АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ИТОГИ, ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ
Н. В. Зениткина, заведующая лабораторией аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций Кузбасского регионального института развития профессионального образования
В государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» развитие кадрового потенциала представлено как одно из ключевых направлений государственной политики в сфере образования, а его состояние рассматривается как важный фактор, влияющий на качество образования. Аттестация позволяет оценить состояние имеющегося кадрового состава, то есть выявить соответствие деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в той или иной должности, требованиям, установленным к ней. В настоящее время аттестация осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (далее — Порядок) и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.
Указанным Порядком установлено два вида аттестации: в целях подтверждения соответствия занимаемой должности (компетенция аттестационной комиссии образовательной организации) и в целях установления квалификационной категории (компетенция аттестационной комиссии уполномоченного органа исполнительной власти).
Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности практически не вызывает затруднений в профессиональных образовательных организациях нашего региона, и доля педагогов, проходящих ее, незначительна в общем объеме педагогического состава. Аттестованные на соответствие занимаемой должности есть только в 33 ПОО из 58 (57 %). В основном такая аттестация связана с реализацией п. 23 Порядка аттестации, который включен
в него в целях реализации п. 9. «Общих положений» Квалификационных характеристик должностей работников образования (приказ Минздравсоцраз-вития РФ от 26.08.2010 № 761 н), согласно которому лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы». Сопровождение деятельности аттестационных комиссий профессиональных образовательных организаций осуществляется посредством индивидуальных консультаций по вопросам применения положений Порядка аттестации, организации документооборота, оформления результатов аттестации.
Более востребована в профессиональном сообществе аттестация в целях установления квалификационной категории. И объясняется это не только тем, что преподаватель приобретает определенный статус, результаты аттестации учитываются при составлении рейтинга профессиональных образовательных организаций, но и дифференциацией размеров оплаты труда с учетом установленной категории.
Количество педагогических работников, принявших участие в аттестации в целях установ-
ления квалификационной категории за три года действия нового Порядка аттестации,— 1724 (54% от общего количества педагогических работников): 2015 г. — 1081, 2016 — 452, 2017 (с учетом данных за май) — 191.
Одна из задач лаборатории в 2016/2017 уч. году — проведение анализа состава педагогических работников на предмет прохождения аттестации. По состоянию на начало 2016/2017 уч. года доля аттестованных педагогических работников в профессиональных образовательных организациях, подведомственных департаменту образования и науки Кемеровской области, составляет 80,3% (2561 чел. из 3189), в том числе установлена квалификационная категории 2391 педагогу (75%), признаны соответствующими занимаемой должности 170 педагогических работников (5,3%).
От общей численности аттестованных на квалификационную категорию 1447 работников (60,5%) имеют высшую категорию, 944 (39,5%) — первую.
Не имеют аттестации всего 628 работников (19,7%), в том числе: 547 — работают в ПОО менее пяти лет (87,1 %); 55 (8,8%) — в отпуске по уходу за ребенком; 2 (0,3%) — из-за длительной болезни; 24 — без оснований (3,8%).
Результаты анализа представлены на рисунке 1.
Факты нарушения требования законодательства о необходимости педагогическим работникам проходить аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности один раз в пять лет выявлены в 14 ПОО (24%). Не аттестованные на соответствие занимаемой должности без оснований в течение пяти лет педаго-
гические работники занимают следующие должности: мастер производственного обучения (11), преподаватель (6), воспитатель (5), педагог-организатор (1), педагог дополнительного образования (1).
Итоги аттестации в ПОО по состоянию на 01.10.2016 по количеству педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, от общей численности педагогических работников в ПОО выглядят следующим образом: менее 50% составляет доля аттестованных от общего количества педагогов только в двух организациях: Государственном профессиональном образовательном учреждении г. Новокузнецка (36%), Топкинском техническом техникуме (47%). Наивысший показатель доли педагогов, которым установлена квалификационная категория,— 97% (Новокузнецкий транспор-тно-технологический техникум). Еще в четырех ПОО этот показатель выше 90%: Новокузнецкий строительный техникум — 96%, Киселевский политехнический техникум — 95%, Полысаевский индустриальный техникум — 92%, Осинников-ский политехнический техникум — 91 %. Остальные образовательные организации имеют показатели в диапазоне от 50 до 90%.
Деятельность лаборатории в 2016/17 уч. году была направлена на совершенствование практики оценки профессионального уровня педагогических работников в процессе аттестации, улучшение качества содержания и оформления заявлений на аттестацию с учетом требований Порядка проведения аттестации, повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, привлекаемых для оценки профессиональной деятельности педагогических работ-
Не имеют аттестации 19,7 %
Аттестовано на СЗД 5,3%
Аттестовано на первую категорию 29,6%
Аттестовано на высшую категорию 45,4%
Рис. 1. Сведения об аттестации педагогических работников ПОО, подведомственных ДОиН КО, по состоянию на 01.10.2016
ников в целях установления квалификационной категории.
