АВТОНОМИЯ ВУЗОВ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЗИЗ
Е. Куля М. Пенковска
Изменения в польском высшем образовании в свете требований болонского процесса и европейских квалификационных рамок. Болонский процесс, начавшийся в 1999 г. подписанием Болонской декларации, привел к формированию Европейской зоны высшего образования, в которой действуют совместно выработанные принципы организации системы высшего образования, принятые с учетом уважительного отношения к разнообразию программ, учреждений и традиций образования в отдельных странах. В результате этого процесса в польских вузах введены: обучение на трех ступенях (лиценциатская, магистерская и докторская), баллы ECTS как инструмент переноса достижений студента, прозрачная система сравнения дипломов и степеней, а также придан всеобъемлющий характер идее непрерывного образования. Министерство науки и высшего образования издало распоряжение об образовательных стандартах, в котором помещен закрытый список из более чем 100 направлений высшего образования, отражено содержание обучения, предписано соответствующее им минимальное количество часов и баллов ECTS. Этот процесс дал возможность перейти к мобильному способу получения образования. Однако одного лишь описания процесса обучения было недостаточно для оценки уровня получененных знаний, на котором находится мигрирующий студент. Значительно более надежным методом является непосредственная оценка самих результатов образования. Отсюда идея осуществлять верификацию этих результатов во всех вузах, используя по возможности одинаковую методику. Эта роль отводится Европейским рамкам квалификации для образования в течение всей жизни.
Европейские рамки квалификации представляют собой инструмент, влияющий на системы образования и обучения, на рынок труда, промышленность и торговлю, а также на граждан. Европейские рамки квалификации для образования в течение всей жизни предполагают расширение доступа к учебе в течение всей жизни, а также расширение диапазона участия в этом процессе. Устанавливая общую точку отсчета, европейские рамки квалификации показывают, каким образом могут сочетаться результаты обучения, являющиеся производными разных контекстов в разных странах, например, формальной учебы или трудовой деятельности, и каким образом это может способствовать уменьшению барьеров между учреждениями, обеспечивающими образование и обучение, например, между высшим образованием и профессиональным образoванием и обучением. Европейские рамки квалификации могут поддержать тех, кто имеет большой опыт, приобретенный в труде или в других сферах деятельности, упрощая валидацию образования вне установленных форм и неформального. Акцент на результаты обучения
28
облегчит оценку того, насколько результаты обучения, полученные в таких контекстах, равноценны в части содержания формальным квалификациям1.
Автономия польских высших школ. В Польше обновленный закон «Право о высшем образовании», действующий с 1 октября 2011 г. проводит в жизнь описанные выше идеи. В нем расширена автономия вузов в области программ, благодаря которой они получили свободу формирования совершенно новых направлений образования, определяемых образовательными программами. Сутью изменения является перенос акцента с образовательного процесса на его результат. Так, с национальными рамками квалификации для высшего образования в Польше связывается сопоставимость результатов образования (в национальном и международном масштабе), являющаяся основой для легкого сравнения и признания степеней и дипломов, а также прочих свидетельств. В этой связи ожидается рост доступности образования и расширение возможностей его продолжения, а также распространение непрерывного образования за счет признания достижений, имеющих место вне сферы формального образования. Введенные изменения открывают перед высшей школой большие возможности для выработки новых решений в сфере непрерывного образования2.
Значение автономии высшей школы для непрерывного образования (в сравнительном аспекте). Формы непрерывного образования в европейских университетах разнородны. Учебная работа может организовываться централизованно - в рамках факультетов, или децентрализованно - на кафедрах или в институтах. Возникают также Центры непрерывного образования как форма взаимодействия между вузами и экономической практикой.
Глобализация, развитие новых информационных технологий, а также стремление ко все более тесному сотрудничеству в рамках ЕС вызвали потребность, а также создали возможности для сотрудничества между европейскими университетами в области непрерывного образования. В 1991 г. была создана сеть EUCEN (European Universities Continuing Education Network - Европейская сеть университетов), предлагающая непрерывное образование. В настоящее время EUCEN является самой большой европейской мультидисциплинарной сетью, действующей на ниве непрерывного образования, объединяя 222 члена из 43 различных стран, в том числе 163 университета из 33 европейских стран, имеющих полное членство, а кроме того, аффилии-рованных членов-учреждений и университетов, находящиеся за пределами Европы, международные и национальные сети непрерывного образования3.
Цели, реализуемые EUCEN - это прежде всего популяризация, поддержка развития и политики в области непрерывного образования на университетском уровне в Европе, формирование образовательных стандартов самого высокого качества и инструментов для обеспечения высокого уровня
1 Куля Э., Пенковска М. Образование в высшей школе в Польше перед лицом вызовов непрерывного образования // Непрерывное образование как социальный факт / сост. Н.А. Лобанов, Е. Куля и М. Пенковска; под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова. СПб., 2011. С. 333348.
