4. Суминова Т. Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). Москва : Академический Проект, 2006. 383 с. (Технологии культуры).
5. Чижиков В. М. Инновации в культурной динамике общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2014. № 4 (60). С. 10—17.
6. Шибаева М. М. Человек культуры как ценностно-смысловая и творческая явленность Имени // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 6 (68). С. 30—38.
References
1. Voevodina L. N. The functional and thematic organization of myths in archaic societies. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 6 (68), pp. 66—73. (In Russian)
2. Esakov V. A. The art or business? Prospects for public-private partnership in higher education institutions of culture and arts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 193—198. (In Russian)
3. Lobanov I. V. The development of the Moscow State Institute of Culture in the process of implementation of state cultural policy in the Russian Federation. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, No. 1 (69), pp. 11—22. (In Russian)
4. Suminova T. N. Khudozhestvennaya kul'tura kak informatsionnaya sistema (mirovozzrencheskie i teore-tiko-metodologicheskie osnovaniya) [Artistic culture as the information system (worldview and theoretical-methodological bases)]. Moscow, Publishing house "Academic Project", 2006. 383 p.
5. Chizhikov V. M. Innovation in the cultural dynamics of society. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 4 (60), pp. 10—17. (In Russian)
6. Shibaeva M. M. A man of culture as a value-semantic representation of the Name. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 6 (68), pp. 30—38. (In Russian)
УДИОМАСТЕРИНГ: ДИНАМИКА ТЕХНОКУЛЬТУРЫ УДК 008:004.9
В. В. Таран1, О. В. Шлыкова2
Международный университет в Москве
'Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с аудиомастерингом, его сущностно-функцио-нальной динамикой. Проводится сравнительный анализ аудиомастеринга в цифровую и аналоговую эпохи. Внимание обращается на специфику мастеринговых цепей, которые существуют на
ТАРАН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ — кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры информатики и математики Международного университета в Москве, Master of Computer Science (Digital Certification of Conformity), архитектор разработки прикладных программ и систем инженерного мастеринга, лаборатории систем инженерного мастеринга Radius Mastering TARAN VASILY VASILYEVICH — Ph.D. (Cultural Studies), senior teacher of the Department of informatics and mathematics of the International University in Moscow, Master of Computer Science (Digital Certification of Conformity), architect application development and systems engineering mastering lab mastering engineering systems Radius Mastering
ШЛЫКОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА — доктор культурологии, профессор, заместитель директора Научно-образовательного центра «Гражданское общество и социальные коммуникации» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
SHLYKOVA OL'GA VLADIMIROVNA — Full Doctor of Cultural Studies, Professor, Deputy Director of 84 Research and Education Center for Civil Society and Social Communication, Institute of Public
Administration and Civil Service, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
e-mail: [email protected] © Таран В. В., Шлыкова О. В., 2016
различных этапах формирования аудиопроизведений. Предложена авторская трактовка понятия «аудиомастеринг», подчёркивающая междисциплинарный характер данного социокультурного феномена. Исследованы отдельные модули, применяющиеся при процедуре аудиомастеринга, обозначен вектор развития цифровой аудиоинженерии, обоснована целесообразность разработки образовательных программ по подготовке специалистов в области аудиомастеринга. Ключевые слова: аудиомастеринг, компьютерная аудиоинженерия, искусственный интеллект, аудиоформа, сонограмма, аудиопроизведение, аудиопользователь.
V. V. Taran1, O. V. Shlykova2
4nternational University in Moscow, Leningradsky prospekt, 17, 125040, Moscow, Russian Federation 2The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), The Russian Government, Prospect Vernadskogo, 82, 119571, Moscow, Russian Federation
AUDIO MASTERING: EVOLUTION OF TECHNOCULTURE
The article approaches the problems associated with audio mastering, their ontological and functional dynamics. The comparative analysis of audio mastering is carried out to digital and analog eras. The attention is paid to specifics of mastering chains which exist at various stages of audio post production. The author's interpretation of audiomastering emphasizing the interdisciplinary character of this sociocultural phenomenon is set forward. Different modules used at audiomastering procedure are investigated. The trajectory of digital audio engineering is specified. The advisability of educational programs for training the specialists in the field of audio mastering is substantiated.
