консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам (IFRS - International Financial Reporting Standards и US GAAP - United states Generally Accepted Accounting Principles). Эти системы бухгалтерского учета могут являться базой для создания бухгалтерского учета трансакционных издержек.
5. Перевод структуры управления корпорации с иерархической вертикально-интегрированной на горизонтально-интегрированную организационную структуру.
Это вызвано рядом обстоятельств.
Во-первых, важную роль в создании вертикально-интегрированных организационных структур играет исторический аспект институциональных изменений. Большинство компаний были приватизированы из крупных государственных предприятий и это обуславливает их вертикальную интеграцию.
Во-вторых, осуществление деятельности в форме корпорации, к примеру, в форме открытого вертикально-интегрированного акционерного общества способствует привлечению капитала из различных источников, в том числе из государственных источников.
Горизонтально-интегрированные корпорации более гибки в управлении и более мобильны.
6. Обеспечение перехода корпораций от узкой специализации к широкой диверсификации, что обеспечит корпорации большую устойчивость и сократит затраты на трансакционные издержки антикризисных мероприятий.
Таким образом, предложенный институционально-синергетический механизм управления трансакционными издержками вертикально-интегрированной корпорации включает выделение видов механизмов, источников формирования трансакционных издержек, функций управления, инструментов управления и разработку мероприятий.
Литература:
1. Коуз Р. Природа фирмы. - Эко: Экономика и организация промышленного производства. - 1993. - №2.
2. Олейник А. Институциональная экономика: учебное пособие. - М.:ИНФРА-М, 2002.
3. Шаститко А.Е. Неоинституциональная экономическая теория - М.: ТЕИС, 1998.
4. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. - Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского Ун-та, 2000.
АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТРИКОТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Гобечия Т.З., научый сотрудник НИИ Развития профессионального образования при Департаменте Образования г. Москвы
В статье проведен комплексный анализ ассортиментной структуры рынка отечественного трикотажа, обоснованы основные элементы ассортиментной политики российских производителей трикотажных изделий.
Ключевые слова: трикотаж, ассортимент, ассортиментная политика, товарный рынок
THE PRODUCT LINE POLICY OF THE RUSSIAN ENTERPRISES, MANUFACTURERS OF KNITTED PRODUCTS
Gobechija T., The product line policy of the Russian enterprises, manufacturers of knitted products
In article the complex analysis ассортиментной structures of the market of domestic jersey is carried out, basic elements ассортиментной politicians of the Russian manufacturers of knitted products are proved.
Keywords: jersey, assortment, a product line policy, the commodity market
Важнейшим фактором успеха работы предприятия на любом товарном рынке легкой промышленности является ассортиментный охват выпускаемой им продукции. Это обеспечивается за счет изучения ассортиментной структуры рынка, а также разработки и внедрения в выпускаемую продукцию как можно большего числа позиций ориентированных на все сегменты рынка: мужчины, женщины, подростки и дети.
Ассортиментная структура рынка отечественного трикотажа очень разнообразна. В статистической отчетности трикотажные изделия подразделяются на верхний, бельевой трикотаж и чулочно-носочные изделия. Однако столь укрупненные позиции не имеют отражения в реальном сегментировании рынка, и требуют более детальной сегментации.
Согласно данным официальной статистики, структура российского рынка трикотажных изделий в стоимостном выражении выглядит следующим образом, рис. 1.
Рис. 1. Структура российского производства трикотажных изделий в стоимостном выражении
Выбор одного направления для организации выпуска трикотажных изделий не является единственно-возможной стратегией эффективного развития предприятия на российском рынке. В настоящее время к крупнейшим производителям как на рынке верхнего, так и на рынке бельевого трикотажа относятся такие предприятия, как: Вожская текстильная компания (Чувашская Республика), Ишимбайская трикотажная фабрика (Республика Башкортостан), Корпорация «Глория Джинс» и другие.
В соответствие с государственными стандартами, продукция трикотажной промышленности отнесена к 84-му классу. По назначению трикотажные изделия подразделяют на 8 подклассов: 1-й — бельевой трикотаж; 2-й — верхний трикотаж; 3-й — чулочно-носочные изделия; 4-й — платочно-шарфовые изделия, головные уборы; 5-й — перчаточные изделия; 6-й—трикотажное полотно; 7-й — утепляющие материалы; 8-й — резервный подкласс. Каждый подкласс подразделяют на группы (от первой до десятой), по половозрастному признаку и назначению они подразделяются на подгруппы, подгруппы — на виды изделий, а виды — на разновидности.
