УДК 81, 23; 8127
Т. А. Яковлева, И. П. Павлова
Ассоциативное поле концепта «право»
в речи современной молодежи (на примере анкетирования студентов СВФУ)
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается отражение концепта право в языковом сознании современной молодежи, а также динамика его значения. Полисемия концепта право приводит к отсутствию строго вербализованного смыслового значения, в толковых словарях понятие представлено пятью моделями значений, что осложняет понимание сущности и ценности права. Основной целью исследования явилось выявление, сравнительный анализ и моделирование ассоциативного поля концепта право в речи студентов юридического факультета (ЮФ) и студентов неюридического профиля (НЮФ) Северо-Восточного федерального университета М.К. Аммосова. В научной литературе по преимуществу приводятся результаты исследований языкового сознания представителей одной культуры, в данном исследовании испытуемыми явились студенты, являющиеся представителями двух культур: якутской и русской. Основное внимание уделяется определению смыслового значения рассматриваемого концепта, выявлению расхождений понимания права, а следовательно, степени сформированности правосознания молодого поколения. Для решения поставленной цели в исследовании были использованы следующие методы: свободный ассоциативный метод, статистический анализ и моделирование ассоциативных связей. Для интерпретации данных, полученных в ассоциативном эксперименте, были проведены следующие процедуры: 1) все реакции каждой из групп испытуемых подсчитаны и распределены по ассоциативным полям; 2) проведен анализ содержания образов сознания, отражающих ассоциативные связи каждой из рассматриваемых групп. Указанные методы позволили провести содержательный анализ образов сознания, раскрывающих понимание концепта право и, следовательно, отношение к нему; сопоставительный анализ образов сознания, раскрывающий понимание и отношение к концепту право двух групп студентов: ЮФ и НЮФ. Работа выполнена на стыке психолингвистики, когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Существенное внимание уделяется исследованию ассоциативных связей концептов право и свобода. Проведенный анализ позволил прийти к следующим выводам: во-первых, не выявлено существенных различий понимания права в языковом сознании студентов юридического факультета и студентов, не изучающих юриспруденцию; во-вторых, слово право теряет свое значение как преимущество, привилегия, прерогатива, льгота; в-третьих, в речи современной
ЯКОВЛЕВА Татьяна Афанасьевна - к. ю. н., доцент каф. арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона юридического факультета СВФУ им. М.К.Аммосова.
E-mail: [email protected]
YAKOVLEVA Tatyana Afanasyevna - Candidate of Law Sciences,Associate Professor of Arctic Law and Law of the Countries of the Asia-Pacific Region M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
ПАВЛОВА Ирина Петровна - к. филол. н., доцент, зав. каф. общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ им. М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
PAVLOVA Irina Petrovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General linguistics and Rhetoric of the Philological faculty, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
молодежи концепты право и свобода становятся понятиями, близкими по значению и в ассоциативных связях - взаимозаменяемыми.
Ключевые слова: концепт право, концепт свобода, свободный ассоциативный эксперимент, ассоциативное поле, семантическое поле, лексема, языковое сознание, правосознание, молодое поколение, студенты.
DOI 10.25587/SVFU.2019.69.25532
T. A. Yakovleva, I. P. Pavlova
Associate Field of the "Justice" Concept in Modern Youth Speech (on the Example of NEFU Students Survey)
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article deals with the concepts of law in the linguistic consciousness of modern youth, as well as the dynamics of its meaning. Polysemy of the concept of law leads to the absence of strictly verbalized meaning. In the explanatory dictionaries there are five models of the meaning of the word "right", this leads to a complication in understanding the essence and value of law. The main goal of the research is to reveal the associative field of the concept of law in the speech of students of the law faculty and students of the non-legal profile of the North-Eastern Federal University M.K. Ammosov. In the scientific literature, the results of research on the linguistic consciousness of representatives of one culture are mainly given. In this study, the students are students of two cultures (mainly Yakut and Russian). Attention is given to the semantic meaning of the concept of law and the degree of formation of the sense of justice of the younger generation. Research methods: free associative method, statistical analysis and modeling of associative connections. Interpretation of data using the following procedures: 1) all reactions of the subjects are counted and distributed across associative fields; 2) the analysis is carried out among the contents of images of consciousness reflecting the associative links of each group. These methods showed a meaningful analysis of the images of consciousness and the relation to the concept of the right of two groups of students. The work is carried out at the junction of psycholinguistics, cognitive linguistics and linguoculturology. In the study, significant attention is paid to the associative links between the concepts of law and freedom. The analysis led to the conclusions: firstly, the differences in the understanding of law were not revealed in the language consciousness of students of the law faculty and students of other faculties; secondly, the word law does not make sense as an advantage, a privilege, a prerogative, a privilege; Third, in modern youth, the concepts of law and freedom become concepts that are close in meaning, and in associative connections - interchangeable.
Keywords: concept of justice, concept of freedom, free associative experiment, associative field, semantic field, lexeme, language consciousness, justice-based consciousness, young generation, students.