Keywords: audio mastering, computer audio engineering, artificial intelligence, audioform, voiceprint, audio post production, audio user
Сегодня, когда информационно-коммуникационные технологии укрепились практически во всех отраслях современной экономики, становится понятно, что дальнейшее развитие цивилизации без них немыслимо. Феномен технологической насыщенности, присущий современной культуре, как отмечается во многих специальных исследованиях, направленных на изучение динамики технокультуры, является предметом междисциплинарных подходов, находящихся на стыке культурологии, социологии, антропологии, философии науки и техники.
Принципиально иной становится культурная среда, существенно меняющаяся под воздействием информационных потоков, распространяемых с их помощью текстовых, аудио-, видео- и других электронных ресурсов, а также рождающая принципиально иные культурные формы «символического капитала» — цифровые архивы, электронные базы данных, оцифрованные аудиоколлекции и т.п. Это всё больше усиливает актуальность
проблем удовлетворения динамично усложняющихся культурных и информационных потребностей современных пользователей, выступает не только и не столько как процесс овладения информационно-коммуникационными технологиями или их внедрения, но как фактор изменения системных качеств самой культуры, её структуры, субъект-объектных отношений, модусов бытия.
Новая модель культурных ценностей интегрирует достижения современной техногенной культуры и некоторые идеи традиционной аудиокультуры, обретающей сегодня новое звучание.
С появлением новых средств аудиоком-муникаций между ними и старыми средствами разгорается (по Маклюэну) непрерывная гражданская война, происходит коммуникационный взрыв, в результате которого нарушается баланс человеческих органов чувств. Наступает смена господствующего поставщика информации [2].
Убедительно пишет об этом О. В. Синеокий, отмечая факт столкновения двух
культур — фонографической (создание фонограмм и изготовление носителей, на которых собственно сохранена музыка) и филофонической (как особая форма потребления аудиовизуальной продукции), которых удерживает мощное поле гравитации, исходящее из галактики массового рекординга [3, с. 87].
Революционные изменения в области обработки информации конца ХХ века привели к тому, что научно-технический прогресс породил совершенно новые представления о качестве создаваемых аудио-продуктов, увеличивающийся спрос на которые, в свою очередь, породил новую отрасль деятельности — аудиомастеринг. Это целостная креативно-коммуникативная система, созданная на основе компьютерных звуковых эффектов для обеспечения взаимодействия её ключевых элементов: аудиопользователя и аудиопродукта.
Аудиомастеринг является ключевой частью процесса звукозаписи, которую некоторые эксперты правомерно рассматривают как «скрытое, мистифицированное искусство» [1]. Оно, с одной стороны, связано с глубоким знанием цифровых технологий, с другой — с профессиональным слухом, без которого невозможно создать качественное аудиопроизведение.
Функционирующий в мультимедийной среде аудиомастеринг ориентирован на различные категории субъектов аудио-творчества: профессионального, любительского, авангардно-экспериментального и других.
Феномен аудиомастеринга и его применение в российской практике, несмотря на актуальность и востребованность, недостаточно разработан как в теоретико-концептуальном плане, так и технологически.
В производственный процесс внедряются единичные программные продукты, расширяется спектр современного оборудования, а общая теоретическая база,
включающая методологию, анализ существующих методов создания продуктов аудиомастеринга, находится в начальной исследовательской стадии, но уже на этом этапе оказывает воздействие на развитие парадигмальных связей информации, культуры и образования в целом.
Чтобы понять масштабность воздействия аудиомастеринга на современную культуру, важно осмыслить его как глобальный культурно преобразующий феномен и закрепить статус в динамично меняющейся коммуникативной культуре.
Будучи разновидностью компьютерной аудиоинженерии, мастеринг получил применение в самых различных областях.
1. Производство аудиопродукции. Аудиореклама, производство «заставок» и джинглов для радиостанций, цифровое радиовещание, цифровое телевещание (звук), запись аудиоальбомов, аудио-книг, аудиоконференций, системы живого звука.
2. Исследования в области компьютерной аудиоинженерии. Алгоритмы создания систем обработки — неразрушающего компьютерного редактирования аудио.
3. Робототехника. Таблично-волновой синтез, создание искусственной речи путём мастеринговой модуляции гармоник.