В соответствии со стандартной классификацией трикотажные изделия бытового назначения классифицируются по следующим признакам: назначению, виду применяемого сырья, структуре трикотажных переплетений, способам изготовления, отделки и обработки изделий и полотен.
Изделия, входящие в группы по половозрастному признаку, делятся на подгруппы; одежда мужская, женская, для мальчиков и девочек подросткового и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста, мальчиков и девочек ясельного возраста, новорожденных.
По сезонным признакам различают следующие виды изделий бытового назначения: зимние, демисезонные, летние, внесезонные (не зависящие от сезона).
По выполняемым социальным функциям одежду подразделяют на торжественную, повседневную, домашнюю, спортивную.
Виды швейных изделий можно характеризовать следующими признаками: наименованием одежды (платье, костюм и т. д.); половозрастным делением; сезонностью; видами тканей и материалов верха, применяемых при изготовлении изделий; сложностью.
Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются наименованием изделия, фасоном, покроем и видом обработки.
Фасон изделий определяется его силуэтом, формой, покроем и обработкой. Сложность обработки определяется количеством баллов по узлам обработки изделий. Группа сложности указывается в техническом описании модели и в артикуле изделий.
Разновидности одежды характеризуются размерными признаками — ростом, обхватом груди (размером), полнотой (для мужчин — обхват талии, для женщин — обхват бедер). Размерные признаки для детской одежды (от 3 до 18 лет) — рост, обхват груди и талии. Размеры головных уборов обозначают по их внутренней окружности. Указывается вид подкладки, утепляющего материала, мехового приклада и отделки.
На практике структурирование российского рынка трикотажных изделий довольно затруднительно, так как включает в себя ряд направлений:
• Укрупненная группировка (верхний, бельевой трикотаж, а также чулочно-носочные изделия);
• По используемым материалам при производстве (шерстяная пряжа, объемная, синтетические нити, хлопчатобумажная смесовая пряжа)
• По видам изделий в каждой группе
- верхний трикотаж (джемпера, пальто, брюки, изделия для
спорта, юбки и т.д.)
- бельевой (бюстгальтеры, комбинации, футболки, изделия для спорта, халаты и т.д.)
- чулочно-носочные изделия (носки, колготки, чулки и т.п.);
• По основным сегментам потребителей (детский, мужской, женский) или (мужчины и мальчики, женщины и девочки);
■ Другие.
Рассмотрим примеры используемых группировок трикотажных изделий. По видам используемого вида сырья при производстве группируются чулочно-носочные изделия, рис.2.
ну — на осенне-зимние и весенне-летние; по способу производства — на вязаные и кроеные. Кроме того, существует классификация по видам, фасонам, размерам, ростам, полотнам и другим признакам.
Ассортимент бельевого трикотажа включает женское, мужское, подростковое и детское белье. Белье для девочек и мальчиков выпускают такое же, как для женщин и мужчин. Детское белье вырабатывается для следующих возрастных групп: ясельной, дошкольной, младшей школьной, старшей. Структура российского производства бельевого трикотажа представлена на рис.3.
Рис. 3. Структура российского производства бельевого трикотажа по видам в 2010 году
Как видно из диаграммы, заметную долю в структуре российского производства бельевого трикотажа занимают футболки и аналогичные изделия, более 30% от общего объема производства трикотажа. В большей степени это связано с тем, что потребителями данной подгруппы товаров являются все сегменты рынка: дети, мужчины и женщины, в то время как другие подгруппы (комбинации и прочее, кальсоны и прочее, бюстгальтеры и прочее) ориентированы на один сегмент рынка.
К женским бельевым изделиям относятся комбинации, ночные сорочки, юбки нижние, панталоны и др. Разнообразие моделей комбинаций и сорочек обеспечивается различными конструкциями лифа, разной отделкой горловины, пройм и низа изделия. Ассортимент женского белья пополняется благодаря разработке и внедрению полотен новых структур, обладающих комфортностью и модным художественно-колористическим оформлением, а также за счет создания новых видов изделий. Корсетные изделия. В ассортимент корсетных изделий входят бюстгальтер, бюстгальтер-комбинация, корсет, полукорсет, грация, грация-трусы, пояс для чулок, пояс-панталоны и др.
