УДК 636:619.9:614.3
АТТЕСТАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДИССЕРТАЦИЙ УЧЕНЫХ-ЗООТЕХНИКОВ НА НОВИЗНУ И АКТУАЛЬНОСТЬ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ НАУКИ В ОБЛАСТИ ЗООГИГИЕНЫ
И ЭКОЛОГИИ ЖИВОТНОВОДСТВА
Соляник В.В., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Республиканское унитарное предприятие "Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству"
Соляник С.В., биотехнологический факультет Учреждение образования «Гродненский государственный аграрный университет»
Аннотация. В статье рассматривается существующая ситуация с аттестацией научных кадров высшей квалификации в области зоогигиены и экологии животноводства. Предложены конкретные пути по активизации эколого-гигиенических научных исследований проводимыми учеными-зоотехниками, и включения полученных результатов в диссертационные работы для защиты их в сельскохозяйственной отрасли науки.
Ключевые слова: зоогигиена, экология, животноводство, научные исследования, зоотехния, сельскохозяйственные науки, аттестация
Введение. Сотрудники научно-
исследовательских и образовательных
учреждений, прежде чем проводить какие-либо исследования, в обязательном порядке должны утвердить темы научно-исследовательских работ и рабочие программы их выполнения. При этом и темы, и программы заданий утверждаются на ученых советах организаций, на государственных экспертных советах органов государственного управления (обычно в министерствах и ведомствах).
Основными критериями для определения объемов финансирования и сроков выполнения научно-исследовательской работы является ее актуальность, новизна и практическая значимость. После завершения каждого конкретного этапа НИР, исполнителями делается научный отчет о НИР, который бывает промежуточным и заключительным. Итоговые результаты работ исполнителями защищаются на научно-техническом совете органа госуправления, точнее у государственного заказчика конкретной НИР, который финансировал все этапы ее выполнения.
Большинство научных сотрудников, выполняя ту или иную научно-исследовательскую работу, априори думают, а точнее предпринимают конкретные шаги, для использования полученного материала при написании научных статей, а также
Annotation. The article discusses the current situation with certification of scientific personnel of highest qualification in the field of "zoohygiene" and ecology of animal husbandry. Proposed concrete ways for enhancing ecological-hygienic research conducted by scientists zootechnique, and incorporating the results in the thesis to defense them in agricultural science.
Key words: animal hygiene, ecology, breeding, scientific research, animal science, agricultural science, certification.
информационно-экспериментальных материалов, написания предварительных выводов, соискатель ученой степени готовит рукопись диссертации и ее автореферат.
Так как актуальность, новизна и практическая значимость проводимых научных исследований, определена как ученым советом, так и органом государственного управления финансировавшего проведения этих работ, еще задолго до аттестационной работы, то у соискателя ученой степени не возникает никакого сомнения в важности его диссертации для научного сообщества.
После завершения процедур с защитой диссертационной работы на совете по защите диссертаций, получения положительного решения совета по конкретному соискателю ученой степени, материалы по его работе направляются в Высшую аттестационную комиссию, а точнее в экспертный совет ВАК по конкретной специальности и отрасли науки. Функционирование экспертных советов ВАК, как и Президиума ВАК, осуществляется за счет государства, т.е. за средства
налогоплательщиков. Участие членов советов по защите диссертаций в его работе не оплачивается, т.е. они осуществляют свои функции на общественных началах.
своих диссертационных работ. После утверждения темы диссертации, определения и конкретизации положений, выносимых на защиту, структурирование
всю процедуру защиты, установил актуальность, новизну и практическую значимость диссертационной работы, привлекал официальных оппонентов, ведущие учреждения по диссертации, получил отзывы на автореферат диссертации, причем зачастую не только из ВУЗов и НИИ своего государства, но из-за рубежа, положительное решение совета может быть отменено экспертным советом ВАК или его Президиумом. При этом, если не устанавливается плагиат или нарушения процедуры защиты диссертации, основным аргументом при отклонении конкретной диссертационной работы является утверждение чиновников от науки, что «в диссертационной работе нет новизны (новых научных знаний) и вообще нет науки». Возникает вопрос, почему за государственные средства проводятся научные исследования, утверждаются квартальные и годовые отчеты НИР, проходит процедура защиты диссертаций, однако решение советов по защите не утверждается Президиумом ВАК?