2 Autonomia programowa uczelni. Ramy kwalifikacji dla szkolnictwa wyzszego. Warszawa, 2011. С. 10-11.
3 http://www.elearningeuropa.info/pl/users/eucen [27.03.2012].
29
образования, стимулирование внедрения в университетах самых лучших практических решений и инноваций в области непрерывного образования, создание условий для обмена опытом, информацией, а также сотрудничества между членами и важными европейскими инстанциями. Одновременно, и это следует подчеркнуть, эта организация может влиять на формирование европейской политики в области непрерывного образования на университетском уровне1.
Наиболее заметным проявлением образования в течение всей жизни являются предложения американских вузов, адресованные взрослым. Они касаются преимущественно образования профессионального характера, а также образования как хобби. Часть предложений имеет характер занятий с приписанными кредитными баллами (credit courses), часть же имеет менее формализованный характер (non-credit courses). Во многих вузах реализуются также курсы (continuing education credit), имеющие форму промежуточную между credit courses и non-credit courses, позволяющие получить лишь сертификат в соответствующей области. Образовательные предложения для взрослых нашли свое место в американских вузах в конце XIX в. Ныне они функционируют под названием «расширенный университет» (university extension), представляя собой мощную организационную структуру многих американских высших школ. Другой формой являются независимые программы (individual study), гибкие в организационном отношении и не зависящие от формальных правил, дающие возможность получения высшего образования работающим взрослым. Еще одна форма - открытый университет. Он представляет собой продолжение независимых программ и дает возможность получить образование, соответствующее потребностям взрослых (гибкого в организационном и программном отношении), в большей мере опирающегося на самообразованию. Специфической формой обучения являются циклические программы, сочетающие овладение теоретическими знаниями в вузе с профессиональными практиками, реализуемые, например, Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology), Северо-восточным университетом (North-Eastern University), Университетом Цинциннати (University of Cincinnati). Дополнительные магистерские программы (graduate studies) - это программы, дающие возможность получения степени магистра или доктора, но имеющие целью также профессиональное усовершенствование и повышение уже имеющихся квалификаций до более высокого уровня. Обучение андрагогов - это форма обучения специалистов на уровне магистра, задачей которых будет работа с обучающимися взрослыми. Еще одним проявлением непрерывного образования является так называемое «возвратное образование» (recurrent education). Оно состоит в
1 EUCEN jest cztonkiem EUA (European University Association) oraz (na zasadzie wzajemnosci) innych krajowych i mi^dzynarodowych sieci i stowarzyszen edukacyjnych, m.in. European Distance Education Network (EDEN), International Council for Distance Education (ICDE). Istotn^ form^ dziatalnosci EUCEN s^ projekty organizowane wspolnie z cztonkowskimi uniwersytetami. EUCEN koordynuje i prowadzi te projekty b^dz uczestniczy w nich jako partner. Szereg projektow jest realizowanych w ramach programu Sokrates - Grundtwig, ukierunkowanego na edukaj ludzi dorostych, ksztatcenie ustawiczneE. Marciszewska, A. Zbierzchowska, Ksztafcenie ustawiczne w europejskich uniwersytetach. E-mentor nr 4 (16)/2006.
30
том, что проводится дальнейшее обучение с целью восполнения, расширения, актуализации или изменения имеющихся квалификаций. Стоит подчеркнуть, что американские вузы являются также одним из ведущих поставщиков услуг дистанционного обучения. В этой форме также возможно образование в течение всей жизни, особенно для работающих, не имеющих возможности приезжать в вуз, лиц с ограниченными возможностями, женщин, воспитывающих малолетних детей и т. п.
Проявлением непрерывного образования в высшей школе Соединенных Штатов можно считать также компенсирующие курсы (remedial courses), поскольку они выполняют одну из функций обучения в течение всей жизни, а именно - компенсационную функцию, обеспечивая дополнение к формальному образованию или его части, если это кому-то не удалось осуществить в процессе обязательного обучения. Так что складывается впечатление, что общей основой развития высшей школы в Европе и Соединенных Штатах (как и на других континентах) является непрерывное образование. Если бы, однако, внимательней присмотреться к функционированию и предложению американских вузов, то можно было бы констатировать, что они осуществляют непрерывное образование в значительно более широком диапазоне, чем европейские вузы, хотя бы по тому, что представлено в официальных документах, особенно являющихся базой внедряемых в настоящее время принципов Болонского процесса1. Одной из причин более слабой динамики непрерывного образования в польских вузах является их бюрократическая централизация, проявляющаяся в том, что Министерство науки и высшей школы выступает в роли работодателя, имеющего как права собственника, так и права контроля. Такую ситуацию невозможно представить себе в Соединенных Штатах, где тоже имеются вузы, финансируемые за счет публичных средств. В этом тут же усмотрели, как писал Анджей Валицки, проявление социалистического тоталитаризма. Модернизацию университетов «сверху» невозможно себе представить также в Оксфорде или Кэмбридже2.
