Научная статья на тему 'АТРИБУЦИЯ ФАРФОРОВОЙ ВАЗЫ ИЗ СОБРАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ: ИСТОЧНИК ФОРМЫ И РОСПИСИ'

АТРИБУЦИЯ ФАРФОРОВОЙ ВАЗЫ ИЗ СОБРАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ: ИСТОЧНИК ФОРМЫ И РОСПИСИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
фарфор / Севрская фарфоровая мануфактура / Виктор Доминик Франсуа Бине / этрусский кувшин / porcelaine / Sèvres porcelain manufacture / Victor Dominique François Binet / Etruscan jug

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Будрина Людмила Алексеевна

Статья отражает разные аспекты атрибуционного исследования произведения из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств, впервые проливает свет на особенности создания этого произведения, являющегося редким по размеру примером практики декорировки в частном парижском ателье художником В. Д. Ф. Бине предмета, исполненного на крупнейшем фарфоровом предприятии Франции – Севрской императорской мануфактуре. В работе приводятся данные об использованной форме из ассортиментного ряда мануфактуры, истории применения оттенка фона предмета, традиции декора такого рода крупных ваз, рассматриваются аналоги из эталонных коллекций, приводятся графические источники для декоративных композиций (в том числе – впервые для золочения), делаются выводы о необходимой корректировке существующей атрибуции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTRIBUTION OF THE PORCELAIN VASE FROM THE COLLECTION OF EKATERINBURG MUSEUM OF FINE ARTS: SOURCE FOR THE FORM AND PAINTING

The article present different aspects of the attributional study of a piece from the collection of Ekaterinburg Museum of Fine Arts. It firstly exams the details of the creation of that piece of art, which is a rare one of its size example of the practice of ornamentation in the private atelier of Victore Dominique François Binet, made at the biggest porcelain manufacture of France – Sèvres imperial porcelain manufacture. The work provides data on the shape used from the assortment of the manufactory, the history of the use of the background shade of the object, the traditions of decoration of such large vases, analogues from reference collections, graphic sources for decorative compositions (including for the first time for gilding), conclusions are drawn about the necessary adjustment of existing attribution. In the conclusion, the article proposes some correction for the existed attribution.

Текст научной работы на тему «АТРИБУЦИЯ ФАРФОРОВОЙ ВАЗЫ ИЗ СОБРАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ: ИСТОЧНИК ФОРМЫ И РОСПИСИ»

ИСКУССТВОЗНАНИЕ

УДК 7.041.5:666.5 DOI 10.36945/2658-3852-2024-4-48-61

Л. А. Будрина

АТРИБУЦИЯ ФАРФОРОВОЙ ВАЗЫ ИЗ СОБРАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ: ИСТОЧНИК ФОРМЫ И РОСПИСИ

Аннотация: Статья отражает разные аспекты атрибуционного исследования произведения из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств, впервые проливает свет на особенности создания этого произведения, являющегося редким по размеру примером практики декорировки в частном парижском ателье художником В. Д. Ф. Бине предмета, исполненного на крупнейшем фарфоровом предприятии Франции - Севрской императорской мануфактуре. В работе приводятся данные об использованной форме из ассортиментного ряда мануфактуры, истории применения оттенка фона предмета, традиции декора такого рода крупных ваз, рассматриваются аналоги из эталонных коллекций, приводятся графические источники для декоративных композиций (в том числе -впервые для золочения), делаются выводы о необходимой корректировке существующей атрибуции.

Ключевые слова: фарфор, Севрская фарфоровая мануфактура, Виктор Доминик Франсуа Бине, этрусский кувшин.

Введение

Особенностью французского искусства периода Реставрации (1815-1830) и времени правления короля Луи-Филиппа (1830-1848) была его эклектичность, что особенно ярко проявилось в произведениях декоративно-прикладного искусства. Проблеме историзма и неостилей в декоративном искусстве Франции посвящено множество публикаций, долгое время включавших в себя в основном статьи, затрагивающие отдельные виды искусства или производства ^юп-ТепепЬаит, 2005; Будрина, 2013], или каталоги выставок [А1сс^е, Dion-Tenenbaum, Еппеэ, 1991]. Историзм в декоративных искусствах постепенно привлекает всё большее внимание

© Будрина Л. А., 2024 г.

