Научная статья на тему 'Пять лет конференции «Экспертиза и фотография»'

Пять лет конференции «Экспертиза и фотография» Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
765
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конференция «Экспертиза и фотография» / историко-документная экспертиза / технико-технологическая экспертиза памятников / судебная экспертиза / криминалистика / палеография / дипломатика / филиграноведение / историческое бумаговедение / экспертная техника / conference “Expert Examination and Photography” / historical document examination / technical and technological expert examination of monuments / forensic examination / forensic science / paleography / diplomatics / watermark studies / history of paper and papermaking / expert techniques and equipment

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Цыпкин Денис Олегович

Статья Д. О. Цыпкина «Пять лет конференции “Экспертиза и фотография”» публикуется в настоящем сборнике вместо редакционного предисловия и представляет собой краткий обзор пяти ежегодных конференций «Экспертиза и фотография», проходивших в 2010–2014 гг. Рассматриваются те представленные на конференциях доклады и презентации, которые были посвящены истории становления и развития экспертного исследования документов в России; общеэкспертной теории и методологии, а также теории, методологии и истории исследования исторической и современной бумаги и ее маркировочных знаков; методологии и аппаратно-программным средствам исследования письма рукописей (в решении задач как судебного, так и исторического почерковедения); современным методам, методикам и средствам технического исследования документов; технико-технологической экспертизе памятников; проблемам экспертного, реставрационного и источниковедческого изучения фотодокумента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 5th Anniversary of the Conference “Expert Examination and Photography”

The article by Denis Tsypkin is an editorial foreword for the current collection of articles and it provides brief overview of the five annual conferences “Expert Examination and Photography,” which were held from 2010 to 2014. The paper covers the reports and presentations, which were dedicated to the following subjects: development of the expert examination of documents and texts in Russia; general expert theory and methodology, as well as to the theory, methodology and history of studying of historical and modern paper and its identifying marks; methodology and hardware and software for studying handwritten manuscripts (in forensic and historical handwriting examination); modern methods, procedures and means of technical examination of documents; technical and technological expert examination of monuments; questions relating to the expert, restoration and resource studying of photo documents.

Текст научной работы на тему «Пять лет конференции «Экспертиза и фотография»»

Д. о. цыпкин

Пять ЛЕТ КОНФЕРЕНЦИИ «ЭКСПЕРТИЗА И ФОТОГРАФИЯ»

В 2014 г. (24-25 ноября) состоялась V ежегодная конференция «Экспертиза и фотография». Пройден небольшой, но все-таки рубеж, позволяющий подвести некоторые итоги. Конференция традиционно является основным, хотя и не единственным, источником материалов для альманаха «Фотография. Изображение. Документ». Поэтому представляется логичным открыть его 5-й выпуск не обычным редакторским предисловием, а кратким обзором прошедших конференций.

Впервые конференция «Экспертиза и фотография» состоялась 29-31 марта 2010 г. (гмвц росфото) и была посвящена юбилею возникновения «исследующей фотографии» и научной экспертизы документов в России. Задачи определили название конференции: так как отечественная экспертиза документов родилась из «исследующей фотографии», то и всё мероприятие было решено назвать «Экспертиза и фотография». Первоначально предполагалось, что это название будет относиться только к юбилейной конференции 2010 г., но позже организаторы, отдавая долг памяти Евгению Федоровичу Буринскому (1849-1912) — основоположнику «исследующей фотографии», создателю первой специализированной отечественной экспертной лаборатории и автору первого оригинального русского пособия по экспертизе документов, решили закрепить это наименование. С конференцией связано и название нашего альманаха. Редакция не хотела полностью повторять ее название, поскольку с самого начала издание рассматривалось не только как публикация материалов конференции, но и как полноценный самостоятельный научный ежегодник, включающий широкий круг статей по своей тематике. С другой стороны, нельзя было и искусственно принижать роль конференции в формировании состава альманаха. В результате слово «фотография» осталось общим для двух названий; что же касается «экспертизы», то ее мы заменили на «документ», желая подчеркнуть специфику интересов издания, которое прежде всего (но не исключительно) сосредоточено на проблемах экспертизы документов, в особенности историко-документной экспертизы. Наконец, «изображение» тоже возникло не случайно. Вынося это слово в название альманаха, редакция хотела указать на специфику нашего подхода как к пониманию документа в качестве объекта экспертного исследования (имея в виду не только документы-тексты, но и документы-изображения: фотографии, рисунки и тд.), так и к информации, извлекаемой из документа в ходе его исследования, в структуре которой нетекстовая составляющая не только является самоценной по отношению к тексту документа, но может быть во многом более значимой. Понимание последнего обстоятельства особенно важно для исто-риков-источниковедов. Все эти соображения и привели к тому, что рядом с «Фотографией и экспертизой» возникло название «Фотография. Изображение. Документ», и оно прижилось, чему не в последнюю очередь способствовало и удобство сокращения — фид1.

