпорации» (value based management). Суть этой концепции заключается в следующем: все решения и действия менеджмента организации оцениваются с точки зрения их влияния на ее стоимость; главная цель менеджмента состоит в наращивании рыночной стоимости в долгосрочном периоде. Для этого на первоначальном этапе исследуется стоимость имущественного комплекса корпорации и имеющихся у нее предприятий по пяти параметрам (рис. 1).

Отправной точкой анализа служит изучение текущей рыночной стоимости; затем оценивается фактическая и потенциальная стоимость предприятия с учетом внутренних улучшений, основанных на ожидаемых денежных потоках. На следующем этапе прогнозируется «внешняя» продажная стоимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.