4. Кибернетические системы. Разработка систем, связанных с управлением машин на основе звуковых операторов.
5. Искусственный интеллект. Разработка аудиоинтерфейса, устанавливающего прямой диалог между машиной и оператором.
6. Компьютерные науки. 1Р-телефония, передача аудиосигнала поверх ip-адресов, аудиопакеты, системы качественного воспроизведения аудио в реальном времени.
7. Компьютерная криминалистика. Увеличение звуковой характеристики волны посредством увеличения плотности возбуждения, а также спектральный анализ звука.
Зарождение компьютерной аудио-инженерии связывают с Соединённым Королевством, когда британским радиоинженерам удалось смоделировать прототип современного эквалайзера (тембрового блока) на программной основе. Цель данной разработки заключалась в том, чтобы полностью минимизировать риски, связанные с динамической погрешностью аудиосигнала и попытками взять под контроль уровень геометрической процессии1 звуковой сонограммы.
Аппаратная архитектура и программный комплекс электронно-вычислительных машин были направлены на решение задач, связанных преимущественно с прикладными потребностями пользователей (построение графических конструкций, гибкая компоновка текста и т.д.), и в меньшей степени были ориентированы на компьютерную обработку звука. По этой причине до начала 1990-х годов компьютер существенно отставал в данной области, крупные компании в сфере производства аппаратных решений, а также решений в области управления аппаратной архитектурой (программное обеспечение), согласно своим аналитическим отчётам (прежде всего социологического характера), решили сосредоточить свои усилия на решении задач качественного порядка.
В свою очередь, крупные компании, занятые производством аудиооборудова-ния (исходя из сугубо коммерческих интересов), не стремились до определённого времени вести разработку программно-аппаратных комплексов, напротив пропагандируя аналоговые решения.
Ситуация изменилась в 90-е годы ХХ века, когда немецкий звукоинженер Карл Штейнберг (Karl Steinberg) создал уни-
1 Под геометрической процессией понимается способ формирования аудиосигнала и его графическое представление в форме геометрических линий, точно отображающих звуковую форму и её частоту.
кальную технологию VST (Virtual Studio Technology), положившую начало компьютерной аудиоиндустрии. Virtual Studio Technology (VST) — формат специализированных утилитарных программ, подключающихся к программной рабочей среде обработки аудио с целью решения задач, связанных с измерением аудио-частот, применением компьютерных спецэффектов, а также с целью расширения функций, непредусмотренных в аудио-редакторе. Данная технология позволила превратить обычный системный блок в домашнюю рабочую аудиостанцию, что фактически открыло эру «домашнего» звука, позволившую создавать аудио-произведения, в том числе и на основе обычного персонального компьютера.
К 1996 году данная технология получила патент, а компания "Steinberg" разрешила использовать свою технологию сторонним компаниям, реализующим данные технологии по обработке аудио.
Вступившая на коммерческий путь технология VST сталкивается на своём пути с конкурентом — технологией DirectX Audio (DXA). DirectX Audio (DirectMusic, DirectSound) — специализированная разработка от корпорации "Microsoft", созданная с целью облегчить задачи, связанные с рутинным программированием, базирующаяся на технологии API (Application P rogramming I nterface — интерфейс программирования приложений), фактически является специальной подключаемой программной библиотекой, содержащей описания процедур, классификаций, синтаксических операторов, реализуемых в дополнение к компьютерным аудиоприложениям.
На начальном этапе технология DXA кажется привлекательнее своей соперницы, однако это только внешний эффект. На самом деле она является достаточно тяжеловесной в плане освоения, особенно
музыкантами, не обладающими навыками программирования. Вместе с тем нельзя не отметить, что популярность технологии обусловлена тем, что она находится под покровительством корпорации "Microsoft", являясь важным дополнительным звеном её операционной системы.
Ключевые этапы подготовки аудиомате-риала в аналоговую эпоху. Исторически появление аудиомастеринга тесно связано с активным внедрением коммерческой звукозаписи. Поскольку музыкальные группы, композиторы, продюсеры, сольные исполнители заинтересованы в качественном звучании своих произведений на разных устройствах, воспроизводящих аудиопроизведения, соответственно, аудиоинженеры и специалисты в области тиражирования аудионосителей, акустики-теоретики нацелены на поиск разнообразных инновационных методов в области аналогового моделирования и обработки звука.
