Особенности бюджетирования предприятия строительной отрасли Features of budgeting of the enterprise of construction branch
Анбросенко Е.К.
Магистрант 2 курса институт экономики, управления и права Иркутский национальный исследовательский технический университет
РФ, г. Иркутск e-mail: [email protected]
Anbrosenko E.
2 year master
Institute of Economics, management and law National Research Irkutsk State Technical University
Russia, Irkutsk e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье рассматриваются вопросы основные задачи процесса бюджетирования особенности бюджетирования в строительной компании. приводится возможная схема финансового управления предприятия, рассмотрены факторы, усложняющие процесс бюджетирования.
Annotation.
The article deals with the main problems of the budgeting process features budgeting in a construction company. the possible scheme of financial management of the enterprise is given, the factors complicating process of budgeting are considered.
Ключевые слова: строительная компания, бюджетирование, бюджет производства, бюджет незавершенного производства, бюджет доходов и расходов.
Key words: construction company, budgeting, budget of production, budget of work in progress, budget of income and expenses.
Общеизвестный факт, что строительная отрасль - важный сектор экономики Российской Федерации, которая составляет 6% ВВП страны [1].
Коммерческая деятельность строительных организаций направлена на получение прибыли и в изменяющихся условиях рынка остро поднимается вопрос эффективного управления предприятием. Не смотря на это, многие строительные организации убыточны, одной из причин является отсутствие на этих предприятиях правильной и недостаточно выстроенной системы финансового планирования работы, как составляющей части управления предприятием, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов.
Рассмотрим, один из самых эффективных процессов управления финансово-хозяйственной деятельности предприятия - бюджетирование.
"Бюджет — документ, содержащий плановые показатели организации на ближайшую перспективу. Бюджетирование — это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью показателей, которые позволяют определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение целей», - пишет O. И. Лаврушин в статье «Система бюджетирования на предприятии» [2].
Бюджетирование в строительстве - это необходимый контроль эффективности проектов и залог максимизации финансового результата.
Основные задачи бюджетирования предприятия:
- планирование основных аспектов деятельности;
- обеспечение сбалансированности основных показателей;
- мониторинг деятельности по плановым и фактическим показателям;
- делегирование полномочий и распределение ответственности;
Министерство экономического развития рекомендует создать систему управления финансами, базирующуюся на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия, для эффективного управления. В этом случае система финансового планирования состоит из: систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия и системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия [3].
В соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития, преимуществами бюджетирования являются:
помесячное планирование бюджетов подразделений дает точные показатели размеров и структуры
затрат;
самостоятельность подразделений в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда, повышает материальную заинтересованность работников в выполнении плана;
сокращение непроизводительных расходов рабочего времени работников из-за минимизации количества контрольных параметров;
создание эффективной финансовой стратегии благодаря текущему и оперативному контролированию поступления и расходования средств [3].
В настоящее время существуют две основные системы бюджетирования:
1) Традиционная система бюджетирования - это процесс составления и реализации бюджетов в практической деятельности предприятия, который включающий в себя: определение миссии и стратегии компании, бюджетирование, определяющее бюджет, выполнение плана и контроль. Существует формат отчетов, которые носят финансовый характер, содержащие сводную информацию о приобретенных ресурсах и доходах от реализации, подготавливаемых различными отделами. При ежемесячном анализе результатов работы компании выявляют отклонения, сравнивая, фактические данные с цифрами бюджета.
2) Бюджетирование, основанное на видах деятельности - это процесс определения действий, направленных для создания объекта затрат. Вида действий: основные - ценность для клиента и обеспечение получения дохода для предприятия (продажа, производство, оказание услуг и т. д.), обеспечивающие -предназначены для выполнения действий (1Т-поддержка, кадровый учет, снабжение и т. д.), управленческие -охватывают все функции управления каждого бизнес-процесса, развивающие - направлены на совершенствование производимого продукта или услуги, технологии и оборудования.
Семиколенова М.Н. в статье «Формирование учетно-аналитической информации по бизнес-процессам и видам деятельности» пишет «Необходимо наличие сформулированных принципов планирования, ориентированных на развитие работ, создающих потребительскую стоимость продукции, которые доводятся до каждого менеджера, отвечающего за разработку целей бизнес-единицы, и делегируются соответствующие полномочия» [4].
Бюджеты строительных компаний составляются на основе предполагаемых объемов строительства, а не на прогнозе проектах, реализуемых в ближайшее время, так как необходимо согласовать сметную документацию, выиграть конкурс на строительство, построить или выполнить работы по договору субподрядных работ.