В цепях повышения практической направленности обучения педагогов, готовящихся к аттестации, разрешения профессиональных затруднений при подготовке аттестационных материалов проведена корректировка содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности».
В модуль «Аттестация педагогических работников» введены новые темы практических занятий:
— «Анализ типичных ошибок в заявлении о проведении аттестации при представлении аттестуемым результатов профессиональной деятельности»;
— «Использование примерных показателей для оценки профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории в зависимости от направления педагогической деятельности»;
— «Представление в аттестационных материалах сведений о результатах освоения обучающимися образовательных программ по итогам проводимых мониторингов»;
— «Представление в аттестационных материалах сведений о роли педагогического работника в выявлении и развитии способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физ-культурно-спортивной деятельности».
Обучение по программе «Психолого-педаго-гические основы профессиональной деятельности» прошли 79 слушателей, 28 из них впоследствии были аттестованы с установлением квалификационной категории, 36 — получили сертификаты. По результатам опроса доля слушателей, которые полностью удовлетворены качеством образовательных услуг в рамках данной образовательной программы, составила в ноябре 2016 г. 93,9%; феврале 2017 г. — 92,1 %. Отмечают полезность полученных на данных курсах знаний, умений, навыков и практического опыта 93% педагогических работников.
За весь период времени действия нового Порядка аттестации (с июня 2014 года) по программе повышения квалификации «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности» для работников, которые готовятся выйти на аттестацию, обучено 285 педагогических работников.
По результатам анализа деятельности специалистов, привлекаемых для оценки профессионализма педагогов в ходе аттестации, были выявлены проблемы, связанные с от-
сутствием механизма признания таких специалистов экспертами, с недостаточным уровнем их профессиональной компетентности и информированности по вопросам экспертизы аттестационных материалов, объективности и личной ответственности за результаты работы.
Для решения обозначенных проблем была разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников в процессе аттестации как составляющая экспертной компетенции», обучение по которой прошли 79 руководящих, педагогических работников и специалистов, 78 из них получили сертификаты, подтверждающие их компетентность как экспертов. Все эксперты (в их числе 16 человек имеют ученые степени кандидата и доктора наук) отвечают требованиям, установленным регламентом работы аттестационной комиссии ДОиН КО, имеют значительные профессиональные достижения: являются победителями и призерами конкурсов профессионального мастерства различного уровня, экспертами Кузбассобр-надзора, участниками рабочих групп по разработке программно-методического обеспечения, имеют награды и почетные звания. Из 79 прошедших обучение 52 — представители профессиональных образовательных организаций.
По результатам опроса доля слушателей, которые полностью удовлетворены качеством образовательных услуг института в рамках указанной образовательной программы, составила 95,8%. Более 90% прошедших обучение отметили, что приобретенные знания, умения и навыки очень значимы в разрешении их профессиональных затруднений.
После изучения опыта системы оценки профессионализма педагогов в других субъектах РФ, обобщения имеющихся наработок и предложений на региональном уровне были разработаны и утверждены примерные показатели для оценки профессиональной деятельности педагогических работников на высшую и первую квалификационные категории по должностям в соответствии с критериями, установленными приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276, утвердившим Порядок аттестации. Для экспертов были разработаны и утверждены единые формы заключения специалиста аттестационной группы об оценке профессиональной деятельности педагогического работника в целях установления квалификационной категории. Все это значительно облегчило задачи всем участникам процесса аттестации и позволило сделать ра-
боту экспертов более технологичной, повысить объективность оценки и индивидуальную ответственность.
Работники лаборатории приняли участие в выездных курсах повышения квалификации в Прокопьевском аграрном колледже, Прокопьевском горнотехническом техникуме им. В. П. Романова, а также в курсах повышения квалификации, которые были организованы другими структурными подразделениями института: «Информационно-методическая компетентность педагогических работников», «Теория и методика преподавания общеобразовательных дисциплин».
С марта 2016 г. началось формирование информационной базы о специалистах-экспертах для оценки уровня профессиональной деятельности педагогических работников из числа представителей профильных предприятий. В настоящее время в ее составе более 80 человек. При аттестации мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных дисциплин такие специалисты включаются в состав аттестационной группы. За учебный год ими подготовлено более 120 заключений об оценке профессиональной деятельности таких педагогов.