Введение
Как справедливо отмечено А. В. Скоробогатовым, многозначность концепта право определяется не только его лингвистическими, но и сущностными характеристиками [1]. Одним из таковых является сущность и ценность права для личности, общества и государства. Ценность права исследуется многими юристами, философами, социологами, в последнее время интерес к определению сущности и ценности права для личности возрастает и в области других наук - культурологии, психолингвистики, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии.
Концепт право исследован в работах Ю. А. Гопка, М. Ю. Нечепуренко [2], О. Н. Кушнир как часть макроконцептов Право / Закон и Мораль / Нравственность [3], концептосферы Право-Закон-Преступление-Милосердие-Наказание у Л. Р. Байдавлетовой [4], лексико-семантическое поле концептов «право» и «закон» как национально
культурный фон у Р. Р. Шафиковой [5], концептуальное поле в русской языковой картине мира как основа формирования профессиональной речи студентов-юристов [6] и других. По мнению Н. Стефанополус и Т. Гинзбург, концепты выступают строительными блоками правовой доктрины, а все юридические правила и стандарты, по сути, формируются путем объединения концептов разными способами [7].
Для психолингвистики и когнитивной лингвистики наибольший интерес представляет выявление смыслового содержания слова право в языковом сознании национально-этнического сообщества или отдельной социальной группы внутри него, для лингвокультурологии важна связь данного концепта с культурой, что обусловлено тремя факторами. Во-первых, многозначностью концепта право. В толковых словарях лексема право представлена в трех собственных значениях, используемых в науке и практической деятельности государства, и четырех разговорных значениях. Во-вторых, изменением политического устройства государства, взаимоотношения структуры «личность -общество - государство», вытекающими отсюда последствиями - изменением правосознания. В-третьих, формированием иного отношения у молодого поколения к сущности и ценности права.
Мы полагаем, что с изменением политического устройства государства меняется и правосознание, что в первую очередь отражается в языковом сознании молодого поколения. Интересным представляется исследование концепта право в речи современной молодежи - представителей двух культур, степени сформированности его в языковом сознании и влиянии на правосознание.
Значение слова право в лингвистике и юриспруденции
История многих слов и понятий связана с общением народов в межкультурном и межъязыковом пространстве, особое место в котором занимает юридическая терминология. По мнению Н. Г. Сичинава [8], основным источником образования юридических терминов была общеславянская лексика. В исследованиях В. В. Виноградова
[9] отмечено, что такие слова, как право, можно изучать лишь на фоне истории слов греческого, латинского, немецкого, польского, чешского происхождений.
Опираясь на исследования И. И. Срезневского, в которых даны два значения право:
1) закон, право и 2) свобода действия, власть; И. В. Киреевского, согласно мнению которого, слово право означало только справедливость, правду, В. В. Виноградов отмечает: «У понятия право - множественность значений. Первый блок - правила общежития (в отличие от нравов и обычаев). Второй блок - государственное состояние (в отличие от бесправия). Третий блок - совокупность норм, разных по источнику происхождения (божественное - человеческое). Четвертый - формальный характер (писанное -не писанное). Пятый - историческое значение (новое - древнее)» [9].
В этимологических словарях русского языка, например по А. Г. Преображенскому
[10], слова правъ, права, право, правый рассматриваются в нескольких значениях, среди которых правило, правление, правда, прямой, правый; по М. Фасмеру [11] - судебное дело, суд, правый.
В толковых словарях лексема право представлена в следующих значениях: I. Собственное значение: 1) используемое в науке, государственном механизме управления: совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы (конституционное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное право);
2) охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять;
3) документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение автомобиля, мотоцикла или другого транспортного средства. II. Разговорное. 1) как основание, причина для действия; 2) телефонное право - действия в обход правовых норм, закона по телефонному звонку вышестоящего лица; 3) используемое в качестве вводного слова [12, 13].
В «Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н. Абрамова [14] дан синонимический ряд: привилегия, льгота, преимущество, прерогатива, монополия. Современные онлайн словари русских синонимов [15] дополняют этот ряд словами законодательство, возможность, юриспруденция, правоведение, власть, воля и др.
Тексты с концептом право чаще встречаются в научных, официальных, административных и судебных актах. Научные тексты связаны с рассуждением о праве (каким должно быть право справедливое), толкованием значения (содержания) термина право, официальные - с непосредственной фиксацией права каждого, административные и судебные акты - с текстами правоприменения.
Рассмотрим понятие право, зафиксированное в юридических словарях. В энциклопедических юридических словарях [16, 17] представлено содержание понятия право в современной науке: 1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Такое определение права (право в объективном смысле) следует отличать от юридического права (права в субъективном смысле); 2) императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества; 3) совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в нее.
В Большом юридическом словаре право [18] рассматривается в двух значениях: 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив, стоящий над государством и законом (естественное право); 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, государственного органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право).
Таким образом, как справедливо отмечено А. В. Скоробогатовым [1], концепт право не имеет строго вербализованного смыслового значения, будучи представлен пятью конкурирующими моделями, что осложняет правотворчество и правореализацию и обуславливает многоуровневость российской правовой реальности.
Ассоциативное поле концепта право
С целью выявления ассоциативного поля концепта право в речи молодого поколения в целом в период с мая по апрель 2018 г. был проведен свободный ассоциативный эксперимент (САЭ) среди студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск).
