Таблица 2. Результаты уровневого анализа значимости видов ресурсов для развития основных видов экономической деятельности в Липецкой области
Виды экономической деятельности
Сельское хозяйство Обрабатыва ющие производства Строительств о Оптовая и розничная торговля Транспорт и связь Операции с недвижимым имуществом Minimum
Виды ресурсов финансовые 0,74 0,61 0,62 0,50 0,58 0,55 0,50
кадровые 0,65 0,38 0,35 0,33 0,36 0,33 0,33
материально-технические 0,65 0,60 0,54 0,53 0,54 0,48 0,48
информацион ные 0,67 0,66 0,62 0,61 0,59 0,55 0,55
организацион ные 0,66 0,82 0,78 0,75 0,76 0,67 0,66
маркетингов ые 0,66 0,56 0,52 0,54 0,49 0,44 0,44
администрат ивные 0,72 0,63 0,64 0,60 0,63 0,51 0,51
Мах 0,66
Исходя из показателей, представленных в таблице 6 можно заключить, что наиболее значимыми видами ресурсов для активизации отраслей экономики являются организационные ресурсы. Также можно сделать вывод, что для повышения экономической устойчивости Липецкой области, в которой определяющим видом экономической деятельности является обрабатывающее производство, следует больше направлять территориальные ресурсы на развитие сельского хозяйства, что приведет к формированию межотраслевой диверсификации региона.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ
КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Никитина Я.Н., Менеджер по туризму ООО «Международный Туристический Сервис»
В статье излагаются теоретические основы организации эффективной системы бюджетирования. Рассмотрены этапы внедрения системы бюджетирования на предприятии, а также ее роль и значение в системе управления организацией. Раскрыто содержание бюджетирования. Дана краткая классификация бюджетов и их взаимосвязь.
Ключевые слова: управленческий учет, учетно-аналитические процедуры и модели, бюджет, бюджетирование, экономический анализ.
AUTOMATION OF BUDGETING PROCESSES OF MODERN COMMERCIAL
ORGANIZATIONS
Nikitina Y., Manager of the LLC «Word tourism services»
In article theoretical bases of the organization of effective system of budgeting are stated. Stages of introduction of system of budgeting at the enterprise, and also its role and value in a control system of the organization are considered. The maintenance of a budgeting is opened. Short classification of budgets and their interrelation is given.
Keywords: managerial accounting, accounting and analytical procedures and models, budget, budgeting, and economic analysis.
Либерализация отечественной экономики способствовала более глубокой интеграции России в мировые хозяйственные связи и принципы, на которых она работает, резко повысила необходимость использования новейших рыночных механизмов организации и управления во всех сферах экономической деятельности. Инструментом для дальнейшего решения этой задачи является управленческий учет и экономический анализ, направленный на достижение более эффективной деятельности коммерческой организации в целом. Одним из наиболее распространенных и доступных большинству организаций способов повышения качества управления может выступать отлаженная система бюджетирования.
Бюджетирование - это, во-первых, определение будущего организации и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности организации и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов. В бюджете организации находят свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых, ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития организации в условиях конкуренции и нестабильности, анализируется и контролируется работа от отдельных сотрудников до организации
в целом. Необходимость постановки системы бюджетирования для организации определяется множеством факторов.
Во-первых, необходимостью изыскания внутренних резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции, обоснования оптимальных уровней расхода финансовых средств, оптимизацией налоговой политики и другими задачами, связанными с совершенствованием системы управления организации;
Во-вторых, повышением конкурентной борьбы между организациями и, как следствие, необходимостью получения дополнительных конкурентных преимуществ, например, за счет более эффективной системы управления финансами.
В-третьих, именно при создании систем бюджетирования возникает возможность органичной интеграции современных управленческих и информационных технологий, что качественно повышает эффективность управления.
В-четвертых, потребностью в повышении инвестиционной привлекательности компании, поскольку иностранные инвесторы охотнее вкладывают финансовые ресурсы в организации с высоким уровнем организации менеджмента.
Без построения планов и последующего контроля за их исполнением бизнес не может рассчитывать на полноценное развитие. Планирование и контроль результата деятельности организации
невозможны без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией высшее руководство. Поэтому бюджет служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий по достижению целей организации.
Значение бюджетирования очень велико, глубоко и всесторонне. Постоянно совершенствующееся российское законодательство, а в частности бухгалтерский учет, его принципы и нормы, порождают объективную необходимость лучшей организации современных отечественных предприятий, а в том числе туристических организаций. Опираясь на фундаментальные принципы управленческого учета и элементы экономического анализа, можно добиться боле эффективной формы существования бизнеса, ориентированной на нужды конкретных потребителей, и принимать более эффективные управленческие решения.