Научно-методическое обеспечение деятельности ПОО Кемеровской области по аттестации включало: подготовку информационных писем руководителям ПОО в целях разъяснения отдельных вопросов и профилактики типичных нарушений по содержанию и оформлению аттестационных материалов; консультирование (индивидуальное и через систему постоянно действующих тематических консультаций «Подготовка материалов на аттестацию и сертификацию: требования к содержанию и оформлению»), разработка методических материалов в помощь аттестуемым, специалистам, привлекаемым для всестороннего анализа профессиональной деятельности, специалистам методических служб ПОО (слайд-презентация «Типичные ошибки, допускаемые педагогическими работниками при подаче заявления на аттестацию в целях установления квалификационной категории», «Рекомендации по содержанию, оформлению и предоставлению заявления педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, на аттестацию в целях установления квалификационной категории»); актуализацию информации на странице лаборатории на официальном сайте ГБУ ДПО «КРИРПО», участие в работе научно-прак-тических конференций, проведение вебинаров и других мероприятий по проблематике, связан-
ной с деятельностью лаборатории (выступления в рамках августовской конференции «Сопровождение аттестации педагогических работников в профессиональных образовательных организациях в условиях введения профессионального стандарта педагога»; вебинары «Организационно-техническое и информационно-методическое сопровождение аттестации педагогических работников профессиональных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования и науки Кемеровской области», «О методическом сопровождении аттестации педагогических работников»).
Все это позволило организовать конструктивное взаимодействие со всеми участниками процесса аттестации в рамках компетенции и по итогам 2016/17 уч. года получить следующие результаты: осуществлен анализ профессиональной деятельности 442 заявителей, получили положительное заключение об оценке профессиональной деятельности аттестационной группы и были аттестованы 426 человек, из них на высшую квалификационную категорию — 264, на первую — 162.
Впервые была установлена квалификационная категория (первая) 134 педагогическим работникам, что составляет 34% от общего количества аттестованных, 84, 2% от аттестованных на первую категорию в 2016/17 уч. году. Повысили квалификационную категорию (с первой на высшую) 103 педагогических работника, что составляет 26,2% от общего количества аттестованных, 41,3% от аттестованных на высшую категорию в 2016/17 уч. году. Досрочно вышли на аттестацию в целях установления квалификационной категории (высшей) 45 педагогических работников, что составляет 18% от подавших заявление на высшую квалификационную категорию.
Считаем необходимым отметить, что за последние два года возросло количество отозванных заявлений, когда педагоги самостоятельно отказываются от участия в процедуре аттестации. В 2015 году было одно такое заявление, в 2016-м — 15, за пять месяцев 2017-го — 7. Это происходит после проверки на достоверность сведений, представленных в заявлениях на аттестацию, с использованием региональной автоматизированной информационной системы учета повышения квалификации, аттестации и сертификации работников профессиональных образовательных организаций (ИСУ), сведений о педагогическом составе на официальном сайте образовательных организаций, после уточнения сведений в ПОО.
В 2016/17 уч. году педагоги отозвали 16 заявлений, в том числе на высшую категорию — 6; на первую — 10. Причинами этого чаще всего являются выявленные факты несоответствия результатов работы критериям, установленным для соответствующей квалификационной категории в соответствии с пунктами 36, 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников; подача двух одинаковых по содержанию заявлений на аттестацию по разным должностям (преподаватель и руководитель физического воспитания, преподаватель и мастер производственного обучения, преподаватель и препода-ватель-организатор ОБЖ); представление при досрочном выходе на аттестацию с целью установления высшей категории результатов работы, уже учтенных при предыдущей аттестации.
В январе 2017 г. на странице лаборатории официального сайта КРИРПО были размещены методические рекомендации по содержанию, оформлению и предоставлению заявления педагогического работника организации, осуществляющей образовательную деятельность, на аттестацию в целях установления квалификационной категории, о чем все образовательные организации были проинформированы. Тем не менее до настоящего времени в аттестационную комиссию ДОиН КО направляются заявления, не соответствующие установленным требованиям и по содержанию, и по оформлению.
Недостатком содержательного характера при составлении заявления на аттестацию является неумение представить анализ своей деятельности по достижению стабильных результатов или положительной динамики результатов освоения реализуемых образовательных программ. Зачастую речь идет об абсолютной успеваемости, которая на протяжении трех и более лет по определенной учебной дисциплине не достигает 100%, то есть по сути в данной ситуации уместно говорить о невыполнении требований федерального государственного образовательного стандарта. Рост качественной успеваемости представляется по учебным годам одной цифрой или средним баллом (особенно это свойственно преподавателям профессионального цикла), независимо от количества преподаваемых дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей.
В целях совершенствования региональной практики оценки профессионального уровня педагогических работников в процессе аттестации, выявления проблем, с которыми сталкиваются работники образовательных организаций, лаборатория инициировала проведение научно-ана-
литическим центром КРИРПО социологического опроса, в котором приняли участие 735 респондентов.
Итоги опроса свидетельствуют, что подавляющее большинство респондентов знакомы с порядком проведения аттестации, примерными показателями по должностям для оценки профессиональной деятельности педагогических работников, аттестующихся в целях установления квалификационной категории, утвержденных департаментом (88,1 %).