Как справедливо отмечено И. А. Бубновой и О. В. Казаченко [19], исследование индивидуальных значений слов-ценностей позволяет анализировать изменения индивидуального образа мира человека как представителя определенного поколения, таким образом, моделировать изменения в образе мира этноса и, следовательно, делать прогнозы относительно путей развития современного социума.
По мнению А. А. Залевской [26], АЭ становится «объективным инструментом проникновения во внутренний контекст многостороннего (перцептивного, когнитивного, аффективного, вербального, индивидуального и социального) опыта индивида, который предъявляется исследователю в виде реакций в ходе проведения эксперимента».
В ходе ассоциативного эксперимента информант дает свою реакцию на слово-стимул, при этом между словами возникают определенные связи, которые можно назвать ассоциативными. Именно эти связи являются своего рода индикаторами отношений между единицами лексикона человека, который в свою очередь имеет определенную структуру. Первичная ассоциация человека сигнализирует о наиболее актуальном признаке, включающем данное слово в ту или иную систему связей. Тем самым ассоциации позволяют «заглянуть» в сознание человека, увидеть репрезентацию его
мыслей и чувств, и главное, выявить культурную специфику его восприятия мира. К. Г. Юнг справедливо полагал, что изучение ассоциаций является способом проникновения в психику человека [27].
Чаще всего в качестве испытуемых привлекаются студенты высших и средних специальных учебных заведений. Как указывает Т. М. Никаева [25], к 17-25 годам становление языковой личности в основном завершается, следовательно, по мнению Ю. Н. Караулова [28], в ассоциациях находит отражение сформировавшаяся языковая способность участника эксперимента. Выбор респондентов должен был соответствовать поставленной цели, т. е. языковое сознание испытуемых должно отражать национально-культурную специфику. Однако по словам Клер Крамш, «неясно, является ли носитель языка по рождению, или по образованию, или в силу признания и принятия в качестве члена культурной группы единомышленников» [29].
В научной литературе преимущественно приводятся результаты исследований, испытуемыми которых являются представители русской культуры. Мало уделяется внимание изучению языкового сознания людей-билингвов. Учитывая все сказанное выше, мы посчитали необходимым провести ассоциативный эксперимент среди молодежи, являющейся носителем двух культур.
В свободном ассоциативном эксперименте приняли участие 200 студентов очной формы обучения Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в возрасте 18-25 лет: 100 - юридического факультета, 100 - неюридических факультетов (инженерно-технического института и автодорожного факультета). По гендерному составу девушек 54,5% и юношей 45,5%. 96% респондентов относятся к билингвам и являются носителями двух культур (преимущественно якутской и русской). Многие авторы акцентируют внимание на то, что в указанной возрастной группе становление языковой личности в основном завершается. Необходимо отметить, что не все участники эксперимента смогли выразить свою ассоциативную связь со словами-стимулами семантического поля право (в среднем 5%).
Для нашего исследования важным является не только выявление ассоциативного поля концепта право молодого поколения, но и анализ существующего отличия в ассоциативных связях на слово-стимул право и его семантического поля студентов.
Студентам была представлена анкета, состоящая из 100 слов-стимулов, среди которых были «спрятаны» слова-стимулы право и свобода.
Одной из проблем интерпретации результатов САЭ является классификация ассоциаций. Как отмечает А. А. Залевская [30], в существующих классификациях наблюдается смешение психологических, логических и лингвистических принципов. В нашем исследовании важным является выявление семантического поля концепта право, которое образуют ассоциативные поля (АП) испытуемых.
Для интерпретации данных, полученных в ассоциативном эксперименте, нами были проведены следующие процедуры по методике Т. М. Никаевой [25]: 1) все реакции каждой из групп испытуемых были подсчитаны, распределены по ассоциативным полям (АП), выстроены в порядке от самых частотных к единичным и подвержены статистической обработке (было выявлено процентное соотношение каждой реакции по отношению ко всем ответам); 2) далее был проведен анализ содержания образов сознания, отражающих ассоциативные связи каждой из рассматриваемых групп, который состоял из следующих этапов:
- во-первых, был проведен статистический анализ, в ходе которого выяснялось, на какой из стимулов испытуемые дали наибольшее количество реакций, а на какой отказались от реагирования;
- во-вторых, для того чтобы смоделировать семантическое поле наиболее полно, задействовать не только частотные, но и единичные ответы, все реакции на заданные
стимулы были распределены по АП. Каждое из АП (характеризующее анализируемые группы с разных позиций) также было представлено в виде тематических подгрупп.
Таким образом, анализ реакций с их распределением по АП позволил провести:
- содержательный анализ образов сознания, раскрывающих понимание, а, следовательно, отношение к концепту право молодого поколения;
- сопоставительный анализ образов сознания, раскрывающий понимание и отношение к право двух групп студентов ЮФ и НЮФ.
