УДК 81'23, 811.133.1
Чжан Янь
Бурятский государственный университет ул. Смолина, 24а, г. Улан-Удэ, 670000, Республика Бурятия
АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ КОНЦЕПТА «ДОМ» В РУССКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ
В статье рассматривается концепт «дом» в его ассоциативном поле, исследование которого проводится в рамках когнитивной лингвистики и психолингвистики. Особое внимание сосредоточено на анализе реакций, полученных с помощью ассоциативного эксперимента. Результат позволяет судить о типичных представлениях носителей русского языка, о главных когнитивных параметрах концепта «дом», закреплённых в их сознании.
Ключевые слова: ассоциативное поле, ассоциативный эксперимент, концепт «дом», реакция.
В настоящее время языкознание уделяет большое внимание исследованиям национальных специфик в культуре, самосознании народа, языковой картине мира и других областях.
Концепт представляет собой культурно-ментально-языковой комплекс, который, как отмечают российские лингвисты, «отражает национальное языковое сознание» [Лихачев, 1993. С. 5], а также представляет собой ключевое понятие для понимания национального менталитета, указывает на специфическое отношение к миру его носителя [Воркачев, 2001. С. 49]. Он, по мнению И. Т. Вепревой, дает нам возможность изучать как материальную, так и духовную самобытность различных этносов [Вепрева, 2005. С. 197]. Сказанное выше дает основания заключить, что концепт представляет собой микромодель когнитивного национального менталитета, которая служит
эффективным инструментом для раскрытия национальной специфики сознания носителей языка данного этноса.
В нашем случае объектом этносемантиче-ского исследования выбран концепт «дом». С одной стороны, он служит одной из констант, существующей в сознании носителей русского языка; с другой - характеризуется достаточно богатыми и многосторонними признаками в плане содержания. При рассмотрении концепта «дом» в сознании носителей русского языка особого внимания заслуживает психологический фактор, регулирующий ментальность данного этноса. В нашей статье применен ассоциативный эксперимент, который является одним из важных психолингвистических методов, служащих неотъемлемой частью концептуального анализа объекта исследования. Он был использован в анализе психологического, категориального
Чжан Янь. Ассоциативное поле концепта «дом» в русском языковом сознании // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. Т. 14, № 4. С. 39-42.
ISSN 1818-7935
Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. Том 14, № 4 © Янь Чжан, 2016
и предметного содержания концепта, выяснении образов сознания, отраженных вербальными ассоциациями, в межъязыковых и межкультурных исследованиях.
В отличие от остальных методов, подчеркивающих связь между некими объектами или явлениями, ассоциативный эксперимент сосредоточен на учете мотивации личности. По этой причине он определяется как прием, направленный на выявление ассоциаций, основанных на личном опыте человека. Ассоциативная связь помогает нам осознавать предмет или явление в тесной связи с культурной средой, поэтому мы принимаем фундаментальное положение Н. В. Фрумкиной о том, что ассоциативная связь определена именно культурой во всем ее многообразии - всеми знаниями и опытом ее носителей [Фрумкина, 2001. С. 192]. При помощи ассоциативной связи можно, следовательно, построить ассоциативное поле концепта, которое в простейшей форме интерпретирует одну из моделей хранения знаний в сознании человека.
Наш ассоциативный эксперимент проводился по следующей схеме: респондентами в эксперименте стали 200 информантов - носителей русского языка в возрасте от 18 до 45 лет; из них 126 респондентов женского пола и 74 мужского. Участниками эксперимента стали студенты филологического, исторического и восточного факультетов Бурятского государственного университета (БГУ, г. Удан-Уде); преподаватели БГУ различных специальностей; переводчики, инженеры, работники разнообразных предприятий и учреждений города Улан-Удэ.
Эксперимент осуществлялся как в групповой, так и в индивидуальной форме, время ответа ограничивалось тремя минутами; количество самих речевых реакций не ограничивалось. Исследовательскую цель-стимул мы сформулировали так: «запишите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется слово дом». Таким образом, ассоциативный эксперимент проводился в форме опроса. Сначала мы раздали испытуемым чистые листы, после чего они заполнили свои общие сведения: возраст и пол.
В ходе эксперимента респонденты не испытывали никаких затруднений, и большинство из опрашиваемых выполнили задание в
течение 2-3 минут. В результате эксперимента получено 544 ассоциативных реакции, из которых 125 отличались друг от друга. 41 испытуемым было дано более пяти ответов на вопрос.
По общим семантическим признакам реакции, полученные в ходе ассоциативного эксперимента, могут быть разделены на группы по следующим параметрам:
П-1 - реакции, обозначающие лиц, которые связаны с домом, 168 единиц (31 %): Семья (75), родитель (24), мама (17), брат (8), сестра (8), папа (7), бабушка (5), дети (4), родственники (3), дом, где живут оба родителя (3), родные люди (2), близкие люди (3), сестренка (2), дом там, где мама (1), братик (1), бабуля (1), дедушка (1), папина (1), друзья (1), одноклассник (1).