Одной из главных функций бюджетирования является: управление организацией, планирование его деятельности с последующим контролем за реализацией принятых планов.
Оперативное планирование и последующий контроль исполнения плановых заданий организации невозможны без формирования бюджета, как основного инструмента гибкого управления, обеспечивающего высшее руководство достоверной, полной и своевременной информацией о реализации мероприятий по достижению целей развития хозяйствующего субъекта.
Система бюджетирования, позволяет администрации и руководителям подразделений координировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленными планами.
Типовая система бюджетов (Рис. 1) коммерческой организации, как правило, включает:
1. Бюджет доходов и расходов (БДР);
2. Бюджет движения денежных средств (БДДР);
3. Бюджет продаж продукции или реализации услуг;
4. Прогнозный баланс.
Бюджет доходов и расходов (БДР) - первый из документов основного бюджета, показывающий, какой доход заработала организация за плановый период и какие затраты были понесены. Доходная часть БДР отражает стоимостную оценку произведенной в плановом периоде продукции или услуг. Расходная часть БДР от-
ражает стоимостную оценку обязательств и затрат. БДР представляет собой основной инструмент для оценки финансового результата от деятельности в плановом периоде для каждого подразделения, филиала или организации в целом.
Бюджет движения денежных средств (БДДС) - прогноз денежных потоков по доходам и расходам, возникающих в пределах одного бюджетного периода, учитывающий изменение состояния дебиторской и кредиторской задолженности в плановом периоде, а также прогноз денежных потоков по финансовой и инвестиционной деятельности организации. БДДС позволяет оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется организации.
Доходы по статьям разделов формируются из сумм погашения дебиторской задолженности, поступлений по обязательствам, возникающим в плановом квартале, и поступления авансов под обязательства будущих периодов. Далее для целей планирования денежного потока суммарные доходы по всем статьям доходной части бюджета распределяются по месяцам, исходя из предполагаемых графиков их поступления.
Расходы по статьям разделов формируются из сумм погашения кредиторской задолженности, оплаты по обязательствам, возникающим в плановом квартале, и выплаты авансов под обязательства будущих периодов. Для целей планирования денежного потока суммарные расходы по всем статьям расходной части бюджета распределяются по месяцам, исходя из предполагаемых графиков расходования средств.
БДДС формируется на основании соответствующего БДР с учетом движения дебиторской/кредиторской задолженности, привлечения и погашения кредитов, эмиссии и погашения собственных векселей, а также остатков денежных средств на начало бюджетного периода.
Завершающий этап бюджетного периода является - прогнозный баланс. Прогнозный баланс - нормативный документ организации - приложение к бюджету, содержащий информацию об активах и пассивах, отражающий изменения в их структуре за бюджетный период, которые характеризуют финансовые результаты деятельности организации, и содержит сведения о прибылях и убытках. Прогнозный баланс отражает состояние на отчетную дату статей, представляющих активы и источники их формирования, и дает на-
Рис. 1 Система бюджетов коммерческой организации
глядное представление о распределении ресурсов организации.
Результаты исполнения бюджетов отражаются в соответствующих фактических формах отчетности: отчете об исполнении БДР, отчете об исполнении БДДС.
На больших предприятиях объем информации огромен, но каким бы значительным он ни был, обработать его нужно вовремя. В современном бизнесе вчерашние данные никому не нужны. Необходим анализ сегодняшних показателей и прогноз на завтра, послезавтра, на месяц вперед и т. д. Автоматизация бюджетирования - это прежде всего автоматизация планирования. По сути, это автоматизация тех процедур, которые расписаны в регламенте по бюджетированию.
Широко распространенной компьютерной программой является Microsoft Excel, с помощью которой производятся расчеты, составляются таблицы и диаграммы, вычисляются простые и сложные функции. Эта программа входит в пакет Microsoft Office, а потому установлена практически на всех компьютерах. Возможность составления таблиц, диаграмм и отчетов, произведения самых сложных вычислений делает эту программу популярной среди бухгалтеров, менеджеров и экономистов. При этом программа отличается понятным интерфейсом и удобством использования.
По своей сути Microsoft Excel - это большая таблица, предназначенная для внесения в нее данных. Функции программы позволяют проводить практически любые манипуляции с цифрами. Электронная таблица является основным средством, которая используется для обработки и анализа цифровой информации с помощью средств вычислительной техники.