67,1 % опрошенных пользуются сайтом КРИРПО при подготовке к аттестации, 77,2% — считают полезной представленную на нем информацию. Почти четверть педагогов (24,1 %) получали индивидуальные и групповые консультации в КРИРПО, 70,1 % педагогических работников прошли обучение на курсах повышения квалификации в КРИРПО в течение трех последних лет, в том числе 34,2% респондентов на курсах, адресованных педагогическим работникам, которые готовятся выйти на аттестацию. Большинство опрошенных (от 73,6 до 87,2%) отметили, что все это способствовало успешной подготовке к аттестации.
Вместе с тем 66,1 % респондентов сталкивались с проблемами при подготовке к процедуре аттестации, наиболее существенные из которых: подготовка (написание) заявления — 38,0%, оформление портфолио — 16,7%. У 88,1 % принявших участие в опросе возникали трудности при описании результатов своей профессиональной деятельности в заявлении на аттестацию. Связаны они прежде всего с представлением результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования и мониторингов, проводимых образовательной организацией. 19,6% респондентов сталкивались с трудностями при формировании аттестационного портфолио, в том числе: 20,9% — с определением его структуры и содержания, 16,1 % — выявлением динамики профессиональных достижений, 15,3% — возможностью мультимедийного представления материалов и визуализации различных позиций.
Предложения педагогов по совершенствованию организации процедуры аттестации (уменьшить срок рассмотрения заявления, уменьшить сроки подачи заявления на аттестацию до одного года для молодых педагогов, освободить от повторного установления квалификационной категории педагогов, имеющих высокие результаты в подготовке специалистов) свидетельствуют о незнании отдельных норм, установленных Порядком проведения аттестации педагогиче-
ских работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, который является федеральным ведомственным нормативным правовым актом и не допускает каких-либо изменений на уровне субъекта РФ.
Другие предложения (включить результаты ЕГЭ обучающихся в перечень показателей для оценки профессиональной деятельности преподавателей, учитывать результаты сертификации педагогических работников при прохождении аттестации, подавать заявление онлайн) объясняются тем, что респонденты не знакомы с региональными документами, а именно Регламентом работы аттестационной комиссии, утвержденным приказами ДОиН КО от 24.12.2015 № 2409, от 30.08.2016 № 1504 «Об организации работы аттестационной комиссии», который в числе показателей оценки содержит результаты государственной итоговой аттестации, в том числе ЕГЭ, и предусматривает возможность подачи заявления в электронной форме.
Из предложений педагогов по процедуре аттестации считаем возможным рассмотреть одно: конкретизировать разделы в портфолио. Рассматривать другое — упростить критерии оцен-
ки деятельности педагогических работников (исключить показатели трудоустройства выпускников, снизить требования к качественной успеваемости обучающихся) — не представляется целесообразным.
На 2017/2018 уч. год лаборатория ставит задачи, выполнение которых в числе других организационно-методических мероприятий, на наш взгляд, будет способствовать совершенствованию региональной практики оценки профессионального уровня педагогических работников в процессе аттестации: провести семинар по оценке профессиональной деятельности педагогических работников в межаттестационный период и в процессе подготовки к аттестации с цепью повышения эффективности методического сопровождения аттестации в профессиональных образовательных организациях; разработать методические рекомендации для педагогических работников по содержанию и оформлению аттестационного портфолио; увеличить состав специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности в процессе аттестации в целях установления квалификационной категории.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ОСОБЕННОСТИ, ПОДГОТОВКА, ПРОВЕДЕНИЕ
Л. Н. Вавилова, кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией андрагогики Кузбасского регионального института развития профессионального образования
Одной из традиционных, но актуальных задач образования является формирование у обучающихся целостной картины мира. Функцию объединения разнопредметных знаний в целостную научную картину мира выполняет интеграция в процессе обучения. Установление и усвоение в процессе познания взаимосвязей и взаимообусловленностей между отдельными элементами знаний из различных дисциплин способствуют углублению и расширению знаний, связи их с практикой, формированию у обучающихся умений обобщать и систематизировать информацию, развивают системное мышление. Особую актуальность идея
интеграции приобретает в условиях реализации ФГОС среднего профессионального образования, так как процесс формирования общих и профессиональных компетенций носит междисциплинарный характер.
Основным элементом для осуществления в образовательной практике различных уровней интеграции является методически грамотно проведенный интегрированный урок.
Интегрированный урок — особый вид урока, на котором обозначенная тема, вопрос, проблема рассматриваются средствами двух или нескольких дисциплин, осуществляются синтез и систематизация знаний, умений, что обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира, способствует освоению ими соответствующих компетенций. При этом может быть выделена ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и определены вспомогательные дисциплины, способствующие углублению,