Непрерывное образование в Польше является одной из основных функций вузов, вытекающей из их миссии в деятельности на благо образования в данном регионе. Традиционная модель университетского непрерывного образования включала профиль образования в нестационарном режиме, приближенный к направлениям стационарного образования, в некоторых случаях дополненного последипломными программами. Направления и профили нестационарного и последипломного образования должны быть приведены в соответствие с потребностями. Однако введение новых направлений нестационарного образования не всегда вытекает из хорошей ориентации в по-
1 Fr^ckowiak A. Ksztatcenie ustawiczne w szkolnictwie wyzszym w stanach Zjednoczonych // E-mentor, 2005, nr 3 (10).
2 Валицкий А. подчеркнул, что низкая оценка польских научных учреждений является следствием сравнения несопоставимых явлений, например, Китайской Академии Наук и Российской Академии Наук, занимающих первое и третье места в рейтинге, с отдельными университетами в нашей стране. Академия Наук в Китае и в России являются комплексами многочисленных институтов, и эти комплексы невозможно сопоставлять с отдельными учреждениями, какими являются не имеющие надлежащего финансирования польские университеты. Ср.: Niebezpieczne nieporozumienia w sprawach nauki. http://www.pte.pI/pliki/2/12/46-49_07_Walicki.pdf
31
требностях, поскольку в организационной структуре подавляющего большинства польских вузов не предусмотрена функция изучения образовательного рынка. Такие исследования, известные под названием Education Market Intelligence (EMI), стали важной частью современных систем менеджмента в центрах непрерывного образования, действующих в европейских вузах. Однако рассеянная структура непрерывного образования в польских вузах (управление с уровня факультетов) не позволяет осуществлять такие действия, что как следствие вызывает чрезмерную жесткость предложения непрерывного образования. Последствия этого отличия легко заметить, наблюдая за эволюцией непрерывного образования в польских и зарубежных вузах за последние двадцать лет. С одной стороны, имел место стремительный рост числа лиц, участвующих в разных формах непрерывного образования, с другой же стороны - незначительное, лишь ограниченное правилами развитие этой области университетского образования.
Чтобы обрисовать проблему, стоит привести пример Гламорганского университета 2004 г. Это небольшой вуз в Уэльсе (примерно 2000 студентов на стационарных формах обучения), привлекший в течение восьми лет более 20000 участников различных форм непрерывного образования. Нестационарное обучение реализуется в значительной мере в асинхронном режиме, причем средства на разработку содержания учебных программ для нужд дистанционного обучения, а также для организации и осуществления процесса обучения поступают из фондов Евросоюза. Возможность прийти с образовательными предложениями к значительному числу лиц появилась благодаря эффективной стратегии, опирающейся на хорошее знание образовательного рынка.
Пробел, вызванный отсутствием систематического изучения образовательного рынка в Польше, частично заполняется использованием результатов исследований, проводимых в рамках проектов, финансируемых из Европейского социального фонда. Результатом изучения среды должен быть определение числа лиц, заинтересованных в обучении, образовательных потребностей групп, заинтересованных в обучении, структуры группы и востребованных областей знаний. Таким образом, получает определенность характеристика образовательного рынка. Далее вуз определяет возможность адаптации программы непрерывного образования к параметрам упомянутой характеристики, выраженным в форме списка необходимых кадров, технических средств и инвестиций. К сожалению, вузы в организационном отношении обычно не готовы к такого рода деятельности. Структура публичных высших школ в Польше не предполагает даже мониторинга экономического положения, а тем более рынка труда. Чуть ли не повсеместная во всей Европе тенденция создания в рамках центральных структур вуза подразделений управления нестационарными формами обучения до сих пор не вызвала в Польше серьезного интереса. Поэтому все доступные источники информации об образовательных потребностях могут быть для вуза неоценимо сущест-венны1.
1 Wisniewski Z. Rola uczelni w ksztatceniu ustawicznym spoteczenstwie na przyktadzie potrzeb edukacyjnych osob powyzej 50 roku zycia. // E-mentor, 2008, nr 4 (26).
32
Университеты должны более непосредственно реагировать на вызовы и использовать возможности, представленные в программе непрерывного образования. Это шанс для университетов, которые в противном случае в связи с изменением демографической ситуации в ближайшие годы, рискуют столкнуться со снижением количества поступающих на учебу непосредственно после окончания обучения в средней школе.
33