В связи с тем, что процесс строительства является достаточно долгосрочным и поэтапным процессом, оплата выполняемых работ производится заказчиком дробно и чаще всего по факту завершения этапа, и в
зависимости от стадии процесса строительства возникает неравномерная потребность в оборотных средствах, это подвергает бюджет корректированию и внесению изменений. Бюджетирование строительных компаний осуществляется на основании регламента, утвержденного управляющим [5]. Регламент бюджетирования включает в себя: перечень форм бюджетных показателей, основные принципы формирования показателей, принципы, формирующие показатели фактического исполнения бюджетов, взаимосвязь и взаимозависимость между планом и фактом исполнения бюджета [6].
Процесс бюджетирования требует взаимодействия всех отделов и подразделений компании, для этого необходимо создание особой матрицы (таблица 1) с указанием наименованием бюджетных форм, исполнителей и контролирующих лиц, дат согласования.
Таблица 1 «Матрица формирования бюджета строительной компании»
Наименование бюджета Исполнитель Контролирующее лицо
Бюджет производства Сотрудник ПТО Начальник ПТО
Бюджет продаж Начальник ПЭО Финансовый директор
Бюджет затрат на производство Начальник ПЭО Финансовый директор
Бюджет управленческих расходов Начальник ПЭО Начальник ОМ Финансовый директор
Бюджет закупок материалов Сотрудник ПТО Директор УК
Бюджет инвестиций Начальник ПЭО Главный инженер
Бюджет доходов и расходов Начальник ПЭО Финансовый директор
Бюджет движения денежных Начальник ПЭО Финансовый директор
средств
Прогнозный баланс Начальник ПЭО Финансовый директор
Бюджетирование является фундаментом реализации финансовой стратегии компании, для эффективного и слаженного взаимодействия всех подразделений, важно не только наличие матрицы формирования бюджета, но и индивидуально разработанной для каждой компании схемы финансового управления, которая поэтапно представлена на рисунках 1, 2, 3.
Основной элемент бюджетирования в строительной отрасли - бюджет производства, предназначенный для планирования объемов работ и услуг, которые будут реализованы в рамках производства и является исходным документом для оперативного управления производственными процессами. В таблице 2 выделены блоки в соответствии с основными видами выполняемых работ, объем которых выполняется ПТО в соответствии с проектно-сметной документацией. В бюджет производства включают объемы, которые будут выполнены и реализованы в соответствующий период, без учета незавершенного строительства.
Анализ стратегии прогноз доходов
Выделение основных фин коэффициентов и стратегии
Совместно с директором составление бюджета на год: БДР, БДДС, ПРОГНОЗНЫЙ БАЛАНС, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БЮДЖЕТ
Совместно с директором составление бюджета на месяц
Анализ доходов и составление плана: план объектов, действующие объекты, прогноз по постоянным бизнесам
Анализ расходов и составление плана в зависимости от объема работ, доходов, а также планов развития.
Совмещение годового бюджета с прогнозами на месяц
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ БДР / БДДС, КОГДА ИМЕЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ПРОЕКТОВ В НАПРАВЛЕНИИ:
1. 2. 3.
4.
Составляется БДР по направлениям Составляется БДР с общими затратами Выбирается метод аллокации затрат (разнесение постоянных затрат по проектам)
Общие затраты разносятся по проектам как затраты проекта (ссылка в которой статья общих затрат умножена на коэффициент аллокации) Составляется БДДС по направлениям Составляется БДДС с общими затратами Из БДДС по направления данные при помощи ссылок перосятся в БДДС_АГР с разбивкой на компании и РКО
Согласование бюджета членами совета директоров
Удобство использования:
1. Неиспользуемые бюджеты на месяц скрываются
2. ОДР / ОДДС скрываются до момента отчетности
Рисунок 1. Схема финансового управления строительной компании
Рисунок 2. Схема финансового управления строительной компании
Управленческая отчетность по исполнению бюджета: БДР, БДДС, баланс - Контроль исполнения годового бюджета и корректировка годового плана
1 ' 1 г
Формирование БДР из 1С Формирование Баланса из 1С Контроль автоматического заполнения БДДС Ведение / заполнение совмещенной формы плана факта Исполнение БДДС актуальный на текущий месяц
1 ' 1 Г
Контроль соответствия статей доходов в БДР и 1С, поступления денежных средств в БДДС, 1С и тДДС Анализ отклонения от годового бюджета, поднятие вопроса об отклонении, инициация корректирующих мероприятий и управленческих решений
г •
Контроль соответствия статей расходов в БДР и 1 С, расхода денежных средств в БДДС, 1С и тДДС Бюджет Ас / УК: 1) выставляется аванс для внесения платы исходя из пропорции 2) В конце квартала происходит сверка выставления УК / АС подразделения группы (прямые затраты перевыставляются, общие в соответствии с аллокацией) 3) Сумма переплаты / недоплаты вычитается / прибавляется к сумме аванса на следующий месяц
1 г
Контроль остатков в 1С и Балансе, в складском учете и статьях Баланса
4
ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ОДР / ОДДС, КОГДА ИМЕЕТСЯ НЕСКОЛЬКО ПРОЕКТОВ В НАПРАВЛЕНИИ: 1. Составляется ОДР по направлениям 2. Составляется ОДР с общими затратами 3. Выбирается метод аллокации затрат(разнесение постоянных затрат по
КОРРЕКТИРОВКА БЮДЖЕТОВ При отклонении от бюджета годового перераспределение доходов / расходов по другим периодам для исполнения
проектам)
4. Общие затраты разносятся по проектам как затраты проекта (ссылка в которой статья общих затрат умножена на коэффициент аллокации)
5. Составляется ОДДС по направлениям (формируется на вкладке "Факт по проекту"
6. Данные переносятся на соответствующую ОДР вкладку
Рисунок 3. Схема финансового управления строительной компании
Показатели Выполнение I квартал II квартал III квартал IV квартал
Строительные работы Генподряд 897464 924586 1024578 1087640
Собственные силы 358320 467824 245343 632854
Демонтажные работы Генподряд 645000 798340 634562 735200
Собственные силы 356732 463520 352754 457342
Ремонтные работы Генподряд 746200 634520 536457 365417
Собственные силы 532000 479600 432458 235690
Работы по благоустройству Генподряд 537240 421750 235615 132674
Собственные силы 254100 199340 151860 114573
Предоставление транспортных услуг Генподряд 109000 0 112463 539852
Собственные силы 75346 0 0 0
Итого Генподряд 2934904 2779196 2543675 2860783
Собственные силы 1576498 1610284 1182415 1440459
Таблица 2. Бюджет производства работ в 2018 г., тыс. руб
Многие строительные компании привлекают для выполнения работ субподрядчиков, создавая определенные трудности для процесса бюджетирования подрядной организации. В связи с возможными отклонениями выполнения работ от указанного срока в рабочем графике, происходит невыполнение запланированных мероприятий в бюджете.
Отдельно может быть составлен бюджет незавершенного производства на начало определенного периода, на основании сметной документации и разбивки по объектам и периодам времени. Сумма плана реализации объекта и изменение запасов незавершенного строительства определяют объем производства.
А. Гречаный говорит: «Главной особенностью строительства является длительный цикл. Однако эта особенность перерастает в серьезную проблему, так как сроки возведения строительных объектов измеряются месяцами, поэтому даты начала и конца строительства могут находиться не только в разных отчетных кварталах, но и годах. Большой объем незавершенного производства и низкая оборачиваемость оборотных средств требует постоянной мобилизации ресурсов как собственных, так и заемных. Кроме того, растянутость строительства во времени не позволяет оперативно сопоставлять размер понесенных материальных и трудозатрат со степенью готовности возводимого объекта» [7].
В строительных компаниях большое внимание уделяется бюджету доходов и расходов, в нем детализируются статьи затрат и статьи поступления денежных средств на строительство: каждая доходная и расходная статья расписывается до различных уровней (товарно-материальной ценности, услуги, договора и т.д.), Бюджет дохов и расходов обобщает результаты финансово-хозяйственной деятельности за определенный период и показывает эффективность принятых решений., при его составлении рассчитываются плановая сумма прибыли, а для этого необходимо знать размеры прибыли заблаговременно.
Процесс бюджетирования оптимален для планирования хозяйственной деятельности строительной компании. Бюджеты обеспечивает всей необходимой информацией, руководителя и каждого менеджера.
При тщательно разработанном бюджете у директора есть возможность принимать эффективные решения
для улучшения финансового состояния строительной компании и достижения поставленных стратегических задач. Но такой бюджет, при изменении условий хозяйственной деятельности, не гарантирует необходимость корректировки соответствующих показателей. Система бюджетирования повышает эффективность производственной деятельности и конкурентоспособность строительных организаций. Система бюджетирования являются надежным инструментом мотивации менеджеров.
Список используемой литературы:
1. Доклад об экономике России // Word Bank Group. - 2016. — № 36. — С. 44.
2. Лаврушин O. И. Система бюджетирования на предприятии http://www.elitarium.ru/sistema-byudzhetirovaniya-predpriyatie-byudzhet-raskhod-zatraty-deyatelnost-planirovanie-proizvodstvo-raschet-dostizhenie-plan-rezultat-kontrol-analiz-rezultativnost/.
3. Методически: рекомендации по разработке финансовой политики предприятия, утв. Приказом Минэкономики РФ пункт 2 от 01.10.1997 N 118 // Экономика и жизнь, N 49-52, 1997, N 2, 1998.
4.Семиколенова М.Н. Формирование учетно-аналитической информации по бизнес-процессам и видам деятельности// Известия Алтайского государ- ственного университета. - 2015. - №2. - С. 167-172.
5. Мазий В.В. Организация бюджетной системы на предприятия//науковедение. Электронный журнал. -2012. - №4. - С. 175.
6. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России - М.: Дело и Сервис, 2004. - С. 592.
7. Гречаный А. Бюджетирование в строительной компании. // Финансовый Директор.— 2005. — № 8. -
С. 16.