Ассоциации к слову-стимулу право распределены нами по семантике на 7 основных групп и подгрупп:
1. Ассоциации, связанные с собственным значением слова «право»:
а) используемые в науке, государственном механизме управления:
общество (3), защита (1), юрист(ы) (1), норма(ы) (1), уголовное (1,5), экологическое (0,5); наука (0,5), система (0,5), суд (0,5), нарушение (0,5), поведение (0,5), указание (0,5). В данную зону вошли слова-ассоциации, связанные с правом как основным регулятором отношений между государством и обществом. Наиболее частотным является слово «общество», на которое воздействует государство с помощью права, остальные слова как средство и конечный результат государственного управления. Это совершенно понятно и объяснимо тем, что в современном развитом обществе ассоциативное поле концепта обязательно должно включать в себя понимание и осознание человеком необходимости жить и существовать в коллективе. Ассоциативное поле по частотности выше у студентов НЮФ (общество), по широте - студентов ЮФ. Студенты НЮФ связывают право с обществом (5), наукой (1), защитой (1), поведением (1), указанием (1), студенты ЮФ -уголовным (3), нормой (2), юристами (2), защитой (1), обществом (1), судом (1), системой (1), нарушением (1), экологическим (1), т. е. с отдельными элементами государственного управления;
б) охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять: жизнь (7), свобода (5), выбор(а) (5); обязанность(и) (5), (на) возможность(3), человек(а) (4,5), жить (быть) (2,5), слова (1), собственность(и) (1), личность(и) (1), гражданина (0,5), пользование (0,5), мысли (0,5), на что-то (0,5), на защиту (0,5), образование (0,5), любить (0,5), митинг (0,5), честь (0,5), иметь (0,5), у всех (0,5), каждый человек имеет права (0,5).
Данная зона характеризует ассоциативное поле со значениями слова, представленными в толковых словарях как собственное, а в специальных юридических словарях как субъективное право. Занимает большее количество по частотности и широте (52% от всего числа ответов респондентов). Ассоциативное поле данной зоны шире и больше по частотности у студентов НЮФ (24,5), чем у студентов ЮФ (15). Наиболее ценными для студентов НЮФ являются права (на) жизнь-жить (11), человека-гражданина-личности (9), выбора (6), свобода (5), для юристов на первом месте стоят обязанности (8), затем права (на) жизнь-жить (7), выбора (4), свобода (4), возможности (4), жизнь (4) и человека (3). У студентов НЮФ ассоциативная связь права с обязанностью возникла только в 2 случаях, у студентов ЮФ - в 8. Это, в первую очередь, связано с формированием языкового сознания у студентов ЮФ под воздействием более глубокого изучения права как науки и отрасли права, в частности, метода правого связывания участников правоотношений (установление законом взаимных прав и обязанностей) (табл. 1).
2. Ассоциации, связанные с учебной деятельностью:
а) связанные с учебным процессом: основы (2,5) (учебная дисциплина для студентов неюридических факультетов), пары (1,5) (в значении учебные занятия), учеба (1), ЮФ (юридический факультет) (1), предмет (0,5), лекция (0,5).
б) связанные с изучением права, правовых понятий и категорий: закон(ы) (21,5), Конституция (2), кодекс (0,5), ТГП (учебная дисциплина «теория государства и права») (0,5), уголовное (1,5) и экологическое (0,5) (в значении учебных дисциплин для юристов),
Таблица 1
Ассоциации к стимулу-слову право, связанные с собственным значением
Ассоциации НЮФ ЮФ Ассоциации к НЮФ ЮФ
к слову-стимулу право (кол-во слов) (кол-во слов) слову-стимулу право (кол-во слов) (кол-во слов)
(на) жизнь 7 7 мысли 1
свобода 6 4 на что-то 1
выбор(а) 6 4 на защиту 1
обязанность(и) 2 8 образование 1
человек(а) 6 3 любить 1
возможность 2 4 митинг 1
общество 5 1 честь 1
жить(быть) 5 иметь 1
уголовное 3 у всех 1
собственность(и) 2 каждый имеет права 1
личность(и) 2 система 1
защита 1 1 суд 1
юрист(ы) 2 нарушение 1
норма(ы) 2 поведение 1
гражданина 1 указание 1
слова 1 наука 1
пользование 1 экологическое 1
диспозиция (0,5) (как часть нормы права), мораль (0,5) (в значении сопоставления двух категорий «право и мораль»), сознание (0,5) (в значении изучения правовой категории «правосознание»). Ассоциативные связи «уголовное» и «экологическое» можно отнести и к первой зоне, т. к. уголовное право и экологическое право рассматриваются как отрасли права, так и учебные дисциплины, изучаемые на юридических факультетах.
Данное поле занимает второе место по процентному соотношению (34% от всего количества ответов респондентов). Наиболее частотным является слово закон как источник права (у студентов ЮФ составило 24%, НЮФ - 19%). У студентов ЮФ ассоциативное поле шире, что связано с изучением различных отраслей права (учебных дисциплин): уголовное (3), учеба (2), ЮФ (2), Конституция (2), кодекс (1), пары (1), ТГП (1), экологическое (1), система (1), диспозиция (1), мораль (1), сознание (1). В данную зону вошли такие правовые понятия и категории, как закон (источник права), система (система права), диспозиция (часть нормы права) и мораль (соотношение права и морали), сознание (в значении правосознание), непосредственно связанные с изучением права. Понятие и соотношение данных категорий рассматривается и обсуждается как на ЮФ, так и на НЮФ.