Материалы и методы. Объектом исследования была сельскохозяйственная отрасль науки при подготовке кадров высшей квалификации в области зоотехнии. Предметом исследования были образовательные стандарты подготовки зоотехников, а также место и роль зоотехников-гигиенистов и экологов
животноводства в номенклатуре специальностей научных работников в отрасли ветеринарии, зоотехнии и рыбного хозяйства.
Результаты и обсуждение. В настоящее время по зоотехнии, в сельскохозяйственной отрасли науки, можно защищаться по специальностям, касающимся разведения, кормления,
Однако, несмотря на то, что совет по защите диссертации, в соответствии с нормативно-правовыми требованиями квалифицировано провел звероводства и частной зоотехнии. При этом, основной упор, по требованию ВАК, идет исключительно в «биологизацию» научных исследований в зоотехнии, т.е. превалирования биологической отрасли науки, хотя зоотехния в первую очередь сельскохозяйственная отрасль науки. Как результат, диссертационные работы, защищаемые зоотехниками, «обладают
биологической новизной» и «биологической научной глубиной исследований», однако в реальном животноводстве нашей страны преобладают: импортный племенной скот, зарубежные кормовые добавки и корма, западноевропейские и североамериканские технологии и технологические решения. Где место и какова роль ученых-экспертов, защитивших свои диссертационные работы исключительно с «привкусом» биологической отрасли науки, а не сельскохозяйственной?
Согласно перечня базовых дисциплин (компонентов, циклов, факультативных
занятий), преподававшимся на зооинженерных факультетах вузов как в СССР, так и в настоящий момент в Республике Беларусь, нами представлено их условное деление на биологические и сельскохозяйственные отрасли наук. Эта условная градация позволяет понять место и роль сельскохозяйственной науки в подготовке зоотехнических работников.
ГОД ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ЗООТЕХНИИ
1973 г. [1] 1983 г. [ 2] 2008 г. [3]
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Зоология Зоология Зоология
Анатомия с гистологией и Морфология Морфология
эмбриологией сельскохозяйственных сельскохозяйственных животных
животных
Физиология Физиология Физиология и этология
сельскохозяйственных животных сельскохозяйственных сельскохозяйственных животных
животных
Микробиология Микробиология Микробиология
Основы генетической инженерии
и биотехнологии
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Общая зоотехния
Химия неорганическая и Неорганическая и Химия
аналитическая аналитическая химия
Химия органическая Органическая, биологическая и
Химия биологическая с основами физколлоидная химия
физической и коллоидной химии
Физика Физика с основами биофизики Физика с основами биофизики
Высшая математика Высшая математика Высшая математика
Вычислительная техника в Вычислительная техника и Информатика
инженерных экономических статистика
расчетах
Разведение сельскохозяйственных Разведение Разведение сельскохозяйственных
животных сельскохозяйственных животных и племенное дело
животных
Генетика с основами биометрии Генетика с биометрией Генетика с основами биометрии
Кормление сельскохозяйственных Кормление Кормление сельскохозяйственных
животных сельскохозяйственных животных
Агрономия с ботаникой животных
Растениеводство Кормопроизводство с основами
Кормопроизводство ботаники и агрономии
Зоогигиена Зоогигиена с проектированием Зоогигиена с основами
Строительное дело и строительством проектирования
Инженерная графика животноводческих объектов животноводческих объектов
Методика опытного дела Методика опытного дела Методика опытного дела
Основы ветеринарии Основы ветеринарии Основы ветеринарной медицины
Ветеринарное акушерство с Акушерство, гинекология и Акушерство и репродукция
курсом искусственного искусственное осеменение сельскохозяйственных животных
осеменения сельскохозяйственных сельскохозяйственных
животных животных
Механизация и электрификация в Механизация и электрификация Механизация животноводства с
животноводстве в животноводстве основами энергосбережения
Охрана природы Охрана природы Сельскохозяйственная экология
Политическая экономия Политическая экономия Экономическая теория
Организация Организация Экономика сельского хозяйства.