Технологии 1950-х годов по эквализации звука и приведения его в общий (усреднённый) частотный баланс к началу 1960-х годов уже не могли обеспечить качественный уровень воспроизведения звука, отвечающий возросшим потребностям современной аудиоаудитории.
Данное обстоятельство стимулировало появление единого стандарта в области обработки звука, который был предложен проектировщиками из Международного союза электросвязи. В его основе была заложена аналоговая цепочка обработки аудиоматериала (см. рисунок 1).
Это было логичное решение того времени. Цепочка выстроена в определённой последовательности, что является важным для качественного вывода звука. В начале цепи стоит аналоговый эквалайзер, за ним следует аналоговый компрессор, аналоговый эквалайзер верхних частот, потом расширитель стереобазы.
Именно данная аналоговая цепочка стала прообразом мастеринга, широко используемого в аудиоиндустрии.
В те времена данные процессы проходили путём переключения аналоговых аппаратов в цепи. На начальном этапе использовалась ламповая аппаратура, чуть позже — транзисторные решения и транзисторно-ламповые (гибридные) системы, которые не укрепили свои позиции на рынке, поэтому не получили дальнейшего распространения.
Социокультурная матрица массового рекординга включает пять основных типов коммуникации — звукозаписывающий, торгово-дистрибутивный, диско, филофонический, интерактивно-сетевой. При этом совершенно очевидно, что в современных условиях возрастает культурная значимость цифровых технологий звукозаписи, которые становятся неотъемлемой частью жизни как профессионала, так и почитателя музыки.
Под мастерингом, согласно англоязычному словарю по электронике, подразумевается «изготовление оригинала (напр. записи); изготовление первого оригинала (напр. грампластинки)». Оно не совсем корректно отражает структурную сущность мастеринга. Изготовление оригинала не является самоцелью аудиомасте-ринга, а носит промежуточный характер между этапом компоновки фрагментов аудио в единой секции и сведения аудиодорожек в единую звуковую форму. Фактически, грамотное сведение уже подразумевает создание оригинала и может являться первым оригиналом.
Первый оригинал — качественно сведённый аудиоматериал, не прошедший процедуру мастеринга. Материал называется «оригиналом», потому что в процессе мастеринга его можно дорабатывать в разных вариациях. А оригинальная звуковая панорама остаётся неизменной.
Рисунок 1. Прообраз мастеринговой системы, предложенный проектировщиками из Международного союза электросвязи. Составлен В. В. Тараном, 2015
Доводка «оригинала» же до соответствующего качества без слышимого изменения в самой композиции — это задача аудиомастеринга.
Иными словами, аудиомастеринг — это набор поэтапных, определённых масте-ринговым инженером действий, направленных на подготовку аудиоматериала с учётом его психоакустических характеристик и приведение его в единый баланс, точно отражающий акустическую совокупность аудиоматериала на разных схемах воспроизведения.
В то время, когда процесс мастеринга основывался на аналоговых схемах, именно мастеринговый инженер определял порядок и последовательность оборудования, подключаемого в процессинго-вую цепь. Это достаточно важный момент.
При аналоговом мастеринге существовала некая общая цепь, характеризующая на тот момент стандарт звукозаписи (см. рисунок 1). Данная цепь обладала определённым набором устройств и при её использовании выдавала заданные стандартом частотные характеристики.
Таким образом, главная задача мастеринг-инженера, а именно вывод аудио-материала с определёнными частотными характеристиками, являлась первоочередной. А достижение оттенка звучания посредством оборудования, связанного в цепь, не изменяя (слышимо) при этом его общих частотных характеристик, было определённым искусством, в ходе которого подтверждался уровень профессиональной компетенции инженера мастеринга.
1
Ключевые этапы подготовки аудиоматериала в аналоговую эпоху
ОПЕРАЦИЯ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ
^Подготовка к записи ^ Системы контроля уровня шума, звукоизоляция помещения, физическая акустика, геометрическая форма и проектирование павильона для записи, проектирование связи со всеми блоками студии (обеспечение электронной связи и коммутации между кабинетом записи и аппаратным блоком), устройства хранения аудионосителей (матриц).