3. Ассоциации-синонимы. Синонимический ряд слова право в ассоциативных связях студентов обоих групп выражен очень слабо. По современному онлайн словарю русских синонимов [15] к таковым отнесены возможность, юриспруденция. Необходимо отметить, что слово возможность можно отнести и к первой зоне. Ассоциации-синонимы выглядят следующим образом: у студентов ЮФ - возможность (4), юриспруденция (2), у студентов НЮФ - возможность (2). Это объясняется тем, что право у молодого поколения не связано с такими значениями, как преимущество, привилегия, льгота, прерогатива, монополия. Все равны перед законом, у всех равные права по закону.
4. Ассоциации, характеризующие внутреннее состояние человека:
а) Оценочные: благо (0,5), важно (0,5), обязательно (0,5).
б) Эмоциональные: же есть (0,5).
в) Сравнительные: кулак (0,5), тьма (0,5).
Более эмоциональными оказались студенты ЮФ (благо, важно, обязательно), в одинаковой степени представлены нейтральные (важно, обязательно) и негативные (кулак, тьма), положительные (благо) и вопросительно-удивленные (же есть) эмоции. Сравнение право с кулаком как силой, тьмой возможно, как с трудной задачей или же с чем-то темным, неизвестным, с трудностями в изучении.
Таблица 2
Ассоциации к слову-стимулу свобода, близкие по значению к право
Ассоциации к слову-стимулу свобода НЮФ (кол-во слов) ЮФ (кол-во слов) Ассоциации к слову-стимулу свобода НЮФ (кол-во слов) ЮФ (кол-во слов)
слова 8 3 совести 1
выбора (право выбора) 4 3 гражданина (человека) 2
мысли 2 2 обязанность 1
право(а) 2 3 анархия 1
чести 3 демократия 1
воля (волеизъявление) 1 3 творчества 1
жизни 6 3
5. Ассоциации, обозначающие конкретные понятия: деньги (0,5), руль (0,5), костюм (0,5). У студентов ЮФ: право - это деньги, возможно, в значении за деньги можно купить любое право, право - костюм, возможно, в значении «белый воротничок», «офисный работник». У студента НЮФ право связано с рулем (крутить руль вправо), интерпретация может быть различная.
6. Ассоциации, используемые в разговорной речи: лево (1), используемое в указании стороны расположения предмета: где право, где лево. Ассоциативная связь право-лево возникла у студентов ЮФ.
7. Ассоциации, обозначающие абстрактные понятия: реальность (0,5). Право реально есть, существует, действует. Такое отношение высказал студент ЮФ, возможно, это его убеждение, сформированное во время учебного процесса.
Семантическое поле концепта свобода
Как уже отмечалось выше, к семантическому полю слова право в данном исследовании отнесено слово свобода. Интересным в данном исследовании явилось выявление ассоциативных связей между словами свобода и право.
Слово свобода представлено следующими словами-ассоциациями, близкими по значению к право: слова (5,5), жизнь(и) (4,5), выбор(а) (3,5), права(о) (2,5), мысли (2), воля (1,5), чести (1,5), волеизъявление (0,5), гражданина (0,5), человека (0,5), право выбора (0,5), совести (0,5), обязанность (0,5), творчества (0,5), анархия (0,5), демократия (0,5), что составляет 25,5% от общего количества ответов. У студентов НЮФ наиболее частотными являются свобода слова и жизни. У студентов ЮФ - слова-ассоциации (выбора, права, жизни, чести) представлены примерно одинаково по количеству упоминаний, АП немногим шире, чем у студентов НЮФ. Необходимо отметить, что 5% студентов (4 респондента НЮФ и 6 респондентов ЮФ) не смогли выразить свои ассоциации с исследуемым словом. Таким образом, слово свобода ассоциируется с правом в двух наших группах примерно в равном количестве студентов НЮФ (26%) и ЮФ (24%) (табл. 2).
В представлении молодежи свобода связана с небом: птицами (8), полетом (3), крыльями (2), ветром (2), воздухом (2,5), голубем (0,5), меньше - полем (1,5), природой (1), океаном (1), горами (0,5), раем (0,5). Также присутствуют оценочные ассоциации: важна (0,5), высшая ценность (1), ложь (0,5), не должна (0,5), нету (0,5), ограничена (0,5), относительна (0,5).
Интересными являются ассоциации на стимул свобода, характеризующие внутреннее состояние человека (преимущественно позитивное): счастье (4), полет (3), независимость (2), спокойствие (1), радость (1), беззаботность (0,5), гулять (1), благополучие (0,5), легкость (0,5), летать (0,5), любовь (0,5), здоровье (0,5), мечта (0,5), вольный (0,5), необходимость (0,5), чувствовать (0,5), стремление (0,5), желание (0,5), мечта (0,5), бег (0,5). Гораздо меньше отрицательного (тоска (0,5), халява (0,5), лень (0,5)). Отметим реакции, свидетельствующие о возрастных особенностях: детство (0,5), молодость (0,5), студенчество (0,5).