П-2 - реакции, обозначающие предметы и реалии, связанные с домом, 92 единиц (17 %). Среди них выделяется несколько подгрупп:
устройства и источники энергоснабжения дома: очаг (16), печка (1), огонь (1);
еда, пища: вкусная еда (21), ужин (5), чипсы (1), сок (1), горячие булочки, приготовленные мамой (1), мясо (1);
предметы мебели и их принадлежности: кровать (5), мебель (1), кресло (1), постель (1), одеяло (1);
домашние электроприборы: холодильник (1);
элементы дома: окно (3), крыша (1), кухня (1);
части приусадебного участка: сад (2), огород (3), двор (1);
домашние растения: трава (1), цветы (1); строительный материал: дерево (1); расположение дома: поселок (1), пятый этаж (1);
домашние животные: котик (2), кошка (3), щенок (1), собака (1), кот (1), пес (1), животные (3);
образы дома: родина (3), детство (3). П-3 - Особенности дома и его внутреннее состояние через оценку человека, живущего в доме, 266 единиц (49 %):
теплый: теплый (6), тепло (46), теплое чувство (1);
уютный: уютный (5), уют (37), комфорт (5);
Чжан Янь. Ассоциативное поле концепта «дом» в русском языковом сознании
счастливый: счастливая (1), sweet home (1); счастье (11), счастье - чуть домой (1);
хороший: в гостях хорошо, а дома лучше (8), хорошо (3), дома лучше, чем везде (1), все будет хорошо (1);
жилой: жилое помещение (6), дом, где живут ваши родители (3), место, где живет человек (1);
дружный: дружба (3), дружный (1); свой личный и интимный: свое (3); мой (3), тайник (1);
расслабляющий: расслабляющий (1), расслабленность (1);
дающий опору: опорный (1), поддержка (4);
добрый: добро (2), доброта (1); богатый: богат (1), дом, как полная чаша (1);
единый: вся семья в сборе (1), единство (1);
крепкий: моя крепость (10), крепость (4); защищающий: защита (3), щит (1); родной: родной (6), место, где я родился (1), вот моя деревня, вот мой дом родной (1);
свободный: свобода (3), чувствовать себя как дома (2);
спокойствие: спокойствие (9), покой (2); радость: радость (8), веселье (2), рады (1), юмор (1), смех (4), улыбка (1), шутки (1);
понимание: понимание (5), взаимопонимание (3), там, где тебя всегда поймут (1).
В данную группу входят также любовь (22), уважение (3), близкий (2), деревянный (2), местный (1), большой (3); чистота (1).
П-4 - домашние занятия и времяпрепровождение, 18 единиц (3 %):
отдых (6), уборка (5), отдыхать (2), хранить (1); любить (1), расслабиться (1), кино (1), мультик (1).
Можно с уверенностью утверждать, что в сознании носителей русского языка типичными являются речевые реакции, репрезентирующие физиологические ощущения и эмоции, которые связаны у русскоязычного человека с домом. Так, более 60 % респондентов отреагировали словами «счастье», «тепло», «близко», «спокойствие», «радость», «любовь» и др., характеризующими именно их представления о доме и выражаю-
41
щими их симпатию, любовь к своему дому и, вместе с тем, к семье.
Ядро в ассоциативном поле концепта «дом» составляют следующие реакции: семья (75), тепло (46), уют (37), родитель (24), любовь (22), вкусная еда (21), очаг (16). Ядро показывает главное в восприятии концепта «дом» респондентами: жизненный опыт, знания данного этноса и особенности его традиционной культуры.
В ассоциациях респондентов также можно обнаружить устойчивые метафоры о доме, такие как крепость (14), защита (3), щит (1), которые все без исключения отражают опорный признак надежности концепта «дом». Типичный образ дома в сознании носителей русского языка - это крепость, защита от всех угроз, реальных и вымышленных; также это место, где члены семьи общаются, понимают и поддерживают друг друга, заботятся друг о друге.
Заключая анализ результатов проведенного ассоциативного эксперимента, можно отметить, что концепт дом действительно наделяется не только физическими, но и психическими значениями, отражает крайне широкий спектр понятий, чувств, толкований.
Список литературы
Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 384 с.
Воркачев С. Г. Концептуальный аспект в изучении языковых единиц. М.: Прогресс, 2001. 292 с.
Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1993. Т. 52, № 1. С. 3-9.
Фрумкина Р. М. Психолингвистика. М.: Академия, 2001. 320 с.
Материал поступил в редколлегию 18.10.2016
Zhang Yan
116016, China, Dalian city, streetXilu, 14-4-3 Buryat State University 24a Smolin Str., Ulan-Ude, 670000, Russian Federation
ASSOCIATIVE FIELD OF THE CONCEPT "ДОМ" IN THE RUSSIAN LANGUAGE CONSCIOUSNESS
The article discusses the concept "ДОМ" in its associative field, the research of which is conducted in the framework of cognitive linguistics and psycholinguistics. Particular attention is focused on the analysis of the responses, which were obtained by means of an associative experiment. This eth-nosemantic data gives us a possibility to elicit the main cognitive parameters of the concept «home / house» and to describe in an objective way typical representations, which are enshrined in the mind of the native speakers of Russian.
Keywords: associative experiment, concept «^ house», response, cognitive signs.
References
Frumkirn R. M. Psiholingvistika. [Psycholinguistics]. Moscow, ASDEMA, 2001. 316 p.
Likhachev D. S. Kontseptosfera russkogo yazyka [Conceptual sphere of Russian language] // News of RAS, Series of literature and language, 1993. T. 52, № 1. Рр. 3-9.
Vepreva I. T. Yazykovaya refleksiya v postsovetskuyu epokhu [Reflections on language in the post-Soviet era]. Moscow, Olma-Press, 2005. 384 p.
Vorkachev S. G. Kontseptual'nyy aspekt v izuchenii yazykovykh edinits [The conceptual aspect in the study of language units]. Moscow, Progress, 2001. 292 p.