исследователей, примером чему может служить международная конференция Revivals1. В 2020 г. парижский Музей декоративных искусств выпустил сборник статей, подготовленный под руководством хранителей Лувра и Музея декоративных искусств и представляющий новый подход к анализу произведений мастеров первой половины XIX в. [Dion-Tenenbaum, Gay-Mazuel, 2020]. Современные исследователи рассматривают созданные в это время предметы как свидетельства формирующегося интереса к истории искусств и яркие проявления вкуса эпохи осознания стилей прошлого, отказавшись от существовавшего долгое время негативно-оценочного подхода к прикладному искусству этого периода.

В этом контексте интересные особенности развития французского фарфорового дела первой половины XIX в. позволяют рассмотреть атрибуционные исследования, связанные с коллекцией фарфора и стекла Екатеринбургского музея изобразительных искусств [Афанасьева, Будрина, 2021; Афанасьева, Будрина, 2020]. Особый интерес представляет приобретенная в коллекцию музея в 1987 г. у частного лица большая фарфоровая ваза (инв. № Ф-477) «Нептун и Амфитрита» (рис. 1), которая за время своего бытования в музее неоднократно меняла атрибуцию. Записанная в документах поступления как «ампир. 1790-1800», позднее она получила более широкую датировку всем XIX столетием. Определение авторства предмета усложнялось отсутствием марок, а также неочевидным прочтением выполненной цировкой надписи по краю живописной вставки. Потребовался анализ обнаруженных при демонтаже служебных марок, французских источников 18101840-х гг., актуальных публикаций по истории французского фарфора времен ампира и Реставрации, коллекций французской графики и истории обращения к ней фарфоровых производств, консультации хранителей Музея керамики в Севре и Отдела декоративного искусства Музея Лувра, а также обращение к базам данных зарубежных музеев для того, чтобы определить время и место создания этого эффектного образца европейского декоративного искусства первой половины XIX в., созданного на стыке традиций неоклассицизма, ампира и историзма.

Предмет

Ваза имеет значительные размеры (высота 99 см, максимальный диаметр -37 см) и состоит из нескольких отдельных деталей: колоколообразная ножка, высокое горло и овоидной формы тулово выполнены из фарфора; массивное шестиугольное основание, располагающаяся между ножной и туловом круглая база с рядом плоских акантовых листьев и соединяющий тулово и горлышко венец с двойным рядом заостренных листьев отлиты из бронзы и позолочены. Ваза собирается с помощью длинного стержня, закрепленного в деревянной вставке бронзового основания и фиксируемого гайкой над деревянной частью вкладывающейся в горло детали (в настоящее время верхнее крепление выполняется иначе). Тулово, горло и ножка выполнены плотным крытьем (сплошное окрашивание фона)

глубокого оливково-зеленого цвета (vert de chrome), по которому выполнено обильное золочение в виде разнообразных орнаментов, дополненных мелким заполнением фона «камушками» (caillout). По бокам вазы золочением с детализированным декором цировкой воспроизведены изображения рогов изобилия, на задней части в прямоугольном резерве золочением выполнена двухфигурная композиция. По внешнему обводу горла и ножки позолота стерта, что несколько искажает восприятие предмета. На лицевой стороне в таком же прямоугольном резерве живописное изображение мифологической сцены, на золоченой рамке которой цировкой нанесена надпись: Binet 8 rue de la Jussienne Paris.

Рис. 1. Ваза «Нептун и Амфитрита».

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

На первый взгляд, представлялось достаточным атрибутировать вазу парижанину Бине (подробнее о нем - ниже), однако известная по документам специализация «живописца маслом и по фарфору» [Gabet, 1834, р. 64] - не снимала вопросы о происхождении самого фарфорового предмета. Для их решения оказалось необходимым погрузиться в особенности организации фарфорового производства и расширить круг участников процесса создания исследуемого произведения.