За пять лет на конференции «Экспертиза и фотография» прозвучало 98 научных докладов, не считая презентаций экспертного оборудования и изданий. Очевидно, что в рамках краткой вступительной статьи не представляется возможным даже просто перечислить названия всех выступлений, поэтому мы ограничимся лишь общей характеристикой основных научных направлений, традиционно представляемых в рамках этого ежегодного собрания специалистов. Сразу же отметим, что в данном обзоре упоминаются только те выступления, которые были, так или иначе, посвящены проблемам экспертизы документов (включая историю экспертного знания в России), теории и методологии исследования их бумаги и письма, технико-технологическому изучению памятников, а также вопросам экспертного исследования, реставрации и консервации фотодокументов. За пределами рассмотрения вынужденно оказались выступления, посвященные

фотографическим собраниям и коллекциям, хранящимся в музейных и архивно-библиотечных фондах, а также исследования по проблемам искусствоведческого и исторического изучения фотографии. Подобное разделение объясняется тем, что эти доклады составили целое самостоятельное направление в работе конференции, которое заслуживает отдельного обзора. Кроме того, параллельно с «Экспертизой и фотографией» успешно развивается ежегодно (с 2003 г.) проводимая Государственным музейно-выставочным центром росфото конференция «Фотография в музее», по результатам которой публикуются собственные сборники докладов. Достигнутые на сегодня высокий статус и широкая представительность этой конференции дают основание «Экспертизе и фотографии» отказаться от тематики, связанной с представлением, описанием и раскрытием фотографических фондов и коллекций музеев, архивов и библиотек, а также с искусствоведческим, культурологическим и историческим изучением фотографии и фотодокумента в пользу «Фотографии в музее», сохранив для нашей конференции только экспертную проблематику и связанные с ней вопросы. С этой точки зрения представляется уместным перенести на пространство «Фотографии в музее» обсуждение всей той проблематики, которая в прошлом совпадала у обеих конференций, а все соответствующие выступления, представленные на этих площадках, рассматривать в рамках обзорных публикаций, которые будут готовиться по материалам «Фотографии в музее».

Поводом для возникновения конференции «Экспертиза и фотография» стал юбилей «исследующий фотографии». Соответственно, начиная с самой первой конференции тематика истории становления и развития экспертного исследования документов в России является одной из важнейших. В той или иной мере к ней должны быть отнесены доклады: Д. О. Цыпкина «Исследующая фотография» Е. Ф. Буринского и возникновение историко-документной экспертизы в России» (2010); Н. А Станулевич «К истории судебной экспертизы документов в России на рубеже xix-хх вв.» (2013) [28]; А В. Захаровой «Фотографическая династия Тихоновых: портрет семьи на фоне эпохи»

(2011) [30]; П. А. Тихонова, А В. Захаровой «Семья Кононовых и история музейного дела в России (1890-1960-е гг.)» (2014); П. А. Тихонова,

А.А. Галушкина, С.Л. Гонобоблевой «80 лет Лаборатории реставрации и консервации документов Архива ран» (2014), а также две статьи, вошедшие в альманах, но не представлявшиеся в виде докладов — статья А. П. Балаченковой «Кистории Испытательного (Секретного) отделения Экспедиции заготовления государственных бумаг (1889-1901)», опубликованная в настоящем выпуске «Фотографии. Изображения. Документа» [1] и статья А.В. Москаленко «Музей палеографии ан ссср: от собрания древностей Н.П. Лихачева к Институту вспомогательных исторических дисциплин», увидевшая свет во 2-м выпуске альманаха [21]. Нельзя не отметить, что вместе эти исследования самым серьезным образом изменили бытовавшие до того представления как об истории начала формирования научной экспертизы документов в России, так и о становлении столь близких к экспертизе дисциплин, как палеография, дипломатика, филиграноведение, а также научная реставрация и консервация документов2.