сельскохозяйственного сельскохозяйственного Бухгалтерский учет
производства производства
Управление Управление
сельскохозяйственным сельскохозяйственным
производством производством
Статистика и бухгалтерский учет Экономика и бухгалтерский
сельскохозяйственных учет сельскохозяйственных
предприятий предприятий
Экономика сельского хозяйства
Основы советского права Советское право
Патентоведение Патентоведение Основы управления
интеллектуальной
собственностью
Гражданская оборона Гражданская оборона Защита населения и объектов от
чрезвычайных ситуации.
Радиационная безопасность
Охрана труда Охрана труда Охрана труда
Частная зоотехния
Скотоводство Скотоводство и технология Скотоводство
Свиноводство производства молока и Молочное дело
Птицеводство говядины Свиноводство
Коневодство Молочное дело Птицеводство
Овцеводство Свиноводство и технология Коневодство
Рыбоводство производства свинины Овцеводство и козоводство
Кролиководство Птицеводство и технология Пушное звероводство и
Звероводство производства яиц и мяса птицы кролиководство
Пчеловодство Коневодство Рыбоводство
Технология продуктов убоя Овцеводство и технология Пчеловодство
производства шерсти и Технология переработки
баранины продукции животноводства
Технология дополнительных
отраслей (рыболовство, пчеловодство, кролиководство и др.)
Технология и стандартизация продуктов животноводства
Специализация
1. Производство молока на промышленной основе: Технология производства молока; Племенное дело в молочном скотоводстве; Технология переработки молока
2. Производство говядины на промышленной основе: Технология производства говядины; Племенное дело в мясном скотоводстве; Технология продуктов убоя
3. Производство свинины на промышленной основе; Технология производства свинины; Племенное дело в свиноводстве; Технология продуктов убоя
4. Производство яиц и мяса на промышленной основе: Технология производства яиц и мяса птицы; Селекция птицы; Технология переработки продуктов птицеводства; Инкубация с основами эмбриологии
5. Производство продукции овцеводство на промышленной основе: Технология производства шерсти и баранины; Племенное дело в овцеводстве; Шерстоведение
6. Племенная работа: Теоретические основы племенной работы; Техника племенной работы; Организация племенной работы
В течение 40 лет образовательный стандарт в зоогигиены, экологии и т.д., в настоящее время области зоотехнии, из большого количества по продолжительности изучения равны сумме различных дисциплин, превратился в перечень часов ранее отводимых на изучение более курсов, объединяющий эти дисциплины в несколько узкоспециализированных курсов, схожих по устойчивых групп. При этом, курсы разведения, тематике. кормления,
Зоотехническая наука ценна своей на научной комплексностью:
ЗООТЕХНИЯ
ОТРАСЛИ НА УКИ
Фундаментальные
Математика; Информатика; Физика; Химия
Технология и инженерия; Экономика;
Сертификация продукции; Управление качеством; Право;
Подотрасли животноводства по видам животных
Биологические
Зоология;
Морфология;
Физиология;
Микробиология;
Генетика
Сельскохозяйственные
Разведение;
Кормление;
Зоогигиена;
Ветеринария;
Экология;
Для решения зоотехнических проблем, в первую очередь, необходимо четкое и однозначное понимание структуры сельскохозяйственной науки при подготовке как специалистов для работы на животноводческих объектах (здания, фермы, комплексы), так и научных работников, занимающихся вопросами животноводства. Как видно из представленной выше информации, зоотехния не только и не столько биологические науки (зоология; анатомия с гистологией и эмбриологией; морфология сельскохозяйственных животных; физиология и этология сельскохозяйственных животных; микробиология основы генетической инженерии и биотехнологии), но и фундаментальные (физика, химия, математика, информатика) и сельскохозяйственные науки.