Исследование

Для прояснения вопроса авторства и истории создания вазы было необходимо идентифицировать форму предмета, опыт использования специфического цвета крытья, установить источники заимствованных композиций, определить место создания фарфоровой основы и прояснить вклад Бине в создание вазы.

Форма

Самым очевидным стала атрибуция формы рассматриваемого предмета, она хорошо известна в ассортименте ваз Севрской фарфоровой мануфактуры под

названием «этрусский кувшин первой величины» (carafe étrusque 1er grandeur) -самой крупной в серии «этрусских кувшинов», высота этих ваз колеблется между 90 и 100 см. Первые произведения этой формы были созданы в Севре в 1806 г. [Préaud, Nishahara-Moene, 2007, p. 88].

В основе силуэта вазы - предыдущая версия (ставшая второй величиной -меньшего размера), представлявшая собой точное воспроизведение форм одного из экспонатов коллекции «этрусской» керамики, приобретенной в 1786 г. в качестве образцов для севрской королевской мануфактуры у барона Доминика Виван-Денона (Dominique Vivant, baron Denon, 1747-1825) [Dragesco, 2020]. В коллекции национального Музея керамики в Севре хранится прототип серии - амфора с перекрученными ручками из Кампани, датируемая 334-330 гг. до н. э. (инв. № MNC 50) [Dragesco, 2020, p. 103]. От широко распространенных овоидных ваз этрусскую форму отличает менее выраженное изменение диаметра, основной объем более вытянут по вертикальной оси.

Наиболее заметные отличия между формами ваз первой и второй величины заключались в отсутствии у большего формата фарфоровых ручек (в эпоху ампира и при Наполеоне III их делали из бронзы, в остальные периоды встречаются вазы без ручек) и более высокой колоколообразной ножке. Форма первой величины пользовалась необыкновенной популярностью, она оставалась в ассортименте мануфактуры на протяжении всего XIX в., примером чему могут служить созданные в 1884-1887 гг. парные вазы из коллекции Музея Лувра (инв. № OA 3319)2.

Крытьё

Не менее характерным для продукции Севрской мануфактуры является и цвет крытья: vert de chrome появляется в палитре французских фарфористов в самом начале XIX в., практически сразу после того, как в 1797 г. хром был выделен Никола-Луи Вокленом (Nicolas-Louis Vauquelin, 1763-1829). В произведениях Севра такой фон начинают использовать с 1807 г. [Roth, 1995, p. 1]. Насыщенный оливково-зеленый пользовался большим спросом в первой половине XIX столетия, музейные коллекции и архивы позволяют это проиллюстрировать целым рядом произведений, отметив также характерную прямоугольную форму резерва под живопись. Таковы созданная в 1814 г. ваза с портретом Генриха IV из собрания Национального музея замка По (1896, инв. № P123)3, пара ваз из коллекции Mobilier national, датируемых 1816 г., в резервах которых выполнены интерпретации картин Франсуа Жерара «Гомер» и «Велизарий» (инв. № GML 9849/1-2) [Préaud, Nishahara-Moene, 2007, p. 89]. К такой же декоративной программе восходят выполненные в 1852 г. вазы с конными портретами Наполеона I и принца президента Луи Наполеона из экспозиции музея в замке Компьень (инв. № C.1215 и C.947c) [Ducrot, 1993, p. 412-414]. Изображения на приведенных выше вазах обильно дополнены золоченым декором, в который включены и композиции на обратной стороне ваз.

Маркировка

Маркировка на внутренних поверхностях горла и ножки вазы из екатеринбургского музея позволяет выдвинуть предположение о времени создания фарфорового основания и его покрытия фоном. На горле гравированная в тесте под-глазурная марка формовщика, что вполне соответствует севрским традициям ^а^егшап, 1968, р. 171]. К сожалению, она не читается, так как перекрыта маркировкой, относящейся к крытью. Верхняя надглазурная марка читается, ее символы - 26 М.гэ 11.», выполненные той же зеленой хромовой краской, что и фон, содержат в себе указание даты: 26 марта 1811 г. Написание соответствует принятому в это время формату сокращения месяцев. На ножке удалось выявить лишь надглазурную маркировку «5. D.bre 11.» (рис. 2), что соответствует 5 декабря 1811 г. Таким образом, можно с высокой степенью уверенности говорить о том, что фарфоровая ваза и ее фоновое покрытие были выполнены в 1811 г.