Конференция «Экспертиза и фотография» базируется на принципе единства экспертной теории и методологии. Применительно к экспертизе документов это означает, что вне зависимости от того, идет ли речь о судебной экспертизе или об историко-документной экспертизе (как части источниковедения), в их основе должны лежать общие теоретические и методологические основания, представляющие универсальное общеэкспертное знание, не являющееся прерогативой судебной, исторической или любой другой экспертизы. Эта

3

ФОТОГРАФИЯ. ИЗОБРАЖЕНИЕ. ДОКУМЕНТ. ВЫП. 5 (5)

теоретическая установка была сформулирована при открытии конференции в 2010 г. (доклад Д. О. Цыпкина «Исследующая фотография» Е.Ф. Буринского и возникновение историко-документной экспертизы в России») и позже развивалась в докладе автора этих строк на конференции 2012 г. («Актуальные проблемы формирования методологии историко-документной экспертизы»)3.

В течение всего периода существования конференции особое место в ее работе всегда занимали доклады, посвященные теории, методологии и истории исследования исторической и современной бумаги как материальной основы документа, а также маркировочных знаков бумаги. Уже на первой конференции (2010) был анонсирован проект по комплексному изучению русской штемпельной бумаги с подробным рассмотрением его методологической и источниковой базы (доклад Д. О. Цыпкина «Задачи, методология и история исследования русского бумажного штемпеля»4 и доклад А.А. Богданова «П. А. Картавое: собиратель, ученый, человек», посвященный обзору собрания, давшего основной объем образцов для исследования в рамках этого проекта [3]). Обсуждались возможные перспективные методологические направления анализа бумаги в экспертных исследованиях исторических и современных документов (доклад О. Ю. Деркачевой и Д. М. Хейфеца «Молекулярная спектроскопия как основа экспертной системы различных типов бумаги» [8]); были представлены некоторые результаты технологического изучения русской бумаги xviii в. (доклад С. В. Сирро «Особенности русских бумаг середины xviii в.»5); поднят вопрос о путях развития методологии накопления и интерпретации информации о филигранях бумаги (доклад Е.А Ляховицкого «Альбомная филигранография — инструмент распознавания или исследования?» [17]), и, наконец, представлены некоторые результаты архивно-историографических исследований в области истории становления исторического бумаговедения в России (доклад Е. К. Пиотровской «Обзор документов фонда А. А Гераклитом из архива спб ии ран»). В дальнейшем «бумаговедческое» направление в рамках конференции неуклонно развивалось в докладах О. Ю. Деркачевой «Применение ик-спектроскопии для анализа исторической бумаги»

(2011) [7]6, «Классификация европейских бумаг xvi в. по ик-спектрам отражения» (2012), «Оценка содержания и структуры лигнина в целлюлозных волокнах методом ик-спектроскопии» (2013) и «Комбинирование хемометрики и ик-спектроскопии для анализа целлюлозных волокон и бумаги» (2014); Е.М. Лоцмановой, Е. С. Быстровой «Идентификация некоторых видов волокон в бумаге xvi в.» (2011) и Е. М. Лоцмановой, Е. С. Быстровой, Д. О. Цыпкина «Характеристика поверхностной и внутренней структуры европейской бумаги ручного отлива» (2012), «Методология технологической экспертизы документов» (2013); К. С. Архипова «Возможности использования методов рентгеновского микроанализа для экспертного исследования бумаги» (2011); Е. В. Жуковой, Н. Б. Маргарянца «Исследование образцов бумаги методом флуоресцентной микроскопии» (2013); В. П. Лютова, Л.В. Лютовой «Использование радиографии в исследовании водяных знаков и при атрибуции памятников письменности» (2013), публикуемом в текущем выпуске [16]; Е.А. Ляховицкого «Контент филигранографических баз данных» (2011), «Потенциал историографического ресурса в интерпретации водяных знаков русских рукописей xv-xvii вв.» (2012), вошедший в виде статьи в этот сборник [18], и «Анализ тенденций в графике маркировочных знаков бумаги: проблемы методики» (2013).

С тематикой комплексного исследования бумаги тесно связано экспертное изучение русских ассигнаций. На конференции это направление было представлено докладами Е.А. Миколайчук «Технологическая экспертиза русских ассигнаций выпуска 1769-1818 гг.» (2013) и «Подделки русских бумажных ассигнаций выпуска 1769-1818 гг.» (2014), публикуемыми в объединенном виде в текущем выпуске альманаха [20].

Самостоятельной областью бумаговедческих исследований, осуществляемых в контексте изучения проблем сохранения исторических документов, является экспертная оценка реставрационных и упаковочных бумажных материалов. В рамках «Экспертизы и фотографии» этой тематике были посвящены выступления Е.М. Шепиловой совместно с Ю.О. Есауленко и Ю. П. Халезовой (доклад «Стабильность целлюлозных материалов, используемых для упаковки фотодокументов»

на конференции 2012 г.) и с О. С. Домашовой и Д.И. Панькевич (презентация «База данных по современным видам бумаги для консервации архивных и музейных документов: демонстрационный вариант» на конференции 2013 г.).