Причем сельскохозяйственные науки - это
«взаимопроникновение» фундаментальных, биологических и сельскохозяйственных наук, при безусловной главенствующей роли сельскохозяйственной отрасли науки. Зоотехникам-практикам хорошо известно, что в случае исключительного доминирования в сельскохозяйственном производстве научно-практических выводов фундаментальных и биологических наук, происходит уменьшение плодородия почв, повышение выбраковки животных, снижение сохранности поголовья и др..
В нашей стране, как и в России, в 2009 г. была принята новая Номенклатура специальностей научных работников (в ред. постановлений ВАК от 07.05.2012 N 3) (извлечение) [4].
Шифр Отрасль науки, группа специальностей, специальность Отрасли науки, по которым присуждается ученая степень
06.02.00 Ветеринария. Зоотехния
06.02.05 Ветеринарная санитария, экология, Ветеринарные
зоогигиена и ветеринарно-санитарная Биологические
экспертиза Сельскохозяйственные
06.02.06 Ветеринарное акушерство и биотехника Ветеринарные
репродукции животных Биологические
Сельскохозяйственные
06.02.07 Разведение, селекция, генетика и Сельскохозяйственные
воспроизводство сельскохозяйственных Биологические
животных
06.02.08 Кормление сельскохозяйственных Сельскохозяйственные
животных и технология кормов Биологические
06.02.09 Звероводство и охотоведение Сельскохозяйственные
Биологические
06.02.10 Частная зоотехния, технология Сельскохозяйственные
производства продуктов животноводства Биологические
06.04.00 Рыбное хозяйство
06.04.01 Рыбное хозяйство и аквакультура Сельскохозяйственные
Биологические
как сугубо зоотехнические науки (образовательные дисциплины): разведение, кормление, зоогигиена, ветеринария, экология, и соответственно подотрасли животноводства (скотоводство, свиноводство, птицеводство, коневодство, овцеводство и козоводство, пушное звероводство и кролиководство, рыбоводство, пчеловодство), так и большой перечень сопутствующих дисциплин: физика, химия, математика, вычислительная техника,
информатика, инженерно-технологический блок (механизация животноводства; технология и стандартизация продуктов животноводства; технология переработки продукции
животноводства), экономический блок (в современной интерпретации: менеджмент, маркетинг и др.), нормативно-правовое регулирование и авторское право, и т.д.
По сути, зоотехния как наука (специальность и практическая деятельность) представляет собой
Как видно, специалисты, имеющие высшее зоотехническое образование имеют право защищать диссертационные работы по
вышеуказанным специальностям, с присуждением ученой степени в сельскохозяйственной отрасли науки. Причем, именно сельскохозяйственная отрасль является приоритетной для специальностей 06.02.07, для кратности назовем ее - разведение; 06.02.08 - кормление; 06.02.09 -звероводство; 06.02.10 - частная зоотехния; 06.04.01 - рыбоводство.
Вызывает сомнение по поводу отсутствия в группе специальностей «Ветеринария. Зоотехния» самостоятельной специальности «Зоогигиена и экология животноводства», с главенствующей ролью сельскохозяйственной отрасли науки. Ведь сельскохозяйственные науки по направлению
отрасли науки; во-вторых, в том, что зоотехническим работникам нужно проводить исследования исключительно в биологической отрасли науки, т.е. эксперименты должны быть на отдельных особях, а лучше на органах или тканях животных, на генно-хромосомно-молекулярном уровне. Зачем в зоотехнической и зоогигиенической науке заменять сельскохозяйственную отрасль на
биологическую? Ведь у биологической и сельскохозяйственной отраслей науки априори различные методы, цели и задачи. Какой еще необходимо сдавать выпускникам
зооинженерных факультетов «дополнительный общеобразовательный экзамен по биологии», если они изучают как минимум десять узкоспециализированных биологических
зоогигиена и экология, более полувека находилась в структуре ветеринарии. Причем с принятием в 2000 г., а затем и в 2009 г. новой Номенклатуры специальностей научных работников,
сельскохозяйственная отрасль науки, по которой могли защищать ученые степени зоотехнические работники, была исключена.