Рис. 2. Ваза «Нептун и Амфитрита». Маркировка на ножке. Фото автора

Как уже было отмечено, вазу украшает обильный золоченый рисунок, сочетающий разные типы декора, и отличающийся определенной перегруженностью. Его частью является сюжетная композиция, выполненная на задней части тулова в прямоугольном резерве. В обрамлении произвольных элементов пейзажа (дерево, кусты) золочением с цировкой выполнены две фигуры - стоящего мужчины с тимпаном и сидящей напротив него женщины, держащей в руках округлый предмет (рис. 3). Удалось установить, что эта композиция является переработкой графического листа «Вакханалия»4 из второго тома гравюр по мотивам живописи Геркуланума, изданного в Риме в 1789 г. Томмазо Пироли (Tomasso Piroli, ок. 1752-1824, рис. 4). Художник, выполнявший композицию на вазе, заимствовал две фигуры из гравюры, при этом убрав из руки сидящей женщины ветвь с листьями. Отметим, что гравюры Пироли были переизданы в 1803-1804 гг. в Париже братьями Пира-нези. К работам итальянского гравера широко обращались мастера Севрской мануфактуры, примером чему служат вазы из коллекции музея Уодсворт Атенеум (Wadsworth Atheneum) в американском Хартфорде [Roth, 1995, p. 6-7].

Золочение

Рис. 3. Ваза «Нептун и Амфитрита». Античная сцена, золочение. Фото автора

т. 11 J?*- 1 ;

Рис. 4. Томмазо Пироли. Лист 19 из книги «Древности Геркуланума». 1789 г.

Живопись

Название вазе дала живописная композиция в прямоугольном резерве на фасадной части, представляющая собой изображение Нептуна с трезубцем, Амфитриты с развевающимся покрывалом и юного крылатого Амура перед ними (рис. 5).

Источником для этого изображения послужила гравюра, выполненная французским художником Жозефом Теодором Ришоммом (Joseph Théodore Richomme, 1785-1849). Ученик Реньо (Jean-Baptiste Regnault, 1754-1829), он получает гран-при Академии [A biographic and critical dictionary, 1849, p. 641] и право на пенсионерскую поездку в Рим. Вероятно, в ходе этой стажировки он выполняет гравюру (рис. 6) с картины Джулио Романо (Giulio Romano, 14921549), актуальное место ее хранения определить не удалось, что делает невозможным сопоставление колористического решения интерпретации на фарфоре и

оригинала. Гравюра была опубликована в 1818 г.5 и быстро вошла в круг значимых произведений мастера, о чем свидетельствует ее упоминание в списке наиболее заметных работ в изданном в 1849 г. Словаре художников и граверов [A biographic and critical dictionary, 1849, p. 641].

Рис. 5. Ваза «Нептун и Амфитрита». Живописный резерв. Фото автора

PHI I- 1-Е

Рис. 6. Жозеф Теодор Ришомм с картины Джулио Романо «Нептун и

Амфитрита», 1818 г.

Подпись

Приведенная в описании предмета подпись, выполненная цировкой на золотой рамке живописного резерва, - Binet 8 rue de la Jussienne Paris (рис. 7), позволяет атрибутировать его авторство Виктору Доминику Франсуа Бине (Victor Deminique François Binet, 1799-1849). Родившийся в Севре художник учился у живописцев Лэра (Jean-Louis-César Lair, 1781-1828) и Никевера (Alphonse Alexandre Niquevert, 1776-1860), работал маслом и по фарфору в историческом, пейзажном и анималистическом жанре. Выполненные им на фарфоре интерпретации с полотен Вателе (Claude-Henri Watelet, 1718-1786) и Демарна (Jean-Louis de Marne, 17521829) были отмечены медалью Салона в 1828 г. [Gäbet, 1834, p. 64]. Согласно «Базе художников, экспонировавшихся на Салонах» Университета Эксетер, Бине успешно демонстрировал свои работы на этих выставках в 1827, 1828, 1833, 1834, 1835, 1838 и 1842 гг. [Binet, Victor Dominique François]. На Выставке изделий французской промышленности в 1844 г. он получает Серебряную медаль за внедрение технологии новых красочных составов для живописи на фарфоре [Extrait du rapport du jury centrale]. Несмотря на названную выше работу маслом, в «Коммерческом ежегоднике» за 1847 г. он указан в разделе «Живописцы, декораторы и позолотчики фарфора», где отдельно отмечено, что он имеет специализацию vieux Sèvres [Annuaire général, 1847, p. 581]. Этим термином принято обозначать большое направление в деятельности множества небольших предприятий по выпуску фарфоровой продукции времен поздней Директории и Империи, занимавшихся оформлением «белья» (фарфоровые формы без росписи), поступившего на рынок в результате финансовых и организационных перипетий Севрской фарфоровой мануфактуры в конце XVIII в. [Plinval de Guillebon, 2005].