Единично представлены ассоциации, связанные с абстрактными понятиями: прошлое (0,5), время (0,5), душа (0,5), мир (0,5), музыка (0,5), мышление (0,5), свет (0,5), сон (0,5), путешествие (0,5), равенство (0,5). Также малочисленными являются реакции, называющие конкретные предметы и единичные понятия: мать (0,5), дом (0,5), руки (0,5), деньги (0,5), дембель (0,5), деньги (0,5), Бог Иисус (0,5).
6,5% ответов выражены антонимами, что считается универсальной особенностью человеческого сознания: тюрьма (1,5), раб/рабство (1,5), решетка (1), заключение (0,5), клетка (0,5), бич (0,5), смерть (0,5), долг (0,5).
В 5,5% реакций свобода ассоциируется с учебной деятельностью: закрытая сессия (0,5), каникулы (0,5), лето (1,5), отдых (1), переменка (0,5), сдача сессии (0,5), студенчество (0,5), урок (0,5).
Свобода характеризуется молодыми людьми преимущественно позитивно. Такие страны, как США (1) и Франция (0,5), ассоциируются со свободой.
Отсутствие у некоторых респондентов ассоциативных связей на слова-стимулы право и свобода свидетельствует о наличии лакун в языковом сознании студентов (затруднения были вызваны у студентов ЮФ 5% и 6%, НЮФ - 3% и 4% соответственно).
Заключение
Таким образом, семантическое поле концепта право, составленное на основе словарных дефиниций, определенно соотносится с семантическим полем, созданным на основе результатов САЭ. Наш анализ показал, что именно современная, актуальная дефиниция слова право, представленная в современных толковых словарях, соотносится с содержанием ассоциативного поля, полученного при САЭ. Доказательством служат наиболее частотные реакции и широкое ассоциативное поле, связанное с собственным значением слова право как охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять свое субъективное право, предоставленное законом (52% от всего количества представленных ответов). Коннотации в ассоциативном поле представлены обширным списком данных возможностей (право на жизнь, право выбора, право личности/гражданина/человека, право на свободу и др.). Необходимо отметить, что студенты ЮФ право связывают не только со свободой действий, но и обязанностями, т.е. глубже понимают право, что свидетельствует о формировании в их сознании тесной взаимосвязи прав и обязанностей, предусмотренных законодательством.
Также следует отметить, что ассоциативное поле, связанное с учебной деятельностью, занимает 34%, что характеризует учебный процесс как важную часть жизнедеятельности студентов, изучение правовых дисциплин в высших учебных заведениях способствует формированию положительного отношения к праву, а, следовательно, достижению уровня более высокого правосознания.
Можно считать, что современная словарная дефиниция слова право и ассоциативное поле, полученное в САЭ, адекватно отражают картину мира современной молодежи.
Необходимо подчеркнуть один немаловажный, как нам представляется, факт: эксперимент показал, что лексемы право и свобода воспринимаются словами, близкими по значению, при этом отмечается, что в речи студентов нередко эти понятия взаимозаменяемы (право-свобода; право выбора - свобода выбора; право на жизнь - свобода жизни; права человека/личности/гражданина - свобода гражданина/ человека). Молодыми людьми больше ценится право как притязание на что-либо, как свобода выбора к действию.
Результаты проведенного исследования показали широту и глубину концепта право, его формирование в языковом сознании отдельной социальной группы внутри одного национально-этнического сообщества билингвов. Следует отметить, что на результаты исследования не оказало влияние знание двух языков испытуемыми. Прежде всего, это связано, как нам видится, с организацией высшего образования в России на русском языке.
Дальнейшие исследования ассоциативного поля слова право помогут выявить широту и глубину понимания данного концепта среди других социальных групп российского сообщества, а также влияние высшего образование на формирование правосознания современной молодежи.
Л и т е р а т у р а
1. Скоробогатов А. В. Концепт «право» в российском юридическом дискурсе // Актуальные проблемы экономики и права». 2013. № 4. - С. 233-237.
2. Гопка Ю. А., Нечепуренко М. Ю. КОНЦЕПТ «ПРАВО» В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ СТИЛЕ // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5 (часть 1) - С. 95-96.
3. Кушнир О. Н. МАКРОКОНЦЕПТЫ «ПРАВО/ЗАКОН» И «МОРАЛЬ/НРАВСТВЕННОСТЬ»: «ФИГУРЫ КОНФЛИКТА» В ПОЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Филологические науки. Вопросы теории и практики, № 1 (12) 2012. - С. 98-100.
4. Байдавлетова Л. Р. Концептосфера «Право-Закон-Преступление-Милосердие-Наказание» в русской языковой картине мира (на материале фразеологии): автореф. дисс. на соискание канд. филологических наук. Уфа, май, 2013 г. - 21 с.
5. Шафикова Р. Р. Лексико-семантическое поле концептов «право» и «закон» как национально-культурный фон (на материале башкирских народных и английских пословиц и поговорок)» / Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2015. № 5. - С. 132-136.