ОПЕРАЦИЯ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ
^Запись аудиоматериала ^Обеспечение качественной записи, грамотная схема расстановки микрофонов (в зависимости от их типов и предназначения), понимание типов аудио-материала, умелое использование акустических погрешностей и ликвидация их в процессе живой записи.
^Премастеринг ^Приведение отдельных фрагментов аудиоматери-ала (аудиодорожек) к единым звуковым характеристикам, гармонично сочетающим в себе общую концепцию будущего микса. На этом этапе каждая дорожка должна быть обработана отдельно.
^ Сведение аудиоматериала ^Сведение аудиодорожек в единую звуковую форму, качественное распределение аудио- потоков с целью составить общую аудио- панораму, звучащую единым фронтом.
^ Финальный мастеринг ^Доведение звуковой формы до общего стандарта с применением мастеринговой цепи и последующая её перезапись для тиражирования.
Как видно из таблицы 1, процесс подготовки аудиоматериала является довольно сложным этапом на пути к созданию качественного аудиоматериала. Все перечисленные выше звенья — важные элементы в данной системе, однако блок, связанный с финальным мастерингом, является наиболее сложным и специфичным этапом при подготовке аудиоматериала.
Отметим,что аналоговый мастеринг требует постоянного аудиоконтроля со стороны человека, обладающего абсолют-
ным слухом, развитой аудиальной памятью, способностью адекватно управлять техническими приборами в студии. Иными словами, это особый тип специалиста, ориентированный на новый вид профессиональной деятельности — инженер аудио-мастеринга. Однако подготовку таких специалистов ни один современный вуз страны пока не осуществляет.
В цифровую эпоху ключевые этапы подготовки аудиоматериала стали выглядеть иначе:
Аудиоинженерия (в цифровую эпоху)
Таблица 2
ОПЕРАЦИЯ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ
^Подготовка к записи ^ Системы контроля уровня шума, звукоизоляция помещения, физическая акустика, геометрическая форма и проектирование павильона для записи, проектирование связи со всеми блоками студии (обеспечение электронной связи и коммутации между кабинетом записи и аппаратным блоком), устройства хранения аудионосителей (матриц).
ОПЕРАЦИЯ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ
^Запись аудиоматериала ^Обеспечение качественной записи, грамотная схема расстановки микрофонов (в зависимости от их типов и предназначения), понимание типов аудио-материала, умелое использование акустических погрешностей и ликвидация их в процессе живой записи.
^Премастеринг ^ Приведение отдельных фрагментов аудиомате-риала (аудиодорожек) к единым звуковым характеристикам, гармонично сочетающим в себе общую концепцию будущего микса. На этом этапе каждая дорожка должна быть обработана отдельно, с появлением цифровых многодорожечных аудиоредакторов.
^ Сведение аудиоматериала ^Сведение аудиодорожек в единую звуковую форму, качественное распределение аудиопотоков с целью составить общую аудиопанораму, звучащую единым фронтом.
^ Финальный мастеринг ^Доведение звуковой формы до общего стандарта с применением мастеринговой цепи и последующая её перезапись для тиражирования.
^Авторинг ^ Специализированная компоновка аудиоматери-ала с учётом специфики аудионосителя (обычно CD). Контроль уровня громкости при финальной нарезке аудиоматериала на компакт-диск. Проверка целостности аудионосителя.
Кроме технических особенностей представления аудиопанорамы, существуют ещё и психоакустические аспекты, учёт которых важен, чтобы довести до потенциального слушателя аудиоматериалы, смикшированные в единую аудиодорожку и кумулирующие акустический оттенок каждой отдельной дорожки.
Работая с аудиоматериалом, инженер мастеринга ориентируется прежде всего на слух и уже в дальнейшем на приборы отображения звуковой индикации в графическом представлении. В этом смысле мастеринг является пограничным звеном между наукой и искусством.
Аудиоинженер, приступая к мастерингу
аудиоматериала, тщательно анализирует его звуковые характеристики на слух. На этом этапе аудиомастеринг вступает в связь с наукой аудиология1. Далее инженер мастеринга переходит к аудиометрии и приводит их в допустимые значения. Искусство мастеринга заключается в том, что на слух аудиоматериал после мастеринг-процедур на всех аудиоустройствах звучит одинаково качественно.