Одной из наиболее актуальных тем, традиционно обсуждаемых на нашей конференции, являются проблемы почерковедения — его теория, методология, история развития, а также аппаратно-программные средства исследования письма рукописей. Причем

судебное и историческое почерковедение рассматриваются нами как две равнозначные области единой науки о почерке, базирующиеся на общем теоретическом и методологическом фундаменте (учении

0 почерке). В рамках этой тематики на конференции в разное время прозвучали доклады: В. Ф. Орловой и А. В. Смирнова «Роль Е.Ф. Буринского в создании отечественной школы судебного почерковедения и ее современное состояние» (2010); Д. О. Цыпкина «Историческое почерковедение в системе науки о почерке: проблемы методологии» (2014) и «Ключевые вопросы экспертного изучения русского письма докурсивного периода» (2013); Л.А. Сысоевой «Основные проблемы экспертного изучения русской подписи» (2011) [29] и «К вопросу об экспертной оценке признаков при проведении почерковедческого идентификационного исследования» (2014);

А. В. Чирковой «Идентификация писцов папской канцелярии второй половины xii в.: к постановке проблемы» (2010); Б.Л. Исаева, Е.А. Ляховицкого и Д. О. Цыпкина «Программные инструменты анализа письменной графики: подходы и возможности» (2014).

Разработка полноценного учения о почерке, а применительно к историческому почерковедению — и само проведение почерковедческих экспертных исследований, невозможны без рассмотрения индивидуального письма в контексте истории развития письменной графики. Поэтому естественным стало включение в почерковедческий раздел конференции докладов, посвященных вопросам палеографии, к которым относятся выступления, прозвучавшие в рамках

1 конференции (2010) — доклады Е.В. Голод «Становление первых академических концепций славяно-русской палеографии в России: И.И. Срезневский,

A. И. Соболевский, Е. Ф Карский»; Е. С. Быстровой «Скоропись в русской палеографии» [4]; Д. В. Боднарчука «История русской подписи как предмет исследования».

Что касается рассмотрения современных методов, методик и средств технического анализа документов (прежде всего оптико-электронного), а также презентации результатов соответствующих конкретных экспертных исследований, как в решении задач анализа современных документов, так и в изучении документов исторических, то это направление обязательно присутствует на каждой конференции. За прошедшие пять лет в данном разделе были представлены выступления, охватывающие широкий спектр вопросов, в том числе доклады: Д. О. Цыпкина и Н. П. Корнышева «Основные направления применения оптико-электронных методов в экспертном исследовании исторических документов» (2011)7; Ф. Л. Владимирова,

B. А. Елохина, В. А. Готлиба «Применение методов гиперспектрального анализа в экспертно-криминалистическом исследовании документов»

(2011) ; Е. В. Жуковой, Н. Б. Маргарянца и Е. С. Рысевой «Применение метода оптической когерентной микроскопии в исследованиях документов»

(2012) и их же сообщение в соавторстве с Д. Г. Фатхуллиной «Исследование неоднородности распределения красителя в поверхностном слое бумаги методом спектроскопии нпво» (2014); В. П. Лютова, Л. В. Лютовой «Новая экспертная методика установления давности изготовления документов и ее оценка» (2014); Д. С. Коровкина «Современные методы установления давности исполнения документов на основании испаряемости компонентов красителей. Мифы и реальность» (2013); М. В. Тороповой «Исторические и современные аспекты исследования относительной давности выполнения реквизитов документов» (2010) [34] и «Возможности установления относительной давности выполнения документов, подвергавшихся агрессивному воздействию» (2011) [35]; Р. К. Орловской «Комплексный подход в решении задач по установлению давности изготовления документов» (2014); А.В. Ефименко, П.А. Четверкина «Современные возможности установления содержания угасших реквизитов при технико-криминалистическом исследовании документов» (2013); А. В. Скрипченко «Электростатический

4

метод исследования документов» (2013) и его же «Техническая подделка подписи в современных условиях»» (2014); Н.Ф. Бодрова, М.Л. Подкатилиной «Из экспертной практики выявления невидимых и слабовидимых записей» (2014) и, наконец, А. В. Сиренова «Жалованная грамота Ивана Грозного Владимирскому Успенскому собору 1550 г.: фальсификация и ее выявление оптическими методами») (2010) [26].