Отечественная промышленность выпускает домашнюю одежду. Домашняя одежда для женщин и девушек — это халаты в комплекте с ночными сорочками или пижамами; туники в комплекте с ночными сорочками; жилеты и юбки с запахом в комплекте с ночными сорочками или пижамами и др. Домашняя одежда для мужчин и юношей включает халаты в комплекте с пижамами или фуфайками и шортами, куртки типа халата или блузона в комплекте с пижамами.
Изделия верхнего трикотажа имеют широкий ассортимент видовой продукции, рис.4.
Рис. 2. Структура производства чулочно-носочных изделий в 2010 году по видам сырья
Анализируя данный пример, можно определить предпочтения потребителей по типу используемых видов сырья. Основу структуры чулочно-носочных изделий составляют изделия с использованием хлопчатобумажной смесовой пряжи, около 70% от производства чулочно-носочных изделий в 2010 году. Однако надо учитывать тот факт, что данный тип изделий лидирует, в связи с высокой долей детской продукции, где хлопок предпочтительнее других материалов.
Разбивку укрупненных групп трикотажных изделий на подгруппы можно рассмотреть на примере бельевого и верхнего трикотажа.
Бельевой трикотаж подразделяют на подгруппы по разным признакам. По назначению различают бытовой и спортивный бельевой трикотаж; по половозрастному признаку — женский, мужской, подростковый и детский; по материалу — из хлопчатобумажной, хлопколавсановой пряжи, искусственных нитей, синтетической пряжи и нитей, эластичных и объемных нитей, чистошерстяной и смешанной пряжи. По виду полотна трикотажные бельевые изделия подразделяют на основовязаные и поперечновязаные; по сезо-
Рис. 4. Структура российского производства верхнего трикотажа по видам изделий в 2010 году
Как видно из рисунка, в структуре российского производства верхнего трикотажа наибольшая доля приходится на выпуск жакетов, платьев, брюк и аналогичных изделий из трикотажа, 60%. Данная подгруппа пользуется повышенным спросом. Сюда относят такие изделия как костюм — классический универсальный тип одежды, который состоит из жакета и юбки или жакета, жилета и юбки, брюки и жакет. Большую долю в данной подгруппе занимают платья. Например легкое трикотажное платье. Ассортимент легкого платья отличается разнообразием. Это платье, платье-костюм, платье-пальто, платье-халат, халат, пеньюар, сарафан, чехол под платье, жилет, фигаро, блузка, юбка-брюки и др.
Более 30% объемов выпуска приходится на джемпера и пуловеры. В данной подгруппе заметную долю занимают изделия для мужчин и мальчиков.
Ассортимент верхнего трикотажа постоянно обновляется и расширяется. Внедряются новые комплекты — платья с жакетами, платья с жилетами, платья с пальто, которые могут быть выполнены из полотен-компаньонов.
Использование при структурировании трикотажных изделий сегментов потребителей, на которые они ориентированы, упрощает анализ и прогнозирование конъюнктуры данного рынка. Упрощается определение ключевых факторов, влияющих на спрос, что повышает эффективность управления продажами того или иного вида трикотажных изделий.
По всем группам трикотажных изделий выделяется группа товаров для детей, рис.5.
100%
75%
50%
25%
0%
47,6 39,7 66,6
Ь9,2
60,3
52,4
40,8
33,4
>5 п
S а 2 2 н а.
и (О
I Товары для детей □ Прочие
ко взрослому затруднительно, так как может определяться исключительно размерной шкалой, но при этом одежда как маленьких, так и больших размеров не является гарантией правильного определения возрастной группы населения: мужчины с маленьким размером одежды, дети и подростки - с большим. Отсюда эффективнее разделить трикотажные изделий по видам для женщин и девочек, а также мужчин и мальчиков, рис. 7.
носки детские, тыс
22%
Рис. 7 Структура производства трикотажных изделий по сегментам в 2010 году
В настоящее время такому типу группировки подвергается большинство видов верхних трикотажных изделий, рис. 8.
100%
75%
50%
25%
0%
92,1
76,9
23,1
62,7
37,3
49,4
50,6
Пальто, куртки, плащи, плащи с
капюшонами, анораки и т.д.
Костюмы, комплекты, пиджаки, блейзеры, брюки, комбинезоны шорты и юбки
Джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты трикотажные из шерстяной пряжи
Джемперы и пуловеры легкие тонкие трикотажные
I мужские и для мальчиков □ женские и для девочек
Рис. 5. Доля товаров для детей в различных группах трикотажных изделий в 2010 году
Как видно из рисунка 5, детский трикотаж является значительным сегментом рынка по всем видам трикотажных изделий (от 40 до 70%), что определяется преимуществом трикотажных изделий в качестве детской одежды. Однако в последнее время такой вид одежды как трикотаж получил заметное распространение и как одежда для взрослой части населения.
Таким образом, ориентируя группировку товаров на конечных потребителей, трикотажные изделия подразделяют на детский, женский и мужской, например чулочно-носочные изделия, рис. 6.
Рис. 8. Разбивка основных групп трикотажных изделий по двум сегментам «мужчины» и «женщины» в 2010 году
Как видно из рисунка, по отдельным подгруппам верхних трикотажных изделий доля «мужских» и «женских» товаров заметно варьируется. Основу российского верхнего «женского» трикотажа составляют костюмы, юбки, блейзеры, пиджаки и кардиганы из шерстяной пряжи, «мужского» - пальто, куртки, анораки, а также джемпера и пуловеры из легкого трикотажного полотна.
Анализ ассортимента для организации эффективного функционирования на современном рынке является ключевой составляющей логистической политики предприятия-производителя. На организацию поставок при широчайшем ассортименте продукции трикотажных изделий оказывает влияние ряд факторов, одними из которых являются мода и сезонность. Формирование эффективной системы поставок невозможна без учета этих и ряда других факторов. Для примера рассмотрим влияние сезонности на объемы выпуска некоторых видов трикотажных изделий российскими производителями, рис. 9.
Рис. 6. Структура производства чулочно-носочных изделий по сегментам в 2010 году
На долю детских чулочно-носочных изделий в 2010 году пришлось 37% от общего объема выпуска, на долю изделий для женщин пришлось 35%. Чуть меньший объем выпуска в общей структуре приходится на изделия для мужчин, 28%. Основу как женских чулочно-носочных изделий, так и детских составляют колготки, мужских - носки.
Использование сегментирования продукции, исключающего детский трикотаж, связано с тем, что переход одежды от детского
Рис. 9. Структура производства по отдельным видам трикотажных изделий по кварталам в 2010 году
Как видно из рисунка 9, объемы выпуска по основным видам трикотажа не сильно варьируются в зависимости от сезона. Это определяется экономической составляющей эффективного функционирования производства. Изменения происходят по подгруппам трикотажных изделий и по материалам, из которых они изготовлены. В осенний и зимний период выпускаются джемпера и другие
верхние трикотажные изделия с включением шерсти, весной и летом - хлопка. Таким образом, по укрупненным группам трикотажа сезонность сглаживается. Аналогичная ситуация на рынке чулочно-носочных изделий. Однако при организации эффективной системы поставок, где анализируется каждая ассортиментная подгруппа трикотажа, учет фактора сезонности неизбежен.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Агеева Е.В., аспирант ГОУ ВПО «Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности»
В статье проведен анализ основных характеристик кластерной политики, показаны преимущества развития кластеров и обоснованы основные проблемы реализации кластерной политики в России.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, промышленность, конкурентоспособность
REALIZATION PROBLEMS OF CLUSTER POLITICIANS IN RUSSIA
Ageeva E., Russian Correspondence Institute of Textile and Light Industry, GOU VPO, the post-graduate student
In article the analysis of the basic characteristics кластерной politicians is carried out, advantages of development кластеров are shown and the basic problems of realization кластерной politicians in Russia are proved.
Keywords: cluster, cluster policy, the industry, competitiveness
Кластеры все чаще рассматриваются в качестве объекта промышленной политики нового образца, главной целью которой выступает повышение конкурентоспособности страны, территории или отрасли и мощи страны в целом. Но, фактически, мощь создается на микроэкономическом уровне, способностью фирм создавать товары и услуги, пользующиеся устойчивым спросом, используя эффективные способы производства, распределения и потребления. Таким образом, эффективность предпринимательского сектора неразрывно переплетена с качеством местной бизнес среды: более производительные компании требуют, среди прочего, более квалифицированной рабочей силы, лучшей информированности, более эффективного управления, усовершенствованной инфраструктуры, “продвинутых” исследовательских институтов и поставщиков, более интенсивного конкурентного давления.
Принятие кластерной политики в качестве стратегического инструмента отраслевого или регионального развития требует соответствующих дефиниций. Хотя, на сегодняшний день можно констатировать высокую популярность кластерного подхода, до сих пор не найдено оптимального способа определения кластера.
Попытки дать однозначную формулировку понятия кластера вызывают множество проблем. И, как показывает опыт, целесообразно определять его как набор нескольких ключевых характеристик: географической концентрации и взаимосвязанности участников кластера, конкуренции между ними, критической массы малого и среднего бизнеса. Термин “кластерная политика” используется как общее название для различных способов поддержки инициатив по созданию и развитию сетевых объединений предприятий (кластеров). Как показывает практика современного экономического развития, наибольшей эффективности достигают экономические системы с высоким уровнем внутренней конкуренции. Конкурентная борьба - ключевой элемент концепции кластеров. Взаимообусловленность кластеров и конкуренции проявляется в нескольких направлениях. Соперничество внутри кластера приводит к повышению его эффективности, побуждает его участников к постоянному совершенствованию своей деятельности и инновационному поиску, а географическая близость членов кластера, в свою очередь, способствует усилению конкуренции.
Соперничество в кластерах тем более важно, поскольку ведется не только за потребителя, но и за ресурсы, и поддержку в региональном масштабе. Конкурентное давление в кластере усиливается вследствие «непрямой конкуренции и распространяется на фирмы, непосредственно не конкурирующие между собой.
Методы правительственного вмешательства в экономическое развитие, в настоящее время корректируются под воздействием выявленных «провалов» государства. К наиболее существенным из последних можно отнести издержки традиционных отраслевого и регионального подходов к экономической политике, а также несогласованность различных ветвей и уровней власти, что и объясняет перспективность реализации кластерного подхода.
По сути, кластерная политика объединяет промышленную политику, региональную политику, политику поддержки малого бизнеса, политику по привлечению иностранных и внутренних инвестиций, инновационную, научно-техническую, образовательную и другие политики. Реализация кластерной политики подразумевает комплекс мер преимущественно регулятивного характера, направленных на устранение препятствий, мешающих установлению взаимодействия и взаимозависимости между различными участниками кластера. Органы власти играют важную роль в процессах кластеризации. Государственная политика может быть необходима, чтобы усовершенствовать существующие кластеры или развить кластеры, находящиеся в стадии зарождения. Роль органов власти в развитии кластеров заключается как в создании инфраструктуры для деятельности кластера, так и в непосредственном воздействии на факторы конкурентоспособности. Существует множество инструментов, пригодных для реализации целей кластерной политики, однако, в силу уникального характера кластеров, вряд ли можно выделить какие-либо универсальные подходы.
В целом, выделяются пять наиболее общих типов кластерной политики :
1. политика посредничества, направленная на создание условий для конструктивного диалога внутри кластера и усиление кооперации между его участниками;
2. политика стимулирования спроса - формирование потребительских предпочтений в регионе, развитие родственных и поддерживающих секторов экономики, госзаказ;
3. образовательная политика, целью которой выступает формирование необходимых компетенций в регионе;
4. политика стимулирования внешних связей, заключающаяся в устранении торговых барьеров, защите прав интеллектуальной собственности, реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов;
5. политика создания благоприятных структурных условий: макроэкономических, институциональных и др.
Однако, то, что кластеры сулят потенциальные выгоды, не может служить аргументом для безоговорочного принятия кластерной политики. Для выработки рекомендаций относительно ее реализации необходим детальный и беспристрастный анализ.
Проблемы, стоящие на пути осуществления кластерного подхода, можно разделить на две широкие категории: трудности, свойственные реализации кластерной политики как таковой, и проблемы, вытекающие из специфики социально-экономической обстановки в конкретном регионе. Основная особенность, ос-
ложняющая реализацию какой-либо кластерной политики, - это существенные различия, наблюдающиеся между кластерами в зависимости от их отраслевой принадлежности, местоположения и внутренней организации.
В настоящее время в качестве цели развития повсеместно декларируется конкурентоспособность, достигаемая путем создания