Рис. 7. Маркировка В. Д. Ф. Бине на вазе «Нептун и Амфитрита». Фото автора

Подписные работы Бине чрезвычайно редки в музейных собраниях и на художественном рынке. Одно из нечастых их появлений на художественном рынке случилось в 2019 г. на лондонском аукционе Бонамс, где был представлен фарфоровый пласт с пасторальной сценой, подписанный художником и датированный 1834 г. [A French porcelain plaque].

На основе анализа опубликованных данных и архивных сведений об адресах художника, можно представить, как меняются его парижские локации на протяжении 1830-1840-х гг.:

1834 - улица Эшикье (de l'Echiquier), дом 7 [Gäbet, 1834, p. 64];

1842 - улица Жюссьен (de la Jussienne), дом 8 [Explication des ouvrages, 1842, p. 20];

1845 - улица и тупик Сен-Сабин (Saint-Sabine), дома 8 et 9 [Extrait du rapport];

1847 - улица Жюссьен (de la Jussienne), дом 15 [Annuaire général, 1847, p. 581];

1849 - улица Жюссьен (de la Jussienne), дом 136.

Из приведенной выше информации видно, что указанный в подписи адрес соответствует записи 1842 г., что позволяет датировать роспись на вазе второй половиной 1830-х - первой половиной 1840-х гг.

Выводы

Полученные результаты исследования стали основой для консультации с главным хранителем департамента предметов искусства Музея Лувра госпожой Анн Дион-Тенебаум (Anne Dion-Tenenbaum) и сотрудниками Национального музея керамики в Севре. Отмечая выдающееся качество исполнения, а также опираясь на отсутствие практики указания адресов в подписях сотрудничавших с Севрской мануфактурой художников, коллеги согласились с выводом, что ваза является примером так называемого surdécor - практики доработки декора или его полного выполнения на чужом «белье». Широко известны примеры использования севрских заготовок парижскими художниками по фарфору (le vieux Sèvres). Привозили севрские заготовки и в Россию - с этого началась история Фарфоровой мастерской Юсупова в Архангельском [Юсуповский фарфор, 2009, с. 12]. Отметим, что обычно такой прием касается посудных форм - тиражной продукции небольшого формата. Примеров столь значительных, как ваза из екатеринбургского музея предметов, исследователи не фиксируют.

На основании собранных данных для предмета можно предложить новую атрибуцию (ранее частично введенную в этикетаж экспозиции европейского фарфора и керамики центра Эрмитаж-Урал):

- ваза «Нептун и Амфитрита» формы «этрусский кувшин» I величины Севр и Париж, Франция, первая половина XIX в.;

- ваза - 1811, Севрская императорская фарфоровая мануфактура;

- роспись - ок. 1840, Виктор Доминик Франсуа Бине (Victor Dominique François Binet, 1799-1849) по гравюре Жозефа Теодора Ришомма (Joseph Théodore Richomme, 1785-1849) с оригинала Джулио Романо (Giulio Romano, 1492-1549);

- золочение - по гравюре Томмазо Пироли (Tomasso Piroli, ок. 1752-1824).