Хотя в проблематике конференции «Экспертиза и фотография», безусловно, превалирует документ, но ограничиться только рассмотрением средств и методов его исследования не представляется возможным, так как сами эти средства и методы во многом являются общими и для экспертного исследования документов, и для технико-технологического изучения других материальных объектов, например, самого широкого спектра памятников. Вследствие этого, начиная с I конференции доклады из области технико-технологической экспертизы памятников в целом — ее средств и методов являются обязательной составляющей работы конференции. Всего в рамках данной тематики было прочитано десять докладов: И.П. Гуров «Исследование трехмерной микроструктуры материалов на основе методов оптической когерентной томографии» (2010) [5]; И. А. Григорьева, К. С. Чугунова «Особенности применения спектральных методов при исследовании музейных объектов») (2011) [6] и И.А. Григорьева «Рамановская спектроскопия—неразрушающий метод анализа? Возможности и ограничения применения в музее») (2013); Н.Н. Потрахов, В.Б Бессонов. «Технология микрофокусной рентгенографии при исследовании археологических памятников, музейных объектов и произведений искусства» (2012), публикуемый в качестве статьи в настоящем выпуске альманаха [2]; В. В. Семикин «Газово-хроматографический метод дискретной газовой экстракции при сравнительном анализе летучих компонентов свежих масляных красок»

(2013)8, а также В. В. Семикин, И. В. Конова, О.Ю. Русакова, М.А. Тронева «Результаты исследования материалов образцов фресок Успенского собора спектральными методами» (2013); И. А. Сапрыкина «Экспертиза археологических объектов из металла: основные цели и методические подходы»»

(2012) и И.А. Сапрыкина, Л. А. Пельгунова «Датирование свинцово-оловянных сплавов Кузебаевского клада vi-vii вв. с помощью изотопного метода»

(2013) 9; П.А. Тихонов, Е. Н. Борисов, Н. С. Курганов «Исследование живописного портрета героя Бородинского сражения 1812 г. академика АС. Норова методом мультиспектрального фотоанализа» (2012); Д.Е. Проценко, Д.Н. Жидков «Применение методов трехмерной фотографии и лазерного трехмерного сканирования в целях научной оцифровки исследуемых объектов» (2013)10.

Очевидно, что для конференции с названием «Экспертиза и фотография» проблемы экспертного, реставрационного и источниковедческого изучения фотодокумента имеют принципиальное значение11. Доклады, затрагивающие эту проблематику, традиционно составляют в структуре конференции отдельный «блок» с несколькими тематическими разделами. Во-первых, сюда входят выступления, посвященные вопросам теории и практики идентификации лиц, изображенных на фотографии, атрибуции фотографии конкретному автору, методологии источниковедческого анализа отдельных разновидностей фотодокумента и тд. К этому разделу относятся следующие выступления: А. М. Зинин «Методические проблемы исследования портретных изображений как вида исторических источников» (2014)12;

О. А Хорошилова «’Редкие’и “неизвестные’. Костюмы и фотографические бланки как источники атрибуции позирующих» (2014); Е.Б. Толмачева «Методология изучения фотографии с этнографическим содержанием» (2010) [31] и «Особенности определения авторства как этап анализа содержания этнографического фотодокумента» (2012)13; О. Н. Аверьянова «Фотография: винтаж, поздний отпечаток, копия, подделка. Проблемы искусства или рынка? История фотографических подделок Ман Рэя и Льюиса Хайна» (2013). Кроме того, самостоятельный раздел составляют доклады, рассматривающие проблемы технико-технологического, предреставрационного и тл. исследования фотодокументов: В. С. Глебов «Информативность фотографического изображения»> (2010); А.А. Малюка «Оцифровка аналоговых фотографий и проблемы, возникающие при их анализе» (2013); А. А. Егерь «Воздействие реставрации и консервации на фотодокумент: источниковедческий аспект»» (2010); Е.М. Шепилова совместно с Ю. П. Баскаковой, О. С. Домашовой, Д. И. Панькевич,

К. Т. Шманевым «Исследование фотоотпечатков на бумаге неразрушающими методами» (2014), а также опубликованный в нынешнем выпуске альманаха доклад того же автора, подготовленный совместно с Ю.О. Есауленко «Значение предреставрационных исследований при выборе способа консервации документа (на примере фотоальбома семьи Добужинских из собрания росфото)»» (2011) [10]; Г. М. Шеин «Два альбома “Путевых воспоминаний’ 1876 г. из собрания росфото: экспертное исследование» (2010) [40] и «Методика технико-технологического исследования дагеротипов» (2011); доклад Н. Ю. Мамаевой «Обследование коллекции фотографий Туркестанского альбома из фондов Российской национальной библиотеки»» (2012), представленный в этом выпуске фид [19]. К этому же разделу тематически близка и статья С.А. Добрусиной и Н.И. Подгорной «Экспертиза состояния и паспортизация коллекции фотодокументов»», представленная в настоящем сборнике [9].

