УДК 658.325 004
АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
А. А. Кадач, С. С. Бондаренко Научный руководитель - О. В. Пашковская
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]
Рассматриваются цели автоматизации бизнеса, необходимости систематизации процессов управления и повышение эффективности работы предприятия.
Ключевые слова: автоматизация, услуга, бизнес-процесс, управление ресурсами, ERP (планирование ресурсов предприятия), эффективность, внедрение информационной системы, стратегия бизнеса.
AUTOMATION SYSTEM AS THE BASIS OF ACCOUNTING FOR ACTIVITY
OF SERVICE ENTERPRISE
A. А. Kadach, S. S. Bondarenko Scientific supervisor - O. V. Pashkovskaya
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
The article discusses the goals of business automation, the need for systematizing management processes and increasing the efficiency of the enterprise.
Keywords: automation, service. business process, resource management, ERP (Enterprise Resource Planning), efficiency, introduction of informational system, business strategy.
Развитие торговли и услуг достигло того уровня, когда без применения современных технологий сложно устоять в конкурентной борьбе - растет количество магазинов и кафе, а потребители становятся все более требовательными. При выборе магазина главным для них является уже не наличие в нем товара (аналогичный товар можно купить в любой торговой точке по соседству), а комфорт при совершении покупок, отсутствие очередей, соответствие цифр, указанных на ценнике, реальной стоимости продукта, честность и вежливость персонала. Конечно, всего этого можно добиться, и не внедряя новейших технологий. Но управлять автоматизированным предприятием легче, а главное -выгоднее.
С развитием сферы предоставления услуг растет номенклатура товаров, находящихся в торговом зале и на складах. В результате, рано или поздно у владельца бизнеса возникают проблемы расхождения в учете проданного и оставшегося товара, товара, проведенного через кассу по чекам, и реально проданным и т. д. Для того чтобы контролировать процесс товародвижения, приходится затрачивать время и силы персонала, что ведет к отрыву от их основных обязанностей. Количество ошибок растет и в результате хозяин предприятия не может получить отчет, который бы реально отражал состояние дел. Таким образом, развитие бизнеса происходит бессистемно: владелец не видит «общей картины» и вынужден принимать решения, не имея полной информации по движению товара, текущих предпочтений покупателей. К тому же, нет и четких механизмов контроля над действиями персонала [1].
Сама по себе система управления ресурсами предприятия, независимо от того, насколько хороша она, привносит слабое влияние на увеличение производительности компании. Если вы продолжите следовать прежним бизнес-процессам после внедрения новой системы, вы можете ожидать
Секция «Информационно-экономические системы»
только такую же, или наиболее вероятно худшую производительность. ERP система может обеспечить и поддержать много новых видов процессов, но это задача самой компании решать какими должны быть эти бизнес-процессы и принимать решение по их последующему использованию или отклонению. Эффективность использования системы, которую необходимо рассчитать для получения показателя эффективности затрат, зависит, в первую очередь, от реализации успешной стратегии бизнеса. Система должна быть настроена на достижение стратегических и тактических целей организации. Определение стратегии своего бизнеса и отражение этой стратегии на целях и задачах, которые призвана решать выбираемая ERP-система, является самым главным в принятии решения о внедрении.
По данным независимых информационных агентств, при правильном, тщательно спланированном внедрении, компании могут добиться действительно значимых результатов (см. таблицу) [2].
Результативность внедрения автоматизированной системы
№ показателя Показатель Величина, %
1 Снижение операционных и управленческих затрат 15
2 Экономия оборотных средств 2
3 Уменьшение цикла реализации 25
4 Снижение коммерческих затрат 35
5 Снижение страхового уровня складских запасов 20
6 Увеличение оборачиваемости средств в расчетах 25
7 Увеличение оборачиваемости материальных запасов 30
8 Улучшение утилизации основных фондов 30
Можно сказать, что сегодня автоматизация стала важнейшим инструментом повышения прозрачности и эффективности бизнеса, систематизации всех процессов и управления ими.