6. Галиева Д. И. Концептуальное поле «Право и Закон» в русской языковой картине мира как основа формирования профессиональной речи студентов-юристов [Текст] / Д. И. Галиева // Языковая личность: Лингвокультурология. Лингводидактика. Лексикография / под ред. В.В. Воробьева и Л.Г. Саяховой. - Уфа: БГУ, 2001. - С. 140.
7. Stephanopoulos N., Ginsburg T. The Concepts of Law // Univ. Chic. Law Rev. 2017. Vol. 84, № 1. P. 147-175.
8. Сичинава Н. Г. Слово «закон» в древности и сегодня// Материалы III-ей международной научно-практической конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», Вып. 3. -Ростов-на-Дону: Донское книжное изд-во, 2013. - С. 38-42.
9. Виноградов В. В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных / Отв. Ред. Н. Ю. Шведова.- М.: «Толк», 1994. - 1138 с.
10. Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. Том второй (П-С). - 416 с.
11. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка /перевод О.Н. Трубачева. В 4-х томах. Том 3. М.: Прогресс, 1986. https://vasmer.lexicography.online/
12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - 28-е изд., перераб. - М.: Изд-во Оникс-ЛИТ, 2012. - 1376 с.
13. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь.-7-е изд., испр. и доп. - М.: Рус.яз., 2001. - 882 с.
14. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - М.: Русские словари, 1999. - 530 с.
15. Словарь русских синонимов (П) / http://synonymonline.ru/
16. Румянцев О. Г., Додоннов В. Н. Юридический энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 384 с.
17. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. Изд-е 5-е, перераб. и доп. -М.: Изд. М. Ю. Тихомирова, 2014. - 972 с.
18. Большой юридический словарь (более 6000 терминов и определений) (П) / https://petroleks.ru/ dictionaries/dict_big_law16.php
19. Бубнова И. А., Казаченко О. В. Культурные константы русского образа мира на современном этапе развития общества / Вопросы психолингвистики. № 2 (36), 2018. - С. 28-41.
20. Залевская А. А. Слово в лексиконе человека (Психолингвистическое исследование) / А. А. Залевская. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1990. - 205 с.
21. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в писхолингвистике. Вестник Бурятского
университета, № 11, 2011. - С. 6-9.
22. Пищальникова В. А. История и теория писхолингвистики. Курс лекций. Ч. 2. Этнописхолингвистика. М.: Изд-во МГЛУ, 2007. - 20S с.
23. Бескоровайная И. Г. Ассоциативный эксперимент как способ реконструкции фрагментов языкового сознания. - Вопросы писхолингвистики. № 2, 2004. - С. 73-77.
24. Тарасов Е. Ф. Сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. - М., 2003. - С. 3-10.
25. Никаева Т. М. Этнокультурная специфика образа себя и образа другого в языковом сознании русских, якутов, эвенков и эвенов: дисс. на соискание ... к. ф. н. - М., 2013. - 22S с.
26. Залевская А. А. Введение в психолингвистику: учебник / А. А. Залевская. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - 3S2 с.
27. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк ; сост. В. В. Зеленский, А. М. Руткевич. - М.: Мартис, 1997. - 320 с.
2S. Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. С., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский ассоциативный словарь. Кн. 1-6. - М., 1994-199S. Кн.1. - С. 193.
29. Kramsch C. Language and cu ture. Oxford University Press, 2000. P. S0.
30. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психологических исследованиях : учеб. пособие / А. А. Залевская; Калинин. гос. ун-т. - Калинин: КГУ, 197S. - SS с.
31. Караулов Ю. Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н.В. Уфимцева. - М.: ИЯ РАН, 2000. - С. 191-206.
R e f e r e n c e s
1. Skorobogatov A. V. Koncept «pravo» v rossijskom yuridicheskom diskurse // Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava». 2013. № 4. - S. 233-237.
2. Gopka YU. A., Nechepurenko M. YU. KONCEPT «PRAVO» V PUBLICISTICHESKOM STILE // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. - 2015. - № 5 (chast' 1) - S. 95-96.
3. Kushnir O. N. MAKROKONCEPTY «PRAVO/ZAKON» I «MORAL'/NRAVSTVENNOST'»: «FIGURY KONFLIKTA» V POLE VZAIMODEJSTVIYA // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki, № 1 (12) 2012. - S. 9S-100.
4. Bajdavletova L. R. Konceptosfera «Pravo-Zakon-Prestuplenie-Miloserdie-Nakazanie» v russkoj yazykovoj kartine mira (na materiale frazeologii): avtoref. diss. na soiskanie kand. filologicheskih nauk. Ufa, maj, 2013 g. - 21 s.
5. SHafikova R. R. Leksiko-semanticheskoe pole konceptov «pravo» i «zakon» kak nacional'no-kul'turnyj fon (na materiale bashkirskih narodnyh i anglijskih poslovic i pogovorok)»/ Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015. № 5. - S. 132-136.
6. Galieva D. I. Konceptual'noe pole «Pravo i Zakon» v russkoj yazykovoj kartine mira kak osnova formirovaniya professional'noj rechi studentov-yuristov [Tekst] / D. I. Galieva // YAzykovaya lichnost': Lingvokul'turologiya. Lingvodidaktika. Leksikografiya / pod red. V.V. Vorob'eva i L.G. Sayahovoj. - Ufa: BGU, 2001. - S. 140.