Проведенное исследование позволяет уточнить авторство и датировку предмета, а настоящая публикация - ввести его в круг произведений ведущего французского предприятия и выдающегося мастера, дополнив историю бытования изделий французских фарфористов и расширив репертуар использованных при их оформлении графических источников.

Примечания

1. Проведение конференции под патронажем UCDAD-ICOM (Комитета по декоративным искусствам и дизайну Международного совета музеев) было запланировано на осень 2020 г. в Лиссабоне, но, в связи с пандемией, конференция состоялась в онлайн-формате в октябре 2021 г.

2. Vase "Carafe étrusque" [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://collections.louvre.fr/ark:/53355/cl010105700 (дата обращения: 16.07.2024).

3. Vase étrusque au portrait d'Henri IV en pied sur fond vert [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.photo.rmn.fr/archive/06-528374-2C6NU0PTC-4QL.html (дата обращения: 16.07.2024).

4. Piroli T. Le antichfe di Ercolano. Pitture tomo secondo. - Roma : [s.n.], 1789.Tav. 19.

5. Neptune et Amphitrite : estampe [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b53187073m.r=Jules%20Romains%20neptune? rk=321890;0 (дата обращения: 13.07.2024).

6. Inventaire après décès est dressé le 17 décembre 1849. Archives nationales, minutier central. Благодарю госпожу Anne Dion-Tenenbaum, главного хранителя департамента предметов искусства Музея Лувр за сообщенные сведения.

Библиография

Афанасьева, А. Н., Будрина, Л. А. Иконография женских исторических образов на французском фарфоре XIX века: идентификация источника росписи предметов из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. - 2021. - № 2 (74). - Режим доступа : http://archvuz.ru/2021_2/19/ (дата обращения: 03.10.2024).

Афанасьева, А. Н., Будрина, Л. А. Севрские фарфоровые вазы в бронзовой оправе XIX века в коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств // Художественный металл в России и Европе XVIII-XXI веках : сб. материалов меж-дунар. науч.-практ. конф. 21-23 окт. 2020 г. - Екатеринбург : Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2020. - С. 17-22.

Будрина, Л. А. Парижская школа камнерезного дела в I трети XIX века и заказы Н. Н. Демидова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. - 2013. - № 1 (111). - С. 5-19.

Юсуповский фарфор. Изделия фарфорового заведения князя Н. Б. Юсупова в Архангельском : каталог выставки «Русский фарфор. Фарфоровое заведение Н. Б. Юсупова. 1818-1831» / авт.-сост. Н. Л. Бережная. - Москва : Пинакотека, 2009. - 328 с.

A biographic and critical dictionary of painter and engraver. - London : H. G. Bohn, York Street, Covent Garden, 1849. - 938 p.

A French porcelain plaque painted by Binet [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.bonhams.com/auction/25366/lot/70/a-french-porcelain-plaque-painted-by-binet-dated-1834/ (дата обращения: 16.05.2024).

Alcouffe, D., Dion-Tenenbaum, A., Ennés, P. Un âge d'or des arts décoratifs. 1814-1848. Galerie nationale du Grand Palais. Paris. 10 octobre - 30 decembre 1991. - Paris : Edition de la Réunion des Musées Nationaux, 1991. - 550 p.

Annuaire général du commerce, de l'industrie, de la magistrature, vol. 10. -Paris : Chez Firmin didot Frères, 1847. - 1656 p.

Binet, Victor Dominique François [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://humanities-research.exeter.ac.uk/salonartists/artist/id/750 (дата обращения: 20.07.2024).

Dauterman, C. Ch. Sèvres Porcelain. Makers and Marks of the Eighteenth Century. - New York : The Metropolitan Museum of Art, 1968. - 262 p.

Dion-Tenenbaum, A. La renaissance de l'émail sous la Monarchie de Juillet // Bibliothèque de l'école des chartes Année. - 2005. - Vol. 163, no 1. - Pp. 145-164; 197.

Dion-Tenenbaum, A., Gay-Mazuel, A. Revivals: L'historicisme dans les arts décoratifs français au XIXe siècle. - Paris : UCAD, 2020. - 256 p.

Dragesco, B. Les "Vases étrusques" de la princesse Pauline // Sèvres. Revue de la Société des Amis du musée national de Céramique, Année. - 2020. - № 29. -P. 100-104.