Лицами, имеющими не ветеринарное, а сельскохозяйственное образование, диссертации по специальности 06.02.05 могли «защищать только по биологической отрасли наук, при условии сдачи дополнительного
общеобразовательного экзамена по биологии. Это будет способствовать повышению уровня научных исследований в данной области» [5].
Утверждения чиновников от науки являются голословными, во-первых, в том, что для достижения реальных практических результатов в общественном животноводстве, нет
необходимости проводить зоотехнические и зоогигиенические научные исследования в сельскохозяйственной
растений; 06.01.06 Луговодство и кормопроизводство. Лекарственные и эфирномасличные культуры; 06.01.07 Защита растений; 06.01.08 Овощеводство; 06.01.09 Растениеводство; 06.01.10 Плодоводство. Общие познания зоотехнических работников в агрономии (особенно в специальностях 06.01.01; 06.01.02; 06.01.03; 06.01.06; 06.01.09) позволяет более предметно и квалифицированно решать экологические проблемы животноводческой отрасли сельского хозяйства, путем подготовки и использования подстилочного навоза
(высококачественных органических удобрений) повышать плодородие почв, осуществлять экологическую охрану поверхностных и грунтовых вод.
Несмотря на то, что в странах бывшего СССР имеются специалисты, обладающие научным и практическим опытом работы с крупными свиноводческими и птицеводческими
предприятиями, зарубежные лоббисты упорно навязывают строительство животноводческих объектов еще большей мощности. Например, вместо научно-обоснованного объема
свиноводческого комплекса, производящего 2,5-3 тыс. т свинины в живом весе [6, 7], нам предлагают, а точнее уже строят, свинокомплексы 100 и более тыс. т свинины в год. «Монстры» на 1 млн. голов откорма свиней в год будут функционировать в Брянской и Псковской областях. Никто так и не ответил, как будет решаться проблема утилизации навозных стоков (а это десятки тысяч кубометров ежедневно) на песчано-болотистых почвах этих областей России?
На наш взгляд, советам по защите
дисциплин?
Усилиями ученых-зоогигиенистов
Беларуси и России, в Номенклатуру специальностей научных работников в 2004 г. и в 2012 г., была добавлена сельскохозяйственная отрасль науки.
Анализируя содержание образовательных стандартов подготовки зоотехнических работников, совершенно непонятно с какой целью выделены самостоятельные
специальности 06.02.09 и 06.04.01, априори являющиеся базовыми отраслями частной зоотехнии.
Зоотехния, и особенно такие науки как кормление, зоогигиена и экология животноводства, тесно связана с агрономией (06.01.00). Согласно Номенклатуры
специальностей научных работников, сельскохозяйственные науки (06.00.00) в этих областях знаний, представлены следующими специальностями: 06.01.01 Общее земледелие; 06.01.02 Мелиорация, рекультивация и охрана земель; 06.01.03 Агропочвоведение, агрофизика; 06.01.04 Агрохимия; 06.01.05 Селекция и семеноводство сельскохозяйственных
Если в диссертационной работе на соискание ученой степени кандидата или доктора сельскохозяйственных наук основной упор делается на представление материалов в таких науках как: зоология; морфология сельскохозяйственных животных; физиология и этология сельскохозяйственных животных; микробиология; основы генетической инженерии и биотехнологии, то соискатель обязан защищать диссертацию на соискание ученой степени в биологической отрасли науки. Это связано с тем, что вместо сельскохозяйственных (финансово-
производственных) аспектов становления животноводческой продуктивности, т.е. продукции конкретного вида животных, и производственной мощности предприятия (здания, фермы, комплекса и др.), основной упор делается на установление биологических механизмов формирования продуктивных качеств животных конкретной половозрастной группы. Для сельскохозяйственной отрасли науки, установленные биологические механизмы формирования индивидуальной продуктивности конкретной особи животных (или нескольких животных), не являются новыми знаниями, и обладают минимальной практической ценностью. Умышленный перекос, под давлением чиновников от науки и аттестации научных кадров, в
сельскохозяйственной науке в сторону биологической, наносит существенный вред
диссертаций, на соискание ученой степени кандидата или доктора сельскохозяйственных наук по отраслям 06.02.00 и 06.04.00, целесообразно делать упор исключительно на комплексность решаемых учеными зоотехнических задач исходя из междисциплинарного и даже
межведомственного подхода. При этом необходимо использовать все возможные методические и методологические подходы, применительно к животноводству, имеющиеся не только в таких научных и образовательных дисциплинах как разведение, кормление, зоогигиена, экология, но и из курсов физико-математических, химических, инженерных знаний, получаемых зоотехническими работниками, из навыков владения зоотехническими работниками информационными технологиями, экономико-финансовыми аспектами, нормами, правилами, технологическими регламентами и др..