7. Stephanopoulos N., Ginsburg T. The Concepts of Law // Univ. Chic. Law Rev. 2017. Vol. S4, № 1. P. 147-175.
S. Sichinava N. G. Slovo «zakon» v drevnosti i segodnya// Materialy III-ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «YAzyk i pravo: aktual'nye problemy vzaimodejstviya», Vyp. 3. - Rostov-na-Donu: Donskoe knizhnoe izd-vo, 2013. - S. 3S-42.
9. Vinogradov V. V. Istoriya slov: okolo 1500 slov i vyrazhenij i bolee 5000 slov, s nimi svyazannyh / Otv. Red. N. YU. SHvedova.- M.: «Tolk», 1994. - 113S s.
10. Preobrazhenskij A. G. EHtimologicheskij slovar' russkogo yazyka. Tom vtoroj (P-S). - 416 s.
11. Fasmer M. EHtimologicheskij slovar' russkogo yazyka /perevod O.N. Trubacheva. V 4-h tomah. Tom 3. M.: Progress, 19S6. https://vasmer.lexicography.online/
12. Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. - 2S-e izd., pererab. - M.: Izd-vo Oniks-LIT, 2012. - 1376 s.
13. Lopatin V. V., Lopatina L. E. Russkij tolkovyj slovar'.-7-e izd., ispr. i dop. - M.: Rus.yaz., 2001. - 882
s.
14. Abramov N. Slovar' russkih sinonimov i skhodnyh po smyslu vyrazhenij. - M.: Russkie slovari, 1999.
- 530 s.
15. Slovar' russkih sinonimov (P) / http://synonymonline.ru/
16. Rumyancev O. G., Dodonnov V. N. YUridicheskij ehnciklopedicheskij slovar'. - M.: INFRA-M, 1996.
- 384 s.
17. Tihomirova L. V., Tihomirov M. YU. YUridicheskaya ehnciklopediya. Izd-e 5-e, pererab. i dop. - M.: Izd. M. YU. Tihomirova, 2014. - 972 s.
18. Bol'shoj yuridicheskij slovar' (bolee 6000 terminov i opredelenij) (P) / https://petroleks.ru/dictionaries/ dict_big_law16.php
19. Bubnova I. A., Kazachenko O. V. Kul'turnye konstanty russkogo obraza mira na sovremennom ehtape razvitiya obshchestva / Voprosy psiholingvistiki. № 2 (36), 2018. - S. 28-41.
20. Zalevskaya A. A. Slovo v leksikone cheloveka (Psiholingvisticheskoe issledovanie) / A. A. Zalevskaya.
- Voronezh: Izd-vo Voronezh. un-ta, 1990. - 205 s.
21. Arhipova S. V. Associativnyj ehksperiment v piskholingvistike. Vestnik Buryatskogo universiteta, № 11, 2011. - S. 6-9.
22. Pishchal'nikova V. A. Istoriya i teoriya piskholingvistiki. Kurs lekcij. CH. 2. EHtnopiskholingvistika. M.: Izd-vo MGLU, 2007. - 208 s.
23. Beskorovajnaya I. G. Associativnyj ehksperiment kak sposob rekonstrukcii fragmentov yazykovogo soznaniya. - Voprosy piskholingvistiki. № 2, 2004. - S. 73-77.
24. Tarasov E. F. Soznanie: soderzhanie i funkcionirovanie. XIII Mezhdunarodnyj simpozium po psiholingvistike i teorii kommunikacii. - M., 2003. - S. 3-10.
25. Nikaeva T. M. EHtnokul'turnaya specifika obraza sebya i obraza drugogo v yazykovom soznanii russkih, yakutov, ehvenkov i ehvenov: diss. na soiskanie ... k. f. n. - M., 2013. - 228 s.
26. Zalevskaya A. A. Vvedenie v psiholingvistiku: uchebnik / A. A. Zalevskaya. - M.: Rossijsk. gos. gumanit. un-t, 1999. - 382 s.
27. YUng K. G. Analiticheskaya psihologiya: Proshloe i nastoyashchee / K. G. YUng, EH. Sehmyuehls, V. Odajnik, Dzh. Habbehk ; sost. V. V. Zelenskij, A. M. Rutkevich. - M.: Martis, 1997. - 320 s.
28. Karaulov YU. N., Sorokin YU. S., Tarasov E. F., Ufimceva N. V., CHerkasova G. A. Russkij associativnyj slovar'. Kn. 1-6. - M., 1994-1998. Kn.1. - S. 193.
29. Kramsch C. Language and cu ture. Oxford University Press, 2000. P. 80.
30. Voprosy organizacii leksikona cheloveka v lingvisticheskih i psihologicheskih issledovaniyah: ucheb. posobie / A. A. Zalevskaya; Kalinin. gos. un-t. - Kalinin : KGU, 1978. - 88 s.
31. Karaulov YU. N. Pokazateli nacional'nogo mentaliteta v associativno-verbal'noj seti // YAzykovoe soznanie i obraz mira / otv. red. N.V. Ufimceva. - M.: IYA RAN, 2000. - S. 191-206.
^SMír^ír