УДК 347.73
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РФ
И.С. Малышева, А.В. Кочегаров
В статье рассматривается понятие аудита эффективности, реализуемого в своей деятельности КСО субъектов РФ. Определена нормативная база данного направления деятельности КСО субъекта РФ, а также порядок его проведения
Ключевые слова: аудит эффективности, экономичность, результативность, продуктивность, этапы аудита эффективности
Сегодня Контрольно-счетные органы субъектов РФ в бюджетном процессе
ориентируются не только на проверку
законности и целевого использования бюджетных средств, соответствие расходов бюджетной росписи, но и на выявление результативности использования бюджетных средств и активизацию аудита эффективности.
В отечественной научной литературе по теории и практике государственного финансового контроля дается самое различное определение «аудиту эффективности». В связи с тем, что до настоящего времени понятие «аудит эффективности» не получило законодательного оформления, каждое
определение, если оно научно обосновано, имеет право на свое существование.
Одни исследователи относят аудит эффективности к форме [1], другие к виду [2] или типу государственного финансового контроля [3]. Многие считают, что это конкретное контрольное мероприятие [4] или метод контроля [5], или склонны отграничивать государственный аудит эффективности от государственного финансового контроля [6]. Также, отдельные авторы включают аудит эффективности в число функций государственного финансового контроля [7].
Законодатель ряда регионов РФ предпринял попытки легального закрепления данного понятия. Так, под аудитом эффективности, осуществляемым Контрольносчетным органом Брянской области понимается - проверка деятельности органов государственной власти и получателей бюджетных средств с целью определения эффективности расходования ими
Малышева Ирина Сергеевна - ВГУ, соискатель, тел. 8-951-850-58-34
Кочегаров Алексей Викторович - ВГТУ, д-р техн. наук, профессор, (473) 255-32-00 108
бюджетных средств и использования имущества, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач [8].
Использование слова "проверка" при определении термина "аудит эффективности" означает, что орган государственного финансового контроля при исполнении возложенных на него полномочий осуществляет контрольные действия, прибегая к методу проверки. "Проверка" в рамках
проведения аудита эффективности - это не единичное контрольное действие, а целенаправленная деятельность
уполномоченного органа. Таким образом, можно отметить, что аудит эффективности это не метод финансового контроля, а направление контрольной деятельности. Непосредственным контрольным методом этого направления контрольной деятельности будет выступать ревизия.
Необходимо отметить, что в современных условиях интенсификации финансово-экономической деятельности
государства (реализация крупных социальноэкономических программ), изменения
приоритетов бюджетной системы
(ориентированность на конкретный результат) традиционные методы контроля не могут целиком обеспечить основную цель государственного финансового контроля -повышение эффективности финансово-
экономической политики [9]. А. А. Ялбулганов справедливо замечает: "Финансовый контроль не может сводиться только к контролю за соблюдением финансового законодательства. Его содержание богаче: финансовый контроль как разновидность государственного контроля -это еще и контроль экономический (хозяйственный), способный реально оценить эффективность и целесообразность тех или иных операций с государственным имуществом с позиции государственных интересов"[10].
Контрольно-счетные органы субъектов РФ при проведении аудита эффективности руководствуются либо разработанным Контрольно-счетным органом субъекта РФ порядком проведения аудита эффективности использования бюджетных средств, либо разработанными Счетной палатой РФ Временными методическими рекомендациями по планированию и проведению аудита эффективности расходования государственных средств и использования федеральной собственности.
В рамках аудита эффективности проверяется экономичность, продуктивность и результативность использования бюджетных средств.
Экономичность характеризует
взаимосвязь между объемом государственных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем ее результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества.
Продуктивность использования
государственных средств определяется
соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.
Результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования государственных средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социальноэкономического эффекта.
В процессе аудита эффективности
необходимо определять экономическую результативность использования
государственных средств, выявлять и
оценивать полученный социально-
экономический эффект, чтобы на основе совокупности указанных оценок можно было сделать обоснованные выводы об уровне эффективности использования
государственных средств.
Аудит эффективности осуществляется посредством контроля и анализа:
а) организации использования государственных средств;
б) результатов использования государственных средств;
в) отдельных аспектов использования государственных средств в проверяемой сфере или в деятельности проверяемых объектов.
Контроль и анализ организации использования государственных средств
являются, как правило, исходным пунктом проведения аудита эффективности.
Проверяются и анализируются системы
управления, планирования, мониторинга и контроля в проверяемой сфере использования государственных средств в соответствии с установленными критериями.