Актуальность и новизна в исследованиях по зоотехнии в сельскохозяйственной отрасли науки, прежде всего, заключается в установлении закономерностей в многофакторности влияний на устойчивое и эффективное финансово-производственное состояние подотраслей животноводства.
экология животноводства», на соискание ученой степени в сельскохозяйственной отрасли науки, и принимать к защите диссертации подготовленные соискателями на междисциплинарном и межведомственном уровне, причем не только имеющим базовое зоотехническое образование, но агрономическое, техническое и др.. Актуальностью, новизной и практической значимостью эколого-гигиенических
диссертационных работ должны быть новые пути повышения эффективности функционирования животноводства, комплексное решение проблем зоогигиены и экологии отрасли.
Список литературы
1. Учебный план. Специальность 1506-«Зоотехния». Квалификация специалиста -зооинженер. Срок обучения 4 года 9 месяцев. Сельскохозяйственные высшие учебные заведения //Министерство высшего и среднего специального образования СССР. 15 апреля 1973 г. №ТД-4060
2. Учебный план. Специальность 1506 -«Зоотехния». Квалификация специалиста -зооинженер. Сельскохозяйственные высшие учебные заведения //Министерство высшего и среднего специального образования СССР. 19 января 1983 г. №ТД-3745.
3. Образовательный стандарт Республики Беларусь 1-74 03 01-2007: Специальность 1-74 03 01 Зоотехния. Квалификация: Зооинженер. Высшее образование. Первая ступень. Минск, 2008. 54 с.
развитию животноводческой отрасли.
Акцентирование внимание на
сельскохозяйственной отрасли науки, при аттестации научных кадров высшей квалификации в зоотехнии, позволит значительно повысить эффективность научных исследований в этой области, даст возможность получить реальную, легко тиражируемую выходную научную продукцию, которая априори будет обладать актуальностью, новизной и практической значимостью. Подготовка ученых-экспертов в области зоогигиены и экологии животноводства позволит защитить наше государство от засилья импортного скота, кормовых добавок и технологий, чем окажет реальную помощь отечественному животноводству, минимизирует валютные затраты на ведение отрасли и тем самым повысить ее реальную финансовую прибыльность.
Выводы. Необходимо, при разработке новой редакции Номенклатуры специальностей научных работников, дополнить ее специальностью 06.02.11 «Зоогигиена и экология животноводства» с присуждением ученой степени кандидата и доктора сельскохозяйственных наук. Целесообразно создать докторский совет (Союза Беларуси и России) по защите диссертаций по специальности 06.02.11 «Зоогигиена и
4. Об утверждении номенклатуры специальностей научных работников Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых правовых актов /Постановление Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь 8 июня 2009 г. N 4 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 22 июня 2009 г. N 7/983.
5. Письмо Председателя Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь, № С-57/1125 от 21.09.2009 г.
6. Соляник, А.В. Экологические особенности функционирования свиноводческих предприятий: Монография. /А.В.Соляник, В.В. Соляник - Горки: БГСХА, 2010. - 218 с.
7. Соляник, А.В. Общетеоретические основы использования численных методов в принятии управленческих решений в свиноводстве: Монография /А.В. Соляник, В.В. Соляник, В.А. Соляник. - Горки: БГСХА, 2013. -415 с.