На наш взгляд, организациям не имеющим в возможность использовать и поддерживать сложные учетно-аналитические программные продукты: !С Предприятие, Гарант, Парус, Турбобухгал-тер, Инталев и тд. Могут успешно разработать и внедрить в свои организации бюджетную отчетность в формате Excel. Стоимость поддержки и трудозатраты на создание подобной системы стремятся к нулю, а возможности адаптации к конкретно сложившимся условия хозяйствования значительно увеличиваются.
Файл, с которым предполагает работу Excel, называется книгой. Она включает в себя несколько рабочих листов, в которых могут содержаться самые разные данные, начиная от таблиц и текстов и заканчивая диаграммами и рисунками. Microsoft Excel рассчитан на поддержку и использование XML-форматов, а также может открывать такие форматы, как CSV, DBF, SYLK, DIF.
При этом, кроме числовых и финансовых операций, Microsoft Excel может использоваться в процессе анализа данных, открывая пользователям широкие возможности для удобной автоматизации и обработки данных. Пример реализации бюджетирования средствами MS Excel приведен на рис. 2.
Особенность программы заключается в том, что она позволяет осуществлять сложные расчеты. То есть в процессе вычисления
одновременно можно оперировать данными, которые располагаются в разных зонах электронной таблицы и при этом связаны определенной зависимостью. Выполнение таких расчетов осуществляется благодаря возможности введения различных формул в ячейки таблицы. После выполнения вычисления результат будет отображаться в ячейке с формулой.
В доступном диапазоне формул находятся разные функции -от сложения и вычитания до вычислений, связанных с финансами или статистикой.
Отметим основные возможности электронных таблиц:
• возможность вывода информации о постоянных затратах любого подразделения в любой период в разрезе плановых и фактических показателей;
• подсчета суммы постоянных затрат компании (по всем ее подразделениям) за определенный период времени в разрезе плановых и фактических показателей;
• автоматический пересчет результатов, если изменяются исходные данные;
• возможность моделирования будущего организации;
• игрегация данных с расшифровкой по всем подразделениям за определенный период и т.д.
Таким образом, автоматизация позволяет увеличить объемы продаж, эффективность работы, снизить трудоемкость, сосредоточившись на основных бизнес-процессах. А значит своевременно реагировать на изменения и эффективнее планировать дальнейшие действия. Программа электронных таблиц Microsoft Office Excel может применяться при выполнении финансовых расчетов, учете и контроле кадрового состава той или иной организации.
В заключении отметим, что бюджетный процесс выступает ключевым элементом управления организации и финансового контроля. Анализ плановых и фактических показателей в разрезе номенклатуры выпускаемой из реализуемой продукции или оказываемых услуг, позволяет получить важную информацию относительно эффективности использования материальных, трудовых и финансовых.
Бюджетирование обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышает управляемость и адаптивность организации к изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал организации) и внешней среде (рыночной конъюнктуре), снижает возможность злоупотреблений и ошибок в управлении, а также обеспечивает взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формирует единое видение планов организации и возникающих в процессе их осуществления проблем всеми ответственными работниками. Тем самым обеспечивает более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку. В связи с этим тема дипломной работы является весьма актуальной. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие предложения:
Рис. 2 Отчет по постоянным затратам с возможностью сравнения любого подразделения в любой период в разрезе плановых и
фактических показателей, выполненный в MS Excel.
Литература:
1. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. - М.: Омега - Л;
2010. 432 с.
2. Гаврилова О. Типичные ошибки процесса бюджетирования// Журнал Консультант - 2009. № 3. С. 7.
3. Казакова Н.А., В.В. Панков Экономический анализ: учебное пособие / В.В. Панков, Н.А. Казакова. - М.: Магистр: ИНФРА-М,
2011. - 624 с.
4. Ларионова А.А. Бюджетирование на предприятиях индустрии
туризма // «Финансовый менеджмент» №3 год - 2010
5. Палий В.Ф. Управленческий учет издержек и доходов (с элементами финансового учета) / В.Ф. Палий. - М.: Инфра-М, 2010. - 199 с.
6. Самочкин В.Н., Калюкин А.А., Тимофеева О.А. Бюджетирование как инструмент управления промышленным предприятием (http://www. cfin.ru/)
7. Шеремет А.Д. Управленческий учет / А.Д. Шеремет. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2010. - 368 с.
СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
Коробова Т.С., аспирант МГУ имени М.В.Ломоносова, экономический факультет, e-mail: [email protected]
Статья раскрывает актуальные вопросы в сфере развития российского предпринимательства и обосновывает необходимость взаимодействия с благотворительными организациями. В статьи приводится ряд рекомендаций для повышения социальной результативности такого взаимодействия.
Ключевые слова: благотворительность, благотворительная организация, корпоративная социальная ответственность, образование, социальные инвестиции, социальное партнерство, социальная сфера, устойчивое развитие.