Ducrot, B. Porcelaines et terres de Sèvres. Musée national du château de Compiègne. - Paris : Edition de la Réunion des musées nationaux, 1993. - 480 p.

Explication des ouvrages de peinture, sculpture, architecture, gravure et lithographie des artiste vivantes, exposées qu Musée royal le 14 mars 1842. - Paris : Vichon; fils et successeurs de Mme Ve Ballard, 1842. - 20 p.

Extrait du rapport du jury centrale // Revue scientifique et industrielle, Tome 6 - Deuxième série. - Paris : Chez Louis Colas. - P. 443-444.

Gabet, Ch. Dictionnaire des artistes de l'école française au XIXe siècle. - Paris : Chez madame Vergne, libraire, 1834. - 710 p.

Plinval de Guillebon, R. De. Un amateur de céramique а Paris : Lady Schreiber. Les marchands, le "Vieux-Sèvres", les collectionneurs (1869-1880) // Sèvres. Revue de la Société des Amis du musée national de Céramique, Année. - 2005. - № 14. -P. 68-81.

Préaud, T., Nishahara-Moene, T. Choix de vases de Sèvres des collections du Mobilier national // Sèvres. Revue de la Société des Amis du musée national de Céramique, Année. - 2007. - № 16 - P. 88-102.

Roth, L.H. Neoclassical variation at Sèvres: early nineteenth-century vases in the Wadsworth Atheneum. - London : The French Porcelain Society, 1995. - 18 p.

Сведения об авторе

Будрина Людмила Алексеевна, доцент, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета имени Первого президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург).

E-mail: [email protected]

L. A. Budrina

THE ATTRIBUTION OF THE PORCELAIN VASE FROM THE COLLECTION OF EKATERINBURG MUSEUM OF FINE ARTS: SOURCE FOR THE FORM AND PAINTING

Abstract: The article present different aspects of the attributional study of a piece from the collection of Ekaterinburg Museum of Fine Arts. It firstly exams the details of the creation of that piece of art, which is a rare one of its size example of the practice of ornamentation in the private atelier of Victore Dominique François Binet, made at the biggest porcelain manufacture of France - Sèvres imperial porcelain manufacture. The work provides data on the shape used from the assortment of the manufactory, the history of the use of the background shade of the object, the traditions of decoration of such large vases, analogues from reference collections, graphic sources for decorative compositions (including for the first time for gilding), conclusions are drawn about the necessary adjustment of existing attribution. In the conclusion, the article proposes some correction for the existed attribution.

Key words: porcelaine, Sèvres porcelain manufacture, Victor Dominique François Binet, Etruscan jug.

References

Afanasyeva, A. N., Budrina, L. A. Ikonografiya zhenskih istoricheskih obrazov na francuzskom farfore XIX veka: identifikaciya istochnika rospisi predmetov iz so-braniya Ekaterinburgskogo muzeya izobrazitel'nyh iskusstv [Iconography of Female Historical Images on 19th Century French Porcelain: Identification of the Sources for

the Paintings on the Items in the Ekaterinburg Museum's Collection]. IN: Arhitek-ton: izvestiya vuzov, 2021, no. 2 (74). Available at : http://archvuz.ru/en/en/ 2021_2/19/ (In Russ.) (acessed: 03.10.2024).

Afanasyeva, A. N., Budrina, L. A. Sevrskie farforovye vazy v bronzovoj oprave XIX veka v kollekcii Ekaterinburgskogo muzeya izobrazitel'nyh iskusstv [Sevres porcelain vases in bronze frames of the 19th century in the collection of the Ekaterinburg Museum of Fine Arts]. IN: Hudozhestvennyj metall v Rossii i Evrope XVIII-XXI vekah [Artistic metal in Russia and Europe in the 18th-21st centuries. In Russ.]. Collection of materials from the international scientific and practical conference, October 2123, Ekaterinburg Museum of Fine Arts, Ekaterinburg, 2020, pp. 17-22.