Кроме выступлений с докладами, в рамках «Экспертизы и фотографии» регулярно проходят презентации разнообразных аппаратных и программных средств, специально предназначенных или могущих эффективно использоваться в экспертном исследовании документов. В разное время на конференции были представлены разработки: оао «Научно-исследовательский институт промышленного телевидения “Растр”» (г. Великий Новгород); ао «Научные приборы» (г. Санкт-Петербург); Bruker GmbH (Bruker Nano GmbH, Berlin и ооо «Брукер», г. Санкт-Петербург); ооо «МетронЭкс» (г. Москва); зао «Комита» (г. Санкт-Петербург); ооо «ВидеоТесТ» (г. Санкт-Петербург).

Прошедшие пять лет показали, что конференция «Экспертиза и фотография» успешно состоялась как важное явление в жизни экспертного сообщества России. Статус этого ежегодного научного мероприятия лучше всего определяется тем, представители каких учреждений выступали на площадке конференции с докладами, посвященными экспертному и технико-технологическому изучению памятников, истории экспертизы документов в России, экспертной и источниковедческой методологии и т.д. Так, кроме самого организатора конференции — Государственного музейно-выставочного центра росфото, это: Институт археологии ран, Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова ран, Санкт-Петербургский Институт истории ран, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) ран, Лаборатория консервации и реставрации документов Архива ран, Санкт-Петербургский государственный университет, Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина, Московский университет Министерства внутренних дел рф им. В.Я. Кикотя, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел рф, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «лэти» им. В. И. Ульянова (Ленина), Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России, Научно-исследовательский институт — филиал фгуп «Гознак», ооо «Кей Инфо Системс», Научно-исследовательский институт промышленного телевидения “Растр”, Российская национальная библиотека (Лаборатория кодикологических исследований и научно-технической экспертизы документа, Федеральный центр консервации библиотечных фондов), Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Московский музей современного искусства, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Содружество экспертов мгюа им. О. Е. Кутафина, Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского, Научно-практический центр судебной экспертизы и права (г. Санкт-Петербург); Центр консалтинга и сертификации (г. Москва); Байкальский центр судебных экспертиз и графоанализа (г. Иркутск).

5

ФОТОГРАФИЯ. ИЗОБРАЖЕНИЕ. ДОКУМЕНТ. ВЫП. 5 (5)

По своему общеэкспертному характеру конференция «Экспертиза и фотография» не имеет аналогов. На ней не только в равной степени представлены историко-документная экспертиза и судебная экспертиза документов, судебное и историческое почерковедение, но и, что гораздо важнее, достигнута уникальная общность взглядов подавляющего большинства участников на проблему необходимости разработки единой теории и методологии экспертного изучения как современных, так и исторических документов.

В заключение вступительной статьи необходимо остановиться на тех материалах этого выпуска «Фотографии. Изображения. Документа», которые еще не были упомянуты. Это статья Е.Б. Толмачевой «Портретно-антропологическая фотография: к истории развития методов съёмки и формирования коллекций» [33], статья И.П. Козырина и Б.И. Назарцева «Среднеазиатскиеэкспедиции академика Е.Н. Павловского в фотографиях и документах Военно-медицинского музея» [14] и подготовленная Б.И. Назарцевым публикация писем академика Е. Н. Павловского («Письма ЕН. Павловского из Среднеазиатской паразитологической экспедиции 1928 г.» [22]). Названные работы завершают традицию представления в нашем альманахе фотографических фондов и коллекций, поскольку, как уже отмечалось, в будущем всё это направление должно полностью сосредоточиться вокруг конференции «Фотография в музее» и сборников, публикуемых по ее результатам. Однако нельзя не отметить, что направление рассмотрения фотографических фондов и коллекций, их специфики, истории формирования и тд. завершается в альманахе двумя замечательными исследованиями, каждое из которых (и статья Е. Б. Толмачевой, и комментированная публикация, вводящая в научный оборот материалы Е.Н. Павловского, подготовленная И. П. Козыриным и Б. И. Назарцевым), безусловно, имеет большое источниковедческое значение — открывает для читателя новые фотографические исторические источники.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Именно такой вариант сокращения названия альманаха рекомендуется редакцией.