Для проведения проверки и анализа отдельных аспектов использования
государственных средств необходимо выбирать такие конкретные аспекты в проверяемой сфере или в деятельности объектов проверки, результаты проверки и анализа которые дают возможность не только сделать обобщенные выводы об эффективности использования государственных средств в рамках предмета аудита эффективности, но и могут быть использованы для повышения эффективности использования государственных средств во всей проверяемой сфере или для совершенствования деятельности других организаций или учреждений в данной сфере.
Проведение аудита эффективности постредствам таких методов как проверка и анализ включает следующие этапы, которые осуществляются с учетом общих правил проведения контрольного мероприятия, определяются в соответствующем стандарте Контрольно-счетного органа субъекта РФ.
1. Подготовка к проведению контрольного мероприятия
На данном этапе осуществляется
предварительное изучение предмета и объектов для определения целей конкретного аудита эффективности, вопросов проверки и анализа, выбора критериев оценки эффективности и способов его проведения, по результатам которых подготавливается программа
проведения аудита эффективности.
2. Непосредственное проведение
контрольного мероприятия
На данном этапе аудита эффективности проводятся проверка и анализ результатов
использования государственных средств в соответствии с вопросами программы, в том числе непосредственно на объектах, в ходе которых осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации,
необходимых для получения доказательств. Для проведения аудита эффективности
привлекаются специалисты проверяемой сферы деятельности, которые совместно с
представителями Контрольно-счетного органа субъекта РФ определяют показатели и
критерии эффективности использования бюджетных средств. В рамках проведения аудита эффективности составляются акты и рабочие документы, фиксирующие результаты проверки и анализа, которые служат основой для подготовки заключений, выводов и рекомендаций.
3. Составление отчета по результатам контрольного мероприятия
На этом этапе аудита эффективности подготавливается отчет, включающий заключения, выводы и рекомендации, также оформляются другие документы по его результатам.
Таким образом, мы видим, что аудит эффективности это одно из направлений деятельности Контрольно-счетного органа субъекта РФ, в рамках которого проводится комплексная оценка экономичности,
продуктивности и результативности
использования государственных ресурсов. Методика проведения аудита эффективности явно указывает, что он должен проводится в рамках реализации такого метода финансового контроля как ревизия, так как именно при проведении ревизии исследуются вопросы не только законности использования финансовых средств, но и вопросы эффективности их использования, т.е. определение
экономичности, продуктивности и
результативности использования
государственных средств.
Литература
1. Агапцов С. А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М., 2004. С. 16.
2. Азжеуров В. Аудит эффективности использования бюджетных средств в интересах стратегии социальноэкономического развития Российской Федерации // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансовохозяйственной деятельности. 2007. № 6.
3. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств: Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006.
4. Мешалкина Р.Е. Аудит эффективности -объективная необходимость // Финансы. 2005. № 2. С. 66
5. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М., 2005. С. 262.
6. Рик Т.А., Титов В.В. Государственный аудит как вид финансового контроля в правовой системе Российской Федерации // Право и экономика. 2005. № 9. С. 5.
7. Рябухин С. Н. Аудит эффективности использования государственных ресурсов. М., 2004. С. 77
8. О Контрольно-счетной палате Брянской области :
Закон Брянской области от 12 апр. 2006 г. № 25-З : в ред. от 06 марта 2009 г. // электронный режим доступа
http://www.kspbo.ru/
9. Барыкин Е.А. Аудит эффективности в механизме государственного финансового контроля // Реформы и право 2008 № 3.
10. Ялбулганов А.А. О правовом регулировании государственного финансового контроля // Юрист. 1999. № 2. С. 16.
11. Порядок проведения Контрольно-счетной палатой Омской области аудита эффективности использования бюджетных средств : утвержден решением коллегии Контрольно-счетной палаты Омской области протокол № 42/15 от 29 сент. 2009. - электронный режим доступа http://www.kspomskobl.ru
Воронежский государственный университет Воронежский государственный технический университет
AUDIT OF EFFICIENCY KONTROLNO-SCHENYH OF BODIES OF SUBJECTS
OF THE RUSSIAN FEDERATION
I.S. Malysheva, A. V. Kochegarov
In article the concept of audit of the efficiency realized in activity КСО of subjects of the Russian Federation is considered. The standard base of given line of activity КСО of the subject of the Russian Federation, and also his order prove-denija is defined
Key words: efficiency audit, profitability, productivity, efficiency, stages of audit of efficiency