Мастеринг является неотъемлемым звеном современной культуры звукоза-
1 Аудиология (от лат. Audio — 'слышу' и Logos — 'учение') — изначально область изучения медицинских наук (см.: Ундриц В. Ф., Темкин Я. С., Нейман Л. В. Руководство по клинической аудиологии. Москва, 1962.); в данном случае — наука о психоакустическом восприятии аудиоматериала.
ственного творчества, и форма проявления доминирующей в обществе идеологии, и многое иное. Технологические усовершенствования так или иначе трансформировали контент, структуру аудиоматери-ала, его содержание, способ подачи, а значит, восприятие.
Вхождение российской высшей школы в мировое образовательное пространство убеждает в аргументированности заключений ряда экспертов о необходимости разработать стандарты европейской программы по подготовке магистров и докторантов; создать специализированные программы непрерывного образования и профессионального развития специалистов в области аудиомастеринга с выдачей сертификатов, признаваемых в рамках конкретной страны и за рубежом; открыть программы обучения по таким направлениям, как «Мультимедиа в сфере культуры», «Аудио и видеомастеринг» и др.
писи. От него зависит, будет ли успешным любая композиция на стадии «раскрутки» или нет. Качественно выполненный аудиомастеринг — залог успеха любого аудиопроизведения.
Итак, феномен аудиомастеринга выступает детерминантом социокультурной деятельности человека, прежде всего — коммуникационной и творческой. В этом смысле аудиомастеринг — особая технология культуры, представляющая собой комбинацию средств, типов аудиоинформации и наиболее эффективного их воздействия на реципиента (ставшего одновременно и слушателем, и создателем) в целях удовлетворения его культурных потребностей, а также сохранения и передачи аудионаследия в общемировом культурном и информационном пространстве. Это и язык социальной коммуникации, и один из инструментов формирования новой реальности, и средство художе-
Примечания
1. Аудио-мастеринг на вашем компьютере. Часть 1 [Электронный ресурс] // Звукозапись и создание музыки : [веб-сайт]. Электрон. дан. 28 декабря 2010. URL: http://recording-studio.ru/2009/06/2l/audio-mastering
2. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Киев : Ника-Центр, 2004. 432 с., ил.
3. Синеокий О. В. Коллекционирование музыки и «антирекодинг» фонографическая культура vs филофо-нической культуры в социоправовой среде // Вопросы культурологии. 2015. № 10. С. 79—87.
4. Шлыкова О. В. Тренды культуры «новых возможностей» в информационном обществе // Культура. Власть. Общество: пути реализации государственной культурной политики : материалы межрегиональной научно-практической конференции (Екатеринбург, 3—4 декабря 2015 года) : [специализированный выпуск общественно-политического журнала «Уральский Федеральный округ»] / М-во образования и науки Российской Федерации, М-во культуры Российской Федерации, Ин-т гуманитарных наук и искусств Уральского федерального ун-та при полномочном представителе Президента РФ в Уральском федеральном округе, Уральское отд-ние научно-образовательного культурологического общества РФ ; [гл. ред. и сост.: Н. Б. Кириллова]. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2015. С. 160—165.
5. Arndt J. Algorithms for programmers (ideas and source code). Digital report. 2006. 746 p.
6. Aldrich N. ^е Audio Engineer's Approach to Understanding Digital Filters. Digital book. 2002. 45 p.
7. Eley D. The Audio Mastering Blueprint. Digital book. 2013. 107 p.
8. Vaseghi S. Advanced digital signal processing and noise reduction. Digital book. 2000. 493 p.
9. Taran V. V. Modern Approaches to the Assessment of information and Communication Technologies and the Main Areas of Improvement. Scientific and Technical Information Processing. Allerton Press, Inc. 2014. No. 3. Pp. 201—205.
References
1. Audio-mastering na vashem komp'yutere. Chast' 1 [Audio mastering in your computer. Part 1]. Available at: http://recording-studio.ru/2009/06/21/audio-mastering
2. Maklyuen M. [McLuhan Herbert Marshall] Galaktika Gutenberga [Gutenberg Galaxy]. Kiev, Nika-Tsentr Publ., 2004. 432 p.