2 Особо отметим, что публикуемая в нынешнем выпуске альманаха статья А. П. Балаченковой начинает серию работ автора, посвященных одному из первых отечественных экспертных подразделений — Испытательному отделению Экспедиции заготовления государственных бумаг, роль которого в становлении отечественной экспертизы документов еще только предстоит оценить.

3 Ряд положений этих выступлений, относящихся к проблеме универсальности экспертного знания, нашел отражение в статье Д. О. Цыпкина в 3-м выпуске фид: [36].

4 Материалы доклада легли в основу статей: [38], [39].

5 Некоторые материалы, представленные в докладе, вошли в статью: [27], а также в публикацию: [25].

6 С описанием маркировки образцов исследования в форме статьи: [37].

7 Частично материалы выступления вошли в статью: [15].

8 Материалы этого доклада частично вошли в обобщающую статью В. В. Семикина, И. В. Коновой и О. Ю. Русаковой, посвященную технологическому исследованию произведений живописи в нил ммси и опубликованную в этом сборнике: [24].

9 Одну «серию» с докладами И. А. Сапрыкиной составляет статья: [23].

10 Хотя данное выступление петербургских криминалистов не было посвящено непосредственно технико-технологической экспертизе памятников, но его тематику — трехмерную исследовательскую оцифровку объектов экспертного анализа — мы с полным правом можем отнести к проблематике средств и методов обеспечения технической экспертизы памятников.

11 Фотодокумент рассматривается нами как особая форма документа, требующая в силу своей технологической и информационной специфики особого подхода к его экспертному исследованию и к источниковедческому анализу в целом.

12 Вопросы, рассматриваемые в докладе, выходят за «узкие» границы проблем идентификации изображенного по историческим фотографиям и включают в себя, кроме фотодокументов, и такие источники, как живописный портрет и т.п. С этой точки зрения доклад А. М. Зинина имел универсальный (для всего спектра графических источников) характер. Частично этого выступление включало в себя обобщение методологических разработок автора, представленных в нашем альманахе: [11], [12], [13].

13 Некоторые положения доклада были позднее опубликованы в статье: [32].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Балаченкова А. П. К истории Испытательного (Секретного) отделения Экспедиции заготовления государственных бумаг (1889-1901) // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 8-11.

2. Бессонов В. Б., Грязнов А. Ю, Добровольская М. В., Медникова М. Б., Потрахов Н.Н. Микрофокусная рентгенография в исследовании историко-культурных объектов // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 68-71.

3. Богданов А. А. Петр Алексеевич Картавов и его коллекции // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2011.— Вып. 2 (2).— С. 23-37.

4. Быстрова Е. С. Скоропись в русской палеографии // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2011.— Вып. 2 (2).— С. 49-60.

5. Волынский М. А., Гуров И. П, Жукова Е. В., Левшина А. В., Маргарянц Н. В., Семёнов А. А. Исследование трехмерной микроструктуры материалов на основе методов оптической когерентной томографии // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2010.— Вып. 1 (1).— С. 81-86.

6. Григорьева И. А., Колосова М. И, Хаврин С. В.,

Чугунова К. С. Особенности применения спектральных методов при исследовании музейных объектов // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.:

росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 88-92.

7. Деркачева О.Ю. Анализ Ик-спектров отражения исторических бумаг // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 23-31.

8. Деркачева О.Ю, Сухов Д.А, Хейфец Д.М. Молекулярная спектроскопия как основа экспертной системы различных типов бумаги // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2011.— Вып. 2 (2).— С. 66-71.

9. Добрусина С. А, Подгорная Н.И. Экспертиза состояния и паспортизация коллекции фотодокументов // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 86-89.

10. Есауленко Ю. О., Шепилова Е. М. Значение предреставрационных исследований при выборе способа консервации документа (на примере фотоальбома семьи Добужинских из собрания Государственного музейно-выставочного центра росфото) // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 93-97.

11. Зинин А. М. Изучение признаков внешности человека по историческим фотографиям // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2010.— Вып. 1 (1).— С. 43-48.

6

12. Зинин А М. Проблемы идентификации человека по признакам внешности при исследовании портретов — произведений изобразительного искусства // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2010.— Вып. 1 (1).— С. 49-54.

13. Зинин А.М. Основы портретной идентификации в исследовании исторических источников: материалы к курсу лекций // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник — спб.: росфото, 2012.— Вып. з (3).— С. 9-55.