Говоря о современных системах автоматизации ресторанов и кафе, можно выделить основные проблемы, которые они позволяют решить: борьба с воровством и махинациями со стороны персонала; повышение эффективности работы предприятия за счет оперативного контроля за ресурсами и, как следствие, снижение издержек; улучшение качества обслуживания клиентов.
Безусловно, автоматизация предприятий сферы услуг - сложный процесс, и каждый этап его имеет ряд трудностей. Главное - выбрать правильную систему, которая позволит решить все задачи, которые ставит заказчик. При этом нужно понимать, что, решившись на такое мероприятие, экономить на мелочах нельзя. Выбрав более дешевую систему, владелец ресторана рискует тратить впоследствии много времени и средств на доработку, и это повлечет убытки. Выбрав систему, важно наладить эффективные отношения с компанией, которая будет заниматься внедрением. Открытость к сотрудничеству, хорошая консультационная и техническая поддержка, грамотные специалисты -все эти качества наряду с хорошей репутацией самой системы автоматизации являются гарантией того, что внедрение будет достаточно эффективным [3].
Преимуществами существующих программ являются универсальность (специализация), надежность, качество сервиса и технической поддержки, масштабируемость системы и другие.
Одним из главных проблем при внедрении системы - проблемы, обусловленные человеческим фактором (сотрудники кафе или ресторана). Может случиться так, что коллектив будет саботировать работу в автоматизированной системе, убеждать владельца, что эта система не подходит, и лучше работать «по-старому».
Нами разработано прикладное решение для автоматизации сферы общественного питания на базе платформы 1С: Предприятие. Полученная разработка позволяет автоматизировать и значительно улучшить эффективность работы ресторанов и кафе. При разработке можно привлекать сотрудников, советуясь с ними, тем самым устраняя проблемы и нежелание сотрудников внедрять систему автоматизации.
В пользовательском интерфейсе созданы подсистемы, необходимые для разделения используемого интерфейса по функциям, которые они исполняют, для обеспечения комфортной и эффективной работы пользователя. Наличие подсистем определяет структуру прикладного решения, организует весь пользовательский интерфейс, позволяет рассортировать различные документы, справочники и отчеты по логически связанным с ними разделам, в которых пользователю будет проще их найти и удобнее с ними работать. При этом каждому конкретному пользователю будут видны лишь те разделы, то есть та функциональность прикладного решения, которые ему нужны в процессе работы.
В данной конфигурации были созданы 5 подсистем: Меню, Оказание услуг, Отдел Кадров, Бухгалтерия, Учет продуктов. К каждой из них прикреплены соответствующие объекты конфигурации: справочники, документы, регистры и отчеты, позволяющие сформировать из сложной в обращении и тяжело воспринимаемой системы - систему более упрощенную, структурированную и довольно легкую в управлении.
Сегодня на рынке широко представлены информационные системы, предназначенные для автоматизации деятельности коммерческих фирм, занимающихся оптовой и розничной торговлей. Можно найти и универсальные, и специальные программы, ориентированные на торговлю товарами ограниченного ассортиментного ряда. Также, используя возможности платформы 1С: Предприятие, пользователь может самостоятельно разработать и модифицировать прикладное решение (адаптировать его под себя), возможно, с привлечением сторонних специалистов. Хочется заметить, что инвестиции в автоматизацию быстро окупаются. Особенно это характерно для предприятий общепита, где срок окупаемости любых инвестиций составляет от двух месяцев.
Библиографические ссылки
1. Автоматизация бизнеса [Электронный ресурс] // ЦТО ФОРУС. URL: http://www.cto-forus.ru/node/3 (дата обращения: 26.03.2015).
2. Терехов А. Эффективность внедрения ERP-системы [Электронный ресурс] // CITFORUM. URL: http://citforum.ru/consulting/ERP/atk_tco.shtml (дата обращения: 26.03.2015).
3. СМИ о компании «Атолл» [Электронный ресурс]. URL: http://www.atol.ru/about/press/ articles/articles_7.html (дата обращения: 26.03.2015).
© Кадач А. А., Бондаренко С. С., 2015