Научная статья на тему 'Автоматизация учетных процессов на предприятиях общественного питания и ее роль в формировании современной модели управленческого учета'

Автоматизация учетных процессов на предприятиях общественного питания и ее роль в формировании современной модели управленческого учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1108
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / ACCOUNTING AUTOMATION / MANAGEMENT ACCOUNTING / PUBLIC CATERING ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихатов Павел Иванович

Учет на предприятиях общественного питания имеет ряд специфических особенностей, присущих только этой отрасли хозяйственной деятельности. В статье рассмотрены такие важные аспекты, как учет товарно-материальных ценностей, автоматизация учета и его место в управлении предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Automation of accounting processes at public catering establishments and its role in the formation of a modern model of management accounting

Accounting in public catering establishments has a number of specific features inherent only in this branch of economic activity. In the article such important aspects as accounting of commodity-material values, automation of the account and its place in enterprise management are considered.

Текст научной работы на тему «Автоматизация учетных процессов на предприятиях общественного питания и ее роль в формировании современной модели управленческого учета»

Автоматизация учетных процессов на предприятиях общественного питания и ее роль в формировании современной модели

управленческого учета

П.И. Шихатов

Учет на предприятиях общественного питания имеет ряд специфических особенностей, присущих только этой отрасли хозяйственной деятельности. В статье рассмотрены такие важные аспекты, как учет товарно-материальных ценностей, автоматизация учета и его место в управлении предприятием.

Ключевые слова: автоматизация учета, управленческий учет, предприятия общественного питания

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2017. № 2 (27). С. 21-24.

Организация и ведение бухгалтерского (финансового) и управленческого учета напрямую зависят от отраслевой направленности и структуры субъекта хозяйствования.

Предприятия, относящиеся к общественному питанию, могут иметь малые, средние или крупные производства. Небольшие коммерческие организации считаются субъектами малого бизнеса, они могут вести бухгалтерский учет в упрощенной форме. В таких организациях, как правило, отсутствует объемная производственная структура, невелик ассортимент и объем продукции. Средние и крупные предприятия общепита, напротив, имеют достаточную разветвленность с основными и вспомогательными производствами. Нередко совместно с последней категорией предприятий могут находиться и объекты развлекательной отрасли, социальной сферы, работающие как единое целое. Объем учетной информации в таких комплексных предприятиях достаточно велик.

Общественное питание как отрасль предпринимательской деятельности достаточно широко представлено в России в разнообразных вариациях [1]. Бухгалтерский учет в организациях общественного питания ведется в соответствии с действующим законодательством и

Шихатов Павел Иванович - магистр, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: [email protected].

нормативными актами, при этом обладает рядом отраслевых особенностей, служит основным источником информации для управленческого учета. Управленческий учет в предприятиях общественного питания России, по нашим наблюдениям, на сегодняшний день не имеет единой концепции или модели.

Любые управленческие информационные процессы включают в себя процедуры сбора, регистрации, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений.

Предприятия общественного питания обладают отличительной особенностью, в своем большинстве одновременно осуществляя три вида деятельности: производство, розничную торговлю и услуги. Указанные особенности требуют специфического подхода к учету.

Учет товарно-материальных ценностей, калькуляция блюд в общественном питании представляет собой достаточно сложный участок учетной работы. Оптимальным и современным решением в этой ситуации является полная автоматизация учета с применением специализированных программно-аппаратных комплексов.

Автоматизированная система для предприятий общественного питания, как минимум, должна выполнять следующие функции:

♦ вести учет оптовых и розничных продаж блюд, продуктов, полуфабрикатов;

♦ производить расчет и списание себестоимости блюд, полуфабрикатов;

♦ планировать изготовление блюд, полуфабрикатов;

♦ вести учет внутренних перемещений;

♦ формировать и печатать документы, характерные для предприятий общественного питания, типовые формы (калькуляционные карты, технологические карты, марочные отчеты и т.п.).

Программные продукты, как правило, включают в себя несколько модулей, решающих задачи учета реализации продукции, складского учета, калькулирования блюд, управленческого учета. В Москве и Московской области широко применяется программное обеспечение российской компании «иС$», состоящее из двух основных блоков -<^-Кеерег» и «^огеНоше» и позволяющее решать широкий спектр задач учета и управления предприятием общепита.