14. Козырин И. П., Назарцев Б. И. Среднеазиатские экспедиции академика Е. Н. Павловского в фотографиях и документах Военномедицинского музея // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 19-29.

15. Корнышев Н. П., Ляховицкий Е. А., Родионов И. С. Оптикоэлектронные и телевизионные методы и средства в исследовании рукописно-книжных памятников // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 63-72.

16. Лютов В. П., Лютова Л. В. Использование радиографии в исследовании водяных знаков и при атрибуции памятников письменности // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 72-75.

17. Ляховицкий Е. А. Классификация в филигранографии: удобство поиска или возможность интерпретации? // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2011.— Вып. 2 (2).— С. 38-48.

18. Ляховицкий Е.А. О возможностях использования историографического ресурса в интерпретации водяных знаков русских рукописей xv-xvii вв. // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 49-60.

19. Мамаева Н. Ю. Обследование коллекции фотографий Туркестанского альбома из фондов Российской национальной библиотеки // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 90-92.

20. Миколайчук Е.А. Технологическая экспертиза русских ассигнаций 1769-1818 гг. // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 61-67.

21. Москаленко А. В. Музей палеографии ан сссР: от собрания древностей Н. П. Лихачева к Институту вспомогательных исторических дисциплин // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2011.— Вып. 2 (2).— С. 17-22.

22. Назарцев Б.И. Письма Е. Н. Павловского из Среднеазиатской

паразитологической экспедиции 1928 г. // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.:

росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 30-48.

23. Сапрыкина И.А, Пельгунова Л.А. Перспективы исследования археологических предметов с помощью РФА-спектрометрии (на примере M4 Tornado Bruker, Германия) // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 80-87.

24. Семикин В. В., Конова И. В., Русакова О. Ю. Технологическое исследование произведений живописи в научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 76-85.

25. Серебряков А. С., Кудряшев В. И., Мороз А. П, Малых И. И. О возможности элементарного анализа объектов в 3D геометрии с помощью рентгенфлуоресцентного метода на аппарате X-Арт М // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2010.— Вып. 1 (1).— С. 87-91.

26. Сиренов А. В. Жалованная грамота Ивана Грозного Владимирскому Успенскому собору 1550 г.: фальсификация и ее выявление оптическими методами // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2011.— Вып. 2 (2).— С. 61-62.

27. Сирро С. В. Рентгенфлуоресцентный анализ бумаги в экспертном исследовании русского рисунка (на примере изучения «Петровских малышей» из собрания грм) // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2011.— Вып. 2 (2).— С. 72-75.

28. Станулевич Н.А. К истории судебной экспертизы документов в России на рубеже xix-хх вв. // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 4-6.

29. Сысоева Л. А. Современное состояние почерковедческого исследования подписи // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 10-14.

30. Тихонов П. А, Захарова А.В. Семья Тихоновых (1870-е — 1980-е гг.) и ее роль в истории отечественной фотографии // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник — спб.: росфото, 2011.— Вып. 2 (2).— С. 4-14.

31. Толмачева Е. Б. Методология изучения фотографии с этнографическим содержанием // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2010.— Вып. 1 (1).— С. 38-42.

32. Толмачева Е.Б. Особенности формирования научного этнографического фотоархива (на примере фотособрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)) // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 7-9.

33. Толмачева Е. Б. Портретно-антропологическая фотография: к истории развития методов съёмки и формирования коллекций // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2014.— Вып. 5 (5).— С. 12-18.

34. Торопова М.В. Современные аспекты установления относительной давности выполнения реквизитов документов // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2011.— Вып. 2 (2).— С. 63-65.

35. Торопова М.В. Возможности экспертного исследования документов, подвергшихся агрессивному воздействию, с целью установления последовательности выполнения в них реквизитов // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 73-79.

36. Цыпкин Д. О. Несколько предварительных замечаний о единстве экспертной науки и проблемах современного источниковедения // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2012.— Вып. 3 (3).— С. 3-7.

37. Цыпкин Д. О. Штемпельная маркировка образцов и краткие сведения о производителях бумаги // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 32-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Цыпкин Д. О. О проекте по изучению русской штемпельной бумаги // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 15-22.

39. Цыпкин Д. О. Об одной историографической легенде: начало изучения русского бумажного штемпеля // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2013.— Вып. 4 (4).— С. 41-62.

40. Шеин Г.М. Два альбома «Путевых воспоминаний» 1876 г. из собрания росфото: экспертное исследование // Фотография. Изображение. Документ: научный сборник.— спб.: росфото, 2010.— Вып. 1 (1).— С. 76-80.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.