SOCIAL ORIENTATION OF THE FOR-PROFIT SECTOR: COOPERATION WITH
CHARITY ORGANIZATIONS
Korobova T., the post graduate, faculty of economics, Lomonosov Moscow State University, е-mail: [email protected]
The article refers to actual problems in the sphere of development of Russian business and explains the necessity of cooperation with charity organization. At the end of the article there is a number of recommendations to improve cooperation social impact.
Keywords: charity, charity organization, education, corporate social responsibility, social investment, social partnership, social sphere, sustainable development.
Проблема социально-экономической роли коммерческого сектора российской экономики с каждым днем становится все более актуальной.
Во-первых, это проявляется в дефиците доверия и росте социально-экономической напряженности, которая при своем развитии может перерасти в острые антагонистические формы. Формируются труднопреодолимые препятствия на пути к эффективной и результативной деятельности и установлению партнерских отношений не только с обществом, но и предпринимательства между собой.[см. 2, 11-15 с.]
Недоверие сказывается на росте транзакционных издержек, формировании препятствий для развития партнерской модели взаимодействия: возникает необходимость в услугах дорогостоящих, но «надежных» страховых и аудиторских агентств, создании дополнительных подразделений по управлению рисками, обеспечении «надежной» системы внутренней и внешней безопасности, услуг «качественной» правовой экспертизы, поиску неформальных путей установления потенциальных партнерских контактов и налаживании «связей» с общественными и государственными структурами, в том числе в целях сокращения числа проверок со стороны надзорных органов. В отраслях, где наблюдается повышенная концентрация предприятий и формирование конкурентной среды, к вышеперечисленному добавляется потребность в применении обширного маркетинг-инструментария для разработки стратегии деятельности компании в целях создания положительной деловой репутации, бренда в ответ на усиление давления общественного мнения.
По данным всероссийского репрезентативного опроса населения, проведенного Высшей школой экономики и Фондом общественного мнения в 2009 г., наименьшим доверием пользуется крупный бизнес (доверяет 1% от опрошенных), на втором месте - политические партии (3%), на третьем - пресса и региональные и местные власти (8%), далее - милиция (18%). Больше всего доверяют церкви (43%) и Вооруженным силам (33%).[см. 2]
Во-вторых, в современных условиях обостряется проблема обеспечения населения качественными и доступными социальными услугами и преодоления значительной дифференциации в доходах населения, что, с одной стороны, способствует росту социальной напряженности, с другой стороны, приводят к тому, что инвестиции и капитал идут не на восстановление и развитие отечественной общедоступной социальной инфраструктуры, а перетекают в под-
держание и дальнейшее развитие и без того работающей западной социальной системы, еще более усугубляя ситуацию на родине.
Наконец, заявления о необходимости повышения качества, экологичности и социальной значимости продукции со стороны потребителей звучат все чаще. В то же время, процедура контроля и формирования общественного мнения в условиях информатизации, социальных сетей и форумов общественного мнения значительно упрощается. В связи с этим важным становится ориентация на участие в производстве социальных услуг всех субъектов российской экономики, включая коммерческие предприятия отраслей нефтегазовой, тяжелой и легкой промышленности, торговли, телекоммуникаций, транспорта и дорожного хозяйства, финансового и банковского секторов, и др.
Развитие социальных программ коммерческих компаний на сегодняшний день является одним из альтернативных, предпочтительным способом возвращения утраченного общественного доверия, повышения благосостояния, улучшения деловой и в целом - социальной атмосферы государства.
В качестве основных направлений реализации социальной функции в рамках нашего анализа выделим: корпоративную социальную ответственность, социальное инвестирование, социальное предпринимательство, благотворительность.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса (КСО) представляет собой концепцию, согласно которой предполагается несение компанией ответственности (1) во взаимоотношениях с партнерами, (2) перед потребителем за качество продукции, (3) в отношении работников за благоприятную среду для поддержания и воспроизводства человеческого капитала, (4) за окружающую среду - экологию, (5) перед обществом в целом. Форма выражения ответственности возможна в виде: выделения финансовых средств (пожертвования, микрокредиты, формирование корпоративных фондов и предоставления гратов), личное взаимодействие сотрудников с благополучателями- профессиональное (консультирования или других необходимых услуг юридического, экономического или иного характера, связанного с профессией) и непрофессиональное (помощь вне отведенной должности - корпоративное волонтерство).
Сегодня в мировом масштабе реализация социальной функции как индикатора ответственности бизнеса перед обществом становится важным репутационным критерием не столько в целях увеличения сбыта, сколько в целом завоевания устойчивой ниши на глобальном