Budrina, L. A. Parizhskaya shkola kamnereznogo dela v I treti XIX veka i zakazy N. N. Demidova [The Parisian school of stone-cutting in the first third of the 19th century and orders from N. N. Demidov]. IN: Izvestia. Ural Federal University Journal, 2013, Series 2, Humanities and Arts, [S.l.], no. 1(111), pp. 5-19. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Berezhnaya, N. L. YUsupovskij farfor. Izdeliya farforovogo zavedeniya knyazya N. B. YUsupova v Arhangel'skom : katalog vystavki "Russkij farfor. Farforovoe zavedenie N. B. YUsupova. 1818-1831" [Products of the porcelain establishment of Prince N. B. Yusupov in Arkhangelsk: catalog of the exhibition "Russian porcelain. Porcelain establishment of N. B. Yusupov. 1818-1831"]. Moscow : Pinakothek, 2009, 328 p. (In Russ.)

A biographic and critical dictionary of painter and engraver. London, H. G. Bohn, York street, Covent Garden, 1849, 938 p.

A French porcelain plaque painted by Binet. Available at : https://www.bon-hams.com/auction/25366/lot/70/ a-french-porcelain-plaque-painted-by-binet-dated-1834/ (accessed: 16.05.2024)

Alcouffe, D., Dion-Tenenbaum, A., Ennés, P. Un âge d'or des arts décoratifs. 1814-1848. Galerie nationale du Grand Palais. Paris, 10 octobre - 30 decembre 1991. Paris, Edition de la Réunion des Musées Nationaux, 1991, 550 p.

Annuaire général du commerce, de l'industrie, de la magistrature, vol. 10. Paris, Chez Firmin didot Frères, 1847, 1656 p.

Binet, Victor Dominique François. Available at : https://humanities-research. exeter.ac.uk/salonartists/artist/id/750 (accessed: 20.07.2024)

Dauterman, C. Ch. Sèvres Porcelain. Makers and Marks of the Eighteenth Century. New York, The Metropolitan Museum of Art, 1968, 262 p.

Dion-Tenenbaum, A. La renaissance de l'émail sous la Monarchie de Juillet. Bibliothèque de l'école des chartes Année, 2005, vol. 163, no. 1, pp. 145-164; 197.

Dion-Tenenbaum, A., Gay-Mazuel, A. Revivals : L'historicisme dans les arts décoratifs français au XIXe siècle. Paris, UCAD, 2020, 256 p.

Dragesco, B. Les "Vases étrusques" de la princesse Pauline. Sèvres. Revue de la Société des Amis du musée national de Céramique, 2020, no. 29, pp. 100-104.

Ducrot, B. Porcelaines et terres de Sèvres. Musée national du château de Compiègne. Paris, Edition de la Réunion des musées nationaux, 1993, 480 p.

Explication des ouvrages de peinture, sculpture, architecture, gravure et lithographie des artiste vivantes, exposées qu Musée royal le 14 mars 1842. Paris, Vichon; fils et successeurs de Mme Ve Ballard, 1842, 20 p.

Extrait du rapport du jury centrale. Revue scientifique et industrielle, Tome 6, Deuxième série. Paris, Chez Louis Colas, pp. 443-444.

Gabet, Ch. Dictionnaire des artistes de l'école française au XIXe siècle. Paris, Chez madame Vergne, libraire, 1834, 710 p.

Plinval de Guillebon, R. De. Un amateur de céramique a Paris : Lady Schreiber. Les marchands, le "Vieux-Sèvres", les collectionneurs (1869-1880). Sèvres. Revue de la Société des Amis du musée national de Céramique, 2005, no. 14, pp. 68-81.

Préaud, T., Nishahara-Moene, T. Choix de vases de Sèvres des collections du Mobilier national. Sèvres. Revue de la Société des Amis du musée national de Céramique, 2007, no. 16, pp. 88-102.

Roth, L. H. Neoclassical variation at Sèvres: early nineteenth-century vases in the Wadsworth Atheneum. London, The French Porcelain Society, 1995, 18 p.

About the author

Budrina Ludmila Alekseevna, Associate Professor, Doctor of History of Art, Associate Professor of the Chair of History of Art and Museology, Ural Federal University (Ekaterinburg).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.