Система <^-Кеерег» существует на российском рынке с 1992 г., охватывает около 90% рынка Москвы в этой сфере и до 70% рынка в регионах. Ведущий российский разработчик профессиональных программных продуктов для автоматизации ресторанов, гостиниц, кинотеатров, игровых развлекательных центров («^атеКеерег»), фитнес-клубов и

Шихатов П.И. Автоматизация учетных процессов.

23

различных спортивно-оздоровительных предприятий, компания «UCS» имеет 21 представительство за рубежом и дилерскую сеть в более чем 9О городах России, 33 странах Европы, Азии и Африки.

Система автоматизации для предприятий общественного питания под брендом «R-Keeper™» получила широкую известность и признание среди профессионалов ресторанной индустрии и в настоящее время по праву считается самой популярной системой автоматизации у российских рестораторов. Система внедрена в более чем 42 ООО ресторанов в 47 странах1.

В регионах России распространены и другие программные продукты: «1С: Рарус Общепит», «Астор», Micros, iiko.

Продукт «iiko» («Айко») создан на базе современных компьютерных технологий. В комплекс решений для автоматизации ресторанного бизнеса «iiko» входят решение для автоматизации ресторанов «iikoRMS» и решения для автоматизации ресторанных сетей «iiko-Chain» и «iikoCRM».

«iikoChain» позволяет обеспечить единую политику управления финансами, персоналом и закупками в ресторанах сети, опираясь на консолидированную информацию и отчетность. Решение «iikoCRM» (Customer Relationship Management) расширяет обычные возможности дисконтных систем, предоставляя широкий инструментарий для повышения лояльности гостей2. На сегодняшний день продуктом «iiko» пользуются около 14 ООО ресторанов.

Указанные программные продукты имеют также многие другие важные функции, продвигающие на новый уровень всю учетную систему предприятия общественного питания и выполняющие ряд управленческих задачк:

♦ учет продаж блюд;

♦ повышение качества и оперативности обслуживания гостей;

♦ контроль действий персонала (официантов, работников кухни);

♦ минимизация ошибок при работе с гостями (человеческий фактор);

♦ централизованное управление меню предприятия;

♦ увеличение привлекательности заведения для посетителей;

♦ получение аналитической отчетности в реальном времени (информация обо всех бизнес-процессах обеспечивает существенное увеличение прибыли и снижение издержек).

1 Официальный сайт компании «UCS». https://www.ucs.ru.

2 Официальный сайт компании «iiko». http://www.iiko.ru.

Современная учетная система призвана предоставлять возможности для всестороннего анализа и управления деятельностью предприятия, отслеживать и поддерживать все операции, связанные с закупкой, хранением и реализацией товаров, полуфабрикатов и готовых блюд, а также контролировать все действия по взаиморасчетам с контрагентами, формировать полноценную поливалентную информационную базу.

Полноценная учетная информация является незыблемой основой для принятия управленческих решений.

Резюмируя вышесказанное, считаем, что современные программные продукты, используемые для автоматизации учетного процесса в предприятиях общественного питания, стали неотъемлемым атрибутом этой отрасли предпринимательства. Информация, получаемая при применении автоматизированных систем (программно-аппаратных комплексов), должна занять одно из лидирующих мест при формировании современной модели управленческого учета на предприятиях общественного питания.

Литература

1. Шихатов П.И. Современное состояние предприятий отрасли общественного питания в России // Современный мир и Россия: время перемен и новой модели развития. М., 2014.

Automation of accounting processes at public catering establishments and its role in the formation of a modern model of management accounting

Shikhatov Pavel Ivanovich - master, Department of accounting, analysis and audit,

International Institute of Economics and Law

Address for correspondence: [email protected]

Accounting in public catering establishments has a number of specific features inherent only in this branch of economic activity. In the article such important aspects as accounting of commodity-material values, automation of the account and its place in enterprise management are considered.

Key words: accounting automation, management accounting, public catering enterprises

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2017